Тициан википедия: Тициан — 255 произведений — живопись

Содержание

Тициан — 255 произведений — живопись

Тициа́н Вече́ллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция) — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно.

Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится с Лоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются с Джорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако-деи-Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

К ранним работам Тициана относятся: портрет Джероламо Барбариго (1509), впоследствии вдохновивший Рембрандта на «Автопортрет», и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511). Эти святые, как полагали современники Тициана, могут защитить от чумы, свирепствовавшей в это время в Венеции и унёсшей жизнь Джорджоне в 1510 году.

Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными.
В 1511 году он отправляется на несколько месяцев в Падую, где в Скуола дель Санто пишет фрески о чудесах святого Антония Падуанского.

Тициан пишет много мадонн и женских портретов. «Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок». Наиболее известными картинами этого периода являются «Цыганская мадонна» (около 1511), а также «Любовь земная и Любовь небесная» (1514) — картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена Совета десяти, и «Женщина с зеркалом» (около 1514).

В 1516 для Альфонсо д’Эсте он пишет «Динарий кесаря».

После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики.

Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен». Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы. Характерными творениями являются:

«Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело.

В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого — «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

Тициан – биография, фото, личная жизнь, произведения, картины

Биография

Тициан — итальянский художник, чей вклад в мировую живопись невозможно переоценить. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов, и просто ценителей прекрасного.

Тициан. Автопортрет (фрагмент)

Уже к 30 годам живописец заслужил славу самого талантливого творца в Венеции, а через некоторое время стал известен и на весь остальной мир как непревзойденный мастер.

Детство и юность

Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре. О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы. Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.

Тициан. Автопортрет

Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.

Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.

Живопись

С самых ранних работ Тициан много внимания уделял церковным и мифологическим сюжетам. Наиболее известными произведениями начального периода творчества мастера стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком». Обе картины написаны в промежутке с 1509 по 1511 годы.

Святые для «Мадонны с младенцем» были выбраны не случайно — Антоний Падуанский и Рок, по убеждению современников художника, оберегали от чумы. В 1510 году из-за этой страшной болезни умер Джорджоне, друг и наставник Тициана. После его смерти Тициан несколько месяцев дописывал картины, которые не завершил Джорджоне.

Творчество Тициана того периода посвящено женской красоте: художник написал десятки мадонн и портретов симпатичных горожанок. Дамам с полотен мастера присущи спокойствие и внутренняя умиротворенность. Из особенностей стиля искусствоведы отмечают чистоту красок и пространственную глубину картин. Самыми известными работами середины 1510-1520 годов до сих пор остаются «Цыганская мадонна», «Женщина с зеркалом», «Любовь земная и Любовь небесная».

Дом, где родился Тициан Вечеллио

Со смертью Джорджоне, который считался лучшим венецианским живописцем, это звание перешло к Тициану. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору. Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.

Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно при помощи ярких красок, резких или плавных переходов между оттенками, светом и тенью Тициан достигал психологизма картин. Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».

Тициан, «Флора»

Талант Тициана позволил мастеру много путешествовать: художник побывал во многих итальянских городах. Приглашения знатных людей, желавших получить портрет кисти Тициана, стали постоянными. Также мастер выезжал и в другие страны. Так, в 1545-м художник удостоился чести писать портрет папы Павла III, а тремя годами позднее, в 1548-м, отправился в Германию, чтобы увековечить облик Карла V.

Сохранилась легенда, что во время работы над портретом этого монарха Тициан однажды неловко повернулся и выронил кисть. Тогда император Карл V сам нагнулся, чтобы подать кисть художнику и сказал, что считает честью услужить самому Тициану.

Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.

1550-1560 годы в творчестве Тициана отмечены картинами «Аллегория благоразумия», «Портрет мужчины в военном костюме», «Девушка с веером», мифологическими сюжетами «Венеры и Адониса» и «Дианы и Актеона», а также библейскими «Кающаяся Мария Магдалина» и «Несение креста». В эти же годы художник нарисовал и автопортрет, на котором изобразил собственный образ с кистью в руке.

Тициан, «Аллегория благоразумия»

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Тициан придавал значение оттенкам цвета, их смешению, плавным или контрастным переходам. С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций.

Самыми известными творениями того периода стали «Положение во гроб», «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Коронование терновым венцом» и, конечно, «Пьета». Последняя названная картина стала и последней работой в жизни великого живописца. Композицию и игру цвета, которые продемонстрировал Тициан на этом холсте, до сих пор ставят как пример живописи «тициановской» эпохи. К сожалению, «Пьета» так и осталась неоконченной из-за смерти художника.

Личная жизнь

О личной жизни Тициана известно немногое. Художник был женат, супругу мастера звали Чечилия Сольдано. Женщина подарила возлюбленному двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов, в 1530-м, Чечилия скончалась.

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Тициан, автопортрет

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».

Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана

Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

Произведения

  • 1515 «Женщина перед зеркалом»
  • 1516 — «Динарий кесаря»
  • 1520 — «Венера Анадиомена»
  • 1533 — «Портрет Карла V с собакой»
  • 1538 — «Венера Урбинская»
  • 1542 — «Коронование терновым венцом»
  • 1543 — «Се человек»
  • 1556 — «Девушка с веером»
  • 1562 — «Похищение Европы»
  • 1565 — «Несение креста»

Динарий кесаря (картина Тициана) — это… Что такое Динарий кесаря (картина Тициана)?

«Динарий кесаря» (итал. Cristo della moneta) — известная картина великого итальянского художника Тициана, написанная им около 1516 года. Подпись на картине: TITIANUS F.

История создания

Картина была написана для герцога Феррары Альфонсо д’Эсте. По свидетельству Вазари, она украшала дверцу шкафа в кабинете герцога. Картина является первым заказом герцога у Тициана. В 1598 году картина перешла в коллекцию семьи д’Эсте в Модене. В 1746 году куплена для дрезденского королевского собрания.

По всей видимости, сюжет картины был предложен заказчиком, избравшим слова Христа: «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево» — лозунгом в борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. Однако, очевидно, что Тициана взволновал глубокий философский смысл сюжета. Все усугубляющиеся противоречия жизни Италии заставляют мастеров начала XVI века острее ощущать драматическое несовпадение гуманистических идеалов и окружающей действительности.

Сюжет картины

Ещё в конце XV века Леонардо противопоставляет в своей Тайной вечере человеческое благородство и человеческую низость. Тициан, остро чувствовавший своё время, не мог не заметить эти противоречия. Уже в его падуанских фресках появляется тема столкновения светлого и тёмного начал, решённая в эпически-светском плане. В «Динарии кесаря» она решается в ином, глубоко психологическом плане, приобретает общечеловеческое звучание.

Картина удивительно проста, лишена даже намёка на эффектность. Художник словно размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры. И в этом сопоставлении нет открытого драматизма: фарисей появляется справа из-за рамы картины, протягивает противнику золотую монету; обернувшись к искусителю, Христос смотрит на него и внимательно, и рассеяно. Отказавшись от каких-либо деталей, монументализировав фигуры героев, сосредоточив на них всё внимание, Тициан достиг огромной ёмкости и образной сконцентрированности. Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя картину почти целиком, выделяется на тёмном фоне аккордом розово-красных и синих тонов.

Если в образе Христа преобладает идеально-возвышенное начало, то в облике фарисея решительно подчёркнута некая заземлённая конкретность, его низость, ничтожество, полное пороками. Его рука смугла и жилиста, горбоносый профиль резок, лицо морщинисто, в ухе поблескивает серьга. Это как бы сама реальность, наделённая энергией и настойчивостью, грубая и отвратительная. Мощно написанная фигура едва появляется на картине. Тему встречи двух противоположных миров, мира возвышенных идеалов и реальной действительности, словно скрепляет и завершает, создаёт некую связь, выразительный контраст тонкой руки Христа, которая никогда не коснётся монеты, на которую указывает Христос, и мощной руки фарисея, крепко сжавшей кусочек золота.

Интересные факты

  • Картиной сильно восхищался Достоевский во время своего пребывания в Дрездене в 1867 году, что впоследствии отразилось в его творчестве.

Литература

  • Francesco Valcanover. L’opera completa di Tiziano. — Milano: Rizzoli, 1969.
  • R. Bergerhoff.
    Tycjan. — Warszawa: HPS, 2007. — ISBN 978-83-60688-47-2
  • W. Mole. Tycjan. — Warszawa: Arkady, 1958.

Тициан Википедия


Тициан: биография

Великий мастер прожил долгую жизнь, до последних дней сохраняя поразительную трудоспособность. В его произведениях гармонично сочетались торжественность и обыденность, красота человека и окружающей его природы. Поэтому его картины копировались на протяжении столетий.

Разные источники упоминают дату рождения мастера от 1477 до 1480 года. Он происходил из старинного рода, который долгие годы жил в маленьком итальянском городке Пьеве ди Кадоре.

Мальчик с детства любил рисовать, он мог заниматься этим целые дни напролет. К счастью, родители вовремя заметили и оценили талант сына. В десятилетнем возрасте его отправили учиться в Венецию.

Основы живописи юноша изучал в мастерской Дж. Беллини. Учитель сыграл заметную роль в его судьбе, познакомив с мастером живописи Джорджоне. Благодаря знакомству с этим великим живописцем, Тициан нашел собственный стиль, что в дальнейшем помогло добиться признания.

Картины Тициана

В мастерской были разные по характеру люди, но Тициан всю свою жизнь выказывал уважение к Джорджоне и близко к сердцу принял его раннюю смерть.

«Спящая Венера»

Тициан восстановил, практически с нуля, сгоревшую картину Джорджоне «Спящая Венера», сохранив позу и лицо богини. По своей врожденной скромности он не подписал полотно и нигде не упоминал в разговоре о своем авторстве этого шедевра.

Джорджоне «Спящая Венера» 1510, Галерея старых мастеров, Дрезден

Именно эта работа, первоначально написанная Джорджоне, и стала причиной путаницы, из-за которой десятки лет, полотна созданные Тицианом, приписывались Джорджоне.

«Немецкое подворье»

В 1508 г. признанный живописец пригласил Тициана помочь в оформлении так называемого «Немецкого подворья». Джорджоне оформил свою часть намного раньше Тициана, выбрав главный фасад. Тициан работал над задней частью, которая была обращена к узенькому переулочку.

Джорджоне славился не только талантом, но и обаянием, поэтому у него было много друзей. Они часто приезжали к месту его работы и восхищались его творчеством. Тициан имел довольно замкнутый характер, был малоразговорчив и слишком серьезен.

Все жители Венеции собрались, чтобы посмотреть на отреставрированное «Подворье». Горожане были в восторге от росписей. Многие свидетели отмечали в своих записях, что всем больше понравились росписи молодого, еще никому неизвестного, художника. Принимать работу прибыла комиссия под председательством Беллини.

«Юдифь»

«Юдифь с головой Олоферна» 1515 Галерея Дориа Памфили, Рим, Италия

Искусствоведы нашли в архивах воспоминания свидетеля по имени Дольче, который сообщает: «Тициан написал неподражаемую Юдифь. Роспись была так прекрасна, что многочисленные знакомые Джорджоне, в едином порыве кинулись обнимать его, со словами, что это лучшее его произведение».

Фрагмент центральной фрески Джорджоне и Тициана для Фондако деи Тедески, хранящийся в Галерее Франкетти в Венеции

К сожалению, через 40 лет фрески испортились из-за влажности воздуха, который был перенасыщен морской солью. Влага и соль разъели прекрасные рисунки. Судить о творчестве этих великих художников, сейчас можно лишь по небольшим, чудом уцелевшим, фрагментам.

Но и по этим полуразрушенным кусочкам видно, что молодой мастер выдержал испытание на отлично. Тициан сразу был признан талантливым художником, имеющим свой индивидуальный стиль.

В эту эпоху творческие личности на картинах и в стихах изображали радостных людей на фоне живописного пейзажа, а главными темами были любовь, красивый пейзаж и поэзия в личных отношениях.

Тициан тоже начал писать прекрасные пейзажи, в предзакатные часы, когда природа готовилась ко сну, а все вокруг преображалось, словно по-волшебству. Тициан любил самую прекрасную пору — золотую осень. Это увлечение довольно быстро прошло, так как все время занимали выгодные заказы на портреты.

«Портрет мужчины в платье»

Постепенно Тициана заинтересовали сами люди, их внутренний мир. К этому периоду относится «Портрет мужчины в платье…». Художник изобразил своего друга — известного поэта Л. Ариосто.

Некоторые критики утверждают, что это один из многих автопортретов Тициана. Вопрос остается спорным, но не принципиальным. На этом полотне хорошо видны техника письма и мастерство живописца.

«Портрет мужчины в платье с синими рукавами» 1510, Лондонская Национальная галерея

«Три возраста мужчины»

С годами, картины Тициана стали более повествовательными, в них ясно чувствовалась динамика, напряжение и драматизм. Природа перестала быть только фоном, она стала жить своей жизнью.

Например, картина «Три возраста мужчины» говорит о быстротечности времени и мимолетности человеческой жизни. Фоном для этого произведения выступает живописный пейзаж при свете полуденного солнца. Рассматривать картину нужно справа налево.

«Три возраста мужчины», 1512-14, Национальная галерея Шотландии , Эдинбург

Два малыша беззаботно спят — это самое начало жизненного пути. Ребенок не думает ни о чем, за него все решают родители. Рядом играет крошечный ангелочек, охраняя их покой. На земле еле видна пробивающаяся изумрудно-зеленая травка.

Другая сценка — под огромным дубом парочка влюбленных. Это середина жизни, когда человек молод, полон сил и здоровья. И завершает произведение третья сценка. Согбенный старик держит в руках два черепа, как неизбежность конца.

Смысл понятен – человек рождается, чтобы спустя какое-то время умереть. Эта тема постоянно волновала художника. Он написал на эту тему несколько картин. Например, широко известное произведение «Аллегория времени и разума».

«Сельский концерт»

К этому же периоду относится и картина «Сельский концерт», где Тициану восхитительно передал гармонию человека и природы в предзакатный час. На полотне изображены двое юношей в яркой одежде. Это музыкант с лютней и крестьянин, который хочет послушать, как играет его товарищ.

Тициан или Джорджоне, «Сельский концерт», 1509, Лувр, Париж

На переднем плане юная девушка, которая держит флейту. Возможно, это Муза. Слева другая девушка с кувшином, наполненным водой, как символ очищения через искусство. Художник пишет обнаженных девушек на фоне красивой природы, это аллегория целомудрия.

На заднем плане пастух устало бредет за стадом. Сквозь кроны деревьев просматриваются крыши домов, кое-где мелькают огоньки, люди уже готовятся ко сну. Словно два мира уживаются на одном полотне. Поэзия на переднем плане и тяжелая крестьянская жизнь, которые в реальности почти никогда не переплетаются.

Мастерство Тициана велико и многогранно. Остановив взгляд на юноше с лютней, вдруг, словно по-волшебству, начинаешь слышать тихую грустную мелодию. Долгие годы автором этого произведения считался Джорджоне, поскольку здесь такое же сочетание иллюзии, поэзии, музыки и суровой реальности.

«Оплакивание Христа»

Картина «Оплакивание Христа» или «Пьета» — последний шедевр мастера. Он работал над ним, чувствуя конец земного пути.

«Пьета» Ок. 1575—1576 Галерея Академии, Венеция

Существуют предположения, что он не завершил свой труд и дописал полотно его ученик, Пальма Младший. Он дорисовал ангела с горящей свечой и еще некоторые малозначительные детали. Тициан Вечеллио скончался 27 августа 1576 г. Имя величайшего живописца навсегда вошло в историю мирового искусства.

Видео

Тициан: произведения живописи. Непременно посмотрите, друзья!

Хотите увидеть больше? Великий Тициан: произведения для вас

Друзья, поделитесь информацией «Тициан: произведения живописи, биография, видео» в социальных сетях.

gaz.wiki — gaz.wiki

Navigation

  • Main page

Languages

  • Deutsch
  • Français
  • Nederlands
  • Русский
  • Italiano
  • Español
  • Polski
  • Português
  • Norsk
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Čeština
  • Türkçe
  • Dansk
  • Română
  • Svenska

Блокчейн пришел в большое искусство – КАК ПОТРАТИТЬ

Проблема провенанса существует на арт-рынке испокон веков. Например, в 2016 году Арбитражный суд Москвы постановил изъять из продажи на территории России книгу Энтони Партона «Гончарова: искусство и дизайн Натальи Гончаровой», так как книгу заподозрили в попытке легализации и введения в научный оборот большого массива неподлинных работ художницы.

Но заметных технологически подкованных игроков в сфере «отследить картину до источника» пока нет, хотя и существует целая традиционная экосистема специалистов и академиков, специализирующихся на историях владения произведениями искусства. А теперь представьте, если бы можно было собрать все их знания и опыт в одно приложение, с помощью которого нажатием кнопки удавалось бы отслеживать историю того или иного произведения буквально до мастерской художника?

Такого приложения пока не существует, но есть платформа Mapping Paintings (картография картин), запущенная в 2017 году и позволяющая отследить историю владения и передвижения по миру более 750 самых известных произведений. Проект создан на базе шести лет исследований Бостонского университета и представляет собой интерактивную карту, на которой с точностью до дома помечены «остановки» картин и описаны обстоятельства перехода работы от одного владельца к другому, включая воров. Платформа работает по такому же принципу, что и Википедия, то есть в теории каждый желающий может внести недостающую информацию и предложить картину для коллективного исследования провенанса.

Для начала возьмем классику – «Похищение Европы» Тициана. Сегодня картина, чья жизнь началась в Венеции в 1560–1562 годах, висит в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер. Но в течение жизни полотно часто меняло руки, находясь в частных коллекциях в Великобритании, Париже и при мадридском дворе короля Филиппа II. Следить за этими передвижениями «Европы» в пространстве и времени с точностью до дома – очень увлекательно. Но еще увлекательнее следить за картинами, которые были украдены.

Платформа работает по такому же принципу, что и Википедия: то есть в теории каждый желающий может внести недостающую информацию и предложить картину для коллективного исследования провенанса.

Кстати, идея проекта Mapping Paintings пришла профессору истории искусства и архитектуры Бостонского университета Джоди Кранстон во время работы над более узким проектом Mapping Titian (картография Тициана). Но, разобравшись с Тицианом, она поняла, что любая картина достойна интерактивной карты с провенансом, а потому вместе со студентами Бостонского университета начала развивать более масштабный проект – Mapping Paintings.

За Тицианом и другими самыми известными художниками на платформе скоро появится коллекция Фонда Сэмюэля Кресса, состоящая из более чем 3000 работ европейских мастеров. Такая очередность – дань уважения фонду, который выделил средства для финансирования проекта.

Именно из-за этой финансовой и ментальной близости с американскими Бостоном и Вашингтоном Кранстон изначально создавала Mapping Paintings как проект для академиков и кураторов. Но в процессе работы поняла: наглядное представление информации, которая доступна в музеях и каталогах, но в разрозненном виде и текстовом формате, может заинтересовать широкую аудиторию: в историях передвижения картин много неожиданного, забавного и бытового. Например, «Портрет художника Джулио Романо» того же Тициана. Сначала полотно приобрел английский король Чарльз I, которого казнили, и работа отправилась гулять по знатным домам Европы. В 1975 году картиной завладел президент Филиппин Фердинанд Маркос. Но, пока муж приобретал произведения живописи, жена, Имельда Ромуальдес, скупала туфли. Когда в 1986 году в стране произошел военный переворот и Маркосы сбежали на Гавайи, в гардеробе Имельды обнаружили около 2700 пар обуви. «Теперь (несмотря на то что работа выставлена в музее Мантуи Палаццо Те) я всегда представляю эту картину в окружении туфель», – шутит профессор Джоди Кранстон.

«Я считаю важным визуализировать информацию о владельцах, транзакциях, касающихся работы, и ее перемещениях, – говорит Кранстон. – Информация о провенансе собрана в печатных каталогах и на сайтах некоторых музеев, но визуализация передвижения художественных произведений помогает ощутить, что эти полотна – объекты материального мира. Часто визуализация того, что картина поехала в неожиданное место, оказывается более действенной, чем чтение той же информации в формате текста».

Jake Belcher

Платформа Mapping Paintings

Посмотрим на раннюю работу того же Тициана «Отдых на пути в Египет». Это очень «домашняя» картина, которая более 200 лет принадлежала семье Габсбургов, а в 1878 году переехала к маркизу из английского города Бат. Сто пятьдесят лет картина спокойно видела на стене особняка маркиза, пока в 2002-м неизвестный не украл ее по непонятным причинам. Семь лет полотно безуспешно искали, предлагая вознаграждение в размере 100 000 фунтов. Безрезультатно. И вдруг нашли в Лондоне в полиэтиленовом пакете на автобусной остановке. Стоимость работы – около $8 млн. Полотно вернули в семейное гнездо, вора так и не нашли.

«Мне хочется, чтобы зрители начали видеть взаимоотношения между картиной и историческим контекстом», – продолжает Кранстон. Классический пример контекста – история, которая приключилась со «Свободой на баррикадах» Делакруа. В 1874 году Лувр приобрел работу, написанную по горячим следам Июльской революции 1830 года. А в 2012 году 28-летняя посетительница музея подошла к картине и черным маркером написала на ней «AE911», что является зашифрованным обозначением трагедии 11 сентября для тех, кто занимается конспирологическими теориями. «Так из символа свободы картина превратилась в билборд для тех, кто курит много марихуаны, – говорит Кранстон. – Яркая иллюстрация того, насколько искусство может влиять на действия людей».

На сегодня коллекция Mapping Paintings постоянно пополняется. Также на ресурс добавили интересное свойство – наложение слоев, которое позволяет отследить, как картины одного мастера разлетелись по миру или какими путями работы пришли в тот или иной музей. «Мне кажется, что многие посетители музеев даже не догадываются, какую интересную жизнь вели картины до того, как оказались на этих стенах, – отмечает Кранстон. – Но, если начать думать о том, свидетелями каких событий были эти полотна, и видеть, как их побросало по миру, история начинает оживать на глазах».

Тициан — биография

Тициан Вечеллио да Кадоре — один из самых великих художников всех времен и народов, наравне с такими легендами итальянского Возрождения, как Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Тициана, признанного гения своего времени, называли «королем живописцев и живописцем королей». Открытия этого титана живописи в области изобразительного искусства, так или иначе, оказали влияние на творчество всех последующих художников. Тициан сыграл большую роль в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Кстати, быть запечатленным кистью мастера, было высшей наградой для его современников.


Тициан — Галерея картин на Gallerix.ru