Тропы в оде ломоносова на день восшествия: Ломоносов ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны выписать художественные средства

Основные художественные приемы в одах Ломоносова

ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ В ОДАХ ЛОМОНОСОВА

 

Художественные приемы

Примеры

Сравнение

Корабль, как ярых волн среди,  
Которые хотят покрыти,  
Бежит, срывая с них верхи,  
Претит с пути себя склонити;  
Седая пена вкруг шумит,  
В пучине след его горит,  
К российской силе так стремятся,  
Кругом объехав, тьмы татар… (Ода на взятие Хотина)

Метафора

Сквозь тучи бывшия печали,

Что лютый рок на нас навел,

Как горы о Петре рыдали

И Понт в брегах своих ревел. (Ода на день рождения Елизаветы Петровны)

Как ясно солнце возсияло 
Свой блеск впервые на тебя, 
Уж щастье руку простирало, 
Твои приятности любя.

Метонимия

Там тысящи валятся  вдруг… (на взятие Хотина)

Антономазия

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать. (Ода на восшествие…)

Металепсис

Как десять жатв прошло, згорела горда Троя

Перифраз

…Петрову зрели Дщерь едину,

Когда пошла избавить нас. (на восшествие Елизаветы Петровны)

Что отлучен Петров был Плод…

Олицетворение

Не ад ли тяжки узы рвет

И челюсти разинуть хочет? (на взятие Хотина)

Все кости, Боже мой, гласят. (Псалом 34)

Нам в оном ужасе казалось,

Что море в ярости своей

С пределами небес сражалось,

Земля стенала от зыбей,

Что вихри в вихри ударялись,

И тучи с тучами спирались,

И устремлялся гром на гром

И что надуты вод громады

Текли покрыть пространны грады,

Сравнять хребты гор с влажным дном. (на восшествие Елизаветы Петровны)

Гипербола

В крови Молдавски горы тонут (на взятие Хотима)

Там Лена чистой быстриной,

Как Нил, народы напояет

И бреги наконец теряет,

Сравнившись морю шириной. (Ода на день рождения)

Аллегория

Образ стыдящейся «сраму» Луны (символ Турции, гербом которой является полумесяц)

(Ода на взятие Хотина)

Эпитеты

О утра час благословенный,

Дражайший нам златых веков!

О вестник счастья, вожделенный

Для нас и будущих родов!

(Ода на восшествие Елизаветы Петровны)

В тебе прекрасный дом создали

Душе великой небеса,

Свое блистание влияли

В твои пресветлы очеса… (ода на день рождения…)

Церковнославянизмы, устаревшие формы  слов

«противны», «упадши», «убоюся», «устрашуся», «отвратися», «взыдет», «стремнины», «вертепы», «тук», «персты», «десница», «зиждитель», «плевы», «длань», «уста», «ков», «злато», «испещренный»

Упоминание античных авторов, богов, героев

Взлети превыше молний, Муза,

Как Пиндар, быстрый твой орел,

Гремящих Арф ищи союза

И вверьх пари скоряе стрел,

Сладчайший Нектар лей с Назоном;

Превысь Парнас высоким тоном,

С Гомером как река шуми

И, как Орфей, с собой веди

В торжествен лик древа, и воды,

И всех зверей пустынных роды. .. (Ода на прибытие Елизаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург)

Вопрошение

Господь — Спаситель мне и свет:

Кого я убоюся?

Господь сам жизнь мою блюдет:

Кого я устрашуся? (Переложение Псалма 26)

Обращение

Но, о прекрасная планета,

Любезное светило дней!

Ты ныне, чрез пределы света

Простерши блеск твоих лучей,

Спасенный север освещаешь

И к нам веселый вид склоняешь,

Взирая на Елисавет

И купно на Ее доброты:

От Ней текут на всех щедроты,

Как твой повсюду ясный свет…

О коль, Россия, ты счастлива

Елисаветиной рукой!

Тема 13. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765) | 7 класс учебник «Русская литература»

Тема 13. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765) | 7 класс учебник «Русская литература» | Учебники по Русской Литературе

так то ЕНТ / Учебники по Русской Литературе / 7 класс учебник «Русская литература»

Тема 13. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765)


Михаил Васильевич Ломоносов родил­ся недалеко от деревни Холмогоры Архан­гельской губернии в семье рыбака. Он рано пристрастился к чтению, был любознатель­ным. Восемнадцатилетним юношей он убе­жал из дома от злой и сварливой мачехи и с рыбным обозом добрался до Москвы.

Много бед и лишений пришлось претерпеть Ломоносову, прежде чем он стал студентом Славяно-греко-латинской академии. Затем он продолжил образование в Петербурге, откуда в числе лучших слушателей был от­правлен за границу. Вернувшись в Россию, он назначается в Петербургскую академию, занимается естествен­ными науками, изящной словесностью.

М. В. Ломоносов сказал новое слово во многих отраслях зна­ний. Он пишет «Опыт физической химии”, основанный на соб­ственных практических опытах. Вместе с другими учеными ис­следует электричество, создает русское стекло и первую в России мозаичную мастерскую, где сам выкладывает мозаикой картину «Полтавская битва”. Ломоносов спорит с историком Миллером о якобы норманнском происхождении славян, пишет «Древнюю российскую историю». В тогдашней Академии наук было засилье иностранцев, бюрократический мир посредственностей, которым был не по нутру ученый, вышедший из народа. Ему мешают, вы­нуждают идти на скандалы, сажают под арест. Но кипучая энер­гия Ломоносова, его выдающиеся способности преодолевают по­мехи и недоброжелательность. Он становится первым русским академиком.

М. В. Ломоносов столько сделал для русской культуры и нау­ки, что, когда его за «распри” хотели «отставить” от академии, он имел полное право сказать, что академию от него отставить мож­но, а его от академии нельзя.

Потомки Ломоносова унаследовали лучшие черты знамени­того ученого и поэта, его патриотизм и просвещенность. Еще во время учебы в Германии Ломоносов женился на Елизавете Цильх. Единственная их дочь Елена передала наследие отца сво­им потомкам — семье героя Отечественной войны 1812 г. генерала Н. Н. Раевского. Два зятя генерала Н. Н. Раевского стали декабри­стами, а дочь отправилась за мужем-декабристом в Сибирь.

Все выдающиеся деятели России высоко ценили М. В. Ломо­носова. А. С. Пушкин назвал его «первым нашим университетом , а А. Н. Радищев писал: «Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь». Имя М. В. Ломоносова по пра­ву носит Московский университет.

М. В. Ломоносов вслед за лучшими умами Европы — Воль­тером, Гельвецием и другими — провозглашал идею просвещенной монархии. Он верил в силу, волю, разум монарха, который будет издавать справедливые законы, вследствие чего народ и государ­ство будут процветать. Он тем более верил в огромные возможно­сти просвещенного абсолютизма, так как перед ним был явный и неоспоримый пример успешной и прогрессивной деятельности царя — образ Петра I. Ломоносов был уверен в том, что Петр I сво­ей жизнью и деятельностью доказал реальность идеи просвещен­ной монархии.

Творческое наследие М. В. Ломоносова огромно: поэма, 2 тра­гедии, 36 од, около 100 стихотворений, 17 ученых рассуждений, 10 учебников, 76 писем к разным лицам, более 350 официальных проектов и представлений. Ломоносов стал одним из реформато­ров стихосложения: в 1739 г. написал наряду с «Одой на взятие Хотина» теоретический труд «Письмо о правилах российского сти­хотворства”. Его следующая работа «Риторика. Краткое руковод­ство к красноречию” (1744) имела также практическое значение, так как существующий литературный язык, во многом архаич­ный, уже не соответствовал требованиям развивающейся русской словеспости. Это первое пособие по логике, теории литературы, по­этической стилистике, затрагивающее проблемы эмоционального воздействия на читателей и отмечающее в этой связи значение тропов, придающих благозвучие поэтической речи. В трактате «О пользе книг церковных в российском языке” (1757) Ломоносов, подчеркнув роль церковнославянских памятников письменности для сохранения русского языка, разделил все слова на «три рода речений» — общеупотребительные, малоупотребительные славян­ские слова, наконец, исконно русские, которых нет в церковных книгах. В соответствии с требованиями жанра и должны были употребляться слова этих «трех штилей”.

Поэтическое наследие Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Это и низкие, сатирические и шуточные стихи («Гимн бороде”), несколько любовных несен и басен «среднего штиля», философские стихотворения («Письмо о пользе стекла”), прозаиче­ские похвальные речи, трагедии («Тамира и Селим”), написанные высоким штилем и т. д. Особое место в творчестве поэта зани­мали оды. Ода — торжественное л и ри ко-ораторе кое произведение, написанное в стихотворной форме, в которой прославляются важ­ные события, выдающиеся деятели, замечательные явления при­роды. Воде возвышенным языком передаются возвышенные мыс­ли и чувства. Чему же посвящал свои оды М. В. Ломоносов?

Оды М. В. Ломоносова — это манифесты просвещенной вла­сти, призывающие к служению Отечеству. Самая знаменитая ода «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества го­сударыни Елисаветы Петровны” (1747) начинается с гимна миру, приносящему благополучие стране, покой народу. Ломоносов был противником войны как способа решения конфликтов.

Его во­енные оды 1739 г., 1742 г. свидетельствуют о том, что поэт ценил храбрость, необходимую в сражениях, прославлял победы, но был принципиальным противником войны. Поэтому тема мира явля­ется одной из основных в оде 1747 г.

Своеобразие образов царей — центральных в произведе­нии — обусловлено идеей просвещенного абсолютизма. Поэт сла­вит Елисавету Петровну, говорит о блаженстве России под ски­петром «дщери Петра”, о том, что императрица велика в войне и мире, покровительствует наукам, что ее любят народы. Превознося государыню, поэт приписывает не свойственные ей добродетели: «дух ее зефира тише”, «кроткий глас”, «добрый прекрасный лик”. Следует обратить внимание на то, что в образах царей, созданных Ломоносовым, нет индивидуальных черт, портретного сходства, качеств, свойственных конкретному государственному деятелю. Для творчества Ломоносова не характерна тенденция к изобра­жению реальной действительности, поэтом-реалистом он не был. В своей высокой оде он создает благородный образ идеального монарха. Пафос мечты, которая принесет блаженство и прогресс Отечеству, есть пафос его поэзии.

Тема идеального монарха приобретает особое, наиболее значи­мое содержание в следующей части произведения, где раскрывает­ся образ Петра I — любимого героя Ломоносова, воспетого им мно­го раз в разных жанрах. Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящего­ся об общем благе, образ просветнтеля-реформатора, проклады­вающего новые пути. Поэт называет Петра I «человеком, каков не слыхан был от века”, силу его видит в воинской доблести, в его по­бедах над силами природы. Решительный и бесстрашный Петр I во многом соответствовал представлениям об идеальном монархе и служил доказательством возможности осуществления мечты о просвещен ной монарх и и.

Еще одна важная тема оды — величие и слава России. Прославление идеальной монархии было для Ломоносова симво­лом величия Родины. Красоту, мощь родной земли поэт описывает восторженно, с огромной любовью и благоговением. Он находит яркие поэтические краски для изображения природных богатств и необъятных просторов страны. Мечтая о великом будущем своего Отечества, Ломоносов не устает проповедовать в своих стихах не­обходимость просвещения, развития науки. Рисуя великолепные картины богатой природы, неизведанных краев России, он призы­вает направить все усилия на освоение этих богатств; доказывает, что именно наука поможет создать благосостояние государства:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет,

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет отворенно…

Ломоносов мечтает о том времени, когда наука заставит при­роду отдать свои сокровища людям, когда «сребро и злато” потекут из недр Урала, когда просвещение научит людей подчинять себе стихию. Он обращается к будущим ученым:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Ломоносов-ученый неотделим от Ломоносова-поэта. Природа для него не только прекрасная картина, которой можно любовать­ся, а мастерская, в которой нужно творчески трудиться. Таким образом, излюбленная для поэта тема науки является одновре­менно темой величия Родины, прославления будущего прогресса России.

ОДА ИЛ ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ

Царей к царств земных отрада Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют, Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою,

Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит, Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя.

Ты кроме той всего превыше; Душа ее зефира тише,

И зрак прекраснее рая.

Когда на трон она вступила,

Как Вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала. Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток.

Божественным устам приличен, Монархиня, сей кроткий глас:

О коль достойно возвеличен Сей день и тот блаженный час, Когда от радостной премены Петровы возвышали стены


До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою И на престол взвела с собою Доброт твоих прекрасный лик!

Чтоб слову с оными сравняться, Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться От пения твоих похвал.

Твои щедроты ободряют Наш дух и к бегу устремляют.

Как в понт пловца способный ветр Чрез яры волны порывает;

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр. Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте Реветь, но кротко разглашайте Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна Гласить велики имена.

Ужасный чудными делами Зиждитель мира искони Своими положил судьбами Себя прославить в наши дни; Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

В полях кровавых Марс страшился. Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился. Взирая на российский флаг.

В стенах внезапно укрепленна И зданиями окружение,

Сомненная Нева рекла:

«Иль я ныне позабылась И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?”

Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки,

К сему монарху, говоря:

«Мы с крайним тщанием готовы Подать в российском роде новы Чистейшего ума плоды”.

Монарх к себе их призывает.

Уже Россия ожидает Полезны видеть их труды.

Но ах, жестокая судьбина! Бессмертия достойный муж, Блаженства нашего причина,

К несносной скорби наших душ Завистливым отторжен роком,

Нас в плаче погрузил глубоком! Внушив рыданий наших слух, Верьхи Парнасски восстенали,

И музы воплем провожали В небесну дверь пресветлый дух.

В толикой праведной печали Сомненный их смущался путь;

И токмо шествуя желали На гроб и на дела взглянуть.

Но кроткая Екатерина,

Отрада по Петре едина.

Приемлет щедрой их рукой.

Ах если б жизнь ее продлилась, Давно б Секвана постыдилась С своим искусством пред Невой!

Какая светлость окружает В толикой горести Парнас?

О коль согласно там бряцает Приятных струн сладчайший глас! Все холмы покрывают лики;

В долинах раздаются клики:

Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает. Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь.

Великой похвалы достоин,

Когда число своих побед Сравнить сраженьям может воин И в поле весь свой век живет;

Но ратники, ему подвластны,

И шум в полках со всех сторон Звучащу славу заглушает,

И грому труб ее мешает Плачевный побежденный стон.

Сия тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава О как тебя благодарит!

Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки.

Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно. Наукой будет отворен но,

Что щедростью твоей цветет. Толикое земель пространство Когда Всевышний поручил Тебе в счастливое подданство, Тогда сокровища открыл,

Какими хвалится Индия;

Но требует к тому Россия Искусством утвержденных рук. Сие злату очистит жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Хотя всегдашними снегами Покрыта северна страна,

Где мерзлыми борей крылями Твои взвевает знамена;

Но Бог меж льдистыми горами Велик своими чудесами:

Там Лена чистой быстриной,

Как Нил, народы папояст И бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной.

Коль многи смертным неизвестны Творит натура чудеса.

Где густостью животным тесны Стоят глубокие леса,

Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих елсней Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.

Широкое открыто поле,

Где музам путь свой простирать! Твоей великодушной воле Что можем за сие воздать?

Мы дар твой до небес прославим И знак щедрот твоих поставим, Где солнца всход и где Амур В зеленых берегах крутится, Желая паки возвратиться В твою державу от манжур.

Се мрачной вечности запону Надежда отверзает нам!

Где нет ни правил, ни закону. Премудрость тамо зиждет храм; Невежество пред ней бледнеет. Там влажный флота путь белеет, И море тщится уступить:

Колумб российский через воды Спешит в неведомы народы Твои щедроты возвестить.

Там тьмою островов посеян,

Реке подобен Океан;

Небесной синеве одеян.

Павлина посрамляет вран.

Там тучи разных птиц летают,

Что пестротою превышают Одежду нежныя весны;

Питаясь в рощах ароматных И плавая в струях приятных.

Не знают строгая зимы.

И се Минерва ударяет В верхи Рифейски копием:

Сребро и злато истекает Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что россам в руки предается Драгой его металл из гор.

Которой там натура скрыла;

От блеску древнего светила Он мрачный отвращает взор.

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О. ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрении Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают.

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Тебе, о милости источник,

О, ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою.

Против тебя восстать войною;


Тебя, Зиждитель, сохранит Во всех путях беспреткновенну,

И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.


1. Назовите основные темы произведений М. В. Ломоносова.

2.     Какой жанр преобладал н его творчестве?

3.     Определите проблематику оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петров­ны».

4.     Составьте цитатный план оды.

5.     Найдите в тексте строки, описывающие природные богатства русской земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *