Культура эпохи Возрождения
Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Культура эпохи Возрождения
В конце XIII — начале XIV вв. в Европе, а именно — Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название «культура Возрождения» (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества — искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «
Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность, красота. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всестороннее развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.
Идеальный человек, по мнению гуманистов, — это «универсальный человек«, человек-созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружали атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием — это непременная часть культуры Возрождения.
Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375) — знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.
Последователем Петрарки был Боккаччо, автор «Декамерона» — собрания реалистических новелл, объединенных общими гуманистическими идеалами и представляющими единое целое.
Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.
Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представившего в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения — Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы. Живопись Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры».
Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XIV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение — время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи
Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель «Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.
Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) — скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».
Замечательными художниками венецианского Возрождения были Джорджоне (1477-1510), создавший знаменитые полотна «Юдифь» и «Спящая Венера», и Тициан (1477-1576), воспевавший красоту окружающего мира и человека. Он также создал галерею великолепных портретов могущественных и богатых современников.
К концу XV — первой трети XVI вв. относится расцвет творчества Ариосто (1474-1537), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд», героями которой были Роланд, прекрасная принцесса Анджелика, волшебники, феи, крылатые кони, чудовища, переживающие, необыкновенные приключения.
Следующий этап в культуре Возрождения — Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI — первые годы XVII вв.
Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1548-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были Понтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573). Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все более глубокими, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.
Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.
В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.
Вьщающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей — магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени.
Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации — движением за реформу (от лат. reformatio — преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутренее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.
Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).
Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) — автор остросатирических работ, последний представитель немецкого Возрождения.
Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484-1531). В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин (1509-1562), создатель наиболее последовательного реформационного движения.
Реформация победила в Швейцарии в XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.
Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо.
Одним из предтечей и основоположников либерализма можно считать Дирка Коорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К этому же времени относится творчество Филиппа Альдехонде, автора национального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525-1569), Франса Халса (1580-1660).
В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени.
Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью — из него делают цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Синди (1554-1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599).
Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих VI», «Ричард III», сонетов. Шекспир был драматургом в лондонском театре «Глобус», который пользовался большой популярностью у населения.
Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.
Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впервые выступили Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492-1497 гг.). Эту линию продолжил и развил испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного «Дон-Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи».
Основоположник испанской национальной драмы — великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев».
Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи не только в Испании, но и других странах.
Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды«. Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Другими известными поэтами французского Возрождения были Агриппа д’Обинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565).
Важнейшей темой в поэзии было воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии в целом.
Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение — «Опыты» — представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.
Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили свою значимость и привлекательность и в XVII веке. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов — Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы. (Как известно, после произошедшей в конце XVI веке буржуазной революции, Нидерланды распались на две части — королевскую Фландрию и буржуазную Голландию). Эти художники, которых сближала мощь и оригинальность дарования, сумели по-разному воплотить и библейские сюжеты, и образы современников.
Нельзя не вспомнить и о классицизме, стиле и направлении в литературе и искусстве, возникшем в XVII в. и обратившемся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм апеллировал не к античности в целом, а непосредственно к древнегреческой классике — наиболее гармоничному, соразмеренному и спокойному периоду в истории древнегреческой культуры. Обретя строгие, незыблемые формы в эпоху правления «короля-солнца» Людовика XIV, классицизм призван был служить укреплению идеи незыблемости общественного устройства, долга человека перед государством.
Классицизм более всего был взят «на вооружение» абсолютистскими государствами; им не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства; государство претендовало на «разумность», хотело, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее и героически-возвышенное начало. В официальном, придворном классицизме немало фальшивого и льстивого и, разумеется, нет ничего общего с античными идеалами, к которым он хочет искусственно приблизиться. Идея «долга», «служения», которая красной нитью проходит через эстетику классицизма, совершенно чужда античности с ее культом естественного и непринужденного выявления нормальных человеческих стремлений и чувств. Классицизм развивал другую сторону гуманистических идеалов — стремление к разумному гармоническому строю жизни.
Закономерно, что в эпоху национального сплочения, преодоления феодальной раздробленности эта идея жила в самых недрах народного сознания. Народу Франции она была близка: ясная разумность и трезвость духа, гармоническая простота строя чувств недаром считается особенностью французского национального гения. Энергичный Корнель, возвышенный Расин, демократический Мольер и мечтательный Пуссен воплощают ее каждый по-своему. Вообще в эту эпоху происходит процесс кристаллизации национальных особенностей эстетического сознания народов, налагающих явственный отпечаток на всю последующую историю искусства.
В классицизме XVII столетия, быть может, самым правдивым было то, что идеал разумного бытия рисовался, как мечта. Ведь именно мечтой о золотом веке предстают перед нами полотна Пуссена и пейзажи Клода Лоррена. И, напротив, фальшивы были полотна, аллегорически живописующие современную французскую монархию и ее деятелей, как уже воплощенный идеал классических доблестей.
Что характеризует истолкование античности французскими классицистами? Главное состоит втом, что они переосмыслили античную меру, которую эстетика Возрождения трактовала в духе внутренней гармонии, якобы присущей человеку по его природе. Классицисты тоже ищут гармонию личного и общественного. Но они ищут ее на путях подчинения индивида абстрактному государственному принципу.
Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Николо Буало (1636-1711). Свою теорию он изложил в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674).
В своих суждениях Буало опирается на картезианскую философию (Декарт), атакже на уже сложившуюся художественную практику (Корнель, Расин, Мольер). Одним из основных принципов эстетики Буало является требование во всем следовать античности. В своем творчестве Корнель и Расин действительно очень часто обращаются к античным сюжетам, хотя трактовку дают им современную. Буало считал, что совершенным может быть только один тип эпоса — трагедии или комедии. Всякий другой тип объявлялся отклонением от совершенства. Угодный для него образец того или иного рода и жанра от считал соответствующим самому разуму.
Опираясь на априорные законы разума, Буало формулирует ряд непререкаемых правил поэтического творчества. Таково правило трех единств — единства места, времени и действия, — которое он рассматривает как закон самого разума.
Но при всех недостатках и исторической ограниченности эстетика классицизма содержала рациональные моменты. Основной заслугой классицистов является культ разума. Ставя разум на пьедестал верховного судьи в области художественного творчества, они тем самым наносили сокрушительный удар феодальной анархии, феодально-религиозной авторитарности в теории и практике искусства. Возвышая разум, сторонними принципов классицизма устраняли авторитет «священного писания», церковного предания в художественном творчестве. Несомненно прогрессивным было требование Буало исключить из искусства христианскую мифологию с ее чудесами и мистикой.
Как бы ни были догматичны нормы, сформулированные классицистами, многие из них не утратили своего значения и по сей день. Таковы, например, их требования четкой характеристики типа, стройности композиции произведения, ясности и точности языка, правдоподобности и достоверности того, что изображается. Все эти требования, будучи очищенными от их догматической окрашенности, имеют рациональный смысл и заслуживают внимательного изучения. Даже требование трех единств, против чего особенно яростно выступали романтики, не лишено рационального содержания. В догматической форме здесь выражена мысль о необходимости изображения явлений в их объективной пространственно-временной связи.
Французский классицизм оказал большое влияние на теорию и практику искусства других стран. У французских классицистов были последователи в Англии (Драйден и др.), в Германии (Готшед и др.), в России (Тредиаковский, Сумароков и др.). В каждой стране теория классицизма преломлялась в соответствии с национальными особенностями.
Итальянское Возрождение – Allinweb
Почему в культуре Возрождения присутствует такая четкая ориентация на человека (антропоцентризм)*? С социологической точки зрения причиной независимости человека, его растущего самоутверждения, нарождающегося свободомыслия явилась городская культура. Под воздействием этой культуры человек постоянно расширял сферу своего влияния на политическую, экономическую и культурную жизнь, постепенно открывая достоинство нормальной, обычной деятельности.
Не подлежит сомнению, что интенсивное развитие городской культуры было связано с социально-экономическим фактором, развитием простого товарно-денежного производства. Но ранний расцвет итальянских городов связан также и с их активным участием в транзитной торговле. Одной из причин раздробленности Италии выступало как раз соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов. В VIII—IX вв. Средиземное море становится местом сосредоточения торговых путей (как это было раньше). Все прибрежные жители получают от этого выгоду. Заниматься морской торговлей прибрежные города заставляло отсутствие достаточных природных ресурсов, благодатных земель, а связывая между собой богатые приморские страны, они имели немалую выгоду. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы: перевозка огромного числа людей со снаряжением и конями оказалась очень выгодной.
Ясно, что именно города являлись местом сосредоточения, с одной стороны, мастеров своего дела, умельцев, мастеров, покинувших крестьянское хозяйство и полностью решивших прожить своим ремесленным мастерством; с другой стороны — людей предприимчивых, смышленых, знающих, как лучше извлечь выгоду. Именно городская культура создала новых людей, сформировала новое отношение к жизни, создала ту атмосферу, в которой, в конечном итоге, рождались выдающиеся идеи и выдающиеся произведения. Вот это новое мироощущение человека нуждалось в мировоззренческой опоре. Именно античность такой опорой и выступила. «Самое обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений», — писал русский историк Н. Кареев в начале XX в.
Однако наследие античного мира усваивалось не полностью, не слепо. Итальянцы подступали к античности с предвзятым взглядом: они видели в ней то, что хотели. Совсем не случайно особой интеллектуальной разработке в эту эпоху подвергся неоплатонизм. А. Ф. Лосев блестяще вскрывает причины особой популярности этой философской концепции в эпоху итальянского Возрождения. Античный (космологический) неоплатонизм привлек внимание возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия. Бог становится ближе человеку, он слит с миром, мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач эпохи Возрождения.
Что лучше собственных чувств может помочь человеку в познании мира? Отсюда такой пристальный интерес к визуальному восприятию, расцвет живописи и других пространственных искусств. Именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяют как можно точнее запечатлеть божественную красоту, разлитую в мире. потому в эпоху Возрождения особое внимание уделяется канонам искусства, а художники ближе других стоят к решению мировоззренческих задач. Именно поэтому культура Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер.
Тенденция переосмысления античности в эпоху итальянского Возрождения сильна, но она сочетается с культурными ценностями иного происхождения, в частности с христианской (католической) традицией. Именно это сочетание придает культуре Италии XIV—XVI вв. уникальность и неповторимость. Не потеряв Бога и Веру, деятели эпохи Возрождения по-новому взглянули на самих себя. Они уже начали осознавать себя значимыми, ответственными за свою судьбу, но еще не перестали быть людьми средневековья.
Две эти одинаково значимые тенденции в культуре итальянского Возрождения определили противоречивость этой культуры. С одной стороны, она может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой — как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования. Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники Возрождения, считал он, были одержимы прорывом в иной, трансцендентный мир, мечта о нем была дана им Христом; они были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам творца; ставили перед собой, по существу, онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни (в мире культуры, по Бердяеву). Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения — в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества».
Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность стала уделом небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер. Ее влияние на широкие слои народа сказалось значительно позднее. Широкой массе итальянского народа была чужда и древняя угасшая культура Рима, и новая, искавшая себе опоры в старой. Оторванность духовной элиты от народа определялась еще и тем, что признанные во всем мире гуманисты в самой Италии нередко служили тиранам, подавлявшим свободу страны, не проявляли особого патриотизма во время вторжения иноземцев, часто высказывали взгляды, носившие космополитический характер. В мировом же масштабе гуманисты предстают новым общественным слоем, где отсутствует сословный признак, где каждый занимает место лишь в силу своего личного образования и таланта.
Характеризуя итальянское Возрождение, необходимо указать, что оно представляет собой не одно общеитальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Во многом причиной этому служила печально известная политическая раздробленность Италии. Наиболее полно указанные черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже — в Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пережили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция. Возрождение в Западной Европе хронологически смыкается с движением Реформации и поэтому обладает особыми чертами, отличающими его от итальянского. Постепенное затухание возрожденческих идей связано как раз с успехами немецкой Реформации, католическая церковь попыталась взять реванш. Однако идеи Возрождения пустили корни и не пропали даром.
Из-за переходного характера эпохи итальянского Возрождения хронологические рамки его установить довольно трудно. Эта эпоха отличается и от средневековья, и от нового времени, но в то же время имеет много общего с этими периодами истории. Если основываться на выявленных чертах культуры итальянского Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология итальянского Возрождения выступает следующим образом: время, в которое указанные черты только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс), или дученто (двухсотые годы — XIII в.) и треченто (трехсотые годы, считая от тысячного — XIV в.). Время, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получило название Раннего Возрождения {кватроченто — четырехсотые годы — XV в.). Время, ставшее расцветом идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким Возрождением (чинквеченто — пятисотые годы, XVI в.).
Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265—1321), живописца Джотто ди Бон-доне (1266—1337), поэта, гуманиста Франческо Петрарку (1304— 1374), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (1313—1375), архитектора Филиппе Брунеллески (1377—1446), скульптора Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386—1466), живописца Мазаччо (Том-мазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (1401—1428), гуманистов, писателей Лоренцо Балла (1407—1457), Пико делла Мирандола (1463—1494), философа, гуманиста Марсилио Фичино (1433—1499), живописца Сандро Боттичелли (1445— 1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452—1519), живописца, скульптора, архитектора Мике-ланджело Буонарроти (1475—1564), живописцев Джорджоне (1477—1510), Тициана (Тициано Вечеллио ди Кадо-ре (1477—1556), Рафаэля Санти (1483—1520), Якопо Тинторетто (1518—1594) и многие другие выдающиеся личности.
Среди представителей культуры Возрождения есть фигуры, наиболее полно выразившие черты того или иного периода этой эпохи. Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери — легендарная личность, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор «Илиады средних веков» (по выражению В. Г. Белинского) —«Комедии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет — изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение полно картин жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями.
Данте был убежден в высшей обусловленности творческого акта. Если природа лишь в незначительной степени отражает божественное совершенство, то художник, по мысли поэта, призван уловить божественную идею, «гений чистой красоты», и максимально точно выразить ее в своем произведении. Задача приближения к миру вечных сущностей, к божественной идее стоит перед всеми художниками Возрождения. И тот факт, что Данте тяготеет к символизму (знаменитый его трактат «Пир» посвящен учению о символе, о четырех смыслах толкования текстов), подчеркивает это стремление. Для того чтобы раскрыть божественную идею, необходимо понять символический смысл произведения:
О, вы, разумные, взгляните сами, И всякий наставленье да поймет, Сокрытое под странными стихами.
В то же время у Данте в «Божественной комедии» личностное отношение к грешникам расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практически переосмысливает средневековую систему грехов и наказания за них. Данте обращается к аристотелевской классификации пороков и преступлений, согласно которой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию. Данте удалось показать, что наказание таится, по сути, в самом преступлении, в общественном осуждении за него. Практически эта мысль предвосхищает теорию нравственности, не нуждающуюся в загробном воздаянии.
У Данте другой взгляд и на гордость. Он не отрицает, что гордость — «проклятая гордыня Сатаны», соглашаясь с христианским толкованием этой черты. Не выносит поэт и спеси. Он осуждает этот порок в аллегорическом образе льва:
… Навстречу вышел лев с подъятой гривой,
Он наступал как будто на меня,
От голода рыча освирепело
И самый воздух страхом цепеня.
Данте обнаруживает отношение к чувству гордости как акту самосознания человека, что знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тирании церкви. Гордый дух был присущ всем великим художникам Возрождения и самому Данте в первую очередь. Изменяется отношение и к земной славе. Данте неоднократно подчеркивает, что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле.
Вызывают у Данте сочувствие и грешники, осужденные за чувственную любовь. Скорбя над душами Паоло и Франчески, поэт говорит:
О, знал ли кто-нибудь,
Какая нега и мечта какая
Их привела на этот горький путь!
Потом, к умолкшим слово обращая, Сказал: «Франческа, жалобе твоей Я со слезами внемлю, сострадая».
Конечно, так сострадать мог человек только новой эпохи, пусть еще только прорисовывающейся, но уже отличающейся самобытностью и оригинальностью. Все творчество Данте: и его «Божественная комедия», и его канцоны, и его сонеты, и его философские произведения, — свидетельствуют о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности видятся истоки этой эпохи.
Наряду с Данте крупнейшей фигурой Ренессанса является Франческо Петрарка. Общепризнанно, что Петрарка является первым европейским гуманистом. Он одним из первых возрожденцев обратился к творчеству Цицерона и Сенеки, благодаря трудам Цицерону познакомился с идеями Платона. Древняя латинская литература была его увлечением. В 1326 г. Петрарка принял духовное звание, но это не повлияло на интенсивность его интеллектуальной жизни.
Петрарка (как видно из его произведений) отстаивает право человека на счастье в земной, реальной жизни, что во многом расходится с догматами католической церкви. Поэт испытывает особый глубокий интерес к собственным переживаниям, к собственным духовным исканиям и потребностям. Это во всей полноте представлено в его великолепных сонетах. Большинство сонетов говорят о любви к прекрасной Лауре, которую Петрарка воспевал и во время ее существования на земле, и после смерти. Чувство, которое предстает в сонетах, отличается высокой духовностью. Лаура — и земная женщина, которую он однажды встретил:
Благословен и год, и день, и час,
И та пора, и время, и мгновенье,
И тот прекрасный край, и то селенье,
Где был я взят в полон двух милых глаз.
И высочайшее выражение поэзии, любовь к Лауре вызывает у Петрарки любовь к Творцу:
Свет мысли неземной лишь от нее исходит, Она того, кто вдаль последует за ней, Ко благу высшему на небеса возводит.
Петрарка создает образ идеальной возлюбленной. Сохраняя ее земной образ, поэт максимально его одухотворяет.
Таким образом, интерес Петрарки к собственному «Я», к живым человеческим чувствам, некоторое переосмысление католической этики, интерес к античности (к которой он обращался за подтверждением собственных взглядов) делает его представителем гуманистического движения. Немаловажно и то, что Петрарка был горячим патриотом Италии, ратовал за ее объединение.
Сандро Боттичелли — художник другого периода эпохи Возрождения, он острее других выразил духовное содержание позднего кватроченто. Ранний Ренессанс «поражает щедростью, преизбыточностью художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия» (Н. А. Дмитриева). Творчество Боттичелли отвечает всем характерным чертам Раннего Возрождения. Этот период более, чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время в живописи идут активные поиски в области отображения линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли изображал его, пропуская сквозь призму видения нарождающейся эпохи. Вместе с тем образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяют нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытя-нутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды. Иными словами, наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Об этом безоговорочно свидетельствуют картины «Весна» и «Рождение Венеры».
Однако не только единство пластического мастерства и духовного содержания творчества придает манере Боттичелли возрожденческий характер. Н. Д. Бердяев отмечал: «Боттичелли — самый прекрасный, волнующе поэтический художник Возрождения и самый болезненный, раздвоенный, никогда не достигавший классической завершенности. Его Венеры всегда походили на Мадонн, как Мадонны походили на Венер».
•Именно трагизм мироощущения и тончайшая духовность делают Боттичелли удивительно близким художникам и поэтам XIX в. Трудно удержаться от соблазна провести аналогию между миром художественных образов Боттичелли и Шарля Бодлера:
Я расскажу тебе, изнеженная фея, Что прелести в своих мечтах лелея, Что блеск твоих красот Сливает детства цвет и молодости плод!
Твой плавный, мерный шаг края одежд колышет, Как медленный корабль, что ширью моря дышит, Раскинув парус свой, Едва колеблемый ритмической волной…
Конечно, поэтическое творчество Ш. Бодлера, как и творчество Э. Мане, А. Модильяни, других близких по духу Боттичелли художников рубежа XIX—XX вв., питали иные истоки, но образы Боттичелли все же одухотворяли их творчество.
На судьбу и творчество С. Боттичелли, равно как и на судьбы многих других деятелей Возрождения повлияла личность Джироламо Савонаролы (1452—1498). Борджиа. Авторитет Савонаролы так вырос, что в 90-х гг. XV в. он стал, по сути, правителем Флоренции, властителем ее дум, установив там достаточно жесткий монастырский режим.
Естественно, столь глубокая и ортодоксальная вера характеризует Савонаролу как деятеля средневековья. Об этом же говорит его отношение к философии Платона, которую он хорошо знал. Он писал: «Единственное добро, совершенное Платоном и Аристотелем, состоит в том, что они придумали аргументы, которые можно употребить против еретиков. Однако и они, и другие философы находятся в аду. Любая старуха знает о вере более, чем Платон. Было бы весьма хорошо для веры, если бы многие, некогда казавшиеся полезными книги, были уничтожены. Если бы не было такого множества книг, естественных доводов разума и всяких диспутов, вера быстрее распространилась бы». Из этого текста, кстати, следует вывод, что уничтожение знаменитых книг и картин в кострах, пылавших по воле Савонаролы, рассматривалось им как акт поддержания и укрепления веры.
И все же Савонарола органично принадлежит эпохе, в которой он жил. Истинная вера в Христа, неподкупность, порядочность, глубина мысли свидетельствовали о духовной наполненности его бытия и тем самым делали его истинным представителем культуры Возрождения. Его гибель, сначала повешенного, а затем сожженного, говорит о том, что культура Возрождения была противоречива и неоднородна, была не только светлой и возвышенной, но и мрачной и низменной. Само появление Савонаролы говорит о том, что культура Возрождения затронула лишь верхи общества, что она не имела под собой народной основы. Общий стиль ренессансного мышления, модификация религиозного сознания не встретили отклика в душах простого народа, а проповеди Савонаролы и его искренняя вера потрясали его. Именно широкое признание его идей в народе помогло Савонароле, по сути, победить гуманистический энтузиазм флорентийцев. Идеи индивидуализма в полном объеме воскресли значительно позже, в XVIII в., а в XVI в. они были лишь достоянием умов великих мыслителей и художников.
Соблазнительно причислить Савонаролу к предшественникам Реформации, однако он им никогда не был: Савонарола был и остался приверженцем строгого католического правоверия. Не случайно папа Павел IV оправдал его учение и реабилитировал его самого в XVI в., а в XVII — о Савонароле была составлена церковная служба. С реформаторами его сближает только яростное обличение церкви и папства, однако новой церкви он не создал, новых религиозных принципов не выдвинул. Савонарола остается в истории ярким примером деятеля Возрождения, но совсем иного типа, чем гуманисты Ф. Петрарка и Л. Валла или художники Леонардо да Винчи и Рафаэль. А это лишь раздвигает представления об удивительной и притягательной культуре — культуре Возрождения — беспокойном времени, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с высокими помыслами самые низкие инстинкты», времени, когда «человеческой жизни сообщалось вихревое движение, она закружилась в весеннем хороводе», — так образно охарактеризовал эту культуру А. Блок.
Каковы основные характеристики искусства эпохи Возрождения? – ATX Fine Arts
Что такое искусство эпохи Возрождения?
Искусство эпохи Возрождения отражает энтузиазм классической греческой и римской идеи творчества и открытости для новых способов человеческого мышления. Есть семь основных характеристик искусства эпохи Возрождения.
7 Характеристики искусства эпохи Возрождения
- Ренессанс был воскрешением человеческих идеалов
- Ренессанс принес возрождение натурализма
- Художники эпохи Возрождения добавили оригинальности своим работам
- Мастера эпохи Возрождения изображали нерелигиозные сюжеты
- Искусство эпохи Возрождения было эксклюзивным
- Картины эпохи Возрождения, посвященные греческой и римской культуре
- Художники эпохи Возрождения стали специалистами в своем деле
Ренессанс был возрождением человеческих идеалов
Византийские и средневековые картины изображали людей твердыми и неэмоциональными. Искусство эпохи Возрождения начало изображать отдельных персонажей с подлинными манерами и создавать их реальный внешний вид.
Например, на средневековой картине Иисуса. Его внешний вид и лицо тусклые и инертные. Сравните это с изображением Иисуса, нарисованным Антонелло да Мессиной, когда он изображает Иисуса в «Христе у колонны». Он изображает Иисуса как человека с эмоциями.
Христос у колонны Картина Антонелло да Мессина
Ренессанс возродил натурализм
На анатомии человеческого тела было сделано гораздо больше акцентов. Леонардо да Винчи считался одним из выдающихся лидеров идеалов натурализма. И он, и Микеланджело дошли до изучения и наблюдения за расчленением трупов, чтобы понять, как человеческие мышцы лежат под кожей.
Художники эпохи Возрождения полагали, что человеческое тело – замечательная вещь. На рисунке Да Винчи 1487 года «Витрувианский человек» он изображает «распространенного человека».
Обнаженная статуя Микеланджело «Давид» является ярким примером интереса эпохи Возрождения к пониманию человеческого тела.
Витрувианский человек, рисунок Леонардо да Винчи
Художники эпохи Возрождения добавили оригинальности своим ремеслам
Художники эпохи Возрождения научились специализироваться в своих работах, добавляя глубину своему искусству, добавляя мелкие детали. Они создавали «исчезающую точку» или изображение вне поля зрения с поразительной тонкостью.
Например, это было сделано в «Тайной вечере» Да Винчи. Прямую точку зрения можно найти от крыши до трех окон, исчезающих за головой Христа.
Эта глубокая точка зрения помогла создать уникальные оригинальные произведения искусства и вычленила из плоских сцен византийские символы.
Тайная вечеря Леонардо да Винчи
Ремесленники эпохи Возрождения изображали нерелигиозные сюжеты
В то время как некоторые работы эпохи Возрождения по-прежнему были сосредоточены на религиозных сюжетах и библейских персонажах, начала появляться тенденция изображать сцены, которые не были религиозными.
Одним из самых точечных примеров нерелигиозного сюжета эпохи Возрождения была прогрессивная «Женитьба Арнольфини» ван Эйка. Ян ван Эйк использует свое творчество, добавляя зеркало в качестве задней перегородки для картины.
Портрет Арнольфини. Картина Яна ван Эйка
Искусство эпохи Возрождения было эксклюзивным
В Средние века церковь была основным источником финансирования различных ремесел. До искусства эпохи Возрождения церковь для увеличения прихожан заказывала религиозные сооружения.
Благодаря финансовому восхождению различных итальянских семей (семья Медичи является одной из самых известных в Италии). Началось назначение мастерства в частное владение. Торговая марка, которую часто практиковал художник, часто означала включение лиц из семьи благотворителя непосредственно в библейскую сцену заказанной картины.
Экстраординарный пример — «Ужин в Эммаусе» Веронезе. Веронезе нарисовал Иисуса сидящим за столом и соединил его со своими сторонниками. Сторонники были членами семьи, и он даже включил домашнего питомца.
Ужин в Эммаусе Паоло Веронезе
Картины эпохи Возрождения, посвященные греческой и римской культуре
Греческая и римская культуры были очевидны в фигурных картинах. В классические греческие и римские времена значительные общественные места были заполнены статуями и скульптурами.
Самые известные картины Тулуз-Лотрека…
Пожалуйста, включите JavaScript
Самые известные картины Тулуз-Лотрека
В эпоху Возрождения возрос интерес к доисторическим исследованиям с целью заново открыть для себя классическую греческую и римскую культуру.
Художники эпохи Возрождения стали специалистами в своем ремесле
Многочисленные художники эпохи Возрождения специализировались на определенном наборе навыков, что еще больше способствовало их известности и росту их имен в то время. Они оценили свою уникальную возможность и использовали свои навыки в своих интересах, чтобы еще больше повысить свою популярность.
Двумя самыми известными художниками эпохи Возрождения являются Микеланджело и Леонардо да Винчи. Эти двое знали друг друга, и между ними было даже чувство соперничества и желания.
Итальянское Возрождение
Что такое Итальянское Возрождение?
Развитие эпохи Возрождения в Италии проходило в три этапа, а именно: Раннее Возрождение (1400-1475 гг. н.э.), Высокое Возрождение (1475-1525 гг. н.э.) и Позднее Возрождение или маньеризм (1525-1600 гг. н.э.).
За это время в мире искусства произошло много изменений. Самое большое изменение социально-экономического характера в итальянских семьях. Предоставление художникам возможности работать за пределами церкви.
Художники отвергли средневековый акцент на религии и великом запредельном. Вместо этого они сосредоточились на своих собственных ремеслах. Можно сказать, что это подготовило почву для того, что мы сейчас называем модернизмом.
Каковы основные определяющие характеристики искусства итальянского Возрождения?
Искусство эпохи Возрождения было обусловлено новой идеей «гуманизма», образом мышления, который был установлен классической греческой и римской культурой.
Гуманизм свел к минимуму количество религиозных и авторитетных фигур. Это позволило художникам представить человечество с их собственной уникальной точки зрения. Определенные компоненты товарных знаков стилей живописи эпохи Возрождения развивались в этот период. К ним относятся линейная перспектива, реализм и природа.
Кто были 4 главных художника эпохи Возрождения?
- Леонардо да Винчи
- Микеланджело
- Рафаэль
- Донателло
Леонардо да Винчи
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи был итальянским эрудитом: художником, скульптором, математиком, инженером, дизайнером, анатомом, геологом, картографом, ботаником и писателем.
Его обычно считают одним из лучших художников, когда-либо существовавших. Возможно, один из самых опытных людей.
Леонардо регулярно изображают как образец Человека эпохи Возрождения, человека с множеством талантов.
Микеланджело
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, обычно известный как Микеланджело, был итальянским художником, живописцем, скульптором и специалистом в области искусства Высокого Возрождения. Его влияние на западное мастерство не имеет себе равных.
Считавшийся лучшим живым скульптором своей жизни, он с тех пор считается, возможно, одним из лучших мастеров всех времен.
Рафаэль
Рафаэлло Санцио да Урбино, известный как Рафаэль, был итальянским художником и рисовальщиком эпохи Высокого Возрождения. Его работы ценятся за ясность структуры, простоту и визуальное выполнение неоплатонической человеческой формы.
Вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи он создает привычную троицу невероятных художников Высокого Ренессанса того периода.
Рафаэль был очень популярен, руководил огромными художественными мастерскими и считался гением. Значительное количество его работ находится в Ватиканском дворце, где расписанные фресками Комнаты Рафаэля были центром его профессиональной карьеры. Он ушел из жизни в 37 лет, оставив огромный ассортимент работы.
Донателло
Донато ди Никколо ди Бетто Барди был талантливым итальянским скульптором. Задуманный во Флоренции, он изучил рисунки римлян и греков в старом стиле и использовал свое понимание, чтобы создать совершенно уникальный стиль эпохи Возрождения в фигуре, с которой он работал. Он работал с камнем, бронзой, деревом, глиной, лепниной и воском.
Какие краски использовали художники эпохи Возрождения?
- Краска фреска
- Темперная краска
- Масляная краска
Как художники эпохи Возрождения делали краски?
Краска для фрески
Живопись в эпоху Возрождения обычно выполнялась с использованием краски для фрески. Краски фрески смешивались с водой и наносились непосредственно на перегородки панели или стены.
Преимущество фрески в ее прочности. Художники должны работать с влажным раствором, и он должен работать быстро, прежде чем он высохнет. В противном случае оттенки будут нечеткими.
Темперная краска
Темперная краска получается путем смешивания различных натуральных пигментов с яйцами для получения твердой краски. Виды оттенков, которые художники могли получить с помощью темперной краски, были ограничены, тем не менее, это была одна из наиболее часто используемых красок в Италии до конца пятнадцатого века, когда были приняты масляные краски.
Масляная краска
В северной Европе художники использовали краски, полученные с использованием красок, связанных маслом. Масляные краски были действительно распространены в Нидерландах и начали расти, когда период Возрождения подходил к концу.
Часто задаваемые вопросы об искусстве итальянского Возрождения
Что такое стиль итальянского Возрождения?
Живопись Высокого Возрождения стала кульминацией различных способов выражения и достижений в живописной технике, таких как линейная перспектива, реалистичное изображение как когнитивных, так и эмоциональных черт, а также изменение света и тьмы, наряду с цветовым контрастом, сфумато (облегчение смены цветов) и светотени (сравнение светлого и темного) в едином объединяющем стиле, выражающем общую композицию.
Отдельные части картины, в частности, имеют сложное, но гармоничное и слаженное взаимодействие с целым. Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — самые известные художники этого периода, а их работы, такие как «Тайная вечеря» и «Мона Лиза» Леонардо, «Афинская школа» Рафаэля и «Потолок Сикстинской капеллы» Микеланджело, являются шедеврами того периода. и среди самых известных произведений искусства в мире.
Что было в центре внимания искусства итальянского Возрождения?
Движение философских идей, известное как гуманизм, а также влияние богатых семей, особенно семьи Медичи, были ключевыми направлениями в эпоху Возрождения. Гуманизм зародился в 1300-х годах и в то время считался «интеллектуальным движением».
В его основе лежали философские представления о значении человека и его роли в обществе. Это контрастировало со средневековыми идеями, которые уделяли больше внимания духовному и божественному — они уделяли больше внимания примату двух упомянутых выше фигур, а именно человека и Бога.
Что является образцом искусства эпохи Возрождения?
- Мона Лиза Леонардо да Винчи
- Сотворение Адама Микеланджело Буонарроти
- Primavera Сандро Боттичелли
Каковы элементы и принципы искусства эпохи Возрождения?
Натурализм, классический гуманизм, перспективный рисунок и развитие масляной живописи были ключевыми элементами искусства итальянского Возрождения.
Натурализм: Стремление к совершенству формы, на которое повлиял натурализм классической скульптуры.
Гуманизм: Влияние философии классического гуманизма, о чем свидетельствует постепенный переход предмета искусства от религиозного к светскому.
Перспективный рисунок: эволюция перспективного рисунка как традиционного метода создания пространственной глубины изображения.
Новые медиа и техники: создание новых медиа и техник, которые были необходимы для достижения более высокого уровня натурализма в искусстве.
Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Венецианское Возрождение — четыре основных этапа эволюции искусства итальянского Возрождения.
Посмотрите на этих известных художников , которые сформировали мир искусства!
Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею с другими, возможно, они тоже получат от нее удовольствие и получат от нее пользу. Любое произведение искусства, приобретенное на ATX Fine Arts, помогает мне как художнику/писателю, а также помогает сайту органично развиваться, спасибо.
Венецианская школа | искусство | Британика
Тициан: Похищение Европы
Все медиа
- Похожие исполнители:
- Тициан Тинторетто Эль Греко Джованни Баттиста Тьеполо Джованни Беллини
Просмотреть весь связанный контент →
Венецианская школа , Искусство эпохи Возрождения и художники, особенно художники, города Венеции. Подобно соперникам Флоренции и Риму, Венеция переживала периоды важности и влияния в континууме западноевропейского искусства, но в каждый период неизменной оставалась выдающаяся венецианская характеристика — любовь к свету и цвету.
Основателем династии живописцев, которая была самой влиятельной в Венеции в эпоху раннего Возрождения, был Якопо Беллини ( ок. 1400–1470), ученик Джентиле да Фабриано. Сохранились два его альбома для рисования, и есть основания подозревать, что многие композиции прославили его сыновья Джентиле ( ок. 1429–1507) и Джованни ( ок. 1430–1516) и его зять. от него произошли законы Андреа Мантенья (1431–1506). Джентиле Беллини отличается тем, что какое-то время (1479 г.–81) живописец ко двору Мехмеда II в Константинополе, а также побывал в Риме, где заполнил этюдами ныне утерянный альбом. Джованни Беллини был самым важным учителем своего поколения, и среди его учеников были Джорджоне (1477–1510), Тициан (1488/90–1576), Якопо Веккьо ( ок. 1480–1528) и Себастьяно дель Пьомбо (). ок. 1485–1547). Короче говоря, он обучал художников Высокого Возрождения в Венеции. Джованни Беллини был не только выдающимся художником Республики, но и одним из самых изобретательных и оригинальных. Он был восприимчив к интересу к пейзажу, который был неотъемлемой частью современных фламандских работ, прибывающих в Венецию, и в своих многочисленных картинах Мадонны он использовал кусочки мира природы, чтобы варьировать и украшать свою тему. Поздний стиль Беллини — чистый Высокий Ренессанс. Ему удалось совершить переход, которого достигли немногие мастера его поколения. Хотя круг вокруг Беллини был самым успешным и прогрессивным, были и другие художники, такие как Витторе Карпаччо (1460–1525/26), и семьи художников, такие как Виварини, а позже и Бассано, которые еще не были так тесно связаны с ним. также были неотъемлемой частью венецианской школы.
Ранняя смерть загадочного Джорджоне лишила венецианскую школу самого многообещающего учителя. Его картин немного, и даже некоторые из них, как полагают, были закончены Тицианом или Себастьяно дель Пьомбо. Остальные его работы наполнены туманным коричневатым светом, который усиливает романтику их капризности.
После смерти Джованни Беллини Тициан стал художником Республики и доминирующей силой венецианской живописи на следующие полвека. Его богатые цвета и живописная техника широко подражали. Хотя Тициан интересовался как религиозными, так и классическими предметами, его больше всего ценили за его психологически проницательные портреты. В 1533 г. он был посвящен в рыцари и стал придворным живописцем императора Карла V.
Последние мастера этой фазы венецианской школы — Якопо Тинторетто ( ок. 1518–94) и Паоло Веронезе (1528–88) — находились под сильным влиянием Тициана. Тинторетто больше всего интересовало использование Тицианом драматического света и изображение повышенных эмоций. Он использовал быстро удаляющиеся диагонали и драматические ракурсы, популярные среди художников-маньеристов, но привнес в эти элементы любовь венецианцев к свету как средству определения формы и усиления чувства драмы.