Трудовая теория стоимости К. Маркса
Билет № 20
Трудовая теория стоимости Карла Маркса.
Карл Маркс, окончательно оформивший трудовую теорию стоимости, был последовательным металлистом, т.е. сторонником металлического денежного обращения. Что примечательно, в СССР – стране, впервые в мире внедрившей в общую экономическую практику декретные деньги, чья стоимость не обеспечивалась вообще никакими драгоценными металлами – почитали экономическую теорию Карла Маркса, как единственно верную.
Стоимость – это воплощённый в товаре и овеществленный в нём общественный труд товаропроизводителей. Величина стоимости товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его производства, и измеряется рабочим временем и определяет те пропорции, в которых один товар обменивается на другой.
Теория денег К. Маркса опиралась на его трудовую теорию стоимости. Деньги, согласно его концепции, появляются в результате развития форм обмена. Из двух обмениваемых товаров один играет активную роль и представляет собой относительную форму стоимости (ценности). Второй товар противостоит первому в качестве эквивалента и представляет собой эквивалентную форму стоимости. Стихийно сложившаяся практика выделения товара, который может играть роль эквивалента для обмена на большое количество разнообразных других товаров сильно упростила и облегчила обмен и привела в конце концов к тому, что эквивалентная форма стоимости закрепилась за одним товаром – драгоценными металлами (золотом и серебром). Так появилась денежная форма стоимости, т.е. собственно деньги. По К. Марксу:
1) деньги есть товар, стихийно выделившийся из мира товаров на роль всеобщего эквивалента;
2) полноценными деньгами являются золото и серебро, как товар имеющий внутреннюю стоимость, равную затратам общественного труда, необходимого на его добычу;
3) бумажные деньги есть заменители полноценных денег, введенные для удобства обращения и уменьшения его издержек, так как избавляют от необходимости держать в непосредственном обращении сами драгоценные металлы;
4) снижение стоимости денег (обусловленное снижением затрат необходимого общественного труда на их производство) приводит к росту товарных цен, а увеличение – к понижению.
Трудовая теория стоимости К Маркса выделяет пять функций денег:
1. деньги как мера стоимости;
Как мера стоимости, деньги являются идеальными и благодаря меновой стоимости они позволяют оценить стоимость товара контрагента. В этой функции деньги, являясь неразменными, служат как расчетные деньги, то етсь деньги благодаря количеству которых можно оценить стоимость планируемого товара. Функция денег как меры стоимости активно применяется в ВНП, НД в рамках макроэкономики, микроэкономики на предприятии позволяет оценить основные показатели бизнес-плана.
2. деньги как средство обращения.
Деньги как средство обращения выполлняют реальные деньги, которые опосредствуют взаимоотношения между покупателем и продавцом. В этой функции деньги выполняют огромную роль, формируя современные рыночные отношения, а также выступают как непосредственная меновая стоимость.
3. деньги как средство платежа;
Диалектическое развитие денежных отношений привело к тому, что в ряде случаев процесс получения товара во времени либо в пространстве был разделен с мометом оплаты за товар. В этом случае появляются новые деньги — платежные или расчетные обязательства(вексель, кредит, деньги и т.д ). В момент получения товара покупатель передает продавцу денежные обязательства, в которых указывается в какое время, в каком месте будет передана необходимая сумма.
4. деньги как средство накопления;
Исторически сложилось, что эта функция появилась одной из первых, однако дальнейшее развитие она получила после того, как появились деньги как платежное средство.
5. деньги как мировые деньги.
Деньги в качестве мировых денег обслуживают внешнеэкономические отношения. На первых этапах мировые деньги применялись в виде золота. В современных условиях в качестве мировых денег могут выступать стабильные валюты ряда государств либо мировые кредитные деньги. Деньги в качестве мировых денег выполняют все четыре предыдущих функции, то есть эта функция денег являются интегральной.
ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ | это… Что такое ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ?
(labour theory of value) Представление, согласно которому товары обладают стоимостью благодаря труду или рабочей силе, затраченным на их производство. Этот вопрос был ясно представлен Локком (Locke) в гл. 5 «Второго трактата о государственном правлении» («Second Treatise of Government», ок. 1681). В ней Локк утверждает, что, хотя Бог и оставил людям землю для общего пользования, тем не менее каждый человек имеет право, во-первых, на собственное тело и личность и, во-вторых, как следствие, на все, что он извлекает из общих запасов своим собственным трудом: «Все, что кто-либо извлекает из состояния, сотворенного природой, и в нем остающееся, он соединяет со своим трудом, привнося в это что-то от самого себя и тем самым делая это своей Собственностью». Теорию Локка, как теорию справедливого права (право), возродил Роберт Нозик в книге «Анархия, государство и утопия» («Anarchy, State and Utopia», 1974). Вместе с тем трудовая теория прав собственности сама по себе не является трудовой теорией стоимости, хотя и дает идеологическое обоснование марксистской интерпретации этой последней. В полном объеме трудовая теория стоимости была разработана экономистами-классиками (classical economists), особенно Давидом Рикардо и Марксом (Marx).
Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Трудовая теория стоимости Определение
Оглавление
Содержание
Что такое трудовая теория стоимости?
Понимание теории
Пример
Теория труда и марксизм
Критика
Субъективистская теория
К
Команда Инвестопедии
Полная биография
Авторы Investopedia имеют разный опыт работы, и более 20 лет внесли свой вклад тысячи опытных писателей и редакторов.
Узнайте о нашем редакционная политика
Обновлено 10 июля 2022 г.
Рассмотрено
Роберт С. Келли
Рассмотрено Роберт К. Келли
Полная биография
Роберт Келли является управляющим директором XTS Energy LLC и имеет более чем тридцатилетний опыт работы в качестве руководителя бизнеса. Он профессор экономики и привлек более 4,5 миллиардов долларов инвестиционного капитала.
Узнайте о нашем Совет финансового контроля
Факт проверен
Аманда Джексон
Факт проверен Аманда Джексон
Полная биография
Аманда Джексон имеет опыт в области личных финансов, инвестиций и социальных услуг. Она библиотечный профессионал, транскрипционист, редактор и проверяющий факты.
Узнайте о нашем редакционная политика
Что такое трудовая теория стоимости?
Трудовая теория стоимости (LTV) была ранней попыткой экономистов объяснить, почему товары обменивались на определенные относительные цены на рынке. Он предполагал, что стоимость товара определяется и может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для его производства. В трудовой теории стоимости количество труда, затрачиваемого на производство экономического блага, является источником стоимости этого блага.
Самыми известными сторонниками теории труда были Адам Смит, Давид Рикардо и Карл Маркс. Начиная с 19 века трудовая теория стоимости потеряла популярность среди большинства основных экономистов.
Ключевые выводы
- Трудовая теория стоимости (LTV) утверждает, что стоимость экономических благ определяется количеством труда, необходимого для их производства.
- В трудовой теории стоимости относительные цены между товарами объясняются «естественной ценой», которая отражает относительное количество труда, затрачиваемого на их производство, и ожидается, что они будут стремиться к «естественной цене».
- В экономике трудовая теория стоимости стала преобладать над субъективной теорией стоимости в течение 18-19 веков, но затем была заменена ею во время субъективистской революции.
Смотрите сейчас: что такое трудовая теория стоимости?
Понимание трудовой теории стоимости
Трудовая теория стоимости предполагала, что два товара будут продаваться по одной и той же цене, если они воплощают в себе одинаковое количество рабочего времени, или же они будут обмениваться в соотношении, определяемом относительными различиями в двух рабочих временах. Например, если на охоту на оленя уходит 20 часов, а на поимку бобра — 10 часов, то коэффициент обмена будет равен двум бобрам на одного оленя.
Трудовая теория стоимости впервые была разработана древнегреческими и средневековыми философами. Позже, разрабатывая свою трудовую теорию стоимости, и Смит (в «Богатстве народов» ), и Рикардо начали с представления гипотетического «грубого и раннего состояния» человечества, состоящего из простого товарного производства. Это не должно было быть точной или исторической реальностью; это был мысленный эксперимент по выведению более развитой версии теории. На этом раннем этапе в экономике есть только самопроизводители, которые владеют собственными материалами, оборудованием и инструментами, необходимыми для производства. Между капиталистом, рабочим и землевладельцем нет классовых различий, поэтому концепция капитала в том виде, в каком мы ее знаем, еще не вступила в игру.
Они взяли упрощенный пример двухтоварного мира, состоящего из бобра и оленя. Если бы было выгоднее разводить оленей, чем бобров, то была бы миграция людей в производство оленей и из производства бобров. Предложение оленей в натуральном выражении увеличится, что приведет к падению доходов от производства оленей с одновременным ростом доходов бобров, поскольку все меньше людей выбирают эту работу. Важно понимать, что доходы самопроизводителей регулируются количеством труда, воплощенного в производстве, часто выражаемым в рабочем времени. Смит писал, что труд был первоначальными меновыми деньгами для всех товаров, и, следовательно, чем больше труда используется в производстве, тем выше относительная стоимость этого предмета при обмене на другие предметы.
В то время как Смит описал концепцию и основополагающий принцип LTV, Рикардо интересовался тем, как регулируются эти относительные цены между товарами. Возьмем снова пример производства бобра и оленя. Если для производства одного бобра требуется 20 рабочих часов, а для производства одного оленя — 10 рабочих часов, то один бобр обменивается на двух оленей, что равно 20 единицам рабочего времени. Издержки производства включают в себя не только прямые затраты на выход и охоту, но и косвенные затраты на производство необходимых орудий — капкана для ловли бобра или лука со стрелами для охоты на оленя. Общее количество рабочего времени вертикально интегрировано, включая как прямое, так и косвенное рабочее время. Таким образом, если на изготовление ловушки для бобра требуется 12 часов, а на поимку бобра — 8 часов, это равняется 20 часам общего рабочего времени.
Пример
Вот пример, когда производство бобра изначально более выгодно, чем производство оленя:
Необходимое рабочее время | Доход/час. ($) | Доход за 20 часов. работы | Стоимость производства | |
---|---|---|---|---|
Бобры | Ловушка(12) + Охота(8) = 20 | $11/час. | $220 | 220,00 $ |
Олень | Лук и стрелы(4) + Охота(6) = 10 | $9/час. | $180 | 90,00 $ |
Поскольку выращивать бобра более выгодно, люди перестанут заниматься разведением оленей и вместо этого предпочтут выращивать бобров, создавая процесс уравновешивания. Воплощенное рабочее время указывает на то, что должно быть равновесное соотношение 2:1. Таким образом, теперь доход производителей бобра будет иметь тенденцию к падению до 10 долларов в час, в то время как доход производителей оленей будет расти до 10 долларов в час, поскольку стоимость производства у бобров падает, а у оленей растет, возвращая соотношение 2:1, поэтому что новые издержки производства составят 200 и 100 долларов.
Необходимое рабочее время | Доход/час. ($) | Доход за 20 часов. работы | Стоимость производства | |
---|---|---|---|---|
Бобры | Ловушка(12) + Охота(8) = 20 | 10 долларов в час. | 200 долларов | 200 долларов |
Олень | Лук и стрелы(4) + Охота(6) = 10 | 10 долларов в час. | 200 долларов | 100 долларов |
Хотя рыночная цена может часто колебаться из-за спроса и предложения в любой момент, естественная цена действует как центр тяжести, постоянно притягивая к себе цены — если рыночная цена превышает естественную цену, у людей будет стимул продавать больше. его, в то время как, если рыночная цена занижает естественную цену, стимул состоит в том, чтобы купить больше этого. Со временем эта конкуренция будет стремиться привести относительные цены в соответствие с естественной ценой. Это означает, что труд, используемый для производства экономических благ, определяет их стоимость и их рыночные цены, поскольку он определяет естественную цену.
Теория труда и марксизм
Трудовая теория стоимости переплела почти все аспекты марксистского анализа. Экономическая работа Маркса, Das Kapital , была почти полностью основана на напряженности между капиталистическими собственниками средств производства и рабочей силой пролетарского рабочего класса.
Маркса привлекала теория труда, потому что он считал человеческий труд единственной общей характеристикой, присущей всем товарам и услугам, обмениваемым на рынке. Однако для Маркса недостаточно, чтобы два товара производили эквивалентное количество труда; вместо этого два товара должны иметь одинаковое количество «общественно необходимого» труда.
Маркс использовал теорию труда, чтобы начать критику классических экономистов свободного рынка в традициях Адама Смита. Если, спрашивал он, все товары и услуги в капиталистической системе продаются по ценам, отражающим их истинную стоимость, и все ценности измеряются в рабочих часах, то как капиталисты могут когда-либо получать прибыль, если они не платят своим рабочим меньше, чем реальная стоимость их труда? труд, работа? Именно на этой основе Маркс разработал эксплуататорскую теорию капитализма.
Критика трудовой теории стоимости
Трудовая теория стоимости приводит к очевидным теоретическим и практическим проблемам. Одна из критических замечаний заключается в том, что можно затратить большое количество рабочего времени на производство товара, который в конечном итоге имеет небольшую ценность или вообще не имеет ее. Однако более внимательное прочтение указывает на тот факт, что товары, соответствующие LTV, будут иметь как потребительную стоимость, так и меновую стоимость и могут быть воспроизведены. Следовательно, то, что не пользуется спросом на рынке или имеет небольшую потребительную стоимость или вообще ее не имеет, не будет считаться товаром в соответствии с LTV. То же самое относится и к уникальному объекту, такому как произведение изобразительного искусства, которое также будет исключено. Одному человеку может потребоваться больше времени, чем другому, для производства некоторого товара. Марксова концепция общественно необходимое рабочее время тоже решает эту проблему.
Вторая критика заключается в том, что товары, для производства которых требуется одинаковое количество рабочего времени, часто имеют сильно различающиеся рыночные цены на регулярной основе. Более того, наблюдаемые относительные цены товаров сильно колеблются во времени, независимо от количества рабочего времени, затрачиваемого на их производство, и часто не поддерживаются или не стремятся к какому-либо стабильному соотношению (или естественной цене). Согласно трудовой теории стоимости, это должно быть невозможно, но это легко наблюдаемая повседневная норма.
Однако рыночная цена и стоимость — это два разных (хотя и тесно связанных) понятия. Хотя рыночная цена определяется немедленным спросом и предложением на товар, эти цены действуют как сигналы как для производителей, так и для потребителей. Когда цены высоки, это побуждает производителей производить больше (увеличивая предложение) и отпугивает покупателей (сокращая спрос) или наоборот. В результате в долгосрочной перспективе цены должны иметь тенденцию колебаться вокруг значения.
Субъективистская теория берет верх
Проблемы теории труда были окончательно решены субъективной теорией стоимости. Эта теория утверждает, что меновая стоимость основывается на индивидуальных субъективных оценках потребительной стоимости экономических благ. Ценность возникает из человеческого восприятия полезности. Люди производят экономические блага, потому что они их ценят.
Это открытие также изменило взаимосвязь между входными затратами и рыночными ценами. В то время как теория труда утверждала, что производственные затраты определяют конечные цены, субъективистская теория показала, что стоимость производственных ресурсов основывается на потенциальной рыночной цене конечных товаров. Субъективная теория стоимости утверждает, что причина, по которой люди готовы тратить рабочее время на производство экономических благ, заключается в полезности этих товаров. В некотором смысле эта теория является полной противоположностью трудовой теории стоимости. В трудовой теории стоимости затраченное рабочее время делает экономические блага ценными; в субъективной теории стоимости потребительная стоимость, которую люди получают от товаров, побуждает их затрачивать труд на их производство.
Субъективная теория стоимости была разработана в средние века священниками и монахами, известными как схоласты, в том числе св. Фомой Аквинским и другими. Позже три экономиста независимо и почти одновременно заново открыли и расширили субъективную теорию стоимости в 1870-х годах: Уильям Стэнли Джевонс, Леон Вальрас и Карл Менгер. Это переломное изменение в экономике известно как субъективистская революция.
Источники статей
Investopedia требует, чтобы авторы использовали первоисточники для поддержки своей работы. К ним относятся официальные документы, правительственные данные, оригинальные отчеты и интервью с отраслевыми экспертами. Мы также при необходимости ссылаемся на оригинальные исследования других авторитетных издателей. Вы можете узнать больше о стандартах, которым мы следуем при создании точного и беспристрастного контента, в нашем редакционная политика.
Адам Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов: Том 1», стр. 44. Оливер Д. Кук, 1804 г.
Давид Рикардо. «О принципах политической экономии и налогообложения», стр. 16. Джон Мюррей, 1821 г.
.Адам Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов: Том 1», страницы 30–31. Оливер Д. Кук, 1804 г.
Трудовая теория стоимости до Карла Маркса
Трудовая теория стоимости до Карла МарксаГилберт Макклатчи
Источник: Социалистический стандарт , июль 1934 г.
Транскрипция: Социалистическая партия Великобритании.
HTML-разметка: Адам Бьюик
Public Domain: Интернет-архив марксистов (2016). Вы можете свободно копировать, распространять, демонстрировать и выполнять эту работу; а также делать производные и коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксистский Интернет-архив» в качестве источника.
Трудовая теория стоимости — это точка зрения, согласно которой стоимость предмета определяется издержками его производства в человеческой рабочей силе — в соответствии с условиями времени. В своем законченном виде она была проанализирована и подробно объяснена Карлом Марксом в Капитал . В настоящий момент мы не занимаемся этой теорией, поскольку она была окончательно разработана. Нас интересуют только предшественники Маркса, которые что-то внесли в это представление. Из-за ограниченности места мы можем лишь кратко рассмотреть наиболее выдающихся из этих предшественников.
Ценность представляла собой неразрешимую проблему более двух тысяч лет. Первые проблески решения не появлялись до середины семнадцатого века, когда общество, занимающееся главным образом куплей-продажей товаров, начало обретать определенные формы в этой стране и находилось в процессе формирования на континенте.
Еще во времена Аристотеля — две тысячи триста лет назад — проблема витала в воздухе. У самого Аристотеля в его Политике и в его Этике было что сказать по этому поводу. Он знал, что должно быть какое-то общее свойство предметов, столь непохожих, как хлеб и обувь, которое позволяло бы сравнивать их друг с другом. Он знал, что общим достоянием была не их полезность, но не мог узнать, что же это было на самом деле. Он заканчивает свое исследование довольно неубедительно замечанием, что люди согласились оценивать ценность в деньгах. И это после того, как он уже указывал, что обмен существовал до денег. Однако он делает поучительное замечание, что получение прибыли происходит из монеты.
На протяжении сотен лет это было пределом знаний по этому вопросу.
По мере того, как коммерция распространялась в обществе и накопление денег становилось все более и более целью общественных отношений, вопрос о ценности денег выдвигался все более и более на первый план, особенно когда сменявшие друг друга представители королевского казначейства стремились создать истощающиеся фонды путем обесценивания чеканка. Следовательно, в более позднем средневековье возникла значительная литература, посвященная денежным вопросам. С зарождением капиталистического общества, в 17 веке, вопрос встал остро. Проблема, стоявшая перед авторами, заключалась в следующем: как возникло богатство? Или, как мы сказали бы, это: что было источником прибавочной стоимости?
В результате этих дискуссий сложились две основные точки зрения. Меркантилисты и физиократы, один англичанин, другой француз. Меркантилисты утверждали, что богатство накапливается посредством торговли, путем покупки у иностранца дешево и продажи ему дорого. Другими словами, имея благоприятный торговый баланс, идея, которая все еще сохраняется, о чем свидетельствует характер дискуссий во время недавнего финансового кризиса. Меркантилисты, следовательно, пропагандировали мнение, что торговцы были самой важной группой в стране и были строителями национального богатства. Идея вполне соответствовала условиям, которые возвышали торговца до самого влиятельного положения в обществе.
Томас Мун, ведущий торговец того времени и директор Ост-Индской компании, написал книгу, которая была опубликована в 1664 году под названием Сокровища Англии от внешней торговли , в которой очень ясно и энергично излагаются меркантилистские взгляды.
Физиократы, группа, возникшая почти сто лет спустя во Франции, стране, главной опорой которой в то время было сельское хозяйство, придерживались совершенно иного взгляда. По их мнению, богатство возникло исключительно в земледельческом производстве, так как только земледелием человек получал обратно за свой труд больше, чем стоило его содержание, и за счет излишка жили торговец и остальное население. Тюрго, выдающийся писатель-физиократ, появившийся в конце их влияния, очень ясно излагает их взгляды в своей книге 9.0261 Размышления о формировании и распределении богатства , опубликовано в 1766 году. Учения физиократов были выражением интересов и мировоззрения капиталистического фермера, и Мирабо, один из их ведущих политических представителей, принял видное участие во Французской революции. .
Тюрго был очень ясным мыслителем. Он обладал значительными познаниями в истории и продвинулся в интеллектуальном плане достаточно далеко, чтобы указать, что заработная плата рабочего определяется стоимостью его существования.
Сэр Уильям Петти, видный представитель меркантилистской школы мысли, был первым, кто внес реальный вклад в трудовую теорию стоимости. В написанной им книге, опубликованной в 1662 г. и озаглавленной «Трактат о налогах» , он совершенно прямо заявляет, что именно труд придает ценность вещам, но под влиянием своего торгового мировоззрения он определяет меновую стоимость как деньги. и особый труд, употребляемый при производстве золота и серебра, как труд, производящий стоимость. Поэтому он был приведен в замешательство.
Он написал серию эссе по теме Политическая арифметика , которая представляет собой первую форму, в которой экономика рассматривается как отдельная область знаний. Эти очерки отличаются краткостью и ясностью. В одном из них он объясняет в абзаце значение разделения труда, иллюстрируемое часами, и делает это так, что показывает, что он лучше понимает суть дела, чем Адам Смит, хотя, написав сто лет назад . Адам Смит смешивал общественное разделение труда с разделением труда внутри одной мастерской, но Петти не делал такой ошибки.
В 1733 году Ричард Кантильон, другой торговец, написал свою книгу О природе торговли вообще . В нем он заявил, что стоимость вещи есть не что иное, как мера земли и труда, затраченного на ее производство. На него повлияла физиократическая идея важности сельского хозяйства, как и на Адама Смита. Кантильон придерживался мнения, что ежедневный труд самого скромного раба по стоимости соответствует удвоенному продукту земли, на которой он существовал.
После Петти был еще один мыслитель, вероятно, самый ясный мыслитель своего времени, выдвинувший трудовую теорию стоимости в широкой форме. Этим человеком был Бенджамин Франклин, который в 1729 году, когда ему едва исполнилось двадцать три года, написал эссе, озаглавленное «: Скромное исследование природы и необходимости бумажных денег». В этом эссе он утверждает, что стоимость предметов измеряется временем, затраченным на их производство, но он считает, что деньги имеют дополнительную ценность из-за того, что они облегчают обмен. Несмотря на ясность мысли, он, как и его предшественники, терялся в тайне денег. Фактически, все те, кто предшествовал Марксу, сталкивались с трудностями, когда дело доходило до денег. В своих попытках проанализировать деньги они часто противоречили здравому взгляду, который они ранее выдвигали на ценность в целом.
Другой молодой писатель, итальянец по имени Фердинандо Галиани, опубликовал в 1750 году книгу под названием Dell Moneta . Ему было всего двадцать два года, когда он написал это. В этой книге он указывал, что единственным источником стоимости является труд, но путал заработную плату рабочего со стоимостью произведенного товара. Например, он утверждал, что стоимость шерстяного изделия равна стоимости необработанной шерсти плюс затраты на содержание людей, производивших шерстяное изделие.
В 1777 году появилось Богатство Наций Адама Смита. В нем он приписывал накопление богатства разделению труда. Он сделал значительный шаг вперед в анализе вопросов экономической науки, но был еще далек от понимания действительной природы стоимости. Он считал, что определение стоимости предмета рабочим временем, затраченным на его производство, верно для более ранних времен, но не для развитого капитализма его времени. Он также впал в ту же ошибку, что и Галиани, перепутав ценность того, что человек производит, с ценностью того, что он получает, — его заработной платы. Если бы этот взгляд был принят, то стоимость всех произведенных предметов была бы равна только общей заработной плате, выплаченной рабочим, которые их произвели. обмены». Адам Смит также не увидел, что труд инженера и труд сапожника нельзя сравнивать как таковые — их нужно сводить к общему основанию, к простой затрате человеческой энергии.
Насколько слабым было понимание проблемы Адамом Смитом, можно судить по тому факту, что он поместил «рабочий скот» в категорию производительных рабочих, а также приписал свойства создания стоимости «прибыли на капитал» и силам природы .
Прогресс в познании теории труда до Маркса действительно закончился с Давидом Рикардо, биржевым маклером, который внес последний вклад в свою книгу О принципах политической экономии и налогообложения, , опубликованную в 1817 году. Его основное положение состоит в том, что стоимость всех предметов, включая стоимость рабочей силы, определяется трудом, необходимым для их производства с преобладающими навыками и методами. Но, как указывал Фридрих Энгельс, Рикардо не видел, что именно рабочая сила, а не труд, является качеством, производящим стоимость, и что, следовательно, превращение денег в капитал основывается на купле-продаже труда. сила. Именно открытие этого факта дало Марксу ключ к проблеме, и именно неспособность Рикардо увидеть его поставила его в затруднительное положение, когда он начал рассматривать более сложные формы денег.
Как сам капиталист и человек, сколотивший состояние на фондовой бирже, Рикардо совершенно ясно, даже грубо ясно понимал основу современной общественной системы и ее цель, которой, как он указывал, является производство ради прибыли. . Он был против вмешательства государства в промышленность и утверждал, что заработная плата должна быть оставлена на усмотрение свободной конкуренции. Он также придерживался мнения, что преобладающей экономической тенденцией является взаимное увеличение заработной платы и ренты до тех пор, пока они не поглотят прибыль, и предвидел время, когда вся собственность будет принадлежать землевладельцам и получателям десятины и налогов. Однако он совершенно ясно понимал, что ни заработная плата, ни прибыль, ни рента не входят в определение стоимости предмета. Он показал, что прибавочная стоимость есть та часть стоимости, которая остается после вычета заработной платы производителя из добавленной им стоимости, но он был склонен смешивать прибавочную стоимость с прибылью.
Как уже было сказано, анализ стоимости действительно закончился на Рикардо. Никто после него не добавлял к его работе ничего существенного. Последовавшие за ним так называемые «рикардианские социалисты» приняли его точку зрения, согласно которой труд является источником стоимости, и на ее основе требовали, чтобы все продукты принадлежали рабочему.
Первым из этих писателей был Уильям Томпсон, ирландский землевладелец, который в 1824 году написал книгу под названием «Исследование принципов распределения богатства, наиболее способствующих человеческому счастью» . Как следует из названия его книги, идеи «утилитарного» философа Бентама оказали влияние на его мировоззрение. Он определил существующую социальную систему как систему силы и мошенничества и предложил новую систему, основанную на принципах Оуэна. Он очень интересовался совместными экспериментами овенитов и посетил колонию овенитов в Ралахине в Ирландии.
Он взял за основу точку зрения, что все богатство есть продукт труда. Он утверждал, что все люди равны или почти равны и, следовательно, способны производить одинаковое количество богатства. Богатство делится неравномерно, поэтому немногие владельцы должны абстрагировать его от многих производителей.
Ни он, ни его последователи из той же группы толком не понимали природу ценности. Они думали, что продавец произвольно поднял стоимость товаров выше заработной платы, выплачиваемой производителям, которую они принимали за реальную стоимость. Он считал, что в настоящее время труд не является точной мерой стоимости на том основании, что желания склонны изменяться, но он утверждал, что в будущей социальной системе, которую он предлагал, товары будут обмениваться по «стоимости реального использования». ». Он предполагал, что будущая система будет также системой товарного производства, но общественным принципом будет «справедливый» обмен.
Запутанные взгляды Томпсона на стоимость иллюстрируются тем фактом, что он считал, что машины добавляют дополнительную стоимость к продуктам помимо стоимости как простых инструментов производства, а также что в некоторых случаях, когда труд сберегается при производстве предмета, стоимость к этому добавляется эта экономия труда.
В 1825 году, через год после выхода книги Томпсона, Томас Ходскин написал свои работы « Труд, защищенный от притязаний капитала», и в 1827 году «Популярная политическая экономия».0262 . Ходскин, отставной морской офицер, был другом Фрэнсис Плэйс и членом радикального кружка, собравшегося вокруг Джереми Бентама.
Он также утверждал, что рабочий должен получать весь свой продукт, но он включал в термин «рабочий» хозяина, покупателя и продавца. Он принимал товарное производство за основу будущего общества, но хотел исключить прибыль. В вопросе стоимости он не был ясен. Он смешивал стоимость товаров с количеством и утверждал, что чем больше товаров, тем больше общая стоимость, несмотря на пропорциональное уменьшение количества труда, необходимого для их производства. Он также, по-видимому, думал, что прибыль и рента — это суммы, добавленные к стоимости предметов.
Хотя его взгляды на этот фундаментальный вопрос были запутанными, деструктивная критика существующего общества со стороны Ходскина дала чартистам полезное оружие в их борьбе. Он прочитал значительное количество лекций, вместе с Робертсоном основал журнал Mechanics ‘Magazine, в 1823 году и сыграл важную роль в основании Института механики, где он читал лекции. Позже он присоединился к штату Economist и Morning Chronicle , выбыл из активного пропагандистского движения и дожил до глубокой старости. После Ходскина идет Джон Грей, успешный бизнесмен, прочитавший серию лекций 9 сентября.0261 Природа и использование денег , которые были опубликованы в виде книги в 1831 году, а затем в 1848 году. В этих лекциях он утверждал, что обнаружил настоящий источник социальных проблем, который он приписывал изъяну денежной системы. Он настаивал на том, чтобы спрос основывался на производстве, а не на спросе, который, как он утверждал, был основой существующей системы. Он предложил исправить положение путем учреждения стандартных банков, которые выдавали бы кредит в форме переводных ордеров на основе акций и т. д., или, другими словами, на основе производительных сил.
Грей был настолько убежден в правильности и важности своего открытия, что широко распространил свою книгу, особенно среди экономистов и университетов, и предложил сто гиней любому, кто сможет опровергнуть его взгляды. В последнее время кредитная теория Дугласа пользовалась определенной популярностью, но в ложных теориях схемы Дугласа мало того, чего не предвидел Грей сто лет назад.
Представления Грея о ценности были совершенно ошибочными. Он считал, что золото не является истинной мерой стоимости и что ее не существует. Он утверждал, что нехватка золота препятствует тому, чтобы его стоимость определялась трудом. Он снова считал само собой разумеющимся продолжение товарного производства, но предполагал, что в будущем труд должен быть мерой стоимости. Это должно было быть достигнуто за счет того, что производитель устанавливает свою собственную цену на свой продукт, а конкуренция производителей определяет, является ли эта цена правильной или нет!
В свое время Грей находился под сильным влиянием взглядов Роберта Оуэна, и в 1815 году он управлял колонией овенитов в Орбистоне.
Последним писателем, которого мы упомянем, является Дж. Ф. Брей, подмастерье-печатник и автор книги Трудовые ошибки и средства правовой защиты , опубликованной в 1839 году. Экономический анализ Рикардо. Его основное положение состоит в том, что, поскольку земля является общей для всех, а труд является единственным источником богатства, каждый человек имеет право на плоды своего труда. Он утверждал, что, поскольку богатство производится трудом, капиталист, который не работает, живет за счет узаконенного грабежа производителя. Далее он утверждал, что проблема одинакова во всех странах, независимо от их формы правления, и что, следовательно, решение применимо на международном уровне. Оттенок анархизма пронизывает его сочинения, но он сделал несколько весьма метких критических замечаний по существующим порядкам и имел очень четкие концепции по отдельным вопросам.
Его фундаментальные идеи, однако, затуманили его анализ существующей экономической структуры. Он считал, что капиталист получает прибыль за счет неэквивалентного обмена, покупая товары по их стоимости и продавая их по цене, превышающей их стоимость. Например, он видел, что капиталист платил рабочему за день труда заработную плату, эквивалентную по стоимости только продукту половины рабочего дня, но он не видел, что то, что платили рабочему, было стоимостью его труда. сила. Он не понимал значения своей точки зрения. Он впал в ту же ошибку, что и многие до него, и считал, что стоимость эквивалентна заработной плате, выплачиваемой производителю.
Как и остальные утопийцы, Брей считал, что мир тысячи лет искал справедливую форму общества, и теперь она была обнаружена. Для него правильное общество было результатом знания, основанного на первых принципах, которые были верны во все времена и могли быть установлены две тысячи лет назад так же легко, как и сегодня.
Отсюда видно, что он не внес нового вклада в трудовую теорию стоимости. В одном, однако, он был совершенно ясен и настойчив: простые правительственные изменения не изменят положения рабочего. Поэтому он выступал за полную перемену социальной основы, но на самом деле она была не такой полной, как он себе представлял.
Подводя итог, можно сказать, что анализ стоимости с точки зрения теории труда начинается в 1662 г. с Петти и заканчивается в 1817 г. Рикардо. Хотя утописты не продолжили этот анализ, они сослужили прекрасную службу, продвинув дело рабочего, в ходе которого они выступили с ценной и резкой критикой капиталистического общества.