Творчество и биография ахматова: На руке его много блестящих колец — Ахматова. Полный текст стихотворения — На руке его много блестящих колец

Содержание

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — величайший памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX вв. Императорский дом Романовых превратил летнюю резиденцию в окрестностях Санкт-Петербурга в город. Пострадавшее во время Великой Отечественной войны, Царское Село было полностью отреставрировано и восстановлено.

История создания

Когда-то местность принадлежала Великому Новгороду, затем ей завладели шведы. В ходе Северной войны, начатой Петром I, эта территория снова стала российской. В 1702 году Саари Мойс (так по-фински называлась эта местность, что означает «мыза на возвышенности») была отбита у шведов и отдана во владение Александру Даниловичу Меншикову, но уже в 1710 году царь подарил ее любимой супруге Екатерине. Саарская мыза, как на русский манер начали ее называть, стала охотничьими угодьями Екатерины, а годом позже, когда Петр I официально объявил жену императрицей, получила статус царской резиденции.

Именно с именем Екатерины I связано название дворца и парка, по ее указам были возведены первые постройки, а на месте лесов для царской охоты появился парк. Первый Большой дворец заложен в 1717 году, руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Дворец был маленький и скромный, несмотря на пышное название.

Есть легенда, что Екатерина II, гуляя по парку, заметила красивую белую розу и решила подарить ее утром внуку Александру. Чтобы с розой ничего не произошло, она отдала приказ поставить возле куста часового. Приказала и забыла о своем решении, а часовой остался. Его затем сменил другой, третий… Командиры боялись отменить решение императрицы, и пост сохранился до правления Николая I, который его отменил. Впрочем, есть и другая версия, по которой он повелел сохранить этот пост в память о «великой бабке», просто перенес его в другое место.

Расширение резиденции

В 1743-м на престол взошла дочь Петра I, императрица Елизавета. «Веселая Элизабет» любила роскошь и балы, блеск и развлечения. Она поручила русским архитекторам Г.З. Земцову и А.В. Квасову расширить резиденцию, сделать ее более пышной и удобной. Старые тесные екатерининские палаты, в которых прошло детство государыни, были надстроены и объединены с боковыми флигелями крытыми галереями. Спустя полтора года руководство строительными работами взял на себя архитектор Савва Иванович Чевакинский. Он заложил основной контур построек, дошедший в общем виде до нас: центральный корпус дворца с большим двором, циркумференции с дворцовыми службами и церковь. К 1751 году фасады дворца были украшены золочеными статуями и орнаментом — дворец заблистал. Однако в этом же году незаконченный дворец было решено перестроить. Кардинальная переделка здания, которая была поручена Бартоломео Франческо Растрелли, длилась пять лет. Фактически в течение всего царствования Елизаветы Большой дворец представлял собой строительную площадку.

Растрелли искусно объединил предыдущие постройки, не разрушая их, в грандиозное единое целое и заново отделал фасады. Большой дворец стал ярчайшим образцом русского барокко. Поражает, что при длине фасада 310 метров он не кажется однообразным. Чередование выступающих и углубленных частей фасада, обилие колонн, мощные фигуры атлантов, контраст между белыми лепными украшениями и лазоревой окраской стен создают стройную ритмику всего сооружения. Во время постройки дворца продолжались масштабные работы по разбивке парка. Верхний парк, примыкающий к фасаду Большого дворца, был сделан регулярным, остальная часть — это классический английский пейзажный парк, полностью рукотворный, однако создающий иллюзию естественности. Для украшения парка были привезены итальянские мраморные скульптуры.

Зиму 1768 года Екатерина Великая провела в Царском Селе, удалившись сюда, чтобы привить себе оспу и стать примером для всей России. «Я приказала написать в Англию, что мне нужен оспопрививатель… 12 октября он привил мне оспу… И теперь я отдаю приказание, чтобы оспа была привита также моему единственному сыну», — писала императрица Вольтеру.

Границей между регулярным и пейзажным парком является Камеронова галерея, в ансамбль которой входят Висячий сад, Пандус, Холодные бани и Агатовые комнаты. Камеронова галерея названа в честь ее создателя, шотландского архитектора Чарльза Камерона. Он был приглашен Екатериной II, которая сочла растреллиевское барокко устаревшим. Камерон построил также выполненный в строгих традициях классицизма Александровский дворец, подарок императрицы к свадьбе ее любимого внука, будущего императора Александра I.

При Екатерине II окончательно сложился основной ансамбль Екатерининского парка и была закончена внутренняя отделка Большого дворца. Но строительство продолжалось и в XIX веке, в парке появлялись новые павильоны и скульптуры, поэтому Царскосельский музей-заповедник сохранил память о царствовании всех российских императоров.

Екатерининский дворец в военное время

Фотографии разрушенного Екатерининского дворца были представлены в качестве обвинительных документов во время Нюрнбергского процесса.

Во время Великой Отечественной войны дворец и парк были практически полностью разрушены, и советские архитекторы совершили настоящий подвиг, восстановив их из руин. Царское Село — не только пышная резиденция русских царей, но и «город муз». Царскосельский лицей, который окончил Пушкин, располагался в корпусе Большого дворца и был возведен в 1790 году архитектором Нееловым специально для обучения великих княжон, дочерей Павла I. В 1811 году, после подписания Александром I указа об учреждении Императорского Царскосельского лицея, здание было перестроено архитектором Стасовым. Лицеистам было разрешено гулять по дорожкам Екатерининского парка, и современные посетители парка ходят там, где «смуглый отрок бродил по аллеям» и сочинял свои первые стихи.

С Царским Селом также связаны имена Василия Жуковского, Иннокентия Анненского, Анны Ахматовой, Николая Гумилева и многих других поэтов и писателей.

Что необходимо сделать в Царском Селе

— Посетить Большой дворец.

— Подняться по белоснежной мраморной лестнице на второй этаж, где расположены парадные залы, пройтись по «Золотой анфиладе» к Большому тронному залу, увидеть Янтарную комнату.

— Покататься по Большому пруду Екатерининского парка на лодке или гондоле.

— Проехаться по парку в карете гласс-ландо, созданной в Германии по образцу парадного конного экипажа Николая II, а зимой — в русских санях.

— Послушать, как журчит вода в фонтане «Молочница».

— Посетить лицей и посмотреть на дортуар №14, где жил Пушкин.

— Посмотреть экспозицию в Александровском дворце, посвященную Николаю II и его семье.

— Послушать, как скрипит на ветру флюгер на крыше одной из китайских пагод в Китайской деревне, в создании которой принимали участие Ринальди, Неелов, Камерон и Стасов.

Совершить прогулку по Царскому Селу можно и виртуально — смотрите подборку видеоэкскурсий по императорской резиденции.

Царскосельская статуя

Одно из стихотворений Пушкина посвящено знаменитой царскосельской статуе — персонажу басни Лафонтена Перетте.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Пересмешник Алексей Константинович Толстой продолжил:

Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провел чрез нее.

<em>(Генерал-лейтенант Захаржевский руководил инженерными работами по устройству фонтана)</em>

Этой же царскосельской нимфе посвятила стихотворение Анна Ахматова:

И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.

Янтарная комната

Янтарная комната (или, как ее называли раньше, Янтарный кабинет) была отделана уникальными панелями из янтаря, подаренными Петру I прусским императором Фридрихом Вильгельмом I. Изначально Янтарный кабинет находился в здании Людских покоев рядом с Летним дворцом в Летнем же саду. Елизавета Петровна хотела украсить этими ценными панелями свой кабинет в Зимнем дворце, но затем передумала, и в 1755 году панели бережно разобрали и перенесли в Царское Село. Для того чтобы не повредить хрупкий янтарь, 75 гвардейцев пешком прошли 25 верст от Петербурга до Екатерининского дворца, неся в руках ящики с ценным украшением. Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была захвачена как трофей и вывезена в Германию. В послевоенные десятилетия ее поиски превратились в захватывающий детектив. После долгой работы мастеров воссозданная Янтарная комната была открыта в 2003 году.

В августе 2014 года в ГМЗ «Царское Село» открылся музей «Россия в Великой войне», посвященный Первой мировой войне. Он разместился в здании Государевой Ратной палаты, задуманной императором Николаем II как пантеон воинской славы.

Анна Ахматова — биография и творчество поэтессы, фото

Фото Все
Видео Все

Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать Анну Ахматову, поэтессу, которая за свою долгую жизнь пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям, и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти. О жизни и творчестве Анны Ахматовой снято множество картин, ее биография вдохновляет на творчество многие поколения талантливых людей.

Анна Ахматова известна не только своим поэтическим наследием, она была переводчицей и литературоведом. В 1965 и 1966 годах номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Ее считают самой выдающейся поэтессой Серебряного века.

Детство и юность

Родилась Анна Горенко (Ахматова это творческий псевдоним) 23 июня 1889 года в Одессе, в районе, который назывался Большой Фонтан. Ее отец – Андрей Горенко был потомственным дворянином, отставным инженером-механиком флота. В возрасте 37 лет он женился второй раз. Его избранницей стала Инна Эразмовна Стогова, тридцати лет от роду. За одиннадцать лет брака они родили шестерых детей, трое из которых умерли от туберкулеза в разные годы. Анна была третьей по счету, и тоже в свое время переболела чахоткой, но сумела выжить.

Анна Ахматова в детстве

Анечке исполнился годик, когда семья перебралась в Петербург, где Андрею Горенко присвоили чин коллежского асессора и назначили на должность чиновника по особым поручениям в Госконтроле. Детские годы будущей поэтессы прошли в Царском Селе – это место осталось в ее воспоминаниях навсегда. В сопровождении няни Анна гуляла в Царскосельском парке, в котором в свое время прогуливался поэт Пушкин. Все дети знали светский этикет. Анна рано научилась читать, благодаря азбуке, автором которой был Лев Толстой. Французский девочка начала учить в пять лет, она просто слушала и запоминала все, чему учила старших детей приходящая учительница.

Чтобы продолжить образование, Анну отдали в Мариинскую женскую гимназию. Свои первые стихотворения девочка написала в одиннадцать лет. Ее вдохновили не Пушкин и Лермонтов, к пониманию их поэзии она пришла гораздо позже. Анна могла часами слушать, как мама декламирует произведения Державина или стих «Мороз, Красный нос», автором которого был Николай Некрасов.

Анна Ахматова в юности

Анна Горенко всеми силами души полюбила Петербург, и всегда считала его родным. И хоть каждое лето семья уезжала на отдых в Севастополь, она рвалась домой. Ей нравилось в Петербурге все – улицы, парки, величественная Нева. Анна совсем затосковала, когда ее родители развелись, и мама увезла ее в Евпаторию, а после они поселились в Киеве. Ахматовой тогда было шестнадцать.

В Евпатории она продолжила обучение, но училась дома, а потом ее отправили в Фундуклеевскую гимназию Киева, где она и окончила последний класс. После выпуска из гимназии Горенко продолжила образование на Высших женских курсах. Она выбрала юриспруденцию, но потом поняла, что из всех предметов ей больше всего нравится история права и латынь, а юридическое дело навевало на нее тоску. Поэтому она оставила эти занятия, уехала в Петербург и поступила на историко-литературные женские курсы, которые вел Н.П.Раев.

Стихи

Творческих людей в семействе Горенко не было. Как сказала впоследствии сама поэтесса, «сколько видит глаз кругом», нет ни одного поэта. Только родственница по материнской линии Анна Бунина была поэтессой и переводчицей, но она была дальней родней. Отцу очень не нравилось занятие дочери, и он попросил никогда не подписывать свои творения настоящим именем, чтобы не позорить его фамилию. Ни один стих не вышел под настоящим именем поэтессы. В ее генеалогическом древе нашлась бабушка-татарка, родословная которой тянулась к хану Ахмату, имя которого и стало производным для псевдонима – Ахматова.

Отец Анны Ахматовой Андрей Горенко

В годы учебы в Мариинской гимназии Анна впервые увидела Николая Гумилёва, который впоследствии прославился своими стихами. Они переписывались несколько лет, а в 1910-м она стала его женой. Местом венчания была выбрана Николаевская церковь, которая сохранилась до нынешних времен в деревне Никольская Слободка недалеко от Киева. В то время имя Гумилёва уже гремело в литературной среде.

После венчания молодожены отправились в Париж, где провели медовый месяц. Ахматова впервые побывала в Европе и была потрясена ее красотой. После возвращения Николай представил свою жену литературному обществу Петербурга, и она сразу привлекла к себе пристальное внимание. Первым делом все обратили внимание на ее величественную красоту – высокая, смуглая, с царственной осанкой и горбинкой на носу, она очень понравилась представителям литературной богемы.

Но не только «ордынской» внешностью поразила всех Ахматова. Ее поэзия дышала любовью, она посвятила этому великому чувству практически все свои произведения. Тогда в моде были два направления в искусстве – футуризм и акмеизм, Анне было ближе второе.

Анна Ахматова и Николай Гумилев

1912 год принес Анне Ахматовой не только счастье материнства, но и настоящий прорыв в ее творчестве. В этом году она стала мамой своего единственного сына, которого назвали Львом, и опубликовала первый небольшой сборник поэзии «Вечер». Спустя многие годы, Ахматова скажет, что это были «бедные стихи пустейшей девочки», но это случится гораздо позже, а в 1912-м именно эти стихи принесли ей первую славу и первых читателей.

В 1914 году поэтесса выпустила еще один сборник поэзии под названием «Чётки». После его выхода Анна получила массу хвалебных откликов от критиков и поклонников, которые отзывались о ней, как о самой модной поэтессе тех лет. Анна больше не нуждалась в протекции Гумилёва, она добилась большей славы, чем ее муж. Спустя три года, в 1917-м, вышла третья книга Ахматовой, которую она назвала «Белая стая». Тираж ее был по тем временам очень внушительный – две тысячи штук. В 1918-м Ахматова и Гумилёв расстались.

Сборник Анны Ахматовой «Белая стая»

Николай Гумилёв был арестован и летом 1921 года расстрелян. Анна долго не могла смириться с этой утратой, несмотря на расставание, он оставался отцом ее сына и человеком, который помог ей войти в поэтический мир.

Жизнь Анны Ахматовой начала резко меняться в середине 20-х годов. Ее взяли под наблюдение в НКВД, ее стихи больше не издают, и все, что она пишет, становится достоянием стола. Много поэзии Анны потерялось при переездах. Ее стихи называли упадническими, провокационными, антикоммунистическими. Естественно, что поэзия с таким клеймом в СССР не печаталась, а сама поэтесса находилась в постоянной опале.

В жизни Ахматовой наступили тревожные времена. И волновалась она не за себя, а за близких и родных, в первую очередь за сына. Осенью 1935 года пришли за ее сыном и третьим мужем Николаем Пуниным.

Их держали под арестом несколько дней, но поэтесса прекрасно понимала, что ее покой утрачен навсегда. С той самой осени она почувствовала, как постепенно кольцо гонений и преследований вокруг нее становится все плотнее.

В 1937 году НКВД начало собирать на поэтессу материалы, подтверждающие ее контрреволюционную деятельность.

Сын Анны Ахматовой Лев Гумилев

В 1938 году Льва Гумилева арестовали и отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь. Анна доведена до отчаяния, практически все ее время проходит в тюремной очереди, она ходит в Кресты, чтобы отнести сыну передачу. Доведенная до отчаяния, Ахматова изливает свои переживания в цикле стихов, получивших название «Реквием», которые на протяжении двух десятков лет она боялась издавать.

Чтобы как-то помочь сыну выйти из заключения, Ахматова отдает в печать свой новый сборник, названный «Из шести книг». Он вышел в 1940 году и состоял из старых, прошедших цензуру стихотворений, и написанных недавно, «правильных» поэзий, которые пришлись по душе партийной власти.

В годы войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент. В 1945-м она возвращается в город своей юности – Ленинград, а вскоре переезжает в Москву.

Жизнь поэтессы понемногу начала налаживаться, сын вышел на свободу, ее печатают. Однако это продолжалось совсем недолго. В 1946 году Союз писателей заклеймил ее творчество, а спустя три года снова арестовали ее сына. Он получил десять лет лагерей. Это событие окончательно сломило поэтессу, она написала множество писем с просьбой об освобождении Льва Гумилёва, но Политбюро ни разу не удостоило ее ответом.

Анна Ахматова с сыном

После освобождения Лев заявил матери, что она больше любит свои стихи, чем родного сына, и на долгие годы отдалился от нее.

Понемногу жизнь поэтессы начала налаживаться, а вошла в нормальное русло только в 50-х годах. В 1951 году ее снова приняли в Союз писателей и начали печатать ее произведения. В 60-е годы Ахматова была удостоена итальянской премии и стала автором еще одного сборника под названием «Бег времени». Поэтесса получила докторскую степень, присвоенную ей Оксфордским университетом.

Анна Ахматова была уже в преклонном возрасте, когда стала хозяйкой собственного жилья. Благодаря ленинградскому «Литфонду» у нее появилась небольшая дача в поселке Комарово. Домик был совсем крошечным, состоящим из комнатки, коридора и веранды.

Дом Анны Ахматовой в поселке Комарово

Мебели не было, поэтесса спала на жесткой кровати с ножками из кирпичей, настоящего стола не было, вместо него использовала старую дверь. Стену украшал рисунок итальянского художника Модильяни с ее изображением и старинная икона, собственность первого мужа.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Анна не была писаной красавицей, но было в ней что-то такое, что заставляло сердца мужчин биться сильнее. Она поражала всех супергибкостью. В юные годы она перегибалась назад и могла зубами поднять с пола платок. Ей завидовали известные Мариинские балерины, даже они не могли похвастаться такой пластикой. Но самой большой особенностью Ахматовой были ее глаза, которые постоянно меняли цвет. Одним они казались серыми, другим зелеными, а третьи были уверены, что они имеют небесно-голубой оттенок.

Анна Ахматова с Николаем Гумилевым и сыном

Анна сумела сразить Николая Гумилева с первой же встречи. Но тогда она была серьезно увлечена Владимиром Голенищевым-Кутузовым, который не видел ее в упор. Страданиям юной гимназистки не было предела, она даже хотела повеситься, используя для этого торчащий из стены гвоздь. Все обошлось, стена оказалась глиняной, и он выпал из нее.

В чем-то Анна наследовала в личной жизни свою мать. Она была замужем три раза, но ни в одном из браков не стала счастливой. Ей изменяли, она изменяла. Николай Гумилёв, ставший ее мужем в 1910 году, любил ее до самой своей смерти, однако умудрился стать отцом внебрачного ребенка, о котором было известно всем. Он не считал Анну гениальной поэтессой, и не понимал, почему ее стихи пользуются такой популярностью, ему самому они не очень нравились. В 1918-м они расстались, хотя семья фактически распалась еще в 1914 году.

После того, как Анна осталась одна, она еле отбивалась от поклонников. Она вызывала страсть у графа Валентина Зубова, который заваливал ее букетами роз и не мог унять дрожь в ее присутствии. Однако Анна предпочла ему Николая Недоброво, потом оказалась в объятиях Бориса Антрепы.

Владимир Шилейко второй муж Анны Ахматовой

Практически сразу после развода с Гумилёвым Анна вышла замуж за ученого востоковеда Владимира Шилейко. Но семейная жизнь не сложилась, он оказался очень ревнивым, особых достатков не приносил, иногда приходилось жить впроголодь. От него Анна ушла в 1922-м, и была очень рада своей свободе.

Прошло всего шесть месяцев, и Анна снова собралась под венец. На этот раз за искусствоведа Николая Пунина. Однако и в этом браке она не стала счастливой.

Пунин занимал должность заместителя наркома просвещения Луначарского, и после развода жил в квартире вместе с первой женой и дочерью. Анна была вынуждена терпеть такое соседство, и даже «сбрасываться» с ними деньгами на еду. Сын Ахматовой до 17 лет воспитывался у бабушки, а когда приезжал навестить мать, то ему приходилось спать в холодном коридоре, как сироте, до которого никому нет дела. Николай Пунин тоже был арестован вместе с сыном Ахматовой, и умер в 1953 году в лагере под Воркутой.

Анна Ахматова с третим мужем Николаем Пуниным

Потом в жизни поэтессы появился врач-паталогоанатом Гаршин, но перед самым бракосочетанием он увидел во сне покойную мать, которая умоляла его не жениться на колдунье. Перепуганный доктор отменил свадьбу.

Смерть

Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года. Это стало настоящим потрясением для ее поклонников, хоть ей на то время уже было 76. Она долго болела, периодически лечилась от туберкулеза. Смерть наступила во время ее пребывания в Домодедово. Перед самой кончиной она хотела ознакомиться с Новым Заветом, найти сходство написанного в нем, и в текстах рукописей кумранов.

Тело поэтессы отправили в Ленинград, власть имущие побоялись, что начнутся диссидентские волнения. Местом упокоения Ахматовой стало Комаровское кладбище. Лев Гумилёв так и не простил свою мать, они не виделись на протяжении нескольких лет.

Могила Анны Ахматовой

Вместо памятника сын распорядился выстроить на могиле Ахматовой стену из камня, с небольшим окошком, точную копию стены в Крестах, куда она приходила с передачами. Вначале по желанию самой поэтессы ей поставили деревянный крест, а спустя три года заменили его на железный.

Память об Анне Ахматовой хранят многочисленные музеи, которые расположены не только в ее любимом Санкт-Петербурге, но и во многих городах на постсоветском пространстве.

Творчество

  • 1912 — «Вечер»
  • 1914—1923 — «Чётки»
  • 1917 — «Белая стая»
  • 1921 — У самого моря. Поэма
  • 1921 — «Подорожник»

Слушать стихи


Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

основные темы творчества

Анна Ахматова, жизнь и творчество которой мы вам представляем, это литературный псевдоним, которым были подписаны ее стихи А. А. Горенко. Этот поэт родился в 1889 году, 11 (23) июня, недалеко от Одессы. Вскоре ее семья переехала в Царское Село, где Ахматова прожила до 16 лет. Творчество (кратко) этой поэтессы будет представлено после ее биографии. Познакомимся сначала с жизнью Анны Горенко.

Юные годы

Юные годы не были безоблачны для Анны Андреевны. Ее родители расстались в 1905. Мать возила в Евпаторию больных туберкулезом дочерей. Здесь «дикая девушка» впервые столкнулась с жизнью суровых чужих и грязных городов. Также она пережила любовную драму, предприняла попытку покончить с собой.

Обучение в Киевской и Царскосельской гимназиях

Ранняя юность этой поэтессы ознаменовалась учебой в Киевской и Царскосельской гимназиях. Последнее занятие проходило в Киеве. После этого будущая поэтесса изучала в Киеве юриспруденцию, а также филологию в Петербурге, на Высших женских курсах. В Киеве она выучила латынь, что впоследствии позволило ей свободно овладеть итальянским языком, читать в подлиннике Данте. Однако Ахматова к юридическим дисциплинам вскоре охладела, поэтому уехала в Петербург, продолжив обучение на историко-литературных курсах.

Первые стихи и публикации

Первые стихи, в которых еще заметно влияние Державина, были написаны юной школьницей Горенко, когда ей было всего 11 лет. В 1907 году появились первые публикации.

В 1910 году Ахматова с самого начала регулярно начинает публиковаться в московских и петербургских изданиях. После создания литературного объединения «Мастерская поэтов» (в 1911 году) она выполняет в нем обязанности секретаря.

Брак, поездка в Европу

Анна Андреевна в период с 1910 по 1918 год была замужем за Н.С. Гумилева, также известного русского поэта. С ней она познакомилась во время учебы в Царскосельской гимназии. Затем Ахматова совершила поездку в Париж в 1910-1912 годах, где подружилась с Амедео Модильяни, итальянским художником, создавшим ее портрет. Также в это же время она посетила Италию.

Внешность Ахматовой

Николай Гумилев ввел свою жену в литературно-художественную среду, где ее имя приобрело раннее значение. Популярной стала не только поэтическая манера Анны Андреевны, но и ее внешний вид. Ахматова поражал современников величественностью, царственностью. Ей оказывали знаки внимания, как королеве. Появление этой поэтессы было вдохновлено не только А. Модильяни, но и такими художниками, как К. Петров-Водкин, А. Альтман, З. Серебрякова, А. Тышлер, Н. Тырса, А. Данко (творчество Петрова -Водкин представлен ниже).

Первый сборник стихов и рождение сына

В 1912 году, знаменательном для поэтессы, произошли в ее жизни два важных события. Первый сборник стихов Анны Андреевны издается под названием «Вечер», которым отмечено ее творчество. Родила Ахматова и сына, будущего историка, Гумилева Льва Николаевича — важное событие в его личной жизни.

Стихи, вошедшие в первый сборник, пластичны по используемым в них образам, ясны по композиции. Они заставили русскую критику сказать, что в поэзии зародился новый талант. Хотя «учителями» Ахматовой являются такие мастера-символы, как А. А. Блок и И. Анненский, ее поэзия с самого начала воспринималась как акмеистическая. Фактически вместе с О. Э. Мандельштамом и Н. С. Гумилевым поэт в начале 1910 составили ядро ​​этого нового направления, появившегося в то время в поэзии.

Следующие два сборника, решение остаться в России

Затем последовали первый сборник и вторая книга под названием «Четки» (в 1914 г. ), а через три года, в сентябре 1917 г., вышел сборник «Белая стая». , третий в своей работе. Октябрьская революция не заставила поэтессу эмигрировать, хотя в это время началась массовая эмиграция. Россию один за другим покидали близкие Ахматовой люди: А. Лурье, Б. Антреп, а также ее подруга юности О. Глебова-Студедикина. Однако поэт решил остаться в «грешной» и «глухой» России. Чувство ответственности перед своей страной, связь с землей русской и языком побудили Анну Андреевну вступить в диалог с теми, кто решил ее покинуть. В течение многих лет уехавшие из России продолжали оправдывать свою эмиграцию перед Ахматовой. С ее полемикой, в частности, Р. Гуль, обратимся к Анне Андреевне, В. Франку и Г. Адамовичу.

Тяжелое время для Анны Андреевны Ахматовой

В это время ее жизнь резко изменилась, что отразилось на ее творчестве. Ахматова работала в библиотеке при Агрономическом институте, в начале 1920-х годов успела опубликовать еще два стихотворения. Ими были «Подорожник», выпущенный в 1921 году, а также «Anno Domini» (в переводе — «В год Господень», изданный в 1922 году). В течение 18 лет после этого ее произведения не публиковались в печати. Причины для этого были разные: с одной стороны, это исполнение Н.С. Гумилева, бывшего мужа, которого обвинили в участии в заговоре против революции; С другой — неприятие творчества поэтессы советскими критиками. В этом вынужденном молчании Анна Андреевна провела много лет, занимаясь творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Посещение Оптиной пустыни

Изменение «голоса» и «почерка» Ахматова связывает с серединой 1920-х гг., с посещением в 1922 г., в мае, Оптиной пустыни и беседой со старцем Нектарником. Вероятно, этот разговор сильно повлиял на поэтессу. Ахматова находилась по материнской линии в родстве с А. Мотовиловым, который был мирским послушником Серафимом Саровским. Через поколения она несла идею искупления, жертвенности.

Второй брак

В судьбе Ахматовой разрыв был связан и с личностью В. Шилейко, ставшего ее вторым мужем. Он был ученым-востоковедом, изучавшим культуру таких древних стран, как Вавилон, Ассирия, Египет. Личная жизнь у этого беспомощного в быту и деспотичного человека не сложилась, однако влияние своей поэзии поэт приписывал нарастанию философских, сдержанных ноток.

Жизнь и творчество в 1940-е годы

Сборник под названием «Шесть книг» выходит в 1940. Вернул ненадолго в современную литературу того времени такую ​​поэтессу, как Анна Ахматова. Жизнь и творчество ее в это время достаточно драматичны. Ахматова застала в Ленинграде Великая Отечественная война. Оттуда ее эвакуировали в Ташкент. Однако в 1944 году поэт вернулся в Ленинград. В 1946 году, подвергшись несправедливой и жестокой критике, она была исключена из Союза писателей.

Возвращение в русскую литературу

После этого события следующее десятилетие в творчестве поэта ознаменовалось лишь тем, что художественным переводом в это время занималась Анна Ахматова. Творчество его советской власти не интересовало. Ее сын Л. Н. Гумилев в то время отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях как политический преступник. Возвращение в русскую литературу поэзии Ахматовой произошло только во второй половине XIX в.50-е годы. С 1958 года вновь начинают издаваться сборники стихов этой поэтессы. Была закончена в 1962 году «Поэма без героя», которая создавалась на протяжении 22 лет. Анна Ахматова умерла в 1966 году, 5 марта. Похоронена поэтесса под Петербургом, в Комарово. Могила представлена ​​ниже.

Акмеизм в творчестве Ахматовой

Ахматова, творчество которой сегодня является одной из вершин русской поэзии, позднее довольно прохладно отнеслась к своей первой книге стихов, выделив в ней лишь одну строчку: звук голоса, похожего на твой». Михаил Кузьмин, тем не менее, свое предисловие к этому сборнику заканчивал словами о том, что мы идем к молодому, новому поэту, у которого есть все данные для того, чтобы стать настоящим. Во многом поэтика «Вечера» предопределила теоретическую программу акмеизма, нового течения в литературе, к которому часто относят поэтессу Анну Ахматову. В его творчестве отражены многие характерные черты этого направления.

Фотография ниже была сделана в 1925 году.

Акмеизм возник как реакция на крайний стиль символистов. Так, например, статья известного литературоведа и критика В. М. Жирмунского о творчестве представителей этого направления называлась так: «Преодоление символизма». Мистические дала и «фиолетовые миры» противопоставлялись жизни в этом мире, «здесь и сейчас». Нравственный релятивизм и различные формы нового христианства были заменены «ценностями непоколебимой скалой».

Тема любви в творчестве поэтессы

Ахматова пришла в литературу 20 века, его первой четверти, с самой традиционной для мировой лирики темой — темой любви. Однако ее решение в творчестве этой поэтессы принципиально новое. Далеки стихи Ахматовой из сентиментальной женской лирики, представленной в XIX веке такими именами, как Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Мирра Лохвицкая. Они также далеки от «идеальной», абстрактной лирики, характерной для любовной лирики символистов. В этом смысле он опирался главным образом не на русскую лирику, а на ахматовскую прозу XIX века. век. Ее работа была новаторской. О. Э. Мандельштам, например, писал о сложности русского романа, написанного в XIX веке Ахматовым. С этого тезиса можно было бы начать работу над творчеством.

В «Вечерах» появлялись в разных обличьях любовные чувства, но героиня неизменно была отвергнута, обманута, страдает. К. Чуковский писал о ней, что первая открыла, что нелюбима, поэтически, а именно Ахматова (сочинение о ее произведении «Ахматова и Маяковский», созданное тем же автором, во многом способствовало ее травле, когда стихи этой поэтесса Не публиковалась). В несчастной любви видели источник творчества, а не проклятие. Три части сборника названы соответственно «Любовь», «Обман» и «Муза». Хрупкая женственность и грация сочетались в лирике Ахматовой с мужественным принятием своего страдания. Из 46 стихотворений, вошедших в этот сборник, почти половина была посвящена разлуке и смерти. Это не случайно. В период с 19С 10 по 1912 год поэтесса обладала чувством нехватки времени, она предчувствовала смерть. К 1912 году две ее сестры умерли от туберкулеза, поэтому Анна Горенко (Ахматова, жизнь и творчество которой мы рассматриваем) считала, что ее постигнет та же участь. Однако, в отличие от символистов, разлуку и смерть она не связывала с чувством отчаяния, тоски. Эти настроения породили переживание красоты мира.

Они появились в сборнике «Вечер» и окончательно оформились сначала в «Четоксах», затем в «Белой стае» отличительные черты стиля этого поэта.

Побуждения совести и памяти

Глубоко исторична интимная лирика Анны Андреевны. Уже в «Четках» и «Вечере» наряду с темой любви присутствуют еще два основных мотива — совесть и память.

«Роковые минуты», которыми отмечена отечественная история (начало в 1914 году Первой мировой войны), совпали с тяжелым периодом в жизни поэта. Она открыла туберкулёз в 1915 году, её семье досталось по наследству.

«Пушкинизм» Ахматовой

Мотивы совести и памяти в «Белой Стае» еще больше усиливаются, после чего становятся преобладающими в ее творчестве. Поэтический стиль этой поэтессы в 1915-1917 годах развивается. Все чаще критика обращается к оригинальному «пушкинизму» Ахматовой. Его суть – художественная завершенность, точность выражения. Имеется также «цитативный слой» с многочисленными перекатами и аллюзиями как с современниками, так и с предшественниками: О.Е. Мандельштамом, Б.Л. Пастернаком, А.А. Блоком. За Ахматовой стояло все духовное богатство культуры нашей страны, и она по праву чувствовала себя его наследницей.

Тема родины в творчестве Ахматовой, отношение к революции

Драматические события жизни поэтессы не могли не найти отражения в произведении. Ахматова, жизнь и деятельность которой прошли в сложный для нашей страны период, революцию 1917 года восприняла как катастрофу. Прежней страны, по ее мнению, больше не стало. Тема родины в творчестве Ахматовой представлена, например, в сборнике «Anno Domini». Раздел, открывающий этот сборник, опубликованный в 1922 называется «Ведь». Ко всей книге эпиграфом взята строка «в те сказочные годы. ..» Ф. И. Тютчева. Нет больше для поэтессы Родины…

Однако для Ахматовой революция — это еще и плата за грешную жизнь прошлого, возмездие. Пусть лирическая героиня и не творила зла, она чувствует, что причастна к общему вину, поэтому Анна Андреевна готова разделить нелегкую долю своего народа. Родина в творчестве Ахматовой обязана искупить свою вину.

Даже название книги, переведенное как «В год Господень», говорит о том, что поэт воспринимает свою эпоху как волю Божию. Использование исторических параллелей и библейских мотивов становится одним из способов осмысления художественных событий, происходящих в России. К ним все чаще обращается Ахматова (например, поэмы «Клеопатра», «Данте», «Библейские стихи»).

В лирике этой великой поэтессы «я» в это время превращается в «мы». Анна Андреевна говорит от имени «многих». Каждый час не только эта поэтесса, но и ее современники будут оправдываться словом поэта.

Таковы основные темы творчества Ахматовой, одновременно вечные и характерные именно для эпохи жизни этой поэтессы. Ее часто сравнивают с другой — с Мариной Цветаевой. Оба сегодня являются канонами женской лирики. Однако не только имеет много общего, но и во многом отличается творчество Ахматовой и Цветаевой. Сочинение на эту тему часто просят написать школьники. На самом деле интересно порассуждать о том, почему стихотворение, написанное Ахматовой, почти невозможно спутать с произведением, созданным Цветаевой. Впрочем, это уже другая тема…

Презентация на тему творчества Ахматовой. А. Ахматова

слайд 1

слайд 2

Не страшно лечь под мёртвые пули Не горько быть бездомным — И мы спасём тебя, Русская речь, Великорусское слово. Мы вынесем вас свободными и чистыми, И внукам отдадим, и из плена спасем Навеки! А.А. Ахматова.

слайд 3

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2 ранга, в отставке на ст.

Большой фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем.

слайд 5

25 апреля 1910 г. «за Днепром в деревенской церкви» вышла замуж за Н. С. Гумилева, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. Ахматова провела медовый месяц в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жил преимущественно в Царском Селе.

слайд 6

Книги Ахматовой Грусть, которой дышали стихи «Вечера», казалась печалью «мудрого и уже утомленного сердца» и была пронизана «смертоносным ядом иронии». Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то ли «лирический дневник», то ли «римскую лирику».

Слайд 7

Слава После «Четок» к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только «влюбленным старшеклассникам», как иронически заметила Ахматова.

Среди ее восторженных поклонников были поэты, только вошедшие в литературу, — М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. А.А. Блок, В.Я. Брюсов относился к Ахматовой более сдержанно, но тем не менее одобрили. В эти годы Ахматова стала любимой моделью многих художников и адресатом многочисленных поэтических посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.

Слайд 8

Первая мировая война В годы Первой мировой войны Ахматова не соединила свой голос с голосами поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, но болью отозвалась на военные трагедии. как и предыдущие книги.

Слайд 9

С 1924 года Ахматова больше не печаталась. В 1926 году должен был выйти двухтомный сборник ее стихов, но издание не состоялось, несмотря на длительные и настойчивые усилия. Только в 1940 был издан небольшой сборник «Из шести книг», а следующие два — в 1960-е гг.

слайд 10

Трагические годы В трагические годы 1930-х и 1940-х годов Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, смерть друзей, отлучение от литературы партией декрет 1946 года. В то самое время ей было дано моральное право сказать вместе со «ста миллионов человек»: «Мы не отразили от себя ни одного удара».

слайд 11

Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры ХХ века. получил мировое признание. В 1964 году она стала лауреатом международной премии Этна-Таормина, в 1965 году — обладательницей почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой. войн, едва ли не самая значительная «женская» поэзия во всей мировой литературе нового времени, поэзия Анны Ахматовой, возникла и развивалась в России.

Цель:

  • Познакомьтесь с жизнью и творчеством Анны Ахматовой в разные периоды ее жизни и поймите внутренний мир лирической героини.

Рабочие задачи:

  • Подбор литературы по теме.
  • Узнайте тайны популярности любовной лирики Ахматовой.
  • Раскрыть многогранность творчества Анны Андреевны.
  • Раскройте моменты жизни.

Актуальность:

  • Произведения Анны Ахматовой остаются популярными и в наш век. Он затрагивает темы общечеловеческих ценностей. Ее стихи наполнены глубокими чувствами и мыслями.

Новинка:

  • Работа представляет жизнь и творчество поэтессы глазами студентки, живущей в 21 веке, на основе аннотации подготовлена ​​презентация. Моя работа может помочь учащимся на уроках и факультативах по творчеству А. А. Ахматовой.

Методы исследования:

  • Описательный, накопление научного материала.

В подготовке презентации мне особенно помогли следующие работы:

  • Сама Анна Ахматова «Я твой голос…» . Именно из этой статьи я многое узнал из жизни Анны Андреевны.
  • В. Жимурский «Произведение Анны Ахматовой» , из которого я более подробно узнал о творчестве великой поэтессы.

АХМАТОВА (настоящая фамилия Горенко) Анна Андреевна [Родилась 11 (23) июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы. Умерла 5 марта 1966 года, Домодедово, Подмосковье], российская поэтесса.

Предки Ахматовой по материнской линии, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда и псевдоним).


Отец — инженер-механик ВМФ, периодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихов. В 1905, после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы

Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х).




Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!

Вчера умер сероглазый король.

Осенний вечер был душный и алый,

Муж, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, его с охоты привезли,

Тело нашли возле старого дуба.

Прости, королева.

Так молод!

На одну ночь она стала седой.

Я нашел свою трубку на камине

И пошел на работу ночью.

Я сейчас разбужу свою дочь

Я смотрю в ее серые глаза.

А тополя за окном шумят:

«Нет твоего царя на земле…»


В 1912 году вышел ее сборник «Вечер», , который имел очень быстрый успех. В том же 1912 году члены вновь образованного «Мастерской поэтов» (его секретарем была избрана Ахматова) объявили о появлении поэтической школы акмеизма. Жизнь Ахматовой в 1913 году протекает под знаком растущей столичной славы: она выступает перед многолюдной публикой на Высших женских (Бестужевских) курсах, художники пишут ее портреты, поэты (в том числе А. А. Блок) обращаются к ней со стихотворными посланиями. В 1914 г. вышел второй сборник «Четки». (переиздавалась около 10 раз), принесший ей всероссийскую известность, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «линия Ахматова».

Летом 1914 года Ахматова написала стихотворение «У моря», которое восходит к детским переживаниям во время летних поездок в Херсонес под Севастополем.






11 июня 1889 года в пригороде Одессы родилась великая поэтесса Анна Андреевна Ахматова. Она прожила долгую и насыщенную жизнь. Ее творчество таит в себе множество загадок! Ахматова достигла большого мастерства в лирическом романе-миниатюре, в поэзии «гейзеров».

Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, принципиально незаконченными и годились не столько для небольшого романа в его, так сказать, традиционной форме, сколько для случайно вырванной страницы из романа или даже части романа. страница. Они не имеют ни начала, ни конца и заставляют читателя задуматься о том, что происходило между героями раньше.

Тайна популярности любовной лирики Ахматовой, очевидно, заключается в том, что, как у любого крупного поэта, ее история любви, разворачивающаяся в стихах дореволюционных лет, была шире и содержательнее ее конкретных ситуаций.

В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз темноте, в недрах, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову.

История любви Ахматовой включала в себя целую эпоху — она ​​озвучивала и переделывала стихи на свой лад, вносила в них ноту тревоги и печали, имевшую более широкий смысл, чем ее собственная судьба.

Познакомившись с разными периодами жизни и творчества Ахматовой, я понял, что она привнесла в нашу жизнь много хорошего и светлого.



Вашингтонский литературно-музыкальный музей Русская поэзия Серебряного века .

Музей расположен в пригороде Вашингтона (Роквилл), открыт осенью 1997 г., реконструирован в 2002 г. (за 5 лет его фонды увеличились в 3 раза). Музей посетили любители русской поэзии из 25 городов (15 штатов) Америки и 23 городов (13 стран) мира, в том числе 10 городов России.

Дом Поэтов, Градницы

Дом-усадьба Гумилевых в деревне Градницы, перевезен из Слепнева в 1935 году. Сейчас первый этаж занимает сельская библиотека, второй — музей.

Музей Анны Ахматовой в пос. Слободка-Шелеховская (Украина)

В молодости Ахматова часто гостила у родственников в Украине. В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в пос. Слободка-Шелеховская, в доме, принадлежавшем когда-то помещику Вакару, открыт литературно-мемориальный музей.



«Анна Ахматова. Серебряный век» .

Музей, посвященный творчеству Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Льва Гумилева. Директор и хранители музея проделали колоссальную работу по сбору уникальных материалов: портретов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, редкой мебели, скульптуры, книг с автографами А. Ахматовой и из ее личной библиотеки. Экспозиция музея написана в хронологическом порядке: Царское Село, Слепнево, Гумилев, Петербург, Блокадный Петербург, Комарово, Поэма без героя).


Царское Село — Пушкин.

Экспозиция музея «Анна Ахматова. Царское Село» посвящена 110-летию со дня рождения великого поэта. Пожалуй, это единственная выставка, посвященная знаменательной дате. Показаны важнейшие этапы биографии Ахматовой, творческий путь поэтессы и место, которое занимало Царское Село в ее поэзии. Важнейшая часть жизни Ахматовой связана с Царским Селом, где прошли ее детство и юность…

Ахматова Анна Андреевна Ахматова — русская поэтесса, литературовед и переводчица, одна из самых значительных фигур русской литературы XX века. Ахматова — русская поэтесса, литературовед и переводчица, одна из самых значительных фигур русской литературы XX века. «Акмеизм» Акмеизм Акмеизм («Адамизм ») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России. Акмеисты провозглашали материальность, объективность тем и образов, точность слова. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Лавки поэтов», центральными фигурами которой были основоположники акмеизма Н. С. Гумилев, А. Ахматова (она была секретарем «Лавки») и С. М. Городецкий. Одаренный и амбициозный организатор акмеизма мечтал создать «направление направлений» — литературное течение, отражающее облик всей современной русской поэзии. Настоящее имя Ахматовой — Анна Андреевна Горенко. Настоящее имя Ахматовой — Анна Андреевна Горенко. Родилась 11 (23) июня 1889 г.в Одесской области Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, отставного корабельного инженера-механика А. А. Горенко, ставшего (после переезда в столицу) коллежским асессором, чиновником по особым поручениям Госконтроля. Ее мать, И. Е. Стогова, приходилась дальней родственницей Анне Буниной, которую считают первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним. В 1890 году семья переехала в Царское Село, где Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии.

Семья Горенко. Анна, Инна Эразмовна, Ия, Андрей и Виктор.

Киев. 1909

Ахматова в детстве

Гумилев и Ахматова Анна познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилевым, когда была еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними завязалась переписка, и в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они поженились. В августе 1918 года состоялся развод.

Анна с Гумилевым и сыном Львом

Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным устоям жизни, тонкое понимание психологии чувства, осмысление национальных трагедий ХХ века вкупе с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка. Первое стихотворение опубликовала в 1911. В юности примкнула к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). В 1917 году вышла книга «Белая стая». В 1918 лет Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта Владимира Шилейко. Летом 1921 года они расстались. В 1918 году Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта Владимира Шилейко. Летом 1921 года они расстались. В апреле 1921 года вышел сборник «Подорожник». В 1922 году она стала женой искусствоведа Николая Пунина.

Анна Ахматова и Николай Пунин. но и в течение более чем двух десятилетий после ее смерти. В то же время еще при жизни ее имя было окружено славой среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Ее судьба сложилась трагично. Три близких ей человека были репрессированы: ее первый муж, Николай Гумилев, расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, трижды арестовывался и погиб в лагере в 1953 г.; единственный сын, Лев Гумилев, провел в тюрьмах более 10 лет в 1930-х и 1940-х, а также в 1940-х и 1950-х годах. Горе вдовы и матери «врагов народа» отразилось в одном из самых значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием». Судьба ее была трагична. Репрессиям подверглись трое близких ей людей: ее первый муж Николай Гумилев был расстрелян в 1921; третий муж, Николай Пунин, трижды арестовывался и погиб в лагере в 1953 г.; единственный сын, Лев Гумилев, провел в тюрьмах более 10 лет в 1930-х и 1940-х, а также в 1940-х и 1950-х годах. Горе вдовы и матери «врагов народа» отразилось в одном из самых значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием». 1940 г. — вышел сборник «Из шести книг». 1940 г. – вышел сборник «Из шести книг». Попыткой продемонстрировать лояльность советской власти стало создание в 1950 из цикла стихов «Слава миру!». 1958 г. – вышел сборник «Стихотворения». Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года скончалась в подмосковном санатории.

Могила Анны Ахматовой

Памятник А. Ахматовой на набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге. Скульптор Г. В. Додонова

Мраморный барельеф в Одессе

Портреты Ахматовой

Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой,

1914 Русский музей

Портрет Ахматовой работы Ольги Кардовской, 1914

Анна Ахматова на рисунке Модильяни. 1911

Мациевский Евгений Олегович. Анна Ахматова Мациевский Евгений Олегович. Анна Ахматова

А. Осмеркин. Портрет А. Ахматовой, Белая ночь. Ленинград. 1939–1940

слайд 1

Анна Андреевна Ахматова

слайд 2

Начало жизни. ..
Родился в Одессе 11 июня 1889 г.в семье инженер-капитана 2 ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны. После рождения дочери семья переехала в Царское Село, где Анна Андреевна училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно говорила по-французски. В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с детьми сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна Андреевна окончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая предпочтение истории и литературе.
Семья Горенко. Анна, Инна Эразмовна, Ия. Андрей и Виктор Киев. 1909
Отец Анны
А. Ахматова в детстве

слайд 3

Н. Гумилев и А. Ахматова
Анна Горенко познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилевым, когда была еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними завязалась переписка, и в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская Слобода под Киевом. После свадьбы молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв всю весну в Париже. В 1912 у них родился сын, которому дали имя Лев.
Семья Ахматовой

слайд 4

Начало творческого пути…
Активная литературная деятельность Ахматовой началась в 1910-е годы. Свое первое стихотворение она опубликовала под псевдонимом Анна Ахматова в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов «Вечер». Гораздо меньше известно, что когда юная поэтесса осознала свое предназначение, не кто иной, как отец Андрей Антонович запретил ей подписывать свои стихи фамилией Горенко. Потом Анна взяла фамилию своей прабабушки — татарской княжны Ахматовой.

слайд 5

В марте 1914 года вышла вторая книга стихов «Четки», принесшая Ахматовой уже всероссийскую известность. Следующий сборник «Белая стая» увидел свет в сентябре 1917 года и был встречен довольно сдержанно. Война, голод и разруха отодвинули поэзию на второй план. Но те, кто близко знал Ахматову, хорошо понимали значение ее творчества.

слайд 6

Во время революции
Анна Андреевна рассталась с Н. Гумилевым. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ассиролога и переводчика клинописных текстов. Поэтесса не приняла Октябрьскую революцию. Ибо, как она писала, «все разграблено, продано, все съедено голодной тоской». Но она не покинула Россию, отвергнув «утешительные» голоса, зовущие на чужбину, где оказались многие ее современники. Даже после того, как большевики расстреляли ее бывшего мужа Николая Гумилева в 1921.

Слайд 7

Новый поворот в жизни
Декабрь 1922 г. отмечен новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, который впоследствии стал ее третьим мужем. Начало 1920-х годов ознаменовалось новым поэтическим подъемом Ахматовой — выходом поэтических сборников «Anno Domini» и «Подорожник», закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. Новые стихи Ахматовой перестали издаваться в середине 1920 с. Ее поэтический голос умолк до 1940 года. Для Анны Андреевны настали тяжелые времена.

Слайд 8

Когда сына Ахматовой Льва Гумилева арестовали, она вместе с другими матерями попала в Крестовскую тюрьму. Одна из женщин спросила, может ли она описать ЭТО. После этого Ахматова начала писать «Реквием». В начале 1930-х был репрессирован ее сын Лев Гумилев. Но впоследствии Льва Гумилева все же реабилитировали. В год смерти Сталина, когда ужас репрессий стал отступать, поэтесса произнесла пророческую фразу: «Вот вернутся узники, и две России посмотрят друг другу в глаза: та, что посадила, и та, что был заключен в тюрьму. Началась новая эра».

Слайд 9

Во время Отечественной войны
Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, она улетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года. И вдруг все оборвалось. 14 августа 1946 г. вышло печально известное постановление ЦК КПСС «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой определялось как «идеологически чуждое». Союз писателей СССР принял решение «исключить Анну Ахматову из Союза советских писателей», тем самым она практически лишилась средств к существованию. Ахматова была вынуждена зарабатывать на жизнь переводами. Позор с Ахматовой сняли только в 1962 года, когда вышла из печати ее «Поэма без героя».

Слайд 10

Исповедь
В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» в связи с 50-летием ее поэтической деятельности и изданием в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В том же году Оксфордский университет принял решение о присвоении Анне Андреевне Ахматовой звания почетного доктора литературы. В 1964 года Ахматова посетила Лондон, где состоялась торжественная церемония ее надевания докторской мантии. Впервые в истории Оксфордского университета британцы нарушили традицию: по мраморной лестнице поднялась не Анна Ахматова, а к ней спустился ректор. Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте.

слайд 11

Конец жизни
Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 лет она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Ахматова похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом. До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей краткой автобиографии, составленной в 1965 году, незадолго до смерти она писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня они моя связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я их писал, я жил теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлив, что жил в эти годы и видел события, которым не было равных».0146

слайд 12

Данные
1. С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою общественную жизнь. В это время она болеет туберкулезом, болезнью, которая не отпускала ее долгое время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *