Тарас Бульба. Глава 3
««« II IV »»»
III
Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями своими на Сече. Остап и Андрий мало могли заниматься военною школою, несмотря на то что отец их особенно просил опытных и искусных наездников быть им руководителями. Вообще можно сказать, что на Запорожье не было никакого теоретического изучения или каких-нибудь общих правил; все юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битвы, которые оттого были почти беспрерывны. Промежутки же между ними козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины. Очень редкие имели примерные турниры. Они все время отдавали гульбе — признаку широкого размета душевной воли. Вся Сеча представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но бо’льшая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей.
Остапу и Андрию показалось чрезвычайно странным, что при них же приходила на Сечу гибель народа, и хоть бы кто-нибудь спросил их, откуда они, кто они и как их зовут. Они приходили сюда, как будто бы возвращались в свой собственный дом, из которого только за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:
— Здравствуй! что, во Христа веруешь?
— Верую! — отвечал приходивший.
— И в троицу святую веруешь?
— Верую!
— И в церковь ходишь?
— Хожу.
— А ну перекрестись!
Пришедший крестился.
— Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай же в который сам знаешь курень.
Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сеча молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании. Только побуждаемые сильною корыстию жиды, армяне и татары осмеливались жить и торговать в предместье, потому что запорожцы никогда не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили. Впрочем, участь этих корыстолюбивых торгашей была очень жалка. Они были похожи на тех, которые селились у подошвы Везувия, потому что как только у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали их лавочки и брали всегда даром. Такова была та Сеча, имевшая столько приманок для молодых людей.
Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море. Они скоро позабыли и юность, и бурсу, и дом отцовский, и все, что тайно волнует еще свежую душу. Они гуляли, братались с беззаботными бездомовниками и, казалось, не желали никакого изменения такой жизни.
Между тем Тарас Бульба начинал думать о том, как бы скорее затеять какое-нибудь дело: он не мог долго оставаться в недеятельности.
— Что, кошевой, — сказал он один раз, пришедши к атаману, — может быть, пора бы погулять запорожцам?
— Негде погулять, — отвечал кошевой, вынувши изо рта маленькую трубку и сплюнув в сторону.
— Как негде? Можно пойти в Турещину или на Татарву.
— Не можно ни в Турещину ни в Татарву — отвечал кошевой, взявши опять в рот трубку.
— Как не можно?
— Так. Мы обещали султану мир.
— Да он ведь бусурмен: и бог и Священное писание велит бить бусурменов.
— Не имеем нрава. Если б мы не клялись нашею верою, то, может быть, как-нибудь еще и можно было.
— Как же это, кошевой? Как же ты говоришь, что права не имеем? Вот у меня два сына, молодые люди, — им нужно приучиться и узнать, что такое война, а ты говоришь, что запорожцам не нужно на войну идти.
— Что ж делать? — отвечал кошевой с таким же хладнокровием, — нужно подождать.
Но этим Бульба не был доволен. Он собрал кое-каких старшин и куренных атаманов и задал им пирушку на всю ночь. Загулявшись до последнего разгула, они вместе отправились на площадь, где обыкновенно собиралась рада и стояли привязанные к столбу литавры, в которые обыкновенно били сбор на раду. Не нашедши палок, хранившихся всегда у довбиша, они схватили по полену и начали колотить в них. На бой прежде всего прибежал довбиш, высокий человек с одним только глазом, несмотря на то, страшно заспанным.
— Кто смеет бить в литавры? — закричал он.
— Молчи! возьми свои палки, да и колоти, когда тебе велят! — отвечали подгулявшие старшины.
Довбиш вынул тотчас из кармана палки, которые он взял с собою, очень хорошо зная окончание подобных происшествий. Литавры грянули, и скоро на площадь, как шмели, начали собираться черные кучи запорожцев.
За кошевым отправились несколько человек и привели его на площадь.
— Не бойся ничего! — сказали вышедшие к нему навстречу старшины. — Говори миру речь, когда хочешь, чтобы не было худого, говори речь об том, чтобы идти запорожцам на войну против бусурманов.
Кошевой, увидевши, что дело не на шутку, вышел на середину площади, раскланялся на все четыре стороны и произнес:
— Панове запорожцы, добрые молодцы! позволит ли господарство ваше речь держать?
— Говори, говори! — зашумели запорожцы.
— Вот, в рассуждении того теперь идет речь, панове добродийство, — да вы, может быть, и сами лучше это знаете, — что многие запорожцы позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймет. Притом же, в рассуждении того, есть очень много таких хлопцев, которые еще и в глаза не видали, что такое война, тогда как молодому человеку, и сами знаете, панове, без войны не можно пробыть. Какой и запорожец из него, если он еще ни раза не бил бусурмана?
— Вишь, он хорошо говорит, — сказал писарь, толкнув локтем Бульбу. Бульба кивнул головою.
— Не думайте, панове, чтобы я, впрочем, говорил это для того, чтобы нарушить мир. Сохрани бог, я только так это говорю. Притом же у нас храм божий — грех сказать, что такое. Вот сколько лет уже, как по милости божией стоит Сеча, а до сих пор не то уже чтобы наружность церкви, но даже внутренние образа без всякого убранства. Николай, угодник божий, сердега, в таком платье, в каком нарисовал его маляр, и до сих пор даже и серебряной рясы нет на нем. Варвара-великомученица только то и получила, что уже в духовной отказали иные козаки. Да и даяние их было бедное, потому что они почти всё еще пропили при жизни своей. Так я все веду речь эту не к тому, чтобы начать войну с бусурманами. Ибо мы обещали султану мир, и нам бы великий был грех, потому что мы клялись по закону нашему.
— Вишь, проклятый! что это он путает такое? — сказал Бульба писарю.
— Да, так видите, панове, что войны не можно начать. Честь лыцарская не велит. А по своему бедному разуму вот что я думаю: пустить с челнами одних молодых. Пусть немного пошарпают берега Анатолии. Как думаете, панове?
— Веди, веди всех! — закричала со всех сторон толпа. — За веру мы готовы положить головы!
Кошевой испугался. Он нимало не желал тревожить всего Запорожья. Притом ему казалось неправым делом разорвать мир.
— Позвольте, панове, речь держать!
— Довольно! — кричали запорожцы, — лучшего не скажешь.
— Когда так, то пусть по-вашему, только для нас будет еще большее раздолье. Вам известно, панове, что султан не оставит безнаказанно то удовольствие, которым потешатся молодцы. А мы, вот видите, будем наготове, и силы у нас будут свежие. Притом же и татарва может напасть во время нашей отлучки. Да если сказать правду, то у нас и челнов нет в запасе, чтобы можно было всем отправиться. А я, пожалуй, я рад, я слуга вашей воли.
Хитрый атаман замолчал. Кучи начали переговариваться, куренные атаманы совещаться, и решили на том, чтобы отправить несколько молодых людей под руководством опытных и старых.
Таким образом, все были уверены, что они совершенно по справедливости предпринимают свое предприятие. Такое понятие о праве весьма было извинительно народу, занимавшему опасные границы среди буйных соседей. И странно, если бы они поступили иначе. Татары раз десять перерывали свое шаткое перемирие и служили обольстительным примером. Притом, как можно было таким гульливым рыцарям и в такой гульливый век пробыть несколько недель без войны?
Молодежь бросилась к челнам осматривать их и снаряжать в дорогу. Несколько плотников явились вмиг с топорами в руках. Старые, загорелые, широкочленистые запорожцы с проседью в усах, засучив шаровары, стояли по колени в воде и стягивали их с берега крепким канатом. Несколько человек было отправлено в скарбницу на противуположный утесистый берег Днепра, где в неприступном тайнике они скрывали часть приобретенных орудий и добычу. Бывалые поучали других с каким-то наслаждением, сохраняя при всем том степенный, суровый вид. Весь берег получил движущийся вид, и хлопотливость овладела дотоле беспечным народом.
В это время большой паром начал причаливать к берегу. Стоявшая на нем куча людей еще издали махала руками. Куча состояла из козаков в оборванных свитках. Беспорядочный костюм (у них ничего не было, кроме рубашки и трубки) показывал, что они были слишком угнетены бедою или уже чересчур гуляли и прогуляли все, что ни было на теле. Между ними отделился и стал впереди приземистый, плечистый, лет пятидесяти человек. Он кричал сильнее других и махал рукою сильнее всех.
— Бог в помощь вам, панове запорожцы!
— Здравствуйте! — отвечали работавшие в лодках, приостановив свое занятие.
— Позвольте, панове запорожцы, речь держать!
— Говори!
И толпа усеяла и обступила весь берег.
— Слышали ли вы, что делается на гетманщине?
— А что? — произнес один из куренных атаманов.
— Такие дела делаются, что и рассказывать нечего.
— Какие же дела?
— Что и говорить! И родились и крестились, еще не видали такого, — отвечал приземистый козак, поглядывая с гордостью владеющего важной тайной.
— Ну, ну, рассказывай, что такое! — кричала в один голос толпа.
— А разве вы, панове, до сих пор не слыхали?
— Нет, не слыхали.
— Как же это? Что ж, вы разве за горами живете, или татарин заткнул клейтухом уши ваши?
— Рассказывай! полно толковать! — сказали несколько старшин, стоявших впереди.
— Так вы не слышали ничего про то, что жиды уже взяли церкви святые, как шинки, на аренды?
— Нет.
— Так вы не слышали и про то, что уже христианину и пасхи не можно есть, покамест рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою?
— Ничего не слышали! — кричала толпа, подвигаясь ближе.
— И что ксендзы ездят из села в село в таратайках, в которых запряжены — пусть бы еще кони, это бы еще ничего, а то просто православные христиане. Так вы, может быть, и того не знаете, что нечистое католичество хочет, чтоб мы кинули и веру нашу христианскую? Вы, может быть, не слышали и об том, что уже из поповских риз жидовки шьют себе юбки?
— Стой, стой! — прервал кошевой, дотоле стоявший, углубивши глаза в землю, как и все запорожцы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли в себе всю железную силу негодования. — Стой! и я скажу слово! А что ж вы, враг бы поколотил вашего батька, что ж вы? разве у вас сабель не было, что ли? Как же вы попустили такому беззаконию?
— Э, как попустили такому беззаконию! — отвечал приземистый козак, — а попробовали бы вы, когда пятьдесят тысяч было одних ляхов, да еще к тому и часть гетманцев приняла их веру.
— А гетман ваш, а полковники что делали?
— Э, гетман и полковники! А знаете, где теперь гетман и полковники?
— Где?
— Полковников головы и руки развозят по ярмаркам, а гетман, зажаренный в медном быке, и до сих пор лежит еще в Варшаве.
Содрогание пробежало по всей толпе; молчание, какое обыкновенно предшествует буре, остановилось на устах всех, и, миг после того, чувства, подавляемые дотоле в душе силого дюжего характера, брызнули целым потоком речей.
— Как, чтобы нашу Христову веру гнала проклятая жидова? чтобы эдакое делать с православными христианами, чтобы так замучить наших, да еще кого? полковников и самого гетмана! Да чтобы мы стерпели все это? Нет, этого не будет!
Такие слова перелетали во всех концах обширной толпы народа. Зашумели запорожцы и разом почувствовали свои силы. Это не было похоже на волнение народа легкомысленного. Тут волновались всё характеры тяжелые и крепкие. Они раскалялись медленно, упорно, но зато распалялись, чтобы уже долго не остыть.
— Как, чтобы жидовство над нами пановало?! А ну, паны-браты, перевешаем всю жидову! Чтобы и духу ее не было! — произнес кто-то из толпы.
Эти слова пролетели молнией, и толпа ринулась на предместье, с сильным желанием перерезать всех жидов.
Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок. Но неумолимые, беспощадные мстители везде их находили.
— Ясновельможные паны! — кричал один высокий и тощий жид, высунувши из кучи своих товарищей жалкую свою рожу, исковерканную страхом. — Ясновельможные паны! Мы такое объявим вами, что еще никогда не слышали, такое важное, что не можно сказать, какое важное!
— Ну, пусть скажут! — сказал Бульба, который всегда любил выслушать обвиняемого.
— Ясные паны! — произнес жид. — Таких панов еще никогда не видывано, — ей-богу, никогда! Таких добрых, хороших и храбрых не было еще на свете… — Голос его умирал и дрожал от страха. — Как можно, чтобы мы думали про запорожцев что-нибудь нехорошее. Те совсем не наши, что арендаторствуют на Украйне! ей-богу, не наши! то совсем не жиды: то черт знает что. То такое, что только поплевать на него, да и бросить. Вот и они скажут тоже. Не правда ли, Шлема, или ты, Шмуль?
— Ей-богу, правда! — отвечали из толпы Шлема и Шмуль, в изодранных яломках, оба белые, как глина.
— Мы никогда еще, — продолжал высокий жид, — не соглашались с неприятелями. А католиков мы и знать не хотим! Пусть им черт приснится! Мы с запорожцами — как братья родные…
— Как? чтоб запорожцы были с вами братья? — произнес один из толпы. — Не дождетесь, проклятые жиды! В Днепр их, панове, всех потопить поганцев!
Эти слова были сигналом, жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны. Жалкий крик раздался со всех сторон; но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе. Бедный высокий оратор, накликавший сам на свою шею беду, схватил за ноги Бульбу и жалким голосом молил:
— Великий господин, ясновельможный пан! Я знал и брата вашего покойного Дороша. Какой был славный воин! Я ему восемьсот цехинов дал, когда нужно было выкупиться из плена у турков.
— Ты знал брата? — спросил Тарас.
— Ей-богу, знал: великодушный был пан.
— А как тебя зовут?
— Янкель.
— Хорошо, я тебя проведу. — Сказавши это, Тарас повел его к своему обозу, возле которого стояли козаки его. — Ну, полезай под телегу, лежи там и не пошевелись, а вы, братцы.. не выпускайте жида.
Сказавши это, он отправился на площадь, потому что раздавшийся бой литавров возвестил собрание рады. Несмотря на свою печаль и сокрушение о случившихся на Украйне несчастиях, он был несколько доволен представлявшимся широким раздольем для подвигов, и притом для подвигов таких, которые представляли ему мученический венец по смерти.
Вся Сеча, все, что было на Запорожье, собралось на площадь. Старшины, куренные атаманы по коротком совещании решили на том, чтобы идти с войсками прямо на Польшу, так как оттуда произошло все зло, желая внести опустошение в землю неприятельскую и предвидя себе при этом добычу.
И вся Сеча вдруг преобразилась. Везде были только слышны пробная стрельба из ружей, бряканье саблей, скрып телег; все подпоясывалось, облачалось. Шинки были заперты; ни одного человека не было пьяного. Необыкновенная деятельность сменила вдруг необыкновенную беспечность. Кошевой вырос на целый аршин. Это уже не был тот робкий исполнитель ветреных желаний вольного народа. Это был неограниченный повелителъ. Это был почти деспот, умевший только повелевать. Все своевольные и гульливые рыцари стройно стояли в рядах, почтительно опустив головы, не смея поднять глаз, когда он раздавал повеления тихо, с расстановкою, как глубоко знающий свое дело и уже не в первый раз приводивший его в исполнение. В деревянной небольшой церкве служил священник молебен, окропил всех святою водою, все целовали крест.
Когда все запорожское войско вышло из Сечи, головы всех обратились назад.
— Прощай, наша мать! — сказали почти все в одно слово. — Пусть же тебя хранит бог от всякого несчастия!
Проходя предместье, Тарас Бульба увидел с изумлением, что жидок его уже раскинул свою лавочку и продавал какие-то кремешки и всякую дрянь.
— Дурень, что ты здесь сидишь? — сказал он ему, — разве хочешь, чтобы тебя застрелили, как воробья?
— Молчите, — отвечал жид. — Я пойду за вами и войском и буду продавать провиант по такой дешевой цене, по какой еще никогда никто не продавал. Ей-богу, так! вот увидите.
Бульба пожал плечами и отъехал к своему отряду.
««« II IV »»» 25 квітня 2012Тарас Бульба (Гоголь Николай) — слушать аудиокнигу онлайн
Скорость
00:00 / 30:08
gl01-01
29:01
gl02-01
21:41
gl03-01
24:17
gl04-01
30:03
gl05-01
36:44
gl06-01
36:41
gl07-01
26:37
gl08-01
39:14
gl09-01
15:31
gl10-01
30:28
gl11-01
19:59
gl12-01
Роман, проза
720,2K
Исполнитель
Рейтинг
8. 37 из 10
Длительность
5 часов 40 минут
Год
2009
Серия
МиргородАльтернативные озвучки
Артисты театров 62
Абдуллаев Джахангир 32
Яковлев Вадим 23
Фаллах Мария 10
Репина Лана 7
Клюквин Александр
Описание
Основанное на исторических материалах и народных сказаниях повествование об эпохе вражды в середине XVII века запорожского казачества с Речью Посполитой. Казак Тарас Бульба беззаветно предан родине, готов ради нее вынести любые муки и даже принять смерть. А его младший сын Андрий полюбил польскую принцессу и хочет бежать из Сечи. Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю…
Поделиться аудиокнигой
akniga.org Роман, проза Гоголь Николай Тарас Бульба
Другие книги Гоголь Николай
Аудиокниги жанра «Роман, проза»
Новинки
Показать все книгиИнтересное за неделю
Все лучшиеПрямой эфир скрыть
Александр Усанов 5 минут назад
Фильм по рассказу видел кто? Качество не очень, снималось только для кабельного, но фанатам жанра доставит =) Этот. ..
Желязны Роджер — Долина проклятий
Feriuz 8 минут назад
Спасибо за хорошую озвучку!
Куганэ Маруяма — Полуэльф–полубог
кадет Биглер 10 минут назад
Если рассматривать данную, глобальную проблему с точки зрения банальной эрудиции, то каждый явно выраженный индивидум…
Кондратов Александр — Заказчик
Мариус Грикинис 19 минут назад
Да, вы правильно подметили. Кстати, все ветряные мельницы голландского типа крутятся против часовой стрелки….
Пройслер Отфрид — Крабат
Lesnaya Lisichka 20 минут назад
Очень понравилась книга, она из тех, что заставляет задуматься о том как мы живём, зачем, что оставляем после себя,. ..
Рытхэу Юрий — Когда киты уходят
Анатолий Оркас 28 минут назад
1. С чего начинать текст — наверное, решать автору? На мой взгляд здесь очень удачно сразу же показан взгляд…
Шумилов Павел — Одинокий дракон
Oleg_Kozyrev 35 минут назад
И это в избранное
Станислав Лем и Рей Брэдбери — Аудиоспектакли
Natakaliningrad 36 минут назад
Некоторые очень созвучные с русскими сказками. Есть довольно жестокие, поэтому лучше сначала взрослому прослушать….
Испанские народные сказки
Oleg_Kozyrev 37 минут назад
Там было два финала
Чехов Антон — Пари
Oleg_Kozyrev 39 минут назад
хорошо сделано. Где-то я тут на сайте слышал еще одну версию, только вот не могу найти.
Кинг Стивен — Конец всей этой мерзости
jerry 42 минуты назад
Казалось бы, очерк старый, но хорош. Ура, озвучка, все отлично.
Ракитин Алексей — Хиллсайдские душители
jerry 44 минуты назад
Сам формат одобряю, повторите при случае. Вы отлично пишете рассказы, равно как и с онлайн беседой справились. Так…
Алехин Артур — Комментаторы No Comments. Online
Александр Чабан 52 минуты назад
Да я тут тут при чем, и зачем вы мне да и не только мне
Людоедов Климентий — Митропольская молитва
Ольга Ковалева 1 час назад
Я тоже поворачивала голову, чтобы увидеть глаза, От его глаз наступало послевкусие счастья. Причина даже забывалась и…
Волченко Павел — ЛЮБ
Sergey Sergey 1 час назад
Умеете отговорить…
Далин Макс — Серое зеркальце
Николай Сорокстев 1 час назад
Сорокина после «Теллурии» можно не читать, если вы, конечно, не законченный либераст, антисоветчик и русофоб.
Кобзев Николай — О «Докторе Гарине» (эссе)
Иннокентий 1 час назад
Потрясающий рассказ! Какая важная мысль- спрашивать себя в чём и на сколько внешнее может влиять на…
Брэдбери Рэй — Были они смуглые и золотоглазые
!&?&… 1 час назад
Фильм «Отпуск в сентябре» полезно в таких случаях пересмотреть. Это ещё 70-е там показаны. А сама пьеса «Утиная…
Прудникова Елена — Ленин — Сталин. Технология невозможного
Askorbinka 1 час назад
шедевр лол😹😹
Эриксон Стивен — За здоровье мертвеца
АСТА 1 час назад
… не нашла начитки Багдасаров а(((
Ракитин Алексей — Перевал Дятлова
Эфир
«Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя: Глава I
«Обернись, мой мальчик! Какой ты смешной! ряса ты надела? Все ли в академии одеваются как что?»
Такими словами приветствовал старый Бульба своих двух отсутствовавших сыновей для их образования в Королевской семинарии Киева, и теперь вернулись домой к отцу.
Его сыновья только что слезли с лошадей. они были парой толстых парней, которые все еще выглядели застенчивыми, как юноши в последнее время освобожден из семинарии. Их твердые здоровые лица были покрыты первый пух мужественности, пух, который еще никогда не знал бритва. Они были очень смущены таким приемом со стороны их отец, и стоял неподвижно с устремленными в землю глазами.
«Стой, стой! Дай-ка я тебя хорошенько посмотрю», — он продолжал, переворачивая их. «Какие длинные у вас габердины! габердины! Таких габердин в мире еще не было. Просто беги, один из вас! Я хочу посмотреть, не запутаешься ли ты в юбки, и падать вниз.»
«Не смейтесь, не смейтесь, отец!» сказал наконец старший мальчик.
«Какие обидчивые мы! Почему бы мне не смеяться?»
«Потому что, хоть ты и мой отец, если ты будешь смеяться, ей-богу, я Ударь!»
«Что ты за сын? Что, бей отца!» воскликнул Тарас Бульба, в изумлении отступая на несколько шагов.
«Да, даже мой отец. Я не перестаю рассматривать лица, когда оскорбление под вопросом.»
«Так ты хочешь сразиться со мной? кулаком, а?»
«Все равно». рукава. «Я посмотрю, что ты за человек с кулаками».
И отец с сыном вместо приятного приветствия после долгого разлуки, стали наносить друг другу сильные удары по ребрам, спине и грудь, то отступая и глядя друг на друга, то снова нападая.
«Смотрите, добрые люди! старик сошел с ума! он потерял сознание совсем!» кричала их бледная, некрасивая, добрая мать, стоял на пороге и еще не успел ее обнять милые дети. «Дети пришли домой, мы их не видели более года; а теперь у него какой-то странный урод — он
— Да, он хорошо дерется, — сказал Бульба, помолчав, — ну, ей-богу! продолжал, как бы извиняясь, «хотя никогда не пытался руку на него раньше, из него выйдет хороший казак! А теперь добро пожаловать, сынок! обними меня, — и отец с сыном стали целоваться. — Молодец! смотри, чтобы ты поразил каждого, как ты бил меня; не позволяй никому побег. Тем не менее твоя одежда все равно нелепа. какая веревка там висит? — А ты, хам, чего стоишь там с опущенными руками? — прибавил он, обращаясь к младший. «Почему ты не сражаешься со мной? Собачий сын!»
«Какая идея!» — сказала мать, которая успела тем временем обнять младшего. «Кто когда-нибудь слышал о детях, сражающихся со своими собственными отец? На данный момент достаточно; ребенок маленький, у него было дальняя дорога, он устал». Ребенку было за двадцать, а около шести футов в высоту. — Ему бы отдохнуть и поесть, а вы его уговорили драка!»
«Ты болтун!» сказал Бульба. «Не слушай маму, мой мальчик; она женщина и ничего не знает. Какие ласки вам нужны? А чистое поле и хороший конь, вот вам ласка! А также ты видишь этот меч? это твоя мать! Все остальные люди ваши головы с мусором; академия, книги, буквари, философия, и все это, я плюю на все это!» Тут Бульба прибавил слово, которое не используется в печати. «Но я скажу тебе, что лучше всего: я отведу тебя в Запорожье[1] на этой же неделе. Вот вам и наука! Вот ваша школа; только там ты обретешь смысл» 9.0003
[1] Казачья страна за (за) водопадами (порожьем) р. Днепр.
«И они что, только недельку дома пробудут?» сказала измученная старая мать печально и со слезами на глазах. «У бедных мальчиков не будет шансов осмотреться, нет возможности познакомиться с домом, где они родились; у меня не будет возможности взглянуть на них.»
«Хватит, ты наплакалась, старуха! Казаком не рождается бегать за женщинами. Вы хотели бы скрыть их обоих под своим юбку и сидеть на них, как курица на яйцах. Иди, иди, и позволь нам есть все, что есть на столе в один миг. Мы не хотим никаких пельменей, медовиков, маков и всякой такой каши: дайте нам целую овцу, козу, медовуху сорокалетней давности и столько же кукурузной водки как можно не с изюмом и всякой всячиной, а просто обжигающий кукурузный бренди, который пенится и шипит, как бешеный».0003
Бульба повел сыновей в главную комнату избы; и две хорошенькие служанки в ожерельях из монет, которые устраивали квартира, быстро закончилась. Они либо испугались приезда молодых людей, которые ни с кем не хотели фамильярничать; или иначе они просто хотели сохранить свою женскую привычку кричать и бросаться сломя голову при виде мужчины, а затем прикрывать свои краснеет некоторое время рукавами. Хижина была обставлена в соответствии с модой того времени — модой, относительно которой намеки задерживаются лишь в песнях и стихах, уже не спетых, увы! в Украину слепыми стариками, под тихий звон родная гитара, народу, толпившемуся вокруг них, — по вкус того воинственного и смутного времени, лиг и сражений сложившейся на Украине после унии. Все было чисто обмазанный цветной глиной. На стенах висели сабли, охотничьи кнуты, сети для птиц, рыболовные сети, ружья, искусно вырезанные рога для пороха, позолоченные удила для лошадей и привязи с серебряными пластинами. Маленький окна были с круглыми тусклыми стеклами, через которые невозможно было увидеть кроме как путем открытия одного подвижного. Вокруг окон и дверей были нарисованы красные полосы. На полках в углу стояли кувшины, бутылки, и фляги из зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки и позолоченные сосуды для питья различных марок — венецианские, турецкие, черкесские, которые разными дорогами добирались до хижины Бульбы, на третьем и четвертом рука, вещь достаточно обычная в те смелые дни. Были березняки скамейки по всей комнате, огромный стол под иконами в один угол, и огромная печь, покрытая разноцветными узорами в рельеф, с промежутками между ним и стеной. Все это было довольно знакомый двум молодым людям, которые имели обыкновение возвращаться домой каждый год в собачьи дни, так как у них не было лошадей, и не было принято разрешать учащимся ездить в поле верхом. Единственный Отличительные черты позволяли им длинные пряди волос на храмы, которые имел право дергать каждый казак, носивший оружие. Это только в конце учебы Бульба прислал им пару молодых жеребцов с его конюшни.
Бульба по случаю приезда сыновей приказал всем сотникам или сотники, и все офицеры отряда, которые были любые последствия, которые должны быть вызваны; и когда двое из них прибыли с его старый товарищ осаул или замначальника Дмитро Товкач, он тотчас же представил ребят, сказав: «Вот какие молодцы! отправим их на Сечь[2] в ближайшее время». Гости поздравили Бульба и молодые люди, говоря им, что у них все получится и что для молодого человека не было лучшего знания, чем знание этого той же Запорожской Сечи.
[2] Деревня или, вернее, стационар запорожцев казаки.
«Проходите, братья, садитесь каждый, где ему больше нравится, на стол; приезжайте, мои сыновья. Прежде всего возьмем кукурузного бренди, — сказал Бульба. — Бог с вами! Добро пожаловать, ребята, и вас, Остап, и вас, Андрей. даруй, чтобы ты всегда был успешен на войне, чтобы ты мог победить Мусульмане, турки и татары; и что когда поляки предпримете любую экспедицию против нашей веры, вы можете победить поляков. Давай, чокнись. Как теперь? Бренди хороший? Что кукурузный бренди на латыни? Латиняне были глупы: они там не знали была такая вещь в мире, как кукурузный бренди. Как звали человек, который писал латинские стихи? Я не очень хорошо умею читать и писать, так что я не совсем знаю. Разве это не был Гораций?»
«Какой папа!» — подумал старший сын Остап. «Старый пес знает все, а он всегда делает вид, что наоборот. кукурузной водки, — продолжал Тарас. — Сознайтесь, ну со свежими березками по спине и по всему казаку тела; и, может быть, когда ты стал слишком резким, они били тебя кнуты. И не только в субботу, я думаю, но в среду и Четверг.»
«Что было в прошлом, отец, не нужно вспоминать; с этим покончено».
«Пусть попробуют», — сказал Андрей. «Пусть хоть кто-нибудь прикоснется ко мне, пусть любой татарин сейчас рискнет, и скоро узнает, что такое казачья шашка нравится!»
«Хорошо, сын мой, ей-богу, хорошо! И когда дело доходит до этого, я пойду с тобой; ей-богу, я тоже пойду! Чего мне здесь ждать? К стать жнецом-гречихой и домработницей, ухаживать за овцами и свинья, и бездельничать с моей женой? Прочь такие глупости! я казак; Я не буду иметь ничего из этого! Что осталось, кроме войны? Я пойду с тобой в Запорожье кутить; Пойду, ей-богу!» И старый Бульба, растущий мало-помалу разгорячившись и, наконец, совсем разозлившись, встал из-за стола и, приняв достойную позу, топнул ногой. «Мы пойдем завтра! К чему медлить? Какого врага мы можем здесь осадить? Что такое эта хижина нам? Что мы хотим со всеми этими вещами? Что такое горшки и кастрюли к нам?» Сказав так, он стал опрокидывать горшки и фляги и разбрасывать их.
Бедная старушка, привыкшая к таким выкрутасам со своей стороны мужа, грустно смотрела со своего места на скамье у стены. Она не осмелиться сказать слово; но когда она услышала решение, которое было так ужасно для нее она не могла удержаться от слез. Когда она посмотрела на нее детей, от которых так скоро грозила разлука, это невозможно описать всю силу ее безмолвного горя, которое казалось, дрожит в ее глазах и на губах судорожно прижимается вместе.
Бульба был ужасно упрям. Он был одним из тех персонажей, которые могло существовать только в том свирепом пятнадцатом веке, и в том полукочевой уголок Европы, когда вся Южная Русь, покинутый его князьями, был опустошен и сожжен заживо безжалостные отряды монгольских разбойников; когда мужчины лишены дома и дом стал храбрым там; когда среди пожарищ угрожающих соседями и вечными ужасами, они осели и, растущие привыкший смотреть этим вещам прямо в лицо, натренированный сами не знали, что существует такая вещь, как страх в Мир; когда старый, миролюбивый славянский дух воспылал воинственным пламя, и было учреждено казачье государство — вольная, дикая вспышка Русская природа — и когда все речные берега, броды и тому подобное места были заселены казаками, числа которых никто не знал. Их смелые товарищи имели право отвечать султану, когда он спрашивал, сколько они были: «Кто его знает? Мы разбросаны по всем степям; есть пригорок, есть казак».0003
На самом деле это была самая замечательная демонстрация русской силы, вытесненные крайней нуждой из лона народа. Вместо первоначальные провинции с их мелкими городами вместо воюющих и меняя мелких князьков, правивших в их городах, возникли великие колонии, курени[3] и районы, связанные между собой одним общим опасность и ненависть к языческим разбойникам. История хорошо известна как их непрекращающиеся войны и беспокойное существование спасли Европу от беспощадные орды, которые угрожали сокрушить ее. Польский цари, оказавшиеся теперь государями вместо провинциальных князья на этих обширных участках территории, полностью осознавая, несмотря на слабость и отдаленность собственного правления, значение казаков, а преимущества воинственной, беспутной жизни вели ими. Они ободряли их и льстили такому расположению ума. Под их дальним правлением гетманы или начальники, выбранные из числа сами казаки, переделили территорию на военные районы. Это не была постоянная армия, ее никто не видел; но в случае войны и всеобщего восстания требовалось недели, и не более, на каждое явится человек верхом, во всеоружии, получив только один червонец от король; и за две недели собралась такая сила, что никакой вербовки офицеры когда-либо были в состоянии собрать. Когда экспедиция была кончилась, войско рассредоточилось по полям и лугам и по бродам Днепра; каждый ловил рыбу, занимался своим ремеслом, варил пива, и снова был вольным казаком. Их зарубежные современники справедливо восхищались их замечательными качествами. Не было кустарного промысла, в котором казак был не силен: он умел перегонять бренди, построить фургон, сделать порох и заняться кузнечным делом и оружейной работы, помимо совершения диких бесчинств, пьянства и кутить, как может только русский, — на все это он был способен. Кроме реестровых казаков, считавших себя обязанными явиться с оружием во время войны можно было собрать в любой момент, в случае острая необходимость, целая армия добровольцев. Все, что требовалось, было для Осаул или заместитель начальника для обхода базарных площадей и площадей деревни и деревни, и кричать во весь голос, когда он стоял в фургоне: «Эй вы, винокуры и пивовары! наварили достаточно пива, и валялись на ваших печах, и набили свой жир тушки с мукой, хватит надолго! Восстань, завоюй славу и воинственный почести! Вы, пахари, вы, гречишники, вы, овцы, вы цепляетесь за женщин, хватит ходить за плугом, и пачкать свои желтые туфли в земле, и ухаживать за женщинами, и растрачивая свою воинственную силу! Пришел час снискать славу для Казаки!» Эти слова были подобны искрам, падающим на сухое дерево. земледелец сломал свой плуг; пивовары и винокуры выбросили их бочки и уничтожили их бочки; механики и торговцы послал к черту их торговлю и свою лавку, разбил горшки и все остальное в своих домах и сели на лошадей. Короче говоря, русский характер получил здесь глубокое развитие, и проявил мощное внешнее выражение.
[3] Казачьи станицы. На Сечи большой деревянный барак.
Тарас был одним из старомодных лидеров; он родился для воинственными чувствами и отличался прямотой персонаж. В ту эпоху влияние Польши уже начало ослабевать. сказываются на русском дворянстве. Многие приняли польский обычаи и стали выставлять напоказ роскошь в роскошных штатах слуг, ястребы, охотники, обеды и дворцы. Это было не по вкусу Тарасу. Ему нравилась простая жизнь казаков, и он ссорился с казаками. своих товарищей, склонявшихся к варшавской партии, называя их крепостными польских дворян. Всегда начеку, он считал себя законный защитник православной веры. Он деспотически вошел в любая деревня, где были общие жалобы на угнетение со стороны доходов фермеров и добавления новых налогов на предметы первой необходимости. Он и его казаки вершили правосудие и установили, что в три случаев было совершенно необходимо прибегнуть к мечу. А именно, когда комиссары не уважали вышестоящих офицеров и стояли перед ними покрыты; когда кто пренебрегал верой и не соблюдать обычаи своих предков; и, наконец, когда противник были мусульманами или турками, против которых он считал допустимым, в любом случае обнажить меч во славу христианства.
Теперь он заранее радовался мысли о том, как он представит сам с двумя сыновьями своими на Сечи, и говорят: «Вот видишь, какой молодец славный молодцы, я вас привел!», как он представит их всем своим старые товарищи, закаленные в войне; как он будет наблюдать за их первым подвиги в науках о войне и пьянстве, что также считается одним из основных воинских качеств. Сначала у него было намеревался отправить их в одиночку; но при виде их свежесть, рост и мужественная красота его боевой дух воспламенился, и он решил сам пойти с ними на следующий же день, хотя в этом не было никакой необходимости, кроме его упрямого своеволие. Он тотчас же стал торопиться и отдавать приказания; выбран лошадей и сбруи для своих сыновей, осматривал конюшни и склады, и выбрали слуг, чтобы сопровождать их на следующий день. Он делегировал свою власть осаулу Товкачу, а вместе с ней и строгую команду явиться со всем своим войском на Сечь в ту же минуту он должен получить от него сообщение. Хотя он был весел, и Последствия его запоя все еще сохранялись в его мозгу, он забыл ничего такого. Он даже приказал напоить лошадей, их ясли заполнены, и что их следует кормить лучшим зерном; а также затем он удалился, утомленный всеми своими трудами.
«Сейчас, дети, надо спать, а завтра будем делать то, что Бог завещания Не готовьте нам постель: нам не нужна постель; мы будем спать в дворе.»
Ночь только что прокралась по небу, а Бульба всегда уходил в спать рано. Он лег на ковер и укрылся овчиной pelisse, потому что ночной воздух был довольно резким, и он любил лежать в тепле когда он был дома. Вскоре он захрапел, и весь дом быстро последовал его примеру. Все храпели и стонали, лежа в разные уголки. Первым заснул сторож, он столько выпил в честь возвращения молодых господ.
Мать одна не спала. Она склонилась над подушкой своего возлюбленные сыновья, лежащие рядом; она пригладила их расческой небрежно спутала локоны, и увлажнила их своими слезами. Она смотрела на них всей душой, всеми чувствами; она была полностью слита во взгляде, и все же она не могла смотреть достаточно. Она кормила их в ее собственная грудь, она ухаживала за ними и воспитала их; а теперь к видеть их только на мгновение! «Мои сыновья, мои дорогие сыновья! что будет стать из вас! какая судьба тебя ждет? — сказала она, и слезы стояли на глазах. морщины, изуродовавшие ее когда-то красивое лицо. По правде говоря, она была жаль, как и каждая женщина того периода. Она жила только на мгновение любви, только во время первого пыла страсти, только во время первого прилива молодости; и тогда ее мрачный предатель бросил ее ради меча, ради своих товарищей и своих кутежей. Она видела мужа два-три дня в году, а потом, в течение нескольких лет, ничего о нем не слышал. И когда она увидела его, когда они жили вместе, какая жизнь была ее! Она терпела оскорбления, даже побои; она чувствовал ласки, дарованные только из жалости; она была неуместным объектом в та община неженатых воинов, на которой бродячие запорожцы отбрасывает собственную окраску. Ее безрадостная юность пронеслась мимо; ей спелые щеки и грудь засыхали нецелованными и покрывались преждевременные морщины. Любовь, чувство, все нежное и страстное в женщине, обратилось в ней в материнскую любовь. Она кружилась вокруг своих детей с тревогой, страстью, слезами, как чайка степная. Они забирали ее сыновей, ее любимых сыновей, из ее — забрать их у нее, чтобы она никогда их больше не видела! Кто знал? Пожалуй, татарин отрубил бы им головы в первую же стычки, и она никогда не узнает, где их брошенные тела могут лежать, растерзанная хищными птицами; и все же за каждую каплю их кровь, которую она отдала бы всю свою. Рыдая, она смотрела в их глаза и подумал: «Может быть, Бульба, когда проснется, отложит свои выезд на день-два; возможно, ему пришло в голову уйти так скоро потому что он пил»
Луна с вершины неба уже давно осветила весь двор, заставленный шпалами, густой ивняк и высокая степная трава, скрывавшая частокол, окружавший двор. Она по-прежнему сидела у подушки сыновей, не сводя с них глаз. на мгновение, не думая о сне. Уже лошади, угадывая с приближением рассвета перестал есть и лег на траву; в верхние листья ив тихонько зашуршали, и мало-помалу немного волнистый шелест опустился до их оснований. Она сидела там до рассвета, неутомимая и желая в душе, чтобы ночь может затянуться на неопределенный срок. Из степей донесся звон ржание лошадей, и красные полосы ярко сияли в небе. Бульба внезапно проснулся и вскочил на ноги. Он хорошо помнил, что он заказал накануне вечером. «Ну, мои люди, вы выспались! пора, пора! Поите лошадей! А где старуха?» Он вообще так свою жену называл. «Скорее, старуха, доставь нас что-нибудь съесть; путь долог»
Бедная старушка, лишенная последней надежды, грустно соскользнула в хижина.
Пока она со слезами на завтрак готовила, Бульба отдал приказ, пошел в конюшню и выбрал себе лучшие атрибуты для своих детей собственноручно.
Ученые внезапно преобразились. Красные сафьяновые сапоги с серебром каблуки заменили свои грязные старые; брюки широкие, как Черное море с бесчисленными складками и косами держалось на золотых пояса, с которых свисали длинные тонкие ремешки, с кистями и прочими позвякивающие вещи, для труб. Их куртки из алой ткани были подпоясаны цветочными поясами, в которые были засунуты гравированные турецкие пистолеты; их мечи звенели у пяток. Их лица, уже немного загорелый, как будто похорошел и побелел; их незначительное черные усы теперь отбрасывали более отчетливую тень на эту бледность и оттеняют их здоровый молодой цвет лица. Они выглядели очень красивыми в черных овчинных шапках с золотыми тульями.
Когда их бедная мать увидела их, она не могла произнести ни слова, и слезы стоял в ее глазах.
«Теперь, ребята, все готово, не откладывайте!» — сказал наконец Бульба. «Но мы должны сначала сесть все вместе, по христианскому обычаю перед дорогой.»
Все сели, кроме слуг, которые стояли почтительно у двери.
«Ну, мама, благослови своих детей», сказал Бульба. «Моли Бога, чтобы они могут храбро сражаться, всегда защищать свою воинскую честь, всегда защищать вера Христа; а если нет, то пусть умрут, чтобы их дыхание не может быть дольше в мире.»
«Придите к матери, дети, материнская молитва защищает на земле и море.»
Мать, слабая, как матери, обняла их, вытащила два маленьких святые образы, и вешали их, рыдая, себе на шею. «Пусть Бог мать — держи тебя! Дети, не забудьте маму — пришлите немного
— А теперь, дети, пойдем, — сказал Бульба. «Дьявол», который бешено прыгал, почувствовав на своей спине тридцать стоунов, ибо Тарас был чрезвычайно толст и тяжел.
Когда мать увидела, что ее сыновья тоже оседлали, она бросилась к младшему, чьи черты выражали несколько больше мягкости чем у его брата. Она ухватилась за его стремя, прильнула к его седло, и с отчаянием в ее глазах, отказалась освободить ее. Два толстые казаки бережно схватили ее и понесли обратно в избу. Но не успела кавалькада выехать со двора, как она бросилась со скоростью дикой козы, непропорциональной ее годам, к ворота, с непреодолимой силой остановил коня и обнял одного из ее сыновей с безумным, бессознательным насилием. Потом ее снова увели.
Молодые казаки ехали печально, сдерживая слезы от страха их отца, который, со своей стороны, был несколько тронут, хотя и старался этого не показывать. Утро было серое, зеленый газон яркий, птицы довольно нестройно щебетали. Они оглянулись, когда ехал. Их отцовское хозяйство словно провалилось под землю. Все это над поверхностью были видны две трубы их скромного хижину и верхушки деревьев, стволы которых они привыкли лазать как белки. Перед ними еще простиралось поле, по которому они могли вспомнить всю историю своей жизни, с тех лет, когда они катались в его росистой траве до тех лет, когда ждали в это чернобровая казачка, робко бегущая по нему на быстром молодые ноги. Над колодцем столб с тележным колесом прикрепленный к его вершине, одиноко возвышающийся на фоне неба; уже уровень, который они прошли, кажется холмом вдалеке, и теперь все исчезло. Прощай, детство, игры, все, все, прощальный привет!
«Тарас Бульба» Николая Гоголя – Русофильские чтения
Касовогорская степь, Ивано-Франковская область, Украина. Фото: Антон КубаНиколай Гоголь все еще, пожалуй, наиболее известен своим сатирическим шедевром Мертвые души , но Тарас Бульба представляет Гоголя в несколько ином ключе. Впервые опубликованный в 1835 году, он был позже переработан и переиздан в 1842 году, в том же году, когда был выпущен Dead Souls . Культовый статус, которого Dead Souls с тех пор достиг в каноне 19Русская литература 19-го века может объяснить, почему Тарас Бульба сравнительно мало изучен английскими читателями. Другая причина его пренебрежения может заключаться в том, что это довольно неоднородный опыт чтения как по тону, так и по стилю. Тем не менее, Тарас Бульба дает нам интересный взгляд на некоторую мистику, которая окружает казаков в русской литературе — и иногда даже осмеливается бросить ей вызов.
Тарас Бульба — странный роман о войне и чести. Его сюжет достаточно прост. Главный герой — грубый старый украинский воин-казак, проницательный и закаленный в боях, у которого двое сыновей: Остап и Андрей. Роман начинается с того, что оба сына возвращаются домой после учебы, готовые отбросить свои академические манеры и заново превратиться в воинов-казаков под бдительным оком отца. Тарас берет своих сыновей в место, известное как «Сечь», казачью деревню только для мужчин, где мужчины пируют, охотятся и веселятся, когда нет войн. Стремясь подвергнуть своих сыновей сражению, Тарасу удается в конце концов убедить казаков согласиться снова пойти в бой. Казак приносит весть о притеснении православных верующих в ненавистной Польше, и казаки отправляются в путь, жаждущие мести. Но все идет не так, как для Тараса, так и для казаков. Осадив Дубно, младший сын Тараса Андрей обнаруживает, что в городе есть неожиданный житель: польская дворянка, в которую он влюбился еще во время учебы в Киеве. Андрей немедленно бросает казаков, чтобы сражаться за поляков. Его отец противостоит Андрею и убивает его за предательство во время битвы, а Остап в конце концов попадает в плен. Тарас ранен и доставлен домой, но, выздоровев, отправляется на поиски Остапа. Он переодетым прибывает в Варшаву и становится свидетелем публичных пыток и казни Остапа. После этого он продолжает сражаться против поляков до своего пленения и смерти.
Таков сюжет, но за простотой истории скрывается несколько интригующих элементов. Одной из самых интересных сторон романа являются краткие образы женщин у Гоголя. Несмотря на мужской характер повествования и изображаемую в нем казачью культуру, гоголевское описание пренебрежения и страданий жены Тараса тщательно проработано и трогательно:
Она была несчастна, как и всякая женщина в те лютые времена. . Только короткое мгновение жила она для любви, только в первом пылу страсти, в первом порыве юности; а потом ее суровый муж бросил ее ради своей сабли, своих товарищей и своих кутежей. Она увидит его всего два или три дня после годичного отсутствия, а потом годами ничего о нем не услышит. А какая у нее была жизнь, когда она его видела, когда они жили вместе! Она терпела оскорбления и даже побои; редкие ласки, которые она видела, были не чем иным, как благотворительностью. . . Промелькнула безрадостная юность ее, и прекрасные, свежие щеки и грудь потеряли цвет, нецелованные, раньше времени поблекли и сморщились. Вся ее любовь, все ее чувства, все нежное и пламенное в женщине обратились в одно чувство — материнскую любовь. Она парила над своими детьми, как чайка степная, полная страсти и боли.
Чуткость Гоголя к страданиям жен и матерей в таком обществе также выражается в удивительной готовности указать на другие, менее пикантные стороны казачьего образа жизни. На Сечи, в полном отрыве от женского общества и атрибутов цивилизации, казаки-мужчины живут безрассудной жизнью, полной бессмысленного насилия и отсутствия умеренности. Гоголь пишет о вполне реальном риске быть забитым насмерть разъяренной толпой во время горячих сходок и дает портрет строгости казачьего правосудия: «Казак, признанный виновным в краже, какой бы мелкой она ни была, считался позором для всех казачество; неблагородный негодяй был привязан к «столбу позора» и рядом с ним была положена дубина, которой каждый прохожий должен был наносить ему удары, пока таким образом он не был забит до смерти». Андрея, младшего и более чувствительного из сыновей Тараса, преследует бездумное насилие, которое он видит.
Необдуманное насилие также является обычным явлением в том, как казаки ведут войну против поляков. «Это было больше похоже на кровавый пир, чем на военную экспедицию», — пишет Гоголь, добавляя: «Сегодня поразился бы тот ужасный след зверств, — зрелище достаточно обычное в то полудикое время, — оставленный запорожцами [казаками]. куда бы они ни ступили. Убитые дети, отрезанные женские груди, сорванная кожа с ног освобожденных». Точно так же Гоголь не уклоняется от подробностей о суровых реалиях осады Дубно казаками. Вместо того, чтобы игнорировать или отмахиваться от страданий поляков, Гоголь предпочитает раскрывать некоторые негероические ужасы войны. В ночь своего бегства Андрея ведут по улицам Дубно, и он в шоке смотрит на то, что видит:
Почти на каждом шагу их пугали ужасные потери голода. Оказалось, что многие, не выдержав своих мук в своих домах, выбежали на улицу, как бы надеясь чудом найти утешение на свежем воздухе. У ворот одного дома сидела старуха, и нельзя было разобрать, спит ли она, умерла или в обмороке; по крайней мере, она уже ничего не слышала и не видела и сидела неподвижно, опустив голову на грудь.
Контраст всем этим воинственным подвигам и опустошению, которое они причиняют невинным, можно найти в более мягком искусстве любви. В то время как любовь Андрея должна быть эмоциональным ядром истории, ее описание удручающе поверхностно. Надо сказать, что история любви — такая, какая она есть — в целом хлипкая и не впечатляет. Возлюбленная Андрея даже не названа по имени, и мы практически ничего о ней не узнаем, кроме ее красоты (которую, как нас уверяют, опыт голодной смерти только усиленный, а не, знаете ли, испорченный). По крайней мере, она вдохновила Гоголя на несколько самых красивых фраз в повести, например, когда он пишет о том, как «ее глаза — ее чудесные, ясные и проницательные глаза — метали взгляды, как само время». Но, кроме того, любовная история содержит мало эмоционального веса сама по себе, и ее интерес заключается только в том, что она заставляет Андрея делать. Решение Андрея предать свой народ за заклятого врага замалчивается — он никогда не испытывает по этому поводу настоящего конфликта — но на мгновение дает нам интересный взгляд на кажущуюся произвольность этнических и семейных связей:
«Кто сказал, что Украина — моя страна? Кто дал мне его для моей страны? Наша страна – это то, к чему стремится наша душа, что всего дороже. Ты — да, ты моя страна! Эту страну я буду носить в своем сердце, буду носить ее там, пока живу; Я бросаю вызов любому казаку, чтобы оторвать его оттуда! И ради этой страны я променяю, уничтожу и отдам все, что принадлежит мне!»
Любовный сюжет также дает нам один из редких моментов юмора романа, и, вероятно, неудивительно, что именно в этом вспышке юмора Гоголь предстает в лучшем виде. Тарас Бульба обнаруживает измену сына почти окольными путями, благодаря легкомысленным замечаниям купца Янкеля, побывавшего в Дубно и сообщающего Тарасу, что его сын «перешел» к полякам. Тарас поражен и сначала ругает Янкеля, отказываясь ему верить:
». . . если мой господин того пожелает, я даже скажу, почему он пошел к ним.
«Почему?»
«У Waywode прекрасная дочь — великий Бог! какая красивая дочь!»
Здесь купец старался изо всех сил, чтобы лицо его выражало красоту; он раскинул руки, зажмурил глаз и скривил рот, как будто только что вкусил чего-то вкусненького.
«Ну и что из того?»
«Он сделал все это и пошел ради нее. Когда мужчина влюблен, он как подошва ботинка — смочите ее водой и согните, как хотите».
Что подрывает силу романа в целом, так это тот факт, что таких моментов так мало. Гоголь редко использует свои настоящие литературные способности, вместо этого проводя большую часть своего времени, пытаясь писать в стиле, который неловко сидит на странице. Хотя роман короткий, он постоянно меняет акцент и тон, что может не приносить удовлетворения. Худшие минуты случаются, когда Гоголь пытается писать в высоком эпическом стиле, пуская в ход гомеровские фразы («он закрыл глаза свои помутневшие, и его казацкая душа бежала из тела») и некоторые (обычно очень трудоемкие) гомеровские сравнения: «Как ястреб, что парит в небе и носится широкими кругами на своих могучих крыльях, вдруг зависает в воздухе, а потом пикирует на заблудшую перепелку, так и сын Бульбы Остап накинулся на корнета, накинув ему на шею петлю». из наиболее успешных предложений. Из-за неровности тона и плоского изображения мотивов и чувств главных героев роман может показаться скучным, несмотря на его краткость.
При всех недостатках роман все равно интересно читать хотя бы потому, что он так удачно передает колорит и атмосферу степи и казачий быт. Некоторые из самых ярких пассажей в романе вообще не имеют ничего общего с персонажами или сюжетом, а сосредоточены на пейзаже во всей его красе:
[E]каждый цветок, каждая трава источает свой аромат, и благоухала вся степь. Широкие полосы розово-золотого цвета, словно намазанные гигантской кистью, тянулись по темным, синеватым полям; кое-где белели клочья пушистых, прозрачных облаков, и самый свежий и очаровательный ветерок едва шевелил нежную, как морские волны, поверхность травы и мягко касался щеки. Музыка, наполнявшая весь день, стихла и уступила место другой.
Гоголь, сам уроженец Украины, легко достигает в такие моменты лиризма, который часто ускользает от него в других частях романа. В конце концов, кажется, что автор не мог разделить отречение Андрея от родных и родной земли — быть может, в самой своей сути роман — это дань уважения не казакам, а самой Степи.
- Гоголь, Николай. Тарас Бульба. Перевод Бернарда Фарбара. Нью-Йорк: Lancer Books, 1962. Вышедшее из печати издание в мягкой обложке. Более свежее издание 2003 года (и более свежий перевод) в настоящее время доступно в Modern Library в мягкой обложке.
Rusophile Reads любит независимых книготорговцев! Пожалуйста, подумайте о том, чтобы передать свой бизнес независимому книжному магазину при покупке следующего отличного книги, будь то новая или подержанная, — помогите сохранить разнообразие и активность сообщества книготорговцев.
Понравился этот обзор? Подпишитесь на список адресов электронной почты в нижней части страницы, чтобы получать последние сообщения прямо на ваш почтовый ящик!
© Brandy Harrison/Russophile Reads 2021
Нравится:
Нравится Загрузка.