Тема петербурга в невском проспекте гоголя – ПЕТЕРБУРГ В ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» — Мегаобучалка

Содержание

ПЕТЕРБУРГ В ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» — Мегаобучалка

 

Темой Невского проспекта открывается первая из петербургских повестей. Её страницы, посвящённые главной улице города, играют роль пролога ко всему циклу. Н.В.Гоголь ласково называет этот проспект красавицей столицы. Но эта красавица весьма обманчива и мало кому приносила счастье. Здесь мы видим своеобразный ироничный гимн Невскому проспекту, который является просто выставкой человеческого достатка в жизни, где «пахнет одним гуляньем», где процветает «жадность и корысть» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Столица дворянской России, отражением которой является Невский проспект, с внешней стороны – выставка роскоши, модного великолепия и пышности, ослепляющая бедного мечтателя вроде Пискарёва. Но за блестящим фасадом дворянской монархии скрывается глубокий общественный упадок. Блеск и красота, увлекающее опьянение и суета столичной жизни – обман, под покровом которого таится извращение всех человеческих ценностей, страстей и понятий, — таков конечный вывод автора-сатирика.

Не случайно повесть открывается описанием Невского проспекта и всей сменяющейся на нём пёстрой вереницы лиц разного возраста и состояния. Панорама Невского проспекта, картины его жизни в разные часы – с утра до вечера – позволяют Н.В.Гоголю дать своеобразный физиологический «разрез» Петербурга. Красавец-проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров». В многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается, как в зеркале, жизнь всего огромного города. Однако красота шумного проспекта призрачна и обманчива. Утром здесь «пахнет горячими хлебами» и «нищие собираются у дверей кондитерских». Ломовой извозчик тащит «красный гроб бедняка». Вечером «будочник… карабкается… зажигать фонарь» и дома начинают «мерцать обманчивым светом». Если дневной свет приглушает характер проспекта, если люди, мелькающие на нём в течение дня, затмевают собственный облик города, то вечером он – сам по себе: «оживает и начинает шевелиться». Люди не так заметны в сумерках и ночью – более явственны их тени: «длинные тени мелькают по стенам и мостовой и чуть не достигают головами Полицейского моста».



Н.В.Гоголь представляет образ Петербурга и глазами местных художников: «земля снегов», «всё мокро, гладко, ровно, серо, туманно», «тихое искусство», «маленькая комната», «голые стены», «нищая старуха», «пыль», «стены, запачканные красками, с растворённым окном, сквозь которое мелькает бледная Нева и бедные рыбаки в красных рубашках», «серенький мутный колорит»…

Да и сами художники не похожи на итальянских, которые горды и горячи, как сама Италия. Это петербургские живописцы – кроткие, застенчивые. Для Пискарёва нет волшебного света ночного Невского проспекта. Его путь освещает обманчивый свет одинокого уличного фонаря. Н.В.Гоголь характеризует комнату, куда попадает Пискарёв «отвратительным приютом, где основал своё жилище жалкий разврат, порождённый мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы». В ней царит «неприятный беспорядок, … голые стены и окна»[5] затянуты серой паутиной. Обитатели же этого жилища поражают «изношенностью» своих лиц.

Сам город превращается в его переживаниях в мистические видения, что подтверждает абсурдность мира, потерявшего смысл, утратившего организующую его духовную вертикаль. «Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу…»[6] Город становится как будто живым. Он словно бы вбирает в себя постепенно художника, теряющего связь с реальной, размеренной, лишённой мечты жизнью.

«О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!.. всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде»,[7] — восклицает Н.В.Гоголь. Эту фразу можно считать лейтмотивом всех петербургских повестей. Картина каждодневной жизни Невского проспекта – не только место развития истории Пискарёва и Пирогова. Она служит своего рода введением ко всем повестям и позволяет писателю с самого начала выдвинуть на первый план центральную для всего цикла тему Петербурга, тесно связанную с темой настоящего и будущего России. В.Белинский писал: «Пискарёв и Пирогов – какой контраст!.. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарёв и Пирогов, один в могиле, другой – доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!»[8] Таков Петербург, город «крестов и звёзд»: лучшие погибают, пошлые и ограниченные процветают.

Герои здесь существуют на границе реального и фантастического: жизни с сильной мечтой – и смерти в итоге; неспособности биться за мечту – и спокойным продолжением дальнейшей жизни; жизни с идеей – или без неё; желаемого – и действительного.

И Пискарёв, и Пирогов пытаются совершить разные по цели, но по сути одинаковые полёты в желаемое и падают – с большей или меньшей высоты. А ведь с высоты – «всё не то, чем кажется»: та, которую приняли за идеальную красавицу, оказалась девицей лёгкого поведения, та, о которой сразу подумалось плохо, оказалась обычной женщиной.

Идея повести «Невский проспект» заключена в вечном раздоре мечты с реальностью. Удивительно, как непостижимо играет с людьми их судьба.

Невский проспект — не просто место, где разворачивается действие, это герой, меняющий свой облик в разное время суток. Сопоставление начальной и финальной частей повести «Невский проспект» заставляет задуматься вот над чем: если «улица-красавица» столицы, которая «составляет всё» для Петербурга, «лжёт во всякое время», что же тогда весь город? Особую роль в петербургских произведениях писателя играет время сумерек. Именно в неверном и заманчивом свете ламп всё как-то искажается или, наоборот, приобретает истинные качества. Определяя город Гоголя прилагательными, чаще всего употребляются именно те, которые связаны с его миражностью: таинственный, неустойчивый, переменный, меняющийся, двоящийся, зыбкий, обманчивый и так далее. Этот демонический образ олицетворяет дух Петербурга Н.В.Гоголя.

 

megaobuchalka.ru

Открытый урок-презентация по литературе на тему «Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» » .

Михайловская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского района

Воронежской области

Конспект открытого урока литературы в 10 классе

«Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Учитель русского языка и литературы Гладуш Ольга Владимировна

Ноябрь, 2012 год

Тема: Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

Цели урока:

  • Вспомнить основные этапы жизни и творчества Н.В.Гоголя.

  • На примере «Петербургских повестей» рассмотреть особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

  • Рассмотреть способы обличения пороков общества ХIХ века.

  • Воспитывать интерес к творчеству Н.В. Гоголя.

  • Развивать устную монологическую речь.

  • Совершенствовать навык анализа художественного произведения.


Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повестям, открытки с изображением современного Петербурга, Невского проспекта.

Презентация учащихся «Петербург Гоголя».

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад-«Онегина» глава,
О Блоке вспоминают острова,
И по Разъезжей бродит Достоевский.
С.Я. Маршак

Ход урока

I. Вступительное слово учителя по теме урока.

— Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие в один из прекраснейших городовой нашей Родины. В какой, вам поможет определить эпиграф к уроку. Обратитесь к нему и объясните смысл.

-А что вам известно о Невском проспекте? (ответы учащихся)

-Этот проспект нашёл отражение и в творчестве Н.В. Гоголя.

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления жизни Гоголя. В.Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии Гоголя принадлежали к числу самых необыкновенных явления в нашей литературе и вполне заслуживают похвалы, которыми осыпают их восхищенная ими публика».

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Таково гоголевское видение северной столицы. Н.В.Гоголь не был первооткрывателем темы Петербурга. Как символ могущества России он был воспет еще поэтами 18 и первой половины 19века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком,  который при этом знает Петербург не понаслышке».

Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинками глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищную бесчеловечность  города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого вскрывается гоголевское понимания самой сущности Петербурга.

Мы с вами читали  знаменитые  «Вечера на хуторе близ Диканьки» и помним, что  образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед Рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы, отличается  особой выразительностью.  Созданный в «Петербургских повестях» образ города не раз появится  затем в «Мертвых душах» и позволит лучше понять гоголевский «смех сквозь слезы» при изучении поэмы

(в процессе лекции учителя учащиеся записывают кратко основные положения).

II. Заочная экскурсия в современный Петербург.

  1. Сообщение «Современный Петербург» (сопровождается презентацией ученика).

Санкт- Петербург — символ европейской России. Его величают Северной столицей нашей страны. Город построен на реке Неве, поэтому эту великую реку называют колыбелью Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Один из боевых кораблей – крейсер «Аврора» — обрел здесь «вечную стоянку». Нева, оставаясь главным «проспектом», разделила город на части, которые первоначально соединялись временными переправами, затем наплавными мостами. Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным, а подчас уникальным, инженерно-архитектурным сооружением. Дворцы, особняки, храмы, доходные дома в центре города – все они имеют свою неповторимую историю. Город украшен большим количеством уникальных памятников. Архитектурной короной Северной столицы является Дворцовая площадь. Именно она главенствует в историческом центре Петербурга. А драгоценные сами по себе, высокохудожественные интерьеры Эрмитажных зданий хранят бесценные творения человеческого гения всех времён и народов. С давних времен поэты, писатели, художники стремились в этот город, так как он являлся литературно-культурным центром России. И неудивительно, что Н.В.Гоголь тоже мечтал приехать в Петербург.

2. Сообщение «Гоголь в Петербурге».

В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди — свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством»
Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку.

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, — разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. — Я его воображал красивее и великолепнее».

Учитель.

-Почему же Н.В.Гоголь, разочаровавшись в этом городе, посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»? (Наблюдения за жизнью Санкт-Петербурга легли в основу цикла «Петербургских повестей», в которых писатель обличает пороки современного ему общества).

3. Рассказ  учащегося  о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повети задуманы и написаны в Петербурге. Кроме того, в III томе своих сочинений Гоголь сам свел воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении 10 лет (1831-1842). Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая их повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

III. Работа с текстом.

  1. Выразительное чтение описания Невского проспекта вслух (с начала повести до слов «…всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку»).

  2. Анализ эпизода.

1). Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

2). Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

3). Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

4). Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

5). Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

6). Какова функция этого эпизода во всей повести?

Вывод: (делают учащиеся)

Анализ эпизода дает возможность подчеркнуть, что Петербург — город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.

IV. Беседа по содержанию повести.

-В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?

-Расскажите историю поручика Пирогова.

-Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?

-Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.

V. Сообщения учащихся (домашнее задание – пересказ истории Пирогова и Пискарева).

Учитель:
— Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии? Как вы могли бы их объяснить?


— Почему Пискарев «обречен» погибнуть, а Пирогов «обречен» благополучно жить дальше?
— Какова художественная функция снов Пискарева в повести? (мечты героя, его внутренний мир)
— Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева? (несоответствие мечты и реальности).
— Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной, а не разных повестей? (Тема столкновения мечты и реальности).

Учащиеся рассказывают о смешной и позорной истории Пирогова, продумывая следующий круг вопросов: общество, к которому принадлежит поручик Пирогов; «множество  талантов « поручика; «смелое предприятие» Пирогова; поведение поручика в решающем испытании его чести, гордости, высоких представлений о себе.

VI. Работа в группах.

Комментарий к работе группы №1.

На уроке, обращаясь к центральному образу повести, учащиеся первой группы  обращают внимание на то, что улица изображается как живое существо, она – источник всех несчастий и зол. Существенно, что Невский показан в разные часы дня (утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни). В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на нем блестит и сверкает.  Важно отметить, что в этот час на Невском появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды», «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь», «усы, повергающие в изумление», платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, носы, «талии тоненькие и узенькие», «талии, никак не толще бутылочной шейки». Ножки в очаровательных башмачках. 

Группа 1. Этот великолепный сатирический прием позволяет Гоголю обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы: «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем».

Однако существует и иная сторона главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках», мужиками «в сапогах, запачканных известью»  «толкующими о семи грошах меди», «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…». Таким образом, рисуя Невский проспект в разное время суток, Гоголь изображает разные социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя – олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя. Интересно, что повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту («Нет ничего лучше Невского проспекта…»), но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.   Истории, случившиеся с Пискаревым и  Пироговым, – это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и  Петербурга. Они дают яркое представление о сложности, воспроизведенной в «Невском проспекте» картины жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.

Группа 2.

Трагическая судьба художника Пискарева  и поручика Пирогова.

Фрагмент одного из  сообщений.

-У художника Пискарева есть идеал– красота. Он страстно влюблен в красоту. Он мечтатель, романтик, его лучшие мечты  слились с образом незнакомки. Художник, заметив на Невском проспекте одно из «тех дивных  созданий», следит за нею. Потрясенный внешностью девушки, он создал в своем воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей  «отвратительного притона». «Все не то, чем кажется»!

Вывод: если Пискарев как  мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, напротив, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.

Учитель: Существует мнение, что обе эти истории  можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями?

Ответы учащихся.

(Внешнее сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каждый из них понимал по-своему. Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской (оправдав тем самым свою фамилию), а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в конце концов жизнь закончил самоубийством. В.Г.Белинский писал: «Пискарев и Пирогов, – какой контраст! Оба они начали в  один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия  этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!  Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. Да, господа, скучно на этом свете!..» Таким образом, Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» – не раз восклицает Гоголь в этой повести).

VII. Подведение итогов урока.

-Еще раз подчеркнем, что в конце повести  Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. Действительно, лучше Гоголя не скажешь – «все не то, чем кажется». Несомненно, прав был В.Г.Белинский, говоря: «Отличительный характер повестей Н.В.Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния, Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»

VIII. Домашнее задание:

  1. Читать повести из цикла «Петербургские повести» (по группам).

  2. Изучить статью учебника на странице 297, 316-318, подготовиться к беседе по прочитанному.

infourok.ru

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина. Петербург в «Невском проспекте» Гоголя

Ни один российский город не привлекал столь пристального внимания писателей разных эпох, как Санкт-Петербург. Он стал образом-загадкой, образом-символом, образом-эпохой. Петербург словно манит к себе, притягивает воображение писателей, перед его обаянием, подчас мрачным и мистическим, невозможно устоять. Его представляют как живое существо, как главного героя, как необузданную стихию, несущую лишь смерть и разрушение. Неодинаковой видели и видят Северную Пальмиру писатели. Так, по-разному трактовался образ Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина.

Петербург глазами А. С. Пушкина

Для Александра Сергеевича Петербург был оплотом самодержавия, гимном петровских реформ и отражением сущности эпохи, ее нравов, порядков и привычек. Ярко образ города представлен в одной из маленьких трагедий – «Медном всаднике», а также в «Пиковой даме», «Станционном смотрителе» из цикла «Повести Белкина» и ряде других произведений.

В «Медном всаднике» образ Петербурга для Пушкина слился с образом Петра и его политической деятельностью. Город стал воплощением самодержавия, это город Петра I, столица государства Российского.

Однако образ Петербурга отражает в себе не только величие и красоту петровской деятельности, но и беззащитность простых людей перед ее мощью и неотвратимостью. Подобная стихии, она захлестывает мир и забирает жизни. Так, погублена наводнением жизнь Евгения и его невесты.

Пушкин поднимает в трагедии вопрос о реформах Петра, которые, безусловно, многое изменили к лучшему в стране, но, однако же, не считались с интересами каждого отдельного человека. Это противоречие остается неразрешенным, а сам город становится символом этой дилеммы.

Гимн Петербургу

Знаковым стало Вступление трагедии «Медный всадник». Оно резко выделяется на фоне последующих глав произведения своей торжественностью, ликованием и яркостью. Часто вступление рассматривают отдельно от всей трагедии и называют гимном Северной Пальмиры. Принято сопоставлять с ним образ Петербурга в творчестве Гоголя, Достоевского и других русских писателей, который зачастую вступает в полемику с пушкинским.

Азартный и бездушный Петербург

В основе «Пиковой дамы» А. С. Пушкина лежит мистический сюжет. Главный герой – Герман – заядлый картежник. Он захвачен безумным страстным желанием узнать тайну трех карт, которую хранит старая графиня. Пушкин ярко и подробно описывает бессмысленную и бесполезную жизнь игроков, которые проводят все время за картами. Все высшее общество — от молодых до стариков — подвержено этой болезни. Образ Петербурга становится символом столицы, которая погружена в абсурд и мистицизм. Городом, извращающим людей, стирающим личности, обезображивающим суждения и идеалы. Пушкин объясняет столь губительное действие социальными причинами. Высшее сословие этого времени не представляло своей жизни без карточных игр, тратило на это занятие все свое время и средства. Карты возводятся на пьедестал наивысшей ценности и важности. Были случаи, когда дворянин проигрывал свою жену.

Одновременно с этим в моде были размышления о роли фатума, случая в судьбе человека. Такая философия прекрасно сочеталась с процветающими азартными играми. Это явно видно на примере Германа, который считает появившуюся возможность узнать тайну карт волею провидения, а наивысшей ценностью считает богатство и положение в обществе. Вот каким предстает Петербург в «Пиковой даме».

Похожий образ столицы рисует Пушкин в «Станционном смотрителе». Представитель высшего общества Петербурга – офицер Минский — предстает эгоистичным, лживым и жестоким человеком. В то время как Вырин – бедный и беззащитный, но нравственный человек, оказывается простым станционным смотрителем, который попадает в столицу единственно за тем, чтобы вернуть дочь.

Пушкин особенно акцентирует внимание на лживости Петербурга. Так, прилично одетый молодой человек забирает деньги Вырина. Создается образ города, где все не то, чем кажется, города с двойным дном.

В этих произведениях образ пушкинского Петербурга приобретает такие черты, как лживость, жестокость, бездушность.

Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Петербург Гоголя и Пушкина имеет как различия, так и сходства. Мотивы мистицизма, бездушия, власти и царственности будут ключевыми и в гоголевском образе Северной Пальмиры, но поданы и изображены они совершенно по-другому.

Николай Васильевич Гоголь долго прожил в столице, что сильно отразилось на его произведениях. Тема Петербурга в творчестве Гоголя является одной из ведущих. Им был написан даже цикл петербургских повестей.

Петербург Гоголя – это фантастический таинственный мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Петербург в произведениях Гоголя – место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают.

Итак, образ Петербурга в творчестве Гоголя кратко можно описать как совокупность гиперболизаций, гротеска и сатиры.

Рождественский и реальный Петербург глазами Гоголя

Повесть «Ночь перед Рождеством» стала одной из первых, где появился Петербург Гоголя. Город предстает перед кузнецом Вакулой сказочно сияющим и звенящим миром. Со всех сторон его окружает свет и множество звуков, невероятное движение на улицах ошеломляет, ожившие дома словно следят за ним. В описании дворца императрицы также все необычно и сказочно: и картины, и лестницы, и замки на дверях; и сами обитатели облачены в яркие фантастические наряды. Город предстает в блеске и сказочной красоте.

Совершенно другой он в «Ревизоре». Это уже не сказочный, а реальный образ Петербурга в творчестве Гоголя. Город становится реальным прагматичным местом, где главное в человеке – благосостояние.

В комедии о Петербурге рассказывают два персонажа – Хлестаков и его слуга Осип. Глазами Хлестакова читатель видит город, где правят бал чины и роскошь. Предел мечтаний мелкого чиновника, желающего покутить или дослужиться до фельдмаршала. Поэтому Хлестаков видит себя богатеем с высоким чином, которого боятся и уважают. Для Осипа Петербург совершенно другой. Это город глазами слуги, в котором нет роскоши, зато есть всевозможные развлечения: катание на извозчике, театр, танцующие собаки. А нравится ему больше всего в этом городе вежливость людей в разговоре. Петербург Осипа намного реальнее и душевнее измышлений Хлестакова.

Петербург «Мертвых душ»

На протяжении всего писательского пути менялось отношение Николая Васильевича к Северной Пальмире. Но, даже постепенно трансформируясь, сохранял свои основные черты образ Петербурга в творчестве Гоголя. «Мертвые души» служат ярчайшей иллюстрацией этих изменений.

В каждой главе поэмы Гоголь упоминает о Петербурге, не забывая сказать о нем какую-нибудь остроту. Так, как только Чичиков подъезжает к трактиру, автор иронически упоминает о странностях питания петербургских господ. Или возьмем, скажем, губернаторский бал. Гоголь отмечает, что многие из собравшихся здесь весьма похожи на столичных обитателей. На страницах поэмы часто встречается и ехидное замечание автора о высоких чинах Петербурга с наградами и благородной наружностью, от которых стоит ожидать лишь подлейшей гадости.

Как уже было отмечено, тема Петербурга в творчестве Гоголя является ключевой. И в «Мертвых душах» ярчайшим образом она проявилась в рассказе о капитане Копейкине. Это история о герое войны 1812 года, инвалиде, который приезжает в Петербург в надежде на монаршую милость. Однако же в помощи ему отказывают. Город предстает перед нами чинным и бездушным оплотом власти государя, где нет места беднякам и страждущим. Более того, к маленькому человеку он несправедлив, жесток и беспощаден.

Петербург в «Мертвых душах» — город на костях, призрак реального города. Вещи и люди в нем одинаково живые. Он словно центр земли, где собран весь мир. Начальство здесь имеет право распоряжаться людьми как вздумается. Здесь не найти правды и защиты, только холодный блеск роскоши да безразличие и черствость чиновников.

«Петербургские повести»

Образ Петербурга в творчестве Гоголя складывался во многом на основе тех впечатлений, которые писатель получал во время проживания в столице. Именно тогда он написал ряд рассказов («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего»), которые составили цикл «Петербургские повести». Эти произведения связаны рядом общностей, таких как:

  • Идейный пафос, заключенный в изображении силы денег, которая развращает людей, и обличении общественной системы, полной лжи и несправедливости.
  • Проблематика, отражающая губительность и безнаказанность власти денег и чинов.
  • Главный герой всех произведений – «маленький человек».

Петербург в повестях Гоголя — это город с социальными противоречиями и общественными проблемами.

Прогулка по «Невскому проспекту»

Главная улица и символ Петербурга – Невский проспект, который отражает в себе всю сущность Северной Пальмиры. Они буквально неотделимы друг от друга. Отлично можно проследить, как связаны образ главной улицы и образ Петербурга в творчестве Гоголя по повести «Невский проспект». О чем и пойдет речь далее.

Петербург в «Невском проспекте» Гоголя изображается утопающим в роскоши и блеске огней, ликующим и прекрасным. Но за этим скрываются равнодушие, хладнокровие и пустота, наиболее характеризующие истинный Невский проспект. Гоголь образ Петербурга продолжает наделять теми же иллюзорными и лживыми чертами, что и Пушкин. Наконец-то два великих писателя сошлись в едином мнении. Здесь Петербург Гоголя и Пушкина становится невероятно похож. Пушкинские мотивы из «Станционного смотрителя» продолжают жить в «Невском проспекте».

Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города.

Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.

«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга, а сущность его проявится в последующих повестях.

Другие «Петербургские повести»: «Нос», «Шинель», «Портрет»

Гоголь в повести «Нос» изображает абсурдную ситуацию – от майора Ковалева сбегает его нос, который считался единственной отличительной чертой героя, так как был с прыщиком. Используя гротеск, гиперболу и фантастику, Гоголь изображает и высмеивает власть чинов и чинопочитание. Писатель критически изображает современную ему жизнь во всей ее нелепости и абсурдности.

Причем нос не просто сбежал от владельца, но и превратился в статского советника и стал разгуливать по Петербургу. И Ковалев был вынужден ему кланяться, так как его чин был ниже, а в мире майора регалии решают все. Выводом же из этой истории стало то, что у столичного человека самое важное – нос, а без него они становятся ничем, пустым местом. Зато последний, облачившись в мундир, может стать важнее своего хозяина.

Жизнь петербургского чиновника, таким образом, изображается бесцельной, пустой и иллюзорной.

Петербург «Шинели» — город, где существование человека напрямую зависит от его финансового и социального положения. Город, где есть два мира: первый, наполненный яркими огнями, где обитают высшие чиновники, и второй, где помои могут быть вылиты на голову проходящего, где обитают «маленькие люди», существование которых обрывается незаметно, а жизнь протекает в нищете и страхе. Из этого второго мира взял своего героя Гоголь. Акакий Акакиевич Башмачкин, представитель «маленьких людей», — это бедный раболепный человек, мечтающий только об одном – о новой шинели. И чтобы ее заказать, он вынужден экономить на всем: начиная от подметок и заканчивая свечами и едой.

Акакий Акакиевич духовно бедный человек. Единственное его занятие в жизни – служба, а заветная мечта – новая шинель. Но Гоголь изображает этого несчастного чиновника так, что он вызывает сострадание, жалость и сочувствие. И этот безобидный, никогда никого не трогавший человек трагически гибнет.

И в момент своей гибели в сердце «маленького человека» рождается желание бунтовать против такого мироустройства. Против общественного механизма, который перемалывает людей. Этого маленького забитого человека наделяет Гоголь способностью протестовать и сопротивляться несправедливости и беспощадности окружающей действительности.

В повести «Портрет» звучит тема творчества, созвучная теме безумия. Петербург здесь предстает чудовищем, калечащим души людей. Так, добившись желаемого – разбогатеть и заниматься только рисованием, главный герой, Чартков, оказывается одурманенным властью золота. Он становится известным художником, его богатство растет, но соразмерно с ним уменьшается талант.

Осознав, что безвозвратно утратил свои способности, Чартков тратит свое состояние на то, чтобы уничтожать предметы искусства. Постепенно его все больше и больше охватывает безумие, в конце он умирает в агонии и бреду.

Достоевский — продолжатель гоголевской традиции

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Достоевского практически одинаков. Федор Михайлович продолжил изображать город безразличным к чужим страданиям, полным безумия и сводящим с ума, перемалывающим незащищенных «маленьких людей».

Достоевский обогатил гоголевскую традицию описания Петербурга. И на созданной предшественниками основе сотворил свой миф о городе. Ему удалось больше всех узнать о той губительной силе Петербурга, которая воздействует на психику его жителей.

Гоголевские гротеск и фантастичность Петербурга проявились в творчестве Достоевского через видения и сны главных героев, через мистику событий. Благодаря этой невероятности стечений обстоятельств реализм писателя назвали «мистическим».

Обращается Достоевский и к образам «маленьких людей». Но если для Гоголя было характерно иронизировать и изображать даже трагедию сатирически, Федор Михайлович делает акцент как раз на страданиях героев, на их судьбах. Таковы все члены семьи Мармеладовых, таков и сам Раскольников в «Преступлении и наказании». В это романе город становится одним из главных героев повествования. И этот изображенный Достоевским Петербург близок Петербургу Акакия Акакиевича.

В произведениях Достоевского остается лишь темная мрачная часть города, уже не прикрытая гоголевскими и пушкинскими огнями и красками. Писатель исследует смрад и грязь его закоулков, неправильные ломаные углы комнат, пыль мостовых. Все это давит на человека, сводит его с ума, калечит.

Выводы

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина, таким образом, имеет как множество схожих черт, так и серьезные различия.

Петербург в произведениях Гоголя изменчив и обманчив. Яркость огней в нем сочетается с бездушностью его обитателей. Наилучшим образом представлен Петербург в «Невском проспекте» Гоголя. В этой повести нашли отражения все основные мотивы, такие как двойственность петербургского мира, его безумие, лживость, разрушительное действие на своих обитателей, мистицизм и иллюзорность.

Пушкинский Петербург воплощает в себе дух Петровской эпохи. Город сочетает в себе как величие деяний Петра, так и весь их ужас – не зря он построен на костях и болотах. Пушкин создает цельный образ, где воедино сливаются два начала. Не таков Петербург Гоголя, город словно двоится. Его красота и великолепие – лишь лживая маска, под которой скрывается истинная сущность – мрачная, темная, безумная и губительная.

Для Пушкина и Гоголя было характерно, создавая образ Петербурга, выбирать главным героем «маленького человека», который оказывается не в состоянии сопротивляться городу, его устройству и его законам. Он бессильно гибнет, сломленный и растоптанный.

Развил и обогатил гоголевские традиции Достоевский, создав свой уникальный и неповторимый образ Петербурга. Города, способного лишь на разрушение человеческой жизни и человеческого рассудка.

Образ Петербурга оставался и остается притягательным для русских писателей. Так, классические традиции продолжили в своем творчестве А. Ахматова, А. Блок, А. Белый. И наверняка город на Неве будет продолжать привлекать своими загадками и тайнами столько, сколько будет существовать.

fb.ru

Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Тема: Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя

«Невский проспект»

Цели урока:

Образовательная: в ходе анализа художественного произведения подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданной теме;

Развивающая: развивать способности анализировать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, пробудить у учащихся читательский интерес к личности и творчеству Н.В. Гоголя.

Орг. Момент.

  1. Целеполагание, мотивация: (4 мин)

У.: Здравствуйте ребята! Вы уже знаете, что тема урока будет посвящена городу. Цель нашего урока — подготовиться к написанию сочинения по заданной теме «Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» (тема записана на доске)

У.: Работать в течение урока будем при помощи карт и оценочных листов. Карты будем наполнять необходимым литературным материалом, который поможет написать сочинение. В листах выставляем оценки по трем критериям, они вам уже знакомы: это качество презентации работы, качество отбора материала и оригинальность. Максимальное количество 15 баллов, от 14 до 15 включительно — это оценка «5»; от 11 до 13 – « 4», от 8 до 10 – «3».

В конце урока сдаем оценочный лист, карта остается у вас.

Петербург – прекрасный город, о котором написано много стихов, песен. Если хоть раз побывал в нем, уже никогда его не забудешь.

— Сейчас мы предоставим слово _______________.

!!!(звучит песня «Петербург, Ленинград, Петроград» в исполнении Пальникова И).

— Спасибо за выступление. Оценим __________________.

II. Работа над эпиграфом: (3 мин.)

У.: Сегодня мы будем говорить о другом Петербурге, о его обратной стороне, скрытой от глаз невнимательного наблюдателя.

_______________________искала эпиграф к нашей теме. Она предложит вам произведение, строки из которого мы будем использовать в качестве эпиграфа.

!!! (звучит стихотворение «Странный Петербург» Н. Агнивцева в исполнении ________________________)

Странный город

Санкт-Петербург – гранитный город,

Взнесенный словом над Невой,

Где небосвод давно распорот

Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись в твои туманы

Виденья двухсотлетних снов,

О самый призрачный и странный

Из всех российских городов!

Недаром Пушкин и Растрелли,

Сверкнувши молнией в веках,

Так титанически воспели

Тебя в граните и в стихах.

И майской ночью в белом дыме,

И в завываньи зимних пург

Ты всех прекрасней, несравненнный

Блистательный Санкт-Петербург

— Как вы думаете, какие строки будут соответствовать теме? Подчеркните их в технологической карте.

— Арина, обоснуйте ваш выбор. Оформите эпиграф на доске, ребята, оцените ответ Арины.

III. Работа над вступлением:- 5 мин.

У.: Как вы думаете, о чем мы можем написать во вступлении? (об истории города, образе Петербурга в литературе)

У.: Нужно заметить, что Петербург — явление совершенно исключительное во всей русской, а, может быть, и в мировой истории. Петербург уже чисто зрительно, по самым первым впечатлениям, необыкновенен и отличен ото всех других городов. А в исследованиях историков и литературоведов предстает как явление странное, необъяснимое, удивительное. И немного жуткое из-за своей непостижимости.

Над вступлением к теме работали___________________________, сейчас мы увидим, каким образ Петербурга явился в «догоголевской» литературе.

У.: Во время выступления остальные заполняют технологические карты. Выступающих также прошу сделать акцент на основной мысли.

!!! (Презентация «Петербург в литературе 18-19 века»)

— Что записано? Оцените выступление.

IV. Работа над основной частью. 25 мин

У. : Мы убедились, что случаев отрицательной оценки города в литературе предостаточно.

Каким мы видим Петербург у Н. В. Гоголя?

Владимир Набоков так сказал о Петербурге Гоголя: «Петербург- смазанное отражение в зеркале, призрачная неразбериха предметов». Согласны ли выс этим высказыванием?

Давайте вспомним биографию писателя. Он был очень религиозным человеком. В чем он видел свое предназначение? (нести добро людям)

Можем ли мы найти проявление добра к ближнему в повести? Какие связи между людьми? (нет искренних человеческих чувств: любви, дружбы)

Вспомните историю строительства Петербурга?

(неестественным способом, вопреки воле Творца)

ТЕЗИС: Петербург в изображении Н. В. Гоголя страдает духовной болезнью, признаки которой можно обнаружить в его основных чертах.

1. У.: Невский проспект – олицетворение целого Петербурга. Какое же лицо мы видим у города?

Карта:

У : Докажем это примерами из текста:

Карта:

Задание: Продолжите таблицу примерами из текста произведения, назовите средства изобразительности, сделайте вывод:

человек

житель

старухи

прохожие

бакенбарды

дамские рукава

мотыльки

*АНТИТЕЗА

Вывод:

Вывод пишут учащиеся: Гоголь делает попытку классификации людей, противопоставляя их по роду занятий, рангу, возрасту. Среди них нет ни одного нормального человеческого лица, взгляд останавливается, то на неуклюжем сапоге отставного солдата, то на башмачке молодой дамы. *(внимание к деталям – средство изобразительности, некий кинематографический прием )

У.: А теперь обратите внимание на отрывок в конце произведения : « Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…» О какой черте города говорит Н. В. Гоголь?

Занесите ответ в карту.

2. Карта: 2. Задание: Сформулируйте данную черту самостоятельно, опираясь на отрывок в конце произведения: « Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…»

Задание: Заполните таблицу примерами из текста.

У.: Достаток, образованность, семейная верность — все оказывается иллюзией. Здесь главное – не быть, а казаться.

Не случайно автор использует понятие *фантасмагория.

Карта:

Задание: Почему автор использует понятие *фантасмагория при описании Невского проспекта?

(при работе используйте словарь)

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________ У.: Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте “фантасмагорией”, связывая его тем самым с обманом, иллюзией.

У.: Поработаем еще над одним понятием из нашего словаря * всеобщая коммуникация – так называет Гоголь Невский проспект.

Карта:

Задание: Является ли Невский проспект местом для *коммуникации? (при работе используйте словарь)

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У.: Полноценного духовного общения не получится, все разговоры сводятся к слухам, сплетням. Каждый погружен в собственные амбиции.

3. У.: Еще одна черта города –

Карта:

3.

У.: Зачем приходят люди на Невский проспект? (Покрасоваться. Это место, где доминирует человеческая гордыня.)

Карта:

Задание: Нашел ли данный факт истории отражение в повести?

Невский проспект — совершенно особенная улица Cанкт-Петербурга. В XIX и начале XX века Невский связывал Зимний и Аничков дворцы, два основных места жительства императорской фамилии, где проходили официальные приемы, торжества, придворные аудиенции, балы, то есть протекала вся жизнь императорского двора, и так было со времен Александра I до последних дней монархии. Император Александр I ежедневно прогуливался по Невскому проспекту; и при Николае I и при Александре II Невский продолжал быть улицей императорских прогулок.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У.: Невский проспект изначально был задуман ради демонстрации фальши.

Карта:

Задание: Почему Петербург не принимает Пискарева?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У.: Пискарев слишком простодушен, наивен и искренен.

4. У.: Герои произведения словно потеряли нравственные ориентиры и забыли о вечных ценностях.

У: Назовите эти ценности?

Как к ним относятся герои?

Заполните таблицу в карте и сформулируйте еще одну черту города

Карта:

4. Задание: Сформулируйте данную черту самостоятельно, заполнив таблицу:

Задание: Заполните таблицу, приведите доказательства высказывания:

Задание: Сравните образы Невского проспекта и жилища незнакомки, куда попадает Пискарев, найдите различия и общие черты.

У.: Город вызывает в человеке самые низменные чувства.

Подведем итоги: отличительными чертами города являются безликость, иллюзорность, тотальное тщеславие, пошлость.

При помощи каких изобразительных средств автор показывает данные черты?

*метафора;

*метонимия;

*сравнение;

*антитеза;

* ирония (чистота Екатерининского канала, достоинства Пирогова, появление чиновников сравнивается с наступлением весны) Оцениваем словарь, он подготовлен _____________.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задание: Напишите синквейн:

infourok.ru

Образ Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»

Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся «мир» своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект. Впоследствии третьей «географической областью» гоголевского творчества станет глубокая Россия «Ревизора» и «Мертвых душ» . И герои Гоголя путешествуют в этих же направлениях, связывая разные периоды и «миры» его творчества между собой: кузнец Вакула из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» верхом на черте летит в Петербург, Хлестаков из столицы является «ревизором» в уездную глушь…

«Трудно охватить общее выражение Петербурга », — писал Гоголь в статье «Петербургские записки 1836 года» , — потому что в городе этом царит разобщение: «как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс» в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вошел в общую залу потому только, что не было другого места» . Столица словно большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком друг с другом. Как отличается этот образ от «общего выражения» малороссийского хутора или ярмарки гоголевских «Вечеров» ! Вот мы читаем в финале «Сорочинской ярмарки» :

«Странное, неизъяснимое чувство овладело бы зрителем при виде, как от одного удара смычка музыканта в сермяжной свитке, с длинными закрученными усами, все обратилось, волею и неволею, к единству и перешло в согласие… Все неслось. Все танцевало» .

А теперь перед нами Невский проспект — «всеобщая коммуникация Петербурга », В начале одноименной повести показана жизнь этой главной улицы главного города во всякое время суток. Картина полна движения, но у каждого лица и у разных «кругов и кружков» свое перемещение в свои часы; все объединяются только местом — Невским проспектом. Здесь тоже «все несется» , но по-другому, чем на Сорочинской ярмарке.

otvet.mail.ru

Петербург в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» (Невский проспект Гоголь)

Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект…
Н. В. Гоголь

Остановив свой выбор на этой теме, я исходила из своего личного отношения к творчеству этого писателя, чьи произведения привлекают меня необычностью сюжетов, яркостью, чёткостью и выразительностью языка, своеобразием авторского взгляда на мир.

Особое впечатление произвела на меня повесть «Невский проспект». Я считаю, что здесь наиболее отчётливо отразилась гоголевская концепция Петербурга — «самого предумышленного города на свете».

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё», — так начинает Гоголь своё повествование. Подчёркнуто эмоционально, восторженно говорит он о той роли, которую играет проспект в жизни каждого петербуржца. Невский оказывается не просто улицей — «красавицей нашей столицы», он — главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб. Может показаться, что Гоголь искренне верит в способность «всемогущего Невского» объединять людей («только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет»). Но вскоре наши иллюзии рассеиваются. Мы видим, что проспект проводит чёткую грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определённое время. С самого раннего утра по улице «плетётся нужный народ»: «русские мужики, спешащие на работу», «сонный чиновник… с портфелем под мышкою».

Часам к двенадцати Невский проспект становится «педагогическим Невским проспектом»: сюда «делают набеги гувернёры всех наций со своими питомцами». Послеобеденное время — время прогулок аристократии и «чиновников по особенным поручениям». Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их. Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рождённого современным городом. Единственное, что их связывает, — это желание праздности.
Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него «пахнет одним гуляньем»: «Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле». Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие. Человек здесь теряется из виду, «тонет» в «видном» мире; объектом же внимания становятся «сапоги», «фалды» и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются «щегольской сюртук с лучшим бобром», «греческий прекрасный нос», «превосходные бакенбарды», «пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка».

Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным, полуреальным-полуфантастическим. Это происходит, «как только сумерки упадут на домы и будочник… вскарабкается на лестницу зажигать фонарь». Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет», а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчётное». Сам Невский «оживает и начинает шевелиться», преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется».

Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим — петербургский художник Пис- карёв. Герои противопоставлены друг другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма («Знаем мы вас всех»), Пискарёв скромен, кроток, застенчив. Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи. И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарёв встречает прекрасную незнакомку. «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грёз. Всё, что… даёт мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, — всё это, казалось, слилось и отразилось в её гармонических устах». Каково же оказывается . разочарование героя, когда он обнаруживает в этом «гении чистой красоты» черты самого грязного порока.
Гоголь подчёркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединённым в действительности. Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная «какой-то жалкой наглости; она… так же шла её лицу, как идёт выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту».
«Лучше бы ты вовсе не существовала», — «растроганный, растерзанный, с слезами на глазах», — думает Пискарёв.

Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «легонького» и «довольно интересного созданьица». Пирогов не сомневается в успехе («Ты, голубушка моя!») и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого «бессмысленного» существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой «аккуратностью» в чувствах и преданностью мужу — грубияну и пьянице.

Невский проспект не только развращает, он губит всё чистое, светлое, ломает человеческие судьбы. Не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью», сводит счёты с жизнью носивший в душе своей «искры чувства, готовые… превратиться в пламя» художник Пискарёв. Зато порыв Пирогова, поначалу вознамерившегося жестоко отомстить за «ужасное оскорбление», сам собою «как-то странно» для героя, но очень логично для читателя угасает в кондитерской: «съел два слоёных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении».

В повести «Невский проспект» Гоголь создаёт искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности.

«Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо», — таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ «положительно прекрасного» чеповека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.

www.allsoch.ru

Образ Петербурга в повести Н В Гоголя Невский

Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. . . Н. В. Гоголь

Из истории создания повести «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В. Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). Повести Гоголя «Невский проспект» , «Записки сумасшедшего» , «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

В 1830 -х годах Н. В. Гоголь пишет «Петербургские повести». В «Петербургских повестях» сюжеты сосредоточены вокруг одного места — столицы Российской империи — Петербурга. Петербург, в изображении Гоголя, странный город, живущий обманом и ложью. В повести «Невский проспект» автор нарисовал очень скудную картину. Все обитатели Невского проспекта, в качестве личного достоинства предъявляют обществу не себя, а лишь заменяющую лицо или личность часть — волосы или талию, усы или бакенбарды — всё что угодно, но только не лицо. «Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером неизобразимые. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков. . . » Петербург — это город без лиц, в котором нет личности, в котором есть только толпа, не имеющая даже собственного мнения. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжёт во всякое время. Здесь всё дышит обманом. . . »

Петербург — «самый предумышленный город на свете» . «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё» , — так начинает Гоголь своё повествование. Невский оказывается не просто улицей — «красавицей нашей столицы» , он — главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб. «Только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет» .

Проспект проводит чёткую грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определённое время. С самого раннего утра по улице «плетётся нужный народ» : «русские мужики, спешащие на работу» , «сонный чиновник. . . с портфелем под мышкою» . Часам к двенадцати Невский проспект становится «педагогическим Невским проспектом» : сюда «делают набеги гувернёры всех наций со своими питомцами» . Послеобеденное время — время прогулок аристократии и «чиновников по особенным поручениям» .

Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их. Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рождённого современным городом. Единственное, что их связывает, — это желание праздности. Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него «пахнет одним гуляньем» : «Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле» . Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие. Человек здесь теряется из виду, «тонет» в «видном» мире; объектом же внимания становятся «сапоги» , «фалды» и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются «щегольской сюртук с лучшим бобром» , «греческий прекрасный нос» , «превосходные бакенбарды» , «пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка» .

Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным. Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет» , а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчётное» . Сам Невский «оживает и начинает шевелиться» , преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется» .

Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим — петербургский художник Пискарёв. Герои противопоставлены другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма ( «Знаем мы вас всех» ), Пискарёв скромен, кроток, застенчив. Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи. И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарёв встречает прекрасную незнакомку. «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грёз. Всё, что. . . даёт мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, — всё это, казалось, слилось и отразилось в её гармонических устах» . Каково же оказывается разочарование героя, когда он обнаруживает в этом «гении чистой красоты» черты самого грязного порока.

Гоголь подчёркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединённым в действительности. Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная «какой-то жалкой наглости; она. . . так же шла её лицу, как идёт выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту» . «Лучше бы ты вовсе не существовала» , — «растроганный, растерзанный, с слезами на глазах» , — думает Пискарёв. Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «легонького» и «довольно интересного созданьица» . Пирогов не сомневается в успехе ( «Ты, голубушка моя!» ) и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого «бессмысленного» существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой «аккуратностью» в чувствах и преданностью мужу — грубияну и пьянице.

В повести «Невский проспект» Гоголь создаёт искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности. «Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо» , — таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ «положительно прекрасного» человека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.

present5.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *