Тевтонский орден и русь: Первая победа Руси над Западом. Не последняя — Олег Тупикин

Первая победа Руси над Западом. Не последняя — Олег Тупикин

Олег Тупикин, Татьяна Козлова, 5 апреля 2016, 21:25 — REGNUM

А.Куликов. Александр Невский

«И была сеча зла, и треск от копий ломления, и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду: покры бо ся кровию» — так говорится в «Житии Александра Невского» о легендарной битве на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, именуемой Ледовым побоищем.

Смотрите галерею картин и кинокадров, посвященных Ледовому побоищу

В конце XI века прошлого тысячелетия Запад, ведомый своим идейным вдохновителем — римской католической церковью, начал экспансию на Восток, которая, по существу, не прекращается до сих пор. Под благовидным предлогом освобождения «гроба Господня» и святого града Иерусалима из рук неверных — мусульман — начались так называемые крестовые походы в Палестину и Сирию, в ходе которых образовались многочисленные военизированные религиозные организации: духовно — рыцарские ордены, крестом и мечом несущие новую веру «отсталым» народам.

Многие западные рыцари при этом имели на руках индульгенции — духовные грамоты с прощением им всех бывших и будущих грехов.

Носители цивилизауции

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

В ходе крестовых походов католическая церковь решала и свою основную задачу — ослабление или полное уничтожение Восточной Римской империи — Византии, христианской страны, но не католической, а православной. В 1204 году столица Византии Константинополь был взят штурмом и разграблен крестоносцами-католиками. Ими было образовано новое государство — Латинская империя, а в Константинополе обосновался католический патриарх, православный же был вынужден эмигрировать в город Никею.

В это же время римские курии приняли решение о включении в зону своего влияния Прибалтики, заселённой языческими племенами, и Северо-Западной православной Руси. На территории современной Калининградской области укрепился германский Тевтонский орден, на землях древних Эстов построили крепости датские рыцари, в Латвии обосновался орден меченосцев.

Этот орден в 1337 году объединился с Тевтонским, и под названием «Ливонский» просуществовал до времён Ивана Грозного, которым и был полностью уничтожен. Именно на рыцарей Ливонского ордена после страшного разорения Руси полчищами Батыя католической церковью была возложена задача захвата земель последнего уцелевшего православного оплота того времени — Новгородской республики и её столицы — города Великий Новгород.

Справедливое правительство и честный суд

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

В Прибалтику направился эмиссар Ватикана епископ Вильгельм из города Модена с полномочиями от римского папы Григория IX координировать действия Германии, Швеции и Дании по захвату северо-западных русских земель.

Если бы планы римской курии осуществились, новгородцев и псковичей постигла бы участь славянских племенных союзов лютичей и ободритов, некогда заселявших весь север нынешней Германии, или прусских прибалтийских племён, полностью уничтоженных и ассимилированных Тевтонским орденом.

Первую попытку агрессии в июле 1240 года предприняли шведские и датские феодалы, но в устье Невы их войско было разбито новгородской дружиной под руководством 20-летнего полководца, русского князя Александра Ярославовича, получившего за эту славную победу прозвище Невский.

Великий Новгород

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

Управление в Новгородской республике того времени, занимавшей огромную территорию от Пскова до Уральских гор, существенно отличалось от других русских княжеств. Все главные вопросы решались на народном собрании — вече, текущие дела вершил избираемый глава города — посадник. Реальная же власть находилась в руках именитых купцов и бояр. Князь приглашался на службу со стороны, и в его компетенции входила организация защиты Новгорода от внешнего врага.

Князья теряли свою должность довольно часто, так произошло и с Александром Невским — не прошло и нескольких месяцев после Невской битвы, а новгородцы уже указали ему на дверь: «Путь чист!». А зря. Два месяца спустя в новгородские земли вторглись войска рыцарей-крестоносцев Ливонского и Тевтонского ордена.

Это было не просто нападение, а полномасштабная война, имевшая целью полный захват и покорение новгородских земель. И силы для этого были собраны нешуточные: кроме рыцарей ордена в них участвовали датчане, наёмники из многих германских земель, воинские формирования подвластных ордену народов: эстов, чуди, ливов.

Мирное сотрудничество

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

Вначале орденское войско обрушилось на приграничную псковскую крепость Изборск и штурмом ею овладело. Затем крестоносцы в кровопролитном сражении уничтожили псковское ополчение, выступившее на помощь Изборску, и подступили к стенам Пскова. В бою под Изборском псковичи потеряли до 800 воинов, во главе со своим воеводой Гаврилой Гориславичем.

Захватчики действовали не только военной силой, но с помощью подкупа, обмана и предательства. Измена псковских бояр во главе с Твердилой Иванковичем позволила ордену занять город без боя и разместить в нём свой гарнизон. В результате интриг тайных сторонников тевтонцев среди новгородских именитых купцов и бояр из Великого Новгорода был изгнан князь Александр Невский.

Вскоре ливонские войска, действующие севернее Пскова, заняли всё побережье Финского залива, в Копорье возвели крепость и двинулись на Великий Новгород, беспощадно расчищая себе «жизненное пространство»… Новгородцы всполошились лишь тогда, когда передовые отряды захватчиков зимой 1241 года появились в 35 верстах от города. Навстречу врагу были высланы наспех собранные заградительные отряды, во Владимир помчались гонцы с просьбой о помощи.

Защита парав ребенка

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

Великий владимирский князь Ярослав Всеволодович отправил в Новгород своего сына Андрея, но новгородцы его не приняли, требуя Александра. С личной просьбой вернуть в город Александра Ярославовича обратился к его отцу архиепископ Новгородский Спиридон.

И Александр Невский вновь вступил на новгородский княжеский престол, не вспоминая былых обид.

Он действовал стремительно и решительно. Летом 1241 года его воины совершили неожиданный для врага рейд к побережью Балтийского моря, и после непродолжительной осады взяли штурмом крепость Копорье и уничтожили ливонский гарнизон. В сражении погиб новгородский воевода Гаврила Алексич, прославленный русский витязь, оказавший неоценимую помощь Александру Ярославовичу в Невской битве.

Павший товарищ

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

Затем был освобождён Псков, после чего крестоносцы спешно оставили Изборск. К концу года захватчики были полностью изгнаны с новгородских земель. Но этим дело не кончилось — и Орден, и Новгород готовились к решающим сражениям, накапливая силы.

Монгольское вторжение в Европу к этому времени практически завершилось. По не понятным до настоящего времени причинам хан Батый, разгромив в нескольких крупных сражениях венгерские, польские и германские войска, уводил свои тумены через южно-русские степи в сторону Волги.

Возможно, от ордынцев просто откупились, так как через год монголы уже выступали союзниками крестоносцев на Ближнем Востоке. Благодаря этому дерптский епископ Генрих фон Бухсховеден получил подкрепления со стороны Тевтонского ордена, ранее задействованного для борьбы с монголами. Всего же в ливонском городе Дерпте и его окрестностях к марту 1242 года было сосредоточено до 15 000 профессиональных воинов — немцев, датчан, шведов и войск из состава местного населения, подчинённого ордену.

Русское воинство готово встретить врага

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

Под руководством Александра Невского собрались не менее внушительные силы, включающие в себя до 20 000 ратников: личная дружина князя, дружина и пешее владимирское ополчение его отца, великого князя Владимирского, суздальская дружина его брата Андрея, новгородское войско, псковские ополченцы. Александр не стал ждать нападения врага, он выступил первым.

Из Пскова объединённое русское войско в начале апреля 1242 года двинулось вдоль западного побережья Псковского озера на Дерпт — оплот и сосредоточение главных сил Ливонского ордена. У селения Хаммаст, уже на вражеской территории, произошло боевое столкновение разведки новгородцев с передовым отрядом крестоносцев. В яростной скоротечной схватке небольшая русская дружина понесла тяжелые потери и отошла к основному войску, немцы их не преследовали.

Русь расписывают кому Псков, Кому Новгород

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

От захваченных в бою пленных русскому князю стало известно, что основные силы ордена покинули Дерпт и двинулись по направлению к Новгороду, приближаясь к Чудскому озеро. Опередив противника, русское войско по перешейку, соединяющему Чудское и Псковское озёра, перешло на новгородскую сторону и заняло позицию на пути следования крестоносцев.

Рано утром 5 апреля князь Александр Ярославич расположил войска у восточного берега озера, у острова «Вороний камень» на противоположной стороне, в 7 верстах уже выводил свои силы на лёд ливонский магистр.

Носители цивилизации на подхроде — готовь оружие

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

Лёгкая конница передового полка новгородцев, быстро преодолев разделяющие войска пространство, начала массированный и методичный обстрел неприятеля, нанося ему существенный урон. Стрелы с бронебойными наконечниками, выпускаемые всадниками из мощных составных луков, на скаку за 100 шагов насквозь пробивали щиты, рыцарские латы и кольчуги, не говоря уже о попонах и защитных накидках лошадей. Арбалетчики же ливонцев могли уверенно поражать цели лишь на расстоянии в два раза короче. К тому же конный лучник выпускал в минуту 10−12 стрел, а пеший арбалетчик за это время мог произвести не больше трёх выстрелов. Тактика монгольских стрелков, зачастую решавших исход сражений, не прошла мимо русского воинского дела и была успешно взята русскими на вооружение.

Неся потери, орденские войска выстроились клином, или «свиньёй», когда в первом плотно сомкнутом ряду расположены 3−4 всадника, а в каждом последующим — на 2 больше, и двинулись к русскому берегу, где их уже ожидали полки Александра Невского. Продвигаться ливонцам приходилось шагом, чтобы не отстали пешие ландскнехты, находившиеся внутри колонны. Всё это время не прекращался смертоносный дождь русских стрел. Только приблизившись вплотную, всадники — рыцари опустили длинные копья и бросились в галоп на ощетинившуюся копьями и рогатинами русскую рать.

Атака тяжелой кавалерии

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

Стальная орденская «свинья» со страшным грохотом и лязгом вломилась в густые ряды пеших русских воинов, пронзила их насквозь, растерзав и насмерть затоптав сотни людей, и увязла сама, наткнувшись на ряды саней и высокий обрывистый берег. Заревели сигнальные трубы, и русские полки Правой и Левой руки, состоящие из отборных новгородских воинов, стиснули с боков плотную массу ливонцев. Началась страшная рубка, в которой только каждый третий погибал от ран, остальные были раздавлены, или задыхались от удушья.

С. Рубцов. Александр Невский на Плещеевом озере

В тыл смешавшемуся немецкому воинству ударила конная дружина витязей Александра Невского, находившаяся в засаде, и вскоре всё было кончено — орденское рыцарское войско нашло свой бесславный конец на льду Чудского озера в битве, получившей историческое название «Ледовое побоище».

Спасавшихся бегством рыцарей и их союзников русские гнали семь вёрст — через всё озеро, до противоположного берега, где бегущие начали проваливаться в воду сквозь трескающийся апрельский лёд.

В.А.Серов. Ледовое побоище. 1945

По данным Новгородской летописи крестоносцы потеряли в Ледовом сражении 400 рыцарей, прочего воинства было побито «без счёта», 50 знатных ливонцев русские захватили в плен. Немецкие хроники скромно упоминают о 20 погибших и 6 пленённых «братьях», что явно далеко от действительности, ведь только на острие немецкого клина находились 64 рыцаря, и шансов остаться в живых в таком сражении у них практически не осталось.

Потери русского войска тоже были тяжелы: особенно большой урон понесла новгородско-владимирская пешая дружина Большого полка — «чела», принявшая на себя таранный удар рыцарской конницы.

Ледовое побоище стало одной из самых скоротечных битв средневековья, окончившихся с таким поразительным результатом. Силы сторон перед сражением были примерно равны, и каждый из противников имел шанс одержать победу. Численный перевес русских вполне компенсировался опытом ливонских и тевтонских рыцарей, приобретённым ими в многочисленных крестовых походах.

Побежденные — осознание реальности

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

Вооружение и снаряжение русских витязей и рыцарей Ордена существенно не отличалось — оба воинства были облачены в кольчуги, усиленные кожаными или металлическими панцирями, или бригантинами — матерчатыми куртками без рукавов с нашитыми металлическими бляхами. Наряду с кольчугами новгородцы массово использовали пластинчатые доспехи. Копья, мечи, палицы, булавы, шестопёры и боевые топоры также являлись привычным оружием средневековых воинов. Различались по форме стальные шлемы и щиты. Кони укрывались попонами с нашитыми полосами железа, на их головы крепились железные маски. Основное отличие заключалось в стрелковом оружии: крестоносцы располагали отрядами стрелков — арбалетчиков, а практически каждый русский воин имел сложный составной лук и колчан с 30 стрелами.

Исход этого судьбоносного для Руси сражения решила гениальность русского полководца, стойкость и мужество русских воинов, защищавших родную землю. Новгородскому князю было всего 22 года, а он уже заявил о себе, прославившись на века. Именно ему, жившему и боровшемуся с врагами Руси в XIII веке, мы обязаны своим существованием в XXI.

Апофеоз войны

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

Политические последствия победы над Ливонским орденом говорят сами за себя: посольство Ордена немедленно запросило мира и приняло все условия русского князя, вплоть до уплаты ежегодной дани. Северо-западные границы русских земель стабилизировались на несколько столетий, а Ливонский орден никогда больше не осуществлял таких крупных наступательных компаний на русские территории.

Принимая послов немецкого епископа, Александр Невский произнёс хорошо известные каждому патриоту слова, о которых должны помнить и враги России: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет Русская земля!».

Nevermore!

цитата из к-ф «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938, СССР

В 1938 году советский режиссёр Сергей Эйзенштейн снял художественный фильм «Александр Невский», в котором Ледовое побоище предстало перед зрителями так ясно, что кажется будто фильм документальный. Этот фильм прошёл всю Великую Отечественную Войну. Он вселял уверенность в сердца бойцов, укреплял твёрдость духа советских солдат, боровшихся не на жизнь, а на смерть с немецко-фашистскими захватчиками и по праву является одним из лучших экранизаций далёких исторических событий.

Смотрите галерею киноцитат из фильма Сергея Эйзенштейна

Победе русского воинства над рыцарями Тевтонского и Ливонского ордена посвящён особый день в календаре России — День воинской славы 18 апреля, 5 апреля по старому стилю.

Н.К.Рерих. Александр Невский. Ледовое побоище. 1942

Читайте ранее в этом сюжете: Новому храму Александра Невского в Волгограде готовят фундамент

Загадки истории: Тевтонский орден чаще был союзником Руси, чем ее противником

Комсомольская правда

Результаты поиска

НаукаНаука: Клуб любознательных

Игорь ОРЕХОВ

19 ноября 2015 19:33

Калининградский ученый опровергает пять мифов о духовно-рыцарском государстве на берегах Балтики

Вид на бывшую резиденцию великих магистров Тевтонского ордена, замок МариенбургФото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ

Наверняка многие калининградцы знают, что когда-то давно земли, на которых мы сегодня живем, занимало духовное государство – Тевтонский орден. Но мало кому известно, что день рождение Орден празднует сегодня. По одной из версий, Тевтонский рыцарский орден был основан 19 ноября 1190 года в Палестине, во время Третьего крестового похода.

Фото: из архива «КП»

Первый замок тевтонских рыцарей на Святой земле — Монфор.

С Орденом у русских княжеств на протяжении столетий отношения были разные. Сегодня опровергнуты тезисы советских историков о том, что тевтонцы были нашими врагами. Все несколько не так. Действительно, русичи и ожесточенно воевали с Орденом, и активно торговали, а временами находились в союзе. Дружили против литовцев, например. Но – обо всем подробнее.

Изначально новое духовно-рыцарское братство находилось в фарватере политики могучего тогда Ордену тамплиеров, а руководитель немцев был всего-то руководителем госпитального братства. 6 февраля 1191 года Папа Римский Климент III своей буллой учредил «братство Святой Марии Тевтонской в Иерусалиме. Отношения между Тевтонским орденом и Русью на протяжении веков складывались так, что его рыцарей у нас в стране до сих пор величают не иначе как «псами».

— Мифов в этой области отечественной историографии действительно с избытком, — согласен один из ведущих в России специалистов по Тевтонскому ордену, калининградский архивист Анатолий Бахтин. — Между тем, почти все сложившиеся представления о рыцарском братстве имеют с действительностью мало общего.

Фото: herder-institut.de

Скульптуры великих магистров Тевтонского ордена в замке Мариенбург.

МИФ ПЕРВЫЙ

Главной задачей Тевтонского ордена был натиск на Восток, та самая доктрина «Дранг нах Отен». Подразумевалась вовсе не Палестина, где орден был учрежден, а земли восточных славян.

— В XIII веке Ордену вполне хватало забот в Палестине — говорит Бахтин. — В XIV веке тевтонцы постоянно воевали с Литвой. У братьев даже до Ливонии, где со временем возник филиал их организации, руки не всегда доходили. И при всей сложности положения на границах с Псковом и Новгородом Тевтонский орден чаще выступал союзником, нежели врагом Руси. Один только факт: один из русских князей, проиграв межпартийную борьбу в Новгороде, временно укрылся не где-нибудь, а именно в Ливонии. И даже объединился с епископом Дерптским, у которого тевтонские рыцари были ленниками-вассалами, для похода на Псков! Практически весь XIV век был временем фактического союза Тевтонского ордена с Московским княжеством.

Резюме: взаимоотношения Тевтонского ордена с Русью, по большому счету, были вполне типичны для контактов любых других средневековых государств.

Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ

Ребенок в костюме тевтонского рыцаря на реконструкции Грюнвальдской битвы в Польше.

МИФ ВТОРОЙ

Все рыцари Тевтонского ордена были крестоносцами, о чем наглядно свидетельствуют черные кресты на их белых плащах.

Черный крест на серебряном (белом) поле являлся гербом Тевтонского ордена. Рыцари Ордена получили право носить белые плащи с черными крестами. Однако наряду с братьями-рыцарями членами в Ордена являлись братья-священники, прочие братья, полубратья-служащие ордена, сестры ордена, и фамильярии, то есть, светские люди. Братья-священники, согласно церковным предписаниям, носили закрытую одежду наподобие рясы. Для прочих ее ношение не предписывалось церковью, но было общепринято. Понятие же «крестоносец» подразумевало под собой участника крестового похода, многие из которых действительно нашивали на одежду кресты, хотя и не обязательно черные.

Резюме: не каждый рыцарь — крестоносец, но и не каждый крестоносец — рыцарь.

Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ

Так сегодня выглядит замок Мариенбург — бывшая столица Тевтонского ордена.

МИФ ТРЕТИЙ

Самым крупным сражением между Тевтонским орденом и русскими войсками стала битва на Чудском озере. Рыцари потерпели полный разгром, потеряв 500 человек только убитыми. Изрядная часть орденских братьев погибла, из-за тяжелых доспехов провалившись под треснувший лед.

— После объединения ордена Меченосцев в 1237 году с Тевтонским орденом, в Ливонию был отправлен ландмайстер Пруссии Герман фон Бальк с 40 братьями и большим количеством оруженосцев, — рассказывает Анатолий Бахтин. — В битве 5 апреля 1242 года орденский отряд в количестве 26 человек воевал на стороне своего сюзерена  Его войско состояло из объединенных отрядов орденских рыцарей и епископских вассалов с набранной из эстонских племен пехотой. Известно, что во второй атаке (первая была мужественно отражена русскими лучниками) участвовало 26 рыцарей Ордена, которые  прорвались вглубь боевых порядков новгородцев, но были разгромлены. 20 братьев было убито, шестерых взяли в плен. Епископские войска действительно понесли большие потери и бежали.

Что касается красочной картины утопления во льдах «псов-рыцарей», то это всего лишь эпизод известного кинофильма режиссера Эйзенштейна. Историческими источниками это не подтверждено. Да и если уж на то пошло, русский дружинник, облаченный в такую же кольчугу и шлем, был никак не легче европейского рыцаря.

Резюме: Ледовое побоище получило свое название только в XIX веке.

Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ

Основной денежной единицей Тевтонского ордена был серебряный шиллинг.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ

Тевтонский орден изобрел знаменитый боевой порядок — построение клином, которое немцы называли «кабаньей головой», а русские — просто «свиньей».

— В русских летописях ни о каком построении немцев «свиньей» сведений нет, — информирует архивист Бахтин. — Есть только слова: «прошибошася свиньею», что можно понять как чисто эмоциональное определение – «растолкав, пробились как свинья к корыту», по русской же пословице.

Средневековые рыцари обычно просто выстраивались толпой и неслись на врага, причем каждый норовил доскакать первым, дабы стяжать себе больше воинской славы. Построение «острым клином» и в самом деле можно считать новым веянием в тактике войн того времени. Но то, что острая колонна применялась на Чудском озере, стали утверждать гораздо позже, уже в XIX веке, а окончательно это мнение укрепилось лишь в советской историографии.

— Вызывает большие сомнения, что ополчение Дерптского епископа из местных жителей и 26 орденских рыцарей можно было построить клином, которой составлял бы 35 шеренг (в первой было бы три всадника, в последней — 11, а в колонне, следующей за клином — 33 шеренги с общим количеством — 398 человек, — продолжает Бахтин. — Но даже если бы ополчение каким-то образом так бы и построили, то уже через 50 метров они бы шли простой толпой, окруженной всадниками.

Резюме: если о том, каким строем сражались тевтонские рыцари на Чудском озере, согласия нет, исход той битвы сомнений не вызывает ни у кого.

Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ

Эпизод реконструкции Грюнвальдской битвы.

МИФ ПЯТЫЙ

Грюнвальдское сражение с объединенными польско-литовскими войсками в 1410 году, которое Тевтонский орден проиграл, настолько подорвало его могущество, что вскоре организация прекратила свое существование.

Несмотря на тяжелейшее поражение под Грюнвальдом, после заключения мира Тевтонскому ордену удалось сохранить статус кво.  Куда горшие последствия принес 1525 год, когда великий магистр  Альбрехт Гогенцоллерн перешел из католичества  в протестантизм и объявил об изъятии орденских земель в пользу нового государства — герцогства Пруссия. Однако Орден продержался еще почти три столетия и был распущен в 1808 году, в эпоху Наполеоновских войн. А спустя 25 лет восстановился уже в качестве сугубо благотворительной организации.

Резюме: Тевтонский орден существует до сих пор с резиденцией великого магистра в Вене, хотя состоит теперь в основном… из сестер.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Генеральный директор ООО «КП-Калининград»; Екатерина Майорова. Редактор «КП-Калининград»; Михаил Яновский. E-mail: [email protected] Адрес: 236040, Калининград, ул. Рокоссовского, д. 16/18, пом I, офис 1, «Комсомольская правда — Калининград». Телефоны: редакция — +7 (4012) 31-03-50, отдел рекламы — +7 (4012) 31-03-40, общий — 31-03-22

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Тевтонский орден

По Грегори Лейтон | Uniwersytet Mikołaja Kopernika w Toruniu, Toruń (научный сотрудник NAWA-Ulam) и член редакционной коллегии, Ordines Militares. Colloquia Torunensia Historica Historical

Исторический обзор

Ordensland была теократией, управляемой Тевтонским орденом, которая охватывала регионы современной Польши, Литвы, России (Калининградская область), Латвии и Эстонии. Охват ок. 177 000 км2, он граничил с Россией, Балтийским морем, Русью, Великим княжеством Литовским и Королевством Польским. В июне 1228 г. Конрад Мазовецкий (ум. 1247) посетил Германа фон Зальца (годы правления 1210–1239).), Великий магистр тевтонских рыцарей, для защиты окраин своего герцогства от прусских вторжений. Это было подтверждено в трех источниках: Крущевицкий договор (4 июня 1230 г.), Золотая булла Папы Григория IX в Риети (3 августа 1234 г.) и Золотая булла императора Священной Римской империи Фридриха II в Римини (1235 г.). Последний кодифицировал власть Ордена в регионе, предоставляя полный контроль над любыми землями, которые нужно было завоевать. Затем тевтонские рыцари были призваны на север, в Ливонию (на восточном берегу Балтийского моря), после поражения Меченосцев ( fratres milicie Christi de Livonia ), основанный в 1201–02 по образцу тамплиеров в битве при Сауле (22 сентября 1236 г.). 12 мая 1237 года Тевтонские рыцари поглотили оставшихся членов Братьев Меча. Они должны были подчиняться существующему разделу земель, который был заложен при основании Братьев Меча: 2/3 завоеванных земель должны были перейти к епископам Ливонии, а оставшаяся 1/3 — к епископам. братья. Напряженность между двумя группами продолжалась до секуляризации Ливонского отделения Тевтонского ордена в 1561 г.

Территория Ордена увеличилась почти сразу после того, как они прибыли в регион, с основанием Торна (1231 г.), Кульма (1232 г.), Мариенведера (1234 г.) и других крепостей. Армии сезонных крестоносцев из Германии и Священной Римской империи завоевали земли на севере и востоке. Затем последовала административная структура с основанием прусских епископств Кульм, Помезания, Вармия и Самбия в 1243 году. Также было значительное сопротивление. С 1242–49 и с 1260–74 пруссаки восстали. Первое восстание под предводительством герцога Померании Свантополка II (ум. 11 января 1266 г.) было урегулировано Кристбургским договором от 7 февраля 1249 г.. Это обязывало пруссаков принять христианство и отремонтировать церкви, разрушенные во время восстания. Второе, известное как Великое прусское восстание, произошло после поражения Ордена в битве при Дурбене (13 июля 1260 г.). Во главе с Геркусом Монте, прусским дворянином, четырнадцатилетнее восстание угрожало гегемонии Ордена и вызвало продолжительную проповедническую кампанию по всей Европе под наблюдением доминиканцев и францисканцев. После его подавления в 1274 г. оставшиеся прусские территории были систематически завоеваны к 1283 г. На севере Ливония была формально завоевана ок. 1290.

С этого момента до ок. 1412 г. усилия были направлены на покорение литовцев. В XIV веке также наблюдался пик административного управления и могущества Тевтонского ордена, особенно во времена правления великих магистров Винриха фон Книпроде (1352–1382 гг.) и Конрада фон Юнгингена (1393–1407 гг.). Штаб-квартира Ордена была основана в 1309 году в Мариенбурге (Мальборке), названном в честь его святого покровителя и отражающем сильную религиозную идентичность его территориального господства. Популярный экспорт таких предметов, как соколы, янтарь, мед, пиво и другие товары в Европу, в дополнение к импорту товаров и произведений искусства из таких регионов, как Богемия и Италия, отражает Значительные торговые сети и экономика Орденсленда . Дворяне из Испании, Италии и Англии также прибыли для участия в Reisen : ежегодных кампаниях против литовцев. Эти экспедиции сочетали рыцарскую культуру современного рыцарства с риторикой и рамками крестовых походов, а также служили постоянным источником финансовых доходов. Популярность этих экспедиций также отражает интернациональные особенности и среду региона.

В 1386 году великий князь литовский Ягайла принял христианство, а в следующем году принял крещение. Эти события вызвали кризис в Ordensland . 15 июля 1410 г. Тевтонский орден во главе с Ульрихом фон Юнгингеном (годы правления 1407–1410) потерпел поражение в битве при Танненберге силами Царства Польского, наемников и Великого княжества Литовского. Первый Терновый мир (1 февраля 1411 г.) привел к экономической нестабильности, от которой регион не оправился, особенно при условии освобождения заложников и выплаты Орденом выкупа в размере 100 000 богемских шоков. Область Жемайтии на литовском нагорье была предметом конфликта между Орденом, Литвой и Польшей на протяжении 1410-х и 1420-х годов. Более того, прусские города стремились к независимости от ига Ордена, что привело к возникновению Прусской Федерации в 1440 г. Последовавшая за этим борьба, Тринадцатилетняя война (1454–1466 гг.),октябрь 1466 г.). Объем Ordensland значительно сократился, поскольку Кулмерланд, Данциг, помимо замка Мариенбург, теперь принадлежал Королевству Польскому. Великие магистры должны были принести присягу на верность польским королям. В 1525 г. при Альберте Бранденбурге из Ансбаха (годы правления 1510–1568) Тевтонский орден был секуляризован. Тридцать шесть лет спустя то же самое произошло в Ливонии при Готхарде Кеттлере (годы правления 1561–1587).

История Ordensland извлекает выгоду из множества источников, созданных внутри и за пределами среды Ордена. Хроники включают Chronicon terre Prussie Петра фон Дусбурга (ок. 1326 г.) и перевод этого документа на средневерхненемецкий язык Николаем фон Ерошиным (ок. 1331 г.). Для Ливонии существует Livländische Reimchronik (ок. 1290 г.), написанный членом Ордена, в дополнение к Chronicon Lyvoniae Германа фон Вартберге (ок. 1378 г.). Виганд фон Марбург, вестник на службе Ордена, составил свою хронику Пруссии ок. 1394. Анонимный ältere Hochmeisterchronik (ок. 1433–1440), Geschichte von wegen eines Bundes (ок. 1462), Annales seu Chronici incliti regni Poloniae Яна Длугоша (ок. 1480) и меньше. хроники, отредактированные в 5-м и 6-м томах Scriptores rerum Prussicarum (Лейпциг, 1874 г.; Франкфурт-на-Майнце, 1968 г.), документируют историю региона в 15-м и 16-м веках. Обширные собрания отредактированных хартий и грамот, помимо замковых описей (т.н. Ämterbücher ) сохранились, предоставляя достаточно доказательств для изучения торговли и международных отношений. Возможно, наиболее важно то, что в Берлине, Торуни и Гданьске, Таллине, Риге, Санкт-Петербурге и Вильнюсе остается много архивных материалов, ожидающих издания и публикации, что подчеркивает потенциал будущих исследований региона.

Ключевые вопросы и споры

Основой для любого расследования прусских территорий Тевтонского ордена остается 9-томная работа Йоханнеса Фойгта (1786–1823), профессора истории Кенигсбергского университета и директора Тайного государственного архива Пруссии, Die Geschichte Preußens von den ältesten Zeiten bis zum Untergange der Herrschaft des Deutschen Ordens . Несмотря на то, что его подходы и выводы устарели, он остается прекрасным обзором основных исторических событий. Для Ливонии труды Леонида Арбусова Старшего (1848–1912) и Леонида Арбусова Младшего (1882–1951) являются критическими источниками и исследовательскими материалами по истории средневековой Ливонии.

На протяжении 20 века исследование проводилось в контексте Ostforschung. Это придерживалось мнения, что немецкие колонисты Восточной и Восточно-Центральной Европы принесли цивилизацию и культуру в регион, известный как Kulturträgertheorie . Типичные примеры этого можно увидеть в статье Вальтера Циземера «Geistiges Leben des Deutschen Ordens in Preußen» (1911), Курта Форстройтера «Fragen der Mission in Preußen von 1245 bis 1260» (1960), Эриха Вайзе «Der Heidenkampf des Deutschen Ordens». (1963 & 1964) и работы Фрица Гаузе. В 1970-х и 1980-х годах более прочная связь между Востоком и Западом была установлена ​​​​с учреждением Ordines Militares. Конференция Colloquia Torunensia Historica , организованная в Университете Николая Коперника в Торуни под руководством Зенона Хубера Новака, Удо Арнольда и Мариана Дыго. Публикуемые раз в два года материалы конференции продолжают оставаться одним из самых захватывающих и полных сборников научной литературы по теме 9-го века.0003 Ordensland , документы доступны на немецком и английском языках, а архив прошлых выпусков доступен в формате открытого доступа в Интернете. В то же время появились и англоязычные работы по этому региону, а именно « Прусский крестовый поход » Уильяма Урбана (1975) и « Северные крестовые походы: Балтийские и католические границы, 1100–1525 » Эрика Кристиансена (1980). Они остаются классикой для студентов и сегодня, предлагая широкий обзор региона, написанный доступным языком.

1990-е и 2000-е годы стали свидетелями усиления интереса к духовности Тевтонского ордена и религиозной жизни Ordensland , а также распространения идеи крестовых походов к северо-восточным границам Европы. Ученые пересмотрели обширные литературные произведения Ордена и предложили новые интерпретации внутренней жизни тевтонских рыцарей. Произведения Марии Фишер, особенно ее перевод «» Николая фон Ерошина «Хроники Пруссии» (2010 г.) заслуживают здесь особого упоминания, так как они выявили богатый литературный каталог Тевтонского ордена и роль такой литературы в формировании общинной идентичности среди братьев. Сборники исследований Алана В. Мюррея, опубликованные в 2001, 2009 и 2014 годах соответственно, сыграли важную роль в привлечении внимания широкой аудитории к работам восточноевропейских ученых. Это были Крестовый поход и обращение на средневековой балтийской границе, 1150-1500 , Столкновение культур на средневековой балтийской границе , и Северо-восточные рубежи средневековой Европы: расширение латинского христианства в Прибалтике . Этим томам удалось расширить доступ экспертов в этой области к обширной области исследований Тевтонского ордена в Ливонии и Пруссии.

Таким образом, отредактированные сборники исследований сыграли важную роль в привлечении внимания широкой читательской аудитории к работе ученых, работающих на таких языках, как польский, немецкий, латышский и другие, и в диалоге с ними. В 2013 году вышел том Священное пространство в государстве Тевтонского ордена в Пруссии , под редакцией Ярослава Венты и Магдалены Копчиньской, первая работа (насколько мне известно) на английском языке, посвященная вопросам церкви и священного пространства в Прибалтике, регионе, где раньше не было святынь. в христианство до крестовых походов. Двумя годами позже была опубликована книга Романа Чаи и Анджея Радзиминьского « Тевтонский орден в Ливонии и Пруссии: политические и церковные структуры, 13-16 века ». Эта работа является чрезвычайно полезным пособием для студентов и исследователей, только что познакомившихся с регионом, которые хотели бы по-новому взглянуть на его историю, причем каждая глава написана ведущими польскими и немецкими исследователями и включает полезные таблицы церковных лидеров Ливонии и Пруссии, Великих Магистров. и Должностные лица Тевтонского ордена, карты, согласование топонимов и библиографию для каждой записи. Эта тенденция редактируемых коллекций была одной из главных сильных сторон в историографии Тевтонского ордена и средневекового Балтийского региона. Эти работы отражают самые последние тенденции в исследованиях экспертов, чьи работы обычно появляются в основном на немецком или польском языках.

Внутренняя жизнь и духовность Тевтонского ордена — область интересов, которая продолжает оставаться в центре внимания польских, немецких и, в последнее время, английских исследований. Основная цель этих усилий состояла в том, чтобы связать движение крестовых походов на Балтике с другими театрами, тем самым устранив прежние националистические тенденции 20-го века. Исследование Януша Трупинды 1999 года « Ideologia krucjatowa w kronice Piotra z Dusburga » [Идеология крестового похода в хрониках Петра фон Дусбурга] контекстуализировало текст Петера фон Дусбурга с повествованиями о Первом крестовом походе. Книга Кшиштофа Квятковского 2012 г., Zakon niemiecki jako «corporatio militaris» [Тевтонский орден как военная корпорация] предлагает тщательное рассмотрение внутренней ментальности Тевтонского ордена с особым вниманием к войнам и крестовым походам. В книге Маркуса Вюста « Studien zum Selbstverständnis des Deutschen Ordens im Mittelalter » (2013) изучается образ личности и группы Тевтонского ордена и его проявления во всем его литературном и историческом каталоге. Включение Балтики и ее отражение в этой групповой идентичности было предметом публикаций Торбена К. Нильсена, Курта Вилладса Дженсена и Грегори Лейтона.

Научные исследования и тенденции будут только расти в отношении балтийских территорий Тевтонского ордена. Каждый год появляется все больше исследований, которые показывают, что этот регион был живой и неотъемлемой частью средневекового мира, в отличие от аванпоста, удаленного от всей латыни Christianitas . Потенциал для будущей работы и научного сотрудничества в этой области безграничен, поскольку все больше источников становится доступным в виде исходных изданий и переводов, а ученые продолжают совместные проекты.

Дополнительная литература

Арнольд, Удо. «Die Marienburg auf dem Weg zum Machtzentrum des Deutschen Ordens». В году Каструм святая Мария. Die Marienburg als Burg, Residenz und Museum, , под редакцией Арно Менцель-Рейтер и Стефана Самерски, 15–46. Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 2019.

Эта статья представляет собой отличный обзор истории замка Мариенбург (Мальборк) Тевтонского ордена. Он предлагает историю Ордена и его прибытия в Пруссию, типичную для одного из ведущих, если не ведущего, историка Тевтонского ордена прошлого поколения.

Чай, Роман и Анджей Радзиминьские, ред. Тевтонский орден в Пруссии и Ливонии: политическая и церковная структура, 13 век 16 век . Торунь: Научное общество в Торуни, 2015.

Это превосходный справочник на английском языке, посвященный истории Орденландии от ведущих специалистов в этой области. Особенно редким является освещение обоих регионов с военной и церковной точки зрения, что делает его чрезвычайно полезным для студентов и ученых, только что познакомившихся с регионом, о чем свидетельствуют карты и списки официальных лиц, членов Тевтонского ордена и другие полезные материалы.

Крем, Юхан, изд. Das Leben im Ordenshaus: Vorträge der Tagung der Internationalen Historischen Kommission zue Erforschung des Deutschen Ordens in Tallinn 2014 . Weimar: VDG, 2019.

Этот сборник исследований ведущих историков Тевтонского ордена является замечательным примером новейших подходов к изучению ордена: роли литургии и изучения «повседневной жизни» внутри ордена. Заказ, в дополнение к своим международным связям. Он также принесет пользу читателям, поскольку изучает историю Тевтонского ордена не только в Пруссии и Ливонии, но также в Германии, Италии, Нидерландах и Восточном Средиземноморье.

Паравичини, Вернер. Die Preußenreisen des europäischen Adels . 3 тт. Зигмаринген: Ян Торбеке, 1981–1995; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2019.

Серия Паравичини охватывает практически все аспекты этого периода в истории Ordensland , от военных, экономических и религиозных влияний до восприятия региона примерно за столетие. Тем самым он демонстрирует уникальное место региона в истории средневековой Европы.

Päsler, Ralf G. Deutschsprachige Sachliteratur im Preußenland bis 1500. Untersuchungen zu ihrer Überlieferung . Köln: Böhlau, 2003.

Одним из уникальных аспектов истории Тевтонского ордена является обширное производство исторических и литературных текстов. Книга Пэслера представляет собой углубленное, но доступное исследование развития исторической письменности в Пруссии примерно до ее секуляризации, а также содержит полезный каталог рукописных материалов.

Плюсковский, Александр, изд. Окружающая среда, колонизация и государства балтийских крестоносцев. Terra Sacra I и экология крестовых походов, колонизации и религиозного обращения в средневековой Балтике. Терра Сакра II . Turnhout: Brepols, 2019.

Двухтомная серия Pluskowski представляет собой демонстрацию силы истории Ordensland с точки зрения материальной культуры. Фантастический вклад — включение экологических данных в анализ истории региона в Ливонии и Пруссии от ведущих деятелей в этой области.

Селарт, Анти. Ливония, Русь и Балтийские крестовые походы в XIII веке . Leiden: Brill, 2015.

Эта книга представляет собой перевод книги, написанной Селартом на немецком языке и опубликованной в 2007 году под названием Livland und die Rus im 13. Jarhundert. Он предлагает краткий и исчерпывающий обзор церковных отношений в Ливонии до ок. 1300 г., а именно конфликты и борьба между Рижской церковью и тевтонскими рыцарями. Самым уникальным является то, что Селарт знакомится с русскими источниками и использует их для изучения региона.

Селарт, Анти и Матиас Тумсер, ред. Ливландия – eine Region am Ende der Welt? Forschungen zum Verhältnis zwischen Zentrum und Peripherie im späten Mittelalter . Köln: Böhlau, 2017.

Коллекция Селарта и Тумзера описывает историю Ливонии и роль Тевтонского ордена в его присоединении к западному христианскому миру. Ключевыми исследованиями являются исследования Александра Баранова и Густава Стренги по ранней истории Ливонского отделения Ордена и связи событий в этом районе с Европой.

Фон Йерошин, Николаус. Хроники Пруссии Николая фон Ерошина. История тевтонских рыцарей в Пруссии, 1190 1331 . Перевод Мэри Фишер. Aldershot: Ashgate, 2010.

«Хроники Пруссии» Николая фон Ерошина — один из наиболее важных первоисточников по истории тевтонских рыцарей в Пруссии в четырнадцатом веке. Перевод и комментарии доктора Фишера сыграли важную роль в открытии поля для студентов и ученых, только что столкнувшихся с историей Тевтонского ордена и Балтийского региона. Один из немногих первоисточников, доступных на английском языке для региона Пруссии, выбор доктора Фишера для перевода текста в прозаической версии, в отличие от оригинальной поэтической формы хроники, делает текст более доступным.

 


Образец цитирования:
Грегори Лейтон, «Тевтонский орден», Картографирование Восточной Европы , ред. М. А. Росси и А. И. Салливан, по состоянию на 22 апреля 2023 г. , https://mappingeasteurope.princeton.edu.

Царство Русское и Тевтонский орден во времена Юрия II

Главная страница  »    »История »

12 октября 2020

Украинский исторический журнал

Цель исследования — охарактеризовать развитие отношений между Царство Русское и положение Тевтонского ордена в Пруссии в царствование Юрия II, а также проанализировать его договоры с крестоносцами. Методология исследования базируется на принципах историзма, системности и научности. Использованы следующие общеисторические методы: историографический анализ, историко-генетический, ретроспективный, сравнительный, формульно-статистический и текстологический исследования. Научная новизна. На основании широкого круга документальных и нарративных источников выдвигается гипотеза о том, что после смерти последних членов семьи Романовичей осенью 1324 г. аристократия Руси направила послов к великому князю литовскому Гедимину для утверждения кандидатуры Болеслава Троиденовича на престол Руси. Пересматривается известное в историографии мнение об участии рыцарей Руси в польско-тевтонской войне (1327—1332). Выводы. После угасания династии Романовичей и приглашения на галицко-волынский престол Болеслава Троиденовича аристократия Руси попыталась заключить компромиссный договор с великим князем литовским Гедимином, залогом которого должен был стать брак мазовецкой князь с литовской принцессой. Однако посольство Руси, направленное в Литву для выполнения этой миссии, было перехвачено крестоносцами под Гродно. Сообщения о татарской угрозе, встречающиеся в переписке королей Польши и Венгрии с папой Иоанном XXII в 1320-е гг., позволяют говорить об актуальности этой проблемы для европейской правящей элиты. Ввиду этого обязательство Юрия II защищать земли Тевтонского ордена от татар вполне соответствовало политическим реалиям того времени. Сравнительный анализ текстов русско-тевтонских договоров 1334, 1335 гг. не дает достаточных оснований утверждать, что участие бояр в их заключении было проявлением слабости княжеской власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *