Могила Марины Цветаевой в Елабуге
Марина Цветаева – одна из самых знаменитых представительниц серебряного века русской поэзии. Вскоре после Октябрьской революции она с семьей эмигрировала, однако в конце 1930-х её муж Сергей Эфрон захотел вернуться на родину. Она сперва противилась этому решению, однако когда её муж и дети отправились в СССР, Марина Цветаева последовала за ними. Её опасения сбылись: Сергей Эфрон очень скоро был расстрелян НКВД, затем в лагеря была отправлена дочь Ариадна. К 1941 году в заточении также пребывала и сестра Марины Анастасия. С началом войны Цветаева и её сын Георгий были эвакуированы в Елабугу (в Татарстане).
Их быт там был более чем скромным, местные власти и даже местные жители всячески травили опальную поэтессу. Каждый день она думала о приближающемся аресте и смерти, отношения с сыном также начали ухудшаться на фоне постоянного стресса. Наконец, после очередной ссоры с Георгием, Марина решила покончить жизнь самоубийством: 31 августа 1941 года она повесилась в доме Бродельщиковых, где они проживали вместе с сыном.
Могила Цветаевой
Окрестные жители в действительности плохо понимали, кем именно являлась Марина Цветаева. Всё, что у них было, – это предупреждение местных властей о «неблагонадежности» этих граждан. С точки зрения большинства их соседей, 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге похоронили «какую-то учительницу». Похороны были очень скромными, на них присутствовали только ближайшие родственники и друзья – публичные прощания местные власти строжайше запретили.
Довольно скоро достоверная информация о местонахождении могилы Цветаевой была утеряна. На церемонии было всего несколько человек, и только благодаря их свидетельским показаниям удалось хотя бы примерно узнать, в какой части кладбища находилась могила. Окончательно местоположение могилы Цветаевой так и не было установлено.
В 1960 году Анастасия, так и не сумев установить местонахождение могилы своей сестры Марины, озаботилась установкой деревянного креста с надписью в углу некрополя, где, согласно свидетельским показаниям, предположительно похоронили Цветаеву за 19 лет до того.
«Официальная могила» и тарусский кенотаф
В 1970 году Союз писателей Татарской АССР постановил признать «настоящей» одну из трех могил без надгробий на Петропавловском кладбище. Было решено считать, что именно здесь покоится Марина Цветаева – в том же году там был установлен и с тех пор стоит монумент из гранита.
При этом важно подчеркнуть, что сама Цветаева при жизни много раз говорила, где хотела бы быть погребена: она хотела, чтобы её могила была на высоком берегу Оки, в Тарусе. Тем не менее, ни до, ни после развала СССР родственники поэтессы не поднимали вопрос об эксгумации и перезахоронении тела покойной.
Тем не менее, в конце 1960-х годах приблизительно на том месте, на которое Цветаева указывала, был установлен монумент из камня с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева» (монумент расположен неподалеку от захоронения художника Борисова-Мусатова). Этот монумент при СССР демонтировали, а во время перестройки вернули на место.
В Москве, в свою очередь, на Ваганьковском кладбище была создана так называемая «Цветаевская аллея», однако, вопреки городской легенде, на этой аллее не покоится ни тело, ни прах великой поэтессы. В действительности здесь располагается захоронение её сестры Анастасии, а аллея, хоть и названа в честь Марины, так никогда и не стала её последним пристанищем. Поклонники же великой поэтессы по сей день возлагают цветы к её скромному мемориалу в г. Елабуга.
Возможно, вам будет интересно:
- Деревья на кладбище
- Цветы на могилу
- Самостоятельная организация похорон
Not Found (#404)
Not Found (#404)Ууупс…что-то пошло не так!
К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницу
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршрут
Страны и города
Египет
Турция
ОАЭ
Откуда
Дата туда
Дата обратно
Страны АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАзияАлбанияАлжирАмерика СевернаяАмерика ЮжнаяАнголаАндорраАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанАфрикаБагамские о-ваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские о-ваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГавайские о-ваГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканаЕвропаЕвропа — БенилюксЕвропа — СкандинавияЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИспания — КанарыИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКарибские островаКатарКенияКипрКиргизияКирибатиКитайКолумбияКоморыКонгоКонго-КиншасаКоста-РикаКот-д’ИвуарКругосветное путешествиеКрымКубаКувейтЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы островаМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманОстров Святой ЕленыПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеюньонРоссияРоссия — АрктикаРоссия — Дальний ВостокРоссия — Золотое КольцоРоссия — КавказРоссия — КарелияРоссия — Ленинградская обл.
Россия — МоскваРоссия — ПодмосковьеРоссия — ПрибалтикаРоссия — ПриволжьеРоссия — Санкт-ПетербургРоссия — Северо-ЗападРоссия — СибирьРоссия — УралРоссия — Центральный р-нРоссия — ЮгРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверный КипрСеверный ПолюсСейшелыСен-БартелемиСен-МартенСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСирияСловакияСловенияСоломоновы ОстроваСомалиСредиземноморьеСуданСуринамСШАСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайваньТанзанияТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУоллис и ФутунаУругвайФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦАРЦентральная АмерикаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮАРЮжная КореяЮжный СуданЯмайкаЯпонияясно не определенаГорода
Яхтинг
Экспедиции
Туры на собачьих упряжкахТуры на снегоходах
Туры на квадроциклах
Пешие туры
Сплавы
Восхождения
Горнолыжные туры
Дайвинг и снорклинг
Джип-туры
Серфинг и SUP-турыКомбинированные туры
Конные туры
Круизы
Экскурсионные туры
Вертолетные туры
Рыболовные туры
Фитнес и йога-туры
Скалолазные туры и каньонинг
ЖД туры
Возможно, вы ищeте один из разделов ниже?
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршруты
Достопримечательности
Мы сделали подборку интересных статей для Вас!
Оставить отзыв
12345
Премного благодарны 🙂
Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее время!
Поэтесса Серебряного века Марина Цветаева
Литература Личности
Елена
Зимний пейзаж Тарусы. Памятник поэтессе серебряного века Марине Цветаевой. Скульптор Борис МессерерПамятник поэтессе Серебряного века Марине Цветаевой
«Я не принимаю вечности!
Зачем ты меня похоронил?
Мне не нравится быть под землей
Взято из моей любимой земли!
Читать далееСкульптура «Балерина» работы Елены Янсон Манизер
И на любимой земле, в России, постоянно появляются памятники, скульптуры и мемориальные доски, увековечивающие память о поэтессе. И один из самых известных, пожалуй, памятник на берегу Оки в Тарусе. Вот Марина Цветаева – блудная дочь, босая, согбенная, как всегда виноватая, стоит спиной к реке. Тем не менее памятники Цветаевой украшают не каждый парк и не каждый сквер, не каждую улицу города. И это правильно.
«Слава! – Я не хотел тебя:
И я не мог с тобой справиться.
М. Цветаева.
Даже при жизни она не была подконтрольна никому и ничему. 31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством. Похоронили поэтессу в городе Елабуге, на Петропавловском кладбище.
Помимо памятников, чум и скульптур, ей посвящены музеи. Среди них – музей на Сретенке в Москве, два музея во Владимирской области, Феодосии и Башкортостане.
Из «Флорентийских ночей»:
«Люби меня сильно, люби меня красиво, люби меня всякою! Что касается меня, то я всегда хотел и даже требовал, чтобы меня любили такой, какая я есть. Не за то, чем, по вашему мнению, я мог бы или должен быть. Не суди меня хуже, чем меня создала природа – или сделай зеркало – вот все, о чем я смиренно прошу у художника и любителя. Взгляни на меня всем твердым взглядом и «сотвори» женщину, которая рядом… Что касается меня, то я уже создан, и создан Богом. Лучший создатель. Это я. Если я тебя огорчу — прости меня за то, что я есть».
Читать далееЧеловек-невидимка Памятник-невидимка
Совсем недавно в Одессе появилась скульптурная композиция, изображающая двух известных поэтесс «Серебряного века» – Анну Ахматову и Марину Цветаеву. Но, на самом деле, их образ далек от реальности. На пьедестале — две очаровательные египетские бронзовые дамы, а у ног этих красавиц — два леопарда. На боковой части монумента изображен коптский крест – магический знак, символизирующий вечную жизнь.
Работа скульптора Андрея Тыртышникова. Поэтесса Серебряного века Марина Цветаева20 октября 2016 года в Ратуше города Ванв (Иль-де-Франс) был установлен бюст Марины Цветаевой (скульптор Андрей Тыртышников), который позже будет перенесен в сад Ратуши. Марина жила в Ванве на улице Жан-Батиста Потена, 65 с 1934 по 1938 год, писала автобиографическую прозу, стихи и стихи…
Работа скульптора Юрия Солдатова, бюст установлен в 1992 году в БашкирииПодробнееПрекрасный итальянский скульптор Джина Лоллобриджида
Памятник Марине Цветаевой (работа скульптора Юрия Солдатова) установлен в 1992 году в Башкирии, близ города Белибей, в поселке Усень-Ивановский. Летом 1911 года 18-летняя Цветаева провела два месяца вместе с Сергеем Эфроном, который лечился там.
Великая поэтесса Марина Цветаева работы Зураба Церетели во французском городке Сен-Жиль-Круа-де-ВиМосквапамятник Марине Цветаевой в МосквеПамятник Цветаевой в МосквеБюст Марины Цветаевой в ЕлабугеПамятная плита на доме, где жила поэтесса 19 июля11Памятник Марине Цветаевой в ЕлабугеРадуга в ТарусеСеребряный век. Памятник Ахматовой и Цветаевой. ОдессаЭскиз памятника Марине Цветаевой, 1993 год. Работа Нины МатвеевойТарусаВоскресенская набережная, Санкт-Петербург. Памятник Цветаевой источник
vk.com/marina.tsvetaeva
Матерей, Дочерей, Матерей | Стэнфордский гуманитарный центр
Через несколько недель я еду в Иллинойс, чтобы впервые увидеть свою племянницу Элли. Сегодня я сижу допоздна, пытаясь представить свою младшую сестру матерью. Это не легко. Для меня она по-прежнему остается девочкой, чьей самой большой мечтой в жизни было иметь новейшую куклу Strawberry Shortcake.
В поисках понимания я сняла с полки стихи русской модернистки Марины Цветаевой (1892-1941). В 1910-е годы она написала серию замечательных текстов о своей дочери Ариадне Эфрон (1912–1975) и для нее. Ей было за двадцать, и она была занята открытием мира и своей гениальности. Жизнь, литература и любовь были тесно переплетены: у нее были романы с поэтами Осипом Мандельштамом и Софьей Парнок, и об этих отношениях она писала головокружительные стихи. Само имя «Ариадна» дает представление о душевном состоянии Цветаевой в то время. Она назвала свою дочь в честь критской принцессы, которая научила Тесея, как сбежать из Лабиринта. Никакие препятствия, никакие лабиринты, а главное, никакие гендерные нормы не сковывают ни ее, ни ее ребенка.
Особенно запомнилось первое стихотворение в ее цикле « Стихи о Москве » [Стихи о Москве] (1916). Я даже не буду пытаться воспроизвести ее звуковую игру или размер. Это вне меня. Быстрыми точными шагами она танцует между двумя крайностями, грубыми рифмами и полным отсутствием рифм. Что я могу предложить в переводе, так это ее телеграфный синтаксис, ее быстрые скачки мысли, ее игру слов и силу ее страсти:
Облака—вокруг.
Куполы—округ.
Над всей Москвой—
Сколько хватит рук!—
Возношу тебя, бремиа лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
В дивном сорте сем,
В мирном сорте сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно,—
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
Мой первенец!
Ты постом—говей,
Не сурьми бровей,
И все сорок—чти—
Сороков церкви.
Исходи пешком—молодым шазкком—
Все привольное
Семихолмье.
Будет твоей дорогой:
Тоже—дочери
Передашь в Москву
С Нижней Горечию.
Мне же—вольный сын, колокольный звонок,
Зори ранние
На Ваганькове.
* * * * * * *
Облака — вокруг.
Купола — ок.
Над всей Москвой—
Сколько рук схватишь!
Я поднимаю тебя, лучшая ноша,
Мой невесомый
Саженец!
В этом чудном городе
В этом мирном городе
Где даже мертвый я
Был бы рад—
Царю тебе, скорбеть о тебе,
Взять венок,
О мой первенец.
Поститесь перед причастием,
Не омрачайте чела,
И чтите все сорок
Раз сорок церквей.
Пройдись — молодыми шажками —
Все вольные
Семь холмов.
Теперь твоя очередь.
Еще — дочери
Ты Москву отдашь
Нежно-горько.
Для меня — сон желанный, колокольчик звон,
Ранние зори
В Ваганькове.
Поэма открывается видом на Москву с высоты птичьего полета. Цветаева «поднимает» свою «лучшую ношу», она же Ариадна, жест, который одновременно знакомит ребенка с мегаполисом и позволяет ей осмотреть свое будущее наследство, «чудесный город», в котором живет и пишет ее мать. Глагол здесь, вознести , чаще используется в клише вознести молитву , чтобы «вознести молитву», и в этом моменте есть нечто большее, чем намек на священное. Этот тон сохраняется и за счет более позднего выбора слов, например, использования старославянского град вместо русского город для «город» и архаичного местоимения сем вместо современного этим .
Мысли Цветаевой обращены в будущее. Во второй строфе она представляет себя проводницей и опекуном для своего уязвимого, похожего на саженец ребенка, что бы ни случилось. Даже смерть не помешает ей выполнить свой долг. Она защитит ее от зла («царь ты»), разделит горести («по тебе погорюет»), разделит самые счастливые минуты ( принять венец , «взять венок» — сокращенное обозначение православного обряда бракосочетания).
Конечно, она может только надеяться, но не гарантировать, что всегда будет рядом. В третьей строфе она напрямую обращается к Ариадне. Сначала она дает дельный совет («Пост перед причастием») и велит уважать авторитет («Чти все сорок / Раз сорок церквей», пресловутое количество церквей в Москве). Она как будто видит в Церкви возможного суррогатного родителя на случай, если с ней что-нибудь случится. Наконец, она осмеливается превратиться из инструктора и защитника в наставника. Она велит дочери исследовать, блуждать по семихолмье , семь холмов Москвы. Она должна быть «свободной», чтобы наслаждаться городом, открывать его чудеса и, по сути, занимать место своей матери в качестве городской празднующей. Такое блуждание рискованно — да и кому хочется подвергать риску собственного ребенка? — но дочери становятся взрослыми, и надо отпустить.
Это готовит почву для финальной строфы. Цветаева вновь встает перед вопросом о собственной смертности. Однако на этот раз она может позиционировать себя в женской линии. Ариадна когда-нибудь «нежно-горько» задумается о будущем собственной дочери. Цветаева будет похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве, где, как известно, похоронена ее собственная мать Мария Александровна Мейн, пианистка концертного уровня. Утешенный таким видением матриархальной традиции, поэт сможет «добровольно» пойти к ней вечный сын , ее «вечный сон». У каждой женщины в семье Цветаевой будет свой чред , свой «очередь», бродить ( исходить ‘) и радоваться, прежде чем передать ( передать ‘) новому поколению ключи от царства ( царевать ‘).