Теория сильной личности и ее опровержение в романе преступление и наказание: Теория Раскольникова и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Теория Раскольникова и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание»

  • Автор: Ф. М. Достоевский
  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 88 028 раз

Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих».

Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» – это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт: «…настоящий властелин, кому все разрешается, – громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается».

Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь.

Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.

Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.

С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Романович уже «доведен до кондиции» – он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой.

Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Романовича – он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.

Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение – причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман «Преступление и наказание» классикой мировой литературы.

Сочинение «Опровержение теории Раскольникова» по роману «Преступление и наказание»

Перед вами сочинение-рассуждение для 10 класса по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Опровержение теории Раскольникова».

Роман «Преступление и наказание» — идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, «если исполнение его идеи того требует«.

Родион Романович Раскольнико –  главный герой произведения, бывший студент, человек добрый и чуткий к страданиям других людей, оказывается “задавленным нищетой” и, не имеющий возможности помочь близким людям, ищет выход и «заболевает идеей» преобразования мира, общества.

Мир представляется Раскольникову несовершенным, и герой считает себя способным исправить его. Он мечтает защитить всех слабых и обездоленных, восстановить права униженных и бесправных. Все человечество по теории Раскольникова делится на два разряда: »тварь дрожащая” – это толпа, не способная изменить свое положение, и необыкновенные люди, которые призваны повелевать первыми, и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что эти люди способны сказать «новое слово» и «взять власть над дрожащим муравейником«. Если потребуется устранить мешающие препятствия для достижения гармонии, то особенный человек может разрешить себе нарушить нравственный закон и «переступить через труп, через кровь«.

Решив помочь матери, сестре и Мармеладовым, а заодно и разобраться к какому разряду людей он относится, Раскольников убивает жадную старуху-процентщицу. Проверяя свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал, Раскольников подменяет в своей теории причину следствием. Ведь по его теории, в силу своей необычности человек может позволить себе преступление.

Совершенное убийство ведет сразу к нескольким трагедиям: к невольному убийству бедной Лизаветы, смерти матери, узнавшей после суда, что сын — убийца, и к глубокому душевному кризису самого Раскольникова. «Я не старуху убил, я себя убил!» — в отчаянии говорит он. В этом состоит главное развенчание теории избранности. Герой невыносимо страдает от разлада в своей душе: не желая признать свое заблуждение, он готов скорее согласиться, что принадлежит сам к низшему разряду, чем расстаться с идеей. Для Достоевского самое страшное преступление Родиона состоит не только в том, что он убил, а в том, что герой считает себя вправе распоряжаться судьбами других людей, решать кому жить, а кому умирать. Раскольников посягает на идею божьего промысла, он хочет подменить волю Бога своей. По мнению Достоевского, мир един, в нем существуют вечные нравственные законы, данные Богом, есть единый божественный «план» мироздания. Человек, преступающий эти законы, как будто ножницами отрезает себя от других людей и обречен на нравственные муки, как Раскольников, или на самоубийство, как Свидригайлов.

Аркадий Иванович, зная кто убил старуху, говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды». Ведь Свидригайлов тоже считает, «что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«. Разница между героями состоит в том, что Раскольников способен осознать свое заблуждение, поскольку в глубине души его всегда жили ясные представления о добре и зле, которые лишь померкли от безысходности положения. Свидригайлов же совершил массу преступлений из-за испорченности собственной натуры. Он не верит в милосердие, справедливость и порядочность, не видит разницы между честью и бесчестьем, между добром и злом. Поэтому Свидригаилов не выдерживает сделки с совестью и погибает окончательно. Для Раскольникова же Достоевский оставляет возможность воскресения.

Вся система образов в романе подчинена этой цели. Родион с ужасом видит, как близка его теория к мировоззрению подлеца Лужина. Этот мелкий и отвратительный злодей развивает мысли, «по которым людей резать можно”. Он презирает слабых и считает, что сильному «все дозволено«, в центре мироздания для него стоит собственная персона. Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, Раскольников приближается к опровержению и собственной теории, чувствуя ее схожесть с принципами этого человека.

Самым главным обвинением теории Раскольникова является сопоставление преступления героя с «преступлением» Сони. Отчаявшаяся женщина, испробовавшая все пути и не найдя возможности помочь детям, перешагнула нравственные законы и пошла на унижение. Но преступив через свою честь, Соня возвысила себя, потому что цель ее святая — помощь детям. В отличии от нее Раскольников, совершив свое преступление, не только никому не помог, но и принес горе и страдания себе и любимым людям. Сонечка Мармеладова — это образ кротости, терпения, и самоотвержения. Она живет не теориями, а сердцем, любовью и верой. Именно она сыграла главную роль в опровержении теории Раскольникова, она помогла приять герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность его идеи. «А жить-то, жить как будешь?… Ну как же без человека-то прожить?” — от этих простых, но глубоких слов рассыпалась безбожная и античеловечная теория Родиона Раскольникова. Всей своей жизнью, смирением, состраданием, а главное любовью Соня приводит к раскаянию, к пониманию истинных ценностей бытия.

Достоевский свято верит в огромную животворящую силу любви. С ее помощью Раскольников, пройдя через очистительные страдания, приходит и к любви, и к вере, и к возрождению.

Сверхчеловек или теории экстраординарного человека

 

Теории Раскольникова о человеке обыкновенном и человеке необыкновенном часто размыты и неясны в его собственном сознании. Если предположить, что преступление было совершено с целью доказать теорию, то недостатки в преступлении указывают на недостатки или неполноту теории.

Если теории иногда кажутся противоречивыми, то это не результат небрежности Достоевского; напротив, Достоевский умышленно делал теорию местами противоречивой. Раскольников должен был совершить убийство до того, как полностью сформулировал теорию. Достоевский хотел показать молодого интеллектуала, находящегося под влиянием различных теорий, а затем использующего эти теории до того, как он успел их проанализировать. Например, типичным противоречием было бы то, что Раскольников будет одно время утверждать, что убийство было совершено в пользу человечества, а потом будет утверждать, что необыкновенный человек должен быть выше человечества и не заботиться о том, что о нем подумает человечество.

Такое неполное понимание собственных мыслей и такие противоречивые высказывания являются тем обоснованием, которое приводит Раскольникова к возможности искупления. Краткий анализ различных идей отчасти покажет, какие стороны теорий заимствованы, а какие являются результатом собственного мышления Раскольникова.

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1830) написал много работ об общей природе сверхчеловека или экстраординарного человека. Однако его идеи никогда не были сформулированы в единый последовательный тезис. Но в целом извлеченные из различных частей его философии, его взгляды могут быть изложены с некоторой последовательностью. В самом широком смысле гегельянский человек существует для благородных целей; если цели благородны, то и средства могут быть оправданы. Акцент всегда делается на концах вместо означает . Применительно к преступлению Раскольникова теории имеют отношение к следующему.

Старая ростовщица — злой человек, который на самом деле вредит бедным людям, которые приходят к ней за залогом. По Гегелю, всякая вредная часть общества должна быть устранена. Поэтому Раскольников рассуждает, что, убив старого ростовщика, он удалит из общества вредную «вошь».

Если цели благородны, средства могут быть оправданы. У старой ростовщицы много денег, которые будут «растрачены» на бесполезные панихиды по ее душе после ее смерти. На эти деньги Раскольников сможет завершить свое образование и посвятить себя служению человечеству, а может раздать деньги нуждающимся и голодающим семьям, спасая таким образом сотни людей от разорения и нищеты.

Достоевский встречал, по-видимому, и другие взгляды на сверхчеловека или сверхчеловека — взгляды, еще не сформулированные в каком-либо связном целом, но звучавшие везде, где собиралась интеллигенция. Из этих идей самоудовлетворения родился Свидригайлов. Свидригайлов рассуждал бы так: поскольку нет воли (или силы) кроме моей собственной, то я должен полностью отстаивать свою волю, пока она совершенно не освободится от всяких ограничений против нее.

Поскольку вне меня нет силы, которая могла бы наказывать, я могу полностью отстаивать свою волю.

Следовательно, Свидригайловский тип Сверхчеловека — это тот, кто обладает самой сильной волей и способен сделать свои желания и свою силу доминирующими над другими. Свидригайлов может изнасиловать 15-летнюю девушку и вызвать смерть прислуги, не опасаясь наказания. Он утверждает свою волю, чтобы удовлетворить свои собственные желания.

Испытание этого типа Сверхчеловека состоит в том, что он должен оставаться в полном одиночестве и не должен позволять желанию других влиять на свою волю. Таким образом, это утверждение воли изолирует человека от общества. Когда Раскольников пытается утвердить свою волю, он оказывается отрезанным от остального человечества. Именно этого ужасного одиночества Раскольников не выносит и заставляет его признаться, что он снова стал частью человечества.

Собственная теория Раскольникова принимает некоторые из всех вышеизложенных идей с некоторыми собственными штрихами.

Для Раскольникова все мужчины делятся на две категории: обыкновенные и необыкновенные. Обычный человек должен жить в подчинении и не имеет права нарушать закон, потому что он обычный. Наоборот, экстраординарные люди имеют право совершить любое преступление и преступить закон любым способом. Они необыкновенны, потому что это люди, обладающие даром или талантом произносить 9 слов.0009 Новое слово . Именно выдающиеся люди продвигают цивилизацию вперед к новым вершинам достижений. Необыкновенный человек имеет это внутреннее право решать, преступать ли закон или любое препятствие, стоящее на пути практического осуществления его идеи или Новых Слов.

Все великие люди, способные дать обществу что-то новое, не должны подчиняться общему закону, потому что в этом случае они перестают быть великими. Великие люди своими открытиями создают новые законы и поэтому должны иметь право устранить нескольких людей, чтобы сделать свои новые открытия известными всему человечеству. Таким образом, Раскольников «санкционирует кровопролитие во имя совести».

(Раскольников постоянно ссылается на Наполеона, потому что Наполеон имел смелость совершать различные поступки, чтобы осуществить свои планы.)

Следует еще раз подчеркнуть, что Раскольников к моменту убийства не свел эти различные теории в непротиворечивое целое. Все отдельные части были на месте, но некоторые соединительные детали отсутствовали. Убийство было совершено, чтобы увидеть, посмеет ли он совершить убийство и, следовательно, докажет, что его воля сильна.

Преступление и наказание: темы | SparkNotes

Темы — это фундаментальные и часто универсальные идеи, изучаемые в литературном произведении.

Отчуждение от общества

Отчуждение является основной темой Преступление и наказание . Поначалу гордыня Раскольникова отделяет его от общества. Он считает себя выше всех других людей и поэтому не может ни с кем общаться. В рамках своей личной философии он рассматривает других людей как инструменты и использует их в своих целях. После совершения убийств его изоляция растет из-за его сильного чувства вины и полубреда, в который его повергает чувство вины. Раз за разом Раскольников отталкивает людей, пытающихся ему помочь, в том числе Соню, Дуню, Пульхерию Александровну, Разумихина и даже Порфирия Петровича, а потом страдает от последствий. В конце концов, он находит тотальное отчуждение, которое навлек на себя, невыносимым. Лишь в Эпилоге, когда он наконец осознает, что любит Соню, Раскольников пробивает стену гордыни и эгоцентризма, отделившую его от общества.

Подробнее об отчуждении как мотиве в романе Льва Толстого Смерть Ивана Ильича .

Психология преступления и наказания

Манера, в которой роман обращается с преступлением и наказанием, не соответствует ожидаемому. Преступление совершается в части I, а наказание следует сотнями страниц позже, в Эпилоге. Настоящее внимание романа сосредоточено не на этих двух конечных точках, а на том, что лежит между ними — глубоком исследовании психологии преступника. Внутренний мир Раскольникова со всеми его сомнениями, бредом, догадками, страхом и отчаянием составляет сердцевину повести. Достоевского интересуют не фактические последствия убийства, а то, как убийство заставляет Раскольникова справляться с мучительной виной. Действительно, уделяя так мало внимания тюремному заключению Раскольникова, Достоевский, кажется, предполагает, что реальное наказание гораздо менее ужасно, чем стресс и тревога, связанные с попыткой избежать наказания. Порфирий Петрович подчеркивает психологическую сторону романа, поскольку он проницательно понимает, что Раскольников является убийцей, и произносит несколько речей, в которых подробно описывает работу ума Раскольникова после убийства. Поскольку он понимает, что преступник, охваченный чувством вины, обязательно должен испытать душевные пытки, он уверен, что Раскольников в конце концов сознается или сойдет с ума. Опытные игры разума, в которые он играет с Раскольниковым, усиливают ощущение неизбежности исхода романа в силу природы человеческой психики.

Прочтите о родственной теме преступления, вины и невиновности в романе Чарльза Диккенса « Большие надежды ».

Идея сверхчеловека

В начале романа Раскольников видит себя «сверхчеловеком», личностью экстраординарной и, следовательно, выше моральных правил, управляющих остальным человечеством. Его хваленая самооценка вынуждает его отделять себя от общества. Его убийство ростовщика отчасти является следствием его веры в то, что он выше закона, и попыткой установить истину о своем превосходстве. Однако неспособность Раскольникова подавить свое последующее чувство вины доказывает ему, что он не «сверхчеловек». Хотя он осознает свою неспособность жить в соответствии с тем, что он себе вообразил, он, тем не менее, не желает принять полную деконструкцию этой идентичности. Он продолжает сопротивляться мысли о том, что он такой же посредственный, как и все остальное человечество, утверждая про себя, что убийство было оправдано. Только в своем окончательном подчинении своей любви к Соне и осознании радостей такого подчинения он может, наконец, избавиться от своего представления о себе как о сверхчеловеке и от ужасной изоляции, которую навлекла на него такая вера.

Прочтите о родственной идее «свободного духа» в книге Фридриха Ницше « По ту сторону добра и зла ».

Нигилизм

Нигилизм — философская позиция, сложившаяся в России в 1850—1860-х годах, известная тем, что, по выражению Лебезятникова, «отрицает большее». Он отвергал семейные и социальные связи, а также эмоциональные и эстетические интересы в пользу строгого материализма или идеи о том, что вне физического мира нет «разума» или «души». С нигилизмом связан утилитаризм, или идея о том, что моральные решения должны основываться на правиле наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Раскольников первоначально оправдывает убийство Алены утилитарными соображениями, утверждая, что из общества удалена «вошь». Независимо от того, является ли убийство на самом деле утилитарным актом, Раскольников, безусловно, нигилист; совершенно несентиментальный на протяжении большей части романа, ему нет дела до эмоций других. Точно так же он полностью игнорирует социальные условности, которые противоречат строгим взаимодействиям, которых он желает с миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *