Кавказский Узел | Танаис — античный город в современной России
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На территории не многих регионов России есть памятники античности. Горгиппия в Анапе, Фанагория и Германасса на Тамани, Елизаветовское городище на Дону. Одним из самых крупных античных памятников России является античный город Танаис, расположенный между Ростовом и Таганрогом на третьей надпойменной террасе реки Мертвый Донец. Этот памятник — один из самых перспективных для исследователей и для дальнейшей музеефикации.
Что такое Танаис
Танаис – самая северная колония, основанная боспорскими греками. Именно боспорскими, поскольку поначалу возникло на Крымском полуострове из греческих торговых факторий мощное Боспорское царство, а потом уж – на второй волне Великой греческой колонизации – появился и Танаис.
Город просуществовал с первой трети III века до нашей эры до середины V века нашей эры, находясь одновременно на реке Танаис (одно из древних названий Дона) и на Азовском море (тогда оно называлось Меотским озером).
По словам древнегреческого географа Страбона, Танаис был «самым крупным торжищем варваров». Город жил за счет торговли рыбой, зерном, рабами. Находясь в открытой степи, здесь постоянно заботились о своей обороне: башни этой цитадели возвышались на 30 метров, а оборонительный ров доходил глубиной до восьми-десяти метров.
И, тем не менее, Танаис был разрушен — сначала готами, потом гуннами. После этого жизнь еще теплилась на этих развалинах, поскольку место было уж очень выгодным для торговли и занятия землепашеством и рыболовством, а потом угасла до начала ХVIII века, когда появились здесь казаки.
Как его исследовали
Сведения о городе сохранились в произведениях античных авторов, но не только у них. У Данте в «Божественной комедии» — «Где древний Танаис твердеет хуже…» (речь идет о замерзании реки, что приводило в трепет греков, не привыкших, что вода может превращаться в твердый материал).
Искали его многие. Были ученые, полагавшие, что Темерницкое городище на берегу реки Темерник в Ростове-на-Дону и есть тот самый Танаис, предлагая летоисчисление Ростова считать из тех веков. Но чиновник и любитель археологии Иван Стемпковский в 1820-х годах точно определил местоположение города -рядом с хутором Недвиговка нынешнего Мясниковского района.
Когда весь мир в ХIХ веке был потрясен античными находками в Италии, решили копать и найденный Танаис. Археолог Леонтьев использовал для этого весьма своеобразную методику: рабочие копали траншеи, а потом все найденное выбиралось оттуда подчистую. Тогдашние раскопки несколько разочаровали: вместо беломраморных статуй и храмов, из-под земли были подняты разбитая керамика, фрагменты каменной кладки. И, тем не менее, исследования городища продолжались.
«Танаис потерянный и найденный»
Появлением в советские времена Нижне-Донской экспедиции РАН, которая и сегодня исследует городище, Танаис обязан великому археологу Борису Шелову, его дальновидности и настойчивости.
Вот как описывает Борис Шелов в своей книге «Танаис потерянный и найденный» то, что увидели археологи, прибыв на раскопки в 1955 году: «Перед нами простирался четырехугольник пустующей земли. По сторонам – глубокие рвы с разбитыми огородами. Вся поверхность покрыта буграми и ямами, старыми раскопы и траншеями. Что уцелело здесь, да уцелело ли хоть что-то, как предупреждали скептики еще в Москве?.. Два раскопа были заложены в центральной части. Оба они дали блестящие результаты. Найдены сотни амфор, металлические изделия, что говорило — исследования перспективны, городище таит в себе еще много чего».
Находки хранятся как в Ростовском областном музее, так и в музее заповедника, ставшего с 1992 года самостоятельным юридическим лицом. А знаменитая плита со скачущим всадником удостоена хранения в государственном Эрмитаже.
Сегодня в Танаисе каждый сезон работают экспедиции из Польши (археологический институт Варшавского университета – учеными и студентами найдены остатки моста «ненашей эры»), Германии. Доктор Буркхард Бёттгер (Археологический институт, Берлин) изучал клейма на амфорах, определяя территории, из которых они попали на Дон. А ими оказались практически все торговые центры античного мира. Он же искал и нашел в Танаисе следы раннего христианства – изображение рыбы, знак первых христиан.
Уже известны имена многих уважаемых жителей города – архитекторов, богатых купцов, на средства которых восстанавливались ворота, стены и оборонительные башни города: все-таки неспокойна была тогда жизнь в степях. О них рассказали найденные памятные плиты. А глава Ростовского облизбиркома Сергей Юсов любит показывать на откопанную в Танаисе мраморную доску, сохранившуюся почти целиком, где сказано о существовании двух общин в городе – эллинской и местных жителей – и называть это «началом демократических традиций на Дону».
Заслуги и перспективы
Музей-заповедник имеет немалые заслуги перед российской культурой. С форума «Интермузей-2011» заповедник привез Гран-при за большой вклад в сохранении культурного наследия.
История Танаиса – от амазонок и греков до современности
Наталья 3 446 0 Ростовская область История
Статья опубликована: Последнее обновление:
История Танаиса удивительна и временами загадочна. Здесь в тесном единении сплелись судьбы многочисленных народов, населявших эти края. Скифы, сарматы, греки, половцы… Существуют в этих местах и легенды об амазонках.
Так что же это за город, Танаис? Правда ли здесь жили амазонки, или это все мифы? Правда ли, что некогда в устье Дона был процветающий античный город? Попробуем найти ответы на эти и другие вопросы в данном посте.
За 1000 лет до начала новой эры широкие просторы побережья Меотийского озера (ныне Азовского моря) и низовья впадающих в него рек заняли киммерийцы.
400 лет спустя киммерийцев с насиженных мест вытесняют воинственные кочевники скифы, пришедшие в степи придонья из Азии. Скифы были умелыми воинами. Очень быстро им удалось подчинить своему влиянию огромные территории вплоть до сирийских границ Египта. Но вскоре на юг России пришли родственные скифам сарматы.
На рубеже V- IV вв. до н.э. отношения скифов и сарматов начинают портиться. Постепенно сарматам удалось вытеснить скифов с плодородных пастбищ подонья в степи Крыма. Воинственные сарматы (савроматы) отличались от скифов тем, что оружием в них наравне с мужчинами владели и женщины. В том числе женщины могли и возглавлять свой народ.
Об одной такой сарматской женщине существует красивая легенда.
«В семье вождя племени Амора и его жены Грены в ту ночь ждали первенца. От пола ребенка зависела дальнейшая судьба всего рода. И вот из главного шатра послышался восхищенный возглас: «У вождя родилась дочь!» «Дочь!» – Словно шорох листьев на ветру пронеслось вокруг. Сомнений не было. Теперь племенем будет править женщина.
Девочку назвали Лисиппой, что означало «бесстрашная», «храбрая». С самых первых дней жизни девочка оправдывала свое имя. Ее любимой игрушкой был старый отцовский меч. Мать Грена очень гордилась своей дочерью и старалась передать ей все, что знала сама.
К 14-ти девочка освоила письменность, секреты местной магии и врачевания, боевое искусство и стратегию ведения боя. Тогда же она начала участвовать в вооруженных походах своего народа.
В 16 юная дева стала верховной жрицей нескольких савроматских племен. Вот только дела жриц мало интересовали Лисиппу. Ей было больше по душе решать военные вопросы. И тогда Амор принимает ответственное решение – передать бразды правления своей дочери. Недолго думая, Лисиппа согласилась.
Первым ее делом на месте вождя стал поход в дальние страны для заключения выгодных союзов с другими племенами. Она взяла с собой таких же девушек-воительниц и отправилась вдоль обрывистого берега. От местных Лисиппа узнала, что река, вдоль которой они шли, носит название Амазон, что на неведомом наречии означало «река женоуправляемого народа». Это название вождю очень приглянулось.
— Только мы, савроматские женщины-воины можем жить на берегах реки с таким удивительным названием! – провозгласила она.
Местные мужчины были поражены ее красотой, но даже приблизиться к ней никто не осмеливался. Домой Лисиппа вернулась уже царицей. Буквально сразу по прибытию она начала замышлять еще более дальний поход для заключения новых союзных связей. Месяц спустя войско Лисиппы отправилось в неведомые земли верховья Амазона, где жили греки.
Греческих верховных вождей поразили мудрость, красота и искусство дипломатии юной савроматской царицы. Еще более поразило их ее умение гордо сидеть в седле и умело владеть оружием. От сопровождавших царицу воинов греки узнали, что армия прибыла из степей вблизи Амазона. Тогда-то и появились первые легенды об амазонках, населяющих берега Амазона вблизи Меотийского озера.
По законам Эллады союз племен должен был подкрепляться браком знатных особ. Замуж Лисиппа выходить никак не собиралась, но из воинов союзников один ей все-таки приглянулся. Его звали Беросс. Долгие беседы под луной переросли для молодых в пылкую любовь. Вот только молодым так и не суждено было быть вместе. Союз был заключен. Лисиппа со своим войском вернулась домой, где жизнь потекла своим чередом.
Вскоре после смерти родителей у отважной амазонки родился сын. Мальчика предложили назвать Танаисом, что означало «рожденный от реки». Так в Савроматии появился юный наследник престола Танаис.
Он рос крепким и здоровым малышом. С раннего детства был скромен и трудолюбив. К четырнадцати он полностью овладел боевым искусством. Вот только отсутствие отцовского воспитания взрастило в молодом юнце высокомерность и циничность. Несмотря на все недостатки, мать души не чаяла в своем красивом отпрыске. Единственное, что она не могла простить – чрезмерное кокетство с девушками. Лисиппа верила, что ее сын станет настоящим воином, которому не стыдно передать трон, несмотря на то, что в семье подрастали еще две дочери.
Однажды на берегу Амазона Танаис увидел группу девушек. Он подошел к ним и завел диалог. Одна из красавиц настолько приглянулась царевичу, что он тотчас же пожелал быть с ней. На что получил укоризненный ответ: « Не стало царевичу водиться с простолюдинками. Законы Савроматии это запрещают».
Разгневанный юнец отправился к матери, желая убедить ее переписать законы. Однако разговор не задался. Мать не поддержала намерения сына.
Сердце юноши разрывалось на части. Его мать оскорбила его царское и мужское достоинство, внезапно вспыхнувшая любовь обречена… Всю ночь царевич не спал, а поутру увидел у своего шатра группу воинов из личной стражи матери.
— Она вздумала меня арестовать? Никогда не бывать этому! Если нет на этой земле свободной любви, то и жить здесь незачем! — с этими словами самовлюбленный юноша выскочил из шатра и отправился к обрывистому берегу Амазона.
Над степями зардело восходящее солнце. Последний раз взглянув в ярко-алую пелену, Танаис раскинул руки и бросился вниз.
Узнав о гибели любимого сына, Лисиппа тотчас поспешила туда, где все произошло. В скорби и печали она взглянула на небо и произнесла: «Отныне волны Амазона будут носить имя великого царевича Савроматии Танаиса».
Смерть сына очень сильно изменила царицу. Она перевооружила армию, чаще стала совершать частые набеги на соседей, ввела жесткую военную дисциплину. Все реже армия возвращалась в родные места, уходя все дальше в горы. В одном из жестоких боев пожилая царица была тяжело ранена и вскоре умерла. Дело ее жизни продолжили младшие дочери, еще более укрепив славу женщин-воительниц».
Годы спустя слава о царице Савроматии донеслась до Греции и Рима. Передаваясь из уст в уста, рассказы о женщине-воительнице обрастали все новыми мифами и легендами. В конце IV в. античные философы и историки увлеклись легендами о воительных амазонках. Первым всему миру о прекрасной Лисиппе и ее сыне поведал в своей знаменитой «Илиаде» великий Гомер. Так в народе и узнали миф о прекрасном царевиче Танаисе.
Со временем, греков стали манить берега далекого Танаиса. В III в. до н.э. эллины из Боспорского царства (ныне Восточный Крым) снарядили свои корабли и отправились к варварским племенам налаживать торговые связи.
Греки на берегах Танаиса
Здесь, на правом берегу Мертвого Донца, в прошлом основного рукава устья реки Танаис, они основали свое поселение с одноименным названием. Очень быстро античный город в устье Дона стал крупнейшим торговым центром северного края обитаемого мира. Здесь греки торговали с кочевниками Подонья и Приазовья. Постепенно древняя культура эллинов тесно переплелась с местным колоритом, появились новые традиции и обычаи, давшие основу развития многих народов нашей страны.
Город Танаис во времена античности
Танаис, как и другие античные города, пережил в своей истории периоды бурного роста и расцвета, сменяющиеся периодами полного забвения. Он просуществовал почти восемь веков с III в. до н.э. до середины V в. н.э.
За период своего существования городище дважды разрушали. Первый раз в 237 г. н.э. готы, спустя 140 лет восстановленный город разрушили сарматы. После до конца восстановиться ему так и не удалось. Поэтому к V в. поселение пришло в запустение.
В средние века река немного поменяла свое русло. Вместе с рекой южнее ушли и люди. Обосновались здесь венецианские купцы. Вблизи устья Дона они основали торговую факторию Тана, контроль над которой позднее перешел к генуэзцам, построившим здесь генуэзскую крепость.
Во времена половцев колония получила сокращенное название Тан. От половцев в поселении остались древние изваяния и небольшое святилище.
Половецкое святилище
В 1395 г. войска Тамерлана полностью разрушили стены и сровняли город с землей. В XV в. колонию Тан частично восстановили, правда немного южнее, на месте современного Азова.
При Петре I античный город окончательно перестал существовать. А поселение вблизи старых руин получило современное название – Недвиговка. Здесь стали селиться украинские переселенцы. Позже к ним присоединились и казаки.
В 1823 г. Танаис был открыт заново, теперь как археологический объект. Первым поиски античного города в устье Дона начал член-корреспондент Парижской академии, полковник И.А. Стремпковский. Именно он предположил, что греческое поселение нужно искать на месте современной Недвиговки. Однако поддержки от царской власти Стремпковский так и не получил. Идея найти греческий город предалась забвению.
Городище Танаис в XXI веке
Позже к императорскому престолу пришел Николай I. Особой страстью государя были сокровища курганов. Именно по его высочайшему распоряжению, спустя 30 лет после исследований Стремпковского, в донские степи была снаряжена научно-исследовательская экспедиция. Возглавил ее профессор Московского университета П.М. Леонтьев, позже его дело продолжил барон В.Г. Тизенгаузен.
Леонтьев нещадно перерыл 20 курганов, но ничего ценного в них не нашел, потому как они уже давно были разграблены кладоискателями. Не теряя надежды на успех, Леонтьев принялся раскапывать городище. Раскопки велись бессистемно, методом разрушительного поиска, чем нанесли гигантский вред городищу. Профессор рассчитывал в устье Дона раскопать античный город с богатой греческой архитектурой, однако с каждым снятым слоем почвы понимал, что его представления больше миф, чем реальность.
Окончательно потеряв надежду найти ценности, Леонтьев заявил, что в Недвиговке не существует никакого греческого поселения. Раскопки были полностью остановлены и заброшены.
С 70-х гг . XIX в. вплоть до революции местные жители растаскивали античные камни под собственные нужды. Много домов и сараев было построено в Недвиговке из этих исторических камней.
И лишь с приходом советской власти все памятники древности были объявлены достоянием государства, находящимся под охраной советского закона.
В 1955 г. Нижне-Донская археологическая экспедиция в составе сотрудников Академии наук СССР, студентов и профессоров Ростовского университета и сотрудников Ростовского краеведческого приступила к научному изучению античного городища. В конце 50-х раскопанное городище и курганный могильник были признаны заповедной территорией. А в 1961 здесь открыт первый и самый крупный в России археологический музей-заповедник, общей площадью более 3000 га.
Сегодня Танаис – один из крупнейших археологических музеев России и самый северный пункт древнегреческой цивилизации.
Понравилась статья? Поделись с друзьями! Им тоже пригодится!
Археологический памятник Танаиса
Описание
Город Танаис был основан в первой четверти III века греческими колонистами, пришедшими из Боспора в устье р. миграция различных племен: сарматов, макотийцев, аланов, готов и т. д.
Танаис быстро превратился в эмпориум (торговое поселение) на самом дальнем северо-восточном пределе эллинской культурной сферы, первый естественный пост для торговли степей, простирающихся на восток в бескрайнем травяном море до Алтая Скифская Святая Земля, вторая по торговле Черноморская, окруженная греческими портами и перевалочными пунктами, а по торговле с непроходимого севера меха и рабы приносили Дон.
Древний историк Страбон упоминает Танаис в своей «Географии» (XI/2/3, окончательное издание 23 г. н.э.): « это был общий путь как азиатских, так и европейских кочевников, а также тех, кто плавал по озеру от Босфора, некоторые из них привозят рабов и шкуры или любой кочевой товар, другие обменивают вино на одежду и другие предметы, характерные для цивилизованного образа жизни».
надолго определили роль города в осуществлении контактов двух цивилизаций, Древней Греции и варварских миров.Влияние окружающих степняков на все стороны жизни города было гораздо сильнее, чем в других античных центрах на побережье Черного моря и, наконец, родилась новая самобытная культура.0005
Танаис был колонией Боспорского царства, но пытался сохранить некоторую независимость и в 8 году до н.э. был частично разрушен войсками царя Полемона. После этого с I-середины III вв. н.э. начался второй период развития Танаиса. Активные новостройки продолжались во II — начале III вв. н.э. Во II веке нашей эры территория главного четырехугольника превратилась в укрепленную крепость, где проживает генерал-губернатор боспорского царя. Роль Танаиса в политике Боспора возрастала с учетом того, что генерал-губернатор был посредником в отношениях с племенем сарматов, с мнением которого Боспорское царство обязано было считаться. Во II-III вв. н.э. Танаис стал одним из важных центров в степном крае, вокруг Танаиса возникли земледельческие поселения.
В середине III века н.э. Танаис был разрушен и разрушен, вероятно, готами, но во второй половине IV века н.э. Танаис был реабилитирован, но прежнего значения место не имело, несмотря на то, что Танаис оставался крупным центром культуры и перевалочным пунктом на путях кочевников. После первой половины V в. н.э. Танаис стал необитаемым городом-градом, а в VIII-IX вв. н.э. рядом с этим местом появилось поселение Хазарского каганата, но территория развалин Танаиса не была покрыта более поздними постройками. и до сих пор сохраняется при первоначальном строительстве древнего города Танаиса.
Проф. И.А. Стемпковским в 1823 г. после изысканий, определивших местонахождение города Танаиса и первых археологических работ, начатых в 1853 г. проф. ВЕЧЕРА. Леонтьев из Московского университета. проф., П.М. Леонтьев опубликовал в 1854 г. результаты «Археологических исследований на территории древнего Танаиса и его окрестностей», в которых предпринял попытку локализации жилых помещений на территории Танаисского городища. Археологические раскопки были продолжены в 1867 г. Н.И. Тизенгаузена, в 1870 г. П.И. Хицунов, в 1908-1909 Н.И. Велеловского, что подтвердило выводы П.М. Леонтьев.
Танаис как археологический памятник находится под охраной государства с 14.10.1948 г., а в 1960 г. был создан «Археологический музей-заповедник Танаис». Регулярные археологические исследования, в том числе раскопки, начались в 1955 году и продолжаются до настоящего времени с участием в течение последних десяти лет специалистов из Немецкого института археологии и Варшавского университета археологии.
По настоящим результатам археологических исследований и раскопок выделены и включены в Перечень памятников федерального значения следующие археологические объекты древнего Танаиса:
-Главный четырехугольник городища, что является экспозицией музея-заповедника под открытым небом. Четырехугольник участка представляет собой основную часть города, существовавшего с III века до н.э. до середины V века нашей эры, размером 240 250 метров, окруженного глубокими рвами и укрепленными стенами с башнями II века до нашей эры, разрушенными царем Полемоном и реабилитирован только во II веке н.э. На раскопах видны улицы, переулки, определяющие кварталы с жилыми домами и хозяйственными постройками.
-Западный район (150 х 125 метров) III-I вв. до н.э. представляет собой отдельные небольшие кварталы с узкими извилистыми переулками и проездами и домами, построенными в соответствии с местными племенными традициями.
-Город западного подчинения (площадь — 1,5 га), раскопки начаты в 1998 году, поселение конца III в. до н.э., имеются три усадьбы, построенные из песчаника в греческих архитектурных традициях.
-Нижний город (II век до н.э. — V век до н.э.) — укрепленный участок города Танаиса со стенами и глубокими рвами.
Обоснование выдающейся универсальной ценности
Все части древнего Танаиса, обнаруженные в ходе археологических раскопок и исследований, без всяких сомнений представляют собой выдающуюся мировую ценность, поскольку являются археологическими памятниками, сформировавшими эллинистический город Танаис, что подтверждено российскими и зарубежными ученые участвовали в археологических раскопках и исследованиях. Состав города, типы построек, материалы отражают историю, культурное развитие и дают информацию о цивилизации с III века до н.э. до V века нашей эры.
Критерии (ii): Город Танаис был построен в соответствии с греческими традициями на территории кочевников вдоль северного побережья Черного моря как торговый центр на самом дальнем северо-восточном продолжении эллинской культурной сферы.
Критерий (iii): Танаис был крупнейшим торговым центром между греками и степными кочевниками. Древняя Греция и кочевники — родилась новая самобытная культура. Он оказал большое влияние на народы Восточной Европы.
Критерий (v): Танаис является выдающимся примером традиционного человеческого поселения, использования степи и использования моря в качестве человеческого взаимодействия греческой и кочевнической цивилизаций. Влияние окружающих степняков на все стороны городской жизни было гораздо сильнее, чем в других древних центрах на побережье Черного моря. В конце III — начале II вв. до н.э. были заложены городские улицы, появилась городская площадь и возведены защитные стены с выступающей башней.
Заявления о подлинности и/или добросовестности
Город Танаис был основан в XII веке до н.э. греческими колонистами, пришедшими из Боспорского царства. Танайс упоминается древним историком Страбоном в его «Географии» (VII.4.5 и XI 2.3) и проф. Я. Стемпковский в 1823 г. провел связь между видимыми археологическими памятниками и «Танаисом», упоминаемым в древних источниках.
В 1853 году проф. ВЕЧЕРА. Леонтьев начал археологические работы и опубликовал результаты по местонахождению территории Танаисского городища, что было подтверждено археологическими изысканиями 1867, 1870 и 19 гг.08-1909 гг. В 1960 году был создан «Археологический музей-заповедник Танаис» на выделенной территории в 20 га с открытыми раскопками: главный четверик, западный район, западный подчиненный город, нижний город и некрополь.
У российских и зарубежных специалистов сомнений нет. о подлинности города Танаиса, что подтвердилось в историческом описании и с визуальной точки зрения
Что касается целостности памятника, то необходимо отметить, что значительная часть руин не была покрыта более поздними постройками, ни ни в Средние века, ни в Новое время, а открытые площадь города состоит из нескольких частей и образует единое целое с основной экспозицией музея-заповедника.
Сравнение с другими подобными объектами
Место археологических раскопок в Танаисе можно сравнить с Древней гаванью и столицей Дильмуна (Бахрейн, № 1192бис), археологическим памятником Эгай (№ 780, Греция, современное название Вергина).
Греческий город Танаис в степях гордился комплексом укреплений0005
Руины Танаиса. Источник изображения: WikiWand
Автор: Даттатрея Мандал 21 декабря 2016 г.
Древнегреческий город Танаис был довольно уникален в силу своего удаленного расположения в дельте реки Дон, на территории нынешней Ростовской области современной России. И хотя считается, что оно было основано греческими поселенцами в 3 веке до нашей эры, поселение служило стратегической цели, столкнувшись с ордами всадников-кочевников на северной стороне своей границы, что намекало на перекресток, где греки и степные племена торговали и воевали. И, учитывая эту стратегическую ориентацию древних времен, археологи теперь подтвердили, что Танаис действительно мог похвастаться эффективными укреплениями, которые были гораздо более впечатляющими, чем предполагалось изначально.
Доктор Марчин Матера из Института археологии Варшавского университета, который возглавлял экспедицию, сказал –
Наши исследования показывают, что даже в конце греческого мира поселенцы строили по стандартам, известным из Греции. Укрепления, обнаруженные в этом году, были сделаны очень тщательно, в соответствии с типичными стандартами старины.
«Типичные» высокие стандарты большинства греческих городов-государств вылились в сложную систему укреплений. В случае с Танаисом городская стена сама по себе, вероятно, представляла собой оплот цивилизации в «дебрях» степей. С инженерной точки зрения стена была трехслойной, с двумя фасадами из известняковых блоков, заполненных посередине составом из каменного щебня и глины.
Авторы и права: М. Матера
Эта основная система внешних стен была защищена рвом, таким образом отражая средневековые рвы. Этот ров также был защищен с обеих сторон рядом небольших структурных усилений, в том числе стеной с внутренней стороны. Двойной уровень укрепления, вероятно, использовался легкими войсками, такими как лучники и пращники, когда противник продвинулся к параметрам населенного пункта. Тактически система также сдерживала маневрирование и движение осадных орудий противника в непосредственной близости от города.
Интересно, что польские археологи также обнаружили остатки стратегического каменно-деревянного моста, соединявшего внешние параметры оборонительного рва с воротами греческого города. Одна из его сторон поддерживалась внушительными каменными столбами, а другая точка была укреплена прочными деревянными шестами. Как пояснил доктор Матера —
Это уникальный проект во всем греческом мире еще и потому, что мост не перпендикулярен укреплениям, а расположен под определенным углом — это затрудняло штурмующим город войскам, если они были тараном или другими осадными орудиями.
Достаточно сказать, что в то время как Танаис считался важным торговым центром (торговый город) на самом дальнем северо-восточном участке эллинской культурной сферы, город также был задуман как бастион против массовых вторжений кочевых воинов. из-за степей. Фактически, к концу 1 века нашей эры Танаис рос в процветании и силе, а его роскошные здания были заселены правителями греческого королевства Борпоран, дольше всех служившего римскому государству-клиенту. Однако по иронии судьбы к 3 веку нашей эры поселение с его впечатляющими укреплениями было опустошено и разграблено смешанной армией кочевников-сарматов и германских готов.