Творчество баснописца крылова: Творчество крылова краткое содержание. Занимательные факты из жизни Ивана Крылова

Творчество и биография баснописца И.А. Крылова

  

Басни Ивана Андреевича Крылова. Творчество и биография баснописца

 
Алкид
Апеллес и Осленок
Безбожник
Бедный Богач
Бумажный Змей
Бочка
Богач и поэт
Бритва
Булыжник и Алмаз
Булат
Вельможа и Философ
Воспитание Льва
Ворона
Вороненок
Ворона и лисица
Волк и ягнёнок
Волк на псарне
Волк и Кукушка
Волк и Лисица
Волк и Журавль
Волк и Волчонок
Ворона и Курица
Волк и Пастухи
Волк и Мышонок
Водолазы
Два Мужика
Гребень
Госпожа и две Служанки
Голик
Гуси
Демьянова уха
Дерево
Две собаки
Две Бочки
Два Голубя
Дикие Козы
Добрая Лисица
Дуб и Трость
Заяц на ловле
Зеркало и обезьяна
Змея и Овца
Камень и Червяк
Кот и повар
Квартет
Кошка и соловей
Колос
Комар и Пастух
Котенок и Скворец
Котел и Горшок
Клеветник и Змея
Крестьянин в беде
Крестьянин и Работник
Крестьянин и Овца
Крестьянин и Змея (Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…)
Крестьянин и Змея (К Крестьянину вползла Змея…)

Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей…)
Крестьянин и Лисица (Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…)
Крестьяне и Река
Крестьянин и Смерть
Крестьянин и Топор
Крестьянин и лошадь
Кукушка и Орел
Кукушка и Горлинка
Купец
Лань и Дервиш
Ларчик
Лев и комар
Лев на ловле
Лев и Волк
Лев и Барс
Лев и Лисица
Лев состаревшийся
Лев, Серна и Лиса
Лебедь, Щука и Рак
Лжец
Лисица и виноград
Лисица и Сурок
Лисица и Осел
Лиса-строитель
Листы и Корни
Лягушка и Вол
Лягушки, просящие Царя
Лягушка и волк
Лягушка и Юпитер
Любопытный
Мартышка и очки
Мальчик и Змея
Мальчик и Червяк
Мешок
Механик
Мельник
Медведь у Пчел
Медведь в сетях
Мирская сходка
Мор зверей
Мот и Ласточка
Муравей
Музыканты
Муха и Дорожные
Муха и Пчела
Мышь и Крыса
Напраслина
Обоз
Обезьяна
Овцы и Собаки
Огородник и Философ
Осёл и соловей
Осёл и Мужик
Орел и пчела
Орел и Куры
Орел и Паук
Охотник
Орел и Крот
Оракул
Обезьяны
Откупщик и Сапожник
Осел (Когда вселенную Юпитер населял…)
Парнас
Паук и Пчела
Пастух и Море
Петух и Жемчужное зерно
Пестрые Овцы
Пловец и Море
Плотичка
Прохожие и Собаки
Пруд и Река
Пожар и Алмаз
Подагра и Паук
Похороны
Прихожанин
Пчела и Мухи
Пустынник и Медведь
Раздел
Разборчивая Невеста
Роща и Огонь
Ручей
Рыцарь
Рыбья пляска
Слон на воеводстве
Синица
Скворец
Скупой
Скупой и Курица
Собачья дружба
Совет Мышей
Стрекоза и муравей
Слон и Моська
Слон в случае
Свинья под дубом
Свинья
Собачья дружба
Собака, Человек, Кошка и Сокол
Собака
Соловьи
Сочинитель и разбойник
Сокол и Червяк
Старик и трое Молодых
Троеженец
Тришкин кафтан
Трудолюбивый Медведь
Тень и Человек
Туча
Фортуна и Нищий
Фортуна в гостях
Хмель
Хозяин и Мыши
Цветы
Червонец
Чиж и еж
Чиж и Голубь
Щука
Щука и кот
Ягненок
 

Иван Крылов: биография

 
Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.
 
Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

 
Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.
 
Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.
 
Творчество
 
Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.
 
Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением.
 
Но останавливаться молодой литератор не собирался. За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.
 
Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.
 
В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.
 
Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство.

 
В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности. Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель».
 
В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.
 
В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика.
 
Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.
 
В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.
 
Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление.
Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя.
———————————————

Басни, творчество и


биография И.Крылова  
Читать все басни Крылова
Перейти в раздел «Стихи и басни»
  

Творчество известного русского сатирика-баснописца И. А. Крылова

1. Басня — излюбленный жанр Крылова.
2. Первые литературные опыты.
3. Публицистическая деятельность.

Всю свою жизнь И. А. Крылов подчинил девизу А. Д. Кантемира: «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу». Попробовав поработать во многих литературных жанрах, драматургии, комедии, журналистике, молодой литератор останавливается на баснях, как самом народном и доходчивом жанре. Возможно, поэтому его творчество явилось достойным завершением русской журнальной сатиры XVIII века.

Иван Андреевич родился в семье небогатого армейского офицера, и все детство и юношество провёл в Твери, где протекала активная литературно-театральная жизнь. Когда мальчику исполнилось десять лет, умер отец. Мать не смогла добиться пенсии по потери кормильца, и мальчику довольно рано пришлось пойти работать в канцелярию под начальство тупого и жесткого «повытчика». Тем не менее юноша умудрялся не только посещать различные литературные диспуты, но и сам пытался сочинять свои произведения.

 

Воспользовавшись первой же возможностью оставить свою должность и перебраться в Петербург, будущий баснописец в 1783 году написал комическую оперу «Кофейница» под влиянием комедий Д. И. Фонвизина, поставленных на русской сцене. Безусловно, выбор этого жанра был неслучаен. Молодой человек, с детства познакомившийся с нравами провинциальных канцелярий, жаждал вскрыть общественные язвы. Кроме того, опера обладала и непринужденной веселостью, и легкостью действия, и доступной музыкой. В то же самое время это музыкальное произведение было призвано давать пищу для серьезных размышлений зрителя. Несмотря на то что большинство комедий и комических опер Крылова так и не попали на большую сцену ввиду несхожести мировоззрений драматурга с театральной дирекцией, они имели большое значение в творчестве писателя. Именно в них оттачивалось мастерство диалога, формирование и раскрытие характеров, то есть всего того, что в будущем так пригодилось для басенного жанра.

К 1788 году Иван Андреевич окончательно рассорился с театральными критиками и обратил свой взор на журналистику. Следует отметить, что в 70—80-х годах XVIII столетия в журнальной сатире наблюдался определенный спад. Произведения этого жанра еще показывались на страницах столичных журналов, однако он давно уже потерял свою остроту и злободневность. Расцвет русской журналистики, достигнутый в периодических изданиях Н. И. Новикова, сошел на нет. Фонвизин пытался возродить прошлые сатирические традиции, однако его произведения были запрещены самой Екатериной II. Крылов не мог допустить исчезновения сатиры вообще и стал издавать свой собственный журнал, который был выдержан в традициях творчества Новикова и Фонвизина, однако более демократично высмеивал русское общество тех лет.

Первое издание литератора «Почта духов, ежемесячное издание, или Ученая, Нравственная и Критическая переписка Арабского Философа Маликульмулька с водяными воздушными и подземными духами» просуществовал восемь месяцев. Исследователи полагают, что в создании журнала участвовал А. Н. Радищев, а двадцать три из сорока восьми писем журнала представляют собой перевод из романов маркиза д’Аржана. Однако эти факты совершенно не умаляют заслуг Крылова, поскольку именно здесь проявилось огромное мастерство сатирика. Молодой литератор смог замечательно соединить оригинальные произведения с переводными материалами. В своем журнале Иван Андреевич высмеивал недостатки всех без исключения сословий, всего того, что, по мнению автора, приносило вред русским людям. Именно в «Почте духов…» автор использовал многие сатирические мотивы и сюжеты, которые впоследствии развил в своих баснях. Здесь же он широко применял такой художественный прием, как зоологизацию. Так, к примеру, фамилия откупщика Скотонрава говорит сама за себя, а щеголь талантливо сравнивается с кривляющейся обезьяной, что позволяет придать образу большую выразительность. Наряду с зоологизацией Крылов часто использует в своих произведениях гротеск, пародию, гиперболу и другие художественные приемы. В 1792 году у него вместе с П. А. Плавильщиковым и А. И. Клушиным зародилась новая идея, и уже скоро читатели могли взять в руки и почитать новый сатирический журнал «Зритель».

 

Именно здесь была впервые напечатана острая антимонархическая сатира Крылова «Каиб». Произведение создавалось автором в жанре восточной повести, что явилось определенным прикрытием резкой критики самой императрицы. Кроме того, в «Каибе» писатель затрагивал проблемы классицистической и сентиментальной эстетики, искажающей действительность того времени. По сюжету произведения главный герой калиф встретил на своем пути поэта-одописца, который недавно восхвалял в своей оде визиря, повешенного за взятки. Ода была настолько мастерски написана, а добродетели казненного так правдоподобно воспеты, что «калиф зачал уже опасаться, не святого ли он повесил». Однако поэт успокоил его словами, что дает «воображению волю в похвалах с тем только условием, чтоб после всякое имя вставить можно было».

«Похвальная речь в память моему дедушке» создавалась Крыловым в жанре пародийного панегирика. Здесь автор резко разоблачал поместного крепостника, относящегося к псам лучше, чем к людям, поскольку «собака не слуга», она может и укусить. «Зритель» становится также первым изданием, где Крылов публикует и свои знаменитые басни, открыто высмеивающие человеческую глупость, подлость, жадность й другие отрицательные стороны людского характера, хотя чаще всего главными героями являлись различные животные. Особенно конкретный характер обретали насмешки баснописца над Львами и Орлами:

Орел ответствует, наскуча вздором тем:
«Ты права, только не совсем.
Орлам случается и ниже кур спускаться:
Но курам никогда до облак не подняться!»

Современники Крылова прекрасно понимали, что под маской басенных Львов, Ослов, Волков и Лисиц скрываются вполне конкретные исторические деятели, да и писательские обобщения всегда выходили за границы темы басни. Сам же автор всегда выступал на стороне слабого и угнетенного. Его раздражали «хозяева жизни», творящие на своем пути беззакония:

Усильного всегда бессильный виноват!..
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сатирическое изображение действительности, по мнению Ивана Андреевича, это одно из действенных методов общественного воспитания. Поэтому к басне всегда предъявлялись самые высокие и серьезные требования. При всем этом басня представляет собой особый вид, где образ простодушного и якобы «наивного рассказчика сливается с формами речи. Не зря сам баснописец навсегда приобрел облик «дедушки Крылова», мудрого, лукавого и одновременно простодушного старичка.

Свою журналистскую деятельность Крылов закончил в издании «Санкт-Петербургский Меркурий». Несмотря на то что произведения писателя редко, когда выходили за границы «просвещенного абсолютизма», это не мешало ему сатирически изображать царствование Екатерины II, противопоставляя реального императора идеальному. В прощальном слове к читателям Крылов и Клушин указывали, что «Слабо то сочинение, которое в самом себе не заключает своего оправдания». Творческая деятельность Ивана Андреевича сыграла огромную роль в развитии российской литературы. Впервые в произведениях этого автора проявляются отличительные особенности реализма, зарождается демократическая эстетика. Дело Крылова в сфере журналистики впоследствии продолжил Н. И. Страхов в своем журнале «Сатирический вестник». Здесь также высмеивались негативные стороны жизни дворянского корпуса; в лучших традициях сочинений Крылова.

 

Главными персонажами издания становились представители высшего света, разоряющие своих крепостных, картежники, щеголи, моты, чиновники-взяточники. В своем творчестве, по мнению П. Н. Беркова, баснописец отыскал самую удачную форму, когда классические принципы гармонично сочетаются с традициями народного театра, народных игрищ. Басни не умерли вместе с Крыловым. Многие из них и по сей день остаются актуальными и злободневными. Многие выражения и стихотворные строки превратились в пословицы и поговорки: «Вороне где-то бог послал кусочек сыра…», «А ларчик просто открывался…», «Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!». И до сих пор басни Ивана Андреевича считаются сосредоточением мудрости и житейской смекалки.

Крылов и другие автора Екатерина Лямина :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: