Мюнцер Томас
Мюнцер (Мunzer), Томас (ок. 1490-1525) — идеолог народного течения в немецкой Реформации, предводитель крестьян и городского плебса в Крестьянской войне 1524-1526. Родился в Штольберге (Гарц). Биография Мюнцера до 1517 г. окружена легендами. Он принадлежал к образованнейшим людям своего времени и, будучи проповедником и священником, проявлял свое оппозиционное отношение к католической церкви. Почти до конца 1520 г. Мюнцер считал себя сторонником Мартина Лютера, но в том же году, проповедуя в г. Цвиккау и действуя против францисканцев заодно с лютеранами, он показал, что ведет эту борьбу с совершенно иных позиций, опираясь на городскую бедноту и широкие массы крестьянства.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 245.
Другие биографические материалы:
Фролов И.Т. Церковный проповедник (Философский словарь.
Немецкий революционер (Советская военная энциклопедияи в 8-ми томах, том 5: Линия адаптивной радиосвязи – Объектовая ПВО. 1978).
Митрохин Л.Н. Идеолог народной немецкой Реформации (Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990).
Лазарев В.В. Занял особую позицию в антикатолицизме (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).
Самый яркий выразитель народного понимания ревормации (Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958).
Социально-политическое учение и революционная деятельность Томаса Мюнцера (Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958).
Шафаревич И.Р. Вел очень беспокойную жизнь, по нескольку раз в год меняя работу (И.Р. Шафаревич. Социализм как явление мировой истории. В кн. : Полное собрание сочинений. Том 1. М., 2014).
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Сочинения:
Politische Schriften. Manifeste. Briefe. Leipzig, 1973.
Schriften und Briefe. Kritische Gesamtausgabe. Gütersloh, 1968.
Литература:
Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии, 2 т. М., 1937;
Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 7, с. 343–437;
Смиpин M. M. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. Изд. 2-е. М., 1955. Библиогр.: с. 558—563;
Штекли А.Э. Т.Мюнцер. М., 1961;
Штекли А. Томас Мюниер. М., 1961. Библиогр.: с. 316—318;
Elligor W. Thomas Müntzer. Göttingen, 1975;
Steinmetz M. Das Müntzerbild von Martin Luther bis Friedrich Engels. B., 1971;
Bensing M. Thomas Müntzer. Leipzig, 1966.
Bloch Ε. Т.Münzer als Theologe der Revolution. В., 1960.
Томас Мюнцер. С гравюры И. фон Зихема.
Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин — Просветительский журнал STRIKUN.RU
Реформация — Мартин Лютер
Деятельная и радикальная Реформация — Томас Мюнцер
Жан Кальвин: божественное предопределение
Реформация — Мартин Лютер
Мартин Лютер (1483—1546) – немецкий теолог, идеолог Реформации (реформация католицизма). Он сформулировал основные тезисы, сплотившие на раннем этапе сторонников Реформации.
Главный тезис Мартина Лютера – спасение только в вере. Вера человека это его личный священник, только ей можно оправдаться оказавшись перед богом. Отсюда следует, что церковь более не нужна верующему. Бог не знает разграничений между чернью и знатью, между мирянами и церковниками – все равны перед ним. Это утверждение, наверное, одна из ранних идей равноправия.
Такая идея равноправия опирается на естественно-правовую природу, как производная от божьей воли. При этом, естественное право это право светское, то, что помогает правителям управлять внешним – собственностью, поведением людей. Отсюда принцип разумности и целесообразности управления человеческими отношениями государством. Однако, есть и божественное право вне юрисдикции государства – отвечающее за все то, что внутри человека, за его духовный мир.
При этом, такое равноправие в теории Мартина Лютера не является причиной установления демократических принципов. Напротив, деятель Реформации призывал к подчинению монарху и терпению чинимого им произвола.
Мартин Лютер проповедовал отделение церкви от государства. Папская власть в его воззрениях может только помогать укреплять авторитет монарха. Это сработало на укрепление абсолютизма светской власти. Для политического сознания Германии того времени вообще была присуща идея всепроникающей веры в светское государство. А то, что Мартин Лютер ратовал за внутреннюю религиозность только укрепило его позиции.
Таким образом, то, за что выступал первый деятель Реформации, не сыграло на руку его учению. Еще больше стало царить бюргерство, религиозный фанатизм, эксплуатация крестьян.
Деятельная и радикальная Реформация — Томас Мюнцер
Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) напротив, возглавил радикальную реформацию, крестьянско-плебейский её сектор. Это движение вело свою войну против всякой эксплуатации и неравенства.
Кульминацией стала Крестьянская война в Германии (1524—1526).
Требования и идеи крестьян были описаны в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». «12 статей» это сборник конкретных и вполне умеренных требований – отмена крепостничества, выборность и сменяемость духовенства, уменьшение налоговой нагрузки, эффективность судопроизводства и прочего. Томас Мюнцер и его ближний круг в свою очередь выпустили «Статейное письмо» с более радикальными положениями. Авторы призывали объединиться в христианский союз и братство и революционными методами сломать существующий порядок, превратить страну в справедливое государство «общей пользы».
По мысли Томаса Мюнцера стоило передать власть простому народу, в коем он видел людей, свободных от эгоизма. Этот деятель яростно осуждал Мартина Лютера в его утверждении светского государства и видел в этом узурпацию власти узкой прослойкой людей. При этом, главной целью виделось сбросить безбожников с трона, воспользоваться силой крестьян.
Томасом Мюнцером точно не описывалось каким должно быть это государство общей пользы. Мы не найдем в его учении ни формы устройства, ни описания процесса управления. Можно просмотреть только зачатки демократических идей. Но отчетливо просматривается необходимость обеспечения охраны основ государства, контроль его населением.
Теологическая составляющая черпалась Томасом Мюнцером из Библии. Отсюда тяга к установлению «царства Божьего» на практике, как государства без классового разделения, частной собственности.
Жан Кальвин: божественное предопределение
Жан Кальвин (1509—1564) еще один видный теоретик Реформации, запомнившийся работой, которую написал уже в Швейцарии — «Наставление в христианской вере» (1536). Основной тезис его учения – божественное предопределение. Бог заранее предопределил все — судьбы людей, в том числе загробные (кому суждено спастись). О таком спасении человек может догадаться уже на земле – если он успешен в миру и покорен властям, то спасется.
Из главного тезиса следует стремление каждого кальвиниста отдавать себя своему профессиональному пути без остатка, бережливо вести хозяйство и отрицать наслаждение. Таким образом, сословные разделения и привилегии не важны.
Этот протестантский тезис, как позднее изложил Макс Вебер в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) стал причиной экономического подъема протестантских стран и задержки их в топе рейтингов по экономическим показателям.
Немаловажное значение было и у реформы устройства церкви, задуманной Жаном Кальвином. Церковная община стала возглавляться пресвитерами, избираемыми из наиболее успешных людей и проповедниками без церковного сана, которые образовали консисторию.
Именно эта реформа была воспринята политическими деятелями для развития республиканских программ. Однако, рассуждая о власти Жан Кальвин с одной стороны ругал знать за произвол надо подданными и беззаконием, угрожал ей карой с небес, с другой призывал каждого верующего к подчинению.
Конечно, право на сопротивление у народа есть, но с двумя оговорками. Во-первых, творимые насилие и произвол должны стать более нестерпимыми. Во-вторых, должны быть исчерпаны мирные методы борьбы.
Несмотря на все указанное, наихудшая форма правления по Кальвину – демократия, лучшая – олигархическая.
Кроме того, учение Кальвина характеризуется нетерпимостью к другим религиозным взглядам и крестьянским ересям. Рассматриваемый деятель, в период руководства консисторией в Женеве, подчинил ей магистрат города, установил слежку за простыми горожанами, жестко регламентировал все стороны жизни. За отступление от правил следовало жесткое наказание, казни еретиков стали обыденностью.
Оценивая роль этой идеологии в истории стоит упомянуть, что большое значение она имела в первой буржуазной революции, установлению республики в Нидерландах, формированию республиканских партий в Англии. Кальвинизм стал кормом мировоззрения буржуазии.
Метки энциклопедия
Томас Мюнцер | Биография, теология, сочинения, смерть и факты
Томас Мюнцер
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 1490 Германия
- Умер:
- 27 мая 1525 г. Мюльхаузен Германия
- Предметы изучения:
- Библия Внутренний свет
- Роль в:
- Реформация
См. все связанные материалы →
Томас Мюнцер , Мюнцер также пишется Мюнцер или Монцер , латинское Томас Монетариус , (родился незадолго до 1490 г., Штольберг, Тюрингия [Германия]) — умер 1 25 мая 27 , ведущий немецкий радикальный реформатор во время протестантской Реформации, пламенный и апокалиптический проповедник, участник неудавшейся Крестьянской войны в Тюрингии в 1524–1525 гг. Спорная фигура в жизни и в смерти, Мюнцер считается значительной силой в религиозной и социальной истории современной Европы. Марксисты 20 века видели в нем лидера ранней буржуазной революции против феодализма и борьбы за бесклассовое общество.
Молодость и карьера
Очень мало известно о детстве и юности Томаса Мюнцера, за исключением того, что он был сыном горожанина в Штольберге в горах Гарца. Однако его имя фигурирует в реестре Лейпцигского университета за 1506 год, а в 1512 году он поступил во Франкфуртский университет на Одере, позже получив академические звания магистра искусств и бакалавра богословия. Мюнцер стал лингвистом, специалистом по латыни, греческому и ивриту, а также опытным исследователем древней и гуманистической литературы, особенно книг Библии. Он был помощником учителя в Галле (Заале) в 1513 году и священником, а также учителем в Ашерслебене в 1514 и 1515 годах. В этих качествах он представлял средний класс в его стремлении к церковным реформам. Он инициировал различные тайные союзы для проведения реформ.
С 1516 по 1517 год Мюнцер работал приором в монастыре Фрозе в Ашерслебене. Затем он преподавал в Брауншвейг Мартинеум (средняя школа) до 1518 года, когда его привлекли Мартин Лютер и его идеи реформ. Обозначение Мартиниан впервые было применено к Мюнцеру в 1519 году после того, как он выступил против францисканского ордена, римско-католической церковной иерархии и почитания святых. Он рано проявил себя как независимый мыслитель. После случайного участия в дебатах между Лютером и римско-католическим теологом Иоганном Экком в Лейпциге он продолжил интенсивные литературные занятия в монастыре Беудиц в Вайсенфельсе (1519 г.).–20). Там он разработал, особенно под влиянием мистицизма, свой взгляд на христианство, которое становилось все более апокалиптическим и духовным. Из жаждущего действий заговорщика в местных бюргерских заговорах он стал реформатором, который начал рассматривать работу, начатую Лютером, как коренное изменение как в церковной, так и в светской жизни и, следовательно, как революцию. Отныне он судил Лютера по этому критерию.
Мюнцер, вероятно, по рекомендации Лютера, служил пастором в Цвиккау, городе, в котором существовала большая социальная напряженность между высшими классами и ранними шахтерскими гильдиями. В этой работе он встал на сторону простого народа, который представлялся ему исполнителем божественного закона и воли на земле. Он все больше и больше обнаруживал, что выступает против римско-католической практики и лютеранских идей реформ. Он все чаще придерживался точки зрения, согласно которой истинная власть заключалась во внутреннем свете, данном Богом ему самому, а не в Библии. Эту точку зрения проповедовал Николаус Шторх, лидер реформаторской группы, известной как «Цвикауские пророки». Шторх также убедил Мюнцера в неизбежности конца света. Изгнанный из Цвиккау в 1521 году, Мюнцер отправился в поездки в Сааз (Жатец) и Прагу, чтобы заручиться поддержкой таборитов, богемской группы, последовавшей учению Яна Гуса, реформатора 15 века. В Праге он также опубликовал манифест, провозгласивший начало окончательной реформации и появление новой церкви, над которой будет царствовать Святой Дух. Мюнцер полностью осознал свою оппозицию Лютеру в 1522 году в Нордхаузене, где в борьбе со сторонниками Лютера его богословские разногласия с ними стали более выраженными. Впервые его изгнали из города лютеране.
Реформа Мюнцера
Хотя он начал свой религиозный бунт, следуя теологическим доктринам Лютера, Мюнцер вскоре пошел своим путем. Полагая, что учения исходят от Святого Духа, он противопоставлял их лютеранским доктринам оправдания (оправдание только верой) и авторитета Писания (Писание как исключительный источник божественной истины). Как представитель превосходства внутреннего света Святого Духа над авторитетом Писания, Лютер сказал, что Мюнцер проглотил Святой Дух, «перья и все остальное».
Революционный аспект богословия Мюнцера заключался в установленной им связи между его концепцией неизбежного завоевания антихристианским земным правительством и тезисом о том, что сами простые люди, как орудия Бога, должны будут осуществить это изменение. Он верил, что простые люди, по причине их неимения и неиспорченного невежества, были избранными Богом и раскрыли бы Его волю. Действительно, он пришел к выводу, что, как избранные Божии, крестьяне возглавят борьбу с врагами Святого Духа в последние дни.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Мюнцер прибыл в Галле в конце 1522 года. Своими проповедями в Глаухах он приобрел многочисленных учеников. Здесь он, возможно, также встретил свою более позднюю жену, бывшую монахиню Оттилию фон Герсен, от которой у него было двое детей. Перед Пасхой 1523 года Мюнцер устроился пастором саксонской общины в Альштедте, недалеко от шахтерского района Мансфельд. Здесь возникли его самые важные религиозные, литургические и богословские сочинения. Они включали Офис немецкой церкви , Немецко-протестантская месса , Протест или защита… Относительно начала истинной христианской веры и крещения , Письменная вера и Точное разоблачение ложной веры . Здесь он также подготовил речь «Мотивация к защите» и произнес «Проповедь принцев», в которой безуспешно пытался призвать саксонских правителей занять свое место в реформировании христианского мира до его библейского великолепия.
Томас Мюнцер — Энциклопедия всемирной истории
Томас Мюнцер (род. ок. 1489–1525) — немецкий теолог и апокалиптический проповедник, ставший одним из руководителей Крестьянской войны в Германии (1524–1525). Ранний последователь реформатора Мартина Лютера (1483-1546 гг.), Мюнцер основал собственное движение, которое Лютер осудил как слишком радикальное и способствовало Крестьянской войне.
Мюнцер был католическим священником, который начал подвергать сомнению практику Церкви еще в 1514 году и поддержал 95 тезисов Мартина Лютера, когда они были опубликованы и распространены между 1517-1519 годами.. Он оставался приверженным видению Лютера до 1521 г., когда после Вормского сейма Лютер был взят под стражу благородным Фридрихом III (Мудрый, 1463–1525 гг.) и впоследствии отказался поддерживать дело немецких крестьян. ‘ Война.
Удалить рекламу
Реклама
Мюнцер резко критиковал Лютера в письменной форме за это предполагаемое предательство в своем Оправдании и Опровержении от 1524 года после того, как Лютер осудил его как мятежника и нарушителя спокойствия. Отвергая утверждение Лютера о том, что Библия является единственным духовным авторитетом, Мюнцер принял немецкий мистицизм и считал, что сны, а также знаки и предзнаменования являются в равной степени действительными средствами, с помощью которых Бог общается с человечеством.
YouTube Следите за нами на YouTube! Он стал вдохновляющим лидером во время Немецкой крестьянской войны и был арестован, подвергнут пыткам и казнен в мае 1525 года после битвы при Франкенхаузене. Хотя он и другие лидеры немецкой крестьянской войны впоследствии подвергались критике, в первую очередь Лютером, его наследие было переоценено в 19 веке Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в
Удалить рекламу
Реклама
Образование и Лютер
Хотя Маркс и Энгельс изображают Мюнцера крестьянином, он, скорее всего, был членом зарождающегося среднего класса купцов, поскольку был хорошо образован. О его ранних годах ничего не известно, кроме того, что он родился в деревне Штольберг около 1489 года, а семья переехала в город Кведлинбург около 1490 года. Он был студентом Лейпцигского университета в 1506 году и учился в университете Виадриана в 1512 году. К 1514 году он был сельским священником в деревне Брауншвейг и начал подвергать сомнению учения церкви.
Мюнцер возражал против продажи церковью индульгенций за три года до того, как Лютер написал и опубликовал свои 95 тезисов по тому же вопросу.
Неясно, какие степени Мюнцер получил или какой у него был курс обучения, но его более поздние работы свидетельствуют о богословском образовании и внимательном чтении Библии, на что не все священники в то время могли претендовать. Мюнцер возражал против продажи церковью индульгенций — приказов, утверждающих, что они сокращают пребывание человека или близкого человека в чистилище — за три года до того, как Лютер написал и разместил свои 95 тезисов по тому же вопросу. В какой-то момент Мюнцер покинул свой пост и отправился в Виттенберг, но это должно было произойти до публикации Лютером 95 тезисов 31 октября 1517 года.
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Непонятно, зачем Мюнцер приехал в Виттенберг, но, похоже, он стал членом ближайшего окружения Лютера, в которое также входил священник и теолог Андреас Карлштадт (1486–1541 гг.), с которым он позже объединится в нападках на Лютера. Однако в то время и Карлштадт, и Мюнцер восхищались Лютером и его видением реформ. Мюнцер уехал из Виттенберга через некоторое время после того, как Лютер опубликовал 95 Тезисы и занял должность в Ютербоге вместо пастора Франца Гюнтера, который был в отпуске.
Гюнтер уже проповедовал реформированную версию христианства, что, скорее всего, и стало причиной его отсутствия, и Мюнцер продолжил эту политику. Он проповедовал видение Лютера, но отошел от утверждения о Библии как о единственном духовном авторитете, утверждая, что можно иметь прямое общение с Богом через молитву и размышление, и что Бог встретится с верующим во сне, через видения, через знамения и знамения. Мюнцер перенял это убеждение у теолога и мистика Мейстера Экхарта (ок. 1260–1328 гг.), взгляды которого обсуждались в трудах доминиканского монаха Генриха Сузо (ок. 129 г.).5-1366) и другие.
Представление Экхарта о живой троице, доступной любому верующему, ищущему причастия, казалось Мюнцеру, отодвинуло на второй план Священные Писания как рассказы о том, как люди в прошлом устанавливали свои отношения с Богом, а не как авторитет в отношении того, как это следует делать в настоящем. . Несмотря на это, и хотя он уже проповедовал видение, расходившееся с видением Лютера, он считал себя лютеранином и присутствовал на Лейпцигском диспуте в 1519 году, поддержав Лютера и Карлштадта в их дебатах против католического делегата Иоганна Экка (1486–1543). Лютер, благодарный за его поддержку, предложил ему место в Цвиккау, что, хотя ни один из них в то время не знал, что это будет способствовать их разрыву.
Удалить рекламу
Реклама
Мартин Лютер
Серхио Андрес Сеговия (общественное достояние)
Мистицизм и разрыв с Лютером
Должность в Цвикау, как и в Ютербоге, была временным пастором, в то время как штатный лютеранский пастор Иоганн Эгранус был в отпуске. Вскоре после прибытия Мюнцер познакомился с радикальным реформатором и мистиком Николаусом Шторхом (ум. ок. 1536 г.) и его коллегами, известными как Цвиккауские пророки, которые выступали за те же прямые отношения с Богом, которые исследовал Мюнцер. Сторч и другие верили, что Святой Дух общается с теми, кто открыт для его посланий, и нужно полагаться на свою веру в истинность этих отношений, а не на Библию, чтобы понять волю Бога.
Пророки Цвиккау утверждали, что Святой Дух открыл, что наступили Последние дни, и что Иисус Христос скоро вернется, чтобы судить живых и мертвых. Люди должны были приготовиться, проповедовали они, и быстро привести свои дела в порядок. Они отвергли крещение младенцев как человеческую конструкцию и согласились с анабаптистами в том, что только крещение взрослых подтверждало христианскую веру, хотя это, кажется, единственный пункт, с которым полностью соглашались пророки и анабаптисты.
Мюнцер по-прежнему считал себя лютеранином, хотя его проповеди больше не отражали видение Лютера, но был достаточно популярен, чтобы получить постоянную должность в другой церкви, когда Эгранус вернулся, чтобы возобновить свои обязанности в церкви Святой Марии. В апреле 1521 года Лютер появился на сейме в Вормсе, чтобы защитить себя от обвинений в ереси, а затем был взят под стражу дворянином Фридрихом III. В это же время городской совет Цвикау уволил Мюнцера за его радикальное богословие, и он уехал в Прагу, надеясь найти в городе единомышленников-христиан, которые поддержали протореформатора Яна Гуса (l. c. 1369).-1415).
Удалить рекламу
Реклама
Мартин Лютер на сейме в Вормсе
Эмиль Дельпере (общественное достояние)
В Праге он представился лютеранином, но за шесть месяцев своего пребывания там, с июня по декабрь 1521 года, проповедовал то же апокалиптическое и мистическое видение христианства, что и в Цвиккау, и был вынужден покинуть город. К этому времени он порвал с Лютером, полагая, что реформатор предал свое первоначальное видение, чтобы успокоить дворян, таких как Фридрих III, и других сторонников из высшего сословия, таких как Филипп I Гессенский (1504–1567). Он нападал на Лютера в письменной форме, называя его «Доктором Лжецом» среди прочих эпитетов и утверждая, что он всего лишь пешка в высшем обществе. Лютер в ответ осудил Мюнцера как радикала, назвал пророков Цвиккау «пророками-убийцами», предостерегая их от подстрекательства к восстанию.
Альштедт и проповедь перед князьями
Крестьяне присоединились к реформатскому движению, особенно после речи Лютера на сейме в Вормсе, поскольку они видели в нем своего защитника, который свергнет социальную иерархию и положит конец их угнетению. Крестьянский класс страдал в самом низу классовой структуры и облагался налогами дворянства, низшего дворянства и церкви, которая требовала 10% от их заработной платы в качестве десятины, а также других сборов за различные услуги. Восстание Лютера казалось началом радикальных перемен, которые предлагали низшему классу выход из нищеты.
Мюнцер назвал Лютера «высокомерным дураком», который отказался довести Реформацию до ее естественного завершения, потому что он был пешкой дворянства.
Лютер был осужден как еретик и преступник после Вормского сейма и был спасен от казни только тем, что Фридрих III спрятал его в своей крепости Вартбургского замка. Однако он продолжал писать, и как только они узнали, что он все еще жив, крестьяне Виттенберга восстали, воодушевленные его позицией в Вормсе и апокалиптическим посланием цвикауских пророков. Крестьяне, похоже, приравняли послание Пророков к посланию Лютера, но Лютер появился из Вартбурга, чтобы осудить насилие и «пророков-убийц», восстановив мир.
Удалить рекламу
Реклама
Тем временем Мюнцер закрепился в деревне Альштедт, Саксония, проповедуя пламенные проповеди на немецком языке, которые собирали большие толпы. Когда до Лютера дошли слухи о популярности Мюнцера и содержании его проповедей, он вызвал его в Виттенберг в 1524 году, чтобы объясниться. Мюнцер отказался и вместо этого продолжал проповедовать свое видение, пока местная знать не призвала его изложить перед ними свои убеждения в своей проповеди перед князьями 9. 0060 . Лютер ответил своим Письмом князьям Саксонии о мятежном духе , обвиняя Мюнцера в подстрекательстве к восстанию, а Мюнцер затем написал свое Оправдание и опровержение , нападая на Лютера как на «высокомерного дурака», который отказался довести Реформацию до конца. естественный вывод, потому что он был пешкой дворянства. Мюнцер пишет:
Глашатай, надеющийся заслужить благодарность, одобрив пролитие крови людей ради их земных благ; то, что Бог никогда не повелевал и не одобрял. Открой свои глаза! Что это за зловещее зелье, из которого проистекают все ростовщичество, воровство и грабеж, как не предположение наших лордов и принцев, что все существа являются их собственностью? Рыбы в воде, птицы в воздухе, растения на поверхности земли — все должно принадлежать им! Чтобы добавить оскорбление к обиде, они возвещают бедным заповедь Божию: Бог повелел тебе не красть. Но это им ничего не дает. Ибо, пока они всех насилуют, сдирают кожу и сдирают кожу с бедного батрака, торговца и всего, что дышит, но если кто-нибудь из последних совершит самое мелкое преступление, он должен быть повешен. И Доктор Лжец отвечает: Аминь. (Янц, 165)
Мюнцер утверждал, что христианин должен страдать за веру, чтобы по-настоящему представлять Христа, и должен бояться только Бога, отвергая любой страх перед мнениями или угрозами людей. Он утверждал, что Лютер предал Христа, продав себя знати в обмен на личную безопасность и поддержку своего движения. Видение Мюнцера понравилось крестьянам Альштедта, которые также разочаровались в поддержке Лютером статус-кво, но дворянство Альштедта не разделяло этого энтузиазма. Граф Эрнст фон Мансфельд, управлявший Альштедтом, пытался воспрепятствовать посещению служб Мюнцера, но его усилия не увенчались успехом.
Мемориал Томаса Мюнцера
Роберт Каттс (CC BY-SA)
Он произнес свою знаменитую Проповедь перед князьями 13 июля 1524 года, основанную на библейской Книге Даниила, глава 2, представив себя в роли пророка Даниила. В этой работе он призывал князей прислушиваться к призывам своего народа, проводить реформы в соответствии с Священными Писаниями и править так, как задумал Бог, прежде чем они навлекут на себя и на регион Божий гнев.
Дворяне не были впечатлены проповедью Мюнцера и не сделали ничего, чтобы отреагировать на нее, но после того, как Лютер напал на нее в своем Письме князьям Саксонии о мятежном духе , Мюнцер был наказан и впоследствии покинул город в августе 1524 года. ответ в его оправдании и опровержении был подавлен. Хотя народ, похоже, все еще поддерживал его, дворянство явно нет, и он бежал в город Мюльхаузен.
Немецкая крестьянская война
Мюнцер женился в Праге на аристократке Фелиситас фон Зельмениц в 1523 году, которая к этому времени родила сына, но, чувствуя, что ему нужно быстро покинуть Альштедт, оставил их. В это время на юге уже вспыхнули первые восстания, которые привели к Немецкой крестьянской войне, и Мюнцер поощрял то же самое в Мюльхаузене, ожидая, когда его жена и сын присоединятся к нему. Когда они прибыли, он отправился с ними на юг, чтобы подбодрить повстанцев. Похоже, он чувствовал, что если Лютер отрекся от руководства Реформацией, то теперь эта ответственность ложится на него.
Продолжая проповедовать неминуемый апокалипсис, Мюнцер продолжал нападать на Лютера, помогая организовывать крестьянские банды в вооруженные силы. Ученый Линдал Ропер описывает эскалацию боевых действий:
Восстания часто начинались на местах с неформальной забастовки, так как крестьяне просто отказывались работать. Собрание коммуны можно было созвать, звоня в штормовой колокол, и главы домохозяйств совещались друг с другом … Ситуация могла обостриться по мере проведения митинга, привлекая крестьян с более широкой территории, и в конечном итоге формировались более крупные группы вооруженных банд, которые были связаны вместе клятвами братства. Эти крестьянские отряды, вооруженные в основном пиками и мечами, добились замечательных успехов. К началу лета 1525 года они контролировали обширные территории на юге и в центре Германии, главным образом потому, что их было некому остановить. Имперские армии сражались в Италии. (251)
Ранний успех восстания побудил Мюнцера и других, таких как меньший дворянин Флориан Гейер (1490-1525 гг. ) и крестьянский лидер Ганс Мюллер (ум. 1525 г.), потребовать от дворянства возмещения ущерба и подлинных перемен. В марте 1525 года крестьяне представили дворянам Швабского союза Двенадцать статей , требуя справедливого налогообложения, более справедливых законов и большей личной свободы. Хотя статьи были отклонены, у крестьянских лидеров была официальная платформа для сплочения других.
Двенадцать статей
Неизвестный автор (общественное достояние)
Однако для этого ободрения было мало оснований, потому что, хотя многие князья были вовлечены в иностранные войны, все же были некоторые, которые были вполне способны подавить любое восстание. Среди них был Георг III, Трухзесс фон Вальдбург (р. 1488–1531), который победил крестьян в битве при Лейпхейме в апреле 1525 г. и выиграл все остальные сражения до мая, когда он убил около 3000 крестьянских солдат в битве при Боблингене. Мюнцер, командуя своими силами, при поддержке (иногда) Гейера и его Черной роты рыцарей наносил небольшие удары по врагу, но его основной вклад заключался в том, чтобы вдохновлять крестьян присоединяться к делу посредством зажигательных проповедей, обещающих возвращение Христа в любой день. и вечная награда, которую можно ожидать, сражаясь на стороне Бога за справедливость.
Через несколько дней после битвы при Боблингене, 14 мая 1525 г., Мюнцер и его войска прибыли в город Франкенхаузен, где он должен был выступить против объединенных сил Филиппа I Гессенского и Георга, герцога Саксонского (1471 г.). -1539) на следующий день, 15 мая. Крестьянская армия была в меньшинстве, плохо вооружена и не имела такого руководства, которое могло бы хотя бы дать им шанс в бою. Ученый Брэд С. Грегори описывает короткую битву при Франкенхаузене: 90 003
[Мюнцер] заверил несколько тысяч крестьян, маршировавших под его заветным радужным знаменем, что Бог победит врага. Тем не менее, когда во Франкенхаузене началась резня его крестьян, он, кажется, быстро бежал. Власти нашли его прячущимся в кровати в городе. К концу месяца его казнили. (204)
Когда его нашли в доме во Франкенхаузене, Мюнцер заявил, что он бедный больной человек, не имеющий никакого отношения к крестьянскому восстанию. Однако имевшаяся у него сумка с документами и письмами позволила опознать его, и он был арестован. Как и многие лидеры повстанцев, Мюнцера перед казнью пытали, а его голову насадили на пику в назидание другим. Судьба его жены и сына неизвестна. Хотя большинство жителей Франкенхаузена были убиты, есть свидетельства того, что Фелиситас Мюнцер была еще жива в августе 1525 г.
Заключение
Лютер продолжал осуждать Мюнцера на протяжении всей Крестьянской войны в Германии, но особенно в своем документе «Против грабящих и убивающих полчищ крестьян» в мае 1525 года. Карлштадт также порвал с Лютером примерно в то же время, что и Мюнцер, и также подвергся публичной критике с его стороны. но никогда так, как Лютер нападал на Мюнцера. После казни Мюнцера Лютер написал свою книгу «Ужасная история и Божий суд над Томасом Мюнцером » (1525 г.), в которой назвал его «кровожадным пророком» и охарактеризовал его как «убийцу». Крестьяне, считавшие Мюнцера более искренним реформатором, отказались поддерживать Лютера — в какой-то момент группа из них даже забросала его камнями, — но протестантские писатели того времени, даже те, кто критиковал позицию Лютера против крестьян и деспотическую тактику дворянство согласилось осудить Мюнцера как ненормального радикала. Католические писатели, конечно, осуждали его, как они осуждали (и будут продолжать осуждать) Лютера и других реформаторов.
Только в 19 веке и работах Маркса и Энгельса репутация Мюнцера была переоценена, и он был представлен как герой, борющийся за дело эгалитарного общества, в котором все разделяли и труд, и вознаграждение. Хотя есть, безусловно, свидетельства того, что Мюнцер стремился к социальной реформе, его основной мотивацией была религиозная, а его деятельность основывалась на его вере в то, что он живет в конце дней и был избран Святым Духом, чтобы вести крестьян в том, что он считал Священная война.
Эпизод немецкой крестьянской войны
Бельведер, Вена (CC BY-SA)
Поскольку в видении Маркса и Энгельса не было места божественному, Мюнцер был переосмыслен как преданный защитник рабочего класса, проникнутый протокоммунистическим рвением. Эта интерпретация Мюнцера до сих пор преобладает среди некоторых ученых. Также утверждалось, что Мюнцер видел в тех, кого он возглавлял, только вспомогательных игроков в своем драматическом видении себя как пророка, а не как людей, борющихся за лучшую жизнь для себя и своих детей.