Тамплиеры и госпитальеры: Про то, как тамплиеры с госпитальерами воевали

Про то, как тамплиеры с госпитальерами воевали

ВКонтакте

Когда крестоносцы не воевали с сарацинами, они воевали между собой.

Конфликт между двумя самыми мощными орденами эпохи крестовых походов – Храма и Госпиталя – имеет длинную историю. Начался он практически с момента их образования и продолжался все время их сосуществования.

Корни его – в самом процессе образовании этих орденов. Некоторые исследователи считают, что орден Храма – это отколовшаяся часть ордена госпитальеров. Ее боевое звено. К слову, именно госпитальеры первыми начали предоставлять вооруженную охрану для паломников, идущих к Святому городу. Правда, это распространялась по-началу исключительно на выходцев из итальянского города Амальфи, откуда и были родом отцы-основатели Госпиталя. Так что вполне справедливо можно считать, что Гуго де Пейн со товарищами попросту позаимствовали эту идею у своих бывших коллег.

После официального утверждения этих орденов начался процесс приобретения ими собственности и привилегий. Собственность эту, как правило, им дарили. Все, от королей и графов, до крупных и мелких феодалов. Это считалось весьма богоугодным делом, ибо способствовало отвоеванию и удержанию Святой земли. Привилегиями их наделял папа римский, что вызывало недовольство духовенства, лишавшегося части своих доходов, переходивших в руки этих орденов. Что, разумеется, вызывало конфликты.

Первыми начали госпитальеры. Уж очень им не нравились постоянные попытки иерусалимского патриарха Фульхерия присвоить причитающуюся им часть налогов, взимаемых с населения. Способ, который они выбрали, дабы отомстить жадному святоше, вызывает улыбку и, скорее, похож на исторический анекдот.

Иерусалимский храм Воскресения Христова, где патриарх регулярно проводил литургии, располагался неподалеку от командорства госпитальеров. Так вот, теперь всякий раз, по завершении службы, когда патриарх обращался с традиционной проповедью к прихожанам, госпитальеры устраивали такой колокольный звон и прочий шум у стен храма, что слов Фульхерия уже никто не мог разобрать. Посещаемость храма стала падать и патриарх остался, как говорится, без дополнительного заработка.

Патриарх попробовал угрожать. В ответ на это госпитальеры в один прекрасный день ворвались в храм во время службы и попусту вытолкали всех оттуда. Вот такие вот они были, эти воины Христовы

Фульхерий отправился жаловаться в Рим в составе весьма внушительной делегации. Но папа жалобу не принял и отослал всех обратно. Понтифика возмутило, что патриарх иерусалимский ставит под сомнение привилегии госпитальеров, им же, папой и выданные…

***

Первый крупный конфликт между тамплиерами и госпитальерами случился в 1198 году, в самом начале понтификата знаменитого Иннокентия III. И получил название дело Роберта де Маргата. Причина бы все та же – сугубо материальная. Не до духовности было этим защитникам веры. Напомню – это как раз было время, когда Иерусалим уже был утерян и все силы следовало бы тратить на его отвоевание.

Некий палестинский дворянин Роберт, вассал ордена госпитальеров, проживавший в своем замке неподалеку от Маргата, штаб-квартиры госпитальеров, каким-то образом умудрился серьезно задолжать тамплиерам. Те деньги считать умели и в какой-то день решили взыскать долг. Для чего явились во все оружии и попросту реквизировали замок, выгнав владельца со всем семейством. Разумеется, тому не оставалось ничего иного, как направиться к своему сюзерену с просьбой о помощи. Госпитальеры страшно возмутились. Боевой клич Наших бьют!, думаю, тогда еще не применялся, но что-то подобное наверняка было произнесено. В итоге, к вечеру того же дня госпитальеры начали осаду замка по всем правилам военного искусства. Им удалось подняться на стену с помощью приставных лестниц. Тамплиеры были изгнаны. И тут началось!

Вот, как описывал это аббат Верто, официальный летописец Мальтийского ордена:

“Вскоре частный спор перерос в конфронтацию между двумя орденами, и с тех пор тамплиеры, встречаясь с госпитальерами, всегда нападали на них. Их сторонники тоже приняли ту или иную сторону, и в конечном итоге большая часть латинян разделилась. В государстве, лишенном полновластного монарха, способного решить спор между двумя такими могущественными партиями, назревала гражданская война”…

В тот раз войну удалось предотвратить – в дело вмешался папа римский. Но она все же грянула, позже… Угли костра, разожженного под Маргатом не погасли. И полвека спустя из них вновь раздули пламя.

***

Историки назовут ее Войной святого Саввы. По сути эту войну затеяли не тамплиеры и не конкурирующий с ними орден госпитальеров. Авторами считаются представители двух мощнейших торговых империй того времени – генуэзской и венецианской. Госпитальеры поддержали Геную, тамплиеры – Венецию. Формальным поводом послужил спор из-за монастыря святого Саввы в Акре, вспыхнувший в 1256 году и повлекший за собой изгнание венецианцев из Акры. Те обратились за помощью к тамплиерам и палестинским феодалам. Нанимать крестоносцев для решения своих политико-экономических вопросов венецианцам было не в первой. Достаточно вспомнить 1204 год и падение Константинополя.

Ответный удар был нанесен достаточно быстро, уже в 1257 году. Генуэзский флот был атакован венецианским и практически уничтожен, так и не сумев выбраться из акрской гавани. Саму Акру подвергли штурму с применением осадных машин. Погибло 20 тысяч жителей…

Одну из самых кровавых страниц в этой истории напишут госпитальеры. В 1259 году на улицах все той же многострадальной Акры развернулась настоящая бойня:

“Вновь ожила их былая вражда. Они пользовались любой возможностью, чтобы атаковать друг друга. В конечном итоге эти два ордена, такие грозные для неверных, сошлись в решающем сражении. Военная фортуна оказалась неблагосклонной к тамплиерам: не беря пленных, госпитальеры предавали мечу всех, кто был в пределах их досягаемости…”

“…Поскольку их души по наущению врага человеческого рода из-за пустого соперничества были заражены взаимной ненавистью, то госпитальеры устроили тамплиерам такую резню, что среди последних едва остался хотя бы один, кто мог бы сообщить об этой резне”…

Эта война останется несмываемым пятном на репутации обеих орденов. И в большей мере, именно она послужит одной из основных причин падения Акры в 1291 году. Ибо королевство было максимально ослаблено не частыми нападениями врага – а этой, по сути, гражданской войной… подорвавшей как людские, так и экономические ресурсы этого остатка некогда славного и сильного королевства Иерусалимского…

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с)
Санкт-Петербург 2019

ВКонтакте

Тамплиеры, госпитальеры и другие.

Католицизм Тамплиеры, госпитальеры и другие. Католицизм

ВикиЧтение

Католицизм
Рашкова Раиса Тимофеевна

Содержание

Тамплиеры, госпитальеры и другие

В XI в. возникают рыцарские ордены для защиты новых государств на Востоке, а также для ухода за больными рыцарями и помощи пилигримам. Рыцари становились монахами, соединив в своем служении крест и меч. Образ рыцарства, дошедший до нашего времени, сложился в европейской литературе в конце XII в.

Первый орден тамплиеров, или храмовников, был основан в 1118 г. французскими рыцарями и подчинен папе. Устав для них был написан Бернаром Клервоским, и одежда – белый плащ с красным крестом – предписана им же. Кроме трех обетов, бедности, целомудрия и послушания, они принимали четвертый обет – охранять святые места и паломников. По привилегии папы они распоряжались всеми деньгами на крестовые походы и через сто лет скопили огромные богатства и стали крупнейшими банкирами пап и королей.

В дальнейшем это сыграло роковую роль в судьбе ордена.

Орден иоаннитов, или Рыцарский орден госпитальеров, был основан также французами в 1120 г. и получил свое название от Госпиталя св. Иоанна по уходу за больными. Госпитальеры носили плащи черного или красного цвета с белым крестом. После падения Акки в 1291 г. они переселились на Родос, затем на Мальту и стали называться мальтийцами.

Орден немецких господ, или Тевтонский орден, был основан в 1190 г. германскими рыцарями на основе устава тамплиеров. Из Святой земли они перебрались в Европу, где занялись христианизацией язычников – полабских славян, пруссов и литовцев. Утвердившись на их землях, они образовали Прусское государство Тевтонского ордена. Тевтонские рыцари носили белый плащ с черным крестом. Походы в восточные германские области стали приравниваться по своему «искупительному действию» к Крестовым походам в Палестину.

Епископ Альберт Рижский с целью христианизации и колонизации прибалтов в 1202 г. основал Орден меченосцев, или Ливонский орден, и завладел частью нынешних Латвии и Эстонии. Вражда между орденом и княжеством Литовско-Польским закончилась поражением тевтонцев в 1410 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Другие бесчисленны

Другие бесчисленны Вы — всего лишь одно существо. Даже если вы рождаетесь в аду, вы — всего одно существо — не слишком большой повод для беспокойства. Даже если вы обретаете освобождение из сансары, вы — всего лишь одно существо — не слишком большой повод для восторга.

ДРУГИЕ РЕАЛЬНОСТИ

ДРУГИЕ РЕАЛЬНОСТИ Я сказал, что бардо являются возможностями, но что именно в бардо позволяет нам использовать те возможности, которые нам предоставляются? Ответ прост: все они являются различными состояниями и различными реальностями ума. Обучение в традициях буддизма

45. Другие мальчишки

45. Другие мальчишки Отлично помню, как я вложил свой ваучер двадцать лет назад: огромная советская очередь перед огромным советским зданием, простые советские люди с непонятными капиталистическими бумажками в руках. Паевой инвестиционный фонд. И мы растерянные: нам

Тамплиеры

Тамплиеры Ритуалы тамплиеров – членов ордена храмовников, основанного крестоносцами в 1119 г. в Иерусалиме, – всегда были очень таинственны. Символом тамплиеров было изображение красного креста на белом фоне. Другое название тамплиеров – приорат Сиона.Считалось, что

Плащаница Христа и тамплиеры

Плащаница Христа и тамплиеры «Опять они!» — может воскликнуть читатель и будет совершенно прав. Создается впечат­ление, что без рыцарей-тамплиеров в Средние века вообще ничего не обходилось. Они и в самом деле были вездесущи.

Масада, тамплиеры и плащаница

Масада, тамплиеры и плащаница Все начиналось опять же с

Другие страны

Вступление Имя святого Николы, седобородого старца с грубым мужицким лицом, еще с древних времен глубоко любимо и почитаемо русским народом. Почему этому святому, греку по происхождению, посвящено больше всего церквей и часовен по всей России? Известно также, что святой

Недели и другие дни.

Недели и другие дни. Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и преимущественно первый день ее, в который Господь Наш Иисус Христос воскрес из мертвых (Мк. 16, 1–6) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного

Другие законы (гл.

21-25)

Другие законы (гл. 21-25) О нераскрытом убийстве. Если в земле будет найден убитый – жертва умышленного или нечаянного убийства, совершенного неизвестно кем, то старейшины и судьи должны будут вызвать старейшин города, к которому ближе всего лежало тело. Взяв молодую телицу,

Другие законы (23:15-25:19)

Другие законы (23:15-25:19) О беглых рабах. Рабы, о которых идет речь в законе, не евреи. Речь идет об иноземцах, убегавших в Израиль от притеснявших их господ. Повеление не выдавать их хозяевам шло вразрез с обычной практикой на Ближнем Востоке в те времена. В самом деле,

16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Указывается на обычный способ

20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. (Лк. 19:16). В древности деньги были дороги, и сто процентов на сто не было делом

61. Я и другие

61. Я и другие Концепция «я» — это также концепция.Они неразделимы, поскольку если есть один, требуется и другой, и другой не может существовать без одного. Все буддисты теоретически принимают «нереальность» «я»-концепции, но, боюсь, это редко случается на практике или в

История Ирландия

Опубликовано в «Обзорах книг», выпуск 5 (сентябрь/октябрь 2016 г.), обзоры, том 24

Мартин Браун OSB и Colmán ó Clabaigh OSB (Eds)
Four Courts Press

€ 45
ISBN 9781846825729

. Рассмотрено на питере : Питер 1111111119

.

На протяжении многих лет и из документальных источников мы много слышали о средневековых религиозных орденах в этой стране, но, по сравнению с ними, очень мало о двух военных орденах — Тамплиерах и Госпитальерах, — которые играли важная, хотя и малоизвестная роль в истории средневековой Ирландии. Поэтому очень уместно, что теперь у нас есть книга, описывающая их деятельность, первый современный обзор орденов в Ирландии в виде серии эссе под редакцией Мартина Брауна и Колмана О Клабея, обоих монахов из Гленсталя, где Конференция по этому вопросу состоялась в сентябре 2014 года, материалы которой составляют настоящий том.

Оба ордена начали свою деятельность на Ближнем Востоке в рамках крестового похода по защите Иерусалима и святых мест. Тамплиеры получили свое название от мечети Акса в Иерусалиме, которую жители Запада называли «Храмом Соломона», тогда как госпитальеры стали ассоциироваться с больницей Святого Иоанна Иерусалимского, основанной итальянскими купцами для ухода за паломниками, направляющимися в Святую Землю. хотя у них тоже была военная роль в охране дорог и защите религиозных объектов. Основанные в одиннадцатом веке, оба ордена давали обет бедности, целомудрия и послушания.

Хелен Дж. Николсон дает прекрасное введение в предысторию орденов, указывая при этом, что большинство авторов склонны упускать из виду Ирландию. Тамплиеры, в частности, пришли в Ирландию под защиту английской короны и воевали от имени короля против коренных ирландцев, тогда как госпитальеры получали больше денег от знати, а не от ирландцев. Поскольку они часто входили в состав королевской администрации, рыцари часто занимали высокие посты в правительстве Ирландии, одновременно занимаясь своими делами.

По словам Колмана О Клабея, в начале заключительного эссе: «Несмотря на огромное богатство и влияние военных орденов в позднесредневековой Ирландии, очень мало сохранилось, чтобы проиллюстрировать духовность, религиозные обряды, а также интеллектуальные и культурные достижения их членов», и, как он замечает, мы действительно не знаем, «что побуждало людей вступать в военные ордена и что давало им духовную поддержку и вдохновение, когда они следовали своему призванию в качестве соблюдающих целомудрие рыцарей и воинов-монахов».

Именно то, что осталось от существования орденов в Ирландии, составляет большую часть содержания этого тома. Ничего не сохранилось от штаб-квартиры госпитальеров в Клонтарфе, а камни штаб-квартиры тамплиеров в Килмейнхеме были использованы для строительства Королевского госпиталя в 1680 году. То, что мы знаем об отношениях Килмейнхема, особенно с его английским корреспондентом в Клеркенвелле за пределами Лондона, обсуждается довольно подробно. Грегори О’Мэлли, который разъясняет обиду, которую ирландцы испытывали по отношению к своим предкам, которые обычно были англичанами по происхождению, и серьезные ссоры продолжались по всему Ирландскому морю в пятнадцатом веке, пока закон Пойнинга не положил конец ирландской независимости в обществе.

в 1494.

Папа Климент V закрыл тамплиеров в 1308 году, и последующий осмотр их владений дает нам некоторое представление об их собственности в то время. Но очередь госпитальеров пришла в 1540 году, когда английский король Генрих VIII закрыл и их дома. Позже в том же столетии Килмейнхэм был заброшен, хотя и последовала попытка возрождения в период Тюдоров, но, как объясняет Брендан Скотт, рыцарям было трудно вернуть свои владения при королеве-девственнице.

Деклан Дауни указывает, как госпитальеры пытались сохранить тлеющие угли английского языка, восстанавливая свои титулы (но не свои владения) в зарубежных судах Габсбургов, но это были всего лишь титульные достоинства, которыми обычно обладали рыцари континентального происхождения, чьи жизни и занятия имели мало общего с Ирландией.

Тадг О’Киф и Пэт Гроган предоставили нам общий вид архитектурных остатков различных домов орденов, используя рисунок из Down Survey, чтобы проиллюстрировать форму монастыря Килмейнхем, квадратного открытого пространства, окруженного стенами с угловые башни и большой зал посередине. Имонн Коттер предоставляет более подробные сведения о физических останках в аббатстве Морне в Корке и Госпитале (любой), графство Лимерик, где стены сохранились сравнительно лучше, хотя гравюру Госпиталя, взятую из Генеалогических мемуаров Монморанси, возможно, следует использовать с осторожностью после Критические замечания Кона Мэннинга по поводу иллюстраций его чучел. Любопытной особенностью является отсутствие каких-либо признаков больницы или лазарета среди зданий госпитальеров!

Большинство домов орденов располагались в Ленстере или Мюнстере, хотя и не обязательно в приграничных районах, но Темпл-Хаус, графство Слайго, является необычным исключением. Как следует из названия, это был фонд тамплиеров, находившийся под покровительством де Бургов, но, как указывают Киаран О’Конор и Пол Нэссенс, когда этот орден был распущен папским указом, он не был, в отличие от других, передан госпитальерам. а скорее к Костылям Монахам.

Что касается того, как выглядели рыцари, то в Ирландии нам почти нечего сказать, но Пол Кэффри иллюстрирует некоторых приоров шестнадцатого/семнадцатого веков, которые, однако, были англичанами, и подробно описывает их замысловатые доспехи. Цветная пластина 10 иллюстрирует привлекательный витраж в Больничной церкви с изображением рыцаря-госпитальера в 1872 году.

Маргарет Мерфи приводит веские доводы в пользу того, что рыцари были земледельцами, выращивали кукурузу и разводили скот, а также занимались их транспортировкой с целью получения прибыли. Эдвард Коулман и Паоло Виртуана, независимо друг от друга, исследуют тяжбу, которую ведут приказы, чтобы сохранить свои права, привилегии и земли против агрессоров, в то время как Колман О Клабай завершает это очень успешное предприятие обсуждением реестра рукописей из Килбарри, графство Уотерфорд, теперь в Кембридже, который вместе с другим документом из Килмейнхэма является одним из немногих более длинных документов, которые у нас есть, чтобы пролить свет на историю этих средневековых посетителей Ирландии.

Питер Харбисон — почетный научный редактор Ирландской королевской академии.

Разница между рыцарями-тамплиерами и рыцарями-госпитальерами

Тамплиеры были не единственным военным орденом во время крестовых походов. Было несколько, включая рыцарей-госпитальеров, которые фактически предшествовали тамплиерам. Они управляли больницами, отсюда и название, прежде чем стать вооруженным отрядом крестоносцев.

Тень над госпитальерами. Потому что, когда тамплиеры были разгромлены, госпитальеры выиграли, получив большую часть их земель и богатств. Эти рыцари выглядят не слишком спортивными!

Происхождение госпитальеров

Госпитальеры начали управлять больницей в Иерусалиме при поддержке итальянских торговцев ДО того, как город был взят из-под контроля сарацин в 1099 году. Они также управляли больницами на маршрутах паломничества в современной Франции и Италии. . В 1113 году они добились официального папского признания в качестве рыцарей-госпитальеров.

Когда Иерусалим оказался в руках крестоносцев, госпитальеры, кажется, отреагировали на это активизацией своей деятельности и претерпели некоторые преобразования.

Возможно, в ответ на формирование рыцарей-тамплиеров около 1118 года госпитальеры быстро военизированы. Они перешли от проведения медицинской операции к тому, чтобы взяться за оружие и сражаться на стороне крестоносцев. Орден также стал более французским, чем итальянским.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ: Храбрость рыцарей-тамплиеров — миф?

Зачем становиться рыцарем-госпитальером?

Один вопрос, который меня заинтриговал: почему молодой воин-христианин предпочел госпитальеров тамплиерам? Похоже, между двумя отрядами существовали региональные различия.

Госпитальеры, например, завербовали много молодых людей в Богемии и Венгрии. Хотя кажется, что руководство госпитальеров оставалось в подавляющем большинстве французами и итальянцами, в то время как венгры, хорваты и немцы составляли низшие уровни как обычные братья.

Предполагается, что тамплиеры были менее популярны в немецкоязычной Европе, потому что их считали слишком французскими и слишком близкими к Папе. Это было время, когда император Священной Римской империи, правивший большей частью германской Европы, находился в остром конфликте с Римом.

Но это не дало госпитальерам явного преимущества среди немцев, многие из которых предпочли присоединиться к своему местному ордену Тевтонских рыцарей. Этот орден участвовал в крестовых походах против язычников и православных христиан в Прибалтике и России соответственно.

Аналогичные монашеские правила для тамплиеров и госпитальеров

И для госпитальеров, и для тамплиеров существовали монашеские правила с упором на целомудрие и послушание. Единственная разница, на мой взгляд, заключается в том, что военная миссия тамплиеров была установлена ​​практически с самого начала, в то время как госпитальеры должны были эволюционировать от медицины к войне. Под руководством Великого Магистра по имени Раймонд дю Пюи они совершили трансформацию.

У обоих орденов были замки на Святой земле, которые нужно было защищать, и они сражались одинаково дисциплинированно. Но, кажется, между ними действительно было соперничество. Это обострялось по мере того, как крестоносцы терпели неуклонное поражение.

Сражение в крестовых походах – победы и поражения

Как и тамплиеры, госпитальеры сражались в крестовых походах на стороне светских рыцарей. Тамплиеров в бою можно было узнать по их отчетливым белым мантиям с красными крестами. Рыцари-госпитальеры носили черные мантии с восьмиконечными белыми крестами. Им принадлежало около 25 замков, в том числе огромный Крак-де-Шевалье, который до сих пор стоит в Сирии.

Когда крестовые походы потерпели поражение, тамплиеры и госпитальеры потеряли свои замки и престиж. Два ордена были вытеснены с материка на Кипр, где, по общему мнению, довольно быстро поссорились.

Я читал одну теорию о том, что госпитальеры были потрясены жаждой тамплиеров к богатству, но мне трудно в это поверить — госпитальеры были довольно обеспечены и всегда открыты для пожертвований. Возможно, у тамплиеров была более эффективная сеть зарабатывающих деньги монастырей по всей Европе, но я не разделяю шока и ужаса госпитальеров от продажности тамплиеров.

Госпитальеры перебрались на Родос в начале 14 века, а затем на Мальту, где они отражали попытки Османской империи захватить их. В то же время тамплиеры были уничтожены правителями христианской Европы и полностью уничтожены. Возникает вопрос: почему госпитальеры выжили, а тамплиеры нет?

Нажива на кончине тамплиеров

Тамплиеры были разгромлены папством и королем Франции в 1307 году. Их активы во многих случаях были переданы госпитальерам. Эти рыцари продолжали процветать в Средиземноморье, создав сильную базу на Родосе, а затем и на Мальте, пока турки не захватили остров в 16 веке.

Благодаря своему присутствию в качестве солдат-христиан, провожающих турецких врагов, госпитальеры стали близкими союзниками осажденных византийцев в Константинополе. Они также стали очень богатыми и независимыми от контроля какого-либо монарха. И неизбежно они привлекли к себе такую ​​же критику и ненависть, которые раньше были приберегены для тамплиеров.

В то время как тамплиеры закончили с успехом, госпитальеры ушли с большим хныканьем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *