Толстой лев николаевич когда умер: Лев Толстой: смерть гения — Тульские новости

Отчего на самом деле умер Лев Толстой?

6 ноября 2018

Кириллица

«Не надо морфия», – таковы были последние слова великого писателя Льва Алексеевича Толстого. Он всю жизнь отвергал любые вещества, затуманивающие или тонизирующие мозг, и не желал встречать смерть во сне, хотел до самого конца все чувствовать и осознавать. Он никогда не пил кофе, крепкий чай, бросил курить в 60 лет. Но врачи не послушались – и 82-летнему Толстому сделали укол морфия внутривенно, он потерял сознание и вскоре умер. Произошло это 20 ноября 1910 года в 6:05 на железнодорожной станции Астапово, в квартире начальника станции Ивана Ивановича Озолина.

Фото: КириллицаКириллица

Жизнь – как сон

Видео дня

Тема смерти увлекала многих русских писателей, но для Толстого она стала краеугольной. И дело не в том, что ей было посвящено многое в творчестве — от раннего рассказа «Три смерти» до «Смерти Ивана Ильича» и метаний Левина в романе «Анна Каренина» с его неожиданным желанием покончить с собой. В «Исповеди» писатель представлял жизнь человека как существование путника, который бежал от дикого зверя, упал в колодец, чудом ухватился за ветки кустарника, проросшего в стене. Внизу его поджидает огнедышащий дракон – смерть, вверху ждет зверь, а по ветвям кустарника стекают капли меда, которые путник слизывает, но корни кустарника уже точат две мыши, олицетворяющие время.

Душевное состояние писателя

Философский перелом в сознании писателя произошел в 1869 году, и случился он по двум причинам. Первой стало неверие, и как следствие – отпадение от Православной церкви, погружение в бездны умствований, логики и возникновение особого учения – «толстовства». Вторая причина косвенно проистекала из первой – страх и уныние. Именно в 1869 году писатель пережил приступ панической атаки, «страха смерти», как сам он позже писал об этом. Страх напал на него на постоялом дворе в Арзамасе, где он был проездом – ехал смотреть имение. Обычно страх смерти нападает на писателей до и во время написания романов, в этом же случае это случилось после того, как он окончил «Войну и мир». Очевидно, что писатель, отдавший роману часть души, будучи в подавленном состоянии с чрезвычайной силой ощутил конечность, а следовательно, абсолютную бессмысленность человеческой жизни, что более уже не был прежним, – так рассказывает в своих лекциях литературовед Павел Басинский. Толстой искал утешение у священников и старцев, но не находил, потому что логически объяснить Таинства церкви невозможно, догматы разумом не постичь, а чувствам он не верил, и дошел до того, что на смертном одре продиктовал свое собственное определение Бога: «Бог есть неограниченное всё, которого человек является ограниченной частью». В 1901 году появился акт РПЦ, который констатировал полное отпадение писателя от лона церкви. Отныне за него нельзя было даже молиться. Спустя три года сестра писателя Мария Николаевна видела сон, в котором её брат в безумии сидел за столом, сверху на него лился свет, исходящий от Христа, но он не замечал его, а самим писателем уже овладевали руки дьявола, стоявшего во тьме.

Побег

За 10 дней до смерти Толстой тайно, ночью, уехал из имения Ясная Поляна, взяв с собой только врача Душана Петровича Маковицкого. По официальной версии он бежал от скандалов, связанных с завещанием. Его литературное наследство стоило дорого, жена Софья Андреевна хотела распоряжаться им сама, но писатель тайно подписал завещание в пользу дочери Александры, которая находилась под влиянием толстовца Владимира Григорьевича Черткова – «духовного ученика» писателя. Писатель искал уединения, покоя и не хотел помнить о смерти. Его последние дни напоминали бег умирающего зверя, хотя поначалу ничего не говорило о том, что кончина близко. По железной дороге он добрался до Козельска, оттуда на лошадях – до Оптиной пустыни, где писатель остановился в гостинице для паломников. Некогда он часто посещал обитель и был знаком со старцами, и очевидно, желал бы остаться в монастыре, укрывшись в нем от родни и от учеников. Но, постояв у дверей монастыря, он так и не решился постучаться. А если б постучался – кто знает, как сложилась бы его судьба? Далее его путь лежал в Шмординский монастырь, к сестре-монахине. Мария позже вспоминала, что они говорили об Оптиной, о том, что Толстой желал бы жить там, лишь бы его не принуждали молиться. Он хотел остаться у сестры подольше, но назавтра в Шамордине объявилась его дочь Александра с известием, что его ищут, и вот-вот нагрянут сюда. Писатель в панике бросился прочь. 13 ноября он в Козельске сел на поезд, шедший в южном направлении, хотел добраться до Новочеркасска, выправить загранпаспорт и уехать в Болгарию. Но буквально в этот же день Толстой почувствовал себя плохо. Возможно, сказалось напряжение, вредное в этом возрасте, а возможно, простыл. С сопровождающими он вышел на первой крупной станции: ей и оказалось Астапово, начальник которой любезно предоставил знаменитости свою квартиру.

Без причастия

Дни писателя были сочтены: обычное недомогание быстро развилось в круппозное воспаление легких, возможности медицины были ограничены. Толстого лечили шесть лучших врачей, но сам он, похоже, не очень хотел выздоравливать, говоря, что «Бог все устроит» и «Хочу, чтобы мне не надоедали». Умирал он тяжело, мучился, сдавало сердце, не хватало воздуха. «Чтобы он так умирал — никогда я не мог себе такого представить», – говорил сын писателя Сергей Львович. Узнав о состоянии писателя и о его желании встретиться со старцами Оптиной, в Астапово приехал старец Варсонофий – он хотел поговорить с Толстым и по возможности, причастить его. По одной из версий – писатель сам дал телеграмму в монастырь, вызывая старцев к смертному одру. Однако монаха даже не пустили в дом. Вокруг Толстого была создана глухая стена из толстовцев-атеистов, которыми заправлял Чертков и дочь писателя Александра. Дверь дома была заперта изнутри. Писатель так и не узнал, что старец до самого последнего мгновения ждал у его двери. Сон его сестры Марии был пророческим: ученики позаботились о том, чтобы учитель умер без покаяния и без причастия.

Другое,Владимир Чертков,Павел Басинский,Лев Толстой,РПЦ,

Как умер Толстой: дата и причина смерти писателя

Как умер Толстой: дата и причина смерти писателя

Толстой — национальная гордость своего народа. Его заслуги перед русской и мировой культурой трудно переоценить. Горький правильно писал:

Он рассказал нам о русской жизни почти так же, как и вся остальная наша литература. Историческое значение творчества Толстого понимается уже сейчас как результат всего того, что пережило российское общество на протяжении всего XIX века, и его книги останутся на века памятником тяжелой работы, проделанной гением…

Не только как писатель, но и как мыслитель и общественный деятель, Толстой сделал невероятное для развития мысли; в своих произведениях он собирает и выражает все характерные черты, настроения своего времени, и его личность сама по себе является отражением времени, в котором он жил. Поэтому не только творчество, но и биография Толстого представляет интерес для многочисленных исследователей. А чтобы рассказать, как умер Лев Толстой, нужен краткий обзор его жизни.

Содержание

  • 1 Этапы жизни Толстого
  • 2 Переломный момент
  • 3 Толстовство
  • 4 Притчи и рассказы
  • 5 Литературное творчество
  • 6 Ясная Поляна
  • 7 Уход
  • 8 Как умер Толстой
  • 9 Могила Толстого

Этапы жизни Толстого

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого принято делить на несколько периодов.

Детство он провел в Ясной Поляне, родовом имении матери (умершей от родовой лихорадки, когда Толстому не было и двух лет). Потом семья переехала в Москву, еще через три года в Казань, где Толстой поступил в университет. Однако там он не закончил учебу, бросил юридический факультет и вернулся в свое имение. Там он попытался внести изменения, которые улучшили бы жизнь крестьян (одновременно с этим он открыл знаменитую Яснополянскую школу), но ему мало что удалось, и он снова уехал в Москву. В Москве он вел многовековую и беспокойную жизнь, любил азартные игры, и для этого впоследствии был вынужден уехать на Кавказ, чтобы сократить расходы и улучшить свое финансовое положение.

Именно на Кавказе Толстой впервые посвятил себя литературной деятельности. Затем он написал полуавтобиографический рассказ «Детство», после того как Некрасов (работавший в «Современнике», издавшем произведение) стал продолжаться. Уже в связи с первыми частями трилогии многие критики и писатели отмечали необычайную точность психологических портретов, созданных Толстым. «Демократическое направление», ставшее впоследствии главным в творчестве Толстого, еще далеко, но эта тема здесь уже проявилась в персонажах дворов и в слугах дворянского дома.

С началом Крымской войны он уехал служить в Севастополь, и там появились его «Севастопольские рассказы» — именно в них наиболее ярко проявился его глубокий интерес к людям в ранних произведениях Толстого.

После творческого кризиса и неудачного романа «Семейное счастье» Толстой переосмысливает свои взгляды, и его творчество принимает несколько иное направление. В 1862 г появились «казаки», где впервые противопоставили развратную и праздную жизнь высших слоев общества и простую и трудолюбивую жизнь людей, близких к природе. Впоследствии эта народная жизнь, близкая к первобытной, чуждой разрушительному влиянию цивилизации, станет идеалом писателя, которому перед смертью Толстой посвятил большую часть своей литературной и общественной деятельности.

В «Войне и мире» Толстой развил эту идею о жизни людей, о стихийном движении масс, определяющих всю историю и порядок мира.

Переломный момент

В конце 1970-х в мировоззрении Толстого наступает переломный момент. Об этом он говорит в своем трактате «Исповедь». Элементы кризиса постепенно накапливались, это был длительный процесс пересмотра всех старых верований и убеждений и в то же время прояснения и определения новой идеологической позиции.

Разорвав свое аристократическое и дворянское окружение, Толстой стал выразителем интересов патриархальных крестьян. С точки зрения этих крестьян, он беспощадно критикует все современные порядки самодержавной России и буржуазного общества в целом. Отвергая основы этого общества, Толстой говорит об их враждебности к естественным потребностям человека, к самой его природе.

Всю оставшуюся жизнь (а, вспоминая, в каком году умер Толстой, а это более 30 лет), писатель будет следовать своим убеждениям.

Толстовство

В то же время в своих статьях он раскрывает свое религиозное и этическое учение — «новую религию» или «очищенное христианство» и проводит обширную деятельность по распространению его среди широких народных масс.

Принципы нового учения во многом совпадают с христианскими. Толстой прежде всего проповедует «непротивление злу насилием», «неделание», которое состоит в борьбе с существующими порядками, в их несоблюдении, в отказе от жизни, диктуемом буржуазным обществом. Он отрицает важность достижений культуры, науки и религии и считает, что главный ресурс человека — простота; прославляет тяжелый физический труд фермера.

По Толстому, именно его учение было призвано спасти человечество от всех социальных бедствий, уничтожить зло на земле и установить братское единство людей.

Притчи и рассказы

Для распространения своего учения Толстой пишет как публицистические статьи, так и произведения искусства. Имея в виду «народных читателей», которым предназначалась его литература, Толстой разрабатывает совершенно новый стиль своих «народных сказок»: чрезвычайно простые по форме и содержанию, они проникнуты его идеями, все с различными вариациями на тему «сказки» представление о необходимости «хорошей жизни», любви к ближнему, христианского прощения и покаяния в своих грехах. Действительно, они напоминают евангельские проповеди, которые, несомненно, утратили все черты прозы Толстого перед переломным моментом, глубоким и напряженным психологическим анализом, лежавшим в основе его прежнего художественного метода.

Литературное творчество

Однако наряду с такими сказками на последних этапах своей жизни Толстой создает литературные произведения, поистине значимые для русской культуры: рассказ «Хаджи-Мурат» (так и не законченный), драма «Живой труп», рассказ «После мяч». В них сочетаются и глубокий психологизм, развитый Толстым, и новый обвинительный пафос, критика существующего образа жизни и человеческих отношений.

Ясная Поляна

Окончательно Толстой поселился в своем родовом имении в 1960-х (но даже позже посетил Москву и Санкт-Петербург). Уже тогда он с энтузиазмом посвятил себя преобразованию, надеясь улучшить жизнь крестьян и создать хорошие условия для жизни. Однако разрыв между помещиком и крепостными еще был слишком велик, и он мало что сделал (позже писатель попытается разобраться в своих неудачах в повести «Утро помещика»), но его школа Ясная поляна для детей крестьяне вызвали большой интерес. Уникальный педагогический эксперимент Толстого имел большой успех и стал предметом изучения многих педагогических школ.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне, и именно благодаря этой героической женщине дом в имении приобрел тот вид, в котором мы его знаем (точнее, пристройка, оставшаяся после продажи большого дома в Ясной Поляне). Кроме того, сам Толстой насадил множество яблоневых садов и лесов, которые украсили имение.

В этот период жизни и до самой смерти Толстой сам много работал на территории своего имения и на земле по своим представлениям об облагораживании крестьянского труда.

Уход

История начинается непосредственно с того, как умер Лев Толстой.

Последние годы жизни Толстого были омрачены ухудшением отношений с женой. Несмотря на большой тираж, которым издавались книги писателя, его большая семья всегда находилась в тяжелом материальном положении: под влиянием все тех же идей Толстой отказался от прав собственности на все, что писал, а Софья Александровна иногда находила это трудно найти средства к существованию. Более того, она не соглашалась со всеми суждениями мужа, и даже разногласия в этой области не укрепляли семейного счастья.

В конце концов, иногда опасаясь за душевное здоровье Толстого и избегая новых необычных действий с его стороны, Софья Андреевна начинает буквально следовать за ним, как ребенок. Толстой замечает это и все больше отдаляется от семьи. Он начинает вести новый секретный дневник, который скрывает от всех.

В конце концов, Толстой решает, что он должен максимально полно соответствовать идеям своего учения; Придя к такому выводу, он осознает невозможность своего дальнейшего пребывания в имении и в ночь на 28 октября 1910 года тайно покидает Ясную Поляну. Он хочет уехать в южную провинцию и начать там крестьянскую жизнь. В записке, оставленной Софье Андреевне, он пишет, что не может продолжать вести жизнь вопреки своим убеждениям, и просит не искать его и не беспокоить.

Толстой начал свой путь поездом со станции Козлова засека. Вместе с ним был его врач Маковецкий. Сначала он поехал в Козельск, Оптина пустынь, где не был 17 лет, поговорить со старшими. К тому времени он уже был отлучен от церкви. Затем писатель отправился в расположенный неподалеку Шамардинский женский монастырь, где жила его сестра Мария.

Там его нашла дочь Александра Толстого. Вместе с ней он вернулся из монастыря в Козельск и сел на поезд. По дороге на станцию ​​Астапово у него поднимается температура; писатель должен выйти из поезда.

Как умер Толстой

В пять часов утра 20 (7) ноября 1910 года произошло сильное ухудшение состояния. В этот момент вся семья была рядом с пациентом. Точным ответом на вопрос, когда умер Лев Николаевич Толстой, будет время 6 часов 5 минут утра: больной, не сказав ни слова, умер. Он умер, не приходя в сознание.

Место гибели Льва Толстого — станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Сегодня здесь находится музей.

На причины смерти Толстого указывает пневмония, которую ослабленный старостью организм не выдержал.

Могила Толстого

Писатель завещал похоронить себя без могилы. А 9 ноября в Ясной Поляне состоялись его похороны — гражданские, так как Толстой умер, оставшись отлученным от церкви. На могиле писателя нет ни креста, ни надгробия; это просто небольшой холм на краю оврага в лесу Старого Порядка».

Традиция современного музея «Ясная поляна» — полная тишина, которую соблюдают все посетители в переулке, ведущем к могиле Толстого и рядом с ним.

Все мировое сообщество проснулось после этих событий. Его отъезд и смерть в 1910 году были опубликованы в газетах по всей Европе. Многие российские писатели отметили это событие своими полнометражными заметками или очерками-воспоминаниями. В.Я. Присутствовавший на похоронах Брюсов писал в статье «На похоронах Толстого. Впечатления и наблюдения»:

Будущие поколения узнают о Толстом многое, чего мы не знаем. Но как они будут завидовать всем тем, кто имел возможность увидеть его, поговорить с ним, стать ближе к великому человеку, и даже тем, кто, как и я, смог собрать информацию о Толстом от тех, кто знал его лично! Теперь, когда Толстого больше нет, давайте начнем понимать, что значит быть его современником!

Теперь вы знаете, в каком году умер Лев Толстой, при каких обстоятельствах.

Поделиться:

  • Предыдущая записьФукуяма «Конец истории»: краткое содержание и основные тезисы
  • Следующая записьМаугли: Табаки — вредный шакал.

×

Рекомендуем посмотреть

Adblock
detector

Толстой Лев (1828–1910) | Encyclopedia.com

Толстой, Лев (1828–1910), русский писатель и философ-моралист. Лев Толстой считается одним из величайших писателей мира, а его «Война и мир » была названа величайшим романом из когда-либо написанных.

Лев Толстой был одним из величайших бунтарей всех времен, человеком, который на протяжении долгой и бурной жизни был в разладе с церковью, государством, литературными традициями и собственной семьей. И все же он был консерватором, одержимым идеей Бога в эпоху научного позитивизма. Он довел до наивысшего развития искусство реалистического романа. Задумчивая забота Толстого о смерти сделала его одним из предшественников экзистенциализма. Тем не менее суетливый дух, который оживляет его романы, передает, возможно, больше жизни, чем сама жизнь.

Отец Толстого, граф Николай Ильич Толстой, происходил из дворянского рода, восходящего к XIV веку и видного со времен Петра I. И отец, и дед Толстого увлекались азартными играми и истощили семейное богатство. Однако Николай отыграл свое состояние, женившись на Марии Волконской, носительнице большого имени и наследнице состояния, включавшего 800 крепостных и имение Ясная Поляна в Тульской губернии, где 28 августа 1828 г. родился Лев (Лев Николаевич). , младший из четырех сыновей. Его мать умерла, когда ему было 2 года, после чего заботу о детях взяла на себя дальняя родственница отца Татьяна Ергольская. В 1837 году умер отец Толстого, и законным опекуном детей стала тетя Александра Остен-Сакен. Ее религиозный пыл оказал важное раннее влияние на Толстого. Когда она умерла в 1840 году, детей отправили в Казань к другой сестре отца, Пелагее Юшковой.

Толстой получил домашнее образование у немецких и французских учителей. Он не был особенно способным учеником, но хорошо играл. В 1843 г. поступил в Казанский университет; планируя дипломатическую карьеру, он поступил на факультет восточных языков. Сочтя эти исследования слишком сложными, он через 2 года перешел на общеизвестно спокойный юридический факультет. Однако в университете на факультете было слишком много второсортных иностранцев, и Толстой ушел в 1847 году, не получив степени.

Толстой вернулся в Ясную Поляну, решив стать образцовым земледельцем и «отцом» для своих крепостных. Его благотворительность не удалась из-за его наивности в обращении с крестьянами и из-за того, что он слишком много времени проводил в кутежах в Туле и Москве. В это время он впервые начал делать эти удивительно честные и самоистязающие дневниковые записи, практику, которую он сохранял до самой смерти. Эти записи дали много материала для его художественной литературы, и в самом прямом смысле все его творчество представляет собой одну длинную автобиографию. В 1848 году Толстой попытался сдать юридический экзамен, на этот раз в Петербурге, но, сдав первые две части, снова разочаровался, вернувшись в концерты и игорные залы Москвы, когда не охотился и не пил в Ясной Поляне.

Армейская жизнь и ранняя литературная карьера. Николай, старший брат Толстого, гостил у него в это время в Ясной Поляне, находясь в отпуске с военной службы на Кавказе. Лев очень любил своего брата, и когда тот попросил его присоединиться к нему на юге, Толстой согласился. После извилистого пути он достиг гор Кавказа, где стремился вступить в армию юнкером, или дворянином-добровольцем. Осенью он сдал необходимые экзамены и был направлен в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, служившей на реке Терек против восставших горцев, мусульманских ополченцев, объявивших священную войну наступающим русским.

Пограничная служба Толстого на одинокой казачьей заставе стала своего рода языческой идиллией, охотой, пьянством, сном, погоней за девушками и изредка драками. Во время долгих затишья он впервые начал писать. В 1852 году он отправил автобиографический очерк «Детство » в ведущий журнал того времени « Contemporary ». Ее редактор Николай Некрасов был в восторге, а когда она вышла (под инициалами Толстого), то и вся Россия. Толстой сейчас начал Казаки (завершен в 1862 г.), слегка завуалированный отчет о его жизни на заставе.

С ноября 1854 г. по август 1855 г. Толстой служил в разрушенной крепости в Севастополе. Он потребовал перевода в этот район, где шло одно из самых кровопролитных сражений Крымской войны. Управляя огнем из 4-го бастиона, самого горячего района конфликта на протяжении длительного времени, Толстой сумел написать вторую часть своей автобиографической трилогии « Юность, ». Он также написал три Севастопольские повести в это время, раскрывающие своеобразное толстовское видение войны как места беспримерной неразберихи, пошлости и героизма, особого пространства, где люди, рассматриваемые с бесстрастной, богоподобной точки зрения автора, были на высоте. и худшее. Некоторые из этих историй были опубликованы, когда битва, которую они описывали, все еще бушевала. Первым был рассказ о России, привлекший (почти в последний раз в жизни Толстого) благосклонное внимание царя.

Школа для крестьянских детей. В 1856 г. Толстой оставил службу (поручиком) для ведения своих дел в Ясной Поляне; он также работал над «Метель » и «Два гусара ». В следующем году он совершил свою первую поездку за границу. Он не любил Западную Европу, как показывают его рассказы об этом периоде Люцерн и Альберт, . Однако его все больше интересовало образование, и он везде общался со специалистами в этой области. Летом он вернулся в Ясную Поляну и устроил школу для крестьянских детей, где начал свои педагогические опыты. В 1860–1861 годах Толстой снова уехал за границу, стремясь узнать больше об образовании; он также много играл в азартные игры. Во время этой поездки он стал свидетелем гибели своего брата Николая на юге Франции. Больше, чем все ужасные сцены битвы, свидетелем которых он был, это событие напомнило Толстому факт смерти, призрак которой очаровывал и ужасал его на протяжении всей его долгой жизни.

После освобождения крепостных в 1861 году Толстой стал посредником ( посредник ), чиновником, разрешавшим земельные споры между крепостными и их бывшими хозяевами. В апреле он мелко поссорился с Тургеневым, фактически вызвав его на дуэль. Тургенев отказался, но эти двое мужчин годами были в плохих отношениях.

Школа Толстого в Ясной Поляне шла вперед, используя новаторские методики, которые впоследствии были приняты прогрессивными педагогами. В 1862 году Толстой начал издавать журнал для пропаганды своих педагогических идей.0003 Ясная Поляна . Он также принял первое из своих кумысных лекарств, путешествуя в Самару, живя под открытым небом и употребляя перебродившее кобылье молоко. Эти исцеления со временем стали почти ежегодным мероприятием.

Золотые годы. С 1861 года Толстой пытался написать исторический роман о восстании декабристов 1825 года. Но чем больше он работал, тем дальше в прошлое уходил. Первая часть «Войны и мира » была опубликована в 1865 году (в « Русском Вестнике» ) как «1805 год». В 1868 г. появились еще три главы; а в 1869 году он завершил роман. В предыдущие несколько лет Толстой несколько игнорировался критиками, потому что он не участвовал в ожесточенной литературной политике того времени. Но его новый роман вызвал фантастическое излияние популярной и критической реакции.

Следующие 10 лет жизни Толстого были одинаково многолюдными. Он опубликовал Primer и первые четыре Reader (1872–1875), свои попытки обратиться к аудитории, в которую должны были входить дети и новое грамотное крестьянство. С 1873 по 1877 год он работал над вторым из своих шедевров, Анна Каренина, , которая также произвела фурор после публикации.

Духовный кризис. Этические искания, начатые Толстым еще ребенком и мучившие его в молодые годы, теперь заставили его отказаться от всего, чтобы искать высший смысл жизни. Сначала он обратился в Русскую Православную Церковь, посетив Оптино-Пустынский монастырь в 1877 году. Но ответа не нашел. Он начал читать Евангелия и нашел ключ к своей нравственной системе у Матфея: «Не противься злу». В 1879 г.–1880 Толстой написал свою «Исповедь» (опубликована в 1884 г.) и свою «Критику догматического богословия» . С этого момента в его жизни преобладало горячее желание добиться социальной справедливости и рационально приемлемой этики.

Толстой был теперь общественным деятелем, и в 1881 году он тщетно просил Александра III пощадить жизнь тем, кто убил отца царя. Он снова посетил Оптину, на этот раз под видом крестьянина, но эта поездка не принесла ему покоя. В сентябре семья переехала в Москву, чтобы продолжить образование старших сыновей. В следующем году Толстой участвовал в переписи населения, посетив худшие трущобы Москвы, где он был вновь потрясен.

Толстой не стал изо всех сил пропагандировать свои новые убеждения, но в 1883 году он познакомился с В. Г. Чертковым, богатым гвардейским офицером, который вскоре стал движущей силой попытки начать движение во имя Толстого. В последующие несколько лет было основано новое издание (« Посредник »), чтобы распространять слово Толстого в трактатах и ​​художественной литературе, а также сделать хорошее чтение доступным для бедных. За 6 лет было распространено почти 20 миллионов экземпляров. Толстой долгое время находился под надзором тайной полиции, и в 1884 г.0003 Во что я верю были изъяты из принтера. Теперь он занялся сапожным делом и глубоко читал китайскую философию. Он воздерживался от сигарет, мяса, белого хлеба и охоты. К этому периоду относится его образ белобородого патриарха в крестьянской рубахе.

Отношения Толстого с семьей становились все более натянутыми. Чем более святым он становился в глазах мира, тем более дьяволом он казался своей жене. Он хотел отдать свое богатство, но она и слышать об этом не хотела. Неудачный компромисс был достигнут в 1884 г., когда Толстой передал своей жене авторские права на все свои произведения до 1881 г.

В 1886 году Толстой работал над, возможно, самой сильной своей повестью, Смерть Ивана Ильича, и его драмой крестьянской жизни, Власть тьмы (которая не могла быть поставлена ​​до 1895 года). В 1888 году, когда ему было 60 лет, у него родился тринадцатый ребенок. В том же году он закончил свой обширный обвинительный акт о плотской любви, «Крейцерова соната ».

Последние годы и смерть. В 1892 году имущество Толстого, оценивавшееся в эквивалент 1,5 миллиона долларов, было разделено между его женой и девятью живыми детьми. Толстой был теперь, пожалуй, самым известным человеком в мире; в Ясную Поляну приезжали люди со всего земного шара. Его деятельность не ослабевала. В 1891, а в 1893 году организовал помощь голодающим в Рязанской губернии. Он также работал над некоторыми из своих лучших рассказов: Дьявол (1890, опубликовано посмертно) и Отец Сергий (1890). Чтобы собрать деньги для перевозки раскольнической религиозной секты (духоборов) в Канаду, Толстой опубликовал третий и наименее успешный из трех своих длинных романов « Воскресение » (1899). С 1896 по 1904 год он работал над своим любимым рассказом « Хаджи-Мурат, 9».0006 Сказка о кавказском горце.

Последние годы жизни Толстого были наполнены мировым признанием и большим несчастьем, так как он был захвачен борьбой между своими убеждениями, его последователями и его семьей. В 1901 г. Святейший Синод отлучил его от церкви. Не выдержав домашних ссор, в октябре 1910 г. он отправился в свое последнее паломничество в сопровождении младшей дочери Александры и врача. Поездка оказалась слишком тяжелой, и он умер в доме начальника станции небольшого депо в Астапово 9 ноября., 1910. Похоронен в Ясной Поляне.

EWB

Дорога к дому начальника станции

Журнал «Уолл Стрит

КНИЖНАЯ ПОЛКА
2 ИЮЛЯ 2010

Дорога к дому начальника станции
Возвращение к хаосу смерти автора «Войны и мира» и новый взгляд на его преданную, измученную жену

Бертран М.

ПАТЕНОД

Сто лет назад, посреди ночи, Льву Толстому, 82 года старый и больной, внезапно бежал из Ясной Поляны, своего имения к югу от Москвы. Об исчезновении самого известного человека России стало известно через два дня в прессе, и оно произвело фурор, вызвав бурные публичные размышления о том, куда он направляется и почему уехал. Был ли Толстой в духовном путешествии, как многие хотели верить, или он бежал от проблемного брака, как ходили слухи?

Через несколько дней после отъезда Толстой заболел воспалением легких, и его путешествие закончилось в доме начальника станции на отдаленной железнодорожной станции Астапово, где Толстой лежал умирая. Получился медийный цирк. Телеграфные отчеты из Астапово, фиксирующие температуру и пульс Толстого, а также приходы и уходы на станции, попали в заголовки газет всего мира.

Сюжетом повести стала судьба Софьи, 48-летней брошенной жены Толстого, совершившей попытку самоубийства, узнав об уходе мужа. Его ученики отказали ему в доступе, как он и хотел, она ходила по перрону вокзала и пыталась заглянуть в окна дома, представление, запечатленное фотографами и киношниками.

Как описал эту сцену один репортер: «Идет она возле дома, где лежит Лев Николаевич, и клюет, как птичка, желая залететь в гнездо, где лежит ее самое любимое существо». Софии разрешили войти в комнату мужа только после того, как он впал в кому. Он умер 7 ноября 1910 года.

Эти события описаны многими биографами Толстого, и они даже стали сюжетом недавнего фильма «Последняя станция». Теперь следуют две убедительные работы оригинальной учености, посвященные последним дням жизни Толстого и его бурным отношениям с женой.

Автор «Войны и мира» был последним из гигантов русской литературы XIX века, однако Уильям Никелл в своей заставляющей задуматься и проницательной «Смерти Толстого» убедительно считает уход Толстого не столько концом славная эпоха, чем как «первое крупное современное событие в средствах массовой информации России».

Г-н Никелл изучил более 1000 телеграмм, отправленных в Астапово и из него во время восьмидневного пребывания там Толстого, а также сотни газетных статей. «К концу недельного испытания в Астапово, — отмечает он, — Толстой и телеграф стали неразрывно связаны друг с другом».

Поскольку семья и последователи Толстого обвиняли друг друга и пытались оправдаться, были опубликованы семейные дневники и письма. Они предложили, по словам г-на Никелла, «шокирующие вторжения в царство частного». Мир узнал, что Толстой винил в своем решении бежать ночные рыскания жены в его бумагах, что она пыталась утопиться в пруду в имении, и что дочь Толстого Саша стала союзницей толстовцев против своей матери. .

Часто при чтении «Смерти Толстого» возникает ощущение, что мистер Никелл присоединился к засаде в Астапово, хотя и ищет ключи к интерпретации — тропы, метафоры и «риторические стратегии». Аналитическая плотность может быть тяжелой, но награда велика. Г-н Никелл особенно хорош в попытках русского самодержавия и православной церкви «раскрутить» отъезд, смерть и похороны Толстого.

Толстой поссорился с церковью после своего «духовного кризиса» в конце 1870-х годов, после публикации «Анны Карениной». Он отказался от написания художественной литературы и приступил к ревизионистскому изучению христианства, стремясь исправить то, что он считал искаженным взглядом православия на Христа и его учение. Результатом стал ряд полемических произведений, большинство из которых подверглось цензуре или запрету.

Православная церковь отлучила его от церкви, хотя и довольно мягко. Церковь, как и царское правительство, не хотела делать мучеником человека, прославляемого как «великий гражданин земли русской». В Сибирь можно было сослать «толстовцев», но не самого Толстого.

Николай II и его чиновники стремились отделить Толстого-аристократа-романиста от мошенника-патриарха последних трех десятилетий его жизни. Во время его скромных похорон в Ясной Поляне правительство выразило сочувствие, но приняло закулисные полицейские меры, чтобы гарантировать, что никакое массовое излияние сочувствия не может вспыхнуть и, возможно, разжечь беспорядки, которые почти свергли режим во время революции. из 1905. Церковь, со своей стороны, изображала Толстого раскаявшимся грешником, который стремился вернуться в лоно, но в конце концов не смог примириться с Богом.

Последние годы жизни Толстого были трагичны и трудны для его жены, героя бурной биографии Александры Поповой. «София Толстая» в значительной степени опирается на неопубликованные мемуары Софьи, отдельные дневники Толстых и переписку между мужем и женой. Г-жа Попофф представляет Софью как бескорыстную и важную соратницу Толстого, выступающую в роли его переписчика, редактора и архивариуса. «Она создала наилучшие условия для его творчества, и ее поддержка была незаменима для Толстого, который постоянно боролся с депрессией». В конце концов София стала его издателем и выпустит восемь изданий его собрания сочинений, лично участвуя в каждом этапе процесса.

За время жизни Софьи с Толстым — когда они поженились в 1862 году, ей было 18, а ему 34 года — она пережила 16 беременностей. Всего у пары родилось 13 детей, восемь из которых дожили до совершеннолетия. Не то чтобы обязанности Софии ограничивались воспитанием детей. Однажды она составила список своих обязанностей. Это включало «деловые дела» и «сохранение семейного мира».

Жизнь ее сильно осложнил душевный кризис Толстого, когда он не только отказался от табака и мяса (и насилия), но стал изображать секс, даже секс в браке, греховным, — хотя его убеждения не мешали ему заниматься любовью со своей жена.

Толстой пренебрегал образованием своих детей и их финансовым обеспечением, предпочитая проповедовать о зле денег и собственности. Он критиковал издательскую деятельность своей жены за то, что, по его словам, они поддерживали «роскошную жизнь». Фактически, ее неутомимое трудолюбие было необходимо для поддержания благополучия семьи.

Не в последнюю очередь среди ее забот было обеспечение мужа, который продолжал жить в поместье, хотя и приобрел новый вид: крестьянскую рубаху и лапти, ставшие его визитной карточкой в ​​конце жизни. Знаковым изображением эпохи стала картина Ильи Репина, на которой Толстой пашет поле.

Русские в ближнем и дальнем зарубежье подвергали сомнению противоречие между учением Толстого об отречении и привилегированным, аристократическим образом жизни, от которого он отказывался отказаться. Вина, как правило, падала на предприимчивую Софью, которую раздражало лицемерие мужа. «В глазах всего мира он не может сделать ничего плохого, потому что он великий писатель», — с горечью записала она в своем дневнике.

Толстые взяли за правило читать друг другу свои дневники, поэтому каждая запись становилась частью болезненного семейного самоанализа. «Я часто говорил себе, — писал Толстой однажды, — если бы не моя жена и дети, я прожил бы святую жизнь». Единственным решением было уйти, если у него была хоть какая-то надежда привести свою жизнь в соответствие со своими идеалами. В своем дневнике он писал, что было бы «такой желанной и радостной вещью уйти и быть нищим, благодарным и любящим всех». В первый раз он уехал в 1884 году, в ночь рождения дочери Саши. В последующие годы он все чаще и чаще писал о своем желании покинуть родной дом.

В то последнее лето 1910 года, когда семья разделилась на фракции, а последователи Толстого оказывали все большее влияние, Софья прибегала к актам отчаяния, чтобы привлечь внимание своего мужа, заявляя, что приняла опиум и стреляла из пистолета, заряженного холостыми патронами. Ее заклятым врагом в этой борьбе был Владимир Чертков, аколит, впоследствии ставший исполнителем воли Толстого. В своем дневнике она зафиксировала суицидальные мысли, в том числе желание броситься под поезд на манер Анны Карениной.

Госпожа Попова не скрывает, что сама является защитником Софьи, стремясь спасти свою репутацию от клеветы толстовцев. Ей это удается, хотя ее любовный труд выиграл бы от некоторой критической дистанции. Мистер Никелл с большей беспристрастностью воспринимает «странную смесь любви, страха и паранойи», доводившую Софью до крайности накануне бегства Толстого.

Душераздирающе читать, как этой измученной женщине не дали подойти к постели умирающего мужа на станции Астапово, заставили держаться в трех шагах, шепча ему на прощание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *