Державин ода властителям и судьям: Державин «Властителям и судиям» – читать текст онлайн

Державин «Властителям и судиям» – читать текст онлайн

 

Державин. Властителям и судиям. Слушать аудио

 

 

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

1780(?) (1787)

 

 

Ода Державина «Властителям и судиям» (см. её краткое содержание и анализ) имела три редакции. Первая не удовлетворила поэта. Вторая оды была опубликована в «СПб. вестнике», однако номер журнала, открывавшийся одой, был приостановлен, листок, на котором раньше была ода, перепечатан. По-настоящему ода пришла к читателю только в 1787 г., когда она была в окончательной редакции напечатана в журнале «Зеркало света» под заглавием «Ода. Извлечена из псальма 81». В 1795 г., пытаясь испросить разрешение на издание собрания своих сочинений, Державин поднес Екатерине II рукописный экземпляр первой части, куда включил и эту оду. Однако то, что в 1787 г. прошло незамеченным, в 1795 г., после Великой французской революции, казни короля Людовика XVI и т. п., произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Тогда ходил слух, что 81-й псалом был использован революционерами-якобинцами против короля.

Когда теперь Державин появлялся при дворе, вельможи сторонились и попросту «бегали» от него. Поэт немедленно написал объяснительную записку – «Анекдот», в которой «ясно доказал», что автор псалма «царь Давид не был якобинцем», и разослал ее наиболее влиятельным при дворе лицам. После этого все «как рукой сняло: все обошлись с ним так, как ничего не бывало». Несмотря на это, разрешения на издание своих сочинений Державин не получил, а рукопись была отдана князю Зубову, у которого и находилась до самой смерти Екатерины II. В издании 1798 г. ода была вычеркнута цензурой, и в окончательной редакции она под заглавием «Властителям и судиям» появилась только в I томе издания 1808 г.

Возможно, что непосредственным внешним толчком к написанию оды послужил следующий случай, описанный самим поэтом: «В 1779 г. был перестроен под смотрением его [Державина] Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная… лепными барельефами…, между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; то когда изготовлена была та зала и генерал-прокурор князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: «Вели ее, брат, несколько прикрыть». И подлинно, с тех пор стали отчасу более прикрывать правду в правительстве».

Другие материалы о жизни и творчестве Г. Р. Державина – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

 

Г.Р.Державин. Властителям и судиям

Литература для школьников

 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Державин Г.Р.
 

Портрет Г.Р.Державина
работы В.Л.Боровиковского, 1811 г.

 

Державин Г.Р. Ода «Бог»

 

Державин Г.Р.
Памятник

 

Державин Г.Р. Ода «Фелица»

 
JPG»>

Стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям» (урок литературы в 9 классе)

 
 
 
 
 
 

Г. Р. Державин
на сайте
«К уроку литературы»

Гавриил Романович Державин
(1743 – 1816)

Властителям и судиям[1]

Восстал Всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме[2] их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса[3]:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет[4] небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

1780 (?), 1787

Источник: Источник: Г. Р. Державин. Сочинения. – М.: Правда, 1985.


1. Пафос гражданского негодования особенно сильно проявляется в стихотворении Державина

«Властителям и судиям», представляющем собою переложение 81-го библейского псалма[5] (Первоначально Державин назвал свое произведение «Ода. Извлечение из псалма 81»).
Поэт успел дважды опубликовать различные редакции этого стихотворения, пока в 1795 году оно не попало на глаза Екатерине II. Разразился страшный скандал. Обличительный пафос «дерзкого» стихотворения Державина был настолько силен (да еще на фоне только что свершившейся французской революции 1789–1793 годов), что поэту предстояло объяснение по поводу этого произведения с секретарем тайной канцелярии «кнутобойцем» С. И. Шешковским. Державин вынужден был написать специальную оправдательную записку, где доказывал, что его стихотворение никак не может быть причислено к «якобинским» (т. е. революционным, вольнодумным), так как «царь Давид (чей псалом переложил поэт во «Властителях и судиях») не был якобинец, следовательно, песни его не могут быть никому противными». (вернуться)

2. Сонм – большая группа, собрание кого-либо (в данном случае – царей). (вернуться)

3. Мзда – взятка; плата, вознаграждение. Очеса (очи) – (устар.) глаза. (вернуться)

4. Зыблет – колеблет. (вернуться)

5. Псалом – религиозная песнь. Авторство большинства библейских псалмов (см. псалом 81 ниже) приписывается легендарному иудейскому царю Давиду. (вернуться)

Псалом 81
Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

В стихотворении «Властителям и судиям» Державин поднимает одну из важнейших проблем общества – взаимодействие власти и «властителей» и простого народа. Ещё известный царь древности Давид обращался к этому вопросу в 81 псалме, переложением и осмыслением которого и является стихотворение Державина «Властителям и судиям».
Жанр литературного переложения псалмов занимал в эпоху Просвещения одно из ведущих мест в поэзии. Отдавая дань тенденциям, Державин переложил более 26 псалмов, по преданию, сочинённых библейским царём Давидом. Давид – сын пастуха, искусно игравший на арфе. Благодаря смелости и силе, победил богатыря Голиафа и был принят на воинскую службу. Вскоре стал военачальником. Позже был провозглашён царём и правил около 40 лет. Известен как создатель псалмов.

Собрание ста пятидесяти псалмов под названием «Псалтырь» вошло в Библию. Отдельные псалмы становились порой революционными гимнами. Так, например, 81-й с резкими нападками на «земных богов» (злых царей и вельмож) стал в 18 веке антимонархической песней якобинцев. Этот псалом послужил основой и для державинского стихотворения. (вернуться)

в начало страницы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
JPG»>

Биография Г.Р.Державина

 

Державин в Тамбове. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги «Державин»

 

Дом Державина на Фонтанке. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги «Державин»

 

Биографии
писателей

 

Читальный
зал

 

Литература для школьников

 

Анализ правителям и судьям. Державин Правителям и судьям (Разбор поэмы, стиха). Структурный анализ стихотворения

Обличительная ода «Государям и судьям» — одно из важнейших произведений в творчестве Державина, выразительно и эмоционально привлекающего внимание публики к проблеме чиновничьей коррупции. Краткий анализ «Государям и судьям» можно использовать по плану на уроке литературы в 9 веке.й класс и чтобы школьники понимали не только смысл стихотворения, но и положение в России 18 века.

Краткий анализ

История создания — Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени — «Петербургских ведомостях».

Композиция — стихотворение представляет собой целую историю, не разделенную на определенные части, тема развивается последовательно.

Тема поэмы — необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, стоящих у власти.

жанр — ода, но гневная и обличительная ода, для своего времени — почти революционная.

Стихотворный размер — ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты «Последний раб», «увядший лист», «земные боги» .

Сравнения «Как с дерева упадет увядший лист», «ты умрешь, как умрет твой последний раб» .

История создания

Стихотворение представляет собой больной перевод одного из псалмов, который Державин добавил с собственным негодованием на власть имущих. Она была написана в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все-таки была опубликована — в газете «Санкт-Петербургский вестник».

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, много лет занимавшим довольно высокие посты. И такая деятельность показала ему все недостатки системы управления в Российской империи — а их было немало. За годы службы Гавриил Романович утвердился в мысли о том, что строй нуждается в кардинальных переменах, — эта мысль была выражена им в поэме «Государям и судьям». Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями своего времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которые в целом благоволили поэту как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки мысли о ниспровержении существующего строя, просто выражая накопившуюся озлобленность по поводу царящей несправедливости, позднее заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Тема

Тема этого обвинительного произведения – произвол чиновников и других государственных деятелей, использующих свою власть во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, жадны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к правителям, призывая их жить по совести, и к судьям (имея в виду именно императрицу), призывая их совершить справедливый суд и наказать столь высокомерных правителей. Однако в конце поэт высказывает мысль о том, что по-настоящему управлять людьми может только Бог.

Состав

Соответствует составу первоисточника, то есть 81-му псалму царя Давида, вольным переводом которого является.

На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и о продажности держащей силы и о необходимости перемен. Так, вначале он высказывает свои взгляды на справедливый общественный строй, когда власть имущие защищают тех, кто в этом нуждается. Далее он указывает, что на самом деле ничего подобного не происходит, каждый просто озабочен своими интересами.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль, что такое нарушение законов человечества не может оставаться безнаказанным, а во-вторых, взывает к Богу как к высшей власти.

жанр

Жанр этого произведения определить несложно — это ода. А вот гневная ода — так назвал ее сам автор. В нем также присутствуют элементы духовной оды, так как за основу взят библейский текст. Ода написана ямбом и использует перекрестную рифму.

Выразительные средства

Художественное своеобразие творчества Державина выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие выразительные средства он использует для передачи своей мысли. Итак, он содержит обычные пути:

  • Эпитеты — «последний раб», «увядший лист», «земные боги».
  • Сравнения — «как с дерева упадет увядший лист», «ты умрешь, как умрет твой последний раб».

Однако они действуют как вспомогательные средства. Основные из них — славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким образом Державин привлекает внимание читателей.

Стихотворный тест

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4,3. Всего полученных оценок: 110.

Всегда стремится быть в гуще событий, касающихся судеб страны и народа. Многие поэты посвящают Родине стихи, восхваляют или упрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. В конце 18 — начале 19 веков власть в России совершенно перестала понимать людей, и такое отношение к людям не могло не сказаться на творчестве многих поэтов. Фаворит императрицы Екатерины II тоже не мог остаться в стороне. Поэт отличался пылким и справедливым характером, поэтому его возмущал беспредел, творившийся вокруг.

Вызов самодержавию и беззаконию

Анализ «Властителям и судьям» показывает, насколько непривычным для того времени было спорить с властями, показывать свое неповиновение. С первых строк произведения становится понятно, что дальше так жить нельзя, даже Бог не в состоянии смотреть на земных правителей. Автор считает, что короли должны помогать вдовам, сиротам и другим несчастным людям, но они только слышат и защищают сильных. Родину сотрясают зверства, но чиновники этого не видят.

Анализ «Властителям и судьям» говорит о том, что Гавриил Романович хотел разоблачить все пороки власти. Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, настоящая трагедия. Короли ни в своих поступках, ни в своей жизни не подобны богам. В конце поэмы поэт разуверился в том, что все можно исправить, вразумив монархов, ведь понятия честь и совесть не знакомы правителям и судьям. показывает: поэт убежден, что спасти Россию может только суд Божий.

Художественное своеобразие стиха

Анализ «За господ и судей» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писали стихи для определенных слоев общества. Простые люди не понимали возвышенных и патетических речей, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить к своим стихам тот, который понятен большинству людей. Сам автор назвал произведение «За господ и судей» гневной одой. Он взял за основу библейский текст – Псалом 81.

Поэт создал торжественный стиль с помощью обращений, вопросов, обилия славянизмов. Анализ «Государям и судьям» показывает, что автору удалось добиться ораторского звучания. В своей оде поэт выразил горечь порочности современного мира, он пытался пробудить в читателе не только гнев, но и желание очиститься и изменить жизнь к лучшему.

Смысл стихотворения «Государям и судьям»

Державин (анализ показывает, что автор не заложил в свое произведение революционного импульса), по своим убеждениям был монархистом и очень хорошо относился к императрице Екатерине II. Даже при написании оды «Владыкам и судьям» он не выступил против правительницы, так как был убежден в ее добродетели. В царящем в стране беззаконии виноваты окружающие императрицу чиновники — именно об этом хотел ее предупредить Гавриил Романович. Несмотря на это, многие восприняли стихотворение как призыв к смене власти. Тенденция была продолжена в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX в.век.

Стихотворение «Государям и судьям» Державин написал в 1870 году. Напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях». С большим трудом поэт добивался этого издания. Тем не менее обличительная ода была напечатана в популярной газете. Это был вольный перевод одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил к нему свое чисто «русское» возмущение «деяниями сильных мира сего».

На протяжении всей поэмы обвиняются люди, наделенные большой властью. Автор убеждает читателя, что только Бог может править на Земле, и только он может быть справедливым. По словам Державина, «властолюбивые» не способны понять простого человека, а уж тем более помочь ему. Поэт горько «вопит» о несправедливости, подлости, равнодушии и жадности тех, кто достиг власти «Земные боги» … Боль Державина слышна в каждом слове оды. Тема ясна — убедить правителей жить по законам гуманности и добродетели. Державин также ссылается на «Судей» … Он видит в их лицах мудрость и справедливость. Параллельный диалог автора раскрывает суть его стихотворения – способствовать «высокому суждению» и наказывать «заносчивых» правителей «возмущенным» словом.

По тем временам поэма была более чем смелой. Оно было революционным, призывало к свержению произвола и беззакония. Словосочетание «Наказать нечестивых» — явный призыв к политическому перевороту. Державин считает, что возмездие покроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно относилась к «лордам и судьям». В Российском государстве она слыла покровительницей всего прогрессивного и не хотела портить отношения с Державиным. Именно поэтому стихотворение дошло до нас без цензуры.

Содержание стихотворений можно описать в форме небольшого рассказа, то есть отойти от лирики к былине: «Огляделся однажды Бог кругом и увидел внизу большое множество людей. Все они были влиятельными людьми в своем государстве: создавали законы, вершили судьбы… И Всевышний замечал, что эти люди распоряжаются властью несправедливо, не честно, не гуманно. Также Бог видел, какие зверства творятся вокруг: много нищеты, голода, смерти, унижений… И Бог понял, что в бедствиях простых людей виноваты руководители государств. И разгневанный Всевышний призвал толпу к совести сверху. Но толпа не слышала голоса мудрых с небес. Разочаровавшись в людях, Бог исчез, опечалился… Печаль Божию подхватил одинокий и честный человек. Силой своего поэтического слова он начал клеймить «земных» правителей.

«Для господ и судей» пишется ямбом , используя перекрестную рифму: судьи-воли (женщины), их злые (мужчины). Рифмы – это в основном слова одной части речи: невинно-бессильные (прилагательные), оковы (существительные), знать-ударные (глаголы). Но есть исключения: судья мне, слушайте землю.

V эпитеты есть усечение окончания прилагательного: боги властный, страстный, смертный … Это придает поэме торжественность и силу. Истории : рек, хозяин, до, срывать, взятка, раздевание, подлость, древний — подчеркивают и давность событий, и неувядающую красоту уходящего слова. Слог Державина величественен и прост одновременно. В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромными чувствами гнева и презрения. Хорошо у Державина сравнения :

И ты так упадешь
как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
как умрет твой последний раб!

Прилагательные выцвели, последние показывают хрупкость нечестного правления.

Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. Но он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песней — ода — называют поэму Державина. Ода страстная, гневная, обличительная, революционная.

Г.Р. Державин. «Государям и судьям»

История создания

С 1786 по 1788 год Державин был губернатором Тамбовской губернии. Как и в других службах, здесь он действовал активно, стараясь многое изменить в существующем порядке региона. Но вскоре он понимает, что его преобразованиям мешают местные дворяне, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, он написал гражданскую оду «Властителям и судьям».

Державин взял за основу для этого произведения написанную ранее поэму на библейскую тему, которая называлась «Псалом 81».

Псалом — это библейская песня, обращенная к богу . .. Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.

Державин перевел древнее произведение на современный язык, наполнил его обличительным содержанием и дал поэме новое название: «Государям и судьям».

Основные темы и идеи стихотворения

На основе библейского текста автор рассказывает о современной жизни Российского государства. В его родной стране происходит безнаказанное нарушение законов, притесняются слабые, торжествует неправда и зло, а справедливости искать негде. Остается надеяться только на Бога, только он сможет навести порядок в стране. И если Господь спросит правителей, как они проводят в жизнь установленные ими законы?

Всемогущий Бог воскрес, да рассудит

Земные боги в их воинстве;

Как долго, рёк, как долго ты будешь

Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?

Ваша обязанность: соблюдать законы,

Не смотри в лица сильных,

Ни помощи, ни защиты

Нельзя оставлять без внимания сирот и вдов.

Ваш долг: спасти невинных от бед,

Несчастливые должны укрыться;

Защити слабого от сильного,

Вырвать бедняков из оков.

Не обращайте внимания! Видят — и не знают!

Покрытый бриаровым нетканым материалом:

Злодеяния сотрясают землю,

Неправда сотрясает небеса.

Поэт гневно обличает «неправедных и нечестивых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, все же люди, а не всемогущие боги. Поэтому они должны помнить о высшем наказании, как легко они нарушили закон справедливости, установленный самим Богом. Это главная мысль стихотворения.

Так и упадешь.

Как упадет с дерева увядший лист!

И ты умрешь так,

Как умрет твой последний раб!

Безусловно, эта работа была воспринята как революционное воззвание. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.

Восстань, Боже! Бог прав!

И внемли их молитве:

Приди, судья, накажи нечестивых

И будь королем земли!

Художественное своеобразие стихотворения

С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам так как оно основано на библейском тексте. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются следующие слова: в сонме; не обращай внимания; обтянут флисом; слушай их молитву. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «Доколе будешь миловать неправедных и злых?»; «Короли! Я думал, вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Благодаря таким приемам создается ораторских звуков, убеждающих читателей в правоте поэта.

С другой стороны, это стихотворение направлено на пробуждение читательского сознания, пробуждение стремления к исправлению пороков, оно является своеобразным предупреждением, назиданием «правителей».

В чем смысл этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своей поэмой он не собирался вызывать бунт в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В будущем подобная тема прозвучит в произведениях Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

Державин в этой оде выступает как новатор: он сочетает старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как положено в оде классицизма, а обличает пороки королей и вельмож.

История создания. Необычайно мужественный, решительный и самостоятельный характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не стало причиной изгнания и позора. Это была написанная в 1787 году ода «Владыкам и судьям», которую автор назвал «гневной одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не нашел поддержки ни в обществе, ни во власти. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх, окруженный злыми сановниками. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тема этого псалма оказалась созвучна духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом был перефразирован якобинцами во время Французской революции в Париже, и народ распевал его на улицах города, выражая свое возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Первый вариант своего переложения 80-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, «вырезали ее из уже изданной книги журнала. В новой версии, написанной пятью годами позже, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. произведение под собственным названием «Для лордов и судей».

Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью современного поэта в Российском государстве. Именно здесь он видит нарушение справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:

До тех пор, пока реки, до тех пор, пока как вы будете
Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?

Державин утверждает в этом стихотворении, как и во многих других, необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости;

Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Сирот и вдов нельзя оставлять без помощи, без защиты.
Долг твой: от бед спасать невинных, Несчастных прикрывать;
Защитить бессильных от сильных,
Вырвать бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит отклонение от этого высшего закона тех, кто у власти, кто должен в первую очередь следить за соблюдением законов:

Не внимать! Видят — и не знают!
Покрытый шиповником:
Злодеяния сотрясают землю,
Неправда рябит небеса.

Вот почему голос поэта-обличителя «неправедных и нечестивых» звучит так гневно. Он утверждает неотвратимость наказания для тех «лукавых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:

И ты упадешь вот так.
Как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
Как умрет твой последний раб!

Неудивительно, что ода «Государям и судьям» была воспринята не только придворным окружением, но даже императрицей, обычно поддерживавшей Державина, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Восстань, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи нечестивых
И будь единым царем земли!

Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для своего времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждение о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой поэзии, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях од, которые появляются в его творчестве, начиная с Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыкам и судьям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее следовало бы отнести к жанру духовной оды, хорошо развитому к тому времени в русской литературе, ибо в основе ее лежит библейский текст. К тому же в платье Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые шерстяным бриаром; слушайте их молитвы и т. д. Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «Доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я думал, вы, боги, сильны…»; «Восстаньте, Боже! Боже добрый!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксических повторов: «Ваш долг: блюсти законы…», «Ваш долг состоит в том, чтобы уберечь невинных от бед…»; «Они не слушают! Видят — и не знают!

Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, конечно, перед нами не столько спиричуэл, сколько, пользуясь определением автора, «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и желание очиститься и исправить пороки.

Смысл произведения. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, к тому столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «О господах и судьях» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, растоптавших закон и литературу — одно из важнейших ее направлений. Позднее она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя этот труд тоже может быть близок и понятен: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не национальных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными сегодня.

Державин правителям и судьям в полном объеме. Анализ стихотворения «Властителям и судьям» Державина Г.Р.

История создания. Необычайно смелый, решительный и самостоятельный характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не стало причиной изгнания и позора. Это была ода Правителям и Судьям, написанная в 1787 году, которую автор назвал «огневой одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не встретил поддержки ни в обществе, ни во власти. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх, окруженный злыми сановниками. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские гимны, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тема этого псалма оказалась созвучной духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая негодование по поводу казненного впоследствии короля Людовика XVI.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, «вырезали его из уже отпечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. Ему удалось добиться его публикации. прежнее название — «Псалом 81» — и печатное произведение под собственным заглавием «К господам и судьям».

Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью современного поэту Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:

Доколе, реки, как долго ли ты будешь
щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;

Твой долг: охранять законы,
Не смотреть в лица сильных,
Не оставлять сирот и вдов без помощи, без защиты.
Ваша обязанность: уберечь невинных от бед, дать защиту несчастным;
От сильных защитить бессильных,
Вырвать бедных из их оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона со стороны тех, кто у власти, которые должны в первую очередь следить за соблюдением законов:

Не внимать! Они видят и не знают!
Волосы покрыты взятками:
Злодеяния сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.

Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неотвратимость наказания для тех «злых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:

И ты упадешь вот так.
Как увядший лист падает с деревьев!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!

Неудивительно, что ода «Правителям и судьям» была воспринята не только придворной средой, но даже обычно благосклонно настроенной к Державину императрицей, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Воскреси, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых
И будь единым царем земным!

Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждения о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве, начиная с Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыки и судьи» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее следовало бы отнести к жанру духовной оды, хорошо развитому к тому времени в русской литературе — ведь в основе ее лежит библейский текст. К тому же в оде Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые взятками пакли; слушайте их молитву и т. д. Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг: хранить законы. ..», «Ваш долг: невинных от бед спасать…»; «Не внимать !Они видят и не знают!

Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, конечно, перед нами не столько духовное, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить озлобленность автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос поэмы, которая должна пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

Стоимость работы. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, и столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» воспринимался многими как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судьям» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков государыни. правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открывших в русской литературе одну из важнейших ее тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедного правительства, его стремление действовать в своих, а не национальных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению , остаются актуальными и сегодня.

Поэт Державин написал поэму «Властителям и судьям» в 1780 году. В то время он работал военным чиновником в губерниях и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение — крик отчаявшегося человека, чье сердце болит от сострадания к угнетенным, слабым, бесправным. И в то же время никакого выхода из этой ситуации автор не видит, кроме суда Всевышнего Бога.

Надо отметить, что Державин с большим уважением относился к царской семье, считая, что все беды исходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.

Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невиновных, наказывать виновных. Но «земные боги» этого не делают. Они творят зло, их глаза закрыты взятками, и беззакония, которые они совершают, сотрясают землю и достигают небес.

Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они умрут в свое время. Дальше их ждет Божий суд, но люди не думают об этом и продолжают творить злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина, только Господь способен установить в России справедливость, простые люди с этим не справляются. И поэт призывает Бога прийти, наказать всех виновных и владычествовать над всей землей.

Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его «гневной одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, не побоявшихся открыто осудить беззаконие и злоупотребление властью. В 1780 году стихотворение не было опубликовано, так как цензура его не пропустила. Лишь спустя 8 лет произведение все-таки увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не принято было осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего века, посвятившие этой теме свои лучшие произведения.

Анализ поэмы Державинским правителям и судьям

Гавриил Державин написал оду к «Владыкам и судьям» в 1787 году. Будучи государственным деятелем, он смог прочувствовать на себе всю несправедливость и гнев того общества. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечение преступной деятельности высших слоев общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решил написать оду на тему 81-го псалма.

Вся суть ее заключалась в том, чтобы обратиться к Богу, через праведные песнопения.

Первое произведение поэта на эту тему так и не было опубликовано из-за того, что редакция не разрешила издание псалма Державина. Издательство «Санкт-Петербургский вестник» посчитало оду слишком пафосной и гневной.

Тем не менее, Гавриилу Державину удалось опубликовать свою переработанную поэму спустя пять лет. Сменив название на «Владыки и судьи», новое творение поэта поступает в издательство.

Писатель находит свои мысли и чувства в библейских сказках, которые он превозносит в поэму в переработанном виде. Несправедливость, гнев, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов — все эти темы вбирает в себя ода «Владыкам и судьям».

Державин разражается гневной тирадой о несоблюдении этих законов в реальной жизни. В этих строках стихотворения раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.

Но, по мнению писателя, наказание правителей за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями неизбежно:

И ты так упадешь.
Как увядший лист падает с деревьев!

Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина к власть имущим, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.

В последних строках оды писатель показывает свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из чего, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.

Основная тема, которую Гавриил Державин поднимает в стихотворении «Властителям и судьям», остается значимой и по сей день. «Хитрые» правители, действия которых наполнены гневом, несправедливостью и пороками, во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но, по мнению писателя, обязательно наступит день, когда справедливость восторжествует и победит зло.

Разбор стихотворения Правителям и Судьям по плану

Возможно Вам будет интересно

  • Разбор стихотворения Давно мне снились крики твоих рыданий Фет

    Афанасий Фет, находясь в своем юность, переживает страстные и бурные отношения с Марией Лазич. Из-за финансовых соображений он бросает свою возлюбленную и женится на другой. Он не может выбрать ее из-за ее скромности

  • Анализ стихотворения Мережковского «Родная 9»0002 Среди всего творческого многообразия Д. С. Мережковского стихотворение «Родная» — искреннее обращение автора к родному краю, месту, где каждый счастлив оказаться после многих лет жизни

  • Анализ стихотворения Фета Я жду… Соловьиное эхо…

    Стихотворение написано поэтом в 1842 году. Оно отражает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В то время Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной чертой этого произведения от других является краткость, недосказанность сюжета.

  • Анализ стихотворения Демону Некрасову

    Произведение относится к гражданской лирике поэта, раскрывающей демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

  • Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

    Одним из очень интересных произведений Блока является стихотворение «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.

Г.Р. Державин. «Владыки и судьи»

История создания

С 1786 по 1788 год Державин был губернатором Тамбовской губернии. Как и в других службах, здесь он был активен, пытался многое изменить в существующем порядке региона. Но вскоре он понимает, что его преобразованиям мешают местные дворяне, а идеалы воспитания, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, он написал гражданскую оду «Владыкам и судьям».

Державин взял за основу этого произведения ранее написанную поэму на библейскую тему, которая называлась «Псалом 81».

Псалом — это библейская песня богу . Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.

Державин перевел древнее произведение на современный язык, наполнил его обличительным содержанием и дал поэме новое название: «Властителям и судьям».

Основные темы и идеи стихотворения

На основе библейского текста автор рассказывает о современной жизни Российского государства. В его родной стране безнаказанно нарушаются законы, угнетаются слабые, торжествует неправда и зло, а справедливости искать негде. Остается надеяться только на Бога, только он сможет навести порядок в стране. А если Господь спросит правителей, как они исполняют установленные Им законы?

Всемогущий Бог воскрес, да рассудит

Земные боги в своем воинстве;

Как долго, реки, как долго вы будете

Пощадить неправедных и злых?

Ваша обязанность: охранять законы,

Не смотри в лица сильных,

Ни помощи, ни защиты

Не оставлять сирот и вдов.

Ваш долг спасти невинных от бед,

Прикрыть несчастных;

От сильных защищать бессильных,

Освободите бедняков от оков.

Не обращайте внимания! Они видят и не знают!

Волосы, покрытые взятками:

Злодеяния сотрясают землю

Ложь сотрясает небо.

Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, все же люди, а не всемогущие боги. Поэтому они должны помнить о высшем наказании, как легко они нарушили закон справедливости, установленный самим Богом. Это главная мысль стихотворения.

И ты упадешь вот так.

Как падает с деревьев увядший лист!

И ты умрешь вот так

Как умрет твой последний раб!

Безусловно, эта работа была воспринята как революционное воззвание. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.

Воскреси, Боже! Бог прав!

И внемли их молитве:

Приди, суди, накажи злых

И будь королем земли!

Художественное своеобразие стихотворения

С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам , так как оно основано на библейском тексте. Лексика и образность стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются следующие слова: в воине; не обращай внимания; покрытые взятками пакли; услышь их молитву. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «Доколе будешь миловать неправедных и злых?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже мой!» Благодаря этим приемам создается ораторское звучание, убеждающее читателей в том, что поэт прав.

С другой стороны, это стихотворение направлено на пробуждение сознания читателя, вызывает желание исправить пороки, оно является своего рода предостережением, наставлением «правителей».

В чем смысл этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и его стихотворение не собиралось вызывать бунт в обществе. Но отсутствие справедливости в стране сильно его возмущало. В будущем подобная тема прозвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

Державин в этой оде выступает как новатор: он сочетает старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не прославляет правителя, как положено в оде классицизму, а обличает пороки королей и вельмож.

«Властителям и судьям» Гавриил Державин

Всемогущий Бог воскрес, да судит
Земных богов в их воинстве;
Доколе, реки, доколе вы будете
Пощадите неправедных и злых?

Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Не оставлять сирот и вдов.

Ваша обязанность — спасти невиновных от вреда.
Прикрой несчастных;
От сильных защищать бессильных,
Вырвать бедняков из их оков.

Не обращай внимания! видишь — и не знаешь!
Волосы покрыты взятками:
Злодеяния сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.

короля! Я думал, что вы, боги, сильны,
Никто вам не судья
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.

И ты упадешь так
Как падает с деревьев увядший лист!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!

Воскресни, Боже! Боже!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых,
И будь единым царем земным!

Анализ поэмы Державина «Властителям и судьям»

Со второй половины XVIII века русская поэзия перестала быть салонным и закулисным явлением, постепенно оказывая все большее влияние на жизнь общества. Красивые стихи, написанные в «высоком штиле», сменились обличительными произведениями, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, не побоявшихся публично обличать тех, кто злоупотребляет своей властью, был Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 г.

К этому времени автор оставил военную карьеру и успешно освоил должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественно-политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принесли ему широкую известность сначала в салонах, а затем во дворце императрицы. На волне заигрываний с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые заявления среди своих подданных. Именно по этой причине она довольно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором есть достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не считает себя высшим существом, но осмеливается говорить от имени Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершает. «Доколе, реки, доколе будете миловать неправедных и злых?» — спрашивает поэт.

В первой части поэмы автор рассказывает о том, что именно является обязанностью тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «хранить законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать невинных от беды» и защищать слабых от сильных. Кроме того, поэт озвучивает мысль о том, что необходимо «вырвать бедняков из пут», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое заявление еще при Екатерине II считалось проявлением вольнодумства, но благоволившая Державину императрица закрывала глаза на такую ​​дерзость.

Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внимают доводам разума и уже давно живут не по Божьим заповедям, а по мирским законам. «Зверства сотрясают землю, ложь сотрясает небеса», — с горечью констатирует поэт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПРАВИТЕЛЯМ И СУДЬЯМ

Всемогущий Бог воскрес, да судит
Земных богов в их воинстве;
Доколе, реки, доколе вы будете
Пощадите неправедных и злых?

Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Не оставлять сирот и вдов.

Ваша обязанность — спасти невиновных от вреда.
Прикрой несчастных;
От сильных защищать бессильных,
Вырвать бедняков из их оков.

Не обращай внимания! видеть и не знать!
Волосы покрыты взятками:
Злодеяния сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.

короля! Я думал, что вы, боги, сильны,
Никто вам не судья
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.

И ты упадешь так
Как падает с деревьев увядший лист!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!

Воскресни, Боже! Боже!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых,
И будь единым царем земным!

Примечания

Правители и судьи (стр. 92). Впервые «СПб. Вестник», 1780, № 11, стр. 315. Затем — «Зеркало света», 1787, № 53, стр. 1. Печ. по изд. 1808 г., т. 1, стр. 10. Раннее издание сохранилось в рукописях поэта (Арх. ГПБ, т. 1, л. 17):

ПСАЛОМ 81

Восстание среди богов на совете
Богов судит высший бог.
Доколе, реки, правду продавать
И смотреть на грешный рог? один

Судите бедных с богатыми;
Не смотри на возвышенность лиц;
От рук губящих душу
Несчастных, сирот и вдов.

1 Рог сила, крепость, могущество, могущество; высокомерие, заносчивость (Даль). Ильинский (с. 29) дважды неверно истолковал слово как «скала», что, по крайней мере, делает строку бессмысленной. Во всех пяти вариантах рукописи написано достаточно четко: «рог» (см. литографическую репродукцию рукописи в Гроте, 1, 109).).

Но безумцы посреди трона:
Сидят и царствуют дремлющие,
Не ведают, что от бедных стонов
Земля движется по ошибке.

Я думал, что вы боги вселенной
Господи, 1 царь и судья;
Но и ты смертен от праха
И так же смертен, как и я.

И так, коль правды нет,
И правды нет в мире,
Разъедини, творец, жало несправедливости,
Приди и царствуй всюду сам.

В черновом варианте 4-й строфы было первоначально: «государи, князья и судья» (см. Ильинский, 2930). При дальнейшей обработке Державин заменил эти слова одним общим и в то же время более выразительным понятием: «боги земные». Поэта не удовлетворило первое издание, и он вскоре коренным образом переработал его. Последние три строфы второго издания полностью совпадают с окончательным изданием, первые три существенно отличаются как от первого, так и от окончательного:

О ДА. ПСАЛОМ 81 ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Вот бог богов восстал судить
Земные боги в своем воинстве:
«Доколе, реки, чтите ложь,
Доколе будете щадить нечестивых?

Долг твой блюсти законы
И не смотри на благородство лиц,
Спасти от рук гонителей
Бедные, сироты и вдовы!»

Не внимают: грабежи, обман,
Тоска и бедные стоны
Смущают, потрясают царства
И трон брошен в руины. ..

Второе издание оды вышло в Петербурге. вестник». Резко-обличительный характер стихотворения Державина, очевидно, привлек внимание. Выпуск журнала, открывавшегося одой, был приостановлен, лист, на котором раньше была ода, перепечатан, а начало переведенного рассказа «Розалия «на нем было напечатано, которое раньше начиналось только на следующей странице. До нас дошло очень мало экземпляров журнала с неразрезанной одой Державина. Ода действительно увидела свет только в 1787 году, когда она была издана в своем итоговый выпуск в журнале Зеркало

1 Владыка (Владыка) за 18 век. постоянное имя и обращение к высшим сановникам церкви (митрополитам, архиепископам и др.). Видимо, в этой строке поэт перечисляет все высшие «земные» власти: духовную, политическую и административную. свет» под названием «Ода. Извлечено из 80-го псалма. В 1795 г., пытаясь получить разрешение на издание своего собрания сочинений, Державин подарил Екатерине рукописный список первой части, в который он включил оду. То, что осталось незамеченным в 1787 г., в 179 г.5, после Французской революции, казнь короля Людовика XVI и т. д., произвела впечатление разорвавшейся бомбы, ибо, не говоря уже об остроте содержания оды, распространился слух, что 81-й псалом использовался якобинскими революционерами против короля. Когда поэт появлялся при дворе, дворяне сторонились и просто «бежали» от него. Говорили даже, что «допрашивать» поручили «хлыстовику» Шешковскому, секретарю Тайной канцелярии, который также ведал делами о «крамольных» и «вредных» сочинениях (Радищев, Князнин и многие другие). Державин. Не дожидаясь, пока Шешковский «спросит» его, почему он пишет «такие дерзкие стихи», поэт решил сам перейти в наступление и тут же написал специальную объяснительную записку «Анекдот», в которой, как он позже писал, «ясно доказал что автор псалма «Царь Давид не был якобинцем», и послал его самым влиятельным лицам при дворе: статс-секретарю императрицы Трощинскому, имевшему на рассмотрении свои сочинения, вице-канцлеру графу Безбородко и фаворит Екатерины II П. А. Зубов. После этого все «сгладилось: все относились к нему как ни в чем не бывало» (Грот, 6, 69).6. См. также «Анекдот»: 1, 113115). Несмотря на это, Державин не получил разрешения на издание своих произведений, а рукопись была отдана князю Зубову, который хранил ее до самой смерти Екатерины II. В Эд. В 1798 году ода была вычеркнута цензурой, и в окончательной редакции под заглавием «Властителям и судьям» она появилась лишь в 1-м т. Эд. 1808 г. Возможно, что прямым внешним толчком к написанию оды послужил следующий случай, описанный самим поэтом: «В 1779 г.он был перестроен под его руководством (Державин. В.З. ) Сенат, и особенно зал общего собрания, украшенный… лепными барельефами… в числе прочих фигур изображен скульптором Рашетом Правда обнаженная, и этот барельеф стоял перед лицом присутствовавших за столом сенаторов; потом когда тот зал был сделан и генерал-прокурор князь Вяземский осмотрел его, то, видя голую Правду, сказал душеприказчику: «Скажи ей, брат, прикрыть немного». И действительно, с тех пор стали иногда больше скрывать правду в правительстве» (Грот, 6, 546547). Ср. с этой строкой оригинальной редакции: «И так, коль правда ушла, И нет правды на свете нигде…»