Кратко о теории трех штилей Ломоносова
В наше время литература четко разделяется на стили и типы речи, что делает её простой для чтения и понимания. Однако всего несколько веков назад она представляла собой смешение различных слов, не подходящих друг к другу, была тяжелой как для читателя, так и для автора. Но все изменилось с введением теории трех штилей Ломоносова.
Особенности теории
Теория трех штилей была сформулирована М. В. Ломоносовым в XVIII веке, когда русский язык окончательно потерял свой облик. Это произошло из-за иностранных слов, прибывших в страну в большом количестве вместе со своими носителями, которых радостно встречал Петр Великий. Но сама теория существовала задолго до этого времени.
Происхождение и история
Учение берет свое начало в Древнем Риме. Кроме того, оно использовалось в литературе Средневековья и «новой Европы». Его правило заключалось в разделении слов на группы: высокий стиль, средний и простой. Различие между ними состояло в том, насколько велика разница между используемыми словами и обычной разговорной речью, а границы эти были довольно размытыми.
Изначально отличительные черты были следующие: высокий штиль имел наибольшее различие, в нем чаще всего употреблялись риторические средства (то есть лексика, фигуры речи и особое построение предложений). В среднем к ним обращались реже, а в простом они и вовсе отсутствовали. Высоким штилем часто пользовались ораторы и другие политические и народные лидеры, чтобы воодушевить население или убедить противника принять определенное решение на переговорах.
Версия Ломоносова
Михаил Васильевич хотел видеть свой родной язык чистым, красивым и с подавляющим количеством славянских слов. Он призывал всех использовать как можно меньше варваризмов, заменять их исконно русскими синонимами. Ученый сохранил изначальную идею разделения стилей, изменив ее под русский язык и литературу. Ломоносов предписывал прибегать только к одной речевой группе, учитывая литературный жанр произведения. Краткое содержание теории трех штилей Ломоносова можно представить в виде таблицы.
Штиль | Стилистические особенности |
Высокий | Высокая, торжественная речь, благородная, величественная эмоциональная окраска |
Средний | Смешение низкого и высокого стилей, переходное звено |
Простой (низкий) | Разговорный стиль, использующийся в повседневной жизни. |
Можно заметить, что устаревших слов здесь уже гораздо меньше.
Низкий стиль описан кратко — соответствующие ему жанры: басни, песни, комедии, письма и прочие ответвления народного искусства. В нем категорически запрещено использовать церковнославянизмы. Приветствуются устойчивые выражения и диалектизмы, разговорная простонародная речь. Идеальный пример — басня И. А. Крылова «Мартышка и очки»:
Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки.
Лишь стоит завести очки.
Однако не вся лексика была причислена к одному из штилей. В виде исключения некоторые группы слов были оставлены Ломоносовым вне литературного языка:
- устаревшие церковные выражения, уже не используемые в речи,
- высказывания, которые не подходят ни к одному из стилей, потому что в любом из них использование будет неприлично и непозволительно,
- заимствованные слова: ученый считал, что они не нужны русскому языку, недолюбливал, отчасти даже презирал их.
Средний штиль
Это самая большая по количеству и объему группа, поэтому она имеет особые примечания, которые уточняют принадлежность именно к этому виду. Какие же слова объединяет в себе такой стиль? Короткий список для конспекта будет выглядеть так:
- Наиболее популярные и частые в употреблении слова. Возможна церковнославянская речь.
- Так как стиль активно применялся в разговорах повышенной важности (вопросах о политике, нравственности и других), к нему относят «просветительскую» лексику.
- Выражения, которые отражают чувства человека, его настрой и переживания.
Значение изменений
Ломоносов хотел классифицировать русскую лексику, что ему и удалось. Несмотря на несовершенность, которую он сам признавал, ученый смог сделать первый шаг — самую трудную часть работы. Он определил направление для дальнейшего развития литературы, оставив доработку своей теории выдающимся деятелям будущего.
Мнения современников
Многие соотечественники ученого отнеслись к его классификации довольно негативно, объясняя это тем, что церковная лексика делает речь только тяжелее. Однако большинство приняло «реформу» литературы с благодарностью, так как в условиях словесной неразберихи даже такое решение сильно упрощало подбор слов, а также приводило к относительному порядку в жанрах. Всё это значительно облегчало жизнь авторам того времени.
Влияние на дальнейшее развитие
Три штиля Ломоносова были введены относительно недавно, а за прошедшее время уже появилось множество терминов, выведенных из них. Например, многие люди, скорее всего, смогут назвать хотя бы несколько стилей речи. К ним относятся:
- разговорный,
- официально-деловой,
- научный,
- публицистический,
- художественный.
Некоторые из них делятся еще и на подтипы. Например, научный стиль включает в себя научно-популярный, научно-учебный и непосредственно научный. Кроме того, стали обособлять и отдельные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Другими словами, новаторство Ломоносова напрямую повлияло на развитие литературы и ее нынешнее состояние.
понятие, характеристика и примеры из литературы
Литература
12.11.21
10 мин.
В наше время литература четко разделяется на стили и типы речи, что делает её простой для чтения и понимания. Однако всего несколько веков назад она представляла собой смешение различных слов, не подходящих друг к другу, была тяжелой как для читателя, так и для автора. Но все изменилось с введением теории трех штилей Ломоносова.
Оглавление:
- Происхождение и история
- Версия Ломоносова
- Средний штиль
- Мнения современников
- Влияние на дальнейшее развитие
Особенности теории
Теория трех штилей была сформулирована М. В. Ломоносовым в XVIII веке, когда русский язык окончательно потерял свой облик. Это произошло из-за иностранных слов, прибывших в страну в большом количестве вместе со своими носителями, которых радостно встречал Петр Великий. Но сама теория существовала задолго до этого времени.
Происхождение и история
Учение берет свое начало в Древнем Риме. Кроме того, оно использовалось в литературе Средневековья и «новой Европы». Его правило заключалось в разделении слов на группы: высокий стиль, средний и простой. Различие между ними состояло в том, насколько велика разница между используемыми словами и обычной разговорной речью, а границы эти были довольно размытыми.
Изначально отличительные черты были следующие: высокий штиль имел наибольшее различие, в нем чаще всего употреблялись риторические средства (то есть лексика, фигуры речи и особое построение предложений). В среднем к ним обращались реже, а в простом они и вовсе отсутствовали. Высоким штилем часто пользовались ораторы и другие политические и народные лидеры, чтобы воодушевить население или убедить противника принять определенное решение на переговорах.
Версия Ломоносова
Михаил Васильевич хотел видеть свой родной язык чистым, красивым и с подавляющим количеством славянских слов. Он призывал всех использовать как можно меньше варваризмов, заменять их исконно русскими синонимами. Ученый сохранил изначальную идею разделения стилей, изменив ее под русский язык и литературу. Ломоносов предписывал прибегать только к одной речевой группе, учитывая литературный жанр произведения. Краткое содержание теории трех штилей Ломоносова можно представить в виде таблицы.
Штиль | Стилистические особенности |
Высокий | Высокая, торжественная речь; благородная, величественная эмоциональная окраска |
Средний | Смешение низкого и высокого стилей, переходное звено |
Простой (низкий) | Разговорный стиль, использующийся в повседневной жизни. |
Однако для полного представления одной таблицы будет мало. Стоит рассмотреть подробнее каждый стиль.
Высокий — торжественный, величавый стиль. Он состоял исключительно из исконных слов, среди которых большую часть составляли церковнославянские. Его могли использовать только грамотные люди, прочитавшие десятки и сотни книг. Высокий стиль в литературе использовался при написании хвалебных (и не только) од, трагедий, поэм, серьезных рассуждений на важные темы, ораторских речей. Сюда относится ода А. С. Пушкина «Вольность»:
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Средний стиль Ломоносов описал достаточно развернуто. Он соединяет в себе два остальных и является связующим звеном. В нем обращаются как к церковнославянским, так и к простым разговорным выражениям. Сюда же относятся книжные и народные высказывания. Автор отметил, что важно не потерять торжественность высокого стиля, поэтому нужно пользоваться словами аккуратно, уделяя особое внимание их положению.
Прибегая к этому штилю, следовало писать драму, сатиру, стихотворные обращения и послания, эклоги и элегии. Для примера можно обратиться к элегии Пушкина «Счастлив, кто…»:
Счастлив, кто в страсти сам себе
Без ужаса признаться смеет,
Кого в неведомой судьбе
Надежда робкая лелеет.
Можно заметить, что устаревших слов здесь уже гораздо меньше.
Низкий стиль описан кратко — соответствующие ему жанры: басни, песни, комедии, письма и прочие ответвления народного искусства. В нем категорически запрещено использовать церковнославянизмы. Приветствуются устойчивые выражения и диалектизмы, разговорная простонародная речь. Идеальный пример — басня И. А. Крылова «Мартышка и очки»:
Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки.
Лишь стоит завести очки.
Однако не вся лексика была причислена к одному из штилей. В виде исключения некоторые группы слов были оставлены Ломоносовым вне литературного языка:
- устаревшие церковные выражения, уже не используемые в речи;
- высказывания, которые не подходят ни к одному из стилей, потому что в любом из них использование будет неприлично и непозволительно;
- заимствованные слова: ученый считал, что они не нужны русскому языку, недолюбливал, отчасти даже презирал их.
Средний штиль
Это самая большая по количеству и объему группа, поэтому она имеет особые примечания, которые уточняют принадлежность именно к этому виду. Какие же слова объединяет в себе такой стиль? Короткий список для конспекта будет выглядеть так:
- Наиболее популярные и частые в употреблении слова. Возможна церковнославянская речь.
- Так как стиль активно применялся в разговорах повышенной важности (вопросах о политике, нравственности и других), к нему относят «просветительскую» лексику.
- Выражения, которые отражают чувства человека, его настрой и переживания.
Значение изменений
Ломоносов хотел классифицировать русскую лексику, что ему и удалось. Несмотря на несовершенность, которую он сам признавал, ученый смог сделать первый шаг — самую трудную часть работы. Он определил направление для дальнейшего развития литературы, оставив доработку своей теории выдающимся деятелям будущего.
Мнения современников
Многие соотечественники ученого отнеслись к его классификации довольно негативно, объясняя это тем, что церковная лексика делает речь только тяжелее. Однако большинство приняло «реформу» литературы с благодарностью, так как в условиях словесной неразберихи даже такое решение сильно упрощало подбор слов, а также приводило к относительному порядку в жанрах. Всё это значительно облегчало жизнь авторам того времени.
Влияние на дальнейшее развитие
Три штиля Ломоносова были введены относительно недавно, а за прошедшее время уже появилось множество терминов, выведенных из них. Например, многие люди, скорее всего, смогут назвать хотя бы несколько стилей речи. К ним относятся:
- разговорный;
- официально-деловой;
- научный;
- публицистический;
- художественный.
Некоторые из них делятся еще и на подтипы. Например, научный стиль включает в себя научно-популярный, научно-учебный и непосредственно научный. Кроме того, стали обособлять и отдельные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Другими словами, новаторство Ломоносова напрямую повлияло на развитие литературы и ее нынешнее состояние.
Теория комфорта Колкабы — Теория ухода
Теория комфорта Колкабы была впервые разработана в 1990-х годах. Это теория среднего уровня для практики здравоохранения, образования и исследований. Эта теория может поставить комфорт на первое место в здравоохранении. Согласно модели комфорт является непосредственным желательным результатом сестринского ухода.
Теория комфорта была разработана, когда Кэтрин Колкаба провела концептуальный анализ комфорта, в котором изучалась литература по нескольким дисциплинам, включая сестринское дело, медицину, психологию, психиатрию, эргономику и английский язык. После того, как были введены три формы комфорта и четыре контекста целостного человеческого опыта, была создана таксономическая структура для руководства по оценке, измерению и оценке комфорта пациента. По словам Колькабы, комфорт — это продукт целостного искусства ухода за больными.
Колкаба описал комфорт, существующий в трех формах: облегчение, легкость и трансцендентность. Если конкретные потребности пациента в комфорте удовлетворены, пациент испытывает комфорт в смысле облегчения. Например, пациент, получающий обезболивающие в послеоперационном периоде, получает облегчение. Легкость обращается к комфорту в состоянии удовлетворенности. Например, тревоги пациента успокаиваются. Трансцендентность описывается как состояние комфорта, в котором пациенты могут подняться над своими проблемами. Четыре контекста, в которых может возникнуть комфорт пациента: физический, психодуховный, экологический и социокультурный.
Теория комфорта рассматривает пациентов как отдельных лиц, семьи, учреждения или сообщества, нуждающихся в медицинской помощи. Окружающая среда — это любой аспект окружения пациента, семьи или медицинского учреждения, которым медсестра или близкий человек может управлять с целью повышения комфорта. Здоровьем считается оптимальное функционирование пациента, определяемое самим пациентом, группой, семьей или сообществом.
В модели сестринское дело описывается как процесс оценки потребностей пациента в комфорте, разработки и реализации соответствующих планов сестринского ухода и оценки комфорта пациента после того, как планы ухода были выполнены. Сестринское дело включает преднамеренную оценку потребностей в комфорте, разработку мер комфорта для удовлетворения этих потребностей и переоценку уровней комфорта после их реализации. Оценка может быть объективной, например, наблюдение за заживлением ран, или субъективной, например, вопрос о том, чувствует ли пациент себя комфортно.
Kolcaba также включает определения ключевых элементов своей теории медсестер. Потребности в медицинской помощи определяются как потребности, выявленные пациентом и/или его семьей в условиях конкретной сестринской практики. Промежуточные переменные — это факторы, которые вряд ли изменятся и над которыми поставщики медицинских услуг имеют небольшой контроль. Эти переменные включают прогноз, финансовое положение, социальную поддержку и другие. Поведение, направленное на поиск здоровья, — это поведение пациента, стремящегося обрести здоровье. Институциональная целостность — это ценность, финансовая стабильность и целостность организаций здравоохранения на местном, региональном, государственном и национальном уровнях. Наконец, лучшая политика — это протоколы и процедуры, разработанные учреждением для общего использования после сбора доказательств.
Романтизм | Определение, характеристики, художники, история, искусство, поэзия, литература и музыка
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Романтизм , отношение или интеллектуальная ориентация, которая характеризовала многие произведения литературы, живописи, музыки, архитектуры, критики и историографии в западной цивилизации в период с конца 18-го до середины 19-го века. Романтизм можно рассматривать как отказ от заповедей порядка, спокойствия, гармонии, баланса, идеализации и рациональности, характерных для классицизма в целом и неоклассицизма конца 18 века в частности.
Путешествие на рубеж 19-го века, чтобы познакомиться с романтическим музыкальным, литературным и художественным движением. общее возвышение эмоций над разумом и чувств над интеллектом; обращение к себе и усиленное исследование человеческой личности, ее настроений и умственных способностей; озабоченность гением, героем и исключительной фигурой в целом и сосредоточенность на его или ее страстях и внутренней борьбе; новый взгляд на художника как на в высшей степени индивидуального творца, для которого творческий дух важнее строгого соблюдения формальных правил и традиционных процедур; акцент на воображении как на вратах к трансцендентному опыту и духовной истине; навязчивый интерес к народной культуре, национальным и этническим культурным истокам, средневековью; и пристрастие к экзотическому, отдаленному, таинственному, сверхъестественному, оккультному, чудовищному, болезненному и даже сатанинскому.
Собственно романтизму предшествовало несколько связанных с ним событий середины 18 века, которые можно назвать преромантизмом. Среди таких тенденций была новая оценка средневекового романа, от которого романтическое движение получило свое название. Роман представлял собой рассказ или балладу о рыцарских приключениях, в которых акцент на индивидуальном героизме, экзотике и таинственности резко контрастировал с элегантной формальностью и искусственностью преобладающих форм классической литературы, таких как французская неоклассическая трагедия или английское героическое двустишие. в поэзии. Этот новый интерес к относительно простым, но откровенно эмоциональным литературным выражениям прошлого должен был стать доминирующей нотой романтизма.
Романтизм в английской литературе начался в 1790-х годах с публикации Лирических баллад Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Тейлора Кольриджа. Манифестом английского романтического течения в поэзии стало «Предисловие» Вордсворта ко второму изданию (1800) « Лирических баллад» , в котором он охарактеризовал поэзию как «спонтанный излив сильных чувств». Уильям Блейк был третьим главным поэтом ранней фазы движения в Англии. Первая фаза романтического движения в Германии была отмечена новшествами как в содержании, так и в литературном стиле, а также в увлечении мистическим, подсознательным и сверхъестественным. К этой первой фазе принадлежит множество талантов, в том числе Фридрих Гельдерлин, ранний Иоганн Вольфганг фон Гёте, Жан Поль, Новалис, Людвиг Тик, Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель, Вильгельм Генрих Вакенродер и Фридрих Шеллинг. В революционной Франции Франсуа-Огюст-Рене, виконт де Шатобриан и мадам де Сталь были главными инициаторами романтизма благодаря своим влиятельным историческим и теоретическим трудам.
Вторая фаза романтизма, охватывающая период примерно с 1805 по 1830-е годы, была отмечена ростом культурного национализма и новым вниманием к национальному происхождению, о чем свидетельствуют сбор и имитация местного фольклора, народных баллад и поэзии, народный танец и музыка, и даже ранее игнорировавшиеся средневековые и ренессансные произведения. Возрожденное историческое понимание было переведено в творческое письмо сэром Вальтером Скоттом, которого часто считают изобретателем исторического романа. Примерно в это же время английская романтическая поэзия достигла своего апогея в произведениях Джона Китса, лорда Байрона и Перси Биши Шелли.
Заметным побочным продуктом романтического интереса к эмоциональному были работы, посвященные сверхъестественному, странному и ужасному, как, например, « Франкенштейн » Мэри Шелли и работы Чарльза Роберта Мэтьюрина, маркиза де Сада и Э.Т.А. Хоффманн. Во второй фазе романтизма в Германии доминировали Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Йозеф фон Гёррес и Йозеф фон Эйхендорф.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
К 1820-м годам романтизм распространился на литературу почти всей Европы. На этом более позднем, втором этапе движение было менее универсальным по своему подходу и больше концентрировалось на изучении исторического и культурного наследия каждой нации, а также на изучении страстей и борьбы исключительных личностей. Краткий обзор писателей-романтиков или писателей, находившихся под влиянием романтиков, должен включать Томаса Де Куинси, Уильяма Хэзлитта и Шарлотту, Эмили и Энн Бронте в Англии; Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Альфонс де Ламартин, Альфред де Мюссе, Стендаль, Проспер Мериме, Александр Дюма и Теофиль Готье во Франции; Алессандро Манцони и Джакомо Леопарди в Италии; Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в России; Хосе де Эспронседа и Анхель де Сааведра в Испании; Адам Мицкевич в Польше; и почти все важные писатели Америки до Гражданской войны.
Изобразительное искусство
В 1760-х и 1770-х годах ряд британских художников дома и в Риме, в том числе Джеймс Барри, Генри Фузели, Джон Гамильтон Мортимер и Джон Флаксман, начали рисовать предметы, которые противоречили строгим правилам приличия. и классическая историко-мифологическая тематика традиционного изобразительного искусства. Эти художники предпочитали причудливые, патетические или экстравагантно-героические темы и определяли свои образы напряженным линейным рисунком и смелыми контрастами света и тени. Уильям Блейк, другой выдающийся английский художник раннего романтизма, развил свои собственные мощные и уникальные визионерские образы.
В следующем поколении великий жанр английской романтической пейзажной живописи появился в работах Дж.М.В. Тернер и Джон Констебл. Эти художники подчеркивали преходящие и драматические эффекты света, атмосферы и цвета, чтобы изобразить динамичный мир природы, способный вызывать благоговение и величие.
Во Франции главными живописцами раннего романтизма были барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий наполеоновских войн, и Теодор Жерико, чьи изображения индивидуального героизма и страданий в 900-х гг.0031 «Плот Медузы» и его портреты душевнобольных действительно положили начало движению около 1820 года. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной манерой письма, богатым и чувственным использованием цвета, его динамичным композиции, а также его экзотические и авантюрные темы, начиная от жизни арабов в Северной Африке и заканчивая революционной политикой дома.