«Тарас Бульба» (2009) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»
Кино
Каталог фильмов
Драма
Историческое
2009
131 мин
Украина, Польша, Россия
Начать просмотр
Экранизация одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, вышедшая в апреле 2009-го, в год 200-летнего юбилея классика. Съемки проходили в России (киностудия «Ленфильм»), на Украине и в Польше и длились девять месяцев.
Павел Басинский. «Кто кого породил» // Российская газета. №4882. 3 апреля 2009
Это мощный фильм. При всех своих очевидных недостатках. Это яркое зрелище, отличная игра актеров и в целом, за двумя исключениями, достаточно бережное обращение с классическим текстом.
Бортко вообще отличается педантизмом в «прочтении» классики: штудирует не только основной текст, но варианты, ранние редакции. (…) Классика остается для него классикой, а не полигоном для экспериментов.
В его экранизации «Тараса Бульбы» восхищают два момента. Первый — это то, что Бортко удалось передать на экране эпический размах очень небольшого по объему гоголевского текста, этой маленькой русской «Илиады». (…)
Вторая (а может быть, и первая) ценность фильма — это Богдан Ступка. Лучшего Бульбы на экране не было и, подозреваю, уже не будет. (…)
Поаплодировать Бортко нужно еще и за то, что он, как это ни странно звучит, снял «Тараса Бульбу» о Тарасе Бульбе. (…) Гоголь написал свою повесть о невероятном человеке невероятного XVII века. Тарас Бульба — это великий персонаж, стоящий в ряду с Одиссеем, королем Лиром, Фаустом и другими «этапными» персонажами мировой литературы. Это стопроцентное воплощение цельности, упрямства, гордыни и отцовского диктата. Здесь нельзя говорить о том, хорош он или плох. Хорош или плох Везувий? Он — Везувий…
Бортко удалось увидеть в повести это главное, а Ступка окончательно расставил все по местам. Его Бульба страшен и сентиментален. (…)
Екатерина Барабаш. «Гоголь и придворный кинематограф» // Независимая газета. 26 марта 2009
Все предельно точно, все, что мы видим на экране, есть в повести. (…)
Богдан Ступка, как кажется сначала, так и просится на роль Бульбы. (…) Мощь Бульбы и глубина его переживаний, звериное обаяние личности и отчаянная харизма — все это, казалось бы, необъятное Ступке подвластно и отдается ему на откуп легко и охотно. (…) Да, Бульба в исполнении Ступки масштабен, но в отличие от литературного Тараса начисто лишен чувства юмора. (…)
В фильме Бортко трагизм Бульбы сводится к необходимости лишить жизни младшего сына, Андрия (Игорь Петренко) и быть свидетелем казни старшего, Остапа (Владимир Вдовиченков). Во всем остальном экранный Бульба не знает страха и упрека. (…)
А это уже к Гоголю имеет самое слабое отношение. И авторы фильма, кажется, это понимают. Иначе не стали бы они сдабривать фильм небольшими, но важными для их идеи сюжетными вкраплениями. Например, у Гоголя ничего нет о гибели жены Тараса (Ада Роговцева). В фильме же ее порубленное поляками тело привозят из разоренного хутора, и для Бульбы это становится поводом и последней каплей, капнувшей на весы сомнения: идти или не идти бить поляков? (…) Очень сомнительный для Гоголя героизм Тараса и его сподвижников для Бортко оборачивается несомненным героизмом в битве за Родину. (…)
Писатель: Николай Гоголь
В ролях: Богдан Ступка, Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков, Магдалена Мельцаж, Любомирас Лауцявичюс, Михаил Боярский, Сергей Дрейден, Юрий Беляев, Лесь Сердюк, Ада Роговцева
Режиссёр: Владимир Бортко
Драма
Каталог фильмов
Фильмы
Историческое
В подборках
19 экранизаций классики
Фильмы с Михаилом Боярским
Смотрите также
Все фильмы
Жить!
202287 мин
Живые мемории. 10-я серия. Павел Зайцев
документальное202216 мин
Живые мемории. 9-я серия. Ольга Адамова-Слиозберг
документальное20229 мин
Живые мемории. 8-я серия. Петр Перцов
документальное202210 мин
Живые мемории. 7-я серия. Антон Туркул
документальное20228 мин
Живые мемории. 6-я серия. Василий Комарденков
документальное202214 мин
Живые мемории. 5-я серия. Александр Энгельгардт
документальное202211 мин
Живые мемории. 4-я серия. Анна Достоевская
документальное202210 мин
Живые мемории. 3-я серия. Александра Толстая
документальное202211 мин
Живые мемории. 2-я серия. Ариадна Тыркова-Вильямс
документальное202212 мин
Живые мемории. 1-я серия. Сергей Рахманинов
документальное202210 мин
Малые народы большой страны. Камчатский край
документальное202260 мин
Джазист
документальное2021
Лятиф (Лицом к лицу / Большое в малом)
агитфильм193049 мин
Госфильмофонд России
Его превосходительство (Губернатор и сапожник)
драма192758 мин
Госфильмофонд России
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
E-mail: [email protected]
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Тарас Бульба. 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда
Тарас Бульба
В повести «Тарас Бульба» (в ней события происходят в XVII веке) Н. В. Гоголь создал образ настоящего национального героя готового защищать родину до последней капли крови.
К старому казаку Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два сына, Остап и Андрий. Оба молодца смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своем решении послать Остапа и Андрия на Сечь, «потому что нет лучшей науки для молодого казака, как Запорожская Сечь». При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам.
Тарас Бульба — собирательный образ. Главным источником для его создания Гоголю послужил фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Образ Тараса Бульбы эпичен, героичен и масштабен. Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий — борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества.
Тарас Бульба — тот тип положительного героя, который является неотъемлемой частью родового единства казачьего братства. В образе Тараса идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного Петербурга.
Широта и могучий размах Тараса Бульбы в пиршестве и ратном деле приобретают в повести былинные, грандиозно-стихийные черты: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетие! Да горилки побольше, не с выдумками горилки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела, как бешеная».
Тарас в гневе колотит горшки и фляжки. В пылу боя «рубится и, бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову… рубя в капусту встречных и поперечных». Раненый, Тарас грохнулся, «как подрубленный дуб, на землю». «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Так Тарасу приписывается жестокость и коварство, которые в XV–XVIII веках считались этической нормой.В образе Тараса Бульбы слились воедино две стилевые стихии гоголевского повествования: историческая конкретность и реализм изображения грубого века, когда обоюдная свирепость казаков и поляков — обычное явление, и, с другой стороны, торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого — апофеоз богатырской мощи Русской земли. Сыноубийство мотивировано предательством и изменой Андрия Русской земле и православной вере, следовательно, этически оправданно: «„Так продать? продать веру? продать своих? Я тебя породил, я тебя и убью!“ — сказал Тарас…».
Так эпическое единство образа Тараса раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого, от коллектива, от народа, от Бога, что характерно для современной Гоголю цивилизации.
Казаки, соответственно, предстают в повести Божьим воинством, и крылатые слова Тараса, подбадривающие их («Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»), есть слова «наказного атамана», поставленного Божьим промыслом во славу Русской земли. Русская земля приобретает в понимании Гоголя мессианский смысл.
Жизнь старого казака заканчивается трагически, на костре, но и здесь он ведет себя как истинный герой, заботясь не об облегчении своей участи, а о жизни других казаков: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Многие фразы Тараса Бульбы стали крылатыми выражениями русского и украинского языков. («Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?», «Я тебя породил, я тебя и убью!», «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой!», «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего», «Есть еще порох в пороховницах?!», «Нет уз святее товарищества!», «Терпи, козак, — атаман будешь!» и др.
Наряду с общим одобрением, которым встретили критики повесть Гоголя, некоторые аспекты произведения были найдены неудачными. Так, Гоголю неоднократно ставили в вину неисторичность повести, чрезмерную героизацию казачества, отсутствие исторического контекста. Это отмечали Михаил Грабовский, Василий Гиппиус, Максим Горький и другие.
Особое недовольство повесть вызвала в среде польской интеллигенции. Поляки были возмущены тем, что в «Тарасе Бульбе» польская нация представлена агрессивной, кровожадной и жестокой. Негативно высказывался о «Тарасе Бульбе» Михаил Грабовский, хорошо относившийся к самому Гоголю, а также многие другие польские критики и писатели, такие как Анжей Кемпинский, Михаил Бармут, Юлиан Кшижановский. В Польше сложилось устойчивое мнение о повести как об антипольской, и отчасти такие суждения были перенесены на самого Гоголя.
О популярности образа Тараса Бульбы как культурного героя свидетельствуют многочисленные экранизации повести. Первый опыт киноэкранизации повести, русский немой фильм Александра Дранкова, имел место еще в 1909 году.
Украинский телевизионный полнометражный художественный фильм по повести «Дума про Тараса Бульбу» снят в Украине в 2009 году. В том же году вышел отечественный художественный фильм по повести, снятый Владимиром Бортко в 2007 году.
Известны также многочисленные музыкальные адаптации повести — одноименные опера украинского композитора Н. В. Лысенко, опера русского композитора В. Н. Кашперова (первая постановка в 1893 г.), рапсодия чешского композитора Леоша Яначека и балет В. П. Соловьева-Седого.
Псевдоним «Тарас Бульба» избрал себе Василий (Тарас) Боровец, деятель украинского национального движения, создавший в 1941 году вооруженное формирование, получившее название «бульбовцы».
Как Тарас выпил две бутылки водки и как его «хоронили» (На Сырдарье у ротного командира)
Как Тарас выпил две бутылки водки и как его «хоронили» (На Сырдарье у ротного командира) В начале декабря 1883 года, но пути из Ташкента в Оренбург, мне довелось пробыть около четырех суток в г. Казалинске и там, неожиданно, познакомиться с бывшим ротным командиром покойногоПослание двум («Тарас Григорьевич Мачтет!…»)
Послание двум («Тарас Григорьевич Мачтет!…») Тарас Григорьевич Мачтет! Максим Эрнестович Нетропов! Один из вас стихи прочтет, Другой одобрит их, захлопав. А если кто поднимет лай, То словопрением обширным Вас защитят – Григорий Ширман И я – Минаев Николай. 1925 г.
Т. Г. Мачтету («Скажу тебе по совести, Тарас…»)
Т. Г. Мачтету («Скажу тебе по совести, Тарас…») Скажу тебе по совести, Тарас, С тобою мы поэты разных рас: Ты – чернозем невспаханного луга, Я – строгий сад в хозяйственных руках, Мы говорим на разных языках, Но искренно приветствуем друг друга. 1926 г. 30 января.
Тарас Шевченко («Поэт, борец и патриот…»)
Тарас Шевченко («Поэт, борец и патриот…») Поэт, борец и патриот, Он был бельмом в глазу царизма, Но все меняется и вот Его приветствует народ, Идущий к свету коммунизма. 1954 г. 9 марта.
Тарас Бульба
Тарас Бульба В повести «Тарас Бульба» (в ней события происходят в XVII веке) Н. В. Гоголь создал образ настоящего национального героя готового защищать родину до последней капли крови.К старому казаку Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два сына,
«ТАРАС БУЛЬБА»,
«ТАРАС БУЛЬБА», повесть. Первая редакция опубликована: Гоголь Н. В. Миргород. СПб., 1835. Ч. 1. Вторая редакция опубликована: Сочинения Николая Гоголя. Т. 2. СПб., 1842. Первая редакция Т. Б. была написана в 1834 г. Во второй редакции объем повести увеличился почти вдвое, а число главТАРАС ШЕВЧЕНКО
ТАРАС ШЕВЧЕНКО Други мои, искренние мои! Пишите, подайте голос за эту бедную, грязную чернь! За этого поруганного, бессловесного смерда! О, край мой милый! Моя судьбина! Шевченко Дед мой — старый николаевский солдат — любил поговорить о Тарасе Шевченко. — Было это в давние
ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО (1814-1861)
ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО (1814-1861) 25 февраля 1814 года в селе Моринцы на Киевщине, в семье крепостного крестьянина Григория Ивановича Шевченко и его жены Екатерины родился сын Тарас. Шевченко были собственностью действительного тайного советника В. В. Энгельгардта.В
Тарас Галюк. ТЕРРОРОЗАЩИТНИКИ
Тарас Галюк. ТЕРРОРОЗАЩИТНИКИ 8 января 1977 года в вагоне поезда метро, подъезжавшего к станции «Первомайская», прогремел взрыв. По счастливой случайности поезд находился не в туннеле, а на открытом участке пути — иначе жертв было бы значительно больше. В тот же день в самом
Самуил Ценципер (Тарас)
Самуил Ценципер (Тарас) В 1971 году Тарас опубликовал заметку в многотиражке Московского электролампового завода, где он работал главным энергетиком. Там он вспоминал: 31 октября завязались первые бои. У нас было мало артиллерии и автоматов, совсем не было боевого
ТАРАС ИЛЬИЧ ПАЛЁНЫЙ
ТАРАС ИЛЬИЧ ПАЛЁНЫЙ Был в конце тридцатых и начале сороковых на Верхнем Ат-Уряхе «вор в законе» уже немолодой, среднего роста, немного сутуловатый, с широкими покатыми плечами, мощными надбровными дугами и массивным подбородком, угрюмым малоподвижным лицом. Было в его
«ТАРАС БУЛЬБА»
«ТАРАС БУЛЬБА» Он проснулся от какого-то безотчетного чувства тревоги. В голове, как сквозь сон, мелькали картины сражений, мчащиеся на конях всадники — среди степей, выжженных солнцем. Было еще рано, город только начал пробуждаться. Гоголь быстро накинул халат, встал за
Чорновил Тарас
Чорновил Тарас Сын известного украинского диссидента вырос в иной среде, нежели большинство представителей Партии регионов. Поэтому иногда Тарас Вячеславович среди однопартийцев позволяет себе вести себя так, как считает нужным. Например, как это было в ноябре 2006 года,
Тарас Григорьевич Шевченко
Тарас Григорьевич Шевченко Дружба Тараса Григорьевича Шевченко и Михаила Семеновича Щепкина, казалось, зародилась задолго до их встречи, прямо со дня их рождения, несмотря на разницу в возрасте.Михаил Семенович любил Украину, до тонкости знал душу ее народа, восхищался
Рецензия на «Тарас Бульбу» Николая Гоголя
Главная | Отзывы | Блог | Ежедневно | Глоссарий | Вещи Оррина | Электронное письмо |
Основная запись: 1ep·ic
Произношение: ‘э-пик
Функция: прилагательное
Этимология: латинское epicus, от греческого epikos, от
эпос слово, речь, поэма — больше на VOICE
Дата: 1589 г.
1 : относящийся к или имеющий характеристики
эпоса
2 а: выходящий за рамки обычного или обычного особенно
по размеру или размаху <его гений был эпическим --
Times Literary Supplement> b : HEROIC
Обычно, когда вы думаете об эпопее, вы думаете о 600-страничном дверном упоре прослеживание тридцати или сорока лет жизни бесчисленных персонажей. Но Тарас Бульба эпичен размахом, а не размерами. Гоголь любил Украину. и был яростным националистом; его миссия состояла в том, чтобы стать «Фукидидом Малороссии». В таком духе он девять лет писал этот тонкая, но страстная политическая полемика, одна из самых захватывающих и трогательные великие романы, когда-либо написанные.
В 1569 году владычество над Украиной перешло к Польше. Польский правители тут же попытались искоренить украинскую культуру, жестоко эксплуатируя крестьянство, запрещающее украинский язык и навязывающее католицизм и папское превосходство над православным населением. В ответ украинцы стекались в воинское братство, известное как казаки запорожские Сетч. Казаки, по сути дикая помесь наемных крестоносцев и разбойников, стали центром сопротивления полякам, турки и крымские татары.
Роман повествует о стареющем воине Тарасе Бульбе, который с его сыновья Остап и Андрей отправляются на Сечь:
Тарас был одним из старомодных лидеров;
он был рожден для воинственных чувств и был
отличается прямотой характера.
В ту эпоху влияние Польши уже
начал давать о себе знать в русском дворянстве.
Многие переняли польские обычаи и начали
проявите роскошь в великолепном штате слуг, ястребов,
егеря, обеды и дворцы. Это не было
по вкусу Тараса. Ему нравилась простая жизнь
казаков и поссорился со своими
товарищи, склонявшиеся к варшавской партии,
называя их крепостными польских дворян. Всегда на
оповещение, он считал себя законным защитником
православной веры. Он вошел деспотически
в любую деревню, где была общая жалоба
угнетения со стороны доходных фермеров и
Добавление новых налогов на предметы первой необходимости. Он и
его казаки вершили правосудие и взяли за правило
что в трех случаях это было абсолютно необходимо
прибегнуть к мечу. А именно, когда
комиссары не уважали вышестоящих офицеров
и стоял перед ними накрытый; когда любой
пренебрежительно относился к вере и не соблюдал
обычаи его предков; и, наконец, когда
врагом были мусульмане или турки, против которых он
считал допустимым во всех случаях
обнажить меч во славу христианства.
К моменту окончания истории оба сына Бульбы будут лежать мертвыми, у одного из них предал дело из-за любви к польской девушке, а другой замучил на смерть на глазах у врага Тарас Бульба пожертвует собой спасти своих людей, и борьба за независимость пойдет прахом.
Невероятно романтическое приключение Гоголя было такой же шовинистической пропагандой произведение для своего времени как элегия ушедшему образу жизни. Но он работает на обоих уровнях и, безусловно, является одним из самых захватывающих шедевров. в мировой литературе. Просто возмутительно, что этот великий роман в настоящее время не издается на английском языке (ссылка выше на использованный книжный сайт, где доступны копии.) Но читаете ли вы ее онлайн или найти старую копию, я призываю вас найти ее и прочитать. ты не будешь Быть разочарованным.
(Проверено: )
Класс: ( A+ ) Оррин С. Джадд
Твитнуть
Русская литература
Книжные и общие ссылки:
-Добро пожаловать
в Мир Николая Васильевича Гоголя
-ССЫЛКИ:
Литература — Век девятнадцатый Николай Гогаль (1809-1852)(About.com)
-ВВЕДЕНИЕ:
«Тарас Бульба и другие сказки» Николая Васильевича Гоголя (Обывательское
Библиотека, Джон Курнос)
-ETEXT:
Тарас Бульба и другие сказки
— АННОТИРОВАНО
ETEXT: Тарас Бульба и др. Николая Гоголя (с примечаниями из
Энциклопедия себя)
-ИССЛЕДОВАНИЕ
ПУТЕВОДИТЕЛЬ: УРОК 6 Возникновение прозы: Николай Гоголь
-СОСЫЛ:
Параллельные жизни: биография Гоголя и массовая читательская аудитория в позднеимперской
Россия (Стивен Меллер-Салли)
-ОБЗОР:
МЕРТВЫЕ ДУШИ Николай Гоголь. Перевод Бернара Гилберта Герни.
Отредактировано и отредактировано Сюзанной Фуссо (Кен Калфус, NY Times Book Review)
-ПРОСМОТР:
сборника рассказов Николая Гоголя в переводе Ричарда Пивера
и Лариса Волохонская (John Bayley, NY Review of Books)
-ОБЗОР:
Хелен Мучник: Был ли Гоголь геем?, NY Review of Books
Сексуальный лабиринт
Николай Гоголь Симона Карлинского
—
Казак Страница
Если вам понравилась эта книга, попробуйте:
Сенкевич Хенрик
-Кво
Вадис?
—
Тевтонские рыцари
-The
Маленькая трилогия
-С
Огонь и меч
—
потоп
-Огонь
в степи
Тарас Бульба (1962) | BFI
Детали фильма
Синопсис
Битва между казачьим вождем и вторгшимися поляками, в которой он в конце концов приносит в жертву даже своего сына. По роману Николая Гоголя.
Актеры и кредиты
Направление:
Производство:
©/Производственная компания
Хехт-Кертли Продакшнз Инкорпорейтед
Произведено
Гарольд Хехт
Ассоциированный продюсер
Александр Уайтлоу
Исполнительный директор по производству
Гилберт Курланд
Письмо:
Сценарий:
.Уолдо Солт
Сценарий:
.Карл Тунберг
Из книги
Николай Гоголь
Фотография:
Спецэффекты:
Специальные фотографические эффекты
Ховард А.