Гроза Островского — краткое содержание по главам и явлениям
Меню статьи:
- Главные герои пьесы
- Действие первое: знакомство с героями
- Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой
- Действие третье: Катерина встречается с Борисом
- Действие четвертое: признание в грехе
- Действие пятое: Катерина бросается в реку
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная автором в 1859 году, – очень популярная пьеса, которую играют на многих городских театральных сценах. Отличительная особенность произведения заключается в том, что герои четко делятся на угнетателей и угнетенных. Развращенные сердцами эксплуататоры не только не видят ничего зазорного в грубом отношении к зависящим от них, но считают такое поведение нормальным, даже правильным. Впрочем, чтобы вникнуть в суть пьесы, нужно ознакомиться с её кратким содержанием.
Главные герои пьесы:
Савел Прокофьевич Дикой – злобный, жадный и очень скандальный человек, купец, готовый обругать любого, кто позарится на его добро.
Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, властная и деспотичная женщина, которая держит в ежовых рукавицах не только своего сына Тихона, но и всю семью.
Тихон Кабанов – безвольный молодой человек, живущий по указке матери и не имеющий своего мнения. Он никак не может определиться, кто дороже – маменька, которую нужно слушаться беспрекословно, или жена.
Катерина – главная героиня пьесы, жена Тихона, страдающая от произвола свекрови, от поступков мужа, покорно подчиняющегося маменьке. Она тайно влюблена в племянника Дикого – Бориса, но до поры до времени боится признаться в своих чувствах.
Борис – племянник Дикого, испытывающий давление от своего дяди-тирана, который не желает оставлять ему положенное наследство и поэтому придирается к каждой мелочи.
Варвара – сестра Тихона, добрая девушка, еще незамужняя, сочувствующая Катерине и пытающаяся защитить её. Хотя обстоятельства и вынуждают её иногда прибегать к хитрости, Варя не становится плохой. Она, в отличие от брата, не боится гнева матери.
Кулигин – мещанин, человек, хорошо знающий семью Кабановых, механик-самоучка. Он отыскивает перпетуум-мобиле, старается быть полезным людям, воплощая в жизнь новые идеи. К большому сожалению, его мечтам не суждено сбыться.
Ваня Кудряш – конторщик Дикого, в которого влюблена Варвара. Он не боится купца, и, в отличие от других, может сказать правду ему в глаза. Однако, видно, что молодой человек, так же, как и его хозяин, во всем привык искать выгоду.
Действие первое: знакомство с героями
Явление первое.
Мещанин Кулигин, сидя на скамейке в общественном саду, смотрит на Волгу и поет. «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» – обращается он к молодому человеку Ване Кудряшу. Вдруг они замечают, как купец Дикой, у которого Иван служит конторщиком, ругает своего племянника Бориса. Ни Ваня, ни Кулигин недовольны злым купцом, придирающимся к каждой мелочи.
Явление второе.
Дикой сильно кричит на Бориса, ругая его за бездействие. Однако, тот проявляет полное равнодушие к словам дяди. Купец в сердцах уходит, не желая видеть племянника.
Явление третье
Кулигин удивляется тому, что Борис до сих пор живет с Диким и терпит его несносный характер. Племянник купца отвечает, что держит его не что иное, как неволя и объясняет, почему так происходит. Оказывается, бабушка Анфиса Михайловна невзлюбила его отца за то, что он женился на благородной. Поэтому родители Бориса жили отдельно в Москве, сыну и дочери ни в чем не отказывали, но, к сожалению, умерли от холеры. Скончалась и бабушка Анфиса, оставив завещание на внуков. Но наследство они могли получить только в том случае, если будут почтительны к дяде.
Борис понимает, что с таким придирчивым характером дяди наследства ни ему, ни сестре не видать никогда. Ведь если свои такому домашнему тирану угодить не могут, племянник и подавно.
«Трудно мне здесь» – жалуется Кулигину Борис. Собеседник сочувствует молодому человеку и признается ему, что умеет писать стихи. Однако, признаться в этом боится из-за того, что в городе его никто не поймет: и так достается за болтовню.
Вдруг входят странница Феклуша, которая начинает восхвалять купеческие нравы. Кулигин называет её ханжой, помогающей нищим, но издевающейся над собственной семьей.
Вообще, у Кулигина есть заветная мечта: отыскать перпетуум-мобиле, чтобы впоследствии материально поддержать общество. Об этом он рассказывает Борису.
Явление четвертое
После ухода Кулигина Борис остается один и, завидуя товарищу, сокрушается о собственной судьбе. Влюбленность в женщину, с которой этот молодой человек никогда не сможет даже поговорить, вызывает в душе грусть. Вдруг он замечает её, идущую со свекровью и мужем.
Явление пятое
Действие начинается с наставлений купчихи Кабановой своему сыну. Вернее, она приказывает ему, не терпя никаких возражений. А слабовольный Тихон не смеет ослушаться. Кабанова высказывает, что ревнует его к невестке: меньше сын стал её любить, чем раньше, жена милее родной мамы. В её словах сквозит ненависть к Катерине. Она убеждает сына быть строже с ней, чтобы жена боялась мужа. Кабанов пытается вставить слово о том, что любит Катерину, но мать непреклонна в своем мнении.
Явление шестое.
Когда Кабаниха уходит, Тихон, его сестра Варя и Катерина остаются наедине, и между ними происходит не очень приятная беседа. Кабанов признает, что абсолютно бессилен перед самовластием матери. Сестра упрекает брата за слабоволие, но ему хочется поскорее выпить и забыться, отвлекшись от реальности.
Явление седьмое
Теперь беседуют только Катерина и Варвара. Катерина вспоминает свое беззаботное прошлое, когда мама её одевала, как куклу и не принуждала ни к какой работе. Сейчас все изменилось, и женщина чувствует надвигающуюся беду, будто она висит над пропастью, а удержаться не за что. Бедная молодая жена сокрушается, признаваясь, что любит другого. Варвара советует встретиться с тем, к кому влечет сердце. Катерина боится этого.
Явление восьмое
Входит еще одна героиня пьесы – барыня с двумя лакеями – и начинает говорить о красоте, которая ведет лишь в омут, устрашая неугасимым огнем, в котором будут гореть грешники.
Явление девятое
Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне.
Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами.
Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется.Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой.
Явление первое.
Глаша, служанка в доме Кабановых, упаковывает вещи Тихона, собирая его в дорогу. Странница Феклуша начинает рассказывать о других странах, где правят султаны – и все неправедно. Это очень странные речи.
Явление второе.
Варя и Катерина снова беседуют между собой. Катя, на вопрос, любит ли она Тихона, отвечает, что очень его жалеет. Но Варя догадывается, что объектом настоящей любви Катерины является другой человек и признается, что беседовала с ним.
Противоречивые чувства захлестывают Катерину. То она причитает, что будет мужа любить, ни на кого Тишу не променяет, то вдруг грозится, что уйдет, и не удержать её никакой силой.
Явление третье.
Кабанова напутствует сына перед дорогой и заставляет его приказать жене, как жить, пока его не будет. Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине. Эта сцена унизительна для девушки.
Явление четвертое.
Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой. Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы – и от мамы, и от жены – и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде.
Явление пятое
Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве. Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги. Тихон прощается со всеми домочадцами.
Явление шестое
Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться.
Явление седьмое
Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора.
Явление восьмое
Катерина, оставшись одна, задумывается о том, что теперь в доме будет тихо и скучно. Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон. Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками.
Явление девятое
Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница?» Варя уходит.
Явление десятое
Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса.
Действие третье: Катерина встречается с Борисом
Сцена первая
На скамейке сидят Кабанова и Феклуша. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его. В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать.
Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом.
Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых.
Сцена вторая
Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину.
Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят. Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею. Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день.
Действие четвертое: признание в грехе
Явление первое.
В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой.
Явление второе.
Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина.
Явление третье.
Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе.
Явление четвертое
Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется.
Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью.
Явление пятое
Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она.
Явление шестое
Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон – в растерянности.
Действие пятое: Катерина бросается в реку
Явление первое.
Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой – ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет.
Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу.
Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки.
Явление второе
Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину – теперь уже перед ним.
Явление третье.
Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди.
Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона.
Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать.
Явление четвертое
Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все – и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку.
Явление пятое
Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась!» Кулигин с еще несколькими людьми убегает.
Явление шестое.
Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва. Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске.
Явление седьмое
Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили!» Кабанова грозится дома строго поговорить с сыном. Тихон в отчаянии бросается на мертвое тело жены, говоря: «Я-то зачем остался жить да мучиться». Но уже поздно. Увы.
Жанр произведения
Жанр пьесы трактуют, как социально бытовую драму, и как трагедию. В этом произведении присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы. Эта пьеса соответствует направлению – реализма. Доказательством тому – детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших городов, автор уделяет большее внимание описанию событиям которые произошли. Трагедия происходит в душе героя, изображают обостренная борьба внутри него. В итоге герой погибает.
Смысл названия “Гроза”
Гроза в пьесе символизирует не только погодное явление, но и как крах и очищение застойной атмосферы провинциального городка. Впервые о грозе заговорил Тихон когда происходила церемония прощания: “… Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихон имел в виду гнетущую атмосферу собственного дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Еще одна роль грозы “Праведный Божий гнев”.
Идея произведения ” Гроза”
Главной идеей описан конфликт девушки Катерины с “темным царством”. Катерина рассказала о личном детстве и отрочестве. Девочка не получила нормального образования. Катерина жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в дочке «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Девушка жила свободной счастливой жизнью. Катерина любила людей и окружающее вокруг себя: собственный дом, нищих людей, церковь, природу. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому девушка и заставляет себя любить нелюбимого мужа. В скором, Катерина изменила чувствуя что, предала мужа и согрешила. Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни.
Автор: Виктория Давыдова
Краткое содержание Гроза Островского | Инфошкола
А.Н. Островский. «Гроза». Краткое содержание
Драма в пяти действиях (1859)
Действие первое
Борис Григорьевич, молодой человек, порядочно образованный, приехал из Москвы в город Калинов к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому в надежде получить наследство. По завещанию бабушки, Борис должен быть «почтителен» к дяде — только при выполнении этого условия он получит долю наследства — свою и своей сестры. Однако мало того, что племянник выполняет работы по хозяйству и ничего не получает, дядя его постоянно ругает и обзывает «дармоедом». Обо всем этом Борис рассказывает мещанам Кулигину и Шапкину, оказавшимся нечаянными свидетелями очередного скандала, который устроил Дикой. Кулигин, «мещанин, часовщик-самоучка», подтверждает,
что Савел Прокофьич всем в городе известен крутым нравом и жадностью, «у него никто и пикнуть не смей о жалованье». Вообще в городе Калинове «жестокие нравы» И «ничего, кроме грубости да бедности нагольной» здесь не найти. Сам же Кулигин мечтает изобрести вечный двигатель, или как он говорит, «перепету-мобиль», получить за него «у англичан» премию в миллион, и потратить его «для общества».
Оставшись один, Борис сокрушается о своей тяжелой жизни. Вдобавок ко всем своим несчастьям он влюбился в Калинове в замужнюю женщину — Катерину Кабанову.
Купеческая дочь Катерина, вышла замуж и живет в доме мужа Тихона Кабанова и его матери Марфы Игнатьевны, которую за глаза все называют Кабанихой. Дом Кабанихи, огорожен высоким забором, здесь царят невежество и «жестокие нравы», сохраняются
правила «Домостроя»: беспрекословное повиновение старшим, строгость по отношению к младшим, которые не должны «своей волей жить». Но главное — убеждение, что семью надо «в грозе держать», т.е. под угрозой наказания, хозяина или хозяйку дома все должны бояться. Кабаниха постоянно упрекает своего сына Тихона в том, что жена его не боится.
Катерине Кабановой не нравится жизнь в этой семье. Здесь ее понимает и «жалеет» только Варвара, сестра Тихона. В разговоре с Варварой, Катерина вспоминает, как
хорошо она жила «в девушках» в родительском доме, где распорядок был тот же, что и у Кабановых, но все делалось с душой. Катерина любила молиться в церкви, вышивать по бархату, слушать рассказы странниц. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем», — говорит Катерина. И признается, что «грех на уме» у нее. Она влюбилась: «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» — спрашивает Катерина.
Во время этого разговора в саду появляется «барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая», Увидев молодых женщин, она стучит палкой и «пророчит», что красота их погубит, введет во грех, за что они будут «в огне гореть неугасимом!» Варвара
только смеется над сумасшедшей старухой, а Катерина пугается, она боится наказания за свои грехи, «за помыслы лукавые». Даже грозовые облака на небе ее пугают как предвестие наказания, адского огня.
Действие второе
В доме Кабановых, где соблюдаются старинные ритуалы и обряды, традиционно принимают странников. Пока мужа Катерины Тихона собирают в дорогу, странница Феклуша рассказывает о том, что слыхала от других: о землях, где правят «салганы:
неправедные, «где все люди с песьими головами». Катерина беседует наедине с Варварой, открывает ей, что очень страдает: она любит Бориса, но должна оставаться верной своему мужу. Любовь к постороннему мужчине — это грех. Однако чувство сильнее убеждений,
Катерина боится, что не справится с собой и решает, что если не сможет забыть Бориса, то сделает «что-нибудь над собой»: уйдет из дома или в Волгу бросится: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь.
Но вот все готово в дорогу, и домашние прощаются с Тихоном так, как указывает Кабаниха, «по-старинному». Катерина обещает ему ни с кем не видеться и не думать ни о ком другом, и клянется: а не то «умереть мне без покаяния … » , Тихон рад, что
будет «на своей воле», и поэтому невнимателен к жене. Зато Кабаниха упрекает ее за нарушение ритуала прощания, за искреннее проявление чувств.
После отъезда Тихона Варвара идет гулять и сообщает Катерине, что «маменька» (Кабаниха) позволила им ночевать в саду. И передает Катерине ключ от калитки, через которую можно выйти из сада незаметно для домашних. Оставшись одна, Катерина дол-
го сомневается, выбросить ей ключ или оставить, ведь к калитке может прийти Борис, которого предупредит Варвара. Тогда она не сможет противиться своим чувствам и согрешит. В конце концов, она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его … Будь что
будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!»
Действие третье
Кабаниха сидит на скамейке возле своего дома и беседует с Феклушей, рассказывающей о «суетной жизни» В Москве, о том, что там «для-ради скорости» «огненного змея стали запрягать» и что «тяжелые времена настали», теперь даже время « все короче и короче делается ». Кабаниха соглашается со странницей. К ним подходит Дикой. Он жалуется на своих работников, которые расстраивают eгo тем, что требуют денег, а ему платить не хочется, потому что «только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю разжигает». Но Кабаниха знает, что «приводя себя в сердце», т.е, начиная скандалить, Дикой просто отпугивает тех, кому должен, чтобы они к ему, «сердитому», не подходили.
Ночью возле калитки в сад Кабановых встречаются Борис и Ваня Кудряш, — молодой человек, конторщик Дикого. Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш советует ему забыть ее, чтобы не погубить, ведь в Калинове народ такой:
«Съедят, В гроб вколотят». Когда же Кудряш понял, что речь идет о Катерине, то предупреждает: « … хоть у нее муж дурак, да свекровь-то больно люта».
Из сада за калитку выходит Катерина. Борис признается ей в любви. Для Катерины это предвестие ее «погибели», но у нее нет сил оттолкнуть его любовь. Осознавая, что со-
свершает тяжкий грех измены мужу, она повторяет, что теперь ей уж не жить, что Борис ее «загубил, загубил, загубил!», Не в силах справиться со своими чувствами, Катерина признается Борису в том, что и сама полюбила его с первого взгляда, как только увидела, что готова уйти с ним « хоть на край света».
Молодые люди встречаются все десять дней, которые отсутствует в Калииове Тихон Кабанов.
Действие четвертое
Прогуливающиеся по набережной Волги горожане укрываются от начинающегося дождя в крытой галерее. Сюда же входят Дикой и Кулитин. Кулигин уговаривает купца пожертвовать на постройку громоотвода — от этого «для всех вообще обывателей польза». Дикой не считает нужным даже обсуждать это и, обращаясь к Кулигину, высказывает свою жизненную позицию: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю,). Они спорят о том, что такое гроза. Кулигин утверждает, что это электричество, удара которого можно избежать при помощи громоотвода, а Дикой считает, что гроза «нам в наказание посылается».
В эту же галерею входит Варвара. Здесь она встречает и Бориса, которому рассказывает, что вернулся Тихон. Катерина теперь «сама не своя», все «мечется» и рыдает, может «таких дел наделать … бухнет мужу в ноги, да и расскажет все». Варвара и Борис боятся скандала. Начинается гроза. В галерею входят еще несколько человек, среди них Кабановы. Катерина так боится грозы, что даже посторонние замечают. Кабаниха подозревает, что для этого есть причина — большой грех. Тихон считает, что жена «от природы боится», что свойственно жителям Калинова. Кулигин пытается рассеять страх
сограждан: «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» Однако горожане
продолжают гадать, «кого убьет» эта гроза.
Катерина предчувствует, что убьет ее. Тут появляется полусумасшедшая барыня и повторяет свои угрозы и пророчества. Катерина прячется от старухи, она едва жива от
страха. По совету Варвары отойти в сторону помолиться, она становится на колени и вдруг замечает, что на стене галереи изображена «геенна огненная» (адский
огонь). Увидев в этом очередное предзнаменование и призыв к покаянию, Катерина обращается к мужу при всем обществе и кается перед ним и его матерью в том,
что нарушила клятву и все десять ночей, пока мужа не было дома, гуляла с Борисом. Раздается удар грома, Катерина «падает без чувств на руки мужа».
Действие пятое
По дороге домой Тихон встречается с Кулигиным и рассказывает о том, что дома у него «все семейство врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу». Мать «поедом ест» Катерину, а ему ее жалко, он все-таки ее любит, несмотря на измену. Тихон считает, что его мать «всему причиной». Уж очень она крута и «тиранит» домашних. Даже родная дочь ее, Варвара, ушла из дома с Кудряшом. Бориса же в нака-
зание отправляют «в Тяхту, к китайцам» на три года. Появляется служанка Глаша и сообщает Тихону, что Катерина пропала, ее не могут найти. Все вместе уходят искать беглянку.
А Катерина тем временем тихо бредет по саду на берегу Волги. Она рассуждает сама с собой о том, долго ль ей мучиться, для чего ей теперь жить, что единственная ее радость, душа, жизнь — ее возлюбленный. 3атем, подойдя к берегу, громко, во весь голос зовет Бориса.
Услыхав ее голос, Борис спешит к ней навстречу. Припав к его груди, Катерина рыдает. Борис сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просит взять ее с собой,
ведь дома ей плохо, тяжело. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться придется», — отвечает Борис, прощаясь навсегда. Уходя, он со слезами говорит
про себя: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»
Оставшись одна, Катерина думает, куда ей идти. Домой — все равно, что в могилу. И жить ей не хочется. Все ей противно: и люди, и дом, и стены. «Умереть бы теперь», — думает она. Но вспоминает, что самоубийство — грех, что за самоубийц нельзя молиться. «Кто любит, тот будет молиться … », — наконец решается она, и, крикнув: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» уходит.
Через некоторое время на берегу собираются люди с фонарями, разыскивающие Катерину. Среди них Кабановы, Кулигин, работники. «Что, нашили?»-спрашивает кто-то. Кабаниха отвечает, что Катерина «точно провалилась куда». Вдруг издалека доносится голос: «Женщина в воду бросилась!» Тихон догадался: «Батюшки, она ведь это!» — и хочет бежать вместе с другими, чтобы вытащить жену из воды, но мать его не пускает: «Прокляну, если пойдешь». Кабановы остаются на месте.
Возвращаются работники, Кулигин. Они несут Катерину. «Вот вам ваша Катерина» -говорит Кулигин. — «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас».
Тихон бросается к Катерине. Кабанова его опять останавливает: «Об ней и плакать-то грехи. Но теперь сын ее обвиняет: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы … » Кабаниха отвечает ему обещанием «поговорить» дома и благодарит людей за помощь.
В отчаянии Тихон восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то, зачем остался жить да мучиться!» (Падает на труп жены).
5 / 5. 1
.
описание, персонажи, анализ сюжета
Как-то я зарылся под широкий куст и терпеливо ждал окончания ненастья. Внезапно при вспышке молнии я увидел на дороге высокую фигуру. Им оказался местный лесничий. Он отвел меня к себе домой — небольшой избушке посреди обширного двора, обнесенного забором. Хижина состояла из одной комнаты. В самой середине стояла люлька с младенцем, которую качала босоногая девочка лет двенадцати.
Наконец-то я смог увидеть лесника. Он был высок, широкоплеч и хорошо сложен, его суровое и мужественное лицо обросло бородой, из-под широких бровей смело смотрели маленькие карие глаза. Лесничий представился Фомой по прозвищу Бирюк. От Ермолая я часто слышал рассказы о Бирюке, которого боялись все окрестные крестьяне. Даже вязанки хвороста нельзя было вынести из его леса — он был силен и ловок, как демон. Подкупить его было невозможно, и выдавить из мира было непросто.
Я спросил, есть ли у него любовница. Бирюк с жестокой улыбкой ответил, что его жена бросила детей и сбежала с прохожим. Угостить меня он не мог: в доме не было ничего, кроме хлеба. Тем временем гроза кончилась, и мы вышли во двор. Бирюк сказал, что слышит стук топора; Я ничего не слышал. Лесник взял ружье, и мы пошли к месту, где рубили дрова. В конце пути меня опередил Бирюк. Я услышал звуки борьбы и жалобный крик. Я ускорил шаг и вскоре увидел поваленное дерево, возле которого лесничий связывал руки вору — мокрому мужику в лохмотьях с длинной взлохмаченной бородой.
Я сказал, что заплачу за дерево и попросил отпустить несчастного. Бирюк ничего не сказал.Снова пошел дождь. С трудом добрались до хижины лесника. Я дал себе слово во что бы то ни стало освободить беднягу. При свете фонаря я мог разглядеть его пьяное, морщинистое лицо и худое тело. Вскоре крестьянин стал просить Фому отпустить его, но лесничий не соглашался. Вдруг мужик выпрямился, на лице его выступила краска, и он стал ругать Бирюка, называя его зверем.
Бирюк схватил мужика, одним движением освободил ему руки и приказал идти к черту. Я удивился и понял, что на самом деле Бирюк славный малый. Через полчаса он попрощался со мной на опушке леса.
- О работе
- главные герои
- Другие символы
- Резюме
- Заключение
- Петр Петрович -арин любящий охоту и путешествия. Повествование ведется от его имени.
- Фома Кузьмич Бирюк — крепостной лесничий, угрюмый, честно выполняет свои обязанности. За честность и нелюдимый нрав мужчины прозвали его Бирюком.
Другие герои
- Улита — дочь лесника, 12 лет. Тихая девочка, присматривающая за своим кормящим братом.
- Крепостной — пошел красть лес из-за бедности. Бирюк ловит его, но потом отпускает.
Встреча охотника и Бирюка
Петр Петрович возвращался домой с охоты. В пути его настиг дождь и гроза. Вскоре тропы были так неудачны, что идти было невозможно. Укрывшись у большого куста, он терпеливо ждал, когда кончится ливень. Сверкнула молния, и охотник увидел высокую фигуру. Фигура подошла ближе и спросила, кто там. Узнав имя мастера, мужчина представился лесником. Тем временем дождь стал падать еще сильнее. Поняв, что это еще не скоро кончится, лесничий пригласил путника пройти в свою хижину. Охотник соглашается, и лесничий помогает лошади в пути.
Изба Бирюка
Долго шли. Когда дошли до нужного места, пред взором Петра Петровича предстала маленькая избушка, одиноко стоявшая посреди большого двора. Дверь открывает девочка 12 лет. Избушка была бедная — вместо постелей куча тряпья, на стене висел рваный тулуп, только одна щепка давала свет. В самой середине избы стояла люлька, в которой находился младенец, который тяжело и часто дышал. Девочка подошла к колыбели и стала ее качать. Хозяину стало грустно от этой мрачной обстановки, в которой жила семья лесника.
История лесника
Когда Бирюк вошел в избу, Петр Петрович успел рассмотреть своего нового знакомого. Он казался героем, хотя весь его вид говорил о нелюдимом характере. Когда гость узнал, что это Бирюк, любопытство его усилилось, ибо он наслышан о крутом нраве этого человека, что он никого не подводит.
Гость отвечает, что слышал о нем, на что лесничий говорит, что он просто выполняет свои обязанности. Бирюк говорит, что его жена сбежала с каким-то мещанином и оставила детей. В избе даже угостить было нечем, а одежда Улиты была довольно старой. Петру Петровичу стало жаль детей и лесника.
Бирюк ловит человека
Фома Кузьмич сказал, что лошадь готова и вызвался сопровождать гостя. По дороге чуткие уши лесника услышали звук топора. В конце пути Бирюк опередил Петра Петровича. Петр Петрович услышал звуки борьбы и жалобный крик. И он ускорил шаг и вскоре увидел поваленное дерево, около которого лесничий связывал вору руки. Петр Петрович сказал, что заплатит за дерево и попросил отпустить несчастного. Бирюк ничего не сказал.
Снова пошел дождь. С трудом добрались до хижины лесника. Петр Петрович пообещал себе во что бы то ни стало освободить беднягу. При свете фонаря Петр Петрович мог разглядеть его пьяное, сморщенное лицо и худое тело. Вскоре крестьянин стал просить Фому отпустить его, но лесничий не соглашался. Вдруг мужик выпрямился, на лице его выступила краска, и он стал ругать Бирюка, называя его зверем.
Бирюк отпускает человека
Бирюк схватил мужика, одним движением освободил ему руки и приказал идти к черту. Петр Петрович удивился и понял, что Бирюк и в самом деле молодец. Через полчаса Фома простился с Петром Петровичем на опушке леса.
Бирюк сюжетный тест
Детство Ивана Тургенева прошло в Орловской области. Дворянин по происхождению, получивший прекрасное светское воспитание и образование, он рано стал свидетелем несправедливого отношения к простому народу. На протяжении всей жизни писатель отличался интересом к русскому быту и симпатией к крестьянам.
В 1846 году Тургенев несколько лет и осенние месяцы провел в родном имении Спасское-Лутовиново. Он часто выезжал на охоту, а в дальних походах по окрестностям судьба свела его с людьми разного сословия и достатка. Результатами наблюдений за жизнью местного населения стали рассказы, появившиеся в 1847-1851 годах в журнале «Современник». Через год автор объединил их в одну книгу, получившую название «Записки охотника». Среди них был написанный в 1848 году рассказ с необычным названием «Бирюк».
История рассказывается от лица охотника Петра Петровича, который объединяет все истории цикла. На первый взгляд сюжет довольно прост. Рассказчик, однажды вернувшись с охоты, попадает под дождь. Он встречает лесника, который предлагает переждать ненастье в его хижине. Так Петр Петрович становится свидетелем непростой жизни нового знакомого и его детей. Фома Кузьмич ведет замкнутый образ жизни. Крестьяне, живущие в округе, не любят и даже побаиваются грозного лесничего и за его нелюдимость дали ему прозвище Бирюк.
Краткое содержание рассказа можно продолжить неожиданным для охотника происшествием. Когда дождь немного утих, в лесу послышался звук топора. Бирюк и рассказчик отправляются на звук, где находят мужика, решившего воровать, даже в такую непогоду, явно не от хорошей жизни. Он пытается уговорами разжалобить лесника, рассказывает о тяжелой жизни и безысходности, но остается непреклонным. Их разговор продолжается в избе, где отчаянный мужик вдруг повышает голос и начинает винить во всех крестьянских бедах хозяина. В конце концов последний срывается и отпускает обидчика. Постепенно, по ходу разворачивающейся сцены, Бирюк раскрывается перед рассказчиком и читателем.
Внешность и поведение Лесника
Бирюк был хорошо сложен, высок и широкоплеч. Чернобородое лицо его было и сурово, и мужественно; карие глаза смело смотрели из-под широких бровей.
Все действия и поведение выражали решительность и неприступность. Его прозвище также не было случайным. Этим словом в южных областях России называют волка-одиночку, о чем хорошо знал Тургенев. Бирюк в рассказе нелюдимый, суровый человек. Таким его воспринимали крестьяне, которым он всегда внушал страх. Сам Бирюк объяснял свою стойкость добросовестным отношением к работе: «барского хлеба даром не съешь». Он находился в таком же тяжелом положении, как и большинство людей, но жаловаться и надеяться на кого-то он не привык.
Изба и семья Фомы Кузьмича
Знакомство с его домом производит тягостное впечатление. Это была одна комната, низкая, пустая и прокуренная. Женских рук она не чувствовала: хозяйка сбежала с мещанами, оставив мужу двоих детей. На стене висел рваный тулуп, а на полу валялась куча тряпья. В хижине пахло холодным дымом, от которого было трудно дышать. Даже факел грустно горел и то гас, то снова вспыхивал. Единственное, что хозяин мог предложить гостю, — это хлеб, другого у него не было. Вот так грустно и нищенски жил пугливый Бирюк.
История продолжается описанием его детей, что дополняет мрачную картину. Посреди избы стояла люлька с младенцем, ее качала девочка лет двенадцати с робкими движениями и грустным лицом — мать оставила их на попечение отца. У рассказчика «сердце сжалось» от увиденного: не просто войти в крестьянскую избу!
Герои повести «Бирюк» в сцене кражи леса
Томас раскрывается по-новому во время разговора с отчаявшимся человеком. Внешний вид последнего красноречиво говорит о безысходности и полной нищете, в которой он жил: он одет в лохмотья, борода его взлохмачена, лицо пьяно, а все тело невероятно худо. Незваный гость аккуратно срубил дерево, видимо, надеясь, что в непогоду вероятность быть пойманным не так велика.
Пойманный на краже барского леса, сначала умоляет лесника отпустить его, называет Фомой Кузьмичем. Однако чем больше надежды на то, что его освободят, тем гневнее и резче начинают звучать слова. Крестьянин видит перед собой убийцу и зверя, умышленно унижающего крестьянина.
И. Тургенев вносит в рассказ совершенно непредсказуемую развязку. Бирюк вдруг хватает обидчика за створку и выталкивает за дверь. Можно предположить, что происходило в его душе на протяжении всей сцены: сострадание и жалость вступают в противоречие с чувством долга и ответственности за порученное дело. Положение усугублялось тем, что Фома на собственном опыте знал, как тяжела крестьянская жизнь. К удивлению Петра Петровича, он только машет рукой.
Описание природы в рассказе
Тургенев всегда славился как мастер пейзажных зарисовок. Они присутствуют и в произведении «Бирюк».
История начинается с описания все усиливающейся и нарастающей грозы. И вот, совершенно неожиданно для Петра Петровича, из темного и сырого леса появляется Фома Кузьмич, который чувствует себя здесь как дома. Он легко срывает испуганную лошадь с места и, сохраняя спокойствие, ведет ее к хижине. Для Тургенева пейзаж является отражением сущности главного героя: Бирюк ведет жизнь такую же мрачную и угрюмую, как этот лес в ненастье.
Резюме работы необходимо дополнить еще одним пунктом. Поскольку небо начинает немного проясняться, есть надежда, что дождь скоро закончится. Подобно этой сцене, читатель вдруг обнаруживает, что неприступный Бирюк способен на добрые дела и простое человеческое сочувствие. Однако это «чуть-чуть» осталось — невыносимая жизнь сделала героя таким, каким его видят местные крестьяне. И это нельзя изменить в одночасье и по просьбе нескольких человек. К таким мрачным мыслям приходят и рассказчик, и читатели.
Смысл рассказа
В цикл «Записки охотника» вошли произведения, по-разному раскрывающие образ простых крестьян. В одних рассказах автор обращает внимание на их духовную широту и богатство, в других показывает, какими талантливыми они могут быть, в третьих описывает их скудную жизнь… разные стороны характера человека.
Бесправие и нищенское существование русского народа в эпоху крепостного права — вот главная тема повести «Бирюк». И в этом главная заслуга Тургенева-писателя — привлечь внимание общественности к трагическому положению главного кормильца всей русской земли.
Меню артикулов:
Встреча с лесником
Однажды рассказчику пришлось ехать домой по лесу на беговых дрожжах. До дома оставалось около восьми миль. Погода испортилась, пошел дождь.
Внезапно на дороге появился силуэт. К телеге подошел неизвестный — это был местный лесничий. Он пригласил мастера, задержавшегося в дороге, переждать дождь дома. Рассказчик согласился.
В доме лесника
Лесник взял лошадь под уздцы и повел. Дом лесника был внешне невзрачным. Тусклый свет светил в одно из окон. А вскоре раздался тонкий голосок — его дочь жила у лесничего. Мастер ушел в дом. Внутри дело обстояло не лучше — лесничий жил очень бедно.
Только факел освещал комнату. Лесничий высказал мнение, что хозяин не привык к такому свету, но, к сожалению, ничего другого предложить не может.
Еды у лесника тоже не было — одни пирожные, но и они не годились для такого гостя. У лесника совсем не было чая. Мастер сказал, что он не голоден.
Случай в лесу
Лесника звали Фома, но он был известен благодаря прозвищу — Бирюк. Рассказчик много слышал о работе лесника — крестьяне говорили, что он был самым беспринципным человеком.
Уважаемые читатели! Предлагаем вам ознакомиться с повестью И. Тургенева «Отцы и дети».
Лесник всегда находил людей, которые вырубали лес без разрешения и всегда добивался их наказания. Лесничий был высок и крепок — от него еще никто не убегал.
У лесника не было жены. Мастер думал, что женщина, следовательно, умерла, но Томас сказал, что его жена сбежала с проходившим мимо горожанином, оставив ему дочь и еще одного ребенка — совсем малыша. Дочь звали Улитта. В это время малыш проснулся, и девочка побежала его успокаивать.
Хозяин вышел на улицу вслед за лесником — Фома сказал, что в лесу рубят дерево — на Кобыльей Вершине.
Мастер удивился, что лесничий так далеко слышит звук топора, но Фома ответил, что ничего необычного в этом нет — в доме ничего не слышно, зато во дворе слышно отлично . Они пошли ловить злоумышленника.
Рассказчик был удивлен тем, как легко и уверенно Бирюк находит дорогу. Когда они уже были на месте, Томас сказал ждать его в стороне — он пробрался через кусты с ружьем. Некоторое время стояла возня, а потом появился Бирюк, держа нарушителя за пояс.
Лесник притащил злоумышленника к себе домой. Рассказчик собирался заплатить за этого человека штраф, но Томас проигнорировал намерение хозяина.
Мужчина в доме сначала сидел тихо, было даже слышно пение сверчка в углу, но потом он повернулся к леснику. При этом голос его был глухим и надломленным.
Мужчина стал умолять лесника отпустить его, потому что он пошел в лес за дровами не по прихоти, а потому что дома ему было голодно и холодно. Однако Фома остался равнодушен к просьбам крестьянина.
Предлагаем ознакомиться с
Ехал с охоты вечером один, на гоночных дрожках. Застала меня по дороге сильная гроза… Кое-как зарылась под широкий куст и терпеливо ждала окончания ненастья. Внезапно при вспышке молнии я увидел на дороге высокую фигуру. Им оказался местный лесничий. Он отвел меня к себе домой — небольшой избушке посреди обширного двора, обнесенного забором. Хижина состояла из одной комнаты. В самой середине стояла люлька с младенцем, которую качала босоногая девочка лет двенадцати. Я понял, что хозяйки в избе нет. Нищета выглядывала из каждого угла.
Наконец-то я смог увидеть лесника. Он был высок, широкоплеч и хорошо сложен, его суровое и мужественное лицо обросло бородой, а маленькие карие глаза смело смотрели из-под широких бровей. Лесничий представился Фомой по прозвищу Бирюк. От Ермолая я часто слышал рассказы о Бирюке, которого боялись все окрестные крестьяне. Даже вязанки хвороста нельзя было вынести из его леса — он был силен и ловок, как демон. Подкупить его было невозможно, и выдавить из мира было непросто.
Я спросил, есть ли у него любовница. Бирюк с жестокой улыбкой ответил, что его жена бросила детей и сбежала с прохожим. Угостить меня он не мог: в доме не было ничего, кроме хлеба. Тем временем гроза кончилась, и мы вышли во двор. Бирюк сказал, что слышит стук топора; Я ничего не слышал. Лесник взял ружье, и мы пошли к тому месту, где рубили дрова. В конце пути меня опередил Бирюк. Я услышал звуки борьбы и жалобный крик. Я ускорил шаг и вскоре увидел поваленное дерево, возле которого лесничий связывал руки вору — мокрому мужику в лохмотьях с длинной взлохмаченной бородой. Я сказал, что заплачу за дерево и попросил отпустить несчастного. Бирюк ничего не сказал.
Снова пошел дождь. С трудом добрались до хижины лесника. Я дал себе слово во что бы то ни стало освободить беднягу. При свете фонаря я мог разглядеть его пьяное, морщинистое лицо и худое тело. Вскоре крестьянин стал просить Фому отпустить его, но лесничий не соглашался. Вдруг мужик выпрямился, на лице его выступила краска, и он стал ругать Бирюка, называя его зверем.
Бирюк схватил мужика, одним движением освободил ему руки и велел идти к черту. Я удивился и понял, что на самом деле Бирюк славный малый. Через полчаса он попрощался со мной на опушке леса.
Вариант 2
Рассказ от первого лица. Охотник возвращался домой с охоты. До дома оставалось еще восемь миль. Из-за леса поднимались тучи, приближалась гроза. Жара и духота ушли, и их сменила влажная прохлада. Разогнавшись, охотник въехал в лес. Ветер громко выл, и капли били по листьям. Укрывшись под кустом, охотник собирался там переждать ненастье. С новой вспышкой молнии вдалеке появилась высокая фигура. Это был местный лесничий. Он предложил спрятаться от бури в своей хижине. Охотник согласился, и они пошли. Жил он в однокомнатной избе посреди широкого двора. Посреди избы висела колыбель с ребенком, которую качала босоногая девочка, на вид не старше двенадцати.
Обстановка была плохой и по всему было видно, что хозяйки здесь нет. Лесничий был высоким, широкоплечим, кареглазым мужчиной. Он называл себя Фомой по прозвищу Бирюк. Ермолай сказал, что все боялись Бирюка, он не позволял выносить из леса даже немного хвороста. Он был строг и неподкупен. На вопрос, где его жена, он ответил, что она бежала с мещанами, оставив его с детьми. Единственным съестным в доме был хлеб, так что предложить гостю было нечего. После грозы охотник и лесничий вышли во двор. Бирюк услышал звук топора и пошел за ружьем. Они подошли к тому месту, откуда доносились звуки. Бирюк догнал охотника и ускорился, потом послышались звуки борьбы и жалобный визг. Дойдя до места, где было срублено дерево, охотник увидел лежащее дерево и рядом с ним привязанного лесником вора. Он был бородат и одет в лохмотья, по всему было видно, что этот человек беден. Охотник попросил отпустить его и пообещал возместить ущерб. Лесничий ничего не сказал. С новой силой полил дождь, и путники вернулись домой.
Мужчина попросил лесника отпустить его, но тот был непреклонен. Внезапно он разозлился и начал кричать на Бирюка, называя его зверем. Внезапно лесничий резко развязал вору руки и прогнал его. Охотник удивился. Через полчаса они попрощались на опушке леса.
(Оценок пока нет)
Другие сочинения:
- Бирюк Характеристика литературного героя Бирюка — личность цельная, но трагичная. Его трагедия в том, что у него есть свои взгляды на жизнь, но иногда ему приходится от них отказываться. В работе показано, что большинство крестьян середины 19 в.века принадлежал Подробнее ……
- «Бирюк» — один из рассказов из цикла «Записки охотника», где герой этих рассказов Петр Петрович путешествует по России и изучает жизнь крестьян из разных губерний. В «Бирюке» автор рассказывает о леснике, поразившем его силой характера и цельностью натуры. Однажды, вернувшись Подробнее ……
- В 40-50-х годах XIX века И. С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник под названием «Записки охотника». «Бирюк» — рассказ из этого сборника. Его автор написан в виде монолога дворянина Петра Петровича. Он, большой любитель охоты, путешествовал Подробнее ……
- Один из рассказов Тургенева из сборника «Записки охотника» называется «Бирюк». Автор уделяет большое внимание описанию жизни этого человека. Бирюк живет в лесу, в избушке, Подробнее ……
- Цикл И. С. Тургенева «Записки охотника» посвящен описанию жизни простого русского народа, которое идет от лица автор — заядлый охотник, дворянин по происхождению. В этот цикл входит несколько десятков новелл, но мы познакомились лишь с несколькими Читать дальше…
- И. С. Тургенев — большой мастер повествования. Главный герой повести «Бирюк» — лесничий Фома. Фома очень интересная и необычная личность. Сначала автор рассказа увидел его высокую фигуру во время надвигающейся грозы и услышал громкий голос. Зная, что гроза не Подробнее ……
- План. I. Описание сборника «Записки охотника». II. Рецензия на сочинение И. С. Тургенева «Бирюк». 1. «Бирюк» — очерк из сборника «Записки охотника». 2. Краткое содержание эссе. 3. Бирюк – личность трагическая: А) жизненные принципы Бирюка; Б) тяжелая доля Фомы Кузьмича. Подробнее ……
- Замечательный русский писатель И.С.Тургенев — настоящий мастер глубокого и достоверного изображения народных персонажей. В повести «Бирюк» нам ясно раскрывается психология бедных и бесправных мужчин. Суровый лесничий Фома по кличке Бирюк — гроза всех деревенских воров, т.к. Подробнее……
Драма Островского, краткое содержание. «Гроза» по действиям
Вклад Александра Николаевича Островского в русскую драматургию трудно переоценить. Свидетельством признания его заслуг перед отечественным театром стало ученое звание члена-корреспондента Петербургской Академии наук. Его дом гостеприимно открывал двери Льву Толстому, Ивану Сергеевичу Тургеневу, Федору Михайловичу Достоевскому, Петру Ивановичу Чайковскому. Народную известность ему принесла драма «Гроза». Предметом данной статьи является ее краткое содержание. Действие «Гроза» (а их в драме 5) происходит в выдуманном волжском городе Калинове.
Действие 1. Характеристика города Калинова
Первое действие происходит в саду, разбитом на берегу Волги. Разговаривает инженер-самоучка Кулигин с приказчиком купца Савела Прокофича Дикого — Ваней Кудряшем. Позже к ним присоединился образованный племянник Дикого — Борис. Мы слышим от них емкую и беспристрастную характеристику порядка в этом уездном городе. Здесь процветает произвол Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаных), с другой. Уайлд, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащего Борису.
В городе процветает хамство и иезуитизм. Ее проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло издевается над своими служащими с визгом и руганью, постоянно не выплачивая им жалованья, то своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) Марфа Игнатьевна титрует более тонко — постоянными упреками и поучениями. . В то же время каждый ее выпад Кабаных может объяснить «по понятиям»: мол, так оно и есть и т. д. Ее нравы «непробиваемы». Не случайно с этой нелестной оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое изложение действий в будущем полностью основано на этом исчерпывающем описании.
Действие 2. В доме Кабанихи
Становимся свидетелями действия в доме купца Кабанихи. Странник Феклуша беседует с дворовой девицей Глашей. Юродивый восхваляет щедрость дома Кабановых и старается заинтересовать слушателей примитивными выдумками о быте в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьесы Островского «Гроза». Краткое содержание глав показывает нам настоящего виновника трагедии.
Дочь купца Варвара небрежно играет роль Хранилища. Ее племяннику Катерине понравился племянник Дикого Борис. Муж Екатерины Тихон уходит по делам. Его сестра, жизненные убеждения которой — «все возможно, если концы в воду», собирая брата в дорогу, попутно клевещет на его жену Екатерину в измене. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой материнского ключа от ворот.
Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Он просит Тихона взять ее с собой. А когда он отказывается, то, как и в случае с народом, пытается связать себя клятвой, через которую не может перешагнуть. Но здесь ее прерывает узколобый Тихон.
Шаг 3. Дата
Встреча Катерины и Бориса – основная мысль этого эпизода драмы, ее краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Вы можете увидеть улицу перед домом Кабанихи. Сначала пьяный Савел Прокофьевич «спаривается» с купцом. Правда, «одни полевые ягоды» скоро примирятся. То их сменяет философствующий Кулигин, то целующаяся парочка — Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины свидание возле сада Кабановых в овраге. И, наконец, происходит само свидание. И Кудряша с Варварой и Борисом и Катериной назначают его на то же место. Однако затем пары расходятся. Катерина страстно признается Борису в любви. Однако, как видите, отношение к любви меркантильное, потребительское. Он не понимает, но, скорее всего, не может понять, каким сокровищем является душа Катерины. Он не прошел испытание любовью, маленький человек. Ослепленная чувством Катерины, она, конечно, не замечает этих нюансов.
Шаг 4: Кульминация
Заблуждение и расплата — так бывает со многими драмами. «Гроза» действиями подводит нас к своему апогею. Идет дождь, а Калинова охватывает гроза. В начале действия мещанин Кулигин доказывает купцу Дикию необходимость поселения в городе громоотводов. Но хитрый скряга по-хамски обижает инженера-самоучку и переводит разговор на то, что гроза — кара Господня. Впрочем, так думают многие. Дрожа от молнии совершила прелюбодеяние Катерина. Ее не успокаивают увещевания Кулигина о природе электричества. Иногда того, чего боялась Варвара: испугавшись уговоров сумасшедшей дамы, явившейся чертом из табакерки в сопровождении лакеев, Катерина признается Тихону в измене мужа. Стоит ли ждать от него великодушия? Едва.
Акция 5. Трагедия
«Может ли быть счастье там, где царят унижение и лицемерие?» — незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читающего краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон разговаривает с Кулигиным. Описывает, как пил пил во время поездки в Москву, что за измену «немного побил» Екатерину. (Так говорила мне мама.) Я рад, что Борис дядя Савел Прокофьич посылает Бориса в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя бежала в Кудряш от мелкого произвола матери Марфы Игнатьевны.
В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, он уговаривает меня взять ее с собой в путешествие по Сибири. После отказа она смиренно просит юношу помолиться за ее грешную душу. Но даже это не проникает в безвольного юношу. Его последняя фаза глубоко показательна: «Ах, если бы это была сила!» Это фраза о полном моральном банкротстве. Катерина не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней.