Теория джон локк: Джон Локк. Теория познания

Содержание

Локк Джон Locke John (1632 — 1704)


 

Локк Джон

Locke John (1632 — 1704)

 

 

 

Джон Локк является выдающейся фигурой в истории политической мысли. Он также является не главной, но все же значительной фигурой в истории экономической мысли; и на это есть три причины: трудовая теория собственности, изложенная в его шедевре «Два трактата о правительстве» (Two Treatises on Government, 1690), предоставила философское обоснование трудовой теории ценности, которая впоследствии возникла в трудах Адама Смита и экономистов классической школы; его памфлеты «Некоторые рассуждения о последствиях снижения ставки процента» (Some Considerations of the Consequences of the Lowering of Interest, 1691) и «Новые рассуждения» (Further Considerations, 1695) развивали следствия количественной теории денег как частного случая более общей теории ценообразования на основе спроса и предложения, а его утонченная защита меркантилизма предоставила превосходную возможность изучить несостоятельность некоторых лучших умов XVII века в признании того факта, что страна не в состоянии бесконечно накапливать золото.

 

Он родился в 1632 году в деревне Сомерсет и был старшим сыном мелкого землевладельца. Он поступил в колледж Христовой Церкви в Оксфорде в 1652 г., где он мог встречаться с Петти, который, будучи только на 6 лет старше, уже являлся профессором анатомии и вице-президентом колледжа Брейсноус. В 1658 г. Локк был назначен преподавателем этики, будучи студентом старшего курса в колледже Христовой церкви. После встречи с лордом Эшли (позднее лорд Шефтсберийский), известным лидером вигов, он пошел в политику и вскоре проводил больше времени в Лондоне, чем в Оксфорде. После того как он стал секретарем Совета по делам торговли и колоний в 1668 г., его карьера достигла своего пика, когда он был назначен на хорошо оплачиваемую должность комиссионера по развитию колониальной торговли. Когда в 1683 г. «Славная революция» положила конец режиму Стюартов, лорд Шефтсберийский был изгнан за рубеж, а Локк вслед за ним был лишен академического поста и также удалился в изгнание. Он нашел пристанище в Голландии, где он провел шесть лет в исследованиях и написании научных работ.

Он вернулся в Англию в 1689 г. уже признанным как видный мыслитель и посвятил оставшиеся 15 лет своей жизни писательскому труду, одновременно занимая небольшие государственные должности и при случае давая консультации политическим лидерам.

 

Теория собственности Локка основывается на доктрине естественного права: каждый человек в момент рождения наделяется правом собственности на свою собственную личность и имеет право на продукты своего собственного труда; точно также, прикладывая свой труд к земле, он делает плоды земли своей собственностью. Таким образом, труд не только является источником всякой собственности, но и «создает различия в ценности различных вещей». Видел ли сам Локк все следствия этого рассуждения и придерживался ли он на самом деле трудовой теории ценности (относительные цены определяются количеством прошлого и сегодняшнего труда, воплощенного в товарах), может быть поставлено под сомнение, но он определенно утверждал, что труд привносит значительно больше в ценность товаров, чем природа, и остается один маленький шаг от этого эмпирического предположения до полноценной теории о том, что труд — единственное, что определяет ценность.

Хотя Адам Смит не сделал этого шага столетие спустя, но, возможно, Рикардо, а Маркс уж наверняка, совершили его.

 

В других своих экономических памфлетах Локк неоднократно использует не трудовую теорию ценности, а теорию спроса и предложения, или, говоря его словами, отношение между «потреблением» и «количеством»; так, например, он провозглашает, что воздух и вода полезны, но не имеют никакой цены, «поскольку их количество неизмеримо выше, чем их потребление».

 

Денежная теория Локка почти полностью изложена в терминах сравнения отношения денежного запаса одной страны к объему ее торговли и аналогичного отношения другой страны. Именно этот показатель определяет международные уровни цен, и все доказательство указывает на опасность того, что цены внутри страны упадут ниже цен за рубежом. Хотя это, казалось бы, противоречит меркантилистскому предпочтению низких цен как стимула для экспорта, Локк представляет это как призыв в пользу благоприятного торгового баланса, который повлечет за собой постоянный приток золота.

Разрешение этого кажущегося противоречия лежит в том факте, что он подразумевал постоянный рост мирового денежного запаса, как в абсолютном значении, так и относительно объема торговли. Это представление об извечной всемирной инфляции подразумевает, что страна, которая еще лидирует, вскоре отстанет; короче говоря, важно не само приобретение золота как такового, а получение большего количества золота по сравнению с остальным миром. В этой связи он отмечает, что соотношение между денежным запасом страны и объемом ее торговли зависит не только от количества денег, но также и от «быстроты его обращения»; далее он предлагает грубо оценивать скорость оборота денег в различных экономических группах, таких как рабочие, торговцы и землевладельцы. По правде говоря, чтобы извлечь смысл из чрезвычайно лаконичных рассуждений Локка, приходится часто читать между строк. Так часто мы, выводя современное равенство MV = РТ (где М — денежное предложение, V — скорость оборота, Р — средний уровень цен и T — объем торговли), можем вписывать недостающие условия, в случае которых доказательство обычно выглядит логичным.
Тем не менее, примечательно заметить, как Локк всегда упускал из виду предположение о том, что перемещение золота по всему миру не может постоянно выходить из соответствия с торговыми потоками между странами вследствие действия «механизма денежного потока» Юма.

 

Литература

 

K.I. Vaughn, John Locke. Economist and Social Scientist (University of Chicago Press, 1980).

Два трактата о правлении

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Джон Локк



Джон Локк

1632-1704

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Джон Локк

IGDA. ДЖОН ЛОКК

Джон Локк (1632-1704) — английский философ, родился в семье адвоката. Изучал медицину, был домашним врачом графа Шефтсбери — видного общественного деятеля времен Реставрации. Вместе с ним эмигрировал за границу (в 1683 г.), вернувшись в Англию лишь после революции 1688- 89 гг. Его жизнь протекала в основном в эпоху второй, славной Английской революции и после нее. Локк принимал активное участие в происходившей политической и идеологической борьбе как философ, экономист, общественный деятель, стремившийся в своих сочинениях обосновать законность компромисса между двумя господствующими классами английского общества. Б. Рассел назвал Дж. Локка «наиболее удачливым из всех философов» [История западной философии. М., 1959. С. 624], так как его взгляды в философии и политические воззрения находили понимание и приветствовались многими его современниками. В период жизни Локка Англия была занята радикальными политическими реформами, направленными на ограничение власти короля, создание парламентской формы правления, ликвидацию авторитаризма и обеспечение религиозной свободы.

Локк — воплощение этих чаяний как в политике, так и в философии.

Его главные произведения: «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1685-1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1693). Основное внимание в своих философских трудах Локк уделяет теории познания. В этом отразилась общая ситуация в философии того времени, когда последняя стала больше заниматься личностным сознанием, индивидуальными интересами людей. Локк обосновывает гносеологическую направленность своей философии тем, что указывает на необходимость максимального приближения исследований к интересам человека, так как «знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности». В «Опыте о человеческом разумении» он описывает задачу философа как задачу мусорщика, который очищает землю, удаляя мусор из нашего знания.

Концепция знания Локка как эмпирика основывается на сенсуалисгических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание в конечном счете выводится из явственного опыта.

Трактат «Опыт о человеческом разумении» начинается с критики распространенных в то время в континентальной философии концепций о врожденности идей. Здесь он имеет в виду прежде всего воззрения Декарта и кембриджских платоников. Локк показывает, что все наше знание — математическое, логическое, метафизическое и др. — не является врожденным, а имеет опытное происхождение. Даже логические законы тождества и противоречия неизвестны детям и дикарям. «Идеи и понятия также мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки», — писал Локк. Не существует и врожденных нравственных принципов. Он полагает, что великий ПРИНЦИП нравственности (золотое правило) более восхваляется, чем соблюдается» [Избр. произв. Т. 1. С. 97]. Он также отрицает и врожденность идеи Бога, которая возникает также опытным путем.

Исходя из этой критики врожденности нашего знания, Локк, как любой сенсуалист, полагает, что ум человеческий представляет собой «tabula rasa» — «белую бумагу без каких- либо знаков и идеи . Единственный источник идей — опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт — это ощущения, которые заполняют чистый лист» различными письменами и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт — это идеи о своей собственной деятельности внутри себя о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях — эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размышлением. Под идеей Локк понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т.п. За идеями, по мысли Локка, стоят вещи.

Идеи ощущения подразделяются у Локка на два класса: 1) идеи первичных качеств; 2) идеи вторичных качеств. Первичные качества -это присущие телам свойства, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах, а именно: протяженность, движение, покои, Аорма число, плотность. Первичные качества сохраняются при всех изменениях тел. Они находятся в самих вещах и потому называются реальными качествами. Вторичные качества не находятся в самих вещах Они всегда изменчивы, доставляются в наше сознание органами чувств К ним относятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п. При этом Локк подчеркивает, что вторичные качества не иллюзорны. Хотя реальность их субъективна и находится в человеке, она все же порождена теми особенностями первичных качеств, которые вызывают определенную деятельность органов чувств. Между первичными и вторичными качествами имеется нечто общее: и в том, ив другом случаях идеи образуются через так называемый импульс. Например, фиалка посредством импульсов частиц материи создает в уме идеи голубого цвета и запаха.

Идеи получаемые из двух источников опыта (ощущений и рефлексии), составляют фундамент, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горькое, кислое, холодное, горячее и т.п. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Кроме них, существуют сложные идеи, которые производятся умом, когда он составляет и комбинирует простые. Сложными идеями могут быть необычные вещи, такие, как единороги и сатиры, которые не обладают реальным существованием, но всегда могут быть проанализированы как смесь простых идей, приобретаемых через опыт. Концепция возникновения и формирования первичных и вторичных качеств — пример применения аналитического и синтетического методов. Посредством анализа образуются простые идеи, посредством синтеза — сложные. В синтетической деятельности по соединению простых идей в сложные проявляется активность человеческого ума. Сложные идеи, образуемые синтетической деятельностью человеческого мышления, составляют ряд разновидностей. Одной из них является субстанция.

По Локку, под субстанцией следует понимать как отдельные вещи -железо, камень, солнце, человек, представляющие примеры эмпирических субстанций, так и философские понятия — материя, дух. Понятие субстанции — проблема для Локка. В главе XXIII книги II «Опытов» он указывает, что группы простых идей «находятся постоянно вместе», т. е. образуют объекты, которые мы называем деревьями, яблоками, собаками и т.п. Он говорит, что, «не представляя как эти простые идеи могут существовать сами по себе, мы привыкаем предполагать некоторый субстрат, на основе которого они существуют и из которого они проистекают и который мы поэтому называем субстанцией». Так как Локк утверждает, что все наши понятия выводятся из опыта, то можно было бы ожидать, что он отвергнет понятие субстанции как бессмысленное, но он этого не делает, вводя разделение субстанций на эмпирические — любые вещи, и философской субстанции — универсальной материи, основа которой непознаваема.

В теории восприятия Локка важная роль принадлежит языку. Роли языка много внимания уделяли предшествующие философы — Бэкон, Спиноза, Гоббс. Локк посвящает данному вопросу третью книгу своих «Опытов». Для Локка язык несет на себе две функции — гражданскую и философскую. Первая — средство общения между людьми, вторая -точность языка, выражающаяся в его эффективности. В главе «О злоупотреблении языка» Локк показывает, что несовершенство и запутанность языка, лишенного содержательности, используются малограмотными, невежественными людьми и отдаляют общество от истинного познания. Локк подчеркивает важную социальную особенность в развитии общества, когда в застойные или кризисные периоды процветают схоластические псевдознания, на которых наживаются множество бездельников или просто шарлатанов.

Согласно Локку, язык — это система знаков, состоящая из чувственных меток наших идей, которые дают возможность нам, когда желаем, общаться друг с другом. Он утверждает, что идеи могут быть понятными сами по себе, без слов, а слова — это просто общественное выражение мысли и имеют значение, смысл, если поддерживаются идеями.

Локк объясняет, как мы можем прийти к общим словам, которые обозначают общие идеи, путем обращения к понятию абстракции. Все существующие вещи, говорит он/являются индивидуальными, но по мере того, как мы развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы наблюдаем общие качества в людях и вещах. Видя многих отдельных людей, например, и «отделяя от них обстоятельства времени и пространства и любые другие частные идеи», мы можем прийти к общей идее «человека». В этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и другие общие идеи — животного, растения. Все они — результат деятельности разума, в основе их лежит сходство самих вещей.

С вышеизложенным тесно связана проблема видов знания и его достоверности. По степени точности Локк различает следующие виды знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное. Интуитивное знание — это истины самоочевидные. Примерами могут служить высказывания: «белое не есть черное», «треугольник не есть круг» и т.п. Демонстративное знание — это выводы, доказательства, они образуют дедуктивный вид познания. Интуитивное и демонстративное знание составляют умозрительное знание, которое обладает качеством бесспорности. Третий вид знания образуется на основании ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных предметов. Они по своей достоверности значительно ниже первых двух. Существует, по Локку, и знание недостоверное, вероятное, или мнение. Однако из того что мы иногда не можем обладать ясным и отчетливым познанием, не следует, что мы не можем познавать вещи. Знать все невозможно, считал Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения.

В работе «Два трактата о государственном правлении (169U) Локк излагает свое учение о государстве. Как и Гоббс, он рассматривает людей в естественном состоянии как «свободных, равных и независимых» [Избр. произв. Т. II. С. 56]. Он исходит из идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Но в отличие от Гоббса, Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по мнению Локка невозможно удовлетворить главные потребности человека. Наибольшую пользу природа может дать только тогда, когда становится личным достоянием. В свою очередь собственность тесно связана с трудом. Труд и трудолюбие — главные источники создания стоимости.

Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает. При этом верховная государственная власть не может быть произвольной, неограниченной. Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в истории политической мысли идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях их независимости друг от друга можно обеспечить права личности. Локк фактически выступает как теоретик конституционных режимов, при которых законы и исполнительная власть подчинены правосудию и естественному праву. Политическая система становится соединением народа и государства, в котором каждый из них должен играть свою роль в условиях равновесия и контроля. Локк — сторонник отделения церкви от государства, а также противник подчинения знания откровению, отстаивая «естественную религию». Пережитые Локком исторические смуты побудили его проводить новую по тому времени идею веротерпимости. Она предполагает необходимость разделения между гражданской и религиозной сферами: гражданская власть не может устанавливать законы в религиозной сфере. Что же касается религии, то она не должна вмешиваться в действия гражданской власти, осуществляемой общественным договором между народом и светским государством.

Свою сенсуалистическую теорию Локк применял и в своей теории воспитания, считая, что если индивид не может получить в обществе необходимые впечатления и идеи, то значит надо изменить общественные условия. В работах по педагогике он развил идеи формирования физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества. В своих «Опытах» Локк утверждал, что добро — это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдание. В этом и состоит счастье человека. В то же время Локк подчеркивает, что моральное добро — это добровольное подчинение человеческой воли законам и общества и природы, которые находятся в божественной воле — истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

Философия Локка оказала огромное влияние на всю интеллектуальную мысль Запада как при жизни философа, так и в последующие периоды. Под воздействием его философии формировались взгляды Толанда, Кондильяка, французских материалистов. Влияние Локка чувствуется вплоть до XX века. Его мысли дали толчок развитию ассоциативной психологии. Большое влияние локковская концепция воспитания оказала на передовые педагогические идеи XVIII- XIX веков.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу Локка.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Философия Джона Локка: пять ключевых идей

 

Политическая философия Джона Локка является синонимом либеральной мысли в ее классическом понимании. Примечательно, что классический либерализм похож, но в то же время отличается от современного либерализма. В эпоху Локка политической нормой была феодальная социальная иерархия, в которой доминировала всеобъемлющая политическая единица, в которой вся власть принадлежала одному человеку: монарху. Противоположностью массивному политическому Левиафану, которым была монархия, была скромная правительственная структура ограниченного размера и размаха. Именно эту идею отстаивали в свое время Локк и мыслители-виги в Британии. Далее следует несколько важных идей, приписываемых отцу либерализма.

 

1. Теория общественного договора Джона Локка
Взгляд Джона Локка на человека в природе , художник неизвестен, via Londonhua

 

В философии раннего Нового времени Естественное Состояние — это гипотетический мир, лишенный какого-либо закона, порядка и политической структуры. Он стал холстом, на который философы проецируют свои взгляды на человеческую природу; как бы мы вели себя, если бы не было политического истеблишмента, закона или языка, которые цивилизовали бы нас.

 

Философы широко согласны с тем, что человеческой природе свойственно объединяться и образовывать то, что называется государством, что напоминает древнее замечание Аристотеля о том, что «человек — это политическое животное». Для Джона Локка люди в этом так называемом состоянии имеют моральное обязательство не причинять друг другу вреда ни в какой форме, будь то жизнь или собственность.

 

Джон Локк, с картины Германа Верелста, ок. 1689 г., через Национальную портретную галерею

 

Локк утверждает, что без государственного органа в той или иной форме эти государства погрузились бы в насилие, основанное на страхе и неуверенности в своей защите. Таким образом, Общественный договор становится взаимным соглашением о том, что люди в государстве отказываются от некоторых (не всех) своих прав правительству в обмен на защиту и мирное социальное существование, которые обеспечивает закон.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Но на этом все заканчивается. Будучи скептиком в отношении наделения правительства слишком большой властью, Локк верил в идеи индивидуального управления и свобод: это «классический либеральный» смысл мысли Локка, поскольку он прямо противостоит монархической власти. Для Локка правительство должно быть «нейтральным судьей» закона, не имеющим права вмешиваться в жизнь человека.

 

Самой радикальной идеей, вышедшей из-под пера Локка, была идея государственной легитимности. Локк считал, что правительство должно быть обязано народу, а не наоборот. Он стал первым человеком в истории, который предположил, что если народ не одобряет свое правительство, он должен обладать властью изменить его по своему усмотрению. Эта идея получила название право на революцию .

 

2. Локк на собственности
Vertumnus , Джузеппе Арчимбольдо, 1590, через замок Скоклостер, Швеция

 

Джон Локк был первым, кто предположил, что люди как человеческие существа обладают набором неотъемлемых прав. Этими правами, перефразированными в американской Конституции, являются «жизнь, свобода и собственность».

 

По существу, Локк заметил, что право человека на собственность коренится в том, что собственность начинается с него самого. Человек имеет право управлять собой; их сущность есть их собственность, и ничто и никто не может ее отнять. Это интроспективное право человека; их собственность на свою душу. Внешне право собственности человека касается окружающего мира. Земля дает человечеству щедрость, разделяемую по всему миру. Эта щедрость есть дар человечеству, по Локку, от Бога: у всех нас есть общий доступ к Божьей щедрости.

 

Если эта награда общедоступна, значит, она созрела для того, чтобы ее мог получить любой человек, который сочтет нужным. Для Локка смешивание своего труда с Божьей щедростью, предоставленной нам, приводит к тому, что эта щедрость становится нашей собственностью.

 

Представьте на мгновение, что вы идете по лесу и находите яблоню. Залезая на дерево и срывая яблоко, вы смешиваете свои усилия и труд с милостью Божией, тем самым оправдывая то, что яблоко, которое вы сорвали, теперь является вашей собственностью.

 

Кроме того, Джон Локк постулировал, что простое возведение забора вокруг поля является эффективным средством притязаний на собственность.

 

3. Tabula Rasa
Афинская школа , Рафаэль, 1511, через Музей Ватикана

 

Философия раннего Нового времени разделилась на две школы: рационализм и эмпиризм. Подобно самим философским рассуждениям, разделение происходит от умов древних греков.

 

Платон, изображенный выше слева, направленный вверх, был философом-рационалистом-идеалистом: он считал идеи источниками наших знаний. Аристотель, изображенный справа с вытянутой вперед рукой, — отец практического эмпиризма: он считал, что чувственный опыт — источник наших знаний.

 

Джон Локк был, как и Аристотель, эмпириком. Центральной идеей мысли Локка было его представление о Tabula Rasa 9.0018: «Чистый лист». Джон Локк считал, что все люди рождаются с бесплодным, пустым, податливым разумом; каждая грань человеческого характера есть нечто наблюдаемое, воспринимаемое и познаваемое посредством органов чувств.

 

Биологически Tabula Rasa поддерживает воспитание в дебатах «природа против воспитания». Философски это допускает концепцию свободы воли . Более поздние мыслители интерпретировали эту идею в своих работах — Фрейд, например, горячо верил в Tabula Rasa , и дополнил бы эту мысль, указав на важность наблюдаемого поведения в динамике наших родителей.

 

Эта идея Локка соответствует его идеям о естественных правах. Хотя мы не рождаемся с какими-либо врожденными идеями, выученное поведение можно применить к нашим естественным правам, чтобы получить для себя оптимальные результаты.

 

4. Локк о религии
Портрет Людовика XIV , Гиацинт Риго, ок. 1700 г., через Лувр

 

Роберт Филмер, современник Джона Локка, оправдывал монархию, отстаивая божественное право на власть, представленное здесь знаменитым французским Королем-Солнце Людовиком XIV (годы правления 1643–1715), а Король являлся земным воплощением Бога. Локк написал подробную критику теории Филмера.

 

Джон Локк родился пуританином, обращенным в социниан, и вырос во время неоднозначной с религиозной точки зрения Гражданской войны в Англии. В результате он твердо верил, что ни одна политическая власть не имеет права определять религию своего народа. В качестве доказательства он привел беспорядочную двусмысленность религии времен правления Генриха VIII (г. 1509 г.).-47) своей дочери Елизавете I (годы правления 1558-1603), что принесло много смертей и разрушений в Англии.

 

Религиозные воззрения, предложенные Джоном Локком, исходили из контекста, в котором он жил. Хотя он считал, что сущность (или душа) человека является его собственной собственностью, единственным правителем которой является самость, его представление о теле было другим. Для Локка наши тела — собственность Бога. Поэтому естественное право и естественный закон не убивать — убийство должно было рассматриваться как прямое причинение вреда собственности Бога.

 

Согласно этой точке зрения, человек имеет право управлять собой любым способом, который он считает нужным, и тем самым одновременно поддерживать право на жизнь, причем эти два права представляют собой два естественных закона для Джона Локка. Это понятие классического либерализма Локка, которое находит отклик и по сей день, в основном благодаря обширному изучению Джона Локка американскими отцами-основателями.

 

5. Локк о терпимости
Сцена Тридцатилетней войны , 1884 год, Эрнест Крофтс, Художественная галерея Лидса

 

Джон Локк много писал о терпимости. Вполне вероятно, что это был урок, преподанный ему — или идея, которая пришла ему в голову — во время наблюдения за Гражданской войной в Англии в юности.

 

В конфликте католики и протестанты истребили друг друга. Это было не уникально для Англии, где протестантизм был импортирован, когда королю Генриху VIII было отказано в разводе папой-католиком в 1534 г.

 

Ссылаясь на Tabula Rasa , его опыт, восприятие и наблюдения в юности, очевидно, сформулировали его мнение о терпимости. Джон Локк определял толерантность как фундаментальное и аксиоматическое несогласие с чем-либо, будь то другая вера, раса, сексуальная ориентация или любимая футбольная команда, при этом позволяя этому существовать. Поскольку Локк утверждал, что душа является собственностью человека, и никто не имеет права управлять ею, кроме этого самого человека, каждый имеет право выбирать свой собственный путь.

 

Локк не отказывался от акта решительного противодействия чему-либо; можно по-прежнему не соглашаться и спорить с чем-то, но истинная терпимость просто позволяет этому существовать. Краеугольным камнем религиозного насилия в Англии стало то, что королева Елизавета I провозгласила официальную терпимость к католикам в королевстве, несмотря на то, что государство было протестантским, а она была его верховным главой.

 

Наследие Джона Локка
Свобода, ведущая народ , Эжен Делакруа, ок. 1830 г., через Лувр

 

Локк оказал значительное влияние на революционное поколение последней четверти восемнадцатого века в США и Франции. В свое время право Локка на революцию было одним из самых радикальных политических заявлений, когда-либо сделанных, изменившим мир за собой.

 

Классический либерализм Локка во многом параллелен либерализму, который мы знаем сегодня. Тем не менее, во многих других отношениях он кардинально отличается. Идеал Локка состоит в том, что маленькое правительство с ограниченными возможностями и ограниченной властью действует как простая опора для народа. Хотя многие принципы не изменились, современный либерализм в основном выступает за большое правительство и масштабы, и именно Первая и Вторая мировые войны привели к этому идеологическому сдвигу.

 

Президент Томас Джефферсон (1743–1826), главный автор Декларации независимости и считавшийся прогрессивным в свое время, мечтал о Соединенных Штатах, связанных мелкими фермерами, живущими на собственные средства, за счет своей земли и без помех. Сегодня эта точка зрения получила название джефферсоновского республиканизма, идеология, считающаяся по существу либертарианской (правая политическая позиция).

 

Президент Франклин Делано Рузвельт (либерал по современным меркам) резко расширил сферу деятельности правительства в своей политике Нового курса в 1919 г.33, чтобы спасти свое государство от Великой депрессии. С этой точки зрения, более крупное и могущественное правительство способствовало бы свободе своего народа.

 

Джон Локк не дожил до плодов своего философского труда. Его новая политическая философия либерализма, очевидно, раскололась на множество различных направлений, поскольку она была переосмыслена последующими поколениями. Независимо от того, как применяется либерализм, идеи, предложенные Джоном Локком, оказались ключевыми в развитии современной западной цивилизации.

Джон Локк: Философия и естественные права

Верите ли вы, что у каждого есть определенные права, которые правительство должно уважать и защищать? Вы верите, что когда правительство не защищает эти права, люди должны иметь право сменить это правительство? Если да, то вы согласны с Джоном Локком.

Джон Локк был одним из самых важных философов эпохи Просвещения. Вера Джона Локка в естественные права, его идеи общественного договора и его идеи о роли правительства остаются очень влиятельными и сегодня, служа основой современной демократии.

Биография Джона Локка

Биография Джона Локка начинается, когда он родился в Рингтоне, Англия, в 1632 году. Локк смог посещать Вестминстерскую школу в Лондоне и Крайст-Черч в Оксфорде, изучая медицину.

В это время Локк познакомился с новыми экспериментальными идеями, практикуемыми в Оксфорде. Они применяли идеи научной революции и стремились учиться, наблюдая природу . Этот тип обучения и попытка объяснить вещи с помощью природы оказали бы глубокое влияние на философию Джона Локка.

Рис. 1 — Портрет Джона Локка.

Джон Локк и лорд Шефтсбери

В 1666 году случайная встреча с лордом Эшли, графом Шефтсбери, привела к тому, что Локк стал его личным врачом. Шефтсбери был видным политическим деятелем и участвовал в создании колонии Каролин. Помимо того, что он был его врачом, Локк работал помощником и секретарем Шефтсбери, сам занимался политикой и даже играл роль в написании конституции новой колонии.

Джон Локк как политический философ

Именно благодаря своей политической философии Джон Локк стал широко известен. Он проявлял интерес к философии с юных лет и переживал время больших перемен в Англии. В 1640-х годах между сторонниками монархии и сторонниками парламента велась Гражданская война в Англии. Отец Джона Локка воевал на стороне парламентариев.

Война привела сначала к свержению монархии, а затем к ее восстановлению. Однако дебаты о роли и власти парламента по сравнению с королем продолжались. Шефтсбери был очень вовлечен в эти дебаты и замышлял заговор против короля. Он был арестован и в конце концов отправился в изгнание в Голландию.

Джон Локк сам отправится в изгнание в Голландию в 1683 году. Находясь там, Локк продолжит участвовать в оппозиционной политике, а также опубликует некоторые из своих величайших политико-философских работ. В конце концов оппозиции удалось добиться того, чтобы Вильгельм Оранский из Голландии стал английским королем в ходе бескровной Славной революции 1688 года .

Славная революция

Гражданская война в Англии в 1640-х годах привела к казни короля Карла I, который тогда правил парламентом под руководством Оливера Кромвеля. В 1660 году монархия была восстановлена ​​при Карле II. К 1680-м годам последовал дальнейший конфликт между парламентом и Карлом II, когда Карл все больше правил как абсолютный монарх.

В 1685 году умер король Карл II, и королем стал его сын-католик Яков II. Когда у него родился сын, многие протестанты опасались установления католической династии. Противники Джеймса пригласили голландского короля Вильгельма Оранского, женатого на протестантской сестре Джеймса Марии, занять английский престол.

Уильям и Мэри пришли к власти как совместные монархи и приняли расширенные полномочия парламента в ходе бескровной революции, известной как Славная революция. Это привело к важному смещению власти между монархией и парламентом, и теперь у парламента больше власти. г. Был подписан Английский Билль о правах , который впервые наложил ограничения на власть короля и проложил путь к превращению Англии в конституционную монархию. Джон Локк был сторонником свержения короля Якова и поддерживал Славную революцию.

Рис. 2. Картина Уильяма, прибывающего, чтобы возглавить Славную революцию.

В этот период Локк вернулся в Англию и продолжал публиковать политико-философские работы и оставался вовлеченным в политику вплоть до своего 9-летнего возраста.0233 смерть 1704 . Идеи Локка оказали влияние на укрепление парламентской монархии в Англии, а также на основание Соединенных Штатов.

Убеждения Джона Локка

Убеждения Джона Локка основывались на твердой вере в силу разума и антиавторитаризм . Он был откровенным сторонником религиозной терпимости и критиком лицемерия со стороны институционализированной церкви. Он также открыто выступал за разделение церкви и государства 9.0234 .

Однако убеждения Джона Локка по-прежнему коренились в христианстве. Фактически, хотя Локк поддерживал религиозную терпимость и равенство, он не поддерживал свободу вероисповедания для атеистов. Локк твердо верил в Бога-творца и в то, что все люди были сотворены Богом равными , убеждения, которые также легли в основу его политической философии.

Джон Локк считал, что Бог дал людям определенные естественных права . Вопреки взглядам Томаса Гоббса на естественное состояние до того, как правительство было насилием и опасностью, Локк считал естественное состояние гармоничным и состояло из людей, живущих по законам природы, установленным Богом.

Естественное состояние

Гипотетическое время в прошлом до создания правительства. Идея естественного состояния использовалась политическими философами, такими как Локк, в качестве аналитического устройства, чтобы помочь понять, какова роль правительства в обществе.

Философия Джона Локка

Философия Джона Локка в политике была основана на его вере в то, что все люди созданы Богом равными. Философия Джона Локка считала, что главная обязанность правительства состоит в том, чтобы следовать божьим законам природы и защищать эти естественные права.

Естественные права Джона Локка

Теория естественных прав Джона Локка является основой его политической философии. Для Локка человек в естественном состоянии естественным образом управляется набором естественных законов. Эти естественные законы направляли человека в его стремлении к выживанию и, согласно Локку, были логическими и рациональными средствами для достижения этой цели выживания.

Естественное состояние управляется естественным законом, который обязывает всех; и разум, являющийся этим законом, учит всех людей, которые только будут с ним советоваться, что, поскольку все равны и независимы, никто не должен причинять вред другому в своей жизнь, здоровье, свобода или собственность». 1

Естественные права Джона Локка можно резюмировать следующим образом:

Политическая философия Джона Локка утверждала, что долг правительства состоял в том, чтобы защищать эти естественные права . На самом деле, по мнению Локка, правительство было создано человеком для обеспечения защиты естественных прав Джона Локка.

Джон Локк и общественный договор

Правительство было создано посредством общественного договора .

Общественный договор

Неписаное соглашение, которое все члены общества безоговорочно заключили, чтобы они могли сотрудничать для общего блага. Общественный договор требует от людей отказа от некоторых свобод в обмен на защиту их прав государством.

Хотя Локк считал естественное состояние в основном гармоничным и управляемым естественными законами, он также понимал, что некоторые люди могут нарушать эти естественные законы. Без системы, обеспечивающей соблюдение этих естественных законов, человеку пришлось бы полагаться на самосуд и рискнуть вступить в состояние конфликта или войны.

Именно для предотвращения этого люди создали правительство через общественный договор. Таким образом, идеи Джона Локка и общественного договора означали, что конечной целью правительства является защита и соблюдение этих естественных прав.

Джон Локк и общественный договор и замена правительства

В соответствии с теорией общественного договора Джона Локка законное правительство могло быть установлено только с согласия управляемых. Правительства, установленные силой, были нелегитимны в глазах Локка.

Правительства также могут стать нелегитимными, если они не поддерживают естественные права граждан, если они нарушают эти права, если они проводят политику, направленную против общественного блага, или если они теряют постоянное согласие управляемых.

В этих случаях Локк считает оправданным восстание и смену правительства. В эпоху преимущественно абсолютистских монархий это была радикальная идея. Эта вера в оправданную замену революции была связана с его поддержкой Славной революции.

Там, где кончается закон, начинается тирания». 689) : В этой работе Локк утверждал, что люди не рождаются с врожденными знаниями, а приобретают их через опыт. Это одна из самых важных работ в западной философии.

  • Два трактата о правительстве (1689) : В этой работе изложена большая часть философии Джона Локка в отношении политики, включая его идеи естественных прав, общественного договора и того, что делает правительство законным. Частично он был написан для оправдания Славной революции и является его самой влиятельной работой о политике.
  • Письмо о веротерпимости (1689) : В этом письме Локк выступал за религиозную терпимость.
  • Некоторые мысли относительно образования (1693) : Здесь Локк выразил мысли о важности всестороннего обучения, являющегося основой гуманитарных наук.
  • Разумность христианства (1695) : Эта работа является наиболее важным выражением взглядов Джона Локка на религию. В нем он утверждал, что каждый человек может достичь спасения.
  • John Locke Значение

    Трудно переоценить влияние философии Джона Локка на политику. Работы Локка помогли оправдать Славную революцию и установить способность парламента ограничивать власть короля, сделав Англию конституционной монархией. Локк считал монархию приемлемой формой правления, но его идеи также вдохновили на создание современной демократии.

    На самом деле Декларация независимости Томаса Джефферсона черпала вдохновение из философии Джона Локка, когда утверждалось, что восстание Тринадцати колоний и формирование нового независимого правительства были оправданы.

    Мы считаем эти истины самоочевидными, что все люди созданы равными, что их Творец наделил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть Жизнь, Свобода и стремление к Счастью. Что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются правительства, получающие свои справедливые полномочия с согласия управляемых». аргумент о влиянии Джона Локка на революции, использующие его.0005

    Вера Джона Локка в то, что правительство, потерявшее согласие управляемых, может быть заменено, также способствовала возникновению движений за независимость в Латинской Америке и Французской революции.

    Идея о том, что главной целью правительства является защита прав своих граждан, остается фундаментальной частью нашего представления о демократии и сегодня. Вера Джона Локка в отделение церкви от государства также является основным компонентом демократии. Фактически, многие политические историки обсуждали способность Локка отделить свою политическую идеологию от своих религиозных убеждений. Некоторые ученые считают, что Локк настолько увяз в своей религии, что не мог полностью сосредоточиться на элементах управления и политики. При этом идеи Локка о равных естественных правах составляют основу доктрины прав человека.

    Джон Локк — Основные выводы

    • Философия Джона Локка о политике утверждала, что человек в естественном состоянии живет в соответствии с определенными естественными законами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *