М ю лермонтов стихотворения: Михаил Лермонтов — стихи. Читать стихотворения Михаила Лермонтова

Содержание

Стихи Лермонтова: Читать стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

Перейти к контенту

Стихи классиков > Михаил Лермонтов

Отзывы


Стихи Михаила Лермонтова были и остаются важной вехой русской литературы, которое оказало значительное влияние на дальнейшее творчество поэтов XIX и XX веков. В нем сочетались гражданские, философские, личные мотивы, которые виртуозно переплетались и помогали поэту найти ответы на важные для него жизненные вопросы.

Стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова стали отличным подспорьем не только для литературы, но и для живописи, музыки, деятельности театров и кинематографа. На протяжении жизненного пути в зависимости от увлечений поэта, чувства лирического герои, его переживания и эмоции постоянно менялись в бурном вихре, что делает стихи Лермонтова поистине чувственными, интересными и захватывающими.

Тематика стихов Михаила Лермонтова:

  • Стихи о любви;
  • Стихи о природе;
  • Стихи о Родине, России;
  • Стихи о Кавказе;
  • Стихи для детей;
  • Стихи Лермонтова, которые легко учатся: Короткие, легкие;
  • Стихи Лермонтова из школьной программы;
  • Анализ стихотворений Лермонтова.

Писал при этом Михаил Лермонтов почти обо всем: о любви, которая его постоянно кружила в страстном танце, о Кавказе, о Родине, о природе, а также стихотворения для детей.

Если Вы снова хотите окунуться в неимоверный поэтический мир Михаила Лермонтова, то на нашем сайте Вы найдете лучшие стихи великого поэта.


Все стихи Михаила Лермонтова на одной странице

  1.  Михаил Лермонтов — Утес

  2.  Михаил Лермонтов — Дума

  3.  Михаил Лермонтов — Тучи

  4.  Михаил Лермонтов — Смерть поэта

  5.  Михаил Лермонтов — Бородино

  6.  Михаил Лермонтов — Пророк

  7.  Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий)

  8.  Михаил Лермонтов — Одиночество

  9.  Михаил Лермонтов — Нищий

  10.  Михаил Лермонтов — Листок

  11.  Михаил Лермонтов — Поэт

  12.  Михаил Лермонтов — Сон

  13.  Михаил Лермонтов — Когда волнуется желтеющая нива

  14.  Михаил Лермонтов — Кинжал

  15.  Михаил Лермонтов — Я не унижусь пред тобою

  16.  Михаил Лермонтов — Родина (Люблю отчизну я, но странною любовью)

  17.  Михаил Лермонтов — Кавказ

  18.  Михаил Лермонтов — Осень

  19.  Михаил Лермонтов — И скучно и грустно

  20.  Михаил Лермонтов — Ангел

  21.  Михаил Лермонтов — Валерик

  22.  Михаил Лермонтов — Узник

  23.  Михаил Лермонтов — Три пальмы

  24.  Михаил Лермонтов — Завещание

  25.  Михаил Лермонтов — Два великана

  26.  Михаил Лермонтов — Морская царевна

  27.  Михаил Лермонтов — Монолог

  28.  Михаил Лермонтов — Мой демон

  29.  Михаил Лермонтов — Кавказский пленник

  30.  Михаил Лермонтов — Демон

  31.  Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу

  32.  Михаил Лермонтов — Воздушный корабль

  33.  Михаил Лермонтов — Ветка Палестины

  34.  Михаил Лермонтов — Русалка

  35.  Михаил Лермонтов — Беглец

  36. Михаил Лермонтов — Нет, я не Байрон, я другой

  37. Михаил Лермонтов — Нет, не тебя так пылко я люблю

  38. Михаил Лермонтов — На севере диком стоит одиноко

  39. Михаил Лермонтов — Молитва (В минуту жизни трудную)

  40. Михаил Лермонтов — Прощай, немытая Россия

  41. Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен

  42. Михаил Лермонтов — Из-под таинственной, холодной полумаски

  43. Михаил Лермонтов — Бой с барсом (Отрывок Мцыри)

  44. Михаил Лермонтов — Тамбовская казначейша

  45. Михаил Лермонтов — Ребенка милого рожденье

  46. Михаил Лермонтов — Черкесы

  47. Михаил Лермонтов — Песнь Казбича

  48. Михаил Лермонтов — Синие горы Кавказа, приветствую вас

  49. Михаил Лермонтов — Прощанье

  50. Михаил Лермонтов — Черкешенка

  51. Михаил Лермонтов — Тебе, Кавказ, суровый царь земли

  52. Михаил Лермонтов — Желание

  53. Михаил Лермонтов — Жалобы турка

  54. Михаил Лермонтов — Посреди небесных тел

  55. Михаил Лермонтов — Утро на Кавказе

  56. Михаил Лермонтов — Солнце осени

  57. Михаил Лермонтов — Солнце

  58. Михаил Лермонтов — Небо и звезды

  59. Михаил Лермонтов — Люблю я цепи синих гор

  60. Михаил Лермонтов — Кавказу

  61. Михаил Лермонтов — Кто в утро зимнее

  62. Михаил Лермонтов — Гроза

  63. Михаил Лермонтов — Все тихо, полная луна

  64. Михаил Лермонтов — Ночь

  65. Михаил Лермонтов — Незабудка

  66. Михаил Лермонтов — Дереву

  67. Михаил Лермонтов — Я пробегал страны России

  68. Михаил Лермонтов — Когда я унесу в чужбину

  69. Михаил Лермонтов — Измученный тоскою и недугом

  70. Михаил Лермонтов — Как дух отчаянья и зла

  71. Михаил Лермонтов — Поцелуями прежде считал

  72. Михаил Лермонтов — К Сушковой

  73. Михаил Лермонтов — Итак, прощай

  74. Михаил Лермонтов — К себе

  75. Михаил Лермонтов — Время сердцу быть в покое

  76. Михаил Лермонтов — Я не хочу, чтоб свет узнал

  77. Михаил Лермонтов — Она не гордой красотою

  78. Михаил Лермонтов — Как небеса твой взор блистает

  79. Михаил Лермонтов — Не ты, но судьба виновата была

  80. Михаил Лермонтов — Она была прекрасна, как мечта

  81. Михаил Лермонтов — Умирающий гладиатор

  82. Михаил Лермонтов — Щербатовой (На светские цепи)

  83. Михаил Лермонтов — Ночь (Один я в тишине ночной)

  84. Михаил Лермонтов — Я счастлив, тайный яд течёт в моей крови

  85. Михаил Лермонтов — 11 июля

  86. Михаил Лермонтов — Первая любовь

  87. Михаил Лермонтов — Оправдание

  88. Михаил Лермонтов — Прости! — мы не встретимся боле

  89. Михаил Лермонтов — Боюсь не смерти я

  90. Михаил Лермонтов — Слова разлуки повторяя

  91. Михаил Лермонтов — К приятелю

  92. Михаил Лермонтов — К другу Шеншину

  93. Михаил Лермонтов — Прекрасны вы, поля земли родной

  94. Михаил Лермонтов — Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный)

  95. Михаил Лермонтов — Посвящение N. N.

  96. Михаил Лермонтов — Предсказание

  97. Михаил Лермонтов — Передо мной лежит листок

  98. Михаил Лермонтов — Отчего

  99. Михаил Лермонтов — Опасение

  100. Михаил Лермонтов — Отрывок (На жизнь надеяться страшась)

  101. Михаил Лермонтов — Блистая, пробегают облака

  102. Михаил Лермонтов — Они любили друг друга так долго и нежно

  103. Михаил Лермонтов — Она поёт, и звуки тают

  104. Михаил Лермонтов — Он был рожден для счастья, для надежд

  105. Михаил Лермонтов — Один среди людского шума

  106. Михаил Лермонтов — Надежда

  107. Михаил Лермонтов — Не смейся над моей пророческой тоскою

  108. Михаил Лермонтов — Нередко люди и бранили

  109. Михаил Лермонтов — Благодарю

  110. Михаил Лермонтов — Настанет день, и миром осужденный

  111. Михаил Лермонтов — Нарышкиной

  112. Михаил Лермонтов — На серебряные шпоры

  113. Михаил Лермонтов — Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою)

  114. Михаил Лермонтов — Мцыри (Поэма)

  115. Михаил Лермонтов — Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный)

  116. Михаил Лермонтов — Благодарность

  117. Михаил Лермонтов — Метель шумит, и снег валит

  118. Михаил Лермонтов — Мартыновой

  119. Михаил Лермонтов — Любовь мертвеца

  120. Михаил Лермонтов — Когда к тебе молвы рассказ

  121. Михаил Лермонтов — Когда б в покорности незнанья

  122. Михаил Лермонтов — Кладбище

  123. Михаил Лермонтов — Башилову

  124. Михаил Лермонтов — Казачья колыбельная песня

  125. Михаил Лермонтов — К портрету

  126. Михаил Лермонтов — Я не достоин, может быть, твоей любви

  127. Михаил Лермонтов — Ты слишком для невинности мила

  128. Михаил Лермонтов — Когда ты холодно внимаешь

  129. Михаил Лермонтов — Печаль в моих песнях

  130. Михаил Лермонтов — Оставь напрасные заботы

  131. Михаил Лермонтов — Бартеневой

  132. Михаил Лермонтов — О, не скрывай

  133. Михаил Лермонтов — Не привлекай меня красой

  134. Михаил Лермонтов — Мы снова встретились с тобой

  135. Михаил Лермонтов — Будь со мною, как прежде бывала

Михаил Лермонтов: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Читать онлайн «Стихотворения и поэмы», Михаил Лермонтов – ЛитРес

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *

Осень

 
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
 
1828

Нищий

 
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
 
1830

Предсказание

 
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
 
1830

Ангел

 
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
 
1831

«Я жить хочу! хочу печали…»

 
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
 
1832

Два великана

 
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец, –
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою…
Ахнул дерзкий – и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
 
1832

Парус

 
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что́ ищет он в стране далекой?
Что́ кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы, – он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури.
Как будто в бурях есть покой!
 
1832

Смерть поэта

Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.


 
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок, – они венец
терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой
мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
 
1837

«Слова разлуки повторяя…»

 
Слова разлуки повторяя,
Полна надежд душа твоя;
Ты говоришь: есть жизнь другая,
И смело веришь ей… но я?..
Оставь страдальца! – будь покойна:
Где б ни был этот мир святой,
Двух жизней сердцем ты достойна!
А мне довольно и одной.
Тому ль пускаться в бесконечность,
Кого измучил краткий путь?
Меня раздавит эта вечность,
И страшно мне не отдохнуть!
Я схоронил навек былое,
И нет о будущем забот,
Земля взяла свое земное,
Она назад не отдает!..
 
1837

«Когда волнуется желтеющая нива…»

 
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
 
1837

Бородино

 
– Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
 
1837

Ветка палестины

 
Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?
Молитву ль тихую читали,
Иль пели песни старины,
Когда листы твои сплетали
Солима бедные сыны?
И пальма та жива ль поныне?
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной главой?
Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно
На пожелтевшие листы?. .
Поведай: набожной рукою
Кто в этот край тебя занес?
Грустил он часто над тобою?
Хранишь ты след горючих слез?
Иль, божьей рати лучший воин,
Он был, с безоблачным челом,
Как ты, всегда небес достоин
Перед людьми и божеством?..
Заботой тайною хранима,
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой!
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
 
1837

Узник

 
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
 
1837

Кинжал

 
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе
текла,
Но светлая слеза – жемчужина страданья.
И черные глаза, остановясь на мне,
Исполненны таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
 
1837

«Она поет – и звуки тают…»

 
Она поет – и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит – и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли – все ее движенья,
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.
 
1837

«Гляжу на будущность с боязнью…»

 
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать – что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.
 
1838

«Слышу ли голос твой…»

 
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
 
1838

«Как небеса, твой взор блистает…»

 
Как небеса, твой взор блистает
Эмалью голубой,
Как поцелуй, звучит и тает
Твой голос молодой;
За звук один волшебной речи,
За твой единый взгляд,
Я рад отдать красавца сечи,
Грузинский мой булат;
И он порою сладко блещет,
И сладостней звучит,
При звуке том душа трепещет,
И в сердце кровь кипит.
Но жизнью бранной и мятежной
Не тешусь я с тех пор,
Как услыхал твой голос нежный
И встретил милый взор.
 
1837–1838

Дума

 
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь
без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток
чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья
и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи
и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
 
1838

Поэт

 
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал –
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет.
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене –
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…
 –
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился
над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
 
1838

Беглец (Горская легенда)

 
Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у супостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;
Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку – и бежит! –
И скрылся день; клубясь, туманы
Одели темные поляны
Широкой белой пеленой;
Пахнуло холодом с востока,
И над пустынею пророка
Встал тихо месяц золотой…
Усталый, жаждою томимый,
С лица стирая кровь и пот,
Гарун меж скал аул родимый
При лунном свете узнает;
Подкрался он никем не зримый…
Кругом молчанье и покой,
С кровавой битвы невредимый
Лишь он один пришел домой.
И к сакле он спешит знакомой,
Там блещет свет, хозяин дома;
Скрепясь душой как только мог,
Гарун ступил через порог;
Селима звал он прежде другом,
Селим пришельца не узнал;
На ложе мучимый недугом, –
Один, – он молча умирал…
«Велик аллах! от злой отравы
Он светлым ангелам своим
Велел беречь тебя для славы!»
«Что нового?» – спросил Селим,
Подняв слабеющие вежды,
И взор блеснул огнем надежды!..
И он привстал, и кровь бойца
Вновь разыгралась в час конца.
«Два дня мы билися в теснине;
Отец мой пал, и братья с ним;
И скрылся я один в пустыне,
Как зверь, преследуем, гоним,
С окровавленными ногами
От острых камней и кустов,
Я шел безвестными тропами
По следу вепрей и волков;
Черкесы гибнут – враг повсюду.
Прими меня, мой старый друг;
И вот пророк! твоих услуг
Я до могилы не забуду!..»
И умирающий в ответ:
«Ступай – достоин ты презренья.
Ни крова, ни благословенья
Здесь у меня для труса нет!.
Стыда и тайной муки полный,
Без гнева вытерпев упрек,
Ступил опять Гарун безмолвный
За неприветливый порог,
И саклю новую минуя,
На миг остановился он,
И прежних дней летучий сон.
Вдруг обдал жаром поцелуя
Его холодное чело.
И стало сладко и светло
Его душе; во мраке ночи,
Казалось, пламенные очи
Блеснули ласково пред ним,
И он подумал: я любим,
Она лишь мной живет и дышит…
И хочет он взойти – и слышит,
И слышит песню старины…
И стал Гарун бледней луны:
Месяц плывет
Тих и спокоен,
А юноша воин
На битву идет.
Ружье заряжает джигит,
А дева ему говорит:
Мой милый, смелее
Вверяйся ты року,
Молися востоку,
Будь верен пророку,
Будь славе вернее.
Своим изменивший
Изменой кровавой,
Врага не сразивши,
Погибнет без славы,
Дожди его ран не обмоют,
И звери костей не зароют…
Месяц плывет
И тих и спокоен,
А юноша воин
На битву идет.
Главой поникнув, с быстротою
Гарун свой продолжает путь,
И крупная слеза порою
С ресницы падает на грудь…
Но вот от бури наклоненный
Пред ним родной белеет дом;
Надеждой снова ободренный,
Гарун стучится под окном.
Там, верно, теплые молитвы
Восходят к небу за него,
Старуха мать ждет сына с битвы,
Но ждет его не одного!..
«Мать, отвори! я странник бедный,
Я твой Гарун! твой младший сын;
Сквозь пули русские безвредно
Пришел к тебе!» – «Один?» – «Один!..»
– «А где отец и братья?» – «Пали!
Пророк их смерть благословил,
И ангелы их души взяли».
– «Ты отомстил?» – «Не отомстил…
Но я стрелой пустился в горы,
Оставил меч в чужом краю,
Чтобы твои утешить взоры
И утереть слезу твою…»
– «Молчи, молчи! гяур лукавый,
Ты умереть не мог со славой,
Так удались, живи один.
Твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус – и мне не сын!..»
Умолкло слово отверженья,
И всё кругом объято сном.
Проклятья, стоны и моленья
Звучали долго под окном;
И наконец удар кинжала
Пресек несчастного позор…
И мать поутру увидала…
И хладно отвернула взор.
И труп, от праведных изгнанный,
Никто к кладбищу не отнес,
И кровь с его глубокой раны
Лизал, рыча, домашний пес;
Ребята малые ругались
Над хладным телом мертвеца,
В преданьях вольности остались
Позор и гибель беглеца.
Душа его от глаз пророка
Со страхом удалилась прочь;
И тень его в горах востока
Поныне бродит в темну ночь,
И под окном поутру рано
Он в сакли просится, стуча,
Но, внемля громкий стих Корана,
Бежит опять под сень тумана,
Как прежде бегал от меча.
 
1838

Михаил Юрьевич Лермонтов — Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов Стихи

Михаил Юрьевич Лермонтов Стихи

1.

Я выхожу на дорогу один

Один я отправился в путь;
Сверкает в тумане кремнистая дорожка;
Ночь тихая. Пустыня внемлет Богу,
И звезда со звездой беседует.

2.

Плыть

Одинокий парус сверкает белым
Среди голубого тумана моря!…
Что он ищет на чужбине?
Что он оставил дома?. .

3.

скучно и грустно

Скучно и грустно, и нет никого вокруг
Во времена душевных мук…
Желаний!… Что толку от нашего суетного и вечного желания?..
Пока идут годы — все лучшие годы!

4.

Ангел

В полночь ангел летел по небу,
И тихо пел;
Луна и звезды и сборище облаков
Внял его небесной песне.

5.

Тамара

Где вальсируют волны Терека
В самом порочном проходе Дариэля,
Там поднимается из самых мрачных штормовых скал
Древняя серая возвышающаяся масса.

6.

О смерти Пушкина

Он пал, раб мишуры-чести,
Жертва похоти клеветы;
Надменная голова Поэта, благороднейшая,
Склонился на израненной груди в пыли.

7.

О смерти Наполеона

Холод слышит душе твоей похвалу или проклятие потомства.
Покинь человеческий род, человек судьбы!

8.

Молящийся

Пред Тобою верная, Матерь Божия, ныне коленопреклоненная,
Образ чудесный и милостивый — тебя
Не за здравие души моей ни брани вели, умоляя,

9.

Об отъезде на Кавказ

Прощай, моя ненавистная русская страна!
Люди лорда и крепостного вы—
Прощай, салют, преклонение колен и поцелуй рук,

10.

Небеса и звезды

Блестящие небеса вечера,
Далекие звезды ясно сияют,
Яркий, как восторг детства,
О, почему я смею посылать вам приветствие Nevermore—
. ..

11.

Медитация

С грустью смотрю на наше нынешнее поколение!
Их будущее кажется таким пустым, темным и холодным,
Отягощенный бременем осознанных колебаний,

12.

Родина

Такой порочной любовью я люблю родную землю!
Мой здравый смысл здесь не при чем.
Не слава, добытая в кровавом бою,

13.

От демона

Без парусов и без руля,
В воздушном океане—
Плывут хоры звезд стройные,
‘Среди вечных там туманов;

14.

Облака

Облака в небе вверху, небесные странники,
Длинные нити снежного жемчуга протянулись по лазурным равнинам!
. ..

15.

Нищий

У врат обители, благословенной,
Мужчина стоял, просил пожертвование,
Нищий, жестоко угнетенный
Голодом, жаждой и лишениями.

16.

Колыбельная песня казачки-матери

Спи сладко, мой прекрасный ребенок,
Спи спокойно, спи—
Мирные лунные лучи освещают твою комнату,
В твоей колыбели ползать;

17.

Нет, я не Байрон; Я, Тем не менее

Нет, я не Байрон; Я, тем не менее,
Другой выбор для священного пособия,
Подобно ему — преследуемая душа,
Но только русского набора.

18.

Молитва

В самый трудный момент жизни, когда
скорбящее сердце переполнено,
самая мощная молитва
Звоню и повторяю.

19.

Навеки ты, немытая Россия!

Вечно ты, немытая Россия!
Земля рабов, земля господ:
А вы, синие мундиры,

20.

В жаркий полдень

В полдень в кавказской долине
Я лежал неподвижно, пуля в груди;
Дым еще поднимался из моей глубокой раны,
Капля за каплей вытекала моя кровь.

Михаил Юрьевич Лермонтов Биография

Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года в семье отставного армейского капитана и его жены. В трехлетнем возрасте умерла мать Лермотова, и он был отправлен жить к бабушке в ее имение в Пензенской губернии. Здесь на него произвела неизгладимое впечатление природная и временами экзотическая красота местности, а также обычаи и обряды того времени, рассказы, легенды и народные песни, которые он слышал. В 1827 году он переехал с бабушкой в ​​Москву и учился в пансионе. Там он начал писать стихи и учиться живописи. Лермонтов, как и многие другие молодые писатели того времени, находился под сильным влиянием английского поэта лорда Байрона, о чем свидетельствуют его первые два стихотворения «Черкесы» и «Кавказский пленник» (1928). Его первое опубликованное стихотворение «Весна» последовало в 1830 году. В том же 1830 году он поступил в Московский университет и учился вместе с такими демократически настроенными представителями дворянства, как Александр Герцен и Николай Платонович Огарев. Студенты регулярно обсуждали политические и философские проблемы, и именно в этой атмосфере Лермотов написал ряд более длинных повествовательных поэм и драм. Например, его драма «Странный человек» (1831) отразила настроения членов студенческих обществ: ненависть к деспотическому царскому режиму и к крепостному праву. В 1832 году он оставил Московский университет и поступил в юнкерский корпус в Петербурге. После его окончания в 1834 году он был назначен в лейб-гвардии Гусарский полк, дислоцированный в Царском Селе (ныне Пушкин), недалеко от Санкт-Петербурга. В 1840 году он был сослан после дуэли с сыном французского посла в Петербурге. Однако в 1841 году ему разрешили вернуться, чтобы провести некоторое время с бабушкой. На обратном пути он испытал прилив творческой энергии и написал такие поэтические произведения, как «Утес» («Утёс»), «Спор» («Спор»), «Нет, не тебя так пылко я любил» («Нет, это не тебя я так горячо любил») и его последняя работа Пророк («Пророк»). Лермонтов погиб во время дуэли с товарищем-офицером в 1842 году. Ему было всего двадцать шесть лет, но он еще проявил себя как одаренный поэт, писатель и драматург, вдохновивший многих других русских художников.)

Лучшее стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова

Я выхожу на дорогу один

Один я отправился в путь;
Сверкает в тумане кремнистая дорожка;
Ночь тихая. Пустыня внемлет Богу,
И звезда со звездой беседует.

Хранилище переполнено торжественным удивлением
Земля в кобальтовой ауре спит. . .
Почему мне так больно и тревожно?
Что я таю: надежду, сожаление?

Я не вижу надежды в ближайшие годы,
Не сожалей о том, что было.
Все, что я ищу, это мир и свобода!
Потерять себя и уснуть!

Но не морозный сон могилы…
Я хотел бы уйти от вечного сна
Моя жизненная сила дремлет в моей груди
Мягко с моим дыханием, чтобы подняться и опуститься;

Ночью и днем ​​мой слух успокоится
Голосами сладкими, поющими мне о любви.
И надо мной вечно зеленый,
Темный дуб гнётся и шумит.

Комментарии Михаила Юрьевича Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов Популярность

Михаил Юрьевич Лермонтов Популярность

Анализ стихотворения Как часто в окружении пестрой толпы (Лермонтов Михаил Юрьевич Стихи).

Анализ стихотворения Лермонтова как часто пестрой толпой

«Как часто в окружении пестрой толпы…» Михаил Лермонтов

Как часто, окруженный пестрой толпой,
Когда предо мною, словно сквозь сон,

Под шум музыки и танца,

На дикий шепот черствых речей,
Мелькающие образы бездушных людей,

Правильно затянутые маски,

Когда мои холодные руки коснутся
С беззаботной дерзостью городских красавиц

Длинные недрожащие руки —

Внешне погружён в их блеск и суету,
В душе давнюю мечту ласкаю,

Священные звуки потерянных лет.

И если хоть на мгновение мне это удастся
Быть забытым — воспоминанием о недавней древности

Я лечу вольную, свободная птица;

И вижу себя ребенком; и около
Родной все места: высокая усадьба

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленая сетка из трав покроет спящий пруд,
А за прудом дымит деревня — и встают

Вдали туман над полями.

Я вхожу в темный переулок; Сквозь кусты
Смотрит вечерний луч и желтые листы

Шумит под робкими шагами.

И странная тоска сжимает мне грудь:
Я думаю о ней, плачу и люблю,

Я люблю мечты о моем творении

С глазами, полными лазурного огня,
С розовой улыбкой, как день юный

За рощей первое сияние.

Итак, царство чудесного всемогущего владыки —
Я провел долгие часы в одиночестве

И память о них жива по сей день.

под бурей мучительных сомнений и страстей
Как свежий остров безобидный среди морей

Цветет в своей влажной пустыне.

Когда, опомнившись, Я узнаю обман,
И шум людской толпы спугнет мой сон,

В праздник незваный гость,

О, как я жажду смутить их веселье,
И смело бросить им в глаза железный стих,

Наполненный горечью и гневом!

Подростком Михаил Лермонтов мечтал блистать в светском обществе. Однако со временем он понял, что люди, с которыми ему приходилось общаться на различных балах и приемах, отличались удивительным лицемерием. Очень скоро молодому поэту наскучили пустые и высокопарные разговоры, не имеющие ничего общего с действительностью, и он стал избегать общения с теми, кого считал «людьми с двойным дном».

Следует также учесть, что сам Лермонтов был по натуре довольно скрытным человеком, он не умел поддерживать светскую беседу на должном уровне и вознаграждать женщин лестными комплиментами. Когда того требовал этикет, поэт становился резким и насмешливым, из-за чего очень скоро снискал славу невоспитанного грубого человека, презирающего этикет. О чем думал в этот момент поэт? Свои мысли и наблюдения он попытался выразить в стихотворении «Как часто в окружении пестрой толпы…», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светских мероприятий, когда традиционные зимние балы следовали буквально один за другим. Он не мог игнорировать их, но явно не испытывал удовольствия от необходимости посещать каждое такое мероприятие.

Наблюдая за развлечением «пестрой толпы», автор подчеркивает, что в этот момент, «внешне погружаясь в их блеск и суету, я ласкаю в душе давнюю мечту». О чем мечтает сейчас Лермонтов? Мысли уносят его в далекое прошлое, когда он был еще ребенком и жил с родителями в селе Михайловское, недалеко от города Тарханы. Этот период детства, когда была еще жива мать поэта, Лермонтов вспоминает с особой теплотой. Он видит «высокий господский дом и сад с разрушенной оранжереей», по которому любил бродить, прислушиваясь к шороху опавших желтых листьев под ногами.

Однако идеалистическая картина, которую поэт рисует в своем воображении, совершенно не вяжется с окружающей его действительностью, когда «с диким шепотом очерствевших речей мелькают образы бездушных людей». Поэтому на балах и светских приемах Лермонтов предпочитает уединяться, чтобы предаться мечтам, в которых царит покой и гармония. Более того, поэт олицетворяет свои сны с таинственной незнакомкой, которая тянется к нему в образе юной девушки «с глазами, полными лазурного огня, с розовой улыбкой, как день юный за рощей первое сияние». Этот образ настолько пленил автора, что он находил особую прелесть в уединении и «сидел в одиночестве долгие часы», не обращая внимания на шум и суету толпы.

Но рано или поздно настал момент, когда один из присутствующих разрушил мечты поэта, заставив его вернуться в реальный мир, совершенно фальшивый, полный лжи и жеманства. И тогда у Лермонтова было только одно желание — «смущать их веселость и смело бросать железный стих им в глаза, пропитанные горечью и злобой».

Это произведение, наполненное романтикой и агрессией одновременно, как нельзя лучше характеризует внутренний мир Лермонтова, противоречивый и непредсказуемый. За 28 лет жизни поэт так и не научился жить в гармонии не только с окружающими людьми, но и с самим собой. Поэтому его поздние стихи наполнены горечью, обидой и сожалением о том, что автору не удалось познать чувство всепоглощающего счастья. Поэт был недоволен собственной судьбой, но еще больше злили в нем действия представителей высшего света, которых Лермонтов считал пустыми и никчемными людьми, живущими только для того, чтобы предаваться страстям и порокам. И это чувство раздражения поэт выплескивал не только на публику, но и в свои стихи, защищаясь таким образом от человеческого равнодушия и бессмысленности бытия.

1) М.Ю. Лермонтов «Как часто в окружении пестрой толпы»

2) Это стихотворение написано Лермонтовым после посещения маскарада в ночь со 2 на 3 января 1840 года.

3) Тема: о маскараде общества.

Семантический анализ: разделение на части:

часть 1: ненависть к толпе

часть 2: воспоминания о лучших моментах

часть 3: возвращение к прежней жизни.

Настроение: восторженное, эмоциональное, возмущенное, радостное и гневное одновременно.

4) А) эпитет: пестрая толпа, гладящая луч.

Б) олицетворение: поднимаются туманы, глядит луч.

В) метафора: стих, пропитанный горечью и гневом.

Г) гипербола: царство дивного всемогущего господина.

E) сравнение: розовая улыбка, как день молодой.

Д) антитеза: обман-сон

Ж) инверсия: сны мои, образы мерцают.

З) повторить: как — 2 раза, вольным стилем — 2 раза.

5) затвердевший — запомненный

Бесстрашный — смелый, бесстрашный.

6) параллельная рифма

Двойная рифма: последовательная + параллельная.

7) И странная тоска уже сдавливает мою грудь

Я думаю о ней, плачу и люблю.

8) Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто в окружении пестрой толпы» обращается к теме одиночества и непонимания обществом. Мне это стихотворение очень понравилось и запомнилось благодаря эмоциональности, вложенной поэтом, и ярким выразительным средствам.

«Железный стих» выплеснул трагедию лермонтовской лирики в стихотворении «Как часто окружен пестрой толпой» , написанном в 1840 году под впечатлением маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь торжества Нового года. Там среди шумной толпы, спрятавшись под замысловатыми масками, находился сам Николай Первый. Вот почему проставленная Лермонтовым дата, 1 января 1840 года, возмутила самодержца, прекрасно понимавшего, в кого поэт бросает громкие обвинения.

Первые две строфы мир, «враждебный» для лирический герой . В нем дисгармонично все: звуки ( «дикий шепот закаленных речей» , «шум музыки и танца» ), цвета ( «пестрая толпа» ) и люди ( «маски» , «бездушные образы» ). Мучительное взаимодействие героя с миром лжи, где каждый носит маску, убивающую реальную жизнь, передается через ряд эпитетов ( «дикий шепот» , «непоколебимые руки» ).

Смертность, бездушность, статика маскарада проявляется через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный клуб не пульсирует жизнью, только напряжённо здесь лирическим героем мучительное переживание настоящего.

«Как будто сквозь сон» видит в стихотворении другой мир. Центральная часть произведения переносит читателя в «чудесное царство» . Сон-воспоминание о доме и саду «спящий пруд» , «темные аллеи» живописный и красочный. Гармония и чистота сияют в каждом образе. Именно здесь, на затерянном «свежем острове» , предметом мечтаний героя является прекрасная девушка, о которой он плачет и тоскует.

В эту милую древность направлен герой «вольная, вольная птица» . двойной повтор эпитет говорит о неуемной жажде свободы и гармонии.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просидел один.

но это одиночество амбивалентно, это и благо и проклятие одновременно.

композиционное искусство антитез в поэме отчетливо подчеркивается пронзительный психологизм творчества Лермонтова. Третья часть произведения, перекликаясь с первой и тем самым создавая рамочную композицию, синтезирует содержание предыдущих строф. Обман, реализованный лирическим героем, усиливает его гнев, что дает силы не поддаваться общей инерции жизни, а противопоставлять ей активность. Восклицательные интонации и междометия показывают, как стремление к мечте, испуганное шумом безликой толпы, сменяется жаждой мести, развивающей поэзию нового взгляда, «железный стих, облитый горечью и злобой» .

«Как часто в окружении пестрой толпы» — стихотворение, в котором бесконечная амплитуда трагических колебаний от душевного подъема до наполненного яростью отчаяния помогает понять первоосновы всего творческого мировоззрения поэта.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Облака», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание глав романа Лермонтова

Темы стихов Лермонтова всегда были разнообразны, но особое место в творчестве великого русского классика занимала лирика. Михаил Юрьевич в подростковом возрасте всегда мечтал попасть на бал, засветиться, но когда его мечта наконец сбылась, он понял, насколько лицемерны все окружающие его люди. Мужчина быстро потерял интерес к фокусам, ходульным разговорам, бессмысленным и кардинально отличающимся от окружающей действительности.

Анализ произведения Лермонтова «Как часто его окружает пестрая толпа» позволяет понять, как трудно было поэту находиться среди тех, кто надевал дружеские маски, но не имел сердца, жалости и совести. Сам Михаил Юрьевич не умел вести светскую беседу, никогда не делал комплиментов женщинам, а когда по этикету нужно было поддержать беседу, становился слишком язвительным и резким. Поэтому Лермонтова называли грубым и невоспитанным человеком, презирающим этикет.

Поэма «Как часто в окружении пестрой толпы» была написана в январе 1840 года, как раз в этот период писатель получил отпуск и на несколько недель приехал в Москву. В это время один за другим проходили зимние балы, хотя Михаил Юрьевич и не хотел посещать светские мероприятия, но и игнорировать их не мог. Анализ лермонтовского «Как часто его окружает пестрая толпа» позволяет понять, насколько чужды автору окружающие его люди. Он среди суеты пестро одетых дам и кавалеров, ведущих светские беседы, а сам погружен в мысли о безвозвратно минувших днях.


Михаил Лермонтов хранил в памяти воспоминания детства, когда он был еще счастлив. Мысли уносят поэта в село Михайловское, где он жил с родителями. Он дорожит тем периодом беззаботного детства, когда была жива его мать, а он мог часами бродить по саду с разрушенной оранжереей, сгребать опавшие желтые листья и жить в высоком господском доме. Анализ произведения Лермонтова «Как часто его окружает разношерстная толпа» показывает, насколько отличается идеалистическая картина, нарисованная авторским воображением, от действительности, в которой он окружен образами бездушных людей, слышится «шепот очерствевших речей». .

На светских приемах Михаил Юрьевич предпочитал уединяться в укромном месте и там предаваться мечтам. Он олицетворял свои мечты с таинственной незнакомкой, он сам придумал ее образ и нашел его настолько очаровательным, что мог сидеть часами, не замечая суеты снующей вокруг толпы. Анализ лермонтовского «Как часто его окружает пестрая толпа» позволяет понять, как трудно было поэту сдерживать свои чувства и прикрывать бесчувственной маской свои порывы.


Минуты одиночества Майкла рано или поздно заканчивались, и кто-то из присутствующих прерывал его сны бессмысленной болтовней. В момент возвращения в реальный мир жеманства и лжи ему очень хотелось бросить что-нибудь острое в глаза лицемерам, вылить на них гнев и горечь, испортить веселье. Стихотворение «Как часто в окружении пестрой толпы» идеально характеризует непредсказуемый и противоречивый внутренний мир поэта, ведь в нем сочетаются и романтика, и агрессия.

Поэма написана в 1840 году.

Поэма состоит из двух частей. В первом — острые и точные характеристики высшего света (1 и 2 строфы), во втором — безмятежный мир юности (3-6 строфы). Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие.

В этом стихотворении поднимается та же тема , что и в «Думе» — анализ современного общества. Первая часть посвящена образу заносчивых, духовно бедных людей «большого мира». В «разношерстной толпе» звучат «черствые речи», «мелькают образы бездушных людей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *