Декабристов революция: Восстание декабристов — попытка революции или борьба за власть?

Содержание

Милица Нечкина


1982 год

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Нечкина М. В.

МЕСТО ДЕКАБРИСТОВ В ИСТОРИИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ

Ленин высоко оценил первое выступление против самодержавия — восстание декабристов.

Историю русского революционного движения Ленин, как уже сказано, начинает с декабристов.

«В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами»,— говорил Ленин в «Докладе о революции 1905 года», прочитанном в Цюрихе на собрании рабочей молодежи в 1917 г. 1) В день памяти первой русской революции 1905 г. Ленин счел нужным вспомнить и о дне 14 декабря 1825 г., когда дворяне-революционеры впервые в истории России выступили с оружием в руках против самодержавия. Декабристы не только выдвинули лозунги борьбы с самодержавием и крепостным строем, но впервые в истории революционного движения в России организовали открытое выступление во имя этих требований.

Декабристы были деятелями первого, дворянского, этапа революционного движения в России.

Периодизация русского освободительного движения ярко очерчена Лениным в произведении «Из прошлого рабочей печати в России».

«Освободительное движение в России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время.

Самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен. В ту пору, при крепостном праве, о выделении рабочего класса из общей массы крепостного, бесправного, «низшего», «черного» сословия не могло быть и речи. Предшественницей рабочей (пролетарски-демократической   или   социал-демократической)

[ 153 ]

печати   была   тогда   общедемократическая   бесцензурная печать с «Колоколом» Герцена во главе ее.

Как декабристы разбудили Герцена, так Герцен и его «Колокол»   помогли  пробуждению разночинцев…» 2).

Таким образом, восстание декабристов имело большое значение в истории революционного движения в России. Это было первое открытое выступление против самодержавия с оружием в руках. До этого времени в России происходили лишь стихийные крестьянские волнения. Восставшее крестьянство героически боролось против крепостного гнета, и значение этой борьбы было прогрессивно: она расшатывала устои крепостного строя и сокращала сроки его существования. Но стихийное крестьянское движение было политически темным, его не освещало политическое сознание; крестьяне шли на борьбу против помещиков, но в своей темноте были бессильны подняться до сознательных лозунгов борьбы с царизмом, с крепостным строем в целом, верили в «доброго царя» и были во власти темной идеологии «наивного монархизма».

Революционным движением еще нельзя назвать стихийные крестьянские восстания. Революционная борьба ведется политически сознательными людьми, сложившимися в организацию. Революционеры имеют политическую программу и сознательно разработанную тактику действий.

Между стихийными крестьянскими восстаниями Разина и Пугачева и выступлением декабристов легла целая полоса мировой истории: ее новый этап был открыт победой революции во Франции конца XVIII в., вопрос ликвидации феодально-абсолютистского строя и утверждения нового — капиталистического — встал во весь рост перед Европой. Декабристы принадлежат к этому новому времени, и в этом существенная сторона их исторического значения. Их восстание было политически сознательным, ставило себе задачу ликвидации феодально-абсолютистского строя, было освещено передовыми идеями эпохи. Впервые в истории России мы можем говорить о революционной программе, о сознательной революционной тактике, анализировать конституционные, проекты. Радищев был идейным предшественником декабристов, но условия ис-

[ 154 ]

торического развития России тогда еще не созрели до такой степени, чтобы было можно создать революционную организацию. Он написал революционную книгу, но не замышлял и не мог замышлять открытого и в какой-то степени организованного выступления. Между тем декабристы не только замыслили, но и организовали первое в истории России восстание против самодержавия. Они совершили его открыто, на площади столицы, перед лицом собравшегося народа. Их действия отмечены печатью классовой ограниченности, они были «страшно далеки от народа», но они принадлежали к тем передовым деятелям своего времени, которые  «помогли разбудить народ».

Лозунги борьбы против крепостного права и самодержавия, выдвинутые декабристами, не были лозунгами случайного и преходящего значения: они имели большой исторический смысл и остались на долгие годы действенными и актуальными в революционном движении.

Лишь Великая Октябрьская социалистическая революция в качестве «побочного продукта» своей пролетарской борьбы до конца выкорчевала в России средневековье. «Мы решали вопросы буржуазно-демократической революции походя, мимоходом, как «побочный продукт» нашей главной и настоящей, пролетарски-революционной, социалистической работы»,— говорил Ленин, отмечая четырехлетнюю годовщину Октябрьской революции 3).

Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа. Неудачей своего движения, всем своим, по словам Пушкина, «скорбным трудом» декабристы как бы завещали последующим революционерам строить свои планы в расчете на активное участие народных масс. Тема народа как главной силы революционной борьбы прочно вошла с тех пор в сознание деятелей революционного движения. «Декабристам на Исаакиевской площади не хватало народа»,— сказал преемник декабристов Герцен,— и эта мысль уже была результатом усвоения опыта декабристов.

Восстание декабристов имело большое значение и для революционной агитации. Подвигом декабристов вдохновлялись  участники  тайного  общества   братьев  Критских,

[ 155 ]

раскрытого в 1827 г. Они считали себя преемниками декабристов. Михаил Критский, «выхваляя конституции Англии и  Гишпании,  представлял   несчастным   тот   народ, который состоит под правлением монархическим, и называл великими преступников  14 декабря, говоря, что они желали блага своему Отечеству» 4),— говорилось  на  следствии об организации братьев Критских. Воспоминание о декабристах не раз играло агитационную  роль в последующем революционном движении, и не только в русском. Так, в польском восстании, 13(25) января 1831 г., в день детронизации Николая I, была организована  в   Варшаве Патриотическим обществом большак демонстрация в честь декабристов. Член клуба Адам Гуровский произнес политическую речь на площади, была отслужена панихида но пяти повешенным Николаем I декабристам.

Этим  актом был заявлен протест   против   самодержавия   и   подчеркнута братская солидарность русских и польских революционеров в борьбе с царизмом.

На  Герцена ‘и Огарева декабристы оказали огромное влияние.   «Я чувствовал, что я не с той  стороны, с которой картечь и  победы… — писал Герцен в  «Былом  и думах». — Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души». Знамя, выпавшее из рук декабристов, было подхвачено Герценом — еще в юные годы осознал   он   себя   борцом  за   те  же   идеи:   «Победу Николая над пятью торжествовали в Москве молебствием. Середь Кремля митрополит Филарет благодарил бога за убийство. Вся царская фамилия молилась, около нее Сенат, министры, а кругом на огромном пространстве стояли густые массы гвардии, коленопреклоненные, без киверов, и тоже молились; пушки гремели с высот  Кремля… Мальчиком 14 лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я клялся отомстить за  казненных  и  обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем,   с  этими пушками.

Я не отомстил: гвардия и трон, алтарь и пушки — все осталось, но через 30 лет   я   стою   под тем же знаменем,  которого  не покидал  ни  разу»,—вдохновенно писал Герцен. В письмах к декабристам Герцен и Огарев называли себя «питомцами вашего союза».

[ 156 ]

Огарев писал о поэте-декабристе Рылееве:

Мы стих твой вырвем из забвенья
И в первый русский вольный день
В виду младого поколенья
Восстановим для поклоненья
Твою страдальческую тень.

Символ восстания декабристов — профили пяти казненных — изображен был на обложке революционного журнала «Полярная звезда», издававшегося Герценом за границей.

Восстание декабристов изучалось петрашевцами, искавшими пути для организации восстания в России. Петрашевцы жадно расспрашивали бывшего в Сибири Черносвитова о сосланных декабристах, вели с ним «исторические разговоры» о тайных обществах в России: «Говорить случилось мне о государственных преступниках в Сибири, сосланных по 14-му декабря, их вообще в Сибири называют декабристами; главные вопросы были о их образе мыслей» 5),— показывал   Черносвитов   на   следствии.

Крестьянский революционер, великий украинский поэт-демократ Т. Г. Шевченко преклонялся перед декабристами. Он называл их «невольниками святыми», хотел на крыльях полететь за Байкал, взглянуть «в вертепы темные и поры», мечтал освободить «поборников святой неволи». С благоговением поцеловал оп изображения казненных декабристов на обложке «Полярной звезды» Герцена.

Революционное движение ушло далеко вперед после декабристов; революционеры-демократы, действовавшие в разночинский период революционного движения, были гораздо ближе к народу и гораздо последовательнее декабристов решали задачи революционного движения. Но память декабристов продолжала быть дорогой для революционеров, служила целям их агитации.

Великие революционеры-демократы Чернышевский и Добролюбов чтили память декабристов. Молодой Добролюбов в нелегальной рукописной газете «Слухи», которую он составлял и распространял еще будучи студентом Петербургского педагогического института, посвящал декабристам целые страницы.    № 9   «Слухов»   от   17   октября

[ 157 ]

1855 г. имел подзаголовок «Тайные общества  в   России 1817—1825 года», где кратко рассказана вся история декабристов. Н. Г. Чернышевский умел говорить о декабристах   «эзоповским  языком», намеками доводя до «друга читателя» мысль о восстании 14 декабря, о революционной борьбе декабристов. В декабре 1855 г. Чернышевский начал публиковать в  «Современнике»   «Очерки   гоголевского периода русской литературы». В этом месяце исполнялось 30 лет со дня восстания декабристов. Чернышевский писал: «Чтобы составить себе справедливое понятие о современном состоянии европейской науки и цивилизации, надобно, действительно, изучать его в произведениях передовых мыслителей Запада. И кто поймет значение их трудов, тому общий вопрос о Европе и об отношении России к Западной Европе представится столь же простым, как представлялся, по мнению автора, тридцать лет тому назад» 6). Прокламации 60-х годов, сыгравшие такую значительную роль в революционной ситуации конца 50-х — начала 60-х годов, агитировали именем декабристов. Прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению» начиналась стихотворением Рылеева «Гражданин». Прокламация Заичневского «Молодая Россия» призывала русское войско к восстанию, надеялась, что оно «вспомнит и свои славные действия в 1825 году, вспомнит бессмертную славу, которой покрыли себя герои-мученики». Разгром восстания декабристов был важнейшим уроком для последующих поколений революционеров. Декабристы завещали им свой революционный опыт,   и  опыт этот показал, что восстание, не опирающееся на активную поддержку народных масс,  обречено на поражение.

[ 158 ]

Примечания:

1) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т, 30, с. 315.

2) Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 25, с. 93. 154

3) Ленин В, И. Поли. собр. соч., т, 44, с, 147,

4) Показание участника кружка Лушникова. См : Мих. Лемке Тайное общество братьев Критских,- Былое, 1906, № 6, с. 45.

5) Дело петрашевцев, М.; Л., 1937, т. 1, с. 448.

6) Чернышевский П. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы.— Полн, собр. соч. М., 1947, т, 3, с. 83—84, (Курсив мой,- М., Н.).

 

Вернуться к оглавлению

Нечкина М.В. Декабристы. М., «Наука» 1984.


Далее читайте:

Движение декабристов (Список литературы).

Декабристы:  | АБ | БА | ВА | ГА | ДА | ЕА | ЖА | ЗА | ИА | КА | ЛА | МА | НА | ОА | ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА | (биографический справочник).

Участники наполеоновских войн (биографический справочник).

Румянцев В.Б. И вышли на площадь…  (Взгляд из XXI века).

«Русская Правда» П. И. Пестеля.

Южное общество декабристов, крупнейшая организация декабристов на Украине. Создано в марте 1821 года.

Россия в 20-е годы XIX века (хронологическая таблица).

Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. Русские мемуары. Избранные страницы. 1826-1856 гг. М., 1990.

Садовников Владимир. В преддверии годовщины восстания. Движение декабристов и современность.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

«У декабристов народ был ни при чем» – Огонек № 49 (5402) от 14.

12.2015

Как декабристская мечта воплотилась в реалиях последующей революционной истории России — «Огонек» расспрашивал об этом доктора исторических наук, профессора РГГУ Оксану Киянскую

Предыдущая фотография

Алексей Боголюбов. «Отправление декабристов в ссылку в Финляндию», 1854 год. Путь декабристов в новые русские революции начался через несколько десятилетий после выступления на Сенатской площади

Фото: Fine Art Images / DIOMEDIA

Следующая фотография

1 / 2

Алексей Боголюбов. «Отправление декабристов в ссылку в Финляндию», 1854 год. Путь декабристов в новые русские революции начался через несколько десятилетий после выступления на Сенатской площади

Фото: Fine Art Images / DIOMEDIA

— Мы до сих пор наизусть помним формулу: декабристы разбудили Герцена, Герцен разбудил Ленина. Скажите, Оксана Ивановна, а что на самом деле унаследовали от декабристов следующие поколения революционеров?

— Легенду. Ее создал Герцен и первым стал ей поклоняться. Эта легенда была подхвачена самими декабристами, дожившими до освобождения. Она же легла в основу базового интеллигентского мифа о людях, которые отдали жизнь во имя счастья страдающего брата. Ту же легенду унаследовали и народовольцы — те, кто пришел в революцию после декабристов. Но только легенду. «Народная воля» ничего не переняла у декабристов. Единственное, что их объединяет, это «Долой царя!», понимание того, что нужно менять власть. Если декабристы 10 лет думали, как им царя убить, то народовольцы его убили. Если декабристы мечтали об организации всеобщего юридического равенства, то народовольцы говорили о крестьянской революции, переделе земли. Никто из народников не учился у декабристов. И разбудили народников не декабристы, а реформы 1861 года.

— Кто из революционеров есть кто? Вот декабристы — это интеллигенты или аристократы?

— Если бы декабристов назвали интеллигентами, они бы очень удивились. Они были дворянами. Интеллигенция — это понятие пореформенного времени. Тогда появилось третье сословие — люди, которые, даже будучи дворянами, не ощущали себя таковыми, сами зарабатывали на жизнь, имели образование, размышляли о природе бытия, устройстве общества и, конечно, мыслили себя в оппозиции власти. Мне кажется, главный признак русской интеллигенции — это оппозиция власти.

— А народовольцы — это интеллигенты?

— Там были разные в социальном отношении люди, от дворянки Перовской до крестьянского сына Андрея Желябова. Их объединяло общее дело. И Желябов, и Перовская учительствовали, ходили в народ. Да, скорее всего, это действительно классовая общность интеллигентов.

— Интеллигенция оправдала Веру Засулич, стрелявшую в петербургского градоначальник Трепова?

— Провокационный вопрос! Присяжные решили, что у Засулич были основания стрелять. Не знаю, насколько эти присяжные мыслили в категориях противостояния императору, но общественное сознание в ту эпоху было таково, что люди оправдывали борьбу с несправедливостью.

— Иными словами, общественное сознание России оправдывало террор? Потрясает!

— Это всех потрясает. Только общественное сознание не оправдывало террор как таковой. Во-первых, на царя еще не покушались, и мало кто понимал, что до такого дойдет. Во-вторых, изменилось настроение в обществе по сравнению с временами Александра I и Николая I. Если тогда бунтовщики и революционеры подлежали безусловному наказанию, то Александр II в 1856-м простил декабристов. Они вернулись из Сибири кумирами поколения и всячески проповедовали свои идеи. Когда пало крепостное право, многие сочли это результатом действия идей декабристов. В сознании произошел перелом: все решили, что революции не всегда дурны. В этом контексте история Засулич и стала вполне положительной. Присяжные признали: у нее были мотивы стрелять (Трепов, напомним, приказал высечь политзаключенного народника Боголюбова за то, что тот не снял перед ним шляпу.— «О»), она не просто убийца. И это потрясло людей, которые совершенно не были солидарны с Засулич.

— Так в чем разница между аристократической революцией декабристов и революцией народников?

— Изменилась эпоха. Народники к народу были ближе по рождению и по социальной ориентации. Для них главным вопросом был вопрос о земле. Почему воля, объявленная Александром II, была встречена не ликованием, а народными восстаниями? Потому что крестьянам была нужна не столько свобода личная, сколько земля. А иначе у них все шансы умереть с голоду.

— Вы хотите сказать, что проблемы народа не стояли в центре аристократической революции?

— Нет. Чтобы освободить крестьян, не нужно было делать революцию. Был указ Александра I о вольных хлебопашцах, и согласно ему крестьян можно было просто освободить. Но никто из декабристов этого не сделал. Они действовали исходя не из крестьянских нужд, а из своих собственных. Они вернулись с войны, где от их таланта и умения зависел исход битв. Там они себя видели действующими лицами истории, а вернувшись, оказались винтиками в военной машине. Они могли либо выслуживать чины, либо выйти в отставку — «В деревне книги стал читать»… А декабристы, как они потом показывали на допросах, хотели быть политиками, вершить судьбы страны. При жестко стратифицированном сословном обществе, при самодержавии это было невозможно. Отсюда главная цель декабристов — равные права для всех.

Что касается народников, то они появились как реакция на Манифест 1861 года. Император не решился дать землю крестьянам, не стал экспроприировать собственность у помещиков. Освобожденные крестьяне в итоге остались нищими. После этого все вертелось вокруг проклятого вопроса о земле. Здесь корни народнического движения. Идея передела земли по-черному, то есть поровну между крестьянами и помещиками, воодушевляла все поколения революционеров до 1917-го. Как только большевики выдвинули лозунг «Земля крестьянам!», крестьяне тут же пошли за ними. И стали главным движителем большевистской революции. Кстати, декабристы понимали, что так и будет. Пестель разрабатывал план освобождения крестьян с землей, но его не послушали.

— С идеологией понятно. А в чем разница методов?

— Революцию предполагали и декабристы, и народники. Но это разные революции. Первая народническая организация «Земля и воля» видела свою роль в том, чтобы ходить в народ и его просвещать — вполне мирно. Но когда «Земля и воля» распалась на «Черный передел» и «Народную волю», у народовольцев появилась идея террора. Это и был их метод — устрашение, смута, убийства чиновников. Потом это переняли эсеры и большевики. Народники вообще ближе к большевикам, чем к декабристам. Они спокойно относились к убийству. Им казалось: стоит только раскачать страну террором и сразу последует крестьянская революция.

— Так революцию все-таки должен был делать народ?

— Да, и народ понимался только как крестьянство. Вот народники и пытались его раскачать. Ходили по деревням, разговаривали. Сами крестьяне и сдавали их в полицию. Да, народ был недоволен условиями отмены крепостного права, бунтовал, но совершенно не собирался делать революции.

— А кто должен был делать революцию у декабристов?

— Армия. Народ вообще ни при чем. Декабристы не раз говорили на следствии, что не хотели привлекать народ к возмущению, потому что не хотели гражданской войны. Они проанализировали ход революции французской — прообраза всех революций XIX века. Чтобы тогда справиться с восставшим народом, якобинцы ввели террор. Вот Пестель и говорил: мы учтем этот опыт и будем опираться не на народ, а на армию.

— Это давало декабристам гарантию того, что революция будет бескровной?

— Никаких гарантий, что кровь не прольется, не было. И декабристы готовы были ее пролить. Они не были прекраснодушными мечтателями. Они были офицерами и понимали, что врага убивать надо. С помощью армии надеялись эту кровь уменьшить, а там уж как пойдет. Народники в этом смысле куда больше утописты, чем декабристы. Им казалось, что они легко совладают с народной стихией. Как только объявят черный передел, все будет нормально и жизнь сразу наладится.

— Как те и другие относились к идее цареубийства?

— Идея цареубийства тоже из Французской революции: французы своего короля казнили под восторги толпы. У нас было не так. Декабристы собирались убить царя. Но им даже думать об этом было страшно — 10 лет собирались и так и не убили. До декабристов царей у нас традиционно убивали заговорщики, а не революционеры. Парадокс в том, что среди следователей, работавших с декабристами, были те, кто в свое время задушил Павла I. Известен такой эпизод. Во время допроса Пестеля один из следователей сказал: «Вы хотели убить царя! Как вы могли?!» А Пестель ответил: «Ну я хотел, а вы же убили». Декабристы вошли в историю русской революции как те, кто так и не убил царя. А народники спокойно убили царя в марте 1881 года. Это сближает их с большевиками и с якобинцами. Декабристы таких сближений не хотели.

— При этом декабристы первыми сказали слово «диктатура».

— Первыми это слово сказали те же французы. Декабристы вообще ничего не придумали такого, чего не было до них. А до них была якобинская диктатура. Как там Марат говорил: «Всего 500-600 отрубленных голов и этого будет достаточно, чтобы обеспечить вас покоем и счастьем». Потом была диктатура Наполеона. Это совсем другая диктатура. Декабристам не нравились якобинцы, но им нравился Наполеон. Пестель к нему присматривался, изучал, как он свою диктатуру делал. Она не была такой кровожадной, как якобинская. Но Пестель и не собирался быть демократом. Он понимал диктатуру как нелегитимное военное правительство, которое проводит в жизнь реформы и подавляет сопротивление. Как только реформы будут реализованы, диктатура отменится и начинается народовластие. Такой был план.

— А народники что думали о диктатуре?

— А вот народники не были сторонниками диктатуры. Они были большими демократами, и даже большевики поначалу были демократами. Народники говорили о народе, о земле, но все это был детский сад. Понятно, что каждый революционер, приходя к власти, должен связаться с диктатурой рано или поздно. По-другому невозможно. Чтобы обеспечить повиновение и удержать народ, нужен диктат. С этим потом столкнулись большевики.

— А как декабристы решали национальный вопрос?

— Это один из самых дискуссионных вопросов в декабристском наследии. Пестель считал, что все племена российские должны быть слиты в один народ. Все национальное своеобразие уничтожалось. Почему? Потому что декабристы считали, что это своеобразие нарушает принцип равных возможностей. Например, еврейский вопрос. С этим вопросом Россия столкнулась в конце XVIII века, когда после раздела Польши России отошли огромные территории, населенные евреями. По традиции евреи жили замкнуто и не общались с государством напрямую — только через общину. В армии они не служили, налогов не платили, подчинялись раввину и даже не знали, что там в стране делается. Ну и возможностей для образования и карьеры у них было меньше. Пестель решал этот вопрос радикально — все равны, и все тут. За образец брался опыт Наполеона, который собрал главных раввинов Франции и сказал: «Все, с завтрашнего дня вы все французы. Можете верить во что угодно, но закон один для всех». Евреи так насмотрелись на революцию, что тут же согласились. Вот Пестель хотел того же.

— Но русская история не приняла этот путь?

— Да. И для евреев, как и для многих других наций, были созданы особые условия. Это было страшно неудобно и России, и самим евреям. Все были за интеграцию, но никто не понимал, как это сделать. Все время возникали комиссии по еврейскому вопросу, оценивали положение евреев и с той стороны, и с этой. Но взять и сказать — все, отныне вы граждане — боялись.

— Чего боялись-то?

— А как вы это сделаете, когда в стране крепостное право? Что вам на это скажут крестьяне? Евреям, значит, все, а мы чего! И тут же будет погром. Все затянулось в жуткий узел. При этом никто не был зоологическим антисемитом. Хотели как лучше. Но как? Пестель сказал: выход во всеобщем равенстве. Евреи могли и не согласиться с этим, тогда им предлагалось валить. Где там Палестина, вот туда и валите. И надо отдать должное Пестелю, в этом была своя правда — закон един для всех.

— Как это решали народники?

— Никак. Их это не волновало. Им казалось, что после крестьянской революции все сразу станет на свои места.

— А Ленин как решал этот вопрос?

— Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Произошло переосмысление — национальный вопрос потонул в вопросе интернационального братства. Появился марксизм и появился новый взгляд, на ура принятый русской интеллигенцией.

— Как декабристы понимали личность?

— Это же время романтизма, героев, повального преклонения перед Наполеоном. Все верили, что каждый человек может определять судьбу эпохи. Именно в среде декабристов возникло такое понятие, как дух времени. Это воля Бога, которая сообщается отдельно избранным людям. У Рылеева есть такой текст — «О духе времени». Он там пишет: «Человек свят, когда он умеет понять дух времени». А если ты понял дух времени, значит, ты должен понять, к чему стремится народ. Потом эта мысль станет ключевой у Толстого в «Войне и мире». Понимаете, все декабристы были разными. Но все они мечтали о равенстве, верили в свою исключительность, метили в Наполеоны, и всем им казалось, что они понимают дух времени. Поэтому в их среде было сложно с иерархией, с идеей подчинения начальникам. Если каждый Наполеон — это естественно.

— Как народники представляли революционера?

— Это совсем другой тип человека. Романтизм давно сменился реализмом. Идеализм — материализмом. Народники мыслили в категориях более приземленных, социальных и практических. Это разночинцы с трудными биографиями. Они образовали очень замкнутое сообщество, куда посторонние не допускались. Создали образ революционера как бесстрашного представителя организации, для которого главное не выдать товарищей, который идет до конца. Именно они выработали принципы поведения революционера. Он должен не ломаться на допросе, не выдавать друзей. У декабристов такого быть не могло. У них мир никогда не делился на наших и ненаших. Они были людьми широких взглядов и не видели себя заточенными в подвалах, как Вера Павловна из романа Чернышевского «Что делать?». Над декабристами тяготели долг присяги государю, долг чести. Декабрист — дворянин, он должен сознаться перед царем. Они не были революционерами до конца. От всего этого народники были абсолютно свободны.

— Над народниками не тяготел долг чести?

— Нет, конечно. Наоборот, долгом считалось отрицание долга перед государем. Один из моих любимых персонажей, Желябов, готовил убийство царя, но его арестовали раньше. После 1 марта 1881 года он написал письмо царю о том, что если участников этого покушения намерены казнить, то было бы вопиющей несправедливостью оставлять жизнь ему, ветерану партии, который всю жизнь занимался подготовкой этого покушения. Кстати, интересно, как относились к предателям в разные времена. Предатели-народники воспринимались как преступники, которых надо покарать, убить, изгнать. А предатели декабристов никак не пострадали — в целом их поступок укладывался в кодекс чести дворянина.

— То есть народники — это революционеры-профессионалы, а декабристы просто любители?

— В общем, да. В России очень быстро шла профессионализация революции. С появлением народников чем дальше, тем больше шла поляризация на «они» и «мы», на партию и «остальных». Декабристы профессионалами не были: они жили на доходы со своих имений и жалованье. А народники уже были партией с членскими взносами, освобожденными руководителями, вели коммерческую деятельность, содержали конспиративные квартиры. Это та модель, которую еще Чернышевский предложил в романе «Что делать?». Там конкретно описано, что и кому надо делать, чтобы приблизить революцию. И финал хороший: революция происходит, все счастливы. Немудрено, что молодые люди 1860-х делали жизнь по Рахметову и Вере Павловне. Все убийцы царя — ученики этого романа. И Чернышевский первый очень четко поделил общество: мы, новые люди, и они, старые люди, которых мы в новую жизнь не возьмем.

— А у декабристов был свой проект нового человека, который должен получиться в результате революции?

— Декабристы о новом человеке не задумывались. И вообще создание нового человека, который должен жить в новой прекрасной стране,— уже поздний большевистский эксперимент.

Беседовала Ольга Андреева

русских декабристов и их жен| Достопримечательности Иркутска

https://pikabu. ru/story/dekabristyi_i_nizhnie_chinyi_5585005

Император России Александр I умер

Не успели люди выкрикнуть «король умер, да здравствует король», 14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошел государственный переворот. Это было время междуцарствия между смертью Александра I и воцарением Николая I. Прекрасная возможность была использована участниками восстания.

Что заставило их организовать это восстание?

Несколько лет назад.

Во время Великой Отечественной войны 1812 года против Наполеона участники тех событий, выходцы из аристократического сословия, могли наблюдать за западным обществом и сравнивать его с русским. Несомненно, русские офицеры были потрясены, увидев жизнь народов, свободных от крепостного права, при оккупации Западной Европы. Они поняли, что монархическая власть там ограничена. Наполеон был побежден. Вернувшись в Россию, офицеры решили основать тайные общества для борьбы с крепостничеством. Они были полны либеральных идей.

С середины 1820-х годов Северное общество и Южное готовились к восстанию, когда внезапно умер Александр I. Хотя восстание было плохо организовано, они решили не терять времени.

 

14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышло более 3000 повстанцев. Они были полностью сломаны

5 руководителей восстания приговорены к смертной казни через повешение.

Крепостное право было официально отменено только в 1861 году.

121 участник тех событий, именуемый отныне декабристами или декабристами (угадайте почему), был отправлен в Сибирь на каторгу и постоянное поселение. Более 30 лет они проведут в этой суровой земле.

 

Кто поддерживал их все это долгое время изгнания?

Жены и невесты некоторых революционеров последовали за мужьями в далекую Сибирь. Им предстояло преодолеть тысячи километров на санях и повозках. Эти женщины понятия не имели, что их там ждет, и в каких условиях им придется жить. Все, чего они хотели, это разделить участь любимой.

Им разрешили присоединиться к своим мужьям в Сибири на некоторых условиях:

  • Им пришлось отказаться от всех своих прав, денег и имущества;
  • Им пришлось оставить своих детей, если они есть, в европейской части России;
  • Дети, родившиеся в изгнании, будут объявлены незаконнорожденными.

Несмотря на все эти условия, женщины присоединились к своим мужьям, и им удалось организовать свою общественную жизнь и родить детей.

Сколько из них выжило и вернулось домой после амнистии 1856 года?

В 1856 году Александр II вступил на престол и объявил амнистию. К тому времени в живых было 56 декабристов из 121 ссыльного. Им разрешили вернуться домой, но запретили жить в Москве и Петербурге.

Как они повлияли на развитие Сибири?

Оказавшись на каторге, декабристы изложили программные требования в борьбе за подъем культуры и просвещения Сибири:

1) создание широкой сети начальных школ за счет добровольных пожертвований местного населения;

2) формальное предоставление ссыльным права на воспитание детей;

3) увеличить количество общеобразовательных школ;

4) оказание государственной поддержки в высших учебных заведениях столицы выпускникам сибирских гимназий;

5) создание при Иркутской гимназии специального класса для подготовки людей к службе в Сибири;

6) учреждение Сибирского университета.

С реализацией этой программы тесно связана активная деятельность декабристов по воспитанию молодого поколения сибиряков. Например, М.И. Муравьев-Апостол стал учить детей в юрте, где жил. ИДЕНТИФИКАТОР. Якушкин занялся изучением различных отраслей знаний, необходимых будущему учителю. Позже он составил учебники по географии и истории России. По инициативе декабристов и при поддержке местного сообщества были созданы школы для мальчиков и девочек.

Способствуя повышению культурного уровня местного населения, декабристы надеялись воспитать новое поколение русской молодежи, способное в будущем бороться с самодержавно-крепостническим строем.

 

Есть ли в Иркутске сайты, посвященные декабристам?

https://www.tripadvisor.ru/LocationPhotoDirectLink-g298527-d2578981-i88023288-Irkutsk_Regional_Исторический_и_Мемориальный_Музей_Декабристов-Irkutsk_Ir.html

В городе находится Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов.

Состоит из двух мемориальных усадеб, расположенных на соседних улицах в историческом центре Иркутска: Усадьба Трубецких (ул. Дзержинского, 64) и Усадьба Волконских (Волконский переулок, 10).

Постоянная экспозиция рассказывает о жизни декабриста в Сибири. Музей гордится своими музыкальными инструментами, принадлежавшими семье Волконских: пирамидальным роялем (конец 19го века), рояль 1831 года и музыкальная шкатулка швейцарского производства середины 19 века. Мария Волконская очень глубоко любила музыку. Инструменты были отреставрированы, и гости дома могут насладиться оригинальной музыкой, созданной ими, во время литературно-музыкальных вечеров, устраиваемых музеем.

Экспозиция Усадьбы Трубецких показывает судьбы всех декабристов через сибирскую жизнь рода Трубецких. Экспозиция состоит из подлинных семейных вещей.

Для протокола

Если вам интересен тот период российской истории, когда произошла декабристская революция, и вы хотите прочувствовать жизнь декабристов в ссылке и понять, какой она была, вам обязательно стоит посетить этот музей, будучи в Иркутске. Или приглашаем вас на экскурсию по Иркутску, где наши местные гиды расскажут вам больше об этом историческом периоде. Не упустите шанс посетить небольшой парк у усадьбы Волконских, где вы увидите Памятник женам декабристов. Скульптура изображает Марию Волконскую. Вернувшись домой из ссылки по амнистии, Мария написала воспоминания о жизни в Сибири. Ее «Записки» послужили исходным материалом для стихотворения Н. А. Некрасова «Русские женщины».

Вы бы последовали за своим супругом в изгнание?

 

Автор Марина, местный гид

Декабристское движение и восстание | Encyclopedia.com

Тайное общество, действовавшее в России с 1816 по 1825 год, названное в честь неудачного восстания в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года. 1818 г. в Петербурге. Затем последовал Союз благоденствия, созданный в 1818 году. Последняя существовала до 1821 г., объединяла более двухсот членов и имела отделения в Петербурге, Москве, Кишиневе и других городах Российской империи. Оба общества были организованы молодыми офицерами, недавно вернувшимися из заграничного военного похода во время наполеоновских войн. Убежденные, что русская армия даровала свободу европейским народам, эти либерально настроенные и хорошо образованные молодые представители русского дворянства были разочарованы политикой Александра I, реформаторские планы которого, намеченные в начале его царствования, не были реализованы. Наблюдая крутой рост национализма в Европе и следуя традиции «любви к отечеству» русского образованного дворянства конца XVIII — начала XIX веков, декабристы склонялись к крайнему патриотизму. Они представляли русский народ как нацию и действовали от ее имени. Взяв в качестве примера немецкий Tugendbund (Союз добродетели), действовавший в Пруссии во время наполеоновской оккупации, члены тайных обществ провозгласили своей главной целью национальное возрождение. В частности, эта националистическая тенденция выражалась в требованиях отстранения иностранцев от русских руководящих должностей. Масонство с его идеализмом и моральным императивом, с одной стороны, и секретностью и ритуализацией, с другой, также способствовало движению. Многие участники русских тайных обществ одновременно были членами масонских лож.

Главной целью Союза Благоденствия было влияние на общественное мнение. Его члены стремились создать благоприятные условия для проведения конституционных реформ в России, направленных на нравственное и духовное оздоровление элиты и общества в целом. Многие члены участвовали в создании школьной системы Ланкастера в России, так как считали, что она способствует просвещению бедных классов и армии. Литература, игравшая важную роль в общественной жизни России со времен царствования Екатерины Великой, была также важным полем деятельности Союза благоденствия и других декабристских обществ. Многие декабристы внесли свой вклад в русскую политическую лирику и литературный романтизм, были членами различных литературных обществ. Заговорщики Кондратий Рылеев, Александр Бестужев-Марлинский и Вильгельм Кюхельбекер были известными писателями своего времени.

Новые тайные общества, созданные на базе Союза Благоденствия, были более конспиративными и лучше организованными. Южное общество во главе с его безусловным лидером полковником Павлом Пестелем возникло в 1820 г. в Тульчине; а Северное общество было основано в 1821 г. в Петербурге. Никита Муравьев и Николай Тургенев были главными фигурами последнего общества. Летом 1825 г. Южное общество приняло членов Общества объединенных славян, надеясь создать общеславянскую конфедерацию. Заговорщики обсуждали проекты российской конституции и способы совершения вооруженного восстания и цареубийства.

«Русское правосудие» Пестеля, принятое в качестве программы Южного общества, и «Конституция» Муравьева были наиболее представительными из конституционных проектов декабристов. Оба проекта предусматривали отмену крепостного права. Муравьев предлагал конституционную монархию, федеративное устройство страны, имущественный ценз на выборах. Радикальный проект Пестеля предусматривал создание централизованной якобинской республики и специфическую земельную реформу, раздел земли на частный и общественный секторы. По проекту Пестеля диктатура временного правительства должна была продлиться 10—15 лет после восстания, тогда как лидеры Северного общества предлагали досрочные выборы власти.

Непосредственным поводом для действий заговорщиков стал кризис престолонаследия. 19 ноября 1825 года бездетный Александр I неожиданно скончался на юге России в далеком от столицы Таганроге. По закону 1797 года преемником должен был стать старший из его братьев, великий князь Константин, наместник польский. Однако в 1820 г. Константин вступил в морганатический брак, а в 1822 г. в частном письме к Александру отказался от своего права на русский престол. В 1823 году Александр подписал манифест, в котором провозгласил преемником своего следующего старшего брата Николая. Неизвестно, почему этот документ держался в секрете от общественности. Когда известие о смерти Александра дошло до столицы, генерал-губернатор Петербурга Михаил Милорадович убедил Николая, что гвардия ему не верна и восхождение его на престол будет считать узурпацией. Николай и армия присягнули Константину, который проживал в Польше. Последний не желал принимать власть, но и не отрекался от нее публично. В опасной ситуации междуцарствия Николай стал императором и назначил новую присягу на верность на 14 декабря9.0003

Воспользовавшись беспорядком в войсках и правительстве, члены тайных обществ решили уговорить солдат не приносить присягу Николаю. План восстания был разработан в квартире Рылеева в ночь на 13 декабря. Заговорщики составили манифест к русскому народу, в котором провозглашалась «упразднение прежней власти». Руководителем восстания был назначен полковник князь Сергей Трубецкой, один из лидеров Северного общества.

К несчастью для заговорщиков, не все те офицеры и солдаты, которые должны были участвовать в восстании, действительно собрались. Трубецкой как будто потерял самообладание и не повел мятежников. На Сенатской площади в боевой готовности выстроились около трех тысяч солдат во главе с тридцатью офицерами. Ближайшие улицы были заполнены людьми. Верные Николаю войска окружили площадь. Несколько часов войска стояли друг напротив друга. Было предпринято несколько попыток уговорить солдат вернуться в казармы, и генерал-губернатор Милорадович был смертельно ранен отставным лейтенантом Павлом Каховским. Наконец Николай отдал приказ открыть огонь, и мятеж был подавлен.

Несмотря на поражение в столице и несмотря на арест Пестеля 13 декабря, южные заговорщики, в том числе и члены «Объединенных славян», решили действовать. Восстанием руководили Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин. 29 декабря заговорщикам удалось уговорить солдат Черниговского полка отправиться в столицу. 3 января 1826 г. правительственные войска остановили мятежников и разгромили их.

Для выяснения обстоятельств заговора создана специальная следственная комиссия. Высший уголовный суд приговорил к смертной казни пятерых декабристов: Пестеля, Рылеева, Муравьева-Апостола, Каховского и Бестужева-Рюмина. Их повесили в Петербурге 13 июля 1826 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *