где учились Пушкин, Есенин, Чехов, Стравинский, Розанов и другие.
Публикации раздела Музеи
Здесь писали первые стихотворения Александр Пушкин и Сергей Есенин, учились представители прославленных художественных династий. Отправляемся на экскурсию в школы, получившие известность благодаря своим талантливым выпускникам.
Царскосельский лицей — учебное заведение для дворянских детей — был открыт в 1811 году. В тот же год сюда поступил Александр Пушкин. В стенах лицея Пушкин написал около 120 стихотворений, среди них — «К другу-стихотворцу», «Пирующие студенты», «Воспоминания в Царском Селе». С поэтом учились будущий министр иностранных дел Александр Горчаков, поэт и издатель Антон Дельвиг, декабристы Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.
Сегодня в Царскосельском лицее открыт мемориальный музей-лицей — один из шести объектов Всероссийского музея Александра Пушкина. В лицее воссоздана обстановка пушкинской эпохи. Гости могут побывать в большом зале и газетной комнате, в библиотеке и учебных классах, в спальнях воспитанников и квартире гувернера.
Многие выпускники Симбирской классической гимназии стали видными деятелями Российской империи и СССР. Здесь учились Владимир Ульянов-Ленин и коллекционер русской живописи Иван Цветков, философ Василий Розанов и министр-председатель Временного правительства Александр Керенский.
Музей «Симбирская классическая гимназия» встретил первых гостей в 1990 году. Его экспозиция рассказывает об истории образования в Российской империи. В гимназии хранятся старинные учебники, исторические и географические карты, единственные в России солнечные часы торгового дома Боргарда. В физическом кабинете выставлено около 100 подлинных приборов. На столах в актовом зале лежат экзаменационные листы за подписью директора гимназии Федора Керенского — отца будущего министра.
Таганрогская мужская классическая гимназия, основанная в 1806 году, была одним из старейших учебных заведений на Юге России. Помимо учебных классов, здесь были библиотека, музей, метеорологическая станция и ботанический сад. В гимназии учились художник-передвижник Константин Савицкий, композитор Самуил Майкапар и писатель Антон Чехов. Впечатления от гимназической юности встречаются на страницах его рассказов — «Репетитор», «Учитель словесности», «Человек в футляре».
Литературный музей Антона Чехова открылся здесь в 1935 году. Экспозицию несколько раз дополняли, воссоздавая обстановку гимназии конца XIX века. В музее хранятся книги из личной библиотеки Чехова, документы, фотографии и издания, переданные писателем в дар Таганрогской библиотеке. Сегодня музей входит в состав Таганрогского музея-заповедника.
Читайте также:
- Чтобы детство не кончалось. Российские музеи игрушки
- Музеи в необычных зданиях
- В тени густых аллей. Усадьбы
Земская школа в селе Константиново была основана на деньги местного сельского общества в 1879 году. В ней учился отец Сергея Есенина, а в 1904 году сюда поступил и будущий поэт. Здание школы до наших дней не сохранилось, современный музей разместился в восстановленной постройке. Его экспозиция посвящена образованию в земских школах Рязанщины и «есенинскому» периоду в истории школы. Здесь хранится географическая карта 1895 года выпуска — «ровесница» поэта, свидетельство об окончании Сергеем Есениным земской школы, учебники и прописи начала ХХ века. Класс украшает одна из ранних фотографий Есенина, на которой юный поэт запечатлен с односельчанами.
Продолжил образование Сергей Есенин в школе города Спас-Клепики, где готовили учителей для школ грамоты. Здесь поэт начал заниматься, как он вспоминал, «осознанным творчеством». В школе Спас-Клепиков написаны стихотворения «Звезды», «Поет зима — аукает», «Выткался на озере алый свет зари» и другие.
В музее гости могут осмотреть квартиры учителей, в том числе Евгения Хитрова — он преподавал русскую словесность и был литературным наставником юного поэта. В одном из классов школы стоит парта Сергея Есенина, здесь хранятся его автографы, фотографии и любимые книги. В школьном общежитии также воссоздана обстановка начала ХХ века. Сергей Есенин и другие ученики из дальних сел жили здесь, уезжая домой только на каникулы.
Музей-школа Карла Мая
Частная мужская школа педагога Карла Мая была основана в 1856 году. Основными принципами учебного заведения были взаимное доверие и уважение учителей и их подопечных, взаимодействие с семьей и развитие личных способностей ученика. Особую атмосферу школы называли «майским духом». Здесь учились поколения Римских-Корсаковых, Рерихов, Бенуа. Более 30 выпускников стали действительными членами или членами-корреспондентами двух Академий — наук и художеств.
Музей школы был основан по инициативе одного из учеников — академика Дмитрия Лихачева. В день открытия, в 1995 году, экспозиция занимала всего несколько стендов. Однако коллекция росла: в ней появились фотографии, книги и личные вещи выпускников, старинный лабораторный шкаф и приборы из кабинетов физики и химии.
Музей при второй Санкт-Петербургской гимназии
Губернская гимназия — одно из старейших учебных заведений России. Она была основана по указу Александра I в 1805 году. Согласно первому уставу учебного заведения учителя должны были собирать и хранить сведения о гимназической жизни, до революции вышли три части «Исторической записки». Однако первый музей здесь открылся только в 1990 году. Его экспозиция посвящена двум векам истории гимназии и ее известным выпускникам — географу и путешественнику Николаю Миклухо-Маклаю, композитору Игорю Стравинскому, основателю Ленинградского театра юного зрителя Александру Брянцеву и другим деятелям науки и искусства. В музее хранятся документы, книги, фотографии и мемуары. В одном из классов восстановлена историческая обстановка со школьными принадлежностями гимназистов.
Теги:
Виртуальный турИнтересные фактыВыставкиПубликации раздела Музеи
Константиново, Переделкино, Мураново, Мелихово, Сростки.
Публикации раздела Литература
Многие писатели создавали свои самые известные произведения в родных деревнях и селах. Они описывали эти места в стихах и рассказах, романах и пьесах. Сейчас на родине Антона Чехова, Сергея Есенина, Василия Шукшина и других литераторов работают музеи, посвященные их жизни и творчеству. Портал «Культура.РФ» составил подборку литературных мест России.
Мураново
«Есть милая страна, есть угол на земле…» (Евгений Боратынский)
Музей-усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева
Музей-усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева
Музей-усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева
В одном из стихотворений Евгений Боратынский описал пейзаж собственной деревни Мураново:
Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых.
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встает гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… туда душа летит.
«Счастливый дом» был построен самим Боратынским. В его кабинете поэт подготовил свой последний сборник — «Сумерки».
Уже после смерти Боратынского, при новых хозяевах, в Муранове гостили Николай Гоголь, Сергей и Константин Аксаковы, Евдокия Ростопчина, Сергей Соболевский и Сергей Полторацкий.
В 1869 году усадьба перешла во владение Ивана Тютчева — младшего сына Федора Тютчева, и Мураново расцвело. Были построены храм Спаса Нерукотворного, флигель вдовы поэта, «Детский домик» и несколько хозяйственных зданий. Из Петербурга и Остуга, находившегося в то время в упадке, в Мураново свозились личные вещи Тютчева и его семьи: книги, автографы, портреты. Именно здесь был подготовлен к публикации посмертный сборник поэта. Родственными узами Тютчевы были связаны с теми же Аксаковыми и поэтом Сушковым, часть их письменного наследия также оказалась в имении. Сегодня здесь располагается Музей-усадьба имени Федора Тютчева, фонды которого насчитывают более 30 тысяч единиц хранения.
Мелихово
Родина «Чайки»
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
Надо сказать, и не только «Чайки». За годы, которые Антон Павлович Чехов прожил в усадьбе, построенной в деревне Мелихово, было написано более четырех десятков произведений, среди них — «Дядя Ваня», «Палата № 6» и «Человек в футляре». Именно здесь, в Мелихове, произошли события чеховского «города С» и уездных деревень, описанные в рассказах: с его обитателей автор срисовал многих своих героев.
«Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно приличный вид. Курятник сделан по последним выводам науки. Колодезь с железным насосом. Вся усадьба загорожена от мира деревянною оградою на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами. Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом — пожаром; все же остальное не берет их».
![]()
В Мелихове Чехова знали не только как писателя. Для местных жителей он был врачом (бесплатно принимал пациентов, боролся с холерой) и строителем школ, здания которых сохранились до наших дней.
Сегодня Мелихово ассоциируется исключительно с музеем-усадьбой знаменитого писателя и драматурга. Восстановлен главный дом, амбулатория, и другие флигели и постройки, отреставрирован флигель «Чайка», где Антон Павлович работал над своей знаменитой пьесой. В 2006 году в Мелихове появился собственный театр «Чеховская студия», здесь ставятся спектакли с участием местных и приглашенных актеров. Главным театральным событием усадьбы является Международный фестиваль «Мелиховская весна».
Константиново
«Я снова здесь, в семье родной, / Мой край, задумчивый и нежный! / Кудрявый сумрак за горой / Рукою машет белоснежной» (Сергей Есенин)
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С. А. Есенина
Село, расположенное в Рыбновском районе Рязанской области, неразрывно связано с именем Сергея Есенина. Высокий берег Оки, широкие луга и деревянные крестьянские дома — вот она, волшебная «страна березового ситца». И хотя Константиново Есенин покинул уже в возрасте 14 лет, поступив во второклассную учительскую школу в Спас-Клепиках, о селе говорят как о месте, в котором поэт провел детство и юность. Здесь же расположен и музей, посвященный ему.
Читайте также:
- Усадьба Мелихово: как был устроен быт в семье Антона Чехова
- История одного здания: усадьба Знаменское-Раёк
- История одного здания: Дом творчества Переделкино
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
После поступления в учительскую школу, а затем и переезда в большие города Есенин бывал на своей малой родине лишь во время каникул и отпусков. Поэт проводил здесь несколько месяцев и рвался обратно: сначала в Москву, потом в Петербург. Однако именно константиновской помещице Лидии Ивановне Кашиной суждено было стать прототипом Анны Снегиной.
В литературе село увековечил не только Есенин, хотя и второй случай тоже тесно с ним связан: в предисловии к книге «Николины притчи» (1917) Алексей Ремизов отметит, что в работе над ней пользовался «рязанскими сказками с. Константиново, переданными… поэтом С.А. Есениным».
Сергей Есенин (во втором ряду справа) среди односельчан рядом с площадкой для игры в крокет. 1909
История села насчитывает четыре столетия, первые упоминания о нем относятся еще к 1619 году. Село, бывшее собственностью царской семьи, позже переходило от одного знатного дворянского рода к другому. Им владели Мышецкие, Нарышкины, Голицыны, Олсуфьевы. При Алексее Михайловиче Голицыне в 1779 году здесь был возведен каменный храм Казанской иконы Божией Матери — одна из главных достопримечательностей Константинова. Именно на фоне этого храма сделана единственная из известных нам фотографий Сергея Есенина в родном селе.
Переделкино
«У нас весною до зари / Костры на огороде, — / Языческие алтари / На пире плодородья» (Борис Пастернак)
Поселок писателей Переделкино
Поселок писателей Переделкино
Поселок писателей Переделкино
Целый цикл стихотворений Борис Пастернак посвятил дачному поселку (или писательскому городку) Переделкино; здесь же, в дачном доме, он закончил работу над знаменитым романом «Доктор Живаго».
Без преувеличения можно сказать, что Переделкино стало центром русской литературы XX века. Александр Серафимович и Леонид Леонов, Лев Каменев и Исаак Бабель, Илья Эренбург и Борис Пильняк, Всеволод Иванов и Лев Кассиль, Борис Пастернак и Константин Федин, Илья Ильф и Евгений Петров и многие-многие другие писатели и поэты жили здесь, снимали дачи или подолгу гостили у родственников и друзей.
«Принадлежит Переделкино в своей писательской части и будет все равно принадлежать, когда исчезнет физически (что не за горами, а точнее, за гибнущим лесом), истории, и не только истории литературы…»
Идея создать писательский городок принадлежала Максиму Горькому. По его совету правительство выделило участок земли неподалеку от реки Сетунь, на котором были построены 50 деревянных двухэтажных домов. Дачи здесь получали самые достойные, по мнению руководителей Литфонда СССР, писатели и поэты.
Сегодня некоторые из этих домов являются мемориальными музеями авторов. Многие из них закончили здесь свои дни, так что Переделкино знаменито не только своими постройками, но и кладбищем.
Сростки
«На родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови» (Василий Шукшин)
Село Сростки
Село Сростки
Село Сростки
На берегу реки Катунь, к юго-востоку от Бийска, примостилось село Сростки — родина писателя, актера и режиссера Василия Шукшина.
«…Я хочу быть правдивым перед собой до конца, поэтому повторяю: нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда-крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых в сущности отношений между людьми там.
![]()
Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу».
После смерти автора село стало местом паломничества для всех, кто хочет узнать об истоках творчества Шукшина. Именно здесь находится музей, посвященный писателю, который с 1999 года приобрел статус всероссийского мемориального музея-заповедника. Это значит, что не только здание, где хранятся экспонаты, но и многие улицы села должны сохраниться в их неизменном виде. В 2015 году в Сростках были найдены неизвестные ранее письма Василия Шукшина, считавшиеся давно утраченными.
Сегодня в селе, чарующем посетителей видами на Катунь и гору Пикет, проводится фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», которому в этом году исполняется 40 лет.
Путеводитель разрабатывается совместно с Общественной палатой РФ и фондом «Перспектива».
Теги:
жизнь писателейПубликации раздела Литература
Имажинизм | Русское литературное движение
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Творчество Сергея Есенина и восточная литература
Реферат
В статье анализируются стихотворения Сергея Есенина. В частности, сравнительно исследуются вопросы поэтической поэзии и восточной литературы. Уникально описано изучение творчества Сергея Есенина в восточной литературе.
Введение
I. ВВЕДЕНИЕ
Стихи поэта впервые попали в Узбекистан год назад. Тот факт, что поездка Сергея Есенина в Ташкент и Самарканд в 1921 году включала в себя ряд деталей, неоднократно признавалась есенинистами. Самое главное, почти все литературоведы подчеркивают, что нет сомнений в том, что эти двадцать дней, проведенные великим русским поэтом в Туркестане, сыграли огромную роль в его жизни и творчестве. В самом деле, если бы Сергей Есенин не приехал в Ташкент и Самарканд, он бы не написал свое самое известное произведение «Персидские песни». Потому что такие стихи немыслимы – для их написания нужно лишь почувствовать национальный колорит в определенной среде, немного «погрузиться» в литературу, обычаи и ценности живущих там народов.
Увлечение изучением творчества Есенина восходит к первой четверти ХХ века в нашей литературе. Имя Сергея Есенина впервые появилось в туркестанской печати в 1918 году. 16 января 1918 года ташкентская газета «Озод туркистон» опубликовала статью поэта Александра Ширяевца «Уч алп (о народных поэтах)», в которой давался краткий отчет о работы Н.А. Клюева, С.А. Кличкова и С.А. Есенина. Ширяевец был взволнован молодым Сергеем Есениным, «русским, мужественным и смелым Есениным всем своим существом. Несмотря на юный возраст, в этом году он отличился своей Радуницей. Но у него сильный голос, какой резонанс в актерских репликах». 17 февраля 1918 в газете «Озод Туркистон» А.Ширяевец опубликовал рассказ «Свадьба», посвященный Есенину.
Приезд поэта в мае 1921 года в туркестанской печати не упоминался. С 1924 г. статьи С.С. об этих событиях в жизни Есенина появлялись не в Узбекистане, а в Москве. Поэт Валентин Иванович Вольпин (1891 — 1956), хорошо знавший поэта, написал в 1926 г. «С. В сборнике «Воспоминания о Есенине» рассказывается о поездке поэта в Ташкент, где на поэтических ночах впервые была прочитана эпопея «Пугачев». Кампания против есенинизма была интерпретирована официальными властями того времени как плохая творческая биография поэта, в результате чего имя и поэзия Есенина долгие годы не упоминались в печати. В 50-60-е годы возрождение общественного интереса к творческому наследию поэта в русской литературе активно поддерживали любители узбекской поэзии. Первой ласточкой узбекского есениноведения стала статья «Сергей Есенин в Ташкенте», опубликованная в 1960 в журнале «Звезда Востока» московского литературоведа В. Земскова. Эта статья была дополнена некоторыми дополнениями и уточнениями и впоследствии дважды перепечатывалась в узбекских журналах и газетах.
В 1965 году 70-летие со дня рождения Сергея Есенина в Узбекистане широко отмечалось поклонниками таланта поэта. Народный поэт Узбекистана Гафур Гулом высоко оценил поэзию Есенина на страницах газеты «Правда», а затем и в журнале «Шарк Йулдузи». «Если Есенин стремился на Восток, то теперь поэты Востока очарованы его поэзией, и они выделяют в этой поэзии близкие им и нужные стороны».
Сборник специальных материалов о Есенине в газете «Правда Востока» (3 октября 1965 г.) не только привлек внимание широкой общественности к поэтической биографии Сергея Есенина, но и стал ориентиром для дальнейших исследований. Жизнь и творческий путь поэта были непростыми, — пишет литературовед А.Акбаров в статье «Сокровища сердца поэта». — Однако, как бы ни была противоречива его судьба, поэт на протяжении всей жизни воплощал неугасимую, пламенную любовь к своей Родине и ее народу, верил в счастливое будущее своей страны. Эта пламенная, страстная любовь превратила поэзию Есенина в нашего любящего и вечного спутника. В опубликованном в той же газете очерке «Есенин в Ташкенте» журналист Г. Димов дал интересные сведения не только о поездке поэта в Туркестан, но и о его дочери, журналистке и писательнице Татьяне Сергеевне Есениной, жившей и работавшей в Ташкенте в послевоенные годы. сообщил широкой общественности.
23 декабря 2005 года в Ташкенте состоится научно-практическая конференция. На конференции, в которой приняли участие ученые из Ташкента, Самарканда, Ферганы, Хорезма, преподаватели высших учебных заведений республики. С лекциями по некоторым вопросам современного анализа поэтического наследия Есенина выступили Давшан, Г. Рахматуллаева, В. Курницкая, Е. Каминская, А. Кучинский и другие.
Массовая публикация произведений Есенина на узбекском языке вызвала интерес многих литературоведов к этой живой и смелой поэзии, и одна за другой стали публиковаться статьи, посвященные размаху творчества поэта и анализу его восточного стиля, в частности сериал «Персидские мелодии».
Комплексный, чисто научный анализ творчества Есенина, несомненно, относится к годам независимости. В то время как высвобождение к этому периоду литературного анализа из идеологического плена позволило раскрыть сущность многих произведений, поэзия Сергея Есенина на узбекском языке стала более яркой и глубоко изученной.
В 5-м номере журнала «Узбекский язык и литература» за 2011 год будет опубликована статья литературоведа Баходира Рахмонова «Анализ эпоса «Анна Снегина», цветка есенинской поэзии, под названием «Правда жизни и изящные искусства. Автор глубоко научно подходит к эпическому анализу. Действительно, «Анна Снегина» — автобиографичное и, как выражается сама поэтесса, «лучшее произведение» [Есенин С. Собрание сочинений в двуx томах. Том 1. 1990. — с. 346.]. Б. Б. Рахмонов утверждает, что эпос имеет историческую основу.
Еще одно такое путешествие в творческий мир Есенина можно увидеть у поэта Сироджиддина Сайида, в 10-м номере вышеупомянутого журнала «Всемирная литература» за 2012 год. В статье «Есть ворота в Хорасане или в сердце искалеченной души» автор пытается выразить узбекский тон есенинской поэзии.
Несмотря на то, что Есенин вошел в узбекскую литературу более полувека назад, масштаб творчества поэта и его исследования не уменьшились. Чем больше популярных и простых и вольных стихов будет написано в творчестве Сергея Есенина, тем сильнее будет преобладать проказа человека, готового пройти через все пиявки и этапы секты. В основе кажущихся простыми стихов произведения поэта, которые могут вместить мир и человека, говорят о волшебстве мира и грехах жизни. Чувства человечности и человечности, вытекающие из пластов пламенных стихов поэта, навсегда осветят сердца людей литературы, людей, любящих слово. Вне зависимости от того, описывает ли он жизнь простого русского человека, пишет ли он на восточные сюжеты, использует ли суфийские мотивы, сутью стихов Сергея Есенина являются идеи братства, дружбы и заботы о человечестве. Вне зависимости от национальности, вероисповедания, расы, в сердце читающего их пробуждается мир света, радости, добра, знакомства с добром.
Каталожные номера
[1] ??????? ?. ????? ????? ???. ??????, «?? ???????» ????????, 1987.
[2] ?????? ?. ????????? ????????? ? ???? ?????. ??? 1. 1990. – ?. 346.
[3] ?????? ?. ????????? ????????? ? ???? ?????. ??? 2, ?, 1970. ?. 426.
[4] ?????? ?. ?????? (?????????, ?????????). ????? ????????? ?????????, ??????, 1981.
[5] ????? ?.?. ?.?. ?????? ? ??? ?????????. ????????????????????? ????????????. ???????????? ??????: http://zinin-mirYeseninina.narod.ru/profile1.html.