Теория мыслителя пифагора самосского о браке: ЖИЗНЬ И ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРА . Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии

4. Пифагор и его школа. Философия

4. Пифагор и его школа. Философия

ВикиЧтение

Философия
Спиркин Александр Георгиевич

Содержание

4. Пифагор и его школа

Пифагор (VI в. до н. э.), теорему которого о соотношении длин катетов и длины гипотенузы прямоугольного треугольника мы учим в школе, был тоже озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» — вот его исходная позиция. Он, первый назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе, куда, кстати, входили и женщины [13]. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии.

Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Культура такого типа мышления развивается до сей поры. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность.

Пифагор

Пифагор (фантазия)Пифагор убедился, что Земля имеет форму шара. Высказывал он эту мысль домашним, знакомым, но те только добродушно смеялись.Однажды эту мысль он вздумал доказывать толпе, собравшейся по какому-то случаю на площади.Долго говорил народу Пифагор. С

В. Пифагор и пифагорейцы

В. Пифагор и пифагорейцы Позднейшие неопифагорейцы составили многочисленные жизнеописания Пифагора и в особенности пространно писали о пифагорейском союзе, но нужно остерегаться и не принимать за исторические факты эти часто искаженные свидетельства. Биография

3. Пифагор и ранние пифагорейцы

3. Пифагор и ранние пифагорейцы Выходцем из греческого Востока был также Пифагор из Самоса, переселившийся при тиране Поликрате (ок. 532 г. до н. э.) в Южную Италию, где он основал в городе Кротоне религиозную общину (союз пифагорейцев). В 6 в. в Греции усиливается

Пифагор

Пифагор ок. 580–500 гг. до н. э.Древнегреческий философ-идеалист, великий математик. Берегите слезы своих детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.* * *Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.* * *Делай великое, не обещая великого.* * *Не гоняйся за счастьем:

2.2. Мир управляется числом (Пифагор)

2.2. Мир управляется числом (Пифагор) Другим знаменитым греческим мыслителем, современником милетских философов, был уже известный нам Пифагор Самосский (с острова Самос). Вспомним, что его знаменитое: «Я не мудрец, но только философ» – принято считать началом

ГЛАВА IV. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ

ГЛАВА IV. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ Источники Личность Пифагора, религиозного реформатора и одного из величайших философов Греции, была уже в V веке окружена легендой, и точные сведения о его жизни, учении и ранней судьбе основанного им союза крайне скудны. Он жил в VI в. до Р. X.,

Пифагор и его союз

Пифагор и его союз Пифагор, сын Мнесарха, уроженец острова Самос, прославился уже среди современников как религиозный учитель, ученый и философ, превосходивший всех своими познаниями. «Многознание уму не научает, – говорит Гераклит, – иначе бы оно научило Гесиода и

Пифагор. Мир управляется числом

Пифагор. Мир управляется числом Другим знаменитым греческим мыслителем, современником милетских философов, был уже известный нам Пифагор Самосский (с острова Самос). Его знаменитое: «Я не мудрец, я только философ» – принято считать началом философии. Так же как и

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.  е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от этой школы сохранилось мало материалов. Так же

4. Пифагор и его школа

4. Пифагор и его школа Пифагор (VI в. до н. э.), теорему которого о соотношении длин катетов и длины гипотенузы прямоугольного треугольника мы учим в школе, был тоже озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» — вот его исходная позиция.

Глава III. ПИФАГОР

Глава III. ПИФАГОР Пифагор, чье влияние как в древнюю, так и в современную эпоху будет предметом рассмотрения настоящей главы, является в интеллектуальном отношении одним из наиболее значительных людей, когда-либо живших на земле, – и в том случае, когда он был мудр, и в том

Мир управляется числом.

Пифагор

Мир управляется числом. Пифагор Другим знаменитым греческим мыслителем, современником милетских философов, был уже известный нам Пифагор Самосский (с острова Самос). Его знаменитое: «Я не мудрец, я только философ» – принято считать началом философии.Так же как и милетцы,

ПИФАГОР САМОССКИЙ (ок. 570–500 до н. э.)

ПИФАГОР САМОССКИЙ (ок. 570–500 до н. э.) Древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагоризма, математик. По Пифагору, принципы математики — числа — одновременно являются и принципами мира, а числовые отношения, пропорции — отражением

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Формирование идеализма античной философии

Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены истоки идеалистической античной философии , основные концепции и представители, панорама первых идеалистических концепций.

Цель лекции: рассмотреть истоки идеалистической философии.

Как уже отмечалось в прошлой лекции, стихийный материализм первых философских концепций древнегреческих мыслителей оставлял много вопросов об устройстве мира. Даже такая развитая и зрелая концепция материалистического атомизма все равно вызывала много вопросов о движении, этике, детерминизме, космогонии и др. Одним из основных принципов, из которых исходит философия античности — это объективизм. Философия космоцентризма, которой является античная философия, не просто материалистична, но это

объективный материализм. Принцип субъективизма появится в философской мысли только во Времена Эпохи Возрождения. Основным объектом античной философии является чувственно-материальный космос, который состоит из атомов, как в учении атомистов, или четырех стихийных прото-элементов (вода, огонь, земля, воздух). Другая черта чувственно-материального космоса — это ум, душа, которые присущи этому космосу. Так вот если стихийный материализм хотел постичь первооснову космоса, то идеалистические течения древней Греции пытались постигнуть Логос, мировой ум или душу чувственно-материального космоса.

Еще одной причиной возникновения идеализма как объекта познания является не только направленность на другую сторону изучаемого объекта, но и ограниченность эмпирического познания. В Древние Времена наука была достаточно ограничена в процессе познания. Большинство теорий, которые выдвигались мыслителями, было невозможно проверить на практике, даже такая гениальная догадка о существовании атомов и то была на долгие века забыта, вплоть до Эпохи Возрождения, поскольку было невозможно провести какие-либо эксперименты. Следовательно, необходимостью было развивать именно рациональный способ познания, который является основой идеализма.

Отдельные идеи идеализма проявляются в диалектике Гераклита, который ввел понятие Логоса (идеальной категории), однако первое идеалистическое учение мы видим в концепции Пифагора. Вершиной философии идеализма в Древней Греции считается философия Платона.

Пифагорейская школа

Пифагор (ок. 580 — 500 гг. до н.э.)

.

Пифагор был родом с острова Самос. Произведения Пифагора и даже его точные биографические данные до наших дней не сохранились. Известно, что в г. Кротон он основал свою философскую школу, которая впоследствии получила название Пифагорейский союз. В результате чего, как писал Ф.Энгельс «философское учение Пифагора подвергалось такому же искажению, как его история жизни. С ним связывалось все, что придумали христианские теологии, склонные к меланхолии и аллегории».

Основными произведениями Пифагора считают «О воспитании», «О делах общины», «О природе».

Онтология. Главной онтологической категорией в учении Пифагора является число. Пифагор долгое время занимался изучением взаимосвязи между числами. Он видел в числах мистическую категорию, с которой связывал суть всех вещей. Главным числом у Пифагора является единица, из единицы получается

неопределенная двоица, из двоицы все остальные числа, затем идут точки, из которых формируются линии, линии создают плоские фигуры, из которых получаются объемные фигуры — это есть чувственно -воспринимаемые тела — огонь, воздух, земля, вода). А эти тела составляют наш мир — Землю. Вот так, начиная с единицы, Пифагор построил весь мир. Учение о сущности бытия Пифагора имеет спекулятивный характер. Пифагор считал, что весь мир можно свести к числу. Наряду с единицей, основным числом было — десять. К этому числу, по мнению Пифагора, можно свести все вещи и явления мира с его противоположностями. Такой подход к сущности мира можно назвать математическим, когда объяснение отношений и связей между вещами объясняется количественно. Учение Пифагора — это первая попытка количественно объяснить мир. Наглядный пример математического объяснения мира — арифметическая геометрия, когда пространственные взаимоотношения между вещами сводятся к числам. Возможность абстрактно в мыслях манипулировать числами, переставлять их, приводит к тому, что числа начинают восприниматься как самостоятельно существующие объекты реальности. Из этого Пифагор делает простой вывод — что числа есть суть вещей, т.е. тот самый первоэлемент, который искали мыслители ранних философских школ. С понятием числа Пифагор и его последователи связывали и понятие гармонии — это идеальное взаимоотношение между вещами. Правильное отношение чисел приводит к гармонии. Душа также воспринималась как гармония, а значит, в основе души тоже лежат числовые отношения. Следовательно, даже основные духовные категории объяснялись через численные категории. А так как число есть идеальная категория, то и философия Пифагора идеалистична по своей сути.

Следовательно, знание также было связано с освоением науки чисел. Такое отношение к числам, конечно же, позволило достигнуть заметных успехов в таких областях знания, как математика, арифметика, геометрия, астрономия и астрология, которые подразумевают серьезные исчисления. Пифагорейцы стали первыми, кто ввел понятие иррационального числа. Пифагорейцы углубились в постижение сущности и законов чисел, правильные числовые пропорции лежат в основе гармонии. В основе хаоса и беспорядка, по мнению Пифагора, лежали иррациональные числа и неправильные числовые отношения. Однако главной заслугой Пифагорейцев является абстрагирование от материальной сущности вещей. Пифагор и его ученики отделили суть вещи от самой вещи, что стало предпосылкой формирования идеалистического учения, которое достигнет своей вершины в философии Платона.

Одним из наиболее интересных последователей Пифагора был Филолай. Филолай занимался вопросами онтологии, гносеологии, космогонии. Одной из главных идей Филолая была созданная им гелеоцентрическая модель космоса, что было очень прогрессивно для его времени. Основной онтологической категорией Филолай также, как и его учитель, считал числа. Филолай с каждым числом связывал определенное свойство реальности. Так единица — это основа бытия, точка основа пространства, двойка воплощает линии, тройка — плоскостное пространство, четверка — стереометрическое пространство, пятерка придает цвет, шестерка одушевляет тела, семерка связана с умом, восьмерка — это воплощение мудрости.

Космогония.Филолай не считал, что в центре всего находится Земля. Геоцентрическая система мира не подтверждается наблюдениями, считал Филолай и был более чем прав. В центре мироздания Филолай полагал вселенский огонь. Этот огонь был назван в честь древнегреческой богини — Гестия -хранительницы домашнего очага и семьи. Гестия — вселенский огонь — есть начало всего бытия. Гестия — это дом Зевса. Мир ограничен огненной сферой, которую Филолай называл Олимп, следовательно, как и большинство мыслителей своего времени, Филолай считал, что мир — это замкнутое пространство, вокруг которого пустота. Филолай также выделял такие элементы мироздания, как Уран и Космос. Уран состоит из Земли, Луны и Анти- земли (антихтона). Космос — складывается из солнца, 5-ти планет, открытых на тот момент, и звезд. Антихтон располагается между Гестией и Землей, не давая нам увидеть вселенский огонь — Гестию. Уран и Космос находятся в круговом вращательном движении вокруг Гестии.

Онтология. Окружающий мир состоит из гармонии, беспредельного и предела. Соединяясь вместе беспредельное и предельное составляют вещи окружающего мира. Под пределом Филолай понимал число, а вот под беспредельным материальную субстанцию. Число упорядочивает эту материальную субстанцию и так образуются вещи. Но в основе мира лежит число. Гармония соединяет разнородное в мире. Также Филолай выделял подлунный мир, где царит гармония и порядок, и надлунный мир, там существует беспредельное, которое хаотично возникает и исчезает и которое еще не стало упорядочено числом.

Гносеология. Филолай был сторонник рационального познания. Это очевидно, поскольку — это единственный способ понять числа. Главное внимание в познании Филолай считал, что нужно уделять числу десять, так как именно это число лежит в основе большинства процессов и явлений. Также Филолай придавал большое значение мнемоническим упражнениям, которые должны помогать в познании.

Таким образом, основная онтологическая характеристика пифагорийского направления заключается в признании числа в основе бытия. Так как число не является материалистической категорией, то пифагорийское учение идеалистично в отношении решения основного вопроса философии.

Пифагор основал философскую школу, названную в его честь Пифагорейский Союз.В эту школу могли попасть и мужчины, и женщины. Но процесс отбора был очень серьезен. Будущие ученики должны были проявить как высокие интеллектуальные способности, так и высокую нравственность. При вступлении в союз ученики лишались частной собственности и затем делились на две группы — акусмататиков и математиков. Первые учили догматические знания, вторые занимались доказательством и обоснованием знаний. Каждый Пифагореец вставал засветло, день начинался с мнемонических упражнений. В конце дня каждый пифагореец анализировал свой день, отвечая на три вопроса: «Как я прожил сегодняшний день? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?» Проблематика, которой занимался Пифагорейский союз, была достаточно широкая. В центре их внимания оказались не только вопросы гносеологии, но также социальной философии. Особое внимание уделялось вопросам этики. Пифагорейцы разработали иерархию ценностей, самые высшие из которых были — благопристойность и прекрасное (например, наука или философия), на следующей ступени находились польза и выгода, а на самой низшей ступени — удовольствие. Пифагорейцы разработали учение о «надлежащем», т.е. о том, что необходимо делать человеку. Это включало следующие предписания — подавление страстей и сильных эмоциональных порывов, культ старших, культ дружбы между членами Союза, почитание Пифагора.

Пифагорейцы вели активную политическую жизнь, но этическим идеалом Пифагорейцев был не политик, но мудрец-философ, который занимается созерцательным образом жизни и познает мироздание.

Плюралисты

Достаточно далеко по пути идеализма продвинулись плюралисты, особенно Анаксагор. Хотя это течение было только началом идеалистической философии. Главными представителями этого течения являются Эмпедокл и Анаксагор. Учение Эмпедокла и Анаксагора завершает первый этап античной философии.

Эмпедокл (V в. до н.э)

Основными произведениями Эмпедокла являются » Очищение», «О природе «, которые сохранились до наших дней.

Онтология.Философия Эмпедокла все еще является стихийным материализмом. Но Эмпедокл выделяет не одну первоматерию, а 4 стихии — это корни всякого бытия. Эти четыре первостихии Эмпедокл ассоциировал с Богами греческого Олимпа. Так Зевс воплощал огонь, Гера — воздух, Гадес — землю, Настида — воду. Четыре стихийных элемента пассивны. Эмпедокл выделял две движущие силы, которые путем смешивания четырех стихий способствовали созданию всего многообразия мира — любовь (дружба) и вражда (ненависть). Таким образом в основе всего сущего лежат четыре стихийных первоэлемента и две движущие силы. Эти две силы носят материальный характер. Они постоянно разъединяют и соединяют четыре первоэлемента от маленьких до самых больших частей. Первоэлементы Эмпедокла не могут быть сотворены или уничтожены. Они есть вне времени — они неизменны, они были, есть и будут. Такой взгляд Эмпедокла приближает его теорию к взглядам элеатов. Эмпедокл отрицал идею атомистов о существовании пустоты. По мнению Эмпедокла, не существует пустоты, но вещи только меняются друг с другом местами. Однако одним из главных атрибутов материальных стихий является движение — перемещение. Отдельное внимание Эмпедокл уделял движению света, он считал, что скорость света бесконечна, но человек не может это воспринять, так как не обладает развитыми органами чувств.

Космогония.Стихийный материализм Эмпедокла отражается и на космогонических взглядах Эмпедокла. Эмпедокл выделял 4 стадии мироздания.

  • Сайфос — это первичная стадия, в которой находился космос. В этой стадии четыре первоэлемента (вода, огонь, воздух, земля) находились в истинном единстве. На этой стадии не было вражды, только любовь ( филия ). Акосмическая стадия, так как здесь есть только одно активное начало — любовь.
  • На следующей стадии в мир приходит вражда, и стихии начинают разъединяться. Космические активные начала — вражда и любовь уравновешивают друг друга
  • На третьей стадии существует только вражда. Все стихии разделены. Эта стадия акосмическая
  • На четвертой стадии происходит возврат любви. Стихии соединяются любовью. Космическая стадия

Это космогонический процесс развития, который выделил Эмпедокл в космогонии. По мнению Эмпедокла, этот цикл есть круг времен. Путем объединения и разъединения стихий двумя движущими началами образуется все многообразие вещей в мире.

Гносеология. Как представитель стихийного материализма Эмпедокл был сторонник чувственного познания. Характеристикой гносеологии Эмпедокла является гносеологический оптимизм. Эмпедокл считал, что познание возможно, и истина принципиально достижима. Это объясняется тем, что объект и субъект познания состоят из четырех стихий. Получалось познание «подобного подобным». Человек мог познать Филию, так как сам может любить, и также вражду, так как сам умеет ненавидеть.

Учение о живом. Эмпедокл постулировал идею об органической целесообразности. Он считал также как Анаксимандр, что живые организмы произошли от неживых. Однако, он считал, что организмы не появились целиком развитые. Он считал, что вначале из неживой материи были образованы части живых организмов, которые потом соединялись и разъединялись, подобно тому, как соединяются и разъединяются четыре первоэлемента. А затем, наиболее удачные соединения, проверенные школой выживания на земли выжили, так как были более приспособленные, чем другие. Эмпедокл считал, что сочетание частей были настолько удачны, что возникает мысль о том, что это было заранее продуманно высшим разумом.

Интересной онтологической особенностью первоэлементов Эмпедокла является их одухотворенность. Учение Эмпедокла все еще относится к стихийному материализму. Но стихии Эмпедокла одухотворены. Такое разрешение онтологического вопроса о первопричине приближает его концепцию к идеализму. Хотя надо отметить, что Эмпедокл является представителем стихийного материализма, так как четыре первообразующие стихии все же материальны хотя и одухотворены.

Однако его учение было развито Анаксагором, который гораздо дальше продвинулся по пути идеализма.

Пифагор

Возраст от 7 до 14 лет

Статья группы NRICH

Опубликовано в 2011 г. философ, живший примерно с 580 г. до н.э. по 500 г. до н.э. Он сделал важные достижения в математике, астрономии и теории Музыка.

Пифагор провел большую часть своей жизни, изучая математику и сформировали специальную школу, члены которой следовали строгим правилам, таким как никогда не есть мясо. Пифагор считал, что все в мир можно было объяснить числами, и его школа усердно работала, чтобы постарайтесь узнать о числах достаточно, чтобы иметь возможность понять вселенная.

Это чье-то представление о том, как мог выглядеть Пифагор

Кое-что из того, что они думали о числах, кажется нам странным сейчас. Например, считалось, что у чисел есть свои особые природа. Пифагорейцы считали числа мужскими или женскими, уродливыми или красиво или имело особое значение.

1 — номер причины.

2 — первое четное или женское число, количество мнений.

3 — первое истинно мужское число, число гармонии.

4 число справедливости или возмездие.

5 означает брак.

6 это создание …и так далее.

Другие идеи, над которыми они работали, до сих пор узнают в школе и что математики до сих пор используют. Некоторые из них:

Нечетные числа, такие как 1, 3, 5, 7, 9, 11

Четные числа, такие как 2, 4, 6, 8, 10, 12

Треугольные числа, такие как 1, 3, 6, 10, 15

Квадратные числа, например 1, 4, 9, 16, 25

Школа Пифагора также изучала формы и особенно интересуют треугольники. Одна теорема (изложение идеи) они работал над было:

Сумма углов треугольник равен двум прямым углам.

Это значит, что если вы возьмете любой треугольник, оторвите углы и сложите их вместе, как пазл, вы получите прямую линию (то же самое, что два прямых угла).

Возможно, самая известная теорема в мире известна как Теорема Пифагора. Считается, что это было известно Вавилоняне на 1000 лет раньше, но Пифагор, возможно, был сначала доказать это.

Теорема такова: для прямоугольный треугольник, квадрат гипотенузы равен сумма квадратов двух других сторон.

«Гипотенуза» — это название стороны, противоположной прямой угол.

В этом примере сторона a равна 3 см. в длину, поэтому площадь квадрата с этой стороны 3 x 3 = 9.

Сторона b имеет длину 4 см, поэтому площадь квадрат с этой стороны равен 4 x 4 = 16.

Сторона c имеет длину 5 см, поэтому площадь квадрат на этой стороне равен 5 x 5 = 25.

Теорема Пифагора говорит, что если мы сложите меньшие квадраты вместе, мы должны получить большой квадрат: 9 + 16 = 25

9{2} $

Если вы хотите узнать больше о Пифагоре, посетите Сайт истории математики Сент-Эндрюс.

Греческая философия — Пифагор — Сама мысль

Как упоминалось в прошлый раз, у Анаксимандра был ученик по имени Пифагор (570–495 гг. до н. э.), который, как говорят, встретил Фалеса, который посоветовал Пифагору отправиться в Египет, чтобы изучать математику , наука и космос. Пифагор наиболее известен сегодня своей математической теоремой Пифагора, треугольной, как и большая часть работ Фалеса, а также египетскими пирамидами. Пифагор — самый известный из «досократических» философов, тех, кто учил до Сократа, Платона и Аристотеля.

ПИФАГОРЕЦЫ ПОКЛОНЯЮТСЯ ВОСХОДЯЩЕМУ СОЛНЦУ ГАРМОНИЧНОЙ МУЗЫКОЙ

В то время как у милетцев была школа по ассоциации, Пифагор — первый греческий мыслитель, основавший школу, которая на протяжении сотен лет была известна как пифагорейская. Пифагор также первым назвал себя «философом», любителем мудрости, и он оказал большое влияние на Платона, самого известного и влиятельного из греческих философов. Платон, как и Пифагор, основал крупное движение платонизма (известное сегодня как неоплатонизм), и именно от нескольких выдающихся неоплатоников (особенно Порфирия и Ямвлиха) мы знаем о Пифагоре и его учениях. Эти неоплатоники считали, что и Пифагор, и Платон были посланы богами человечеству. В то время как пифагорейцы просуществовали всего несколько сотен лет, неоплатоники привнесли много пифагорейства вместе с платонизмом в золотой век ислама и итальянское Возрождение.

Пифагор родился на острове Самос, у турецкого побережья древней Ионии, недалеко от Милета. Он путешествовал, прежде чем поселиться в Кротоне, греческой колонии на территории современной Южной Италии. Пифагор собрал много учеников, и эти пифагорейцы стали участвовать в политике, сыграв значительную роль в аристократическом правлении Кротона. Подобно Платону, Аристотелю и другим греческим мыслителям, Пифагор верил в аристократию через меритократию, что те, кто поднялся в достижениях и образовании, должны управлять обществом. Позже пифагорейцев преследовали и прогнали с острова. Место их встречи было подожжено, и многие из их членов погибли в огне.

Пифагор, как и Платон, почитался более поздними последователями как божественное существо, и к его биографии было добавлено много мифологии. Говорили, что он был сыном Аполлона (имя, которое пифагорейцы интерпретировали как означающее «не» (А), «много» (поли), высшее единство, подобное апейрону Анаксимандра и богу Ксенофана, которые мы рассмотрим далее). Подобно Аполлону и солнцу, Пифагор, как говорили, светился мудрой аурой. Оракул Аполлона в Дельфах, место, которое Анаксимандр считает центром и пупом земли и космоса, и место, куда Сократ ходил, чтобы узнать о себе, был домом Пифии, жрицы, курившей благовония и/или геологические газы. предсказывать будущее в загадочных загадках. Имя «Пифагор» означает «Аполлон-жрица-профессор», тот, кто исповедует перед другими величие Оракула Аполлона (как на Агоре, общественной площади), тот, кто говорит от имени Аполлона, как жрицы, или тот, кто говорит/исповедует на равный уровень со жрицами. Говорят, что одна дельфийская жрица по имени Фемистоклея научила Пифагора этике.

О Пифагоре ходило множество легенд. Говорили, что помимо того, что он сиял, как само солнце, у него было золотое бедро, которым он однажды похвастался на Олимпийских играх (не написано, какое бедро было золотым или почему у него не было двух), что он мог предсказывать будущее несколько раз. поколений, что он мог перемещаться (быть в двух или более местах одновременно, как говорят некоторые индийские гуру), что однажды река приветствовала его, назвав его имя, и, что лучше всего, что он убил отравленную змею, укусив ее (древняя версия фразы «Снежный человек хранит фотографию Чака Норриса, которую он сделал»).

Говорят, что Пифагор много путешествовал и, согласно Диогену Лаэртскому, учился у египтян, вавилонян, финикийцев, персов, иудеев, индийцев и других (обратите внимание, что он упоминает индийцев). Хотя это пока самый обширный список поучительных культур для мыслителя, как упоминалось ранее, трудно понять, достиг ли Пифагор всех этих мест или после этого его заставили смотреть на мир.

Ксенофан сказал, что Пифагор верил в переселение душ, и что Пифагор однажды остановил человека от избиения собаки, сказав, что он услышал голос своего мертвого друга в собачьем крике. Это же утверждает и Гераклит, высмеивая Пифагора за то, что он был мудрейшим из людей, а между тем полагая, что в одной предыдущей жизни он был сардиной, а в другой — огурцом. Гераклит, кажется, использует Пифагора, чтобы показать нам, что самые мудрые все еще глупы, только сами относительно мудры. Подобно Фалесу, Пифагор считал, что все вещи наполнены душами и/или богами, что требовало этического отношения ко всей жизни.

Трудно узнать об учении Пифагора и практике пифагорейцев, поскольку они верили в сохранение секретов. В древнем мире знание часто держали в секрете для собственной защиты, как мы увидим Платона в его «Государстве». Самые важные учения преподносятся тем, кому доверяют, и живут на практике, а не записываются для того, чтобы неизвестные люди могли их неверно истолковать. Известно, что Пифагор не зафиксировал какое-либо из своих учений в письменной форме. Мало того, что разглашение учений за пределами общины было запрещено, новых членов проверяли, как долго они могут хранить молчание, воздерживаясь от того, чтобы говорить что-либо кому-либо. Сообщество было разделено на новых «слушателей», которых обучали общим учениям, и внутреннего круга «учеников», которые активно стремились к истине и делились своими открытиями только с этой группой. Одни источники говорят, что это были две отдельные школы, одна догматическая, а другая прогрессивная, а другие говорят, что это были два уровня в одной и той же школе/обществе.

В общине было много женщин-пифагорейок, хотя все основные пифагорейские тексты, дошедшие до нас, написаны мужчинами, и неясно, какой статус имели бы женщины. Некоторые говорят, что у пифагорейцев было все общее, что и является платоновским идеалом Республики. Это может включать собственность или отношения и воспитание детей.

Считалось, что пифагорейцы были вегетарианцами, хотя, возможно, были запрещены только некоторые виды мяса. Пифагорейцы не ели бобы, так как считали их эмбриональными душами на ранней стадии переселения (возможно, потому, что бобы напоминают яички). Диоген Лаэртский говорит, что, когда кротоны сожгли школу Пифагора, Пифагор попытался бежать, но обнаружил, что не может, не вытаптывая бобовые растения, и поэтому позволил поймать и убить себя. Все другие источники говорят, что он сбежал, и не упоминают о том, что бобы пострадали при поджоге школы.

Для Пифагора космосом правит порядок, особенно математика и музыка. История гласит, что когда Пифагор проходил мимо кузнечной мастерской, он услышал различные удары молота, гармонирующие друг с другом. При ближайшем рассмотрении он обнаружил, что молоточки издавали разные звуки пропорционально своему размеру, поэтому молоток естественным образом гармонировал с другим молоточком половинного размера. Хотя эта история считается ложной, он мог обнаружить то же самое во многих древних культурах, измерив длину струн различных инструментов.

Гармония Сфер (также Музыка Сфер), математическое вращение планет рассматривалось как безмолвная симфония. Эпические поэты упоминали, что в более крупных хоровых постановках наряду с хореографией участвовало много певцов и инструментов. Пифагор считал, что так работает космос и душа, которая сама по себе, как звезды, представляет собой гармонию чисел и пропорций. Математика неизменна (2 + 3 = 5), в отличие от тела, но как разум, который идеален и бессмертен. Это прообраз Платона, который также считал, что идеальное и численное являются высшими причинными силами физического и материального.

Нумерология — это наука о священных числах, когда математика и физика не специализировались отдельно от религиозных традиций (как от алхимии до современной химии). Tetractys  – это пирамида из десяти вершин, где десять — совершенное число. Священный символ пифагорейцев, они, как говорили, приносили клятвы перед ним и что он был открыт Пифагору божественным (вероятно, Оракулом Аполлона в Дельфах). Все происходит от Великого Единого, Всевышнего. Все то, что исламские и христианские неоплатоники позже приравняли к монотеизму. Серия Тетрактис разворачивается не просто в двухмерную пирамиду, но и в трехмерную пирамиду (одномерная точка, двухмерная линия, двухмерный треугольник, трехмерная пирамида). Пирамида представляет собой форму огня и света, огонь направлен вверх, а свет сияет сквозь облака, образуя пирамиду. Пифагорейцы считали, что мир возник из сингулярной точки (подобно современной теории Большого Взрыва), которая породила числа, из которых произошли точки, из которых произошли линии, из которых произошли плоскости, из которых возникли твердые тела, из которых произошли элементы.

В отличие от милетцев, Пифагор сделал числа и пропорции первоэлементом, своим первоэлементом. Пифагор учил, что земля состоит из кубов, огонь из пирамид, воздух из октаэдра (восьмигранная двойная пирамида), вода из икосаэдра (двадцатигранная) и сфера космоса из додекаэдра (двенадцатигранная). Числа, линии, стороны и вещи космоса отделены и очерчены друг от друга пустотой, вписанной дыханием космоса. Эта пустота, как и сам космос, не бесконечна, а конечна, ограничена пропорциями.

Аристотель возражал против пифагорейцев, говоря, что, в отличие от милетцев, пифагорейцы основывают свой космос на вещах, не воспринимаемых в природе. Мы не видим математики или неизменных цифр, когда смотрим на мир. Следует, однако, упомянуть, что Аристотель действительно верил, что небеса движутся абсолютными силами и что они нисходят вниз, смешиваются и хаотичны здесь, на земле, в отличие от их идеального вращения на небесах.

Музыкальные интервалы четвертой, пятой и октавы считались священными. Платон последовал в этом за Пифагором, и эти «отношения» лежат в основе нашего слова «рациональный» (а также «иррациональный»). «Рациональное» — это то, что правильно пропорционально. Музыканты в более ранних культурах хорошо знали, что перещипывание половины струны дает одну октаву, три четверти дают одну четвертую, а две трети дают одну квинту.

Здесь место ницшеанской критике Платона и идеализма: правда есть то, что для нас прекраснее всего, а у Пифагора и Платона прекрасные музыкальные интервалы и симметричные построения математики почитаются как истинно реальное, порождающее физическое и очевидный. Асимметричные органические фрактальные узоры считались отвратительными и бессмысленными, несмотря на то, что Мандельброт показал, насколько они олицетворяют красоту природы с помощью фрактальной геометрии, работая в IBM в 1960-х годах. Как и многие современные физики, Аристотель говорит нам, что пифагорейцы предполагали, что космос управляется несколькими универсальными математическими принципами. Почему космос должен соответствовать простой математике, если даже математика не вполне систематична согласно теореме Гёделя о неполноте?

Когда речь идет о квадратном числе, например, о тех, что используются в теореме Пифагора, Пифагор понимал его как квадрат точек (например, 9 представляет собой квадратную сетку из трех рядов по три точки в каждом). Пифагорейцы могли бы возводить в квадрат только целые числа или числа, которые можно было бы выразить в простых отношениях (например, квадрат двух третей равен четырем девятым).

Противоположности, занимающие центральное место в человеческом мышлении, были важны для пифагорейцев, и их набор из десяти противоположностей подобен другим системам, встречающимся в разных культурах (некоторые идентичны даосизму). Предельное, нечетное, одно, правое, мужское, остальное, прямое, светлое, доброе и квадратное были соединены с неограниченным, четным, многими, левым, женским, движущимся, изогнутым, темным, злым и продолговатым. Обратите внимание, что первое — это предел/неограниченность, из которого исходит нечетное/четное, из которого исходит один/много, сродни порождению космоса. Квадрат и продолговатый относятся к числам, которые образованы рядами точек в виде квадрата или как можно ближе к квадрату.

Определенные числа были связаны с важными вещами. Один был связан с разумом и сущностью, поскольку разум есть союз и сущность человеческого индивидуума и космоса. Четыре ассоциировалось со справедливостью, так как это первое число, которое представляет собой четное число, умноженное на четное число (2 x 2). Пятерка ассоциировалась с браком и союзом, так как четное добавлялось к нечетному (2+3), женское добавлялось к мужскому. Семь ассоциировалось с удовлетворением, поскольку считалось, что дети становятся подростками в семь лет, а затем взрослыми в четырнадцать.

Хотя особенности учения Пифагора неизвестны, похоже, что он учил умеренности и воздержанию от чрезмерных удовольствий для процветания ума и тела. Подобно индийскому аскетизму, душа должна быть приведена в порядок и таким образом очищена. Подобно буддистам, пифагорейцы верили, что душа/разум/я перевоплощается до тех пор, пока не достигает освобождения в союзе с душой космоса, универсальной душой. В отличие от буддистов, пифагорейцы видят в этом выход из безграничного в союз с порядком, а не выход в безграничное, которое, как считали пифагорейцы, в значительной степени находится за пределами космоса.

Гераклит говорит, что египтяне учили трехтысячелетнему циклу, который проводит душу через все слои животной жизни, прежде чем она снова переродится в человеческое существо. Неясно, придерживался ли этого Пифагор, но Геродот говорит, что некоторые греки поступали без упоминания имен. Пифагор видел, что человеческая личность связана циклами, как и космос, и поэтому люди должны стремиться придерживаться сбалансированных циклов, которые созидают человека, а не разрушительных циклов, которые разрывают его на части.

Подобно египетской и индийской доктринам, пифагорейские диетические ограничения были направлены на наименьшее количество наказаний и кармических недостатков. Считалось, что некоторые растения, такие как бобы, воплощают человеческие души, поэтому они были запрещены, но другие растения, мед и орехи, были разрешены. Возможно, более поздние неопифагорейцы отменили запрет на определенные виды мяса или полностью избавились от диетических ограничений. Диоген Лаэртский высмеивает Пифагора несколькими юмористическими стихотворениями, в одном из которых говорится, что, как и Пифагор, он также не ест живой пищи, а предпочитает жареное и соленое мясо.

Другие запреты Пифагора включали в себя не трогать белых петухов (поскольку они священны), не поднимать еду с земли (древнее правило 0 секунд), не есть в день смерти знакомого, не разжигать огонь ножом (как это может оскорбить Аполлона), не мочиться лицом к солнцу (опять же, это грубо по отношению к Аполлону) и каждый день заправлять постель.

Некоторые из этих запретов символизируют этические учения. Изречения Пифагора были скрыты метафорами от тех, кто не принадлежал к пифагорейскому сообществу, но их легко понять после объяснения.

«Не тыкать в огонь мечом» означало «Не провоцируй гневающихся».

«Не терпите ласточек вокруг вашего дома» означало «Не общайтесь с болтунами».

«Не разгружать людей, а грузить» означало «Поощрять труд и добродетель».

«Не спать в полдень» означало «Оставаться в сознании и начеку».

«Не рубить дрова на дороге» означало «Не пользуйся и не делай в частном порядке то, что должно быть публичным».

«Садитесь во время поклонения» означает «Не торопитесь делать то, что нужно сделать».

«Ешь не в колеснице» означало «Сосредоточься на поставленной задаче».

«Не останавливайся на пороге» означало «Будь решительным и встань на чью-то сторону».

«Избегай ласки» означало «Избегай лживого».

«Не спать на могиле» означало «Лучше работать, чем полагаться на наследство».

«Не угрожать звездам» означало «Не угрожать начальству».

«Не ставить свечу к стене» означало «Не тратьте время на безнадёжно невежественных».

«Не говори в темноте» означало «Не говори о том, чего не знаешь».

Другим используемым символом был пифагорейский Y , на древнегреческом языке заглавная буква «эпсилон». Один разветвляется на два, правый и левый пути. Верный путь труден, но он заканчивается добродетелью, миром и бессмертием. Левый путь легок, но заканчивается лишениями и разрушениями. Это в равной степени относилось и к космосу, и к человеку. Добродетельные вещи и люди процветают и становятся постоянными, как и сам космос.

Пифагореизм оказал большое влияние на более поздние тайные мистические общества Ближнего Востока и Европы, такие как розенкрейцеры и масоны. Говорят, что пифагорейцы, как и масоны, носили символы, по которым они могли узнавать друг друга. Подобно масонам, многие группы Нью Эйдж принимают пифагорейские учения как священную мудрость Древнего Египта, иногда добавляя к ним инопланетян в качестве строителей пирамид и учителей египтян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *