Памятник — Державин. Полный текст стихотворения — Памятник
Литература
Каталог стихотворений
Гавриил Державин — стихи
Гавриил Державин
Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795 г.
Другие стихи этого автора
Властителям и судиям
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Признание
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Бог
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
О религии
Река времен в своем стремленьи…
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
О жизни
Лебедь
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
Золотой век
Снигирь
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
Золотой век
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
анилиз стихотворения, в чем уникальность «Памятника»
Меню статьи:
- Специфика творчества Державина в контексте развития русской литературной классики
- Державин в контексте эпохи Просвещения
- Пейзажные эксперименты лирики Державина
- Философия, спрятанная в произведениях Державина
- «Памятник»: история создания и особенности композиции
- Что связывает Державина и Горация?
- Анализ «Памятника»: художественная специфика наследия Державина
Специфика творчества Державина в контексте развития русской литературной классики
Время, когда творчество Державина находилось на пике, – это, прежде всего, эпоха господства классицизма в русской и мировой литературе. Традиционно, в логике классицизма выделяются произведения трех категорий: высокие, средние и низкие. Державин пишет в рамках высокого направления классицизма, то есть в центре внимания русского писателя находятся такие стороны жизни, как героизм, выражение гражданских и патриотических чувств в человеке, того, что характеризует человека как личность.
Перу Державина принадлежит, в частности, теоретический трактат. В этом тексте, то есть в «Рассуждении о лирической поэзии, или об оде», написанном в начале XIX века, писатель подчеркивает роль «смешанной оды». Действительно, именно этот тип одической поэзии оказывается наиболее близким Державину. Однако для державинского творчества характерна одна особенность – метод, используемый писателем. Этот метод позволяет поэту соединять возвышенные чувства и понятную каждому читателю ощутимую, земную жизнь. Таким образом, Державин вносит в лирику элементы действительности, часто неказистой и неприятной, но, между тем, правдивой. Также, идеи и идеалы предстают изображенными на фоне бытовых ситуаций.
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!
Г. Р. Державин
Державин, «Памятник» которого – это первый в русской литературе образец автобиографической поэзии, является типичной фигурой Просвещения. Конец XVIII века в Российской Империи был просто переполнен реформами, переменами, переворотами и бунтами. Петр Первый начал этот масштабный процесс преобразований и нововведений. А Екатерина Вторая, в своем ключе, продолжила реформационный процесс Российской Империи. Екатерина Вторая способствовала созданию и развития образовательных учреждений и развитию просвещения, правда по-своему.
Если при Петре наблюдалась ориентация на Западный мир, то при императрице Екатерине литература и искусство приобретают специфически русскую направленность. Конечно, влияние европейских писателей все еще огромное, но начинает формироваться русская классическая литература. Литературные герои вбирают в себя национальные особенности, колорит и традиции. Конец XVIII века для дворянства оказался просто золотым периодом в истории. Этот промежуток времени даже принято называть «эпохой Просвещения» в европейской культуре. Ниже мы постараемся понять, чем же особенным отличалась та эпоха в русской культуре в целом и в литературе в частности.
Именно в это переполненное событиями время родился государственный деятель, сенатор, действительный тайный советник и поэт Гавриил Романович Державин. Писателю довелось принимать участие в государственном перевороте 28 июня 1762 года, когда Екатерина Вторая вступила на престол.
Державин тогда служил простым гвардейцем в Преображенском полку. А позже, уже в чине подпоручика принимал участие в подавлении бунта Емельяна Пугачева. Все эти события исторического масштаба оказали огромное влияние на формирование мировоззрения будущего поэта.
Первые стихи Державин написал уже в тридцатилетнем возрасте. Юношеские иллюзии и период становления личности остались позади жизненного пути. Именно поэтому все стихи Державина наполнены философской мудростью, в произведениях просматривается жизненный опыт автора.
Признание литературному гению Державина принесла ода «Фелица». Писатель посвятил произведение Екатерине Второй, где в восторженных тонах воспевает государственные таланты императрицы. Правительница Российской империи, по мнению Державина, несла прогресс и просвещение в отсталую от Европы Россию. Поэт убежден, что просвещенная императрица изменит представление о лириках и творцах стихотворных произведений, как о бесправных шутах, которые только и могут, что развлекать вечно скучающее высшее общество. Поэт, по мнению Державина, должен быть свободным от прихотей властей и светских капризов, высокая задача лирика – говорить при помощи поэзии правду такой, какой ее видит поэт. Иметь возможность свободно высказать свои желания, страхи, взгляды и мечты для поэта очень важно.
Итак, литературная деятельность Державина оказала значительное влияние на установления моды и вкусов в культурной жизни XVIII–XIX веков. Державинское творчество, как мы говорили ранее, – это дань классицизму, ведущей традиции и направлению Просвещения, однако это одновременно и мост между классицизмом и реализмом. Если классицизм обращается к чистым идеалам, принимая во внимание мировоззрение античности, то Державин стремится оживить классицизм, приблизить его к жизни, к быту. Между тем, в державинских произведениях проявляются и первые ростки романтизма. Писатель часто обращается к пейзажу.
Пейзажные эксперименты лирики Державина
Если ломоносовские пейзажи представляют целостную картину природных образов, то державинская лирика отличается поэтизацией времен года, явлений животного и растительного мира и стихий. Поэтому Державин дает своим пейзажным работам соответствующие названия, именую произведения «Летом», «Зимой», «Облаком», «Ласточкой» и т. д. Пейзажи Державина мрачны, зловещи и таинственны. Писатель – любитель метафизике природы. На самом деле, в державинских строках кроются образы бессмертия, пышности, тщеславия… То есть, кроме торжественно-пафосных стихотворений, вроде «Памятника», в арсенале русского поэта имеются и другие тексты.
Первые литературные опыты писателя принадлежат еще к годам воинской службы. В первых художественных произведениях поэт выступает продолжателем Ломоносова. Второй культурный столп, которому подражает юный Державин, – это Сумароков. Однако потом Державин изобретает собственный стиль.
Философия, спрятанная в произведениях Державина
Державин верил, что политика Екатерины Второй направлена на духовное развитие всех слоев общества. Поэтому литературные изыскания писателя содержат множество прославлений просвещенной, умной, справедливой, по его мнению, императрицы. Кроме того, оды Державина включают рассуждения философского направления. Размышления об общечеловеческих ценностях, добре и зле, жизни и смерти, выраженные в особом, несколько, возвышенном стиле, считаются визитной карточкой Державина в поэзии. Особенная и всецело индивидуальная способность писателя создавать совершенные, очень живописные художественные образы в лирике позволила в полной мере отразить богатство личных вкусов и пристрастий автора, духовный потенциал Державина.
Гавриил Романович увлекался творчеством древних поэтов-философов античности – Горация и Гомера. Тема бессмертия поэзии, которая способна пережить не только самого поэта, а приобрести вечную жизнь благодаря будущим поколениям, выражена в оде Горация «К Мельпомене».
Эта ода показалась Державину знаковой. Каждый человек время от времени подводит итог своей жизни, размышляет о смысле жизни, о том, что будет после смерти. Так и Державин, добившись значительных успехов в государственной службе, хотел оставить личный вклад и в поэзии.
Писатель считал, что посредством литературы и искусства можно в полной мере поспособствовать распространению просвещения. Державин стремился воспитать в людях любовь к прекрасному, сделать мир более духовным. Поэт считал необходимым также бороться с порочными нравами в обществе. Так появилось на свет стихотворение «Памятник».
«Памятник»: история создания и особенности композиции
1795 год – время написания стихотворения, которое нас интересует в этой статье. Державин избрал вечную тематику – роль творца. У художника Уильяма Блейка есть картина, на которой изображен Творец – в виде человека с циркулем в руках, в виде архитектора. Державин считает, что поэт – это такой Творец и предназначение Творца – это не развлечение знати, а высокая миссия раскрыть вечность искусства. Державин выбрал для произведения подходящий жанр – оду. Стихотворение состоит из пяти строф. Первые четыре строфы посвящены описанию высокого предназначения поэзии, а также похвале лирикам. Последняя часть – обращение к великой Музе искусства.
Когда Державин написал «Памятник», писателю исполнилось 52 года. В этот период писатель служит президентом санкт-петербургской Коммерц-коллегии. Несмотря на загруженность по службе, Державин не забывал уделять время поэзии. Вдохновившись античным творчеством, Гавриил Романович создал собственное – зрелое, выверенное и взвешенное – произведение, полное философского содержания.
Что связывает Державина и Горация?
Формально анализируемое нами произведение считается одой. Однако это не просто ода, а особая разновидность этого жанра, которая берет начало от творческих экспериментов античного поэта Горация.
Именно Горация – поэтический гений древности – дает рождение образу памятника – в том контексте, в котором это слово использует Державин. Гораций жил в эпоху перемен. В период, когда жил поэт, Рим переживал непростые времена исторического перелома. Республика постепенно приходила в упадок, рождался императорский Рим. Гораций тяготеет к прославлению политических деятелей, поэт гордится достижениями государственных персон Рима. Именно герои произведений Горация сделали Рим таким, каким он вошел в историю – великим, крупным государством, бросающим вызов всему миру. Как известно, Российскую империю – из-за определенных исторических нюансов и обретенного родства с Константинополем – считают «третьим Римом».
Сравним фрагменты двух родственных произведений – римского лирика и русского писателя. Вот, например, Гораций:
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет – время бегущее…
И, наконец, посмотрим на державинский текст:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит…
Налицо схожесть – тематики, слога, ритма и даже используемых образов и метафор. Гораций посвящает свой стих музе трагедии – Мельпомене. Эта муза также покровительствует торжественным и возвышенным текстам, какими и являются «памятники». Здесь имеется в виду не памятник из камня, но памятник поэтического характера, который оказывается прочнее строений, стоящих тысячелетиями. Однако Державин стремится опустить слишком высокий, небесный горациевский слог до понимания простого человека. В свое время русский поэт гордился тем, что ему удалось сделать лирику «забавной», простой, веселой и острой.
Анализ «Памятника»: художественная специфика наследия Державина
Примеряя как бы на себе философские размышления о бессмертии поэзии в оде Горация, Державину удалось создать собственное, совершенно оригинальное, наполненное несколько иным смыслом произведение. В стихотворении поэт привязывает свое бессмертии к родной стране: пока жива Россия будет жить и память и о Державине – таков посыл . Писатель акцентирует внимание на своих заслугах, при помощи которых памятник себе воздвиг чудесный, вечный…:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить …
Державин хотел придать стихотворению особую торжественность и важность, ведь речь идет о бессмертии, поэтому поэт намеренно использовал высокопарные выражения и величественный слог, художественную выразительность с неспешный ритм для придания должного эффекта. Фактически Державин посвятил оду самому себе. Как и Гораций, Державин не ждет памятников в граните или в виде пирамид (для Горация), ему гораздо больше хочется остаться в памяти будущих поколений поэтом, творцом, философом. Державин убежден, что искусство вечно, потому страстно желает стать его неотъемлемой частью.
Современники попрекали Державина за стихотворение «Памятник», обвиняя поэта в нескромности и высокомерии. Но история распорядилась именно так, как предвидел писатель. Вклад Державина в русскую литературу трудно переоценить. Несколько поколений русских поэтов: Пушкин, Белинский, Бродский и многие другие – брали пример мастерства у Державина. Поэзия Гавриила Романовича жива и сегодня, и можно с уверенностью утверждать, что останется жить завтра: Доколь славянов род вселенна будет чтить…
Автор: Виктория Давыдова
Завет | Русская литература: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Ссылка
Kelly, Catriona,
‘Завета’
,
Российская литература: очень короткое представление
, Очень короткие представления
(Oxford,
2001;
Online EDN,
Oxford Academic
2001;Online EDN,
Oxford Academic
33333001;Online EDN,
Oxford Academic
333333. 2001;Online,
Oxford Academic
33923 2001;Online,
Oxford,
, 24 сентября 2013 г.
), https://doi.org/10.1093/actrade/9780192801449.003.0001,
, по состоянию на 28 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
«Завещание» делает Пушкина гигантом русской литературы. Что на самом деле написал Пушкин? Какими произведениями он наиболее известен? Каково было отношение русских писателей к европейской литературе — и особенно англоязычной — того времени? Какое влияние оказала русская литература на европейскую письменность? Исследуется значение сюжета в повествованиях Пушкина и использования языка в его произведениях. Подчеркивается чувствительность Пушкина к коннотациям и звуковым эффектам слов, объясняются трудности перевода. Стихотворение, широко известное как «Памятник», представлено как на английском, так и на русском языках, обсуждается его литературное влияние и оценивается его важность.
Ключевые слова: Элизабет Боуэн, Итало Кальвино, Рэймонд Карвер, Бенджамин Констант, Гюстав Флобер, Ричард Форд, Элис Манро, Викрам Сет, Перси Биши Шелли, Ричард Бринсли Шеридан, Уильям Тревор
Предмет
Теория литературы и культурологияЛитературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Литературоведение (европейское)
Серия
Краткие введения
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Екатерина Керзон: «Звуки рожка и лиры»: Гаврила Державин
Гаврила Романович Державин (Казань, Россия, 14 июля 1743 г. – Новгородская губерния, Россия, 20 июля 1816 г.)0183
Мы, Гилфлурты, известны своей художественной чувствительностью, с нашими клавесинами и нашим Веджвудом, и никто из нас не более склонен к этому, чем бабушка Гилфлюрт, немалая слава галавантера. Странствия вели ее по всему свету, и в последний свой приезд в Россию она привезла слова о Державине, поэте и государственном деятеле, занимавшем высшие посты в царствование Екатерины Великой.
Старт жизни Державина был далеко не многообещающим, и он покинул свой сельский дом детства ради жизни в Преображенской гвардии в Санкт-Петербурге. То, чего ему не хватало в формальном образовании, он с лихвой компенсировал интеллектом и политическими навыками, и его карьера резко пошла вверх. Оставив солдатскую жизнь позади более чем через десять лет, Державин поднимался по служебной лестнице как особый фаворит Екатерины Великой, пока в 1802 году не был назначен министром юстиции. Фактически, он находился на этом посту менее года, прежде чем политические разногласия привели к его отстранению от должности, и он удалился в Званку, чтобы заниматься своей любовью к поэзии.
Державин написал ряд несколько сатирических од обожающей императрицу и ее двору, восхитив Екатерину своим остроумием и ироничным вниманием к деталям. Более серьезные заказы включали тексты гимна России, метафизическую оду « Бог » (1785) и « Водопад », написанные в 1794 году в память о смерти князя Потемкина. Его очень лирические стихи были переведены на несколько языков, и он был образцом для романтиков, которые аплодировали его акценту на оде.