«Золотой век». Гипотезы и заблуждения, о которых должен знать современный человек
«Золотой век»
Считается, что «Золотой век» — состояние первобытного общества, свободного от частной собственности и классовых антагонизмов и якобы не знавшего экономического, экологического и политического кризисов. Яркий и образный термин возник впервые в трудах античных мыслителей и литераторов, которые различали в соответствии с мифологической традицией несколько веков в истории человечества.
Самый ранний назван «золотым», поскольку в это время люди жили в мире и согласии под мудрым правлением бога Сатурна. Затем наступил «серебряный век», когда к власти в античном пантеоне пришел Зевс. Жизнь к тому времени резко изменилась в худшую сторону, однако Громовержец быстро навел порядок своими стрелами-молниями. Боги по-прежнему были ближе к земле и людям, отчего жизнь в целом текла спокойно. Затем пришел «медный век», принесший раздоры среди богов и разобщивший людей. В «железный век» бытие человеческого рода резко ухудшилось: люди утратили страх перед богами и ожесточились.
Во времена «серебряного века» во главе греческого пантеона богов-олимпийцев стоял Громовержец Зевс
Многие ученые и философы XVIII–XIX столетий не без влияния ранних просветителей Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и других присвоили доисторической эпохе романтическое название «золотого века», поскольку искренне верили в то, что первобытный человек жил в гармонии с собой, миром и окружающими. Современной наукой доказана нереальность «золотого века» во времена первобытнообщинного строя, хотя многие философы-гуманисты и историки по-прежнему упорствуют в устоявшихся взглядах. Нетрудно назвать причины, по которым первобытная жизнь не может считаться идеальной.
Неравенство существовало и в первобытном обществе, а это означает наличие механизмов угнетения. Самым главным институтом власти и угнетения являлось вождество, т. е. безраздельное господство вождей, которые распределяли продукты и работы, устанавливали законы в форме табу, вершили суд.
В имущественном отношении все были равны, но это было неизбежно в условиях, когда единственным источником пропитания является охота и собирательство. Мужчина-охотник должен был хорошо питаться, чтобы поддерживать свои силы, и никакой вождь не имел права отбирать у охотников еду, ведь каждый добытчик дичи был на счету.Имущественное равенство принимало уродливые формы. В некоторых племенах каждую найденную вещь немедленно разрывали на клочки, чтобы все получили по куску. Предмет становился абсолютно бесполезным, хотя его можно было бы употребить с пользой хотя бы в отношении одного человека. Этим человеком мог оказаться больной сородич, новорожденный, ветхий старик.
Вызывает возмущение у цивилизованного человека первобытный суд. Все представления о справедливости во времена родового строя сводились к принципу талиона: око за око, зуб за зуб. Любопытно, что одной из типичных форм наказания за многие проступки был остракизм (изгнание), равнозначный смерти, т. к. в одиночку первобытный человек выжить не мог.
Известны многочисленные случаи грабительских войн в первобытную эпоху, особенно с началом «железного века», когда появляются первые укрепленные поселения — городища. Отечественным археологам известны военные конфликты дьяковских племен, населявших Подмосковье в «железном веке» и также строивших городища. К слову, под «железным веком» в археологии понимается настоящий век металла, выделенный современными учеными и длившийся с 2500 лет назад до начала I тыс. н. э.
Почти повсеместно в доисторические времена процветали кровавые жертвоприношения и каннибализм. Некоторые жертвоприношения со временем оформились в ужасающие своей жестокостью культы ритуальных убийств. Не менее известны жертвоприношения, связанные с похоронными обрядами. На похоронах племенного царька или другого представителя знати забивались в большом количестве домашние животные и люди, в первую очередь жены умершего, чтобы обильно полить кровью жалкие кости. У древних славян сохранился в качестве наследия от тех времен обряд тризны (принесение в жертву коня на могиле покойного хозяина).
Каннибализм получил широкое распространение в первобытные времена. Неандертальцы и ранние кроманьонцы, предположительно, вообще не брезговали человеческой плотью и не видели ничего предосудительного в том, чтобы съесть своего больного или старого сородича или ребенка. Долго процветало поедание трупов, т. е. умерших людей. Поедание врагов приняло характер ритуала и получило мифологическое объяснение: это необходимая акция, поскольку людоед получает от съеденного врага все его достоинства — силу рук, быстроту ног, зоркость глаз и т. д.
В суровых условиях первобытного строя господствовало отношение к женщине как к обузе, неизбежное при образе жизни, когда главной экономической функцией являлась охота. Женщина не могла заниматься охотой, поэтому сильные мужчины занимали более высокое положение в коллективе. Имело место и искусственное поддержание низкого статуса женщины. Им поручали с детских лет крайне трудоемкую работу. Нередко работа женщин была примитивна, а потому приводила к их умственному недоразвитию и интеллектуальной деградации.
В первобытном обществе женщины выполняли самую трудоемкую работу
Первобытный матриархат действительно наблюдался у некоторых племен, но философы XIX столетия, как считается сегодня, объясняли этот феномен неправильно. Власть женщин сводилась к выполнению тех функций в управлении хозяйством, которые отказывались осуществлять мужчины. Сами же мужчины были поглощены военными набегами на соседние селения и прочими делами, запустив хозяйство собственной деревни.
В первобытном обществе женщины часто служили предметом торговли между деревнями, причем цена одной «единицы товара» была меньше цены на мясо и равнялась связке бананов или чему-нибудь подобному. Процветало похищение женщин, когда купить их было невозможным. Такое воровство приводило к военным столкновениям между племенами.
Наиболее типичными последствиями принижения социальной роли женщины являются обряды ритуальной дефлорации и клитороэктомии. Ритуальная дефлорация — инициация девушек, праздник в честь их вступления во взрослую жизнь. Обряд подразумевает лишение девственности, которое осуществляли все мужчины племени, после чего молодая женщина доставалась своему супругу. По современным представлениям, это акт насилия, но во времена «золотого века» подобные вещи являлись нормой. Клитороэктомия — ритуальное хирургическое удаление у замужней женщины клитора с целью превращения ее в бесчувственную машину для деторождения, неспособную на сексуальные реакции.
Что касается фантастического здоровья первобытных людей, то это выдумка. Они страдали массой заболеваний — простудой, сифилисом, дефектами скелета. Особо сильны были нарушения обмена веществ и прочие последствия недоедания. Стресс также был очень частым, поскольку доисторическому человеку приходилось постоянно сталкиваться с пещерными львами, саблезубыми тиграми, леопардами и прочими опасными хищниками.
Первобытный человек боялся молнии, урагана, затмений и прочих явлений природы, перед которыми не испытывает страха современный человек. Наш предок находился в плену у грубейших суеверий. В результате многочисленных потрясений и испытаний у древних людей снижалась средняя продолжительность жизни, равнявшаяся примерно 25 годам.
Отсюда легкое отношение к детской смертности: «боги дали — боги взяли». Высокая смертность среди детей была неизбежна в условиях отсутствия гигиены и элементарных медицинских познаний. Также широко практиковался инфантицид (детоубийство) по разным причинам — культовое жертвоприношение, болезнь ребенка, нежеланный ребенок. Чаще всего нежеланными были девочки. Племени требовались мальчики как будущие охотники, а вот женщины считались обузой.
Этнографы, изучавшие современные племена с традиционным укладом быта, описывают инфантицид следующим образом.
Гармония первобытного человека с природой полностью выдумана. Современный богатый палеонтологический материал предельно наглядно показывает, как вслед за осваивавшим континенты кроманьонцем следовала смерть. Доисторические люди вызвали в результате чрезмерного промысла экологический кризис, приведший к полному исчезновению животных мамонтовой фауны и прочих крупных млекопитающих и птиц. Гигантские ленивцы, броненосцы-глиптодонты, саблезубые тигры, бизоны, северные сайгаки, пещерные медведи, гигантские лемуры, страусы моа и еще около 40 видов крупных животных были полностью истреблены доисторическими людьми.
Добычей первобытного человека нередко становился страус моа
Вместе с тем жизнь первобытного общества нельзя считать чередой насилия и бездумной жестокости. Доисторический человек умел любить, сочувствовать, сострадать ближним. Первобытные люди рисовали на стенах пещер, черпая вдохновение из мира природы. Эти люди торжественно хоронили умерших, устраивали веселые празднества в знак удачной охоты, молились богам. Наши пращуры зачастую отличались щедростью и простодушием. Альтруизм, т. е. готовность прийти на помощь, являлся фактически движущей силой эволюции человека.
Еще Ч. Дарвин категорично утверждал: «…те общества, которые имели наибольшее число сочувствующих друг другу членов, должны были процветать больше и оставить после себя более многочисленное потомство». Дарвин рассуждал просто и здраво. В одиночку человек ни за что не выживет в условиях дикой природы, поэтому мы являемся коллективными существами. Естественный отбор уничтожал коллективы со слабыми внутренними связями. Если внутри коллектива не было достаточно понимания и участия, то он неактивно защищался от влияния экстремальных условий среды, потому что действия людей не были слаженными.
Крепкие коллективы с дружескими отношениями стойко противостояли природе, потому что в этих обществах главенствовало правило трех мушкетеров — «один за всех и все за одного». Естественно, что дети, рожденные в этих коллективах, выживали чаще. Со временем потомки крепких обществ вытеснили нестойкие общества. Гены, отвечающие за социальные навыки, закреплялись в новых поколениях.
Английский специалист по теории эволюции Дж. Холдейн высказал однажды мнение, что среди этих генов важную роль играли «гены альтруизма». Генетики таких генов пока не нашли, но почти все современные ученые убеждены, что одним из факторов становления человека являлись альтруистические наклонности, поскольку они обеспечивали своим обладателям преимущество в коллективной борьбе за выживание.
Следовательно, древний человек не просто был знаком с гуманностью и альтруизмом, но и выжил во многом благодаря им. Точно так же и в наши дни находится место одновременно для зла и добра. «Золотого века», к сожалению, никогда не было. Но радует то, что никогда не было и «железного века».
ЗОЛОТОЙ СКАРАБЕЙ
ЗОЛОТОЙ СКАРАБЕЙ Агенты в Сен-Жорьез были очень заняты. На ферме в Фаверже Алек Рабинович не отходил от своей рации, ожидая сообщения из Лондона о возвращении Питера Черчилля. В конце концов нужная информация была получена. Выяснилось, что летчик сбросит его над
Золотой сад
Золотой сад На этом судне испанцы достигли залива Гуаякиль, на южном берегу которого увидели огромный город Тумбес с каменными дворцами и храмами. Писарро отправил на разведку двух спутников. На берегу местные жители напоили гостей ароматными напитками и пригласили в
Золотой мираж Сахары
Золотой мираж Сахары В Средние века по Европе ходили удивительные легенды о таинственном и очень богатом городе Томбукту в Западной Африке. Целых пятьсот лет оставался он для европейцев неуловимой мечтой – золотым миражем пустыни
Золотой урожай
Золотой урожай Отпраздновав победу, флибустьеры принялись потрошить город по знакомому сценарию: тотальный обыск домов от подвалов до крыш, истязания граждан, которые успели спрятать свои сокровища, требования дани. Морган угрожал сжечь город, а всех заложников предать
Золотой переулок
Золотой переулок … А потом зажгли фонари, и неестественно желтый свет залил переулок. Он был неприятным и зыбким, казалось, что дома заразились инфекционным гепатитом. Я стоял у часовни, построенной в конце переулка, смотрел на Столешников, и он был удивительно похож на
Путешествие в «золотой город»
Путешествие в «золотой город» В 1596 году лондонское издательство Роберта Робинсона выпустило книгу, ставшую сенсацией. Тираж повторили, а вскоре во Франции, немецких княжествах, Голландии вышли ее переводы. Полное название книги: «Открытие обширной, богатой и прекрасной
«Золотой эшелон»
«Золотой эшелон» Что касается остатков русского золотого запаса, то судьба его, по воспоминаниям, была такова: «Телеграфисты Совнаркома приняли телеграмму из Иркутска на имя Владимира Ильича. В ней сообщалось, что на вокзале Иркутска находятся вагоны с золотом.По
«Золотой гол»: издевательство над футболом
«Золотой гол»: издевательство над футболом Возможно, это было всего лишь желание «вдохнуть новую жизнь» в отжившие свое, как это кому-то показалось, правила. Иначе как можно объяснить, что в 1993 году в ФИФА зародилась идея «золотого гола» — аналога так называемой внезапной
На золотой тарелке
На золотой тарелке К их услугам замки, дворцы, поместья всей Британии и четыре королевские резиденции в Лондоне, в том числе Кенсингтон, Сейнт Джеймс, Букингемский дворец, где в детстве мальчики играли в пожарников на действующих моделях пожарных машин. Когда Уильяму было
7 ЗОЛОТОЙ ВЕК КАРТЕЛЯ
7 ЗОЛОТОЙ ВЕК КАРТЕЛЯ 18 апреля 1981 года, перед приездом в Боготу Джонни Фелпса, молодые колумбийские короли кокаина устроили «встречу в верхах» на побережье Карибского моря неподалеку от Барранкильи. Здесь находилось ранчо Хорхе Очоа — асьенда «Веракрус». На повестке дня
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ На протяжении всей истории России золото было не только основой ее финансовой системы, но и ее главным стратегическим резервом. Поэтому золотой запас страны оберегали и накапливали все правители России, за исключением М. Горбачева. В период перестройки
Понятие «золотого века» в культурологической науке
Золотым веком культуры человечества называют мифологему, обозначающую образ счастливого человечества, которое получило в дар вечную юность, мир и праздность.
Понятие «золотого века» человеческой культуры
Определение 1Золотой век – это мифологема, обозначающая образ счастливого, вечно молодого человека, который живет в бесконечной праздности и мире.
В своем труде «Работа и дни» Гесиод писал о том, что в этом мире люди были бы богами, не знающими горя, печали и тяжелого труда. В те времена, в которые жил Гесиод, люди относились к мифам, как к реальности и действительно верили в то, что «золотой век» культуры существовал на самом деле, а может быть придет вновь.
Золотой век воспевали не только античные поэты, но и люди эпохи Средневековья и Просвещения. Миф о «золотом веке» говорил о том, что когда-то давно случилось так, что человеческая жизнь утратила свое совершенство. Затем многие представления о «золотом веке» проецировались на человеческое будущее, в связи с чем он приобрел утопические черты. Соответственно, данная тема особенно интересна теоретикам социальной утопии, который находят в ней смысл, близкий к их концепциям. Идеальный образ прошлого дает возможность развивать социум. Затем у людей постепенно формировалось историческое мышление, в связи с чем мифологема «золотого века» человечества превратилась в идеальную концепцию, привлекающую утопистов и реформаторов. Особенно данная идея вдохновила людей во времена Великой французской революции.
Миф о «золотом веке» культуры человечества – это уникальное явление, оно лежит в основе многих культур. Человек регулярно возвращался к этой идее, раз за разом, вне зависимости от того, в каком историческом периоде находился и какими были условия его существования. Впервые упоминания о «золотом веке» встречаются у философов эпохи Античности, однако сами по себе корни данной идеи уходят глубоко в древность. Данная мифологема обрастала все новыми и новыми подробностями с каждой новой эпохой.
Периоды древних эпох
Современные ученые склоняются к тому, что «золотой век» наилучшим образом вписывался в периодизацию древности, предложенную Гесиодом в труде «Работа и дни», где им были выделены пять периодов. Поэт Овидий, живший в Древнем Риме, в своей работе «Метаморфозы» выделял четыре древних периода. Периоды, которые были выделены Гесиодом, совпадали с археологическими эпохами, которые были выделены современными учеными:
- Протонеолит
- Неолит
- Медный век
- Бронзовый век
- Железный век
Овидий и Гесиод полагали, что «золотой век» был колыбелью человечества. Он начался при Кроносе-Сатурне, а завершился в эпоху Зевса-царя. Мыслители эпохи Античности описывали данный период как «вечную весну», когда природа одарила людей щедрыми богатствами, а у людей были огромные стада.
После «золотого века» наступил «серебряный», который начинался с правления Зевса-Юпитера. В это время климат испортился, люди были вынуждены строить укрытия из ветвей и других материалов, которые попадались под руку, а также учиться вспахивать поля. В те времена среди людей еще не были распространены жертвоприношения богам.
Третий период носил название «медного», т. к. в это время появились первые орудия труда, сделанные из меди, а также первое медное оружие. Начались кровавые войны, которые, вероятно, еще пока не носили грабительский характер. Жилища люди делали из глины медного цвета, медью покрывались и крыши домов.
Четвертый период отсутствовал у Овидия, однако Гесиод выделял его и называл родом героев. Данный период был перед веком «железных» людей. В данный период было хорошо развито мореплавание, однако было очень много битв и войн, которые так или иначе привели к тому, что данное поколение погибло.
Последнее поколение жило в период железного века. Данный период характеризовался разрушением системы семейных ценностей, падением моральных устоев, умы людей будоражила жажда наживы, многочисленные войны и завоевания.
В древнеиндийском произведении «Махабхарата» также упоминалось о том, что история человечества делилась на древние периоды, которые назывались «югами». Древние индийцы выделяли такие периоды:
- Критаюга – золотой.
- Третаюга – серебряный
- Двапараюга – медный
- Калиюга – железный
В данной периодизации также показано то, как постепенно ухудшалась жизнь людей, начинали падать устои их морали и нравственности, людей поглощала жажда наживы и власти.
В представлении древних индийцев важнейшее значение придавалось драхме – совокупности установленных правил и норм, которые необходимо соблюдать для того, чтобы поддерживать космический порядок. В золотой период драхма царствовала над всеми людьми. В серебряный она двигала только тремя четвертями людей, в то время как остальные были подвержены беззаконию. В медный период дхарма была вытеснена беззаконием наполовину, а в железный – дхармой пренебрегали три четверти населения. Таким образом, можно увидеть, как по мере движения развития общества, люди становились все более слабыми не только физически, но также и духовно, и морально. Главная характеристика данной периодизации заключается в ее цикличности, в соответствии с которой после Калиюги должна была снова наступить Критаюга, которая в данном случае была бы представлена особо высокоразвитой цивилизацией.
Замечание 1Данные описания периодов, несмотря на свою нечеткость, есть в древнегерманских и древнеславянских сказаниях, что указывает на архаическую основу данной периодизации и описание «золотого века» культуры человечества.
Таким образом, можно сказать, что периодизации культуры человечества, которые были даны в произведениях Овидия и Гесиода, в Махабхарате, в сказаниях древних германцев и славян, а также представителей разных культур, также совпадает с современной археологической классификацией древних эпох:
- Протонеолит – золотой период
- Неолит – серебряный период
- Медный век, как и у Гесиода. Овидий писал, что третий период может соответствовать или медному веку, или и медному, и бронзовому одновременно (эпохе палеометалла, которая началась с медного века), в то время как период бронзового века им был опущен.
- Бронзовый век – четвертый, героический период по Гесиоду, которого нет у Овидия.
- Ранний железный век.
Золотой век теории количества
Золотой век количественной теории
Дэвид Э. У. Лейдлер
Твердая обложка
ISBN: 9780691632667
$95.00 Мягкая обложка
ISBN: 9780691603315
$38.00 электронная книга
ISBN: 9781400862481 Доступно как
PDF
26,60 долларов США / 22,40 фунтов стерлингов 38,00 $ / 32,00 £
Продается только в США и Канаде
Доставка по адресу:
Выберите странуUnited StatesCanada
Продается только в США и Канаде
Доставка по адресу:
Выберите странуUnited StatesCanada
Продается только в США и Канаде
добавить в корзину добавить в корзинуОб электронных книгах и аудио
Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, позволяющее читать PDF-файлы, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим наш Страница часто задаваемых вопросов , когда она станет доступной.
Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.
Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Экономика и финансы
- Дэвид Э. У. Лейдлер
- Коллекции:
- Библиотека наследия Принстона
Твердая обложка
Мягкая обложка
электронная книга
Купить это- Продается только в США и Канаде
- Скачать обложку
Как неоклассическая денежная экономика, воплощенная в работах Фишера, Викселя и Кембриджской школы, развилась из классической ортодоксии, доминировавшей в экономике 1870-х годов? Чтобы ответить на этот вопрос, Дэвид Лейдлер рассматривает взаимодействие теоретических разработок с современными политическими дебатами о биметаллизме и эволюции стандарта золотого обмена. Он утверждает, что неоклассическая денежная экономика, в которой количественная теория денег играла центральную роль, заложила интеллектуальную основу для замены золотого стандарта различными управляемыми денежными системами в годы после Первой мировой войны. экспертов по денежной экономике, и эта книга дает наглядное описание и анализ одного из наиболее важных периодов в развитии этой области. Исследователи истории экономической мысли и все экономисты-монетаристы обнаружат, что «Золотой век количественной теории» является наиболее систематическим анализом развития денежной экономики между 1870 и 1919 годами.14 доступных на данный момент.
Впервые опубликовано в 1991 году.
Библиотека Princeton Legacy Library использует новейшую технологию печати по запросу, чтобы снова сделать доступными ранее не издававшиеся книги из выдающегося списка издательства Princeton University Press. Эти издания сохраняют оригинальные тексты этих важных книг, представляя их в прочной мягкой и твердой обложке. Цель библиотеки Princeton Legacy — значительно расширить доступ к богатому научному наследию, содержащемуся в тысячах книг, опубликованных издательством Princeton University Press с момента его основания в 19 году.05.
- Нью-Ломбард-стрит
Перри Мерлинг - Восстание, негодяи и доходы
Майкл Кин и Джоэл Слемрод - Конкуренция и стабильность в банковской сфере
Ксавьер Вивес - Цифровая наличность
Финн Брантон - Цены на жизнь
В. Кип Вискузи
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.
Будьте в курсе последних книжных новостей.
Кеннет Эрроу и золотой век экономической теории
Недавняя смерть Кеннета Эрроу (родившегося 23 августа 1921 года) представляет собой как потерю одного из выдающихся умов в истории экономики, так и закрытие золотого века экономической теории. Этот век, в который входят такие исторически важные фигуры, как коллеги Эрроу по нобелевским лауреатам Пол Самуэльсон и Гэри Беккер, представлял собой развитие и расширение формальной экономической теории, которая привнесла беспрецедентную точность в логические основы социальных наук.
Экономический подход к индивидуальному принятию решений основан на взаимодействии предпочтений, ограничений и убеждений. Этот подход в сочетании с концептуализацией наблюдаемых результатов экономической среды как равновесий позволяет четко понять, как рынки создают и оценивают взаимозависимости в этих решениях. Эрроу и большая часть ученых в этот золотой век разработали логические основы идей, истоки которых восходят к Адаму Смиту и истокам экономической науки, и расширили сферу экономической науки до контекстов, выходящих далеко за пределы рынков обычного спроса и предложения.
Вклад Эрроу охватывает практически всю экономическую теорию, но его можно условно разделить на пять отдельных областей.
Теорема невозможности
Самым известным научным достижением Эрроу является его знаменитая «теорема невозможности», которая лежит в основе понимания того, как правительство или другой коллективный процесс принятия решений может использовать индивидуальные предпочтения в качестве исходных данных для принятия решений . Диктатуры могут сделать это с легкостью: предпочтения лидера определяют действия. Другие случаи гораздо сложнее.
Интуитивно понятно, что демократии стремятся придать равный вес избирателям и проводить политику, которая является «волей народа». Но как следует оценивать различия в предпочтительных результатах? Должен ли каждый иметь один голос на выборах, независимо от интенсивности их чувств по поводу поставленных на карту вопросов? Следует ли голосовать в первую очередь после поста или следует следовать пропорциональному представительству? Есть много способов сделать коллективный выбор.
У нас есть мощная интуиция относительно того, как должны работать процедуры коллективного выбора. Во-первых, если все предпочитают одну политику другой, последней никогда не следует отдавать предпочтение. Еще одно требование состоит в том, чтобы процедуры голосования всегда приводили к последовательным решениям. Но, как показал маркиз де Кондорсе в 1785 г., непоследовательность может возникать в системе голосования по большинству, когда выбор последовательно рассматривается попарно: в частности, возможно, что кандидат А побеждает В, В побеждает С, но С побеждает А, тем самым не давая результата. целостное представление о победителе.
Замечательная проницательность Кондорсе приводит к вопросу о том, могут ли альтернативные схемы голосования избежать таких результатов. В еще более замечательном анализе Эрроу (1951а), который был его докторской диссертацией, задавался вопрос, может ли быть какая-либо процедура, которая уважает предпочтения всех и в то же время всегда приводит к согласованным решениям? Теорема невозможности доказала, что ответ отрицательный. Любая процедура, какой бы умной она ни была, рискует вызвать циклы в голосовании или другие странные результаты. Другими словами, не всегда может быть связный голос народа.
Почему это так важно? Результаты Эрроу никоим образом не ставят под сомнение внутреннюю ценность демократических процессов. Скорее, они демонстрируют, что никакая процедура не может агрегировать индивидуальные предпочтения таким образом, чтобы удовлетворить все цели во всех случаях. В этом смысле идеальной системы голосования или схемы коллективных действий не существует, и любой институциональный проект должен это учитывать.
Теория общего равновесия
Второй большой набор работ Эрроу посвящен теории общего равновесия, главному алтарю математической экономики. Экономическая теория рыночной экономики основана на идее о том, что индивидуальные покупатели и продавцы сталкиваются со стимулами к потреблению большего или меньшего количества в зависимости от цен на товары и услуги. Цены, в свою очередь, корректируются, чтобы сбалансировать спрос и предложение на отдельных рынках.
А что происходит в экономике в целом? Существует ли набор цен, уравнивающий спрос и предложение на разных рынках? Это вопрос о том, существует ли равновесие для всей экономики, и если равновесие существует, является ли оно социально желательным?
«Невидимая рука» Адама Смита утверждает, что децентрализованные решения покупателей и продавцов создают желательные коллективные экономические результаты. Это логически возможно? В 1880-х годах великий экономист Леон Вальрас понял, что математическое представление индивидуального выбора и рыночных взаимодействий позволит найти ответы на такие вопросы. Вальрас определил программу математической экономики, решение которой было отложено до Эрроу и 19-го века.50-е годы.
Вместе со своим бывшим соавтором и лауреатом Нобелевской премии Жераром Дебре, а также с Лайонелом Маккензи Эрроу определил условия природы индивидуальных потребителей и производителей, при которых экономика может находиться в общем равновесии; другими словами, логически возможно, чтобы предложение равнялось спросу на каждом рынке. Эрроу и Дебрё (1954) дали утвердительный ответ на вопрос о существовании, описав, когда возможно равновесие.
Далее, Эрроу (1951b) предоставил расширения и доказательства знаменитых экономических теорем о благосостоянии, которые показывают, что равновесные уровни спроса и предложения оптимальны в том смысле, что невозможно для всех улучшить благосостояние за счет различных уровней. производства и потребления, и что определенные виды трансфертов могут перемещать экономику от одного эффективного результата к другому. Эти теоремы уточняют идею невидимой руки и снова показывают, когда глубокие идеи Смита могут быть оправданы.
Но показать, что что-то логически возможно, не означает, что это действительно так. Чтобы доказать, что равновесие существует и что оно эффективно, нужно сказать, что при наборе предположений о том, как люди делают выбор и как работают рынки, эти вещи верны. Грандиозным достижением Эрроу стало раскрытие логики, лежащей в основе представлений о рыночном равновесии и невидимой руке.
Понимание условий, при которых рыночная экономика эффективна, также показывает, когда она неэффективна. Косвенно это понимание также показывает, как отклонения от определенных идеализаций функционирования рынков определяют степень социальной неоптимальности равновесия.
Таким образом, работа Эрроу в области экономической теории выходит за рамки заезженных дихотомий о том, хороши рынки или плохи, к пониманию того, что они все вместе могут сделать. Неудивительно, что в ранние годы Эрроу питал давние симпатии к социализму и всю жизнь оставался ярым либералом. Его эссе 1978 года о социализме увлекательно иллюстрирует, как глубоко гуманные идеалы взаимодействовали с экономической наукой, порождая политические обязательства Эрроу.
Принятие решений в условиях неопределенности
Третьим большим достижением Эрроу было систематическое исследование влияния неопределенности на принятие экономических решений и совокупные результаты. Эта работа проходила в два этапа. Во-первых, Эрроу разработал большую часть теории принятия решений в условиях неопределенности и последствий неопределенности для понимания рыночного равновесия. Частично это включало определение того, как рациональный агент будет использовать информацию в неопределенном мире, чтобы сделать выбор.
Другая работа характеризовала характер риска как на индивидуальном уровне, так и на уровне рынка. На индивидуальном уровне, где его мышление хорошо изучено в «Стреле» (1971), он наиболее известен тем, что разработал (1965) одновременно с Джоном У. Праттом меры Эрроу-Пратта неприятия риска, которые дают точную характеристику того, как неопределенность в потреблении влияет на полезность индивидуума. Эти меры обычно используются в эмпирических исследованиях.
В терминах рыночного равновесия Эрроу (1964) развил идею о том, что финансовые активы можно рассматривать как «условные товары», то есть объекты, стоимость которых зависит от разрешения неопределенности. С этой точки зрения диверсификацию риска можно понимать как покупку набора условных товаров, которые вместе приносят одинаковую прибыль независимо от того, как разворачивается неопределенность.
Товары, которые окупаются только за один из возможных способов развертывания неопределенности, но не иначе, теперь называются ценными бумагами Стрелы. Ценные бумаги Стрелы важны для современной теории финансов, потому что фактические финансовые активы могут быть переосмыслены как представляющие комбинации ценных бумаг Стрелы. Следовательно, цены ценных бумаг Arrow могут использоваться для определения того, как оцениваются все активы. Эта формализация позволила модели общего равновесия Эрроу-Дебре естественным образом обобщить для учета неопределенности. Эти идеи лежат в основе современной теории финансов.
Распространение теории общего равновесия на неопределенность является прекрасным примером Эрроу как ученого: строгое определение ограничений экономической теории в сочетании с конструктивными решениями с помощью математического формализма.
Несовершенная информация
Более поздние работы Эрроу были сосредоточены на последствиях неопределенности и несовершенной информации. Идеи здесь настолько богаты, что определяют четвертую область его вклада.
Одна из его самых знаменитых работ — «Неопределенность и экономика благосостояния медицинского обслуживания» (1963). Это исследование выявило, почему рынки медицинской помощи практически наверняка не удовлетворят условиям, при которых рыночное равновесие является социально желательным. Что касается текущих дебатов, Эрроу признал проблему морального риска в поведении врачей и пациентов. На все современные научные анализы медицинского страхования повлияли аргументы Эрроу, в данном случае ни один из которых не был основан на математике.
Сосредоточенность Эрроу на следствиях несовершенной информации привела к тому, что он помог создать (вместе с Эдмундом Фелпсом, еще одним лауреатом Нобелевской премии) теорию статистической дискриминации (19).73). Статистическая дискриминация спрашивает, как стереотипы влияют на социально-экономические результаты группы. Предположим, что в группе кандидатов на работу работодатель не может наблюдать за индивидуальными способностями, но может наблюдать за этнической принадлежностью. Тогда можно сказать, что работодатель, пытающийся спрогнозировать производительность, рационально приписывает каждому члену среднюю производительность отдельных представителей этнической группы.
Если одна группа стартует с более высоким средним уровнем образования, это будет означать, что ее члены будут чаще получать предложения о работе. В свою очередь, это искажает стимулы людей к получению более качественного образования и может создать порочный круг, поскольку группы, находящиеся в неблагоприятном положении, рационально не вкладывают средства в образование.
Статистическая дискриминация является ведущим конкурентом моделей дискриминации по вкусу, в которых, например, афроамериканцы могут оказаться в невыгодном положении из-за враждебности. Модель представляла собой огромный интеллектуальный скачок, поскольку она показала, как может происходить дискриминация даже при отсутствии фанатизма.
Экономика знаний
Наконец, Эрроу внес два фундаментальных вклада в экономику знаний. Во-первых, он представил четкое экономическое обоснование государственной поддержки науки. Стрелка (1962а) аргумент вытекает из общественно полезного характера прогресса в знаниях. Выгоды от таких достижений не могут быть полностью использованы разработчиком идеи, и поэтому наука является ярким примером случая, когда условия, при которых эффективность рыночного равновесия не выполняется.
Во-вторых, Эрроу (1962b) разработал формальную теорию того, как знания растут благодаря экономической деятельности. В своей знаменитой модели экономики обучения на практике он утверждал, что рост технических знаний следует понимать не как продукт случайных озарений и вдохновения ученых и других лиц, а как следствие среды, создаваемой экономической деятельностью. . Это означает, что экономический рост может порождать рост. Видение Эрроу на два десятилетия предшествовало появлению современной теории эндогенного роста, пионерами которой выступили Пол Ромер и нобелевский лауреат Роберт Лукас.
Предвидение работы Стрелы над знаниями — лишь один из примеров его живого наследия. Альфред Норт Уайтхед однажды сказал, что европейская философия — это серия сносок к Платону. Сказать то же самое об Эрроу и экономике было бы несправедливо по отношению к достижениям современных исследователей (и это огорчило бы Эрроу). Что правда, так это то, что его сочинения оказались дальновидными во многих, многих направлениях, так что самые глубокие исследования сегодняшнего дня имеют предшественники в арровианской мысли.
Оспаривание и расширение экономической теории
В конце своей карьеры Эрроу активно работал в Институте Санта-Фе, ведущем центре исследований сложности. Он также (вместе со мной) руководил Исследовательской сетью Джона Д. Макартура по социальным взаимодействиям и экономическим результатам. Он был постоянным участником дебатов об окружающей среде и изменении климата и долгое время был научным сотрудником Бейджеровского института экологической экономики.
Что связывает эти виды деятельности? В каждом случае исследовательская работа включала в себя вызов предположениям и методам той же самой неоклассической экономической теории, которую построил Эрроу.
Возможно, это лучшее свидетельство гениальности Стрелы. Создав так много из того, что составляет современную количественную социальную науку, он всегда глубоко осознавал ограниченность здания. Не жертвуя логической строгостью, которая ставит его вклад в область постоянных изменений в знаниях, Эрроу никогда не переставал критически оценивать и подвергать сомнению экономическую теорию. Его замечательная книга 1974 года «Пределы организации» иллюстрирует видение Эрроу возможной социальной науки, в которой дисциплинарные границы между экономикой, социологией и психологией растворяются в стремлении достичь лучшего соответствия сложной реальности.
Удивительная способность Эрроу критически относиться к экономике живет в трех живых лауреатах Нобелевской премии, которых он консультировал. Эрик Маскин, Роджер Майерсон и Майкл Спенс изменили экономическую теорию, потому что они бросили вызов стандартным предположениям, а их глубокие идеи следуют примеру Эрроу, использующему безупречную формальную логику в качестве движущей силы прогресса в социальных науках.
Четвертый лауреат Нобелевской премии, которого он курировал, Джон Харшаньи, был одним из отцов теории игр, которая представляет собой отчетливое построение микроэкономики с анализом рынка и теорией общего равновесия, хотя между ними много глубоких связей. Наследие Эрроу как учителя и консультанта, конечно же, выходит далеко за рамки его самых знаменитых учеников и включает в себя виртуальный легион экономистов.
Подобно Фаусту, безграничная любознательность и страсть к знаниям означали, что Стрела стремилась, не уступая; но, в отличие от Фауста, Стрела не нуждалась в искуплении. Его интеллектуальная честность была безупречной и беспрецедентной на каждом этапе его жизни. Его характер вызывал такое же восхищение и восхищение, как и его интеллект. Личный и научный пример Эрроу продолжает вдохновлять, воспитывать и бросать вызов.
Ссылки
Стрелка, К. Дж. (1951a), Социальный выбор и индивидуальные ценности , Нью-Йорк: Wiley.
Эрроу, К. Дж. (1951b), «Расширение основных теорем классической экономики благосостояния», в Дж. Неймане (ред.) Труды Второго симпозиума Беркли по математической статистике и вероятности, Беркли и Лос-Анджелес: Университет Калифорния Пресс.
Эрроу, К. Дж. (1962a), «Экономическое благосостояние и распределение ресурсов для изобретений», в Скорость и направление изобретательской деятельности: экономические и социальные факторы под редакцией Р. Р. Нельсона, Принстон: издательство Принстонского университета.
Arrow, KJ (1962b), «Экономические последствия обучения на практике», Review of Economic Studies 29: 155-73.
Стрелка, К. Дж. (1963), «Неопределенность и экономика благосостояния медицинского обслуживания», American Economic Review 53, 941-73.
Arrow, KJ (1964), «Роль ценных бумаг в оптимальном распределении рисков», Review of Economic Studies 31: 91-96.
Arrow, KJ 1965), «Аспекты теории несения риска», Хельсинки: Лекции Юрьё Янссона.