Анализ комедии «Женитьба» (Н.В. Гоголь)
Николай Васильевич Гоголь был одним из выдающихся русских писателей, драматургов, критиков. Одним из главных произведений Гоголя является пьеса «Женитьба». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения «Женитьба» по плану ниже.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Композиция
- 5 Суть
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Художественное своеобразие
- 11 Критика
История создания
Произведение Николая Васильевича «Женитьба» имеет весьма необычный заголовок : “Совершенно невероятное событие в двух действиях”. Автор его использовал, чтобы привлечь внимание читателя. Кликбейт сработал: произведение стало популярным еще при жизни автора.
Известно, что над созданием своей пьесы Гоголь трудился на протяжении девяти лет. Работу над ней писатель начал в 1833 году. Изначально комедия носила название «Женихи». Гоголь задумал создать пьесу, состоящую из трех актов. При этом события происходили не в северной столице, а в деревенской среде. Но в 1835 году появилась совершенно другая редакция комедии. Теперь произведение стало называться «Женитьба». Из-за работы над созданием произведения «Ревизор» Николай Васильевич был вынужден прервать работу на пьесой. Её писатель возобновил лишь в 1836 году. Произведение «Женитьба» было закончено в 1842 году. Уже в этом году состоялись первые постановки пьесы в Александринском театре.
Жанр, направление
Произведение Николая Гоголя «Женитьба» по праву считают первой бытовой комедией в отечественной литературе. Описывая своих персонажей, автор правдоподобно изобразил образ жизни Петербурга в тридцатые годы. По мнению многих критиков и исследователей, пьеса Гоголя написана в реалистическом направлении. Они утверждали, что Подколесин был прямым предшественником главного персонажа романа Гончарова — Ильи Обломова. Герой мог даже отказаться от собственного счастья, лишь бы ничего не делать. Однако качества Ильи Обломова определяются его воспитанием и жизненными условиями. А вот почему Подколесин является таким робким, читатель понять не может.
Произведение «Женитьба» представляет собой сатирическую комедию. В своей пьесе Гоголь высмеивает не только характеры персонажей, но и конкретные общественные явления. Так, например, к ним относится женитьба по расчету, которая представляет собой возможный способ улучшить социальный статус. Автор подверг осмеянию брак, который лишен чувств и взаимной ответственности.
Смысл названия
Название произведения «Женитьба» несёт в себе глубокий смысл. Именно в заглавии заключена основная тема данной комедии. Автор высмеял женитьбу, выступающую в роли коммерческого предприятия и сделки.
Слово «женитьба» имеет иронический подтекст и уже намекает на то, что читатель не найдет в пьесе истинных чувств и честных мотивов.
Композиция
Комедия «Женитьба» имеет довольно гармоничную структуру. Произведение построено по четкому плану. Николай Васильевич придерживался принципа единства ситуации, вокруг которой и происходили события. Действие происходит вокруг женитьбы и соперничества женихов. Также комедию пронизывает мотив страха перед какими-либо изменениями.
Пьеса состоит из двух действий. В первом действии 21 явление, а во втором 25.
Можно заметить, что композиция произведения «Женитьба» является кольцевой. Началу и финалу произведения присущи одни и те же элементы. По мнению автора, именно закольцованность способна в полной мере отразить русскую действительность.
Суть
Дворянин Подколесин, ленивый и апатичный человек, никак не может решить, хочет он жениться или нет? С одной стороны, он уже заказал фрак, нашел сваху, подготовился к поискам невесты, а с другой, уж очень ему страшно менять свою жизнь. Но вот приходит сваха и говорит, что невеста найдена. Подколесина интересует больше всего ее приданое. Купеческая дочь сулит ему большую выгоду, и он соглашается на женитьбу. Только вот на каждом шагу он колеблется и отступает, поэтому изводит сваху своими придирками. Но тут в его дом вламывается Кочкарев — друг. Он тут же решает организовать свадьбу, зная медлительность и нерешительность своего друга. Оба героя отправляются к невесте.
Агафья желает выйти замуж за дворянина, ведь она очень хочет стать дворянкой. Героиня долго не может найти себе подходящего мужа. Все пришедшие кандидаты ее не устраивают. Но Кочкарев умело манипулирует девушкой и ее гостями. Он отговаривает других женихов, настраивает против саму невесту, а Подколесина выставляет самым лучшим женихом из всех. Однако сам жених в процессе теряет решимость. Подколесин обладает очень нерешительной натурой, он не желает никаких перемен. В результате, молодой человек убегает от невесты, а Кочкареву приходится выслушать брань от свахи и невесты.
Читатель замечает, что Подколесин и его невеста из разных кругов. По этой причине герои не понимают друг друга в важных вопросах, что выглядит очень комично.
Главные герои и их характеристика
Можно заметить, что система персонажей произведения «Женитьба» построена по принципу парных образов. Так, в качестве первой пары выступают Подколесин и Агафья. Они имеют схожие цели в жизни и даже похожи между собой своей нерешительностью. Вторую пару представляют Фекла и Кочкарев. Герой, в отличие от свахи, не понимал, для чего он занимается женитьбой товарища. Видимо, ему было обидно, что он один мучается в браке. Третья пара представлена в образах Подколесина и Кочкарева. Это герои-антиподы: Кочкарев активный и целеустремленный, а Подколесин пассивен и нерешителен.
- В образе Подколесина писатель продемонстрировал человека, который любит больше говорить, чем действовать. Именно этот персонаж олицетворяет всю сложившуюся в 1930-х годах бюрократическую систему. Он нерешителен и труслив. Главная его черта — боязнь всего нового. Он уверен, например, в том, что новое зеркало покажет его хуже, чем старое. Герой отличается алчностью, ведь в невесте его больше всего интересует приданое.
- Кочкарев бесцельно и бесполезно тратит собственную энергию. Он не может осознать мотив своего желания женить товарища. Однако он готов пойти на многое, чтобы реализовать свою цель. Он активен, находчив, изворотлив и хитер. Он легко обманывает окружающих и манипулирует ими. Герой беспринципен и эгоистичен. Ради своих прихотей он отгоняет женихов от Агафьи и мешает девушке устроить свою судьбу.
- В образе Агафьи изображена богатая невеста, которой очень непросто найти подходящего мужа. Ей уже почти 27, да и внешность у нее незавидная. Но за купеческой дочерью дают щедрое приданое, и это обстоятельство собирает вокруг Агафьи несколько женихов. Но тщеславной героине нужен только дворянин. Она оценивает женихов только по внешности и знатности, что говорит о ее глупости.
Темы
Тематика пьесы «Женитьба» представлена в списке:
- Свадебные традиции и обычаи. Автор высмеивает сватовство, которое превращает брак в торговую сделку. Очередь из женихов, которые пришли только за приданым, смотрится комично.
- Общественные предрассудки. Агафья хочет заполучить в мужья только дворянина, потому что это сословие считалось наиболее благородным. Девушка не видела за статусом людей и слишком большое значение придавала знатности.
- Дружба. Кочкарев пытается помочь другу и не замечает, как его вмешательство становится неуместным и бестактным. Он фактически заставляет Подколесина жениться, хотя тому Агафья явно не подошла.
Проблемы
Проблематика пьесы «Женитьба», как и тематика, может быть дополнена. Если нужно ее расширить, напишите об этом в комментариях Многомудрому Литрекону, он все сделает.
- Страх перемен. Подколесин настолько боится всего нового, что ничего не может сделать. Он постоянно колеблется и страшится, медлит и робеет, поэтому ничего не добивается и даже не может понять, что ему нужно. Хлопоты семейной жизни пугают его, и он отказывается от счастья и денег, лишь бы ничего не делать и не брать на себя ответственность. Постоянно меняя свое решение, он ставит всех людей в неловкое положение.
- Алчность. Почти все герои считают брак выгодной сделкой и не видят надобности в любви. Поэтому свадьба становится фарсом.
- Лживость и лицемерие. Кочкарев организует свадьбу друга, обманывая и невесту, и женихов, и сваху. Поэтому из его усилий ничего не вышло. Неправильно выбранные средства исказили цель.
Основная идея
Смысл пьесы «Женитьба» — высмеивание брака по расчету и без любви. Герои ищут в супружестве лишь удовлетворение своих пороков. Агафья хочет стать дворянкой и потешить свое тщеславие, а Подколесин желает получить приданое побольше и обогатиться. Писатель резко критиковал брак без ответственности и искренних чувств.
В своем произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Главная мысль пьесы «Женитьба» заключается в том, что жениться нужно по любви, а не ради выгоды. Ведь брак, основанный на корыстных побуждениях, никогда не принесёт счастья. Пример тому — семейная жизнь Кочкарева. Он винит сваху в том, что она его женила. Видимо, друг Подколесина тоже заключил брак только ради денег, а теперь мучается. Н.В. Гоголь в пьесе «Женитьба» заставляет задуматься о том, что к поиску спутника жизни нужно подходить более ответственно.
Художественное своеобразие
Гипербола является основным средством выразительности, использованным в знаменитой комедии. Именно этот троп создаёт художественный мир произведения. Так, в образе Анучкина представлен чрезвычайно субтильный человек, а Яичница слишком широк. Кроме того, писатель сильно преувеличил и качества персонажей пьесы. Например, очень комично выглядит деловитая натура Яичницы и слабость характера Подколесина.
Говорящие фамилии тоже создали комический эффект в произведении. Например, главный герой действительно оказывается «под колесом» своего друга, который давит на него своей инициативой.
Таким образом, Николаю Васильевичу удалось создать социальную комедию, которая отображает пороки его времени.
Критика
Обратимся к критике пьесы Н. В. Гоголя «Женитьба». Многие обозреватели осуждали произведение за то, что оно было лишено глубины и причинно-следственных связей.
«Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости — и это комедия…» (газета «Северная Пчела», 12 декабря 1842 г., № 279)
Далеко не все критики признавали произведение комедией, потому что им не хватило юмора:
…нечто вроде очерка нравов из низшего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге…» (критик, цензор А. В. Никитенко)
Также рецензенты отметили, что сюжет слишком уж невероятный и далекий от действительности. Художественная условность свела на нет весь комический эффект.
Сцены эти, набросанные кое-как, без достаточной завязки и развязки, невозможно назвать комедией… собки. Для комедии, сверх того, требуется правдоподобие, а в «Женитьбе» нет ни того ни другого. <…> журнал «Репертуар и Пантеон», 1842 г. XXIV, «Театральная хроника»)
Но есть и более положительные отклики:
…Гоголь читал мне отрывки из двух своих комедий…. Что за веселость, что за смешное! Какая истина, остроумие! Какие чиновники на сцене, какие канцелярские служители, помещики, барыни! Талант первоклассный!.. <…> О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых! (М. П. Погодин — В. П. Андросову, 1835 г.)
Знаменитый критик Белинский отметил, что критики сами оторваны от действительности, ведь почему-то не замечают, как часто люди заключают брак по расчету и попадают в ситуацию, описанную Гоголем.
Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас «сюжетом». Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею! И какою любовью — бескорыстною, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство!. .» (В. Г. Белинский, «Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)», «Отечественные записки», 1843)
Автор: Виктория Комарова
Пьеса «Женитьба» — анализ произведения Гоголя
Пьеса создавалась Николаем Гоголем девять лет: с 1833 по 1842 гг. Она была поставлена в Петербурге в Александринском театре. «Женитьба» — комедия быта и нравов, открывающая череду пьес о купеческой жизни, продолженную впоследствии Александром Островским. Мы рассмотрим идею Гоголя, особенности произведения и образ героев, для чего выполним анализ пьесы «Женитьба». В первую очередь обратимся к сюжету. Здесь будет все представлено в сжатой форме, но на нашем сайте вы можете прочесть и краткое содержание пьесы «Женитьба».
Сюжет пьесы «Женитьба» Гоголя
Действительно, невозможно представить себе анализ пьесы «Женитьба» без понимания сюжетной линии. Всё произведение Гоголя построено вокруг центрального события – предполагаемой женитьбы Подколёсина и его сватовства к купеческой дочке Агафье Тихоновне. Она непременно хочет жениха из дворян. Сваха и друг Кочкарёв с трудом убеждают главного героя подняться с дивана и съездить посмотреть на невесту. Оказывается, что к ней приходят ещё несколько женихов, каждый со своим требованием: одному нужно хорошее приданое, другому знанием будущей женой французского языка. И что же?
В итоге Кочкарёв устраивает так, чтобы Подколёсин остался единственным женихом и ему девушка отдала предпочтение. Однако, когда друг отлучается по делам, жених, терзаемые нерешительностью, убегает в окно из дома невесты.
Комическое содержание не отменяет серьёзности в изображении различных типов русского общества. Хотя это и не краткое содержание пьесы, суть ясна. Продолжим анализ пьесы «Женитьба».
Образ героев в пьесе «Женитьба» Гоголя
В произведении мы видим представителей нескольких сословий и профессий: купеческая дочка Агафья Тихоновна, надворный советник Подколёсин, отставной офицер Анучкин, моряк Жевакин, сваха Фёкла Ивановна.
Агафья Тихоновна демонстрирует характерное для состоятельных представителей купечества стремление выбиться в дворяне.
Для этого она ищет жениха-дворянина. Делая выбор между несколькими претендентами, она руководствуется только их внешними данными, поэтому никак не может принять решение: если бы к носу одного прибавить губы другого, да соединить с дородностью третьего – получился бы идеальный муж. Делая анализ пьесы «Женитьба», не пропустите еще одного персонажа. Это Подколёсин.Подколёсин – тип нерешительного человека, из-за этого неспособного к действию. Вначале он лежит на диване, откладывая все дела на завтра. Затем не может определиться, нужно ли ему жениться: как это был неженатый, а стал вдруг женатый. Затем из-за сомнений сбегает перед венчанием. Подколёсин является пародией на героя-любовника, который обычно влезает в окно к возлюбленной. К тому же, сбегать из-под венца – прерогатива девушек, тем самым подчёркивается слабость и отсутствие мужской воли в герое.
Кочкарёв, напротив, деятельный и энергичный человек. Однако он не знает, зачем хочет женить друга и к чему приведут его старания. Он тоже некая пародия на традиционный образ друга и наперсника влюблённого.
Остальные женихи карикатурны, в каждом из них подчёркивается одна гиперболизированная черта характера.
Однако анализ пьесы «Женитьба» показывает, что Гоголь не просто высмеивает неудавшуюся попытку жениться. Он показывает лицемерие и притворство, которые сопровождают семейные отношения в современном обществе. В своём выборе герои руководствуются не чувствами, а выгодой.
Кроме того, анализируя пьесу «Женитьба», можно отметить, что Гоголь подчёркивает типичную черту русского человека: желанием мечтать, но неумение жить. В мечтах Подколёсин воображает себя в кругу семьи, но сбегает от реальности через окно. Получается комическое и драматическое одновременно столкновение идеальных представлений и действительности.
Надеемся, что представленный в этой статье анализ пьесы «Женитьба» Гоголя оказался для вас полезным. Посетите наш блог — там множество интересных статей на подобную тематику. Вас также может заинтересовать по теме:
- Краткое содержание пьесы «Женитьба»
- Биография Николая Гоголя
Теги:
анализ
книги
Учебное пособие по браку: анализ | GradeSaver
Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
по Николай Гоголь
Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.
Автор Анастасия Мельник
«Женитьба» была написана Гоголем в 1842 году. Сразу после публикации она стала предметом многочисленных дискуссий и самых противоречивых мнений. Гоголя обвиняли в том, что он выводил на сцену «маленьких людей» — купцов и мелких чиновников, погружал читателя в жизнь, заботы и интересы «простых» людей.
Действительно, героиней пьесы становится купеческая дочь Агафья, для которой по всем правилам ее сословия ищет для нее веник конюх сваха Фекла Ивановна. За невесту сватается надворный советник Подколесин, писарь Яичница, отставной пехотный офицер Анучкин и матрос Жевакин.
«Женитьбу» можно назвать первой русской комедией бытового нрава. Он показал, что можно описать жизнь простых людей. В спектакле есть все, что делает эту жизнь: смешное и грустное, высокое и низкое. И Гоголь реалистично описывает избранную им среду, не преувеличивая, не прибегая к вымыслу.
Сюжет комедии прост и незатейлив. Старшина Подколесин решает жениться. Мы сразу понимаем, что больше всего его интересует не невеста, имени которой он даже не помнит, а ее приданое. Но не только это заставляет героя задуматься о свадьбе. Гоголь показывает, что для «маленького человека» женитьба — очень важное событие в жизни, возвышающее его в собственных глазах. Подколесин думает, что все — и портной, и сапожник — узнав о его замысле, должны немедленно оценить это важное событие и зауважать героя.
О невесте узнаем, что она дочь купца третьей гильдии и хочет себе в мужья «непременно джентльмена». В образе Агафьи Гоголь собрал все типичные черты девушки ее сословия. Героиня весь день проводит дома, скучает и мечтает о своем «избраннике». Гоголь показывает невежество и необразованность купеческой среды: Агафья безоговорочно верит различным гаданиям, суевериям и определяет свою жизнь, опираясь на них.
О поверхностности героини говорят критерии, по которым она собирается выбирать себе мужа. Это, прежде всего, внешние достоинства: возраст, рост, сложение, приятная внешность, имя и так далее. Да и у Подколесина в голове свой «идеал» жены. Он почему-то убежден, что она должна говорить по-французски и иметь короткий нос.
Монолог Агафьи, в котором она пытается выбрать себе мужа, очень комичен. Героиня относится к просителям как к вещам — стараясь составить из них всех один совершенный портрет: «Если губы Никанора Ивановича да приложить к носу Ивана Кузьмича, и взять фамильярность, то, что есть у Валтазара Балтазаровича, а может быть и добавить на эту тучность Ивана Павловича — я бы тогда сразу сказал «да».
Показывая характеры и эти мысли при выборе темы, Гоголь хотел показать фальшь, лицемерие, искусственность жизни людей. Жениться надо по любви, испытывая к человеку искреннюю привязанность, симпатию. Но об этом герои комедии не думают.
Вот почему, может быть, так мало счастливых людей видит вокруг себя Гоголь. Об этом он и грустит в своей пьесе, показывая, как всегда, «смех сквозь слезы», отражая серьезное через смешное, важное через «маленькое», «пустое».
Обновите этот раздел!
Вы можете помочь нам, пересматривая, улучшая и обновляя эта секция.
Обновите этот разделПосле подачи заявки на раздел у вас будет 24 часа , чтобы отправить черновик. Редактор рассмотрит отправку и либо опубликует ее, либо предоставит отзыв.
Как цитировать https://www.gradesaver.com/marriage/study-guide/analysis в формате MLA
Мельник, Анастасия. «Руководство по изучению брака: анализ». ГрейдСейвер, 19 летОктябрь 2016 Интернет. Цитировать эту страницуВопросы и ответы о браке
Раздел «Вопросы и ответы» для «Брак» — отличный ресурс, чтобы задавать вопросы, находить ответы и обсуждать роман.
Задайте свой вопросбрачных персонажей | GradeSaver
по
Николай Гоголь
Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.
Автор Мэтт Янг
Главный герой пьесы Подколёсин — немотивированный русский холостяк, занимающий должность государственного служащего (называемого экспедитором и надворным советником). Его мнения и действия в основном основаны на мнениях и действиях других, а остальное происходит из-за его эго. Он уклончив и непостоянен, и ему не нравится идея любого ограничения его свободы ничего не делать. Сюжет пьесы состоит из его юмористических и беспорядочных попыток найти жену и избежать брака любой ценой.
Преданный друг Подколёсина; он расстраивается, когда узнает, что Подколёсин планирует изучить возможности женитьбы, не сказав ему. Он берет на себя роль свахи (в случае провала настоящей свахи), чтобы свести своего непостоянного друга с Агафьей, манипулируя всеми присутствующими персонажами в попытке принудить друга к браку.
Юная леди, являющаяся объектом преследования женихов. Она созерцает всех мужчин, которых сваха выбирает для нее на основе ее предпочтений; ее описывают как «пухлую» и достаточно привлекательную, а характер у нее нервный и нерешительный.
Старая сваха, пытающаяся свести Агафью с несколькими мужчинами. У нее есть склонность преувеличивать правду, описывая потенциальных партнеров, и эта тенденция приводит к большому конфликту и разочарованию в дальнейшем в пьесе.
Слуга Подколёсина. Степан терпим и терпелив к своему темпераментному и замкнутому в себе хозяину, выполняя свои обязанности с замечательным усердием, сжатостью и самообладанием.
Арина — тетка и, кажется, опекун Агафьи. У нее второстепенная роль, но она ухаживает за Агафьей и выражает неприязнь ко многим ее женихам.
Стариков, один из женихов Агафьи, торговец ткацкой линией. Агафья возражает против его иска, потому что он всего лишь мелкий мещанин, а не дворянин, несмотря на то, что ее родной отец был мещанином.
Комедийный персонаж, еще один из женихов Агафьи, Жевакин — болтливый отставной военный, заискивающий перед всеми и заискивающий перед всеми. Он постоянно вспоминает свои прошлые подвиги и анекдоты из флота, даже если они не вписываются в разговор.