Теория трех штилей разработана: Теория трёх штилей | это… Что такое Теория трёх штилей?

Содержание

ГБУК «Хакасская республиканская детская библиотека» Республика Хакасия

ТЕОРИЯ «ТРЁХ ШТИЛЕЙ» М.В. ЛОМОНОСОВА

В литературе, как и в других отраслях науки, были свои изобретатели. Одним из них является человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии, неутомимой жажды деятельности, Михаил Васильевич Ломоносов. Он считал, что долг каждого – трудиться не покладая рук для пользы общества, для блага народа, а если надо, героически отдать свою жизнь во имя Родины, торжества любимых идей. Он писал:

Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.

Эти волнующие строки, написанные Ломоносовым, можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности.

С детства проявилась в нём страсть к учению. Самоучкой он освоил начала арифметики и церковно-славянской грамматики. В Москве поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, невзирая на бедность и насмешки однокашников над двадцатилетним учеником-переростком, который «пришёл латине учиться», за год освоил курс трёх классов. Затем, его отправили в Петербург, в университет при Академии наук, а оттуда — завершать образование в Германию.

За границей Ломоносов изучает философию, иностранные языки, точные науки, в том числе, горное дело. Овладев всеми достижениями современной мысли в самых разных областях, он вернулся в Россию, чтобы работать в Академии наук. Он осуществил ряд важнейших открытий в химии, физике, астрономии, занимался историей и филологией, вёл обширную переписку с учёными разных стран. В 1755 г. Ломоносов добился открытия Московского университета.

Ломоносов был учёным энциклопедического размаха. Пушкин, говоря, что Ломоносов «всё испытал и всё проник», имел право называть его «первым нашим университетом». Ломоносову принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания – химии, физике, астрономии.

Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики. В школьные годы Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка и народно­поэтическому творчеству силлабическое стихосложение (от греческого слова, означающего «слог»). От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова – поэт и учёный-филолог  Василий Кириллович Тредиаковский. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов.

Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от греческого слова «тонус», означающего «ударение»). Однако преобразование Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати – и тринадцатисложных) стихов.

Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей, складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога, и ямб, образуемый, наоборот, чередованием сначала безударного, затем ударного слогов. Однако Тредиаковский считал, что ямб малопригоден для русского стихосложения.

Ломоносов принял в основном принцип Тредиаковского, но, будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, он распространил его на все виды стиха. Помимо этого, он считал возможным употреблять, наряду с двусложными, и трёхсложные стихотворные размеры: дактиль,  амфибрахий,  анапест.

Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и энергичным. Именно ямбом и была написана в 1739 г. хвалебная ода Ломоносова, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Произведение это, исполненное горячего патриотического чувства, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху в истории русской поэзии.

Оды, представлявшие собой как бы торжественные, ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевал в них вечную славу героев, величие, мощь и неисчерпаемые богатства родной страны, славил героический характер русского человека.

Ломоносов, как никто до него, почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его «природное изобилие, красоту и силу». Усилия Ломоносова были направлены на то, чтобы сблизить литературную и разговорную речь, обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка. И ему многое удалось сделать в этом отношении.

Для того чтобы внести известный порядок в литературный  язык, разумно ограничить употребление церковнославянских и иностранных слов и оборотов, Ломоносов распределил весь словарный состав славяно-российского языка по трём группам – «штилям», прикрепив к каждому из них определённые литературные виды (жанры).

Церковнославянские слова, устаревшие и ставшие малопонятными, он совсем исключил из литературной речи. Те же из них, которые были «россиянам вразумительны», допускались к употреблению, преимущественно, в так называемых, высоких жанрах – оде, героической поэме и т. п., в силу особой своей торжественности, приподнятости, отделявшихся от простой, обыденной речи. Наоборот, литературные произведения, содержание которых ближе к жизни, – драматические произведения, сатиры – должны были писаться «средним штилем»

 – языком менее книжным, более близким к разговорному. Наконец, для «описания обыкновенных дел», сочинения комедий, эпиграмм, песен, дружеских посланий следовало применять «низкий штиль», в котором могут употребляться и простонародные слова. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова – варваризмы.

Разделение литературного языка на «три штиля», резко отграниченные друг от друга, было связано с теорией классицизма и в дальнейшем стало стеснять писателей. Следующий шаг в совершенствовании литературного языка сделал Николай Михайлович Карамзин. Полный простор свободному развитию языка художественной литературы открыло творчество Александра Сергеевича Пушкина, который в основном продолжил и развил начатую Ломоносовым работу по созданию русского национального языка.

Литературная деятельность гениального поэта-учёного – его поэтическое творчество, его работы в области языка и стиха – имела исключительно большое значение для развития русской литературы. Недаром 

Виссарион Григорьевич Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы».

Тема 5. Языковая программа Ломоносова: формирование норм русского языка

____________________________________________________________________________________________________________

До Ломоносова: петровская эпоха потребовала реформирования. Ломоносов не был создателем теории трех стилей. Он ее только переработал, так как она была разработана еще в Античности. На территории Руси эта концепция продвигалась Прокоповичем. Стили речи (Sublimus):

  1. Stilus.

  2. Medius.

  3. Familiaris.

Характеристика среднего стиля – это характеристика от противного. Низкий стиль – простой, неукрашенный, о бытовых вещах, без метафор, привычные чувства, ритм без изменений. Описание предмета речи в низком стиле сообщается о бытовых, незначительных вещах, в высоком стиле описываются великие события. Прокопович делит стили речи по тематическому и экспрессивному принципу.

Недостатки теорий до Ломоносова:

До Ломоносова выделялись три типа речи по предметно-логическому основанию. Т.е. это теория трех стилей речи, а не трех стилей языка.

Концепция Ломоносова

Ломоносов насыщает эту концепцию лингвистикой.

«Теория трех стилей»

Создается учение о стилистике, подсистемах русского литературного языка (середина 18 века). Ломоносов излагает свое учение в работах «Предисловие о пользе», «Российская грамматика», «Краткое руководство по красноречию». Ломоносов использует три принципа отбора:

  1. Этимологический принцип отбора: сопоставляет церковно-славянские и русские слова.

  2. Стилистический принцип отбора: закрепляет языковые единицы за определенным типом речи.

  3. Функционально-стилистический принцип: отобранные языковые единицы Ломоносов закрепляет за определенным жанром и текстом.

Ломоносов выделяет пять родов речи:

  1. Общеупотребительный род речи: у древних славян и ныне у россиян.

  2. Старославянизмы.

  3. Собственно русские слова (их нет в церковных книгах).

  4. Церковнославянизмы, которые не понятны его современникам.

  5. Презренная лексика (бранная).

Далее Ломоносов говорит, как целесообразно употреблять эти роды речи. Он работает с 1, 2, 3 родами.

  • Высокий стиль состоит из 1 и 2 группы.

  • Средний стиль состоит из слов 1 и 3 группы.

  • Низкий стиль состоит из слов 3 группы (можно смешивать со словами из 5 группы).

Таким образом, мы впервые получаем лингвистическое обоснование теории трех стилей. Далее в «Российской грамматике» Ломоносов пытается рассмотреть фонетические и грамматические варианты в аспекте функционирования, а не описания, т.е. в аспекте стиля. («Российская грамматика» — это первая грамматика русского языка. Она довольно долго была учебником). На фоне стилистики нейтральных языковых средств Ломоносов описывает элементы высокого стиля.

Признаки высокого стиля: фонетические и грамматические

Фонетические признаки высокого стиля:

  • Фрикативный звук [похожий на х и г]. Бог, господин, глаз – это остаток старославянского книжного произношения.

  • Отсутствие результата перехода Э в О. Например, слезы вместо слёзы, версты вместо вёрсты (причем буква Е в этих словах ударная). Слово слёзы просторечное по Ломоносову.

  • Произношение в соответствии с написанием (без редукции гласных и ассимиляции согласных)

  • Особое ударение. Например: милостыня (ы –ударная), дерзнет (е – ударная), сумрак (а – ударная).

Грамматические признаки высокого стиля:

  • Окончание –а в словах (лесу – леса).

  • Наличие форм среднего рода и превосходной степени на –еjш-, -аjш-, -син-. Например, тишайший.

  • Архаические формы числительных (старославянские). Например: Карл XII – Карл второй на 10, 15 сентября – сентября пятое на 10.

  • Употребление собирательных числительных по отношению к низким сословиям, а к высшему сословию нельзя.

  • Употребление причастий.

  • Деепричастия с суффиксами –а-, -ючи- употребляются в собственно российских глаголах.

  • Не? использование для среднего и высокого стилей междометных глаголов типа хвать (!).

  • Возможность пропуска глагола БЫТЬ в настоящем времени, ориентация на фольклор. Например: ЖИЛИ-БЫЛИ.

  • Нет форм прошедшего времени (бывали, живали).

Ломоносов описывает язык как единую языковую систему. Стили и жанры:

  1. Высокий стиль: поэмы, проповеди, фил. сочетания.

  2. Средний стиль: письма, элегии, сатиры, театральные сочетания.

  3. Низкий стиль: комедии.

CALMS Framework | Atlassian

Оцените свои способности и измерьте прогресс на пути к DevOps.

Ян Бьюкенен

Главный инженер по решениям

CALMS — это платформа, которая оценивает способность компании внедрять процессы DevOps, а также способ измерения успеха во время преобразования DevOps. Аббревиатура была придумана Джезом Хамблом, соавтором «Руководства по DevOps», и означает культуру, автоматизацию, бережливое производство, измерение и обмен.

DevOps — это не просто процесс или другой подход к разработке — это изменение культуры. И важной частью культуры DevOps является сотрудничество.

Все инструменты и средства автоматизации в мире бесполезны, если специалисты по разработке и ИТ/эксплуатации не будут работать вместе. Потому что DevOps не решает проблем с инструментами. Он решает человеческие проблемы.

Думайте о DevOps как об эволюции agile-команд — разница в том, что теперь операции включены по умолчанию. Создание команд, ориентированных на продукт, вместо команд, основанных на функциях, — шаг в правильном направлении. Включите разработку, контроль качества, управление продуктом, дизайн, эксплуатацию, управление проектами и любой другой набор навыков, необходимых для долгосрочного продукта. Вместо того, чтобы одна команда делала все или нанимала «профессионалов DevOps», важнее иметь команды, основанные на продуктах, которые могут беспрепятственно работать вместе.

Мало что так способствует сотрудничеству, как наличие общей цели и наличие плана ее совместного достижения. В некоторых компаниях внезапное переключение на команды, ориентированные на продукт, — это слишком и слишком рано. Так что делайте меньшие шаги. Команды разработчиков могут и должны приглашать соответствующих членов операционной группы для участия в планировании спринтов, ежедневных стендапах и демонстрациях спринтов. Операционные группы могут приглашать ключевых разработчиков на свои встречи. Это гибкий и органичный способ быть в курсе работы, идей и борьбы друг друга.

сопутствующие материалы

Узнайте о преимуществах DevOps

сопутствующие материалы

Создайте культуру DevOps Разработчики, операторы и защитники интересов клиентов толпятся над проблемой и решают ее в команде? Сосредоточены ли постмортемы инцидентов на улучшении результатов следующего инцидента, а не на поиске виноватых? Если ответ «да», это хороший признак того, что ваша организация принимает культуру DevOps.

Самые успешные компании придерживаются культуры DevOps в каждом отделе и на всех уровнях организационной структуры. В таком широком масштабе термин «DevOps» часто слишком узок, и этот термин больше не нужен. Такие компании имеют открытые каналы связи и регулярно общаются. Они предполагают, что обеспечение удовлетворенности клиентов является такой же обязанностью менеджмента продукта, как и ответственность команды разработчиков. Они понимают, что DevOps — это не работа одной команды. Это работа каждого.

Автоматизация

Автоматизация помогает исключить повторяющуюся ручную работу, обеспечивает повторяемость процессов и создает надежные системы.

Автоматизация сборки, тестирования, развертывания и подготовки — типичные отправные точки для групп, у которых их еще нет. И эй: какая лучшая причина для совместной работы разработчиков, тестировщиков и операторов, чем создание систем, которые принесут пользу всем?

Команды, плохо знакомые с автоматизацией, обычно начинают с непрерывной доставки: практика запуска каждого изменения кода через ряд автоматических тестов, часто поддерживаемых облачной инфраструктурой, а затем упаковка сборок и их продвижение в средах с использованием автоматизированных развертываний.

Почему? Компьютеры выполняют тесты более строго и достоверно, чем люди. Эти тесты быстрее выявляют ошибки и недостатки безопасности. А автоматизированные развертывания предупреждают ИТ-специалистов и специалистов по эксплуатации о расхождениях между средами, что снижает количество сюрпризов, когда приходит время выпуска.

Еще одним важным вкладом DevOps является «конфигурация как код». Разработчики стремятся создавать модульные компонуемые приложения, потому что они более надежны и удобны в сопровождении. То же самое можно распространить и на инфраструктуру, в которой они размещены, независимо от того, находится ли она в облаке или в собственной сети компании.

«Конфигурация как код» и «непрерывная поставка» — не единственные типы автоматизации, встречающиеся в мире DevOps, но они заслуживают особого упоминания, поскольку помогают разрушить стену между разработкой и эксплуатацией. А когда DevOps использует автоматическое развертывание для отправки тщательно протестированного кода в идентично подготовленные среды, «работает на моей машине!» становится неактуальным.

Бережливое производство

Когда мы слышим слово «бережливое производство» в контексте программного обеспечения, мы обычно думаем об устранении малоценных действий и быстром движении — быть отрывистыми и гибкими. Еще более актуальными для DevOps являются концепции непрерывного совершенствования и преодоления неудач, которые закладывают основу экспериментального мышления.

Мышление DevOps везде признает возможности для постоянного улучшения. Некоторые из них очевидны, например, проведение регулярных ретроспектив, чтобы улучшить рабочие процессы вашей команды. Другие тонкие, например, A/B-тестирование различных подходов к адаптации для новых пользователей вашего продукта.

Мы должны благодарить Agile Development за то, что сделали постоянное совершенствование основной идеей. Первые сторонники гибкой методологии доказали, что простой продукт в руках клиентов сегодня более ценен, чем совершенный продукт в руках клиентов через шесть месяцев. Если продукт постоянно улучшается, клиенты останутся.

И знаете что: неудача неизбежна. Так что с тем же успехом вы можете настроить свою команду на то, чтобы впитать его, восстановиться и извлечь из него уроки (некоторые называют это «быть антихрупким»). Мы в Atlassian считаем, что если вы не терпите неудачу время от времени, значит, вы недостаточно стараетесь.

В контексте DevOps сбой не является наказуемым правонарушением. Команды предполагают, что в какой-то момент все пойдет не так, как груша, поэтому они строят для быстрого обнаружения и быстрого восстановления. Вскрытие фокусируется на том, где процессы упали и как их усилить, а не на том, кто из членов команды испортил код. Почему? Потому что постоянное совершенствование и неудачи идут рука об руку.

Измерение

Без данных трудно доказать, что ваши усилия по постоянному совершенствованию действительно что-то улучшают. К счастью, существует множество инструментов и технологий для измерения производительности, например, сколько времени пользователи проводят с вашим продуктом, привела ли эта запись в блоге к каким-либо продажам или как часто критические предупреждения появляются в ваших журналах.

Хотя вы можете измерить практически все, это не означает, что вы должны (или должны) измерять все. Возьмите страницу гибкой разработки и начните с основ:

Сколько времени ушло от разработки до развертывания?

Как часто возникают повторяющиеся ошибки или сбои?

Сколько времени требуется для восстановления после системного сбоя?

Сколько людей сейчас используют ваш продукт?

Сколько пользователей вы приобрели / потеряли на этой неделе?

Имея прочную основу, проще собирать сложные показатели, связанные с использованием функций, циклом взаимодействия с клиентом и соглашениями об уровне обслуживания (SLA). Информация, которую вы получаете, пригодится, когда придет время для составления дорожной карты и определения вашего следующего большого шага.

Все эти ценные данные помогут вашей команде принимать решения, но они еще более эффективны, если ими поделиться с другими командами, особенно с командами из других отделов. Например, вашей маркетинговой команде нужны блестящие новые функции, которые они смогут продавать. Но тем временем вы наблюдаете высокий отток клиентов, потому что продукт погряз в техническом долге. Предоставление пользовательских данных, которые поддерживают вашу дорожную карту — даже если в ней мало функций и много исправлений — упрощает достижение консенсуса и получение поддержки от заинтересованных сторон.

Совместное использование

Как бы нам ни хотелось иметь волшебную палочку, которая превратит все команды в высокопроизводительные команды DevOps, преобразования DevOps требуют сочетания практик, культурной философии и инструментов. Но, как вы уже читали, преимущества разделения разрозненных областей разработки и эксплуатации того стоят — повышение доверия, более быстрые выпуски программного обеспечения, более надежные развертывания и лучшая обратная связь между командами и клиентами.

Внедрение DevOps — непростая задача. Тем не менее, при правильном подходе, усилиях и инструментах организация может пройти трансформацию DevOps, которая принесет значительные преимущества.

Давние разногласия между командами разработки и эксплуатации в основном связаны с отсутствием точек соприкосновения. Мы считаем, что разделение ответственности и успеха в значительной степени способствует преодолению этого разрыва. Разработчики могут завоевать мгновенную репутацию, помогая нести одно из самых больших бремени операций: пейджер (образная конструкция в наши дни). DevOps придерживается идеи, что те же люди, которые создают приложение, должны участвовать в его доставке и запуске.

В заключение…

В основе этой идеи лежит фраза «вы построили, вы ею управляете», которая способствует практическому подходу в командах. Это не означает, что вы нанимаете разработчиков и просто ожидаете, что они будут отличными операторами. Это означает, что разработчики и операторы взаимодействуют друг с другом на протяжении всего жизненного цикла приложения. Более того, отчеты показали, что код и продукты, прошедшие экспертную оценку, являются единственным обзором, который приводит к лучшей доставке и производительности; на самом деле внешние рецензенты были не более эффективны, чем полное отсутствие рецензирования.

Команды, использующие DevOps, часто имеют чередующиеся роли, когда разработчики решают проблемы, обнаруженные конечными пользователями, и в то же время устраняют производственные проблемы. Этот человек отвечает на срочные проблемы, о которых сообщают клиенты, создавая исправления, когда это необходимо, и работает с накопившимися дефектами, о которых сообщают клиенты. «Разработчик в службе поддержки» многое узнает о том, как приложение используется в реальных условиях. А благодаря высокой доступности для операционной группы команды разработчиков укрепляют доверие и взаимное уважение.

Компания Atlassian создала Open DevOps для команд, которые хотят создать нужную цепочку инструментов с помощью любимых инструментов благодаря интеграции с ведущими поставщиками и приложениями Marketplace. Попробуйте прямо сейчас.

Ян Бьюкенен

Ян Бьюкенен (Ian Buchanan) — главный инженер по решениям DevOps в Atlassian, где он занимается развивающимся сообществом DevOps и применением Jira, Bitbucket и Bamboo для улучшения непрерывной интеграции и непрерывной доставки. Несмотря на то, что Ян Бьюкенен обладает обширным и глубоким опытом работы как с Java, так и с .NET, он наиболее известен как поборник бережливых и гибких методов на крупных предприятиях.

В течение своей карьеры он успешно управлял инструментами разработки корпоративного программного обеспечения на всех этапах их жизненного цикла, от колыбели до могилы. Он способствовал совершенствованию процессов в масштабах всей организации, что привело к повышению производительности, повышению качества и удовлетворенности клиентов. Он создал многонациональные agile-команды, которые ценят самостоятельность и самоорганизацию. Когда вы не говорите и не программируете, вы, вероятно, обнаружите, что Ян предается своим увлечениям синтаксическими анализаторами, метапрограммированием и предметно-ориентированными языками. 9Поделиться этой статьей Это теория среднего уровня для практики здравоохранения, образования и исследований. Эта теория может поставить комфорт на первое место в здравоохранении. Согласно модели комфорт является непосредственным желательным результатом сестринского ухода.

Теория комфорта была разработана, когда Кэтрин Колкаба провела концептуальный анализ комфорта, в котором изучалась литература по нескольким дисциплинам, включая сестринское дело, медицину, психологию, психиатрию, эргономику и английский язык. После того, как были введены три формы комфорта и четыре контекста целостного человеческого опыта, была создана таксономическая структура для руководства по оценке, измерению и оценке комфорта пациента. По словам Колькабы, комфорт — это продукт целостного искусства ухода за больными.

Колкаба описал комфорт, существующий в трех формах: облегчение, легкость и трансцендентность. Если конкретные потребности пациента в комфорте удовлетворены, пациент испытывает комфорт в смысле облегчения. Например, пациент, получающий обезболивающие в послеоперационном периоде, получает облегчение. Легкость обращается к комфорту в состоянии удовлетворенности. Например, тревоги пациента успокаиваются. Трансцендентность описывается как состояние комфорта, в котором пациенты могут подняться над своими проблемами. Четыре контекста, в которых может возникнуть комфорт пациента: физический, психодуховный, экологический и социокультурный.

Теория комфорта рассматривает пациентов как отдельных лиц, семьи, учреждения или сообщества, нуждающихся в медицинской помощи. Окружающая среда — это любой аспект окружения пациента, семьи или медицинского учреждения, которым медсестра или близкий человек может управлять с целью повышения комфорта. Здоровьем считается оптимальное функционирование пациента, определяемое самим пациентом, группой, семьей или сообществом.

В модели сестринское дело описывается как процесс оценки потребностей пациента в комфорте, разработки и реализации соответствующих планов сестринского ухода и оценки комфорта пациента после того, как планы ухода были выполнены. Сестринское дело включает преднамеренную оценку потребностей в комфорте, разработку мер комфорта для удовлетворения этих потребностей и переоценку уровней комфорта после их реализации. Оценка может быть объективной, например, наблюдение за заживлением ран, или субъективной, например, вопрос о том, чувствует ли пациент себя комфортно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *