Кто такая глаша в пьесе гроза: Глаша | описание героя

образ и характеристика героини пьесы «Гроза»


Образ Глаши в пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского является, казалось бы, простым, но и эта второстепенная героиня, хоть и не играет особой роли в развитии сюжета, заставляет читателя задуматься.

Содержание

Кто такая Глаша в пьесе «Гроза»

Девушка Глаша — молодая служанка в доме Марфы Игнатьевны Кабановой. Таких служанок в купеческих семействах называли девками — так она и названа в списке действующих лиц. Характеристику Глаши можно составить по её первому появлению на сцене, когда она собирает вещи уезжающему в Москву Тихону Кабанову и разговаривает со странницей Феклушей.

Феклуша и Глаша

Странница советует девушке присматривать за убогой, «не стянула б чего» (в доме Кабановой постоянно останавливаются странницы и богомолки). На это служанка резонно замечает: «Кто вас разберёт, все вы друг на друга клеплете. Что вам ладно-то не живётся? … греха-то вы не боитесь». «Нельзя, матушка без греха: в миру живём», — отвечает странница.

На вопрос девушки, далеко ли она ходила, странница отвечает, что «далеко не ходила, а слыхать — много слыхала». Далее рассказывает Феклуша о других странах: рассказывает про земли, которыми правят салтаны, «и, что ни судят они, всё неправильно». Да ещё рассказывает Глаше Феклуша о людях с пёсьими головами и сообщает, что такое им наказание положено «за неверность».

Характер

Глаша появляется по ходу действия пьесы только три раза, да ещё Варвара один раз о ней упоминала, и всё же можно определить некоторые черты характера этой героини. Ей присущи следующие качества:

  • Наивность, доверчивость. Эта девушка необразованна и с доверчивостью слушает россказни странницы. Жизнь служанки в доме Кабановых очень однообразна, и она рада услышать что-то новое, интересное.
  • Сдержанность, неразговорчивость. Об этих качествах героини свидетельствует её разговор с Феклушей. Глаша любит слушать, но говорит мало, её ответы на вопросы Феклуши односложны, о своих хозяевах она не сплетничает.
  • Осторожность. На вопрос странницы, станет ли выть жена Тихона Кабанова, провожая его в поездку, девушка отвечает: «Уж не знаю, как тебе сказать». Она не хочет обсуждать с посторонним человеком своих хозяев.
  • Исполнительность. По поручению Варвары Глаша должна была подать ей голос, если Кабаниха выйдет в сад в том время, когда у Варвары и Катерины свидания с возлюбленными.

Н. А. Добролюбов о Глаше

В статье «Луч света в „тёмном царстве“» литературный критик Николай Александрович Добролюбов высказал мнение, что после рассказа Феклуши о других странах у Глаши возникает желание «знать побольше да поосновательнее». Это понятно из слов девушки после ухода странницы: «А мы тут сидим, ничего не знаем. Ещё хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли». Но, по мнению критика, «её любознательность заперта в таком круге, который очерчен около неё в городе Калинове», поэтому ей трудно «дойти до правильных понятий».

Вывод

Образ Глаши в пьесе А. Н. Островского «Гроза» показывает, насколько томительно однообразие жизни в Калинове, если глупые россказни странницы Феклуши жители этого города слушают с интересом. Характеристика Глаши, типичной представительницы калиновцев, свидетельствует об их наивности и низком образовательном уровне.

Характеристика образа Глаши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Александр Николаевич Островский – видный русский деятель второй половины 19 века. Его перу принадлежат любимые всеми пьесы «Бесприданница», «Гроза», «Не в свои сани не садись». Автор ярко и подробно вырисовывает образы героев, главных и второстепенных. Так в пьесе «Гроза» перед нашим взором проходят деспотичная Кабаниха, злой крикун Дикой, безвольный Борис, веселушка Варвара.

Уделяет внимание Островский и слугам. Сегодня мы посмотрим, как автор рисует образ Глаши, дворовой девки в семье Кабановых.

Первый раз мы встречаемся с героиней во время ее разговора с Феклушей. Глаша занимается сборами хозяина перед отъездом и ведет неспешную беседу. Реплики ее односложны. Девушка любит больше слушать, чем говорить. Глаша увлеченно внимает повествованию о разных странах, где все совсем не так, как здесь, в Калинове. Дворовая девушка нигде не бывала, поэтому все рассказы Феклуши принимает за чистую монету.

Следующая сцена, в которой мы наблюдаем за служанкой, — диалог с Борисом. Племянник ищет дядю и интересуется у Глаши, здесь ли он. Узнав, что он сидит у Кабановых, Борис успокаивается и надеется, что Дикой пробудет в гостях как можно дольше, дома без него гораздо спокойнее.

Глаша быстро находится, что на это ответить: девушка считает, что если бы Дикой был мужем Марфы Игнатьевны, та быстро бы его приструнила. Такое поведение является отличной характеристикой девушке: она, как и все дворовые люди, не лезет за словом в карман, легко общается с господами. Глаша имеет и здоровую критику. Заболтавшись с Борисом, она вспоминает, что у нее есть еще дела, и тут же с легкостью называет себя дурочкой.


Глаша появляется и в пятом действии пьесы. Именно она приносит Тихону весть о том, что Катерина пропала. Девушка начинает разговор издалека. Сначала она просто вскользь отмечает, что дома нездорово. Глаша не знает, как сказать, ведь она чувствует вину ,что не уследила за барыней. Реплики девушки заканчиваются многоточием. Глаша пытается подобрать слова. Она растеряна, и нет прежней бойкости. Когда же Тихон бросается на нее с расспросами, тут же становится прежней и начинает защищаться. Речь девушки просторечная, пестрит такими фразами, как «на всякий час не остережешься».

Для чего же Островский вводит на страницы своих пьес так много действующих лиц, половина из которых являются второстепенными. Автору необходимо создать правдивые и яркие характеры. Образ дворовой девки Глаши обрисован им как можно более реалистично.

Живая и бойкая девушка, которая легко найдет, что ответить, будь то Феклуша или же сама Кабаниха, знает свои дела и обязанности. Она помогает по дому, но и всегда прекрасно осведомлена, никакие домашние дела и пересуды не пройдут мимо нее. Всему Глаша сможет дать оценку, обо всем имеет свое мнение.

Островский, создавая свои пьесы, придавал значение деталям, и, соответственно, всем характерам, которым отведено место в его колоритных произведениях. Пусть даже самый незначительный персонаж становился объектом пристального внимания.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Кудряша в пьесе Островского «Гроза»
  • Образ Бориса в пьесе Островского «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Кулигина и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Виновен ли Борис в гибели Катерины? (по пьесе Островского «Гроза»)

  • «Голос»: Кто занял второе место в 2020 году — Тонейша или Гроза?

    • Маркус Джеймс Диксон