«Тарас Бульба» краткое содержание по главам произведения Гоголя – читать пересказ повести онлайн
19 мин.
Николай Гоголь
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 48801.
Обновлено 23 Декабря, 2021
О произведении
Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в цикл «Миргород». Существует две редакции – 1835 года, и 1842. Гоголь был против публикации второго варианта без согласования с ним отдельных моментов. Однако повесть всё же была опубликована без авторских правок.
События в книге «Тарас Бульба» разворачиваются примерно в XVI веке: в Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи – паны, которые вводили на своих землях польские законы и насаждали свою веру, католическую. В произведении можно условно выделить два плана повествования: на одном плане описывается жизнь запорожских козаков и их поход на Польшу, а на другом – драматическая история о славном козаке Тарасе Бульбе и двух его сыновьях.
Для более глубокого понимания повести «Тарас Бульба» краткое содержание по главам приведено ниже.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События романа происходят в первой половине XVII столетия на Украине, в Запорожской Сечи.
Главные герои
- Тарас Бульба – главный герой. Уважаемый на Сечи козак, хороший воин. Главными ценностями для него являются христианская вера, Отчизна, товарищество.
- Остап – старший сын Бульбы, окончил семинарию. В сражениях проявил себя как расчётливый и храбрый козак, умеющий анализировать ситуацию и принимать верные решения. Достойный сын своего отца.
- Андрий – младший сын Бульбы. Он тонко чувствует окружающий мир и природу, способен видеть красоту в незначительных мелочах, тем не менее в боях отличался храбростью и нестандартным подходом.
Другие персонажи
- Янкель – поляк, во всём ищет свою выгоду. К нему обращался за помощью Тарас Бульба.
- Панночка – дочь польского пана, возлюбленная Андрия.
- Татарка – служанка панночки, сообщившая Андрию о подземном ходе в Дубно и о страшном голоде в городе.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Глава 1
Бульба встречает своих сыновей, Остапа и Андрия, которые вернулись из Киева, окончив семинарию. Отец по-доброму подшучивает над их внешним видом, но Остапу это не нравится. Вместо приветствия начинается небольшая потасовка между отцом и сыном, окончившаяся так же внезапно, как и началась.
Тарас принимает решение отправить сыновей в Сечь, чтобы стали они настоящими молодцами и бравыми козаками, а учёба в академии, книжки и материнская забота, по его мнению, только разбалуют и изнежат их. Мать не согласна с этим решением, но что ей остаётся, кроме как безропотно согласиться.
Старуха-мать не спала – обнимала своих сыновей, мечтая лишь о том, чтобы ночь не заканчивалась. Ей было очень тяжело расставаться с ними. До последнего она надеялась, что муж передумает или же решит уехать на неделю позже. Но упрям и непоколебим был Тарас Бульба.
Когда сыновья уезжали, мать бросилась к ним с лёгкостью и быстротой, не свойственной её годам. Со слезами на глазах надела на них иконки, и они отправились в путь.
Глава 2
Всадники ехали молча. Тарас думал о своей молодости, которая полна была приключений, о товарищах-козаках, о том, как будет хвастаться перед ними своими сыновьями. Остап и Андрий были заняты другими мыслями. Когда им было по двенадцать лет, их отдали на обучение в Киевскую академию. Остап несколько раз пытался бежать, закапывал свой букварь, но каждый раз его возвращали обратно и покупали новую книгу, пока, наконец, отец не пригрозил, что никогда тот не увидит Сечь, если не будет учиться. С этого момента Остап стал намного старательнее, и скоро стал в один ряд с лучшими учениками.Андрий же учился охотнее, не прилагая к этому особых усилий. Он был изобретательнее и часто являлся зачинщиком какой-нибудь авантюры. Ему удавалось избежать наказания благодаря гибкости ума. Душа Андрия была открыта и другим чувствам. Однажды он увидел красавицу-полячку и влюбился с первого взгляда. Андрий был очарован её красотой и женственностью. В следующую ночь юноша решил пробраться к ней в покои. Сначала панночка испугалась, но позже весело смеялась, надевая на Андрия различные украшения. Татарка, служанка польской панны, помогла Андрию выбраться из дома, как только в дверь постучали.
Путешественники скакали по бескрайним просторам степи, которая становилась всё прекраснее. Всё здесь будто дышало свободой. Вскоре они прибыли на остров Хортица. Остап и Андрий въехали в Сечь с каким-то страхом и удовольствием. На острове жизнь текла своим чередом: козаки гуляли, танцевали, чинили одежду, устраивали бои.
Глава 3
Сечь представляла собой «беспрерывное пиршество»
. Там были и ремесленники, и купцы с торговцами, но большая часть гуляла с утра до вечера. На Хортице были и те, кто никогда не учился или бросил академию, а были и учёные козаки, были беглые офицеры и партизаны. Всех этих людей объединяла вера во Христа и любовь к родному краю.
Остап и Андрий быстро прониклись царившей там атмосферой гульбы и влились в ту среду. Отцу это не нравилось: он хотел, чтобы сыновья закалялись в битвах, поэтому обдумывал, как бы поднять Сечь на подобное событие. Это приводит к ссоре с кошевым, который не хочет начинать войну. Тарас Бульба не привык, чтобы было не так, как он хочет: он задумал отомстить кошевому. Он подговаривает своих товарищей напоить остальных так, чтобы они свергли кошевого. План Бульбы срабатывает, новым кошевым избран Кирдяга – старый, но мудрый козак, боевой товарищ Тараса Бульбы.
Глава 4
Тарас Бульба разговаривает с новым кошевым по поводу военного похода. Однако тот, будучи рассудительным человеком, говорит: «пусть народ соберётся, но только своею охотою, никого принуждать я не буду»
. Но на самом деле под таким разрешением скрывается желание снять с себя ответственность за нарушение мира между государствами. На остров прибывает паром с козаками, которым удалось бежать. Они привозят неутешительные новости: ксендзы (католические священники) ездят на повозках, запрягая в них христиан, польки из поповских риз шьют себе наряды, а людям не дают без одобрения поляков отмечать христианские праздники. Такое беззаконие разозлило козаков: никто не имел права так оскорблять их веру и народ! И стар и млад готов защищать свою Отчизну, биться с поляками за посрамление веры и набрать добычи с захваченных деревень.
Запорожцы зашумели, раздались крики с призывом к возмездию. Такие слова возымели огромное влияние на толпу, которая сразу же ринулась ловить поляков. Но один из них, Янкель, говорит будто знал покойного брата Тараса Бульбы. Бульба сохраняет Янкелю жизнь, разрешает ему ехать с козаками на Польшу.
Глава 5
Земля полнится слухами о военной славе запорожцев и об их новых завоеваниях. Козаки передвигались ночью, а днём отдыхали. Тарас Бульба с гордостью смотрит на сыновей, которые возмужали в битвах. Остапу, казалось, на роду было написано быть воином. Он проявил себя как смелый воин, обладающий аналитическим умом. Андрия же привлекала больше романтическая сторона путешествия: рыцарские подвиги и битвы с мечом. Он действовал по велению сердца, не прибегая к особым размышлениям, и подчас ему удавалось совершить то, что ни один опытный козак не смог бы провернуть!
Войско пришло в город Дубно. Запорожцы полезли было на вал, но оттуда на них посыпались камни, стрелы, бочки, мешки с песком и горшки с кипятком. Запорожцы быстро смекнули, что осада – не их сильная сторона, и решили взять город измором. Вытоптали на конях все поля, уничтожили посевы на огородах, а потом расположились куренями. Остапу и Андрию не по нраву такая жизнь, но их подбадривает отец:
Есаул привозит Остапу и Андрию иконы и благословенье от старой матери. Андрий скучает о ней, но не хочет возвращаться, хоть чувствует сжимающую сердце духоту. Ночью он любуется небом и звёздами.
Уставшие за день воины уснули. Все, кроме Андрия. Он бродил по куреню, глядя на богатую природу. Вдруг он случайно замечает некую фигуру. Это оказывается женщина, в которой Андрий узнаёт татарку, прислуживающую той сомой панночке, в которую он был влюблён. Татарка рассказывает юноше о страшном голоде, о панночке, которая много дней ничего не ела. Оказывается, панночка видела Андрия среди воинов и тотчас же вспомнила его. Она велела служанке отыскать Андрия и попросить передать немного хлеба. Андрий незамедлительно приступает к поиску запасов, полагая, что грубый хлеб не для нежной панночки.
Андрия окликает отец, предупреждая, что женщины до добра не доведут. Козак стоял ни жив ни мёртв, боясь пошевелиться, но Бульба быстро уснул.
Глава 6
Андрий идёт по подземному ходу, попадает в католический монастырь, застав священников за молитвой. Запорожец поражён красотой и убранством собора, его завораживает игра света в витражных стёклах. Особенно сильно его поразила музыка.
Козак с татаркой выходят в город. Начинает светать. Андрий видит женщину с ребёнком, умершую в голодных муках. На улице появляется обезумевший от голода человек, молящий дать ему хлеба. Андрий выполняет просьбу, но мужчина, едва проглотив кусок, умирает: его желудок слишком долго не получал пищи.
Служанка и Андрий заходят в дом. Где юноша видит возлюбленную. Панночка стала другой: «та была прелестная ветреная девушка; эта – красавица…во всей развившейся красе своей»
. Андрий и полячка не могут насмотреться друг на друга, юноша хотел выговорить всё то, что было у него на душе, но не мог. Тем временем татарка нарезала хлеб и принесла его – панна начала было есть, но Андрий предупредил её, что лучше есть по частям, иначе можно умереть. И ни слова, ни перо живописца не могли выразить то, как смотрела на козака полячка. Чувства, овладевшие юношей в тот момент, были так сильны, что Андрий отрекается и от отца, и от веры, и от Отчизны своей – он сделает всё, чтобы служить молодой панне.
В комнате появляется татарка с радостной вестью: поляки вошли в город и везут пленных запорожцев. Андрий целует панночку.
Глава 7
Запорожцы принимают решение напасть на Дубно, отомстить за пленённых товарищей. Янкель говорит Тарасу Бульбе, что видел Андрия в городе. Козак сменил наряд, коня ему дали хорошего, а сам он сияет, как монета. Тарас Бульба остолбенел от услышанного, но всё равно не может в это поверить. Тогда Янкель сообщает о готовящейся свадьбе Андрия с дочерью пана, когда Андрий с польским войском прогонит запорожцев из Дубно. Бульба гневается на еврея, подозревая его во лжи.
Наутро оказывается, что многих запорожцев убили, когда те спали; из Переяславского куреня взяли в плен несколько десятков воинов. Начинается битва между козаками и польским войском. Запорожцы пытаются разбить полк противника на части – так будет легче одержать победу.
Одного из куренных атаманов убивают в бою. Остап мстит за убитого в бою козака. За проявленную храбрость козаки выбирают его в атаманы (вместо убитого запорожца). И сразу же Остапу предоставляется случай закрепить за собой славу мудрого лидера: как только он приказал отступать от стен города, держаться от них как можно дальше, оттуда посыпались всевозможные предметы, и многим досталось.
Битва окончена. Запорожцев козаки похоронили, а тела ляхов привязали к диким лошадям, чтобы волочились мёртвые по земле, по буграм, рвам и оврагам. Тарас Бульба размышлял, почему среди воинов не было его младшего сына. Он готов жестоко отомстить панночке, из-за которой отрёкся Андрий от всего, что ему было дорого. Но что же готовит Тарасу Бульбе новый день?
Глава 8
Из Сечи приходит неутешительная весть: за время отсутствия козаков на Хортицу напали татары. Кошевой созывает совет, обращаясь к козакам не как начальник, а как товарищ. Всеми было одобрено решение идти вслед за татарами возвращать украденное. Всеми, кроме Тараса Бульбы. Он произносит монолог, в котором говорит о товариществе как о главной козацкой ценности: нельзя ехать за татарами, пока их товарищи сидят в польских темницах. И с кошевым согласны козаки, и с Бульбой. На Совет пришёл самый старый и очень уважаемый козак – Касьян Бовдюг. Он предложил поделиться: кто хочет отомстить татарам, пусть идёт с кошевым, а кто хочет товарищей из польской тюрьмы освободить, пусть остаётся тут с Тарасом Бульбой.
Козаки прощаются друг с другом, поднимают тосты за веру и Сечь. Чтобы враг не увидел убыль в козачьем войске, было решено напасть ночью.
Глава 9
Из-за неверных расчётов в городе вновь не хватает еды. До военачальника доходят слухи о запорожцах, отправившихся мстить татарам, начинается подготовка к битве.
Поляки восхищаются боевыми навыками козаков, но запорожцы всё равно несут большие потери: против них вывели пушки. Козаки не сдаются, Бульба подбадривает их словами «есть ещё порох в пороховницах»
. Бульба видит своего младшего сына: Андрий едет на вороном аргамаке в составе польского конного полка. Бульба обезумел от гнева, видя, как Андрий рубит всех направо и налево бывших своих товарищей. Бульба догоняет юношу, который при виде отца резко теряет боевой дух. Андрий покорно слезает с коня. Перед смертью козак произнёс не имя матери или отчизны, а имя любимой полячки. Отец убивает сына выстрелом, произнося фразу, которая стала знаменитой: «Я тебя породил, я тебя и убью!»
.
Старший сын Тараса Бульбы становится невольным свидетелем убийства, но горевать или разбираться некогда: на Остапа нападают польские воины. Сломленный, но всё ещё живой Остап попадает в плен к ляхам.
Козацкое войско сильно редеет, Тарас Бульба падает с коня.
Глава 10
Бульба жив, его везёт козак Товкач в Запорожскую Сечь. Через полтора месяца Бульба смог оправиться от ран. В Сечи всё новое, прежних козаков уже нет, а те, кто уехал воевать с татарами, не вернулись. Суров, равнодушен был Тарас Бульба, не участвовал в гулянках и общем веселии, его тяготили мысли о старшем сыне. Бульба просит Янкеля везти его в Варшаву, несмотря на то, что за голову Бульбы полагалась награда в две тысячи червонных. Взяв за услугу награду, Янкель прячет козака на дне воза, заложив верх кирпичом.
Глава 11
Бульба просит поляков освободить своего сына из темницы, но уже слишком поздно, ведь на следующий день назначена казнь. Можно только повидаться с ним на рассвете. Тарас соглашается. Янкель переодевает козака в иностранные одежды, оба проникают в тюрьму, где Янкель льстит охранникам. Но Тарас Бульба, задетый репликой одного из них, раскрывает своё инкогнито.
Бульба требует отвести его на место казни сына.
Запорожцы шли на казнь с «тихой горделивостью»
, впереди шёл Остап. Перед смертью, лишённый всякой надежды на ответ, Остап кричит в толпу: «Отец, где ты теперь? Слышишь ли меня?»
. И ответил Тарас: «Слышу!»
Глава 12
Вся Сечь собралась под предводительством Тараса Бульбы, идут козаки на Польшу. Бульба стал более жестоким, а ненависть к ляхам только усилилась. Со своими козаками он дошёл до Кракова, оставив после себя 18 сожжённых городов. Гетману Потоцкому поручили схватить Тараса Бульбу, что привело к кровавой битве, которая длилась 4 дня. Победа была близка, но Тараса Бульбу схватили, когда тот искал в траве потерянную люльку (трубку). Его сожгли на костре.
Козакам удалось бежать, плывя на лодках, они говорили и славили своего атамана, бесстрашного Тараса Бульбу.
И что в итоге?
Тарас Бульба — разорив множество польских поселений, он в итоге сам попадает в плен. По приказу гетьмана Потоцкого казака привязывают к дереву и заживо сжигают на костре.
Остап — попав в плен к полякам, принимает мученическую смерть во время прилюдной казни запорожских казаков.
Андрий — перейдя на вражескую сторону из-за любви к прекрасной панночке, становится предателем и во время сражения погибает от руки родного отца, который не смог смириться с предательством младшего сына.
Мать — сразу теряет всё, что ей дорого: мужа и двоих сыновей. О дальнейшей судьбе героини неизвестно.
Заключение
Темы и проблемы, поднятые в произведении «Тарас Бульба», будут актуальны во все времена. Сама повесть фантастична, а образы собирательны. Гоголь удачно сочетает лёгкий язык написания, колоритных персонажей, приключенческую фабулу с тонко выписанным психологизмом. Его характеры запоминаются и навсегда остаются в памяти. Читая «Тараса Бульбу» в сокращении, можно получить информацию о сюжете и фабуле, но потрясающе красивые описания природы, монологи, пропитанные духом свободы и козацкой доблести будут лишь в оригинале произведения. В целом повесть была тепло встречена критиками, хотя некоторые моменты подверглись осуждению (например, оценка поляков и евреев).
Несмотря на приведённый выше краткий пересказ «Тараса Бульбы» Гоголя, настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с полным текстом произведения.
Тест по повести «Тарас Бульба»
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Людмила Евгеньевна
16/16
Елизавета Брагина
12/16
Ринат Магомадов
16/16
Александр Брякотнин
15/16
Matvey Polakov
13/16
Егорка Персунов
14/16
Лиза Тюшина
12/16
Анастасия Сущенко
14/16
Полина Мещанская
10/16
Олег Тохиян
16/16
Рейтинг пересказа
4. 7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 48801.
А какую оценку поставите вы?
Тарас Бульба | Краткое содержание
Вы здесь
Главная
>
Краткие содержания
>
Тарас Бульба
Год написания:
Время прочтения:
5 минут
Описание произведения:
Повесть Тарас Бульба, которая является частью цикла «Миргород», русский писатель Николай Гоголь написал в 1835 году.
В черновую рукопись, которая уже готовилась к печати, Гоголь внес множество исправлений, и поскольку писателем было допущено множество небрежностей, таких как: пропуск отдельных слов, неразборчивость написания, незаконченность отдельных фраз, это стало причиной тому, что когда весь цикл «Миргород», включая повесть Тарас Бульба, был опубликован, в тексты вкралось обилие ошибок. А через 8 лет, в 1835 году, когда появилась новая версия Тараса Бульбы, повесть не только увеличилась вдвое, но и появились дополнительные эпизоды.
Представляем вам краткое содержание повести Тарас Бульба.
К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына — Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. Старший, Остап, не выдерживает насмешек отца: «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. Бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына. Бульба хочет таким же образом «поприветствовать» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать.
По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своём решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого козака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от неё; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.
Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твёрдый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого козака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костёле, вскоре она уехала — и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий.
После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью — признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь — не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить козацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает козаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами козачества. Новый кошевой под напором самых воинственных козаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и козацкой славы.
И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперёд слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые козаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына — среди первых. Козацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнётся голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из тёмных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблён Андрий. Татарка шёпотом рассказывает, что панночка — в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты». Андрий остаётся с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.
Польские войска, присланные в подкрепление осаждённым, проходят в город мимо пьяных козаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает козаков, решающих продолжить осаду до конца. Тарас, разыскивая пропавшего сына, получает страшное подтверждение предательства Андрия.
Поляки устраивают вылазки, но козаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся козаков и пленили их, захватив казну. Козацкое войско под Дубном делится надвое — половина уходит на выручку казны и товарищей, половина остаётся продолжать осаду. Тарас, возглавив осадное войско, произносит страстную речь во славу товарищества.
Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает козакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово — имя прекрасной панночки. Подкрепление прибывает к полякам, и они разбивают запорожцев. Остап пленён, раненого Тараса, спасая от погони, привозят в Сечь.
Оправившись от ран, Тарас большими деньгами и угрозами заставляет жида Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» — «Слышу!» — отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.
Сто двадцать тысяч козаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Даже сами козаки замечают чрезмерную свирепость и жестокость Тараса по отношению к врагу. Так мстит он за смерть сына. Разгромленный польский гетман Николай Потоцкий клятвенно присягает не наносить впредь никакой обиды козацкому воинству. Один только полковник Бульба не соглашается на такой мир, уверяя товарищей, что прошенные ляхи не станут держать своего слова. И он уводит свой полк. Сбывается его предсказание — собравшись с силами, поляки вероломно нападают на козаков и разбивают их.
А Тарас гуляет по всей Польше со своим полком, продолжая мстить за смерть Остапа и товарищей своих, безжалостно уничтожая все живое.
Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают наконец полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых козаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту думает старый атаман о товарищах, о будущих их победах, когда уже не будет с ними старого Тараса.
Козаки уходят от погони, дружно гребут вёслами и говорят про своего атамана.
Вы прочитали краткое содержание повести Тарас Бульба. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Другие краткие содержания
Лысая певица
Буржуазный английский интерьер. Английский вечер. Английская супружеская пара — мистер и миссис Смит. Английские часы отбивают семнадцать английских ударов…
Шестьдесят свечей
Николай Степанович Ечевин отмечает свое шестидесятилетие. Он сорок лет работал учителем, и его юбилей стал событием для всего города Карасина: его портрет был…
Доктор Фаустус
Рассказ ведется от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г., он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет. ..
Тарас Бульба Литературные Элементы | GradeSaver
к Николай Гоголь
Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.
Автор Анастасия Мельник
Исторический рассказ
Первая половина 17 века, события происходят на Украине и в Польше.
Основные этапы сюжета: экспозиция, начальная точка, развитие действия, кульминация событий, развязка, эпилог. Роман рассказывается от третьего лица, которое описывает исторические события и будущее Украины.
Тон и настроение рассказа другие. Когда автор описывает быт казаков, он использует легкий темпераментный тон. Настроение во время боев ужасное. Когда Гоголь описывает степь и сельскую местность, он использует эйфорическое и лирическое настроение.
Главный герой — Тарас Бульба, антагонисты — польские завоеватели.
Главный конфликт этой истории — чувство долга перед Родиной. Остап — искренний и мужественный казак. Андрей предал свою семью и Родину.
Кульминация происходит, когда Тарас убивает своего сына Андрея. Любовь к польской мисс для Андрея слаще и важнее, чем его семья и родина.
Читатель может заметить предзнаменование, когда Андрей влюбляется в польскую барышню и отрекается от родины. Его дальнейшая судьба очевидна.
Несмотря на то, что они очень ярко описаны, некоторые действия во время боев иногда умалчиваются, а лишь слегка упоминаются. Нападения казаков не описываются, как это действительно происходило в те времена на мирное население, они не жалели ни стариков, ни женщин.
Некоторые слова, такие как казак, Запорожская Сечь, казачий полк и сабля, подтверждают, что исторические действия происходят в Киевской Руси (современная территория Украины) в 17 веке.
Автор дает читателю яркие описания природы, необходимые для понимания настроения героев, а также эти описания служат фоном для атмосферы сражений и драк.
Парадокс в том моменте, когда автор описывает смерть Андрея. Его убивает собственный отец. Может быть, никто не решился причинить вред собственным детям.
Н/Д
Н/Д
Война между казаками и поляками носит гуманный и беспощадный характер. Она глубоко ранит, разрушает множество жизней и вызывает конфликты между людьми. Это олицетворение злых людей, которые всегда несут в себе злобу.
Обновите этот раздел!
Вы можете помочь нам, пересматривая, улучшая и обновляя эта секция.
Обновите этот разделПосле подачи заявки на раздел у вас будет 24 часа , чтобы отправить черновик. Редактор рассмотрит отправку и либо опубликует ее, либо предоставит отзыв.
Как цитировать https://44.206.108.25/taras-bulba/study-guide/literary-elements в формате MLA
Мельник, Анастасия. «Литературные элементы Тараса Бульбы». GradeSaver, 2 октября 2016 г. Интернет. Цитировать эту страницуОбучаемый момент | Высшее Эд Гамма
Есть литературные произведения, предлагающие идеи, которых нет больше нигде.
Николая Гоголя Тарас Бульба едва ли мог быть более своевременным. В высшей степени романтизированный вклад в развитие самобытной русской и украинской идентичности, вдохновленный «Илиада» , романы Вальтера Скотта и французов chanson de gente , Тарас Бульба шокирует своими графическими портретами антисемитизма, кровожадности, пьянства и антагонизма между казаками, татарами, поляками и евреями.
Эпическая и жестокая история о предательстве и мести. Контекстом истории является борьба за Украину, в которой Россия противостоит Османской империи и Польше. Но при всем своем беззастенчивом, непримиримом русском и украинском национализме эта повесть, как и все великие литературные произведения, содержит свой собственный контрнарратив. Сын Бульбы влюбляется в польскую принцессу, и евреи играют важную роль в (временном) спасении Бульбы от смерти.
Новеллу можно интерпретировать как остросюжетную эдипальную борьбу любви против семейной верности, как это было в голливудской версии 1962 года с Юлом Бриннером и Тони Кертисом в главных ролях, или, наоборот, как в русской версии 2009 года, как утверждение, что Украина — неотъемлемая часть России, и именно русская душа должна сопротивляться очарованию Запада.
Война в Украине дарит нам обучающий момент: непревзойденную возможность изучить сложную тему в момент, когда наши ученики наиболее восприимчивы к обучению.
Но конфликт также поднимает сложный вопрос. Могут ли преподаватели колледжа ответственно преподавать полемику в режиме реального времени? Как мы гарантируем, что урок не превратится в пропаганду или не упростит сложные вопросы, требующие нюансов и опыта?
Кроме того, не обесценит ли любая попытка беспристрастного анализа более важные проблемы: человеческие жертвы в результате конфликта, нарушение национального суверенитета, массовое перемещение людей и нарушения прав человека?
Разве объективный анализ не требует перспективы и степени дистанции и отстраненности, которые невозможны в пылу момента?
Да и нет.
Если одной из целей высшего образования является моделирование исследования и обоснованного суждения, то у нас есть шанс сделать это прямо сейчас.
Вот некоторые вопросы, которые мы могли бы обсудить на наших занятиях.
География
Студенты могут начать с изучения геополитического значения Украины.
Если география, как и биология, судьба, то Украина одновременно обременена и благословенна. Украина, расположенная на границах расширенного Европейского Союза, НАТО и России, а когда-то являвшаяся вассальным государством Османской империи, богата сельским хозяйством и природными ресурсами, включая уголь, железную руду, природный газ, марганец, соль, нефть, графит, сера, каолин, титан, никель, магний, древесина и ртуть — долгое время были полем политической, культурной, экономической, идеологической и религиозной битвы.
Студенты могут исследовать смещение границ Украины и ее положение между конкурирующими сферами влияния.
Медиаграмотность
Информационная грамотность никогда не бывает так важна, как в военное время. Войны вызывают многие из наших самых сильных эмоций, в том числе ура-патриотизм и моральное самодовольство. Эмоциональность войны делает еще более важным стремление действовать рационально и распознавать многие новости или авторские статьи тем, чем они являются: не более чем тонко завуалированной пропагандой.
Вы можете спросить своих учеников, на какие источники информации они полагаются, и выяснить, как им лучше всего отличить факты от дезинформации и дезинформации.
Правда, как мы часто слышим, — это первая жертва войны, и не может быть никаких сомнений в том, что в тумане войны чрезвычайно трудно сказать, что правда, а что ложь.
Вы также можете спросить, освещают ли СМИ конфликт в Украине и бедственное положение украинских беженцев иначе, чем в других странах.
Политические и медийные рассказы
Война в Украине предлагает нашим классам прекрасную возможность обсудить, как политики, журналисты и ученые обрамляют события. Среди множества конкурирующих нарративов можно выделить следующие:
- Что, вторгаясь в Украину, Владимир Путин нарушает международное право, отказываясь признать национальный суверенитет Украины и стремясь восстановить Российскую империю.
- Аргумент Путина о том, что украинцы, белорусы и русские — это единый народ; что украинский национализм — результат ошибочных решений Ленина, Сталина и Хрущева; и что Украина, связанная с НАТО, представляет собой экзистенциальную угрозу для России, у которой есть законные интересы безопасности, которые Запад игнорирует.
- Что Соединенные Штаты, несмотря на их историю иностранного вмешательства и вмешательства во внутренние дела других стран, а также их поддержку в прошлом дружественных диктаторов, несут историческую ответственность за защиту прав человека, демократического управления и открытого, основанного на правилах международного порядка.
Очень важно смотреть на мир с разных точек зрения, в том числе с точки зрения наших противников. Это требует от нас готовности смотреть на события на Украине глазами администрации Путина: что Соединенные Штаты ведут непрекращающуюся кампанию по демонизации и окружению России, экономической изоляции ее, размещению ракет вдоль ее границ, обучению и вооружению солдат на периферию России и получить контроль над источниками энергии в Европе.
Тогда спросите: в какой степени такой аргумент разумен и оправдан и в какой степени он вводит в заблуждение?
Политические ответы
Во время украинского кризиса мы являемся свидетелями как чего-то старого — сухопутной войны в Европе, так и чего-то нового: международного конфликта, который ведется с помощью множества новых экономических и технологических тактик.
Учащиеся могут изучить такие вопросы политики, как эти:
- Каковы вероятные последствия экономических санкций, которые администрация Байдена и европейские официальные лица ввели, чтобы наказать Россию и оказать внутреннее давление на президента Путина с целью прекращения российского наступления на Украину?
- Чем реакция США и их европейских союзников отличается от предыдущих санкций?
- Насколько эффективны санкции в прошлом?
- Уместны ли решения частных корпораций, в том числе энергетических компаний и поставщиков социальных сетей, о приостановке или прекращении деятельности в России?
- Если США и их европейские союзники пойдут дальше и введут бесполетную зону над Украиной, начнут крупномасштабные поставки военной техники и предметов снабжения в Украину, предоставят украинскому правительству в режиме реального времени информацию о передвижениях российских войск, примут участие в кибератаки, а также вооружать и обучать украинских солдат и партизан — даже с риском прямой конфронтации с Россией?
Исторические аналогии
Всякий раз, когда возникает международный кризис, наблюдатели ищут исторические аналогии, чтобы информировать и направлять процесс принятия решений. Какими бы упрощенными они ни были, эти аналогии часто являются лучшим руководством, которое у нас есть, для принятия решений, которые определят будущее.
Вот несколько аналогий, которые использовались во время украинского кризиса:
- 1914: Была ли Первая мировая война на самом деле результатом просчета, недопонимания и недопонимания, это, как правило, урок, извлеченный из пяти недель, предшествовавших артиллерийскому обстрелу. августа — и это, безусловно, повлияло на реакцию президента Джона Ф. Кеннеди на кубинский ракетный кризис и угрозу ядерного апокалипсиса. Как, могут спросить студенты, мы можем гарантировать, что неправильное восприятие не приведет к гораздо большей войне?
- 1936: Президент Украины Владимир Зеленский призвал тысячи иностранных боевиков присоединиться к защите его страны. Подобные призывы прозвучали во время гражданской войны в Испании, когда тысячи иностранцев помогали Второй республике Испании против националистических сил во главе с Франсиско Франко и его немецкими и итальянскими союзниками. В конце концов, однако, отсутствие поддержки со стороны либеральных демократий и нехватка оружия, наряду с разногласиями в рядах республиканцев, привели к поражению Испанской республики. Уместно ли поощрять добровольцев к вмешательству в конфликт?
- 1938: Чтобы предотвратить войну, Великобритания и Франция уступили притязаниям Гитлера на Судетскую область, населенную немцами часть Чехословакии. Критики осуждают соглашение как «умиротворение». Президент Украины Зеленский уже напомнил своим международным сторонникам, что любые уступки России вызывают призрак умиротворения. Студенты могут обсудить уместность этой аналогии.
- 1956: Несмотря на то, что ЦРУ и Радио «Свободная Европа» поощряли националистическое и антикоммунистическое сопротивление просоветскому правительству Венгрии, а президент Дуайт Д. Эйзенхауэр и госсекретарь Джон Фостер Даллес предположили, что Соединенные Штаты поддержали «освобождение» пленных народов», когда в октябре и ноябре 1956, Соединенные Штаты сделали немного больше, чем создали специальную иммиграционную квоту в 1956 году для беженцев. В какой степени нынешние обстоятельства похожи или отличаются от обстоятельств 1956 года?
Ни один международный конфликт не похож на те, что происходили в прошлом. Тем не менее, эти аналогии могут подтолкнуть нас к вопросу о том, что такое эндшпиль, выход из положения, стратегия выхода.
- Является ли целью смена режима — и риск, который представляет собой широкомасштабная война?
- Есть ли цель затянуть Россию в затянувшуюся афганскую трясину, партизанскую войну, подкрепленную массированными поставками американского и европейского оружия?
- Является ли целью урегулирование путем переговоров, которое позволит администрации Путина сохранить лицо и может поставить под угрозу независимость Украины?
- Или есть другие возможности политики?
Я, конечно, понимаю нежелание преподавателей привнести украинский кризис в свои классы. Я, однако, придерживаюсь мнения, что лобовое столкновение с этой темой стоит риска. Это непревзойденная возможность интегрировать подлинное обучение и критическое мышление в программу бакалавриата наших студентов.