Белые ночи кто написал – Белые ночи (повесть) — Википедия

Содержание

Белые ночи (повесть) — Википедия. Что такое Белые ночи (повесть)

«Бе́лые но́чи» — повесть русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского.

История создания

Повесть была написана Достоевским в сентябре-ноябре 1848 года. В это время Достоевский тесно сдружился с поэтом и писателем Алексеем Плещеевым, вместе с которым они состояли сначала в литературно-философском кружке Николая и Андрея Бекетовых, а позже и в кружке Михаила Петрашевского[1].

31 октября 1848 года было получено разрешение Петербургского цензурного комитета на публикацию повести. Впервые была напечатана в двенадцатом номере журнала «Отечественные записки» с посвящением Плещееву[2].

В дальнейшем повесть подверглась значительной переработке. В 1860 году при подготовке своего собрания сочинений Достоевский придал романтическим мотивам главного героя большую определённость путём переработки его монолога и включения в него пушкинских образов. Исследователи обращают внимание также на исключение вернувшимся с каторги писателем фразы: «Говорят, что близость наказания производит в преступнике настоящее раскаяние и зарождает иногда в самом зачерствелом сердце угрызения совести. Говорят, что это действие страха». Предполагается, что годы каторги Достоевский перестал верить в данное утверждение. Были убраны и некоторые сентиментально-романтические фразы, такие как: «и залилась слезами», «подавляя слезы, которые готовы были хлынуть из глаз моих». В издании 1860 года посвящение Плещееву ещё сохранилось, в издании 1865 года оно уже было снято

[2].

Сюжет

Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настену и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Насти была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако внезапно встретив возлюбленного, Настя убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Настенька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.

Главные герои

Главный герой повести — мечтатель. Тема мечтателя уже появлялась в творчестве Достоевского в его повестях «Хозяйка» и «Слабое сердце», а также в цикле фельетонов «Петербургская летопись», где газетная хроника «перерождалась в литературный жанр с характером исповеди»[3]

. Достоевский считал появившийся тип мечтателя знамением его времени: «в характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем». Причиной появления подобного типа писатель считал отсутствие в России объединяющих общественных интересов и невозможность удовлетворить «жажду деятельности»[1].

Исследователи творчества Достоевского отмечали, что четвёртый фельетон «Петербургской летописи» стал черновой версией «Белых ночей». Уже в этом произведении, за полтора года до создания «Белых ночей», вырисовывается психологический портрет мечтателя. Там же писатель приводит схожее описание петербургской летней природы, впервые появившееся ранее в третьем фельетоне[1]. В дальнейшем мечтатель в творчестве Достоевского предстаёт результатом «разрыва с народом огромного большинства образованного нашего сословия». В героях его произведений 1860—1870-х годов можно разглядеть черты мечтателя, стремящегося найти действительную, живую жизнь

[4].

Прототипом главного героя частично послужил сам Достоевский. В конце четвёртого фельетона «Петербургской летописи» писатель заметил: «…все мы более или менее мечтатели!». Позже он упоминал свои «золотые и воспаленные грезы», очищающие душу и необходимые художнику[1]. Также в облике Мечтателя заметны черты Алексея Плещеева, с которым во время написания повести сдружился Достоевский. В исповеди Мечтателя исследователи творчества Достоевского отмечали некоторые мотивы плещеевской лирики[1]. Среди литературных прототипов Мечтателя — гоголевский Пискарев из повести «Невский проспект», герои произведений Гофмана, с которыми Мечтателя объединяет неудовлетворенность окружающей жизнью и стремление уйти в идеальный мир[1].

Отзывы и рецензии

В январе 1849 года в «Современнике» появился отзыв Александра Дружинина, в котором критик писал, что «Белые ночи» «выше „Голядкина“, выше „Слабого сердца“, не говоря уже о „Хозяйке“ и некоторых других произведениях, тёмных, многословных и скучноватых». По мнению Дружинина, идея произведения «и замечательна, и верна», а «мечтательство» характерно не только для жителей Петербурга. Целая «порода молодых людей» становится мечтателями «от гордости, от скуки, от одиночества»

[5]. Важным недостатком повести Дружинин назвал поставленного вне отчетливо обозначенного места и времени Мечтателя, занятия и привязанности которого остаются неизвестными читателю. Критик писал, что «ежели б личность Мечтателя „Белых ночей“ была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла». Также Дружинин обратил внимание на поспешность написания повести, «следы которой попадаются на каждой странице»[6].

В своей рецензии в «Отечественных записках» Степан Дудышкин отнёс «Белые ночи» к лучшим произведениями 1848 года, отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского. Дудышкин писал: «Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце. В „Белых ночах“ автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно»

[6].

В 1859 году в статье «И. С. Тургенев и его деятельность» Аполлон Григорьев упомянул и «Белые ночи», назвав повесть одним из лучших произведений школы «сентиментального натурализма». Тем не менее, по мнению критика, даже такое произведение не спасло жанр от кризиса[6].

После переиздания повести в 1860 году появились новые отзывы. В 1861 году Николай Добролюбов в статье «Забитые люди» высказал мнение, что в Мечтателе предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорблённые» — Ивана Петровича. Критик стремился пробудить в читателе сознание «человеческого права на жизнь и счастье», для чего дал ироничное толкование персонажей: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие своё душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства!»

[6]. В том же году краткие положительные отзывы о повести появились в «Сыне отечества» и «Северной пчеле»[6].

Высоко оценила повесть писательница Евгения Тур в статье для «Русской речи» в 1861 году, назвав произведение «одним из самых поэтических» в русской литературе, «оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению»[6]. В начале 1880-х годов художественные достоинства повести были отмечены Николаем Михайловским

[7].

Художественные особенности

В повести заметны пушкинские мотивы, особенно после переработки произведения в 1860-х годах. Так, главный герой в своей исповеди упоминает «Египетские ночи» и «Домик в Коломне». В начале 1860-х годов Достоевский тщательно изучал роль Пушкина в русской культуре, называя его «могущественным олицетворением русского духа и русского смысла», а «Египетские ночи» — «величайшим художественным произведением в русской литературе», «самым полным, самым законченным произведением нашей поэзии». Атмосфера «Медного всадника» и «Домика в Коломне» прослеживается в самом образе одинокого интеллигентного героя, чужого в большом шумном городе, в рассказе Настеньки, в описании Петербурга[4].

Адаптации

Музыка

Театр

  • 1994 — «Белые ночи» (по мотивам повести Ф. Достоевского и произведений Гофмана), реж. Григорий Дитятковский, ТЮЗ им. Брянцева
  • 2003 — «Белые ночи», реж. Николай Дручек, Мастерская Петра Фоменко[9]
  • 2006 — «Белые ночи», реж. Наталья Мильченко, Лаборатория драматического искусства им. Михаила Чехова (Екатеринбург)
  • 2006 — «Белая ночь», реж. Олег Куликов, Молодёжный театр на Фонтанке[10]
  • 2007 — «Белые ночи», реж. Марина Брусникина, Школа-студия МХАТ им. Чехова[11]
  • 2008 — «Белые ночи», реж. Никита Кобелев, Театр-студия «Ключ» (Набережные Челны)[12]
  • 2009 — «Мечтатель, или Черные комедии белых ночей» (по мотивам произведений Ф. Достоевского), реж. Владимир Воробьев, Камерный театр Владимира Малыщицкого[13]
  • 2011 — «Белые ночи», реж. Иван Гертнер, Дайрин Экзю, Театр-студия «Пилигрим» (Германия)[14]
  • 2011 — «Белые ночи», реж. Ксения Раввина, Высшая школа музыки и сценических искусств (Франкфурт-на-Майне)
  • 2011 — «Белые ночи», реж. Дидье Вэй, Театр Эпилога (Франция)[15]
  • 2016 — «Белые ночи», реж. Наталья Николаева, Рыбинский драматический театр

Кино

  • 1934 — Петербургская ночь, реж. Григорий Рошаль, Вера Строева (СССР)
  • 1957 — Белые ночи (ориг. Le notti bianche), реж. Лукино Висконти (Италия)
  • 1958 — Белые ночи, реж. Мераб Джалиашвили (СССР)
  • 1959 — Белые ночи, реж. Иван Пырьев (СССР)
  • 1960 — Обман (ориг. Chhalia), реж. Манмохан Десаи (Индия)
  • 1962 — Белые ночи (ТВ) (ориг. Le notti bianche), реж. Витторио Коттафави (Италия)
  • 1964 — Белые ночи (ориг. Helle Nächte), реж. Вильгельм Семмельрот (ФРГ)
  • 1971 — Четыре ночи мечтателя (ориг. Quatre nuits d’un reveur), реж. Робер Брессон (Франция)
  • 1973 — Белые ночи (ТВ) / Noites Brancas — фильм Збигнева Зембиньского[pt] (Бразилия) [16]
  • 1992 — Белые ночи, реж. Леонид Квинихидзе (Россия)
  • 2003 — Iyarkai, реж. S. P. Jananathan (Индия)
  • 2005 — White Nights, реж. Alain Silver (США)
  • 2006 — Шаг за шагом (ориг. Ahista Ahista), реж. Шивам Наир (Индия)
  • 2007 — Возлюбленная (ориг. Saawariya), реж. Санджай Лила Бхансали (Индия)
  • 2008 — Любовники (ориг. Two Lovers), реж. Джеймс Грэй (США)
  • 2009 — Кафе Нуар, реж. Юнг Сон-иль (Южная Корея)
  • 2014 — Приключение, реж. Нариман Туребаев (Франция)

Фильм «Белые ночи» (1985) режиссёра Тейлора Хекфорда к повести Достоевского отношения не имеет.

Радио

В разные годы повесть исполняли на радио Мария Петрова, Николай Персиянинов, Георгий Тараторкин

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Соломина, 1972, с. 486.
  2. 1 2 Соломина, 1972, с. 485.
  3. ↑ Соломина, 1972, с. 485-486.
  4. 1 2 Соломина, 1972, с. 487.
  5. ↑ Соломина, 1972, с. 487-488.
  6. 1 2 3 4 5 6 Соломина, 1972, с. 488.
  7. ↑ Соломина, 1972, с. 489.
  8. ↑ «Санкт-Петербургъ Опера» Архивировано 29 ноября 2011 года.
  9. ↑ Мастерская Петра Фоменко
  10. ↑ Молодёжный театр на Фонтанке Архивировано 20 октября 2012 года.
  11. ↑ Театр Школы-студии МХАТ им. Чехова Архивировано 15 апреля 2015 года.
  12. ↑ Театр-студия «Ключ»
  13. ↑ Камерный театр  (недоступная ссылка — история). Проверено 10 апреля 2015. Архивировано 9 мая 2012 года.
  14. ↑ Театр-студия «Пилигрим»
  15. ↑ Театр Эпилога
  16. ↑ Страница фильма на IMDB

Литература

  • Семёнов Е. И., Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 558-562. — 592 с. — 500 000 экз.
  • Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.

Ссылки

wiki.sc

Белые ночи (повесть) — это… Что такое Белые ночи (повесть)?

Бе́лые но́чи — повесть Фёдора Михайловича Достоевского.

История создания

«Белые ночи» были созданы писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. Повесть носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграфом к произведению автор выбрал слова Ивана Тургенева из стихотворения «Цветок» (1843):

…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?…

Произведение состоит из шести глав («Ночь первая», «Ночь вторая», «История Настеньки», «Ночь третья», «Ночь четвёртая», «Утро»).

По повести «Белые ночи» в 1967 году композитором Ю. Буцко написана камерная опера. Потом «Белые ночи» — снял режиссёр Мераб Джалиашвили (СССР, 1958).

Сюжет

Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Настенька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.

Основные персонажи

  • Мечтатель
  • Настенька
  • Бабушка
  • Жилец
  • Фёкла
  • Матрёна

Прототипом главного героя «Белых ночей» — Мечтателя — возможно стал А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил эту повесть.

Мнения и отзывы критиков

А. В. Дружинин

Первые критические отзывы о произведении появились в январе 1849 года. А. В. Дружинин написал в «Современнике», что «Белые ночи» «выше „Голядкина“, выше „Слабого сердца“, не говоря уже о „Хозяйке“ и некоторых других произведениях, тёмных, многословных и скучноватых». Но и недостатки Дружинин тоже обнаружил, утверждая, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. «Ежели б личность Мечтателя „Белых ночей“ была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла».

С. С. Дудышкин

С. С. Дудышкин отнёс «Слабое сердце» и «Белые ночи» к лучшим произведениями 1848 года. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения «Белые ночи» совершеннее предшествующих произведений писателя: «Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце. В „Белых ночах“ автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно».

А. А. Григорьев

В 1859 году, в статье «И. С. Тургенев и его деятельность» по поводу романа «Дворянское гнездо», А. А. Григорьев упомянул о «Белых ночах». Он счёл повесть одним из лучших произведений школы «сентиментального натурализма», отметив при этом, что «вся болезненная поэзия» «Белых ночей» не спасла этого направления от очевидного кризиса.

Н. А. Добролюбов

Несколько отзывов о повести появилось в 1861 году после её переиздания. Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди» высказал мнение, что в Мечтателе «Белых ночей» предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорблённые» (1861) — Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения «вздохами и жалобами да пустыми мечтами», он писал: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали ещё нам как идеал чего-то!».

Е. В. Тур

Характеристикой произведений Достоевского 1840-х годов открывалась и статья Е. В. Тур. Несмотря на то, что, по мнению писательницы, завязка повести «смахивает на сказку и никак не напоминает собою что-нибудь похожее на действительность», Е. В. Тур высоко оценила это произведение, назвав его «одним из самых поэтических» в русской литературе, «оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению».[1]

Экранизации

Фильм Белые ночи (США, 1985) режиссёра Тейлора Хекфорда к повести Достоевского отношения не имеет.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Белые ночи (повесть) Википедия

«Бе́лые но́чи» — повесть русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского.

История создания

Повесть была написана Достоевским в сентябре-ноябре 1848 года. В это время Достоевский тесно сдружился с поэтом и писателем Алексеем Плещеевым, вместе с которым они состояли сначала в литературно-философском кружке Николая и Андрея Бекетовых, а позже и в кружке Михаила Петрашевского[1].

31 октября 1848 года было получено разрешение Петербургского цензурного комитета на публикацию повести. Впервые была напечатана в двенадцатом номере журнала «Отечественные записки» с посвящением Плещееву[2].

В дальнейшем повесть подверглась значительной переработке. В 1860 году при подготовке своего собрания сочинений Достоевский придал романтическим мотивам главного героя большую определённость путём переработки его монолога и включения в него пушкинских образов. Исследователи обращают внимание также на исключение вернувшимся с каторги писателем фразы: «Говорят, что близость наказания производит в преступнике настоящее раскаяние и зарождает иногда в самом зачерствелом сердце угрызения совести. Говорят, что это действие страха». Предполагается, что годы каторги Достоевский перестал верить в данное утверждение. Были убраны и некоторые сентиментально-романтические фразы, такие как: «и залилась слезами», «подавляя слезы, которые готовы были хлынуть из глаз моих». В издании 1860 года посвящение Плещееву ещё сохранилось, в издании 1865 года оно уже было снято[2].

Сюжет

Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настёну и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Насти была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако внезапно встретив возлюбленного, Настя убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Настенька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.

Главные герои

Главный герой повести — мечтатель. Тема мечтателя уже появлялась в творчестве Достоевского в его повестях «Хозяйка» и «Слабое сердце», а также в цикле фельетонов «Петербургская летопись», где газетная хроника «перерождалась в литературный жанр с характером исповеди»[3]. Достоевский считал появившийся тип мечтателя знамением его времени: «в характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем». Причиной появления подобного типа писатель считал отсутствие в России объединяющих общественных интересов и невозможность удовлетворить «жажду деятельности»[1].

Исследователи творчества Достоевского отмечали, что четвёртый фельетон «Петербургской летописи» стал черновой версией «Белых ночей». Уже в этом произведении, за полтора года до создания «Белых ночей», вырисовывается психологический портрет мечтателя. Там же писатель приводит схожее описание петербургской летней природы, впервые появившееся ранее в третьем фельетоне[1]. В дальнейшем мечтатель в творчестве Достоевского предстаёт результатом «разрыва с народом огромного большинства образованного нашего сословия». В героях его произведений 1860—1870-х годов можно разглядеть черты мечтателя, стремящегося найти действительную, живую жизнь[4].

Прототипом главного героя частично послужил сам Достоевский. В конце четвёртого фельетона «Петербургской летописи» писатель заметил: «…все мы более или менее мечтатели!». Позже он упоминал свои «золотые и воспаленные грезы», очищающие душу и необходимые художнику[1]. Также в облике Мечтателя заметны черты Алексея Плещеева, с которым во время написания повести сдружился Достоевский. В исповеди Мечтателя исследователи творчества Достоевского отмечали некоторые мотивы плещеевской лирики[1]. Среди литературных прототипов Мечтателя — гоголевский Пискарев из повести «Невский проспект», герои произведений Гофмана, с которыми Мечтателя объединяет неудовлетворенность окружающей жизнью и стремление уйти в идеальный мир[1].

Отзывы и рецензии

В январе 1849 года в «Современнике» появился отзыв Александра Дружинина, в котором критик писал, что «Белые ночи» «выше „Голядкина“, выше „Слабого сердца“, не говоря уже о „Хозяйке“ и некоторых других произведениях, тёмных, многословных и скучноватых». По мнению Дружинина, идея произведения «и замечательна, и верна», а «мечтательство» характерно не только для жителей Петербурга. Целая «порода молодых людей» становится мечтателями «от гордости, от скуки, от одиночества»[5]. Важным недостатком повести Дружинин назвал поставленного вне отчетливо обозначенного места и времени Мечтателя, занятия и привязанности которого остаются неизвестными читателю. Критик писал, что «ежели б личность Мечтателя „Белых ночей“ была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла». Также Дружинин обратил внимание на поспешность написания повести, «следы которой попадаются на каждой странице»[6].

В своей рецензии в «Отечественных записках» Степан Дудышкин отнёс «Белые ночи» к лучшим произведениями 1848 года, отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского. Дудышкин писал: «Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце. В „Белых ночах“ автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно»[6].

В 1859 году в статье «И. С. Тургенев и его деятельность» Аполлон Григорьев упомянул и «Белые ночи», назвав повесть одним из лучших произведений школы «сентиментального натурализма». Тем не менее, по мнению критика, даже такое произведение не спасло жанр от кризиса[6].

После переиздания повести в 1860 году появились новые отзывы. В 1861 году Николай Добролюбов в статье «Забитые люди» высказал мнение, что в Мечтателе предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорблённые» — Ивана Петровича. Критик стремился пробудить в читателе сознание «человеческого права на жизнь и счастье», для чего дал ироничное толкование персонажей: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие своё душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства!»[6]. В том же году краткие положительные отзывы о повести появились в «Сыне отечества» и «Северной пчеле»[6].

Высоко оценила повесть писательница Евгения Тур в статье для «Русской речи» в 1861 году, назвав произведение «одним из самых поэтических» в русской литературе, «оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению»[6]. В начале 1880-х годов художественные достоинства повести были отмечены Николаем Михайловским[7].

Художественные особенности

В повести заметны пушкинские мотивы, особенно после переработки произведения в 1860-х годах. Так, главный герой в своей исповеди упоминает «Египетские ночи» и «Домик в Коломне». В начале 1860-х годов Достоевский тщательно изучал роль Пушкина в русской культуре, называя его «могущественным олицетворением русского духа и русского смысла», а «Египетские ночи» — «величайшим художественным произведением в русской литературе», «самым полным, самым законченным произведением нашей поэзии». Атмосфера «Медного всадника» и «Домика в Коломне» прослеживается в самом образе одинокого интеллигентного героя, чужого в большом шумном городе, в рассказе Настеньки, в описании Петербурга[4].

Адаптации

Музыка

Театр

  • 1994 — «Белые ночи» (по мотивам повести Ф. Достоевского и произведений Гофмана), реж. Григорий Дитятковский, ТЮЗ им. Брянцева
  • 2003 — «Белые ночи», реж. Николай Дручек, Мастерская Петра Фоменко[9]
  • 2006 — «Белые ночи», реж. Наталья Мильченко, Лаборатория драматического искусства им. Михаила Чехова (Екатеринбург)
  • 2006 — «Белая ночь», реж. Олег Куликов, Молодёжный театр на Фонтанке[10]
  • 2007 — «Белые ночи», реж. Марина Брусникина, Школа-студия МХАТ им. Чехова[11]
  • 2008 — «Белые ночи», реж. Никита Кобелев, Театр-студия «Ключ» (Набережные Челны)[12]
  • 2009 — «Мечтатель, или Черные комедии белых ночей» (по мотивам произведений Ф. Достоевского), реж. Владимир Воробьев, Камерный театр Владимира Малыщицкого[13]
  • 2011 — «Белые ночи», реж. Иван Гертнер, Дайрин Экзю, Театр-студия «Пилигрим» (Германия)[14]
  • 2011 — «Белые ночи», реж. Ксения Раввина, Высшая школа музыки и сценических искусств (Франкфурт-на-Майне)
  • 2011 — «Белые ночи», реж. Дидье Вэй, Театр Эпилога (Франция)[15]
  • 2016 — «Белые ночи», реж. Наталья Николаева, Рыбинский драматический театр

Кино

  • 1934 — Петербургская ночь, реж. Григорий Рошаль, Вера Строева (СССР)
  • 1957 — Белые ночи (ориг. Le notti bianche), реж. Лукино Висконти (Италия)
  • 1958 — Белые ночи, реж. Мераб Джалиашвили (СССР)
  • 1959 — Белые ночи, реж. Иван Пырьев (СССР)
  • 1960 — Обман (ориг. Chhalia), реж. Манмохан Десаи (Индия)
  • 1962 — Белые ночи (ТВ) (ориг. Le notti bianche), реж. Витторио Коттафави (Италия)
  • 1964 — Белые ночи (ориг. Helle Nächte), реж. Вильгельм Семмельрот (ФРГ)
  • 1971 — Четыре ночи мечтателя (ориг. Quatre nuits d’un reveur), реж. Робер Брессон (Франция)
  • 1973 — Белые ночи (ТВ) / Noites Brancas — фильм Збигнева Зембиньского[pt] (Бразилия) [16]
  • 1992 — Белые ночи, реж. Леонид Квинихидзе (Россия)
  • 2003 — Iyarkai, реж. S. P. Jananathan (Индия)
  • 2005 — White Nights, реж. Alain Silver (США)
  • 2006 — Шаг за шагом (ориг. Ahista Ahista), реж. Шивам Наир (Индия)
  • 2007 — Возлюбленная (ориг. Saawariya), реж. Санджай Лила Бхансали (Индия)
  • 2008 — Любовники (ориг. Two Lovers), реж. Джеймс Грэй (США)
  • 2009 — Кафе Нуар, реж. Юнг Сон-иль (Южная Корея)
  • 2014 — Приключение, реж. Нариман Туребаев (Франция)
  • 2017 — Белые ночи, реж. Татьяна Воронецкая, Андрей Богатырёв (Россия)

Фильм «Белые ночи» (1985) режиссёра Тейлора Хекфорда к повести Достоевского отношения не имеет.

Радио

В разные годы повесть исполняли на радио Мария Петрова, Николай Персиянинов, Георгий Тараторкин

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Соломина, 1972, с. 486.
  2. 1 2 Соломина, 1972, с. 485.
  3. ↑ Соломина, 1972, с. 485-486.
  4. 1 2 Соломина, 1972, с. 487.
  5. ↑ Соломина, 1972, с. 487-488.
  6. 1 2 3 4 5 6 Соломина, 1972, с. 488.
  7. ↑ Соломина, 1972, с. 489.
  8. ↑ «Санкт-Петербургъ Опера» Архивировано 29 ноября 2011 года.
  9. ↑ Мастерская Петра Фоменко
  10. ↑ Молодёжный театр на Фонтанке Архивировано 20 октября 2012 года.
  11. ↑ Театр Школы-студии МХАТ им. Чехова Архивировано 15 апреля 2015 года.
  12. ↑ Театр-студия «Ключ»
  13. ↑ Камерный театр (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 апреля 2015. Архивировано 9 мая 2012 года.
  14. ↑ Театр-студия «Пилигрим»
  15. ↑ Театр Эпилога (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 апреля 2015. Архивировано 19 апреля 2015 года.
  16. ↑ Страница фильма на IMDB

Литература

  • Семёнов Е. И., Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 558-562. — 592 с. — 500 000 экз.
  • Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.

Ссылки

wikiredia.ru

Белые Ночи Федора Достоевского — краткое содержание по главам: кто написал, главные герои и о чем написана повесть

Известный всему миру великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, именно тот, кто написал «Белые ночи», на первый взгляд мало чем примечательную повесть. Но произведение полно нежности и благодарности. Герои неуловимы словно призраки, и в то же время похожи на многих и многих. Сюжет незамысловат, но финал неожидан и светел, хотя весь пронизан грустью.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Мой мир

Краткое содержание повести

Стоит сделать краткий пересказ по главам, чтобы понять, что же необычного есть в повести.

Все произведение делится на ночи, проведенные в ожидании жениха:

  1. Первая ночь. Герой — средний чиновник, проживший в Петербурге не один год и оставшийся одиноким. Он гуляет вечерами в поисках знакомых, чтоб поздороваться и забыть об одиночестве. Встретив плачущую незнакомку, он ищет повод познакомиться и находит – к девушке пристает пьяница. Чиновник провожает ее домой и договаривается о дружеском свидании.
  2. Вторая ночь. Во время второго свидания герой признается, что его жизнь полна лишь пустых мечтаний и одиночества. Настенька же обещает быть ему другом и рассказывает свою историю.
  3. В повести «Белые ночи» монолог Настеньки выносится в отдельную главу, поскольку он важен, как типичная картина несчастной сироты. Рано оставшаяся на попечении бабушки, девочка прожила всю жизнь приколотая к бабушкиной юбке булавкой. Попытка бегства окончилась скандалом и большими ограничениями. Вскоре в жизнь девушки ворвался молодой человек – новый постоялец. С ним, пожалевшим Настеньку, пришли книги, театр и любовь. К сожалению, скоро молодой человек собрался в Москву. Бедная влюбленная девушка прибежала и рассказала о любви, желании уехать с ним и своем горе. Но бедность стала между ними стеной. Возлюбленный обещает вернуться через год, и встретиться на этом месте в 10 вечера. А вчера не пришел.
  4. Третья ночь. Чиновник приходит с тяжелым сердцем, после того как отнес письмо от Настеньки ее возлюбленному. Мечтатель чувствует, что сам полюбил эту нежную девушку, но боится нарушить ее жизнь. Долгожданный возлюбленный не появился. Они снова договариваются о встрече, если не будет дождя. 
  5. Четвертая ночь. Идет дождь и герой прождав немало, все же пошел домой. В тот же вечер он решил признаться в любви. На следующий вечер они встречаются, и Настенька окончательно разочаровывается в любимом. Она благосклонно принимает признания чиновника в любви, и покоренная благородством, соглашается жить вместе в мезонине бабушке, обещая со временем полюбить в ответ. Мечты о долгой жизни вместе прерываются неожиданно пришедшим прежним возлюбленным. Настенька бросается в объятья к нему, и счастливая уходит домой.
  6. Утро. Заболевший и расстроенный герой получает письмо от Настеньки, в котором узнает о скорой свадьбе. Девушка заверяет его в нежнейшей дружбе. Несмотря на горе и печаль, герой смог сохранить благодарность к женщине, пробудившей в нем светлые чувства.

Это интересно! Роман Бесы Достоевский: краткое содержание произведения

Образы героев

Нарисованные мазками и полутонами главные герои «Белые ночи», кажутся лишь отражениями тысяч реальных людей. Не зря у мечтателя нет имени. Он лишь образ, лишь тень. Не имея друзей, не болея работой или заботами, он сам осознает свою чуждость миру и обществу.

Сравнивая себя с грязным уличным котенком, он ищет хотя бы проблеска тепла, ласки и внимания. Над ним смеются из-за того, что нет девушки, интересов, и это смех лишь дальше откидывает его от общества, словно пинок. И впервые находя светлое чувство, чиновник отдается этому человеку всей доверчивой и тонкой душой.

Девушка встретилась главному герою ночью, как уже описывало краткое содержание Белых ночей. История Настеньки, тоже словно вырвавшейся из тюрьмы, где не имела ни друзей, не интересов, тоже поражает читателя. Жизнь проходила мимо нее, не затрагивая, но маня. Она тоже отдалась всем сердцем первому чувству, первому ласковому слову, первому интересу. Привязанная к стареющей опекунше она рвется на свободу, но не имеет ее.

Важно! Здесь проходит кардинальное различие героев. Чиновник не имеет связей с миром, потому что живет в мечтах и не понимает мира, который окружает его. Настенька же не имеет почти никаких связей с миром из-за страхов бабушки, но она рвется наружу, к людям, чтоб стать частью мира. Эти двое одиноких людей идут в разные стороны. Настенька для героя — единственный свет в окошке, а мечтатель для нее лишь поддержка в трудном испытании.

Анализ и размышления

Итак, в повести «Белые ночи» основная мысль – значение в жизни обычного человека случайной встречи и благодарности за эту встречу. Герой не обозлился на Настеньку, не стал ее ненавидеть за отказ любить, но сохранил тихую благодарность за то, что она была, понимала и стала другом. А девушка осталась благодарна, что мечтатель поддержал ее в эти трудные дни.

Наравне с главными героями, важно в книге «Белые ночи» описание города. Время действия – весна, Петербург пропитан неизъяснимой романтикой. Он полон цветов, ароматов и блеска воды. Вечера его светлы, хотя и свежи. К сожалению, чаще многочисленные жители страдают от дождя и сырости, чем радуются солнышку и теплу. Может именно поэтому в городе там много несчастных, одиноких и ищущих чего-то людей? Много гуляющий герой уже привычно делит город на симпатичные и неприятные ему районы и места, каждому находя свои черты и отличия. Кстати именно с домами он дружит и даже узнает о здоровье.

Важно! Вообще Достоевский часто описывает этот город в своих романах и рассказах. Он выступает наряду с персонажами, влияет на них, опускает на дно тоски и даже убивает чахоткой. Зато в этой повести город мил и светел, его холод оборачивается свежестью, многолюдность счастливыми встречами.

Не разгадано, что лежит в основе повести Достоевского белые ночи, ее история создания. То, что образ героя так размыт и не имеет ни имени, ни профессии, ни точного внешнего описания, в свое время позволяли отнести его к автобиографичному. Некоторые современники узнавали в этом нелюдимом, трогательном мечтателе образ молодого Федора Михайловича. Другие же утверждали, что автор срисовал героя с близкого друга поэта А. Плещеева.

Важно! Современные же исследователи относят эту повесть в раздел утопий.

В ней идеальный мужчина – добрый, внимательный, робкий встречает достойную его чистую девушку и предлагает ей всю свою жизнь и себя.

И даже получив отказ, которому поспособствовало его участие, как посыльного, (а стоит помнить, что он предложил отнести письмо возлюбленному и отнес его), герои сохраняет лишь светлые чувства и благодарность.

Настенька тоже робка, хотя ее сердце томится от желания любить. Теряя возлюбленного, она не заламывает руки, не погрязает в тоске, а берет все в свои руки и признается в любви. Потом страдая от ожидания, отправляет письмо и все же получает желаемое.

Это интересно! Роман Преступление и наказание: краткое содержание великого произведения

Определение жанра

Самое время определить понятнее какой же у книги «Белые ночи» жанр. В советских изданиях чаще всего он определяется как повесть. И правда, это короткое произведение с небольшими хронологическими рамками – 4 дня. Рассказывается в нем последовательно обо всех рядовых, будничных событиях. Сам же автор назвал свое произведение сентиментальный роман, хотя он не дотягивает по объему, хронологии и масштабу. Как уже было сказано, сегодня иногда жанр произведения определяется, как романтическая утопия с идеальными персонажами и чувствами.

Итак, что хотел сказать великий и пророческий Достоевский? «Белые ночи» о чем? История создания так и осталась в тайне.

В противовес его громоздким и тяжелым романам, трагическим и мрачным героям, страдающим от надломов, нарывов душевных, и вообще от мировой несправедливости, эта повесть полна света и легкости. Ее герой, хоть и своеобразный лишний человек, и мечтатель, все же смог быть полезным. Вовремя спас Настеньку от приставаний. Ободрял и поддерживал, отнес письмо, а если бы не вернулся возлюбленный, то стал бы нежным супругом и смущенным отцом. Он оказывается не полным ненависти отрицателем, а просто наивным и робким человеком, чье счастье еще возможно.

О чем рассказ белые ночи

Пересказ романа Достоевского Белые ночи

uchim.guru

Белые ночи (повесть), история создания, сюжет, основные персонажи, мнения и отзывы критиков, а. в. дружинин, с. с. дудышкин, а. а. григорьев, н. а. добролюбов, е. в. тур

Бе́лые но́чи — повесть Фёдора Михайловича Достоевского.

История создания

«Белые ночи» были созданы писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву.

Повесть носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграфом к произведению автор выбрал слова Ивана Тургенева из стихотворения «Цветок» (1843):

…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?…

Произведение состоит из шести глав («Ночь первая», «Ночь вторая», «История Настеньки», «Ночь третья», «Ночь четвёртая», «Утро»).

По повести «Белые ночи» в 1967 году композитором Ю. Буцко написана камерная опера. Потом «Белые ночи» — снял режиссёр Мераб Джалиашвили (СССР, 1958).

Сюжет

Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Настенька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.

Основные персонажи

  • Мечтатель
  • Настенька
  • Бабушка
  • Жилец
  • Фёкла
  • Матрёна
Васька

Прототипом главного героя «Белых ночей» — Мечтателя — возможно стал А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил эту повесть.

Мнения и отзывы критиков

А. В. Дружинин

Первые критические отзывы о произведении появились в январе 1849 года. А. В. Дружинин написал в «Современнике», что «Белые ночи» «выше „Голядкина“, выше „Слабого сердца“, не говоря уже о „Хозяйке“ и некоторых других произведениях, тёмных, многословных и скучноватых». Но и недостатки Дружинин тоже обнаружил, утверждая, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. «Ежели б личность Мечтателя „Белых ночей“ была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла».

С. С. Дудышкин

С. С. Дудышкин отнёс «Слабое сердце» и «Белые ночи» к лучшим произведениями 1848 года. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения «Белые ночи» совершеннее предшествующих произведений писателя: «Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце. В „Белых ночах“ автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно».

А. А. Григорьев

В 1859 году, в статье «И. С. Тургенев и его деятельность» по поводу романа «Дворянское гнездо», А. А. Григорьев упомянул о «Белых ночах». Он счёл повесть одним из лучших произведений школы «сентиментального натурализма», отметив при этом, что «вся болезненная поэзия» «Белых ночей» не спасла этого направления от очевидного кризиса.

Н. А. Добролюбов

Несколько отзывов о повести появилось в 1861 году после её переиздания. Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди» высказал мнение, что в Мечтателе «Белых ночей» предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорблённые» (1861) — Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения «вздохами и жалобами да пустыми мечтами», он писал: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали ещё нам как идеал чего-то!».

Е. В. Тур

Характеристикой произведений Достоевского 1840-х годов открывалась и статья Е. В. Тур. Несмотря на то, что, по мнению писательницы, завязка повести «смахивает на сказку и никак не напоминает собою что-нибудь похожее на действительность», Е. В. Тур высоко оценила это произведение, назвав его «одним из самых поэтических» в русской литературе, «оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению».

Экранизации

Фильм Белые ночи (США, 1985) режиссёра Тейлора Хекфорда к повести Достоевского отношения не имеет.

www.cultin.ru

Белые ночи (повесть) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Бе́лые но́чи» — повесть Фёдора Михайловича Достоевского.

История создания

Повесть была создана писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. Повесть носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграфом к произведению автор выбрал слова Ивана Тургенева из стихотворения «Цветок» (1843):

…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?….

Произведение состоит из шести глав («Ночь первая», «Ночь вторая», «История Настеньки», «Ночь третья», «Ночь четвёртая», «Утро»).

Сюжет

Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настасьей и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настасья рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настену и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Насти была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако внезапно встретив возлюбленного, Настя убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Настенька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.

Основные персонажи

  • [www.fedordostoevsky.ru/works/characters/Dreamer/ Мечтатель]
  • [www.fedordostoevsky.ru/works/characters/Nastenka/ Настенька]
  • [www.fedordostoevsky.ru/works/characters/Babushka/ Бабушка]
  • [www.fedordostoevsky.ru/works/characters/Tenant/ Жилец]
  • Фёкла
  • Матрёна
  • Васька

Прототипом главного героя «Белых ночей» — Мечтателя — возможно стал А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил эту повесть.

Мнения и отзывы критиков

А. В. Дружинин

Первые критические отзывы о произведении появились в январе 1849 года. А. В. Дружинин написал в «Современнике», что «Белые ночи» «выше „Голядкина“, выше „Слабого сердца“, не говоря уже о „Хозяйке“ и некоторых других произведениях, тёмных, многословных и скучноватых». Но и недостатки Дружинин тоже обнаружил, утверждая, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. «Ежели б личность Мечтателя „Белых ночей“ была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла».

С. С. Дудышкин

С. С. Дудышкин отнёс «Слабое сердце» и «Белые ночи» к лучшим произведениями 1848 года. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения «Белые ночи» совершеннее предшествующих произведений писателя: «Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце. В „Белых ночах“ автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно».

А. А. Григорьев

В 1859 году, в статье «И. С. Тургенев и его деятельность» по поводу романа «Дворянское гнездо», А. А. Григорьев упомянул «Белые ночи». Он счёл повесть одним из лучших произведений школы «сентиментального натурализма», отметив при этом, что «вся болезненная поэзия» «Белых ночей» не спасла этого направления от очевидного кризиса.

Н. А. Добролюбов

Несколько отзывов о повести появилось в 1861 году после её переиздания. Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди» высказал мнение, что в Мечтателе «Белых ночей» предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорблённые» (1861) — Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения «вздохами и жалобами да пустыми мечтами», он писал: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие своё душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства!

Адаптации

Музыка

Театр

  • 1994 — «Белые ночи» (по мотивам повести Ф. Достоевского и произведений Гофмана), реж. Григорий Дитятковский, ТЮЗ им. Брянцева
  • 2003 — «Белые ночи», реж. Николай Дручек, Мастерская Петра Фоменко[3]
  • 2006 — «Белые ночи», реж. Наталья Мильченко, Лаборатория драматического искусства им. Михаила Чехова (Екатеринбург)
  • 2006 — «Белая ночь», реж. Олег Куликов, Молодёжный театр на Фонтанке[4]
  • 2007 — «Белые ночи», реж. Марина Брусникина, Школа-студия МХАТ им. Чехова[5]
  • 2008 — «Белые ночи», реж. Никита Кобелев, Театр-студия «Ключ» (Набережные Челны)[6]
  • 2009 — «Мечтатель, или Черные комедии белых ночей» (по мотивам произведений Ф. Достоевского), реж. Владимир Воробьев, Камерный театр Владимира Малыщицкого[7]
  • 2011 — «Белые ночи», реж. Иван Гертнер, Дайрин Экзю, Театр-студия «Пилигрим» (Германия)[8]
  • 2011 — «Белые ночи», реж. Ксения Раввина, Высшая школа музыки и сценических искусств (Франкфурт-на-Майне)
  • 2011 — «Белые ночи», реж. Дидье Вэй, Театр Эпилога (Франция)[9]
  • 2016 — «Белые ночи», реж. Наталья Николаева, Рыбинский драматический театр[10]

Кино

  • 1957 — Белые ночи (ориг. Le notti bianche), реж. Лукино Висконти (Италия)
  • 1958 — Белые ночи, реж. Мераб Джалиашвили (СССР)
  • 1959 — Белые ночи, реж. Иван Пырьев (СССР)
  • 1960 — Обман (ориг. Chhalia), реж. Манмохан Десаи (Индия)
  • 1964 — Белые ночи (ориг. Helle Nächte), реж. Вильгельм Семмельрот (ФРГ)
  • 1971 — Четыре ночи мечтателя (ориг. Quatre nuits d’un reveur), реж. Робер Брессон (Франция)
  • 1992 — Белые ночи, реж. Леонид Квинихидзе (Россия)
  • 2003 — Iyarkai, реж. S. P. Jananathan (Индия)
  • 2005 — White Nights, реж. Alain Silver (США)
  • 2006 — Шаг за шагом (ориг. Ahista Ahista), реж. Шивам Наир (Индия)
  • 2007 — Возлюбленная (ориг. Saawariya), реж. Санджай Лила Бхансали (Индия)
  • 2008 — Любовники (ориг. Two Lovers), реж. Джеймс Грэй (США)
  • 2009 — Кафе Нуар, реж. Юнг Сон-иль (Южная Корея)
  • 2014 — Приключение, реж. Нариман Туребаев (Франция)

Фильм «Белые ночи» (1985) режиссёра Тейлора Хекфорда к повести Достоевского отношения не имеет.

Радио

В разные годы повесть исполняли на радио Мария Петрова, Николай Персиянинов, Георгий Тараторкин

Напишите отзыв о статье «Белые ночи (повесть)»

Примечания

  1. [www.fedordostoevsky.ru/works/lifetime/white_nights/ Информация о публикации]
  2. [www.spbopera.ru/ru/repertoire/1/1055 «Санкт-Петербургъ Опера»]
  3. [fomenko.theatre.ru/performance/whitenights/ Мастерская Петра Фоменко]
  4. [www.mtfontanka.spb.ru/performances/white_night.htm Молодёжный театр на Фонтанке]
  5. [mhatschool.theatre.ru/programs/acting/faculty/brusnikina/ Театр Школы-студии МХАТ им. Чехова]
  6. [teatre-cluch.ucoz.ru/index/0-2 Театр-студия «Ключ»]
  7. [vmtheatre.ru/performances/belyenochi.html Камерный театр]
  8. [www.piligrim.eu Театр-студия «Пилигрим»]
  9. [www.md.spb.ru/events/list/n808/ Театр Эпилога]
  10. [vk.com/teatr_dramy_rybinsk?w=wall-9571212_3321 Wall]. vk.com. Проверено 29 августа 2016.

Ссылки

  • [www.fedordostoevsky.ru/works/lifetime/white_nights/ «Белые ночи» в проекте «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»]
  • [www.fedordostoevsky.ru/works/lifetime/white_nights/1848/ Первая прижизненная журнальная публикация в «Отечественных записках» (1848 г.)]
  • Отдельное прижизненное издание [www.fedordostoevsky.ru/works/lifetime/white_nights/1865/ Белые ночи. Сантиментальный роман Ф. М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. (72 с.)]
  • [az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0230.shtml Текст повести в библиотеке Мошкова]
  • [www.rvb.ru/dostoevski/02comm/13.htm Комментарии к повести «Белые ночи»]
  • [niknas.by.ru/dost_enz/dost_enz1-02.htm Статья про «Белые ночи» в энциклопедии «Достоевский»]
  • [briefly.ru/dostoevsky/belye/ Краткое содержание повести]

Белые ночи: 1957, 1959, 1971, 1992 • Бесы: 1988, 1992, 2006, 2014, 2014 • Вечный муж: 1990, 1991 • Братья Карамазовы: 1915, 1958, 1968, 1990, 2008-1, 2008-2 • Двойник: 1968, 2013 • Дядюшкин сон: 1966 • Игрок: 1972, 2007 • Идиот: 1910, 1951, 1958, 1985, 2001, 2003 • Кроткая: 1960, 1969, 1992 • Подросток: 1983 • Преступление и наказание: 1956, 1969, 1983, 2007 • Униженные и оскорблённые: 1991 • Чужая жена и муж под кроватью: 1984

Отрывок, характеризующий Белые ночи (повесть)

– C’est bien beau ce que vous venez de dire, [Прекрасно! прекрасно то, что вы сказали,] – сказала сидевшая подле него Жюли, вздыхая. Соня задрожала вся и покраснела до ушей, за ушами и до шеи и плеч, в то время как Николай говорил. Пьер прислушался к речам полковника и одобрительно закивал головой.
– Вот это славно, – сказал он.
– Настоящэ й гусар, молодой человэк, – крикнул полковник, ударив опять по столу.
– О чем вы там шумите? – вдруг послышался через стол басистый голос Марьи Дмитриевны. – Что ты по столу стучишь? – обратилась она к гусару, – на кого ты горячишься? верно, думаешь, что тут французы перед тобой?
– Я правду говору, – улыбаясь сказал гусар.
– Всё о войне, – через стол прокричал граф. – Ведь у меня сын идет, Марья Дмитриевна, сын идет.
– А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На всё воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует, – прозвучал без всякого усилия, с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны.
– Это так.
И разговор опять сосредоточился – дамский на своем конце стола, мужской на своем.
– А вот не спросишь, – говорил маленький брат Наташе, – а вот не спросишь!
– Спрошу, – отвечала Наташа.
Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.
– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.
– Казак, – проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.
– Вот я тебя! – сказала графиня.
– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.
– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.
– Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим , с приехавшим из за границы . Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.

wiki-org.ru

История создания повести «Белые ночи» Достоевского |Мир Достоевского

Главными героями повести «Белые ночи» Достоевского являются два молодых жителя Петербурга — 26-летний Мечтатель и 17-летняя Настенька.

В этой статье представлена история создания повести «Белые ночи» Достоевского.

Смотрите: Все материалы по повести «Белые ночи»



История создания повести «Белые ночи» Достоевского

Судя по всему, Достоевский активно работал над повестью «Белые ночи» в сентябре-ноябре 1847 года. Впервые повесть «Белые ночи» была напечатана в 1848 году в журнале «Отечественные записки» (№12).

Среди прототипов Мечтателя литераторы называют А. Н. Плещеева, которому изначально посвящалась повесть. По словам ученых, в образе Мечтателя угадываются черты Плещеева — друга Достоевского в молодости.

История создания «Белых ночей» берет свое начало еще в 1847 году, когда Достоевский публиковал свои статьи о «петербургских мечтателях» в фельетоне «Петербургская летопись».

Достоевский публиковался практически анонимно. подписывая свои статьи инициалами «Ф.Д.». Современники практически не знали об этих работах. Однако исследователи установили, что эти публикации принадлежали именно Достоевскому и легли в основу повести «Белые ночи».

В фельетонах Достоевского от 1847 года есть много фрагментов, которые позже были перенесены в повесть «Белые ночи»,

Вот как Достоевский описывает «петербургских мечтателей» в фельетоне «Петербургская летопись» в 1847 году: 

«… в характерах, жадных деятельности < … > но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем…» («Петербургская летопись» 1847 год)
Практически то же самое Достоевский позже говорит о Мечтателе в повести «Белые ночи»:
«…Мечтатель <…> не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода…» (повесть»Белые ночи»)
Также в фельетоне от 1847 г. Достоевский говорит, что «петербургские мечтатели» — это ни к чему не способные люди, которые не годятся для службы:
«В службе эти господа решительно не годятся и хоть и служат, но все-таки ни к чему не способны и только тянут дело свое, которое, в сущности, почти хуже безделья. Они чувствуют глубокое отвращение от всякой формальности…» («Петербургская летопись» 1847 год)

Позже в повести «Белые ночи» Достоевский говорит примерно то же самое о Мечтателе. 26-летний Мечтатель служит где-то чиновником, но не любит свою работу и ходит туда лишь ради заработка. 


Также в своих статьях в «Петербургской летописи» Достоевский говорил об «углах», в которых живут мечтатели. Эти слова о жилищах мечтателей также позже появились в повести «Белые ночи»:
«Селятся они большею частию в глубоком уединении, по неприступным углам, как будто таясь в них от людей и от света, и вообще, даже что-то мелодраматическое кидается в глаза при первом взгляде на них…»

Такова история создания повести «Белые ночи» Достоевского: интересные факты о произведении, прототипах и т.д.

www.alldostoevsky.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *