Тутмос IV — Русская историческая библиотека
Тутмос IV
Автор изображения – Einsamer Schütze
За Аменхотепом II следовал его сын Тутмос IV. Если верить народной сказке, распространенной несколькими столетиями позднее, этот принц сначала не предназначался в преемники своему отцу. Сказание повествовало о том, как задолго до смерти Аменхотепа II он попал однажды во время охоты в пустыню вблизи пирамид в Гизе, где уже более 1300 лет покоились фараоны IV династии. Он лег в полдень в тени Большого сфинкса, и во сне ему явился бог-солнце, с которым отождествлялся в его время Сфинкс, и просил освободить его изображение от песка, покрывавшего его уже в то отдаленное время, за что обещал ему царство. Принц дал клятву исполнить желание великого бога. Обещание бога осуществилось, и молодой царь, немедленно после своего восшествия на престол, поспешил исполнить свою клятву. Он освободил от песка гигантскую фигуру Сфинкса и записал все событие на плите, поставленной поблизости. Позднейшая версия придворных жрецов была высечена на огромном гранитном архитраве, взятом из соседнего храма Осириса и воздвигнутом перед грудью Сфинкса, между его передними лапами, где он находится и поныне.
Тутмосу IV пришлось вскоре подумать о поддержании империи в Азии. Но мы ничего не знаем о течении его похода, предпринятого туда, который он называл, как и его отец, своей «первой кампанией». Очевидно, ему пришлось углубиться далеко на север и решительно вторгнуться в Нахарину, так что впоследствии он мог начертать на стенах государственного фиванского храма о добыче, «взятой его величеством в презренной Нахарине во время его первой победоносной кампании». Непосредственным результатом появления Тутмоса IV в Нахарине явилось ее полное успокоение, поскольку дело касалось вассальных князей. Фараон вернулся через Ливан, причем заставил местных вождей снабдить себя грузом кедрового дерева для священной барки Амона в Фивах. Прибыв в Фивы, он поселил колонию пленников, быть может, из города Гезера в Палестине, в ограде своего заупокойного храма, построенного им радом со святилищами его предков на фиванской равнине. Быть может, признание хеттов общим врагом вызвало сближение между фараоном и Митанни, которому вскоре пришлось пострадать от враждебности царя хеттов. Тутмос IV, очевидно, желал иметь друга на севере, ибо он отправил к митаннийскому царю Артатаме посольство, прося его дочь себе в жены. После ряда неизбежных отговорок Артатама согласился, и митаннийская принцесса была отправлена в Египет, где она, вероятно, получила египетское имя Мутемвии и стала матерью следующего египетского царя Аменхотепа III. Таким образом был заключен с Митанни прочный союз, заставлявший фараона оставить всякую мысль о будущих завоеваниях на восток от Евфрата. Дружеское соглашение было также достигнуто с Вавилонией. Хотя, по-видимому, Тутмос и находил ненужным вновь вторгаться в Азию, все же он был назван своими вельможами «покорителем Сирии», и дань местных князей правильно поступала к визирю или хранителю сокровищницы. Весной 8-го года до него дошли вести о серьезном восстании в Нубии. После триумфального путешествия вверх по реке, во время которого он останавливался для поклонения богам во всех крупнейших храмах, он прошел через первые пороги, и, вступив в Уауат, по-видимому, нашел врага поразительно близко от северной границы Нубии. Разумеется, происшедшая битва могла иметь лишь один исход: в результате ее огромная добыча попала в руки Тутмоса. Захваченные им пленники были также поселены в качестве рабов на территории его заупокойного храма.
По-видимому, Тутмос IV недолго пережил экспедицию в Нубию. Вследствие этого он не имел времени возвеличить Фивы и украсить государственный храм по примеру своих предков. Но его преклонение перед дедом Тутмосом III побудило его довести до конца замечательную работу великого завоевателя. Уже 35 лет последний обелиск Тутмоса III лежал неоконченным у южного портала ограды Карнакского храма. Его внук высек на нем имя древнего покорителя Азии и записал радом с ним также и свое набожное деяние, состоявшее в завершении начатой работы, и воздвиг колоссальный обелиск высотой в 105,5 фута – величайший из сохранившихся памятников такого рода – у южного портала ограды, где он нашел его лежащим. Этот обелиск возвышается теперь перед Латераном в Риме. Вскоре после своего добродетельного поступка, совершенного, быть может, в ознаменование собственного юбилея, Тутмос IV отошел к своим предкам (около 1411 г. до н. э.) и был погребен в той же долине, где и они.
Голова мумии Тутмоса IV
Тутмос IV | |
1465-1455 до н. э. | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Тутмос IVТутмос IV — фараон (ок. 1465 — ок. 1455 до н. э.), принадлежал, как и Тутмос III, к XVIII династии, сын Аменхотепа II. Вел войны в Азии и Нубии. В историографии существуют и другие датировки правления Тутмоса. Д. Г. Редер. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ — ФЕЛЕО. 1971. Далее читайте:Египет, историческая справка с указателем имен фараонов. Династии древнего Египта. Древний Египет (карта). Древний Египет во II тыс. до н.э. (карта). Литература:Струве В. В., К вопросу о Тутмосидах, в кн.: Из далекого и близкого прошлого. (Сб. в честь Н. И. Кареева), П. — М., 1923; его же, Подлинный Манефоновский список царей Египта и хронология Нового царства, «ВДИ», 1946, No 4; Авдиев В. И., Воен. история Др. Египта, т. 1-2, М., 1948-59; Hayes W. С., A selection of Tuthmoside Ostraca from Der el-Bahri, «Journal of Egyptian Archaeology», 1960, No 46; Hornung E., Untersuchungen zur Chronologie und Geschichte des Neuen Reiches, Wiesbaden, 1964.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты
Сфинкс и Великая пирамида Хуфу
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 3000 г. до н.э. — 332
- Основные события:
- Битва при Кадеше
- Ключевые люди:
- Моисей Эхнатон Плотин Рамзес II Тутмос III
- Похожие темы:
- Египетское искусство древнеегипетская религия иероглифическое письмо Библиотека Александрии египтология
- Похожие места:
- Египет Византийская империя древний Рим Ханаан Александрийский маяк
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Каким другим термином называются цари Египта?
Египетских царей обычно называют фараонами, согласно Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («великое поместье») и от обозначения королевского дворца как учреждения. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.
Какие два типа письменности существовали в Древнем Египте?
Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (ок.
Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?
Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.
Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?
Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.
Кто открыл гробницу Тутанхамона?
Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922 году. Африка, датируемая IV тысячелетием до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты.
Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н.э., иногда используемом в качестве точки отсчета для происхождения Египта, и до исламского завоевания в 7-м веке н.э. Для последующей истории через современный период, см. Египет.Введение в древнюю египетскую цивилизацию
Жизнь в Древнем Египте
Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.
Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.
На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.
Поначалу через Средиземное море шло относительно мало культурных контактов, но с давних пор Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джбайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.
Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, главным образом полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта производительность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Орошение в бассейне было достигнуто простыми средствами, и выращивание нескольких культур стало возможным только в гораздо более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, поднимая уровень поймы, а земли были освобождены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.
Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для производства различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не получил широкого распространения до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.
Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)
Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, изначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.
Точно так же, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, которая стала доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– в. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.
В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.
Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н.э. Ресурсы страны не направлялись в многочисленные провинциальные города, а вместо этого с большим эффектом концентрировались вокруг столицы — которая сама представляла собой рассредоточенную вереницу поселений, а не города — и сосредоточивались на центральной фигуре общества, короле. В 3-м и начале 2-го тысячелетий идеал элиты, выражавшийся в убранстве частных гробниц, был поместным и сельским. Лишь гораздо позже египтяне развили более ярко выраженный городской характер.
Thutmose IV — Энциклопедия Нового Света
Из энциклопедии Нового Света
Скачки к: навигация, поиск
Предыдущий (Thutmose III)
Следующий (тимьян)
Thutmose IV (иногда считывается AS 33333333333. Тутмос IV и что означает Тот родился ) был восьмым фараоном восемнадцатой династии Египта. Он правил Египтом с 1401 по 90 139 год до н. э. с 90 140 по 1 391 90 139 до н. э. или 1397 до н. э. –1388 90 139 гг. до н. э. [1] и Манефон приписывает ему правление девять лет и восемь месяцев. Эта цифра подтверждается стелой 8-го года его правления в Нубии. Когда-то считалось, что Тутмос IV правил гораздо дольше, в 34 или 35 лет, но этот факт не подтверждается небольшим количеством памятников, которые он оставил после себя по сравнению с памятниками его сына Аменхотепа III, и полным отсутствием засвидетельствованного года. даты для него после его восьмого года. Он был дедушкой Эхнатона. Хотя он не порвал со жрецами Амона, он совершил поклонение Атону. Его главными достижениями были мирный договор с империей Митанни и подавление восстания в палестинско-сирийском и нубийском регионах Египетской империи.
Содержание
- 1 Биография
- 2 памятника
- 3 Захоронение
- 4 Наследие
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Каталожные номера
- 8 кредитов
Биография
Тутмос родился у Аменхотепа II и Тиаа. Он принял тронное имя «Мен-хеперу-ре», что означает «Вечны Проявления Ра».
Во время своего десятилетнего правления он возглавил экспедицию в палестинско-сирийский регион своей империи, где угрожало местное восстание, которое он подавил. Однако, возможно, его самым значительным достижением был мирный договор с империей Митанни. [2] Эта империя процветала в Месопотамии примерно с 1600 90 139 до н. э. 90 140, пока не попал к хеттам в 1300-х годах 90 139 г. до н. э. за оспариваемый контроль Египта над Сирией. Мирный договор Тутмоса IV привел к выгодным отношениям между двумя империями до падения Митанни. После долгих переговоров он женился на митаннийской принцессе, чтобы скрепить договор. Город Алалах также был передан под контроль Митанни в рамках договора.
На восьмом курсе около 1393 г. до н. э. он также подавил восстание в Нубии. Это было важно для защиты доступа к нубийским золотым запасам. Тутмос упоминается на стеле как Завоеватель Сирии , но мало что известно о его военных подвигах.
Памятники
Как и большинство Тутмосидов, он строил в больших масштабах. Он завершил обелиск, начатый Тутмосом III, который высотой 32 м (105 футов) был самым высоким из когда-либо воздвигнутых в Египте в Карнакском храме. Это сейчас в Риме.
Самым прославленным достижением Тутмоса была реставрация Сфинкса в Гизе и последующий ввод в эксплуатацию Стелы Снов . Согласно отчету Тутмоса на Стеле Снов , во время охоты он остановился, чтобы отдохнуть под головой Сфинкса, которая была по шею засыпана песком. Вскоре он заснул, и ему приснился сон, в котором Сфинкс сказал ему, что, если он расчистит песок и восстановит его, он станет следующим фараоном. После завершения реставрации он поместил резную каменную табличку, ныне известную как 9-я.0133 Стела Снов , между двумя лапами Сфинкса. Часть надписи переводится как:
- «Теперь в этом месте покоится статуя великого Хепри (Великого Сфикса), великого славы, священного почитания, тень Ра покоится на нем. Мемфис и все города с двух сторон пришли к нему, свои руки в обожании к его лицу, неся большие подношения для его ка. В один из этих дней случилось так, что Прайс Тутмос путешествовал во время полудня. Он отдыхал в тени великого бога. (Сон и) сон (овладел обо мне) в тот момент, когда солнце было в зените. Затем он обнаружил величие этого благородного бога, говорящего из его собственных уст, как отец говорит своему сыну, и говорящего: «Посмотри на меня, посмотри на меня, мой сын Тутмос. я твой отец, Хоремахет-Хепри-Ра-Атум.Я дам тебе царство (на земле до живых)… (Вот, мое состояние подобно больному), все (мои конечности разрушены). Песок пустыни, на котором я был прежде, (теперь) противостоит мне; и именно для того, чтобы заставить вас сделать то, что в моем сердце, я ждал .» [3]
Некоторые египтологи предполагают, что, поскольку Аменхотеп II не назвал Тутмоса IV своим соправителем, он не намеревался сделать его своим преемником и что восстановление Сфинкса и текста Стелы Снов должен был придать легитимность его неожиданному царствованию.
Захоронение
Тутмос IV был похоронен в Долине Царей, в гробнице KV43, но его тело было перенесено в тайник мумий в KV35, где оно было обнаружено Виктором Лоретом в 189 г.8. Когда гробница была раскопана, оказалось, что она не была полностью разграблена, и была найдена некоторая оригинальная обстановка. Исследование его тела показывает, что он был очень болен и чахнул в последние месяцы своей жизни перед смертью. Это объясняет его недолгое правление.
Наследие
Мир с Митаннийской империей был выгоден Египту, позволяя торговать. Возможно, что личная, хотя и не публичная преданность Тутмоса IV Атону заложила основу для недолговечной атенистической революции при его внуке Эхнатоне.
См. Также
- Древний Египет
Примечания
- ↑ Беккертат, Юрген фон, Хронологии Дес Фараонишен Игиптен (Mainz: Philipp Von Zaberne, Gabonz, Gabonz, .
- ↑ «The Mitanni Empire», Tour Egypt, The Mitanni Empire, дата обращения 22 января 2008 г.
- ↑ Данн, Джимми, «Тутмоис IV из 18-й династии», Тур по Египту, Тутмос IV из 18-й династии, дата обращения 22 января 2008 г.
Каталожные номера
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Брайан, Бетси М. Правление Тутмоса IV . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1991. ISBN 9780801842023
- Картер, Ховард, Перси Э.