Тамкары в древнем вавилоне это: ТАМКАР | это… Что такое ТАМКАР?

Содержание

Внутренняя торговля. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья

Внутренняя торговля

Греческий путешественник Геродот, посетивший Вавилон в V в. до н. э., цитирует некую ремарку персидского царя Кира[33] и объясняет, что ее следует расценивать как критику греков, у которых «покупают и продают на рынках (ведь у самих персов вовсе нет базарной торговли и даже не существует рынков)». Профессор Полани считает это доказательством того, что у вавилонян не было рынков. Приравнивание персидской и вавилонской экономик полностью игнорирует различия между социальной и экономической структурой персов (которые еще были племенными кочевниками за два столетия до Кира) и вавилонян (которые имели за собой два тысячелетия городской цивилизации). Поэтому утверждение Геродота не может быть отнесено к вопросу, имели или нет вавилоняне рынки. Профессор Оппенгейм говорит об отсутствии рыночных площадей в древних месопотамских городах, а Полани предполагает, что в этих городах не было открытых пространств, способных служить рыночными площадями.

Последнее предположение определенно безосновательно: несомненно, по крайней мере в ассирийских городах были достаточно большие открытые пространства, чтобы мужчина мог изнасиловать отбивающуюся женщину и ему никто не помешал – ассирийское право учитывает такую возможность. В 1-м тысячелетии до н. э. в Ниневии существовало открытое место, достаточно большое для проведения парада победы, а в Эшнунне в 3-м тысячелетии до н. э., по утверждению археологов, «Северная дорога на большей части своей длины расширяется в площадь». Также были открытые пространства у городских ворот, где на Древнем Востоке часто заключались сделки (Втор., 22: 15 и др.). Ассирийские и вавилонские документы упоминают о «воротах покупки», bab, (љa) ma?iri, причем в одном случае, совершенно определенно, как о месте, где товары и серебро переходили из рук в руки. Таким образом, утверждение профессора Полани об отсутствии рынков в Древней Месопотамии не является слишком уж весомым. Хотя справедливости ради следует отметить, что доказательств их наличия тоже немного.

Уже говорилось, что больше 90 процентов уцелевших клинописных текстов являются экономическими по содержанию. Поэтому нет смысла даже пытаться на нескольких страницах описать, даже кратко, главные аспекты торговли и коммерческой деятельности во всех периодах. Приходится быть избирательным. Некоторые черты экономической системы в шумерских городах-государствах 3-го тысячелетия до н. э. уже были освещены, поэтому здесь мы ничего не будем говорить об этом периоде, хотя он и очень важен. Лучше уделим больше внимания другим.

В старовавилонском периоде торговлей по большей части занимался класс, имевший название тамкар. Этот термин обычно переводят как «купец», «торговый агент», хотя, как указывает голландский ученый У. Лиманс, слово включает и другие значения. Тамкар мог быть не только купцом, продающим товары, но также брокером, банкиром, финансистом и даже правительственным агентом. Профессор Полани попытался по-новому определить статус тамкара, считая, что последняя упомянутая функция подчиняет все остальные.

Для профессора Полани тамкар был «государственным доверительным собственником». Согласно этой концепции, функция тамкара заключалась в том, чтобы предпринять соответствующие действия, когда ему приносили деловую табличку: передать средства, принять залог и облегчить перевозку, приняв ответственность за деньги и грузы, доверенные перевозчикам. Более того, профессор Полани категорически заявляет, что тамкар не получал доход от этого бизнеса, хотя, конечно, мог облагать торговцев небольшими сборами за свою работу, согласно некой фиксированной шкале. Его уровень жизни поддерживала земельная собственность, которую он получал при назначении на должность.

Определенно в каком-то отношении тамкар был правительственным агентом, но то, что он был «государственным доверительным собственником» в точном значении этого слова, как утверждает профессор Полани, представляется в высшей степени сомнительным. Да и то, что тамкар не получал доходов от этого бизнеса, вряд ли верно, поскольку процитированный далее параграф 101 законов Хаммурапи дает нам понять, что тамкар давал ссуды агентам, на которые ожидал как минимум 100-процентного дохода.

В законах Хаммурапи имеется ряд упоминаний о тамкарах, которые проливают свет на их деятельность. Торговля не ограничивалась своей страной, и определенно люди, принадлежавшие к этому классу, были заняты вывозом рабов в другие страны, поскольку в Кодексе Хаммурапи указан случай, когда коренной вавилонянин, взятый на царской службе, попадает в руки тамкара. Работорговля, конечно, велась не только с другими землями, и во многих табличках отмечается, что люди, принадлежавшие к классу тамкаров, покупали и продавали рабов в Вавилонии. Кроме торговли рабами, тамкар также организовывал торговлю продовольствием, шерстью, лесом, предметами одежды и текстилем, зерном, вином и элем, металлами, стройматериалами – тростником и кирпичом, скотом и лошадьми. Многие письма старовавилонского периода упоминают о внутренней торговле этими товарами и показывают, что торговля тогда, как и во всех прочих периодах вавилонской истории, в основном тяготела к реке. В качестве примера можно привести следующее письмо:

«Син-идиннаму говорю, так говорит Хаммурапи: Илушу-иби, тамкар. .. уведомил меня о следующем: «Я доставил тридцать гур зерна губернатору Син-магиру, и у меня есть запись на табличке (об этом). Три года я прошу его, но он не поставляет [то есть не возвращает] зерно мне». Он уведомил меня об этом.

Я видел его табличку. Пусть Син-магир соберет зерно и проценты. Затем доставь это Илушу-иби».

Следующее письмо показывает, как тамкар отправил груз по реке: «Тамкар Тамлатум, сын Киш-нуну, нанял судно у судовладельца Иббатума и направил его вниз по реке в Вавилон. Это судно до сих пор возило кирпичи…»

Далее в письме речь идет о споре, возникшем между тамкаром и судовладельцем.

Сам тамкар был не только купцом, но и банкиром, дающим деньги другим для выполнения торговых перевозок для него. Отношения между тамкаром и его агентом регулировались Кодексом Хаммурапи. Судя по всему, давая обычную ссуду, тамкар мог рассчитывать как минимум на 100-процентный доход. В соответствующих параграфах Кодекса сказано:

«Если тамкар дал агенту серебро для продажи и покупки и послал его в торговое путешествие, то, если там, куда он отправился, он получил прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить своему тамкару.

Если там, куда он отправился, он не получил прибыли, то серебро, которое он взял, он должен удвоить и отдать тамкару».

Также упоминается другой вид займа (тадмиктум), при котором, если агент потерпел убытки, он просто возвращает тамкару первоначальную сумму. При этом, вероятно, любой доход распределялся между агентом и тамкаром в установленной пропорции.

Соглашения о займах были обычной чертой вавилонской экономики во все периоды. Пословица говорит о займах следующее: «Дать заем – все равно что заняться любовью, вернуть его – все равно что родить сына».

Ссылка явно на процент, добавляемый к платежу. Религиозное чувство против ростовщичества, сильное в иудейском и исламском праве, полностью отсутствовало в шумеро-вавилонском мире, где процент на заем считался нормальным явлением. Об этом говорится и в законах, и в самих контрактах. Однако слишком высокие проценты вызывали недовольство, и в Кодексе Хаммурапи сказано, что тамкар, требующий больше официальной ставки, лишится своего капитала: «Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя царскому уставу, тамкар должен взять в качестве процента зерно.

Но если тамкар превысит процент в 100 ка зерна на 1 гур… то он теряет все, что дал в долг».

Процентные ставки на займы менялись в разные периоды вавилонской истории и в зависимости от товара. В старовавилонский период они составляли обычно 331/3 процента на ячмень и 20 процентов на серебро. В документах старовавилонского периода зачастую не ясно, каковы условия займа, и не сказано, как должны выплачиваться проценты – ежемесячно или ежегодно. Обычно ссуду брали до окончания сбора урожая или до завершения торгового путешествия, в связи с которым ее брали.

Самый обычный тип ссуды – хубуттату – часто считали беспроцентным. Однако турецкий ученый Билгик показал, что этот термин обозначает ссуду, в которой сумма, полученная заемщиком, была меньше внесенной в контракт, а разница представляла собой проценты. Если такая ссуда не возвращалась в течение договоренного периода, проценты на сумму, обозначенную в контракте, начислялись обычным способом. Следующий контракт дает пример подобной сделки: «Шамаш-назир, губернатор, сын Син-икишама, получил от Илушу-назира и Нанна-ибни 133 гура 1 пи 4 суту зерна, как заем хубуттату. В течение двух лет проценты добавляться не будут. Если он не вернет зерно к наступлению третьего года, тогда будет начислен процент. [Далее следуют имена свидетелей и дата.]»

Странное количество зерна, упомянутое в контракте, есть реальная ссуда в 100 гур плюс проценты – ровно 331/3 процента на два года, поскольку 1 гур = 5 пи = 30 суту.

Главное условие законности большинства коммерческих сделок, включая займы, – это присутствие свидетелей и наличие письменной записи в форме контракта. Выше было приведено письмо, в котором Хаммурапи изучил табличку кредитора, прежде чем вынести решение в его пользу. В Кодексе Хаммурапи сказано, что ссуды, выданные без контракта и свидетелей, не могут быть востребованы. Очевидное исключение из этого общего принципа имело место примерно в это время в ассирийской торговой колонии в Каппадокии, где был известен тип ссуд, называемых эбутту. Сделки могли заключаться без свидетелей и контракта и не предусматривали процентов. Однако это была очень особая ситуация, потому что договоренность о займе заключалась между членами одной и той же торговой колонии, которые хорошо знали и доверяли друг другу.

Таблички с записями коммерческих контрактов обычно запечатывались цилиндрическими печатями сторон, а в более поздний период – отметкой ногтя. Затем табличка (в ранний период) помещалась в глиняный конверт, содержащий дубликат текста (см. фото 37), тем самым делая невозможной подделку, потому что такой конверт не ломали, если не возникали споры, при которых защищенный текст в конверте считался официальной версией контракта. Практика использования конвертов с написанной копией текста исчезла в нововавилонский период.

Фальсификация или подделка табличек иногда имела место, но это было ужасное преступление. Даже если учесть, что таблички обычно делались из необожженной глины, было довольно сложно увлажнить глину точно в нужном месте, удалить старую запись, не повредив оставшуюся часть, и нанести новый текст. Иногда делались попытки подделать целую табличку, но для этого требовался высококлассный писец.

Еще одна дверь к нечестности открывалась отсутствием единой системы мер и весов, которые в одной и той же стране в разных местах могли слегка варьироваться. Это давало обширное поле деятельности для мошенников, поскольку неразборчивый в средствах делец мог давать в долг или покупать в одной системе, а продавать или получать возврат в другой. Об этом говорится в Ам., 8: 4 – 5: «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: «когда-то произойдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать невероятными весами».

Использование разных систем весов в свою пользу упоминается также во Втор., 25: 13 и ряде других библейских текстов. Мошенничество такого рода в Месопотамии часто предотвращалось вносимым в контракт условием о том, что возврат долга производится по тому же стандарту, к примеру, это может быть мина Шамаша, то есть система весов, используемая в храме Шамаша. Тем не менее в коммерческих сделках Вавилона мошенничество присутствовало, поскольку на него есть ссылки в самых разных текстах. К примеру, есть подобная ссылка в магическом тексте, призванном освободить человека от последствий

Поставки малой мерой, получения большой мерой,

Поставки малых сиклей, получения больших сиклей,

Поставки маленькой миной, получения большой миной.

Транспортировка грузов в пределах Вавилонии обычно осуществлялась на судах, и по Евфрату, особенно между крупными городами, велось напряженное судоходство. В среднем течении Евфрата располагалось царство Мари – важный судостроительный центр. До нас дошло несколько писем, в которых Ясмах-Адад получал приказы своего отца Шамши-Адада приступить к строительству судов. В одном говорится о шестидесяти судах, но нигде не упоминается их размер, в другом – о постройке больших и малых судов, причем больших должно быть тридцать. Лодочники или барочники, управлявшие такими судами, составляли тесную группу людей, с собственным – по крайней мере, так говорится в одном тексте – диалектом шумерского языка. Они также брали с собой жен, о чем мы узнаем из письма, в котором правитель Каркемиша жалуется наместнику Мари на то, что «задержали в Туттуле тридцать судов, пятьдесят кувшинов вина и жену моряка».

В путешествиях людей подстерегали разные опасности, помимо излишне ретивых чиновников. Иногда причиной задержки могла стать погода. Так, в ответе на жалобу мы читаем: «Эти суда вышли, но я задержал их все в Туттуле. С момента их прихода (сюда) небеса разверзлись, и шел непрерывный дождь».

В другом письме упоминается о некоем инциденте, случившемся с судном, которое везло зерно во дворец. Его пришлось вытащить на берег, и чиновник запрашивал инструкции, что делать с зерном, которое осталось на берегу реки. Не ясно, что именно случилось с судном в этом конкретном случае, но столкновения на реке были отнюдь не редкими, и параграф 240 Кодекса Хаммурапи устанавливал ответственность именно для такого случая.

Кроме текстов, касающихся продажи или транспортировки грузов, есть довольно много документов, в которых говорится о сделках с недвижимостью. Документы, касающиеся продажи земли и домов, многочисленны и типичны для всех периодов начиная с Третьей династии Ура и далее. При продаже недвижимости делалась запись и передавалась покупателю. Приведем простой пример.

«1 сара (земли) с домом, построенным на ней, рядом с домом Кунуну и рядом с домом Ирайя, Арад-Зугал купил у Арад-Нанны. Он заплатил ему 8 сиклей серебра – его полную стоимость.

Арад-Нанна поклялся, что в будущем никогда не скажет: «Это мой дом».

[Далее следуют имена свидетелей, дата.]»

Пункт относительно невозможности востребования покупки обратно был очень распространен в контрактах Древней Месопотамии, причем не только в контрактах, касающихся недвижимости. Иногда упоминалось о специальном наказании в случае востребования обратно. Например:

«1 сара (земли) с домом, построенным на ней, рядом с домом Шубиши и рядом с домом Бур-Сина, с одной длинной стороной вдоль канала Ишкун-Сина и второй длинной стороной вдоль старого дома Мишар-Гамиля, Илушу-назир, сын Бур-Сина, купил у Мишар-Гамиля, владельца дома. Он заплатил ему полную стоимость серебром. Его [Мишар-Гамиля] сердце довольно, дело закончено.

Они дали клятву перед Иштар и Ибалпиэлем, царем, что в будущем не будут выступать друг против друга. Тот, кто заявит претензию, заплатит две мины серебра, и его язык будет вырван.

[Далее следуют имена свидетелей, имя писца.]»

Продажа земли была далеко не во всех обстоятельствах простой и прямой процедурой. Следующий контракт из Мари, хотя и простой по форме, был, вероятно, составлен по-особому, чтобы обойти официальный запрет на продажу этого участка.

«Или-палахум даровал разделением (общей собственности) 5 сар земли с домом, построенным на них, Ярим-Ададу. Ярим-Адад по собственной воле даровал разделением (общей собственности) половину сикля серебра Или-палахуму… [Несколько строчек текста повреждено.]

В присутствии [десяти перечисленных свидетелей]. Они съели хлеб, они выпили из чаши, они помазали себя маслом».

Последняя часть контракта относится к некой церемониальной трапезе, возможно с участием свидетелей.

Выражение «даровал разделением (общей собственности)» не является синонимом слова «продал», но относится к распределению племенной собственности членам племени. Оно, по-видимому, идентично древнееврейскому выражению, которое переводится «делить вам землю» или «возьмите для раздела» в Числ. , 34: 17, 18, и «разделение земли по пределам ее» в Иис. Нав., 19: 49. Сделка, описанная в контракте, очевидно, была продажей под прикрытием разделения общей собственности. Прикрытие, вероятно, было необходимо, потому что рассматриваемая земля была неотчуждаемой племенной собственностью. В другом документе из Мари тринадцать вождей племени авин (Аwin), в том числе представители племени, живущие в городе и пустыне, аналогичным способом выделили высокопоставленному чиновнику, названному для возможности осуществления сделки «братом», около 150 акров земли племени.

Все приведенные выше документы относятся к старовавилонскому периоду. В районе Нузи (возле Киркука) во 2-м тысячелетии до н. э. продажа недвижимости велась в совершенно иной форме. В этом обществе, где было очень сильно хурритское влияние, земля, судя по всему, считалась неотчуждаемой. Однако примерно в 1400 г. до н. э. в районе Нузи было несколько очень богатых людей, занятых строительством крупных поместий. Такой человек мог преодолеть официальные трудности, получив документ, в котором он «усыновлялся» человеком, потенциальным продавцом земли. Своему «усыновителю» он делал «подарок», по сути являвшийся ценой земли, и получал от него «наследство» в виде земли, которую хотел купить. Далее приводится сокращенный вариант подобного контракта.

«Табличка усыновления, которую Х, сын Y, сделал для усыновления (в связи с) М, сына N.

Х дал М в качестве его части наследства 8 авихари орошаемой земли в Нузи, на берегу канала. <…> В тот же день М дал Х 9 мин свинца в подарок».

Что касается 1-го тысячелетия до н. э., ясно, что в Новоассирийской империи торговля процветала, и развитая экономика, так же как успешные военные действия, были основой могущества Ассирии в это время. Ряд ассирийских царей заявляли об экономическом подъеме и благоприятном уровне цен в период их правления, хотя, как правило, это было связано скорее с подъемом сельского хозяйства, чем торговли. Так, например, Шамши-Адад I утверждал: «Когда я построил храм моего господина Энлиля, цены в моем городе Ашшуре были следующими: два гура зерна за сикль серебра, пятнадцать мин шерсти за сикль серебра. ..»

Иногда снижение цен вызывалось неожиданным притоком товара (например, верблюдов), последовавшим в результате успешной военной кампании. В одном случае связь экономического расцвета с торговлей указана более прямо. Саргон II, говоря об атаке на Египет во время кампании в Палестине, заявил: «Я открыл закрытую (границу) земли Египетской и смешал людей Ассирии и Египта вместе, положив начало подъему торговли».

Следует также напомнить, что основное обвинение пророка Наума в адрес Ассирии заключалось в том, что купцов у нее стало более, нежели звезд на небе (3: 16).

В Вавилонии в 1-м тысячелетии до н. э. внутренняя торговля, по-видимому, в основном находилась в руках крупных храмовых корпораций, таких как Эанна в Уруке. Очевидно, на этом основано большинство взглядов профессора Полани на природу античной экономики. Между тем Оппенгейм справедливо указал (см. ранее в этой главе), что в этот период внешняя торговля использовала механизмы отличные от характеризующих традиционную сконцентрировавшуюся вокруг храмов бюрократию. Вполне возможно, что вне громоздкой централизованной храмовой экономики того времени существовала и свободная торговля, основанная на рыночных началах, между отдельными лицами, сделки между которыми не требовали обязательного документирования. Конечно, в этот период были и записи о ссудах для торговых путешествий, имевшие следующую форму: «Три мины серебра Шумикина… под ответственность Забаба-шум-иддина для (торгового) путешествия. Забаба-шум-иддин будет иметь равную долю в прибыли, которая может быть получена в городе или деревне с Шумикином…»

Упоминания о ссудах широко распространены, хотя, поскольку во многих случаях их назначение не упоминается, они могли выдаваться для сельскохозяйственных, а не для торговых целей. Другой признак существования торговли за пределами храмовой системы в то время – часто встречающиеся контракты, в которых храмовые власти нанимают суда у частных лиц. Это подразумевает, что существовали частные суда, плававшие между городами Вавилонии, и они вряд ли занимались исключительно перевозкой храмовых грузов. Тогда они довольно скоро перешли бы под полный контроль храмов, что в конечном счете и произошло со многими другими сферами жизни Нового Вавилона.

Между тем, несмотря на вероятность существования частной торговли в нововавилонские времена, большинство информации, которой мы располагаем о коммерции Нового Вавилона, относится к торговле, осуществляемой храмами. Этот тип торговли был административным делом, урегулированным между официальными лицами разных храмов. Это ясно из следующего письма, написанного в 616 г. до н. э. шатамму Урука человеком, который называет шатамму Урука братом, а значит, должно быть, занимал аналогичную должность в храме, расположенном севернее.

«Письмо Шузубу, адресованное Мардук-шакин-шуму [известно, что он был шатамму храма Эанна в Уруке] и Надин, моим братьям. Пусть Бел и Набу даруют благополучие моим братьям.

Я послал Бел-наид-шу в Южную Вавилонию за лесом шибешу. Он не знает местности. Пусть мои братья пошлют человека с ним, который знает дорогу, дайте ему продовольствие.

Пусть мои братья отправят чернильных орешков на одну мину серебра, и пусть ваш гонец придет ко мне. Я отправлю белый кунжут, который понравится моим братьям, на одну мину серебра…»

Это письмо также дает пример использования серебра в качестве масштаба цен – при этом серебро не переходит из рук в руки. Такая практика, конечно, была широко распространена на Древнем Ближнем Востоке, и египетский документ, датированный после 1300 г. до н. э., представляет другой хороший пример ее использования. Согласно этому документу (судебный иск), купец ходил из дома в дом, предлагая сирийскую девушку-рабыню на продажу, пока жена одного из чиновников ее не купила. Цена была выражена в серебре, но в действительности была выплачена тканями, предметами одежды и бронзовыми сосудами, причем каждый предмет оценивался отдельно.

Перемещение товаров внутри Вавилона подтверждается многими письмами между храмовыми чиновниками. О том, что такие сделки в письмах рассматривались скорее как административные, чем коммерческие, говорилось в предыдущей главе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Промышленность. Советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну. Перед ним встала сложнейшая задача – восстановление страны. Фашисты превратили в руины 1710 городов, более 70 тыс. сёл и деревень, тысячи заводов, шахт, больниц, школ.

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Промышленность. Советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну. Перед ним встала сложнейшая задача – восстановление страны. Фашисты превратили в руины 1710 городов, более 70 тыс. сёл и деревень, тысячи заводов, шахт, больниц, школ.

§ 29. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 29. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Экономическое развитие страны. Во второй половине XVIII в. в состав Российской империи вошли Правобережная Украина, Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, а также территория между Бугом и Днестром. За 1745 – 1795 гг. количество жителей страны

«Внутренняя жертва»

«Внутренняя жертва» «Извлечение» жертвы становилось обязанностью брахмана.Если ритуал не приводил к нужному ожидаемому результату, это трактовалось как недоработка жреца. Понятное дело, что жрецы стремились подстраховаться и увеличивали время ритуала. Чем пышнее были

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Внутренняя политика Екатерины по своим задачам не была проще внешней. В последней надобно было показать силу империи и удовлетворить национальное чувство; в первой предстояло проявить блеск власти, упрочить положение ее носительницы и согласить

57.

 Внутренняя жизнь

57. Внутренняя жизнь Давид поднял Израильское государство на высшую ступень могущества. Все соседние народы, которые раньше теснили израильтян, теперь трепетали перед ними. Имя великого царя израильского прославилось на весь Восток. Чтобы поддерживать это внешнее

§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Организационной и идеологической основой самодержавного государства являлся монарх. Политика определялась его собственными представлениями о значимости для страны очередной проблемы и ориентацией на те или иные способы ее решения. Эти

§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Монархи и бюрократия. Россия оставалась абсолютной монархией. Управление страной русские монархи осуществляли путем участия в заседаниях высших государственных органов и регулярного просмотра докладов министров и губернаторов. В практику

Внутренняя торговля

Внутренняя торговля Греческий путешественник Геродот, посетивший Вавилон в V в. до н. э., цитирует некую ремарку персидского царя Кира[33] и объясняет, что ее следует расценивать как критику греков, у которых «покупают и продают на рынках (ведь у самих персов вовсе нет

Торговля — международная и внутренняя

Торговля — международная и внутренняя В эпоху народовластия исландцы импортировали как обиходные товары, например ячмень, пшеницу, дерево и льняное полотно, так и разнообразные предметы роскоши. Ряд известных исландцев, например Гицур сын Ислейва (позднее избранный

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА После великого восстания основным достижением в управлении страной была поддерживаемая принцем Гуном практика ускоренного пополнения высшей бюрократии коренными китайцами. Конфуцианские ученые и маньчжурские кланы оставались закоснелыми

1. Внутренняя политика

1. Внутренняя политика 1.1. Основные направления политических и экономических реформ 1990-х гг Программа политических и экономических преобразований в России была выработана и уточнена еще до распада СССР. Она в какой-то мере повторяла общесоюзную программу реформ в эпоху

6. Внутренняя Церковь

6. Внутренняя Церковь Путь спасения человека и натуры раскрыт был в «Пастырском послании» — сочинении гр. Гаугвица, появившемся в 1785 году и тогда же переведенном на русский язык А. А. Петровым.«Пастырское послание» имело очень большое значение в духовной жизни московских

Внутренняя политика

Внутренняя политика Внутренняя политика Екатерины по своим задачам не была проще внешней, считал В. О. Ключевский. Надо было показать силу империи и удовлетворить национальное чувство; проявить блеск власти, упрочить положение ее носительницы и согласить враждующие

Внутренняя пустота

Внутренняя пустота У человека постепенно отнимают самое главное стремление к самоактуализации, способности раскрыть свое «Я». Человек не должен творить, – он должен только потреблять. Опять обратимся к образу исторического кумира.Все люди разделяются на две группы,

Древний Вавилон

1.Причины появления зак Хаммурапи

-судебная реформа в ходе которой он заменил храмовые суды на храмы светские

2.Структура закона –это преамбула или введение, носит религиозный характер. Нормативная часть,заключение-это часть носит сакральный характер.

Содержание- это закон носит частноправовые отношения ,отсутствую нормы публичного права. В этих нормах не говорится о гос-во. Это документ о частных лицах.Отношения имущественного отношения,обязательственные отношения,брачно семейные отношения,деликтные отношения,нормы процессуальных отношений.

3. Законы Хаммурапи в отличии от других восточных кодификации не содержат религиозного и морализующего элемента.

4.Население

-Лично-свободные

1).авиум и мушкены- правовой статус разный. Авиум-полноправное население .Завоеватели , корянные жителивавилона

Мушкен-неполноправный, завоеванный, ограничены в имущественных отношениях(не могли преобретать в собственность недвиж имущ в отличии от авиумов) могли орендовать землю.

Деликтное право для мушкенов более строгое наказание чем бля авиумов.

2)Редум,бакрум –находились в военное службе у царя

3)Тамкар-кредитор,кредитовал вавилон и гос-во .Машанум-купец

-Зависимые

1)Вардум-рабство носило патриархальный характер.у рабов было свое имущество,могли распоряжаться и передавать по наследству, могли заключать мелкие бытовые сделки. Могли вступать в брачные отношения(лруг с другом и свободным населением) Рабы могли участвовать в суд процессе ,могли быть исцами.

5.виды договоров:

-Договор мены(купли продажи) существовал за наличный расчет им в кредит.Предметом могли быть движ и не движ имущества.

-Договор займа-это займ имущественный и денежный(процентный договор)

Долговое рабство-пожизненный характер со временем установлены сроки долгового рабства.

-Договор найма (имущественный найм(аренда),личный найм)

-Договор хранения или поклажи-безвозмездный характер т.е. даром

-договор тамкара и шамала

-Договор товарищества

-Договор дарения

6.Договор займа-характерной чертой является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

7. договор тамкара с шамалу (денежных людей — с торговыми агентами).

8. Вместе с тем тамкар не мог брать более 20% при займе серебра и 33,5% — при займе хлеба (ЗХ, 89). При отсутствии серебра у должника он обязан был брать в счет погашения долга и процентов другую движимость при свидетелях (ЗХ, 90). документа. Причем заемный документ мог содержать в качестве условия возможность выплаты долга предъявителем. Появление такого договора в храмах и при дворце стало своеобразной предтечей векселя.

9.тяжкие преступления: против личности, имущественные и против семьи.

10.Имущественные преступления: кража скота,рабов.

11.Кровосмешение является преступление по зак Хаммурапи (например ,связь матери с сыном ,отца с дочерью и других близких родственников.

12.Виды наказаний: Смертная казнь,членовредительсвто,штрафы,изгнание.

13. В результате судебной реформы Хаммурапи судебная система Вавилонии приобрела следующий вид: каждая община (или общинное объединение) имела собственный общинный суд (коллегию) под председательством общинного старосты по назначению царя; во все крупные города назначались, кроме того, «царские судьи», решавшие прежде всего дела, касающиеся «царских людей», т.е. людей, обязанных царю повинностью или службой («ильком»). Наконец, существовали еще и храмовые суды, роль которых при Хаммурапи свелась к приведению сторон к клятве именем богов. Кроме того, могли быть смешанные суды (так, общинный суд Вавилона мог возглавляться «царским судьей» и становиться одновременно «царским судом», а общинные и храмовые судьи могли кооптировать друг друга в одну коллегию). Царь не осуществлял судебных полномочий (иное дело, что он мог налагать наказания в чрезвычайном административном порядке), но направлял те или иные дела в определенные суды с указанием, какую норму закона здесь надо применить.

14.

15.субъекты брачных отношений, муж и отец невесты.

16. Допускались смешанные браки между рабами и свободными; в таких случаях рабыня возвышалась до свободной, а свободная сохраняла свое социальное положение; дети в обоих случаях были свободны.

17.Замужняя женщина не была бесправна. Она могла иметь своё имущество, сохраняла право на имущество ,имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.

18. Если муж попадал в плен, жена могла в его отсутствие выйти замуж только в том случае, если ей нечем жить; по возвращении из плена мужа она обязана была к нему вернуться, даже если успела вторично выйти замуж. Этого не было, если муж самовольно покидал дом и отечество, а также если муж отказывался жить с женой.

19. Дарение в Вавилоне стало своеобразным эквивалентом наследования по завещанию. Дар мог предназначаться дочери в качестве приданого, сыну — для женитьбы или для последующей передачи в качестве приданого сестре, а также жене, которая могла отдать дар мужа после его смерти любому из своих детей.

Прекрасный Вавилон: жемчужина древнего мира

Месопотамия — «земля между двумя реками» — породила множество первых великих городов мира. Великолепный город Вавилон, расположенный между водами Евфрата и Тигра примерно в 97 километрах (60 милях) к югу от Багдада, был одним из них. В отличие от многих городов, которые пали и исчезли, Вавилон был стойким, снова и снова возрождался из собственного пепла, даже когда новые завоеватели вторгались и захватывали его. Однако удовольствие, которым наслаждались его обитатели, имело свою цену, поскольку столь желанный Вавилон всегда считался наградой за взятие.

Вавилон веками находил отклик в иудео-христианской культуре. Книги Ветхого Завета повествуют об изгнании евреев в Вавилон после разграбления Иерусалима, у вод которого они «сели и плакали». Ко времени Нового Завета город стал мощным символом: порочный земной город-близнец чистого, небесного Нового Иерусалима.

Помимо библейской традиции, Вавилон интриговал греческих и римских писателей, которые пополнили богатую коллекцию легенд, дошедших до наших дней. Греческий историк Геродот писал о Вавилоне в пятом веке до н. э. Ряд несоответствий в его отчете заставил многих ученых поверить в то, что он никогда не путешествовал туда и что его текст может быть ближе к слухам, чем к историческим фактам. Популярные рассказы о фантастических сооружениях Вавилона, таких как Вавилонская башня и Висячие сады, также могут быть результатом легенд и путаницы. Тем не менее, для историков и археологов Вавилон — это реально существующее место в центре яркой месопотамской культуры, над которой он доминировал на протяжении многих столетий.

Хронология: передача власти

  • 19–16 вв. до н. э.
    Правление амореев, включая царя Хаммурапи. Позже хетты захватывают город.
  • 16-11 вв. до н.э.
    Касситы захватывают Вавилон. Позже халдеи и арамеи борются за контроль над городом.
  • XI–VII вв. до н. э.
    Период ассирийского правления закончился халдеями, которые будут процветать при Навуходоносоре II.
  • Седьмой–шестой века до н. э.
    Золотой век Вавилона под властью халдеев заканчивается персидским царем Киром Великим в 539 г. до н. э.
  • До седьмого века н.э.
    Македонцы, Селевкиды и Сасаниды контролируют Вавилон до прихода ислама.

Город городов

Местонахождение Вавилона было впервые обнаружено в 1800-х годах на территории современного Ирака. Более поздние раскопки, предпринятые немецким археологом Робертом Колдевеем в конце 19-го и начале 20-го веков, установили, что город несколько раз строился и перестраивался, в первую очередь в щедрых масштабах его царем Навуходоносором II (годы правления 605–561 до н. э.). . Находки Колдевея выявили древний очаг культуры и политической власти. В ходе этих раскопок было обнаружено то, что должно было стать одной из самых величественных вавилонских достопримечательностей, построенных Навуходоносором II: ослепительно голубые ворота Иштар, которые теперь реконструированы и выставлены в Пергамском музее в Берлине.

Вавилон впервые приобрел известность в конце бронзового века, примерно в начале второго тысячелетия до нашей эры, когда он был заселен людьми, известными как амореи. Череда сильных аморейских царей, включая царя Хаммурапи, прославившегося составлением первого в мире свода законов, позволила Вавилону затмить шумерскую столицу Ур и стать самым могущественным городом региона. Хотя Вавилон пришел в упадок после смерти Хаммурапи, его значение как столицы южной Месопотамии, ныне известной как Вавилония, сохранялось на протяжении тысячелетий.

Оставшуюся часть второго тысячелетия до н. э. за контроль над Вавилоном вспыхивала постоянная борьба. Его последовательно занимали хетты и касситы; позже халдейские племена боролись за господство с другим племенем, арамейцами из Сирии (племя, которое также вступало в ссору с Израилем). К 1000 г. до н. э. ассирийцы, основавшие могущественную империю в северной Месопотамии, одержали верх. Но, несмотря на периоды стабильного правления, Вавилон всегда переходил к кому-то другому. Учитывая этот образец постоянных завоеваний — Кир Великий в шестом веке до н. тысячи лет.

Сами вавилоняне прекрасно осознавали древность своей цивилизации. Один из преемников Навуходоносора, Набонид, теперь известен современным историкам как «царь-археолог». Ученый человек, он восстановил древние архитектурные и культурные традиции региона, особенно традиции Аккадской империи, господствовавшей в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. мимо.

Золотой век Вавилона

Вавилон пережил свой расцвет в седьмом и шестом веках до нашей эры, когда он считался самым большим городом в мире. Новая династия, основанная племенем, известным как халдеи, вырвала власть у ассирийцев в начале 600-х годов до н. э. Второй правитель халдейской линии прославился как жестокостью, так и богатством: Навуходоносор II, царь, который разграбил Иерусалим и отправил пленных евреев в столицу своей новой и все более могущественной региональной империи.

Успешный военный Навуходоносор использовал богатство, полученное в других землях, для восстановления и прославления Вавилона. Он завершил и укрепил оборону города, в том числе вырыл ров и построил новые городские стены. Не обошлось и без проектов благоустройства. Великий Путь процессий был вымощен известняком, храмы были отремонтированы и перестроены, а также возведены славные Ворота Иштар. Построенные из глазурованного кобальтово-голубого кирпича и украшенные быками и драконами, городские ворота украшены надписью, приписываемой Навуходоносору, которая гласит: «Я поместил диких быков и свирепых драконов в воротах и ​​таким образом украсил их роскошным великолепием, чтобы люди могли смотреть на них в изумлении».

Граждане Вавилона считали свой город раем — центром мира и символом космической гармонии, возникшей, когда его верховное божество, бог Мардук, победил силы хаоса. Распространение культа Мардука в Месопотамии было доказательством престижа Вавилона. Ни один древний город не вызывал такого вожделения и страха, такого восхищения и позора.

Но в еврейской традиции Навуходоносор был тираном, а Вавилон мучением. Царь завоевал Иерусалим в начале шестого века до н. э. и сослал евреев в Вавилон. Библия говорит, что он также украл священные предметы из еврейского храма и увез их обратно в Вавилон, чтобы поместить в храме Мардука.

В наказание за его неуважение Библия повествует в Книге Даниила, как падет род Навуходоносора. По сюжету Валтасар, наследник престола, устроил пир на священных сосудах, украденных из Иерусалима. Во время празднеств появляется призрачная рука, а на стене появляются странные письмена, образующие загадочные слова: Мене, Мене, Текел, Уфарсин. Перепуганный царь приводит изгнанника Даниила, чтобы тот истолковал надпись на стене. Даниил читает это так: «Бог сосчитал дни царства твоего… [оно] дано мидянам и персам».

Предсказание Даниила сбылось: в 539 г. до н. э. Вавилон пал перед персидским царем Киром Великим, и евреи вернулись домой из изгнания. Через два века город будет завоеван Александром Македонским в 331 г. до н. э. Хотя Александр планировал сделать Вавилон столицей своей империи, он умер до того, как это произошло. Великий город в конце концов будет покинут его преемниками, а великолепие Вавилона перейдет в область легенд.

Заблуждения и правда

Одной из самых известных историй о Вавилоне является история о Вавилонской башне, история, которая, по мнению некоторых библеистов, может быть основана на неправильном переводе или искусном каламбуре. В Книге Бытия рассказывается, как выжившие во время Великого потопа хотели построить башню, которая достигала бы небес, но Бог поражает строителей за их высокомерие и рассеивает их по Земле, где они вынуждены говорить на множестве разных языков.

История берет свое начало от еврейской веры в то, что название Вавилон образовано от еврейского слова, означающего путаницу или смешение (от которого происходит английское слово «болтовня»). По иронии судьбы, эта интерпретация сама по себе была смешением языков. В аккадском языке корень слов Вавилон и Вавилон не означает смешение; оно означает «врата богов».

Археологи полагают, что башня, упомянутая в библейской истории, может быть Этеменанки, гигантским зиккуратом в Вавилоне, посвященным Мардуку. Его название, как ни странно, означает «храм основания неба и земли», что согласуется с именами, упомянутыми в рассказе. Когда ее обследовали в 1913 году, Этеменанки обнаружили, что башня, которая якобы доходила до небес, на самом деле была бы ближе к 61 метру (200 футов) в высоту.

Еще одна красочная история древнего города связана со сказочными Висячими садами Вавилона, одним из семи чудес древнего мира. Есть много теорий, связанных с садами, от их точного местоположения до личностей их строителей. Некоторые предполагают, что сады были частью царского дворца в самом Вавилоне, в то время как другие считают, что они были построены вообще в другом городе. Одна история происхождения утверждает, что Навуходоносор построил их для своей жены Амитиды.

В ходе раскопок древнего города Колдевея его команда обнаружила таинственное сооружение в одном из углов южного дворца Вавилона. Он состоял из 14 длинных комнат со сводчатыми потолками, выложенных в два ряда. На участке обнаружен комплекс колодцев и каналов. Даже среди академической атмосферы этого проекта сохранялась определенная готовность поверить в фантастические истории Вавилона. Была ли это та инфраструктура, которая снабжала легендарные Висячие сады Вавилона? У ученых есть более прозаическая теория относительно роли этого сооружения: склад, используемый для распределения кунжутного масла, зерна, фиников и специй.

Так где же в городе могли быть эти знаменитые сады? Возможно, вообще нигде. Нет ни одного текста времен Навуходоносора II, в котором упоминалось бы о строительстве подобных садов. Не упомянул о них и греческий историк Геродот. Единственные письменные упоминания появились намного позже, от таких ученых, как Диодор Сицилийский, Квинт Курций, Страбон и Флавий Иосиф Флавий, все они писали в то время, когда Вавилон был заброшен.

Возможно, неудивительно, что Вавилон окружает столько путаницы, когда тексты греческих и римских авторов часто путали ассирийцев с вавилонянами. Когда в первом веке до н. э. Писатель Диодор Сицилийский описывает стены Вавилона, но на самом деле он описывает стены Ниневии, столицы Ассирийской империи. Он описывает сцену охоты, которая не похожа ни на одно произведение искусства, найденное во дворцах Вавилона. Однако оно соответствует описаниям охотничьих рельефов, обнаруженных на ассирийских дворцах в Ниневии.

Эта путаница может быть частично связана с тем, что некоторые цари Ассирии, такие как Сеннахирим (годы правления 704–681 гг. до н. э.), носили титул царя Вавилона. Еще более интригующе то, что изображение этого ассирийского царя, найденное на барельефе в Ниневии, изображает лиственные сады, орошаемые акведуком. Могло ли быть так, что знаменитые сады все время находились в Ниневии?

Неудобные исторические реалии никогда не мешали правителям переделывать историю Вавилона по своему собственному подобию и попутно создавать новые мифы. Один из самых наглых примеров не из древности, а из 19 века.80-х годов, когда Саддам Хусейн — тогдашний диктатор Ирака — задался целью создать реконструкцию своего королевского дворца. Как и его предшественники, он оставил надписи на своих строительных проектах. На некоторых кирпичах Хусейн написал по-арабски: Построен Саддамом, сыном Навуходоносора, чтобы прославить Ирак.

Первоначально опубликовано журналом National Geographic Magazine и natgeo.com в январе 2017 г.

АНЭ СЕГОДНЯ — 201907 — Какие виды ритуалов действительно проводились внутри поздневавилонских храмов?

Какие виды ритуалов действительно проводились внутри поздневавилонских храмов?

Росио Да Рива

 

Поздний вавилонский период (конец 1-го тысячелетия до н. э.) является одним из наиболее известных историкам и филологам древней Месопотамии из-за огромного количества дошедших до нас клинописных табличек на аккадском языке. нам.

Большое количество табличек, примерно от 3500 до 4000, было обнаружено в 19 веке при раскопках Вавилона, особенно в окрестностях храма Эсагиль, посвященного поклонению богу-покровителю Вавилона Мардуку. Таблички, многие из которых сейчас находятся в Британском музее, содержат тексты, посвященные всей программе наук и искусств, которыми могли овладеть древние писцы. Ученые предполагают, что все документы когда-то принадлежали храмовой библиотеке Эсагиля, действовавшей между IV и I веками до н. э. как подлинное хранилище «научного совершенства» наравне со знаменитой Александрийской библиотекой. Тексты включают очень важную группу ритуалов, относящихся к другим храмам Вавилона, которые содержат подробные описания процедур и действий, которые должны выполняться во время богослужения.

Планшет BM 32485 (AN310598001), © Trustees of the British Museum.

 

Планшет BM 92686 (AN01324116), © Trustees of the British Museum.

 

Планшет BM 92704 (AN01324027), © Trustees of the British Museum.

 

Завоевание Вавилонии персами (539 г. до н. э.) привело к радикальным преобразованиям в Месопотамии. Он ознаменовал конец последнего независимого государства в Вавилонии и прогрессирующий упадок многовековой официальной культуры, переданной через аккадский и шумерский языки клинописью на глиняных табличках. Эта элитарная городская культура вращалась вокруг политической власти (корона) и религиозной власти (храмы), в то время как основная часть населения выражалась на арамейском языке, язык и письменность которого (как правило, на скоропортящихся материалах) заменяли аккадский на протяжении первых веков. половине I тысячелетия до н.

Гораздо более важным было присоединение огромной территории к империи Александра Македонского (331 г. до н. э.). Селевкиды, преемники Александра в Сирии и Месопотамии, изменили культурную и социальную конфигурацию Вавилонии. Когда политическая власть находилась в руках иностранцев, а столица региона переместилась в Селевкию-на-Тигре в конце IV века до н. Ближнего Востока было решено.

Хотя шумеро-аккадская культура была подорвана веками чужеземного культурного влияния и сведена к жреческим установкам, она не исчезла еще какое-то время. Действительно, интеллектуальная деятельность, научная и литературная деятельность этого периода выделяют его как один из кульминационных моментов вавилонской истории. Эта активность и динамизм в науке и исследованиях, в культивировании разного рода знаний, в литературной и научной деятельности происходили в храмах, которые играли ключевую роль в социальной и интеллектуальной жизни Вавилона и в сохранении его древней культурной и культурной жизни. литературное наследие.

Библиотека храма Эсагиль содержала широкий выбор технических текстов (астрономия, математика, медицина, религия, экзорцизм, гадание), а также коллекцию литературных и исторических текстов. Ученые, работающие в Эсагиле, не только сохраняли и охраняли эти знания, но также исследовали и выпускали новые справочники. Социокультурные условия эллинистического периода стимулировали творчество, исследования и науку.

Среди этих текстов мы находим таблички и фрагменты, в основном неопубликованные, относящиеся к аспектам ритуалов, церемоний и топографии вавилонских храмов. Тексты изображают поклонение божествам в храмах столицы Вавилона, особенно в храме Эсагиль, посвященном вавилонскому богу-покровителю Мардуку, а также в святилищах в близлежащих городах, таких как Борсиппа, Дилбат, Марад или Сиппар. В дополнение к знаменитому новогоднему празднику (Акиту) тексты описывают другие праздники и случаи поклонения, а также множество литургий и событий, связанных с храмовым богослужением, будь то периодические по своему характеру (ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные события) или чрезвычайные ( затмения Солнца или Луны, церемонии коронации и др.).

Неясно, действительно ли ритуальные тексты содержат информацию о церемониях и обрядах, проводившихся в этот период, потому что нельзя исключать, что они могут быть копиями более старых композиций, в которых записаны ритуалы в прошлом. В любом случае тексты имеют исключительное значение для изучения религии в Вавилонии, независимо от даты их создания. Поскольку они содержат ритуалы, представляющие собой своего рода тщательно разработанное руководство по ритуальным процедурам, мы имеем в своем распоряжении большой корпус, в котором мы можем найти описания всех видов поклонения, таких как подношения и возлияния богам, а также молитвы и песни, которые читаются во время литургии. Ритуалы касаются различных тем общественного богослужения, таких как праздник Нового года, вечернее бдение, пагубные последствия лунного затмения и т. д.

Ритуальные тексты содержат массу информации о проведении общественных культов в святилищах вавилонских городов. Изучение ритуальных текстов также необходимо для полноты картины храма Эсагиля и как библиотеки (где записывались и хранились ритуальные тексты), и как храма (в котором предположительно проводились ритуалы, прописанные в текстах). .

Карта храма (AN170307001), © Trustees of the British Museum.

 

Другим важным аспектом является идентификация участников церемоний, чтобы лучше понять структуру и работу храмов и их персонала. Изучая людей, проводивших ритуалы (например, жрецов, экзорцистов, музыкантов и певцов), мы можем лучше понять функции тех, кто работает в храмах, не только в исполнении ритуалов, но и в других сферах деятельности. например, в их экономической, культурной и социальной сферах.

Ритуалы также предоставляют очень ценную топографическую информацию о храмах и их часовнях, алтарях и пьедесталах, на которых размещались божества. Поскольку инструкции к ритуалам всегда относятся к конкретным богам и конкретным местам, они полезны для реконструкции топографии храмов (их размеров, структуры, архитектурных особенностей и убранства) и городов, где проводились ритуалы (их планы улиц). , мосты и городские часовни). Тексты содержат информацию, которую мы не можем изучить из археологических данных.

Наконец, ритуалы иллюстрируют божества, которые были в центре литургических служб, а также пространственные и иерархические отношения, существовавшие между различными богами и богинями. Информация такого рода редко встречается в канонических текстах, что делает ее очень ценной для изучения вавилонского пантеона.

Официальное богослужение совершалось в храмах и святилищах. В эллинистический и парфянский периоды основным (но не единственным) святилищем в Вавилоне был Эсагил, посвященный Мардуку, богу-покровителю Вавилонии. Археологические и документальные источники показывают, что Эсагиль состоял из нескольких построек. Это был храмовый комплекс, в который входили другие второстепенные храмы, часовни, административные здания, библиотеки и так далее. Судя по текстовым и иконографическим свидетельствам, вавилонский пантеон не изменился после завоевания Александром Македонским, а храмы сохранились в топографии города, несмотря на политические изменения.

Посещение богослужений и организация ритуалов и церемоний были задачами персонала храма, должности и обязанности которого сильно различались. В документах содержится информация о приготовлении и подаче блюд и подношений богам, чтении молитв, пении хвалебных гимнов и ритуальных оплакиваний, уходе за статуями богов, организации ежедневного храмового культа, совершение экзорцизма, очищение помещений или богов и так далее. Главным должностным лицом был первосвященник ( aḫu rabû ) и большая часть высокопоставленного персонала ( sangû, āšipu, barû ) были мужчинами. Многие из этих людей принадлежали к категории, известной как ērib-bīti , буквально «(человек), который может войти в храм». Этим лицам было разрешено входить в храм и выполнять обязанности ремесленников (золотых дел мастеров, серебряных дел мастеров, плотников), сотрудников, ответственных за приготовление и подачу подношений еды и питья (повара, пекари, пивовары и т. д.), или служителей храма. ритуалы или церемонии.

Ритуальные тексты, посвященные богиням, также упоминают большое количество женского персонала: жриц, певиц и других служителей культа. В этих документах, особенно в документах, относящихся к богиням Иштар и Наная, также фигурируют участники поклонения и ритуалов, принадлежащие к категориям, которые сегодня можно описать как третий пол, например, assinnu и kurgarru .

Алебастровая статуэтка Иштар(?), AO 20127 (Музей Лувр, Париж), Изображения из Википедии.

 

Документы также содержат новые сведения об участии короля в богослужении. Действительно, в текстах описывается активное участие монарха в праздновании Нового года, когда он распевал песнопения или читал молитвы, делал или принимал подношения или принимал участие в различных праздниках и церемониях (ритуалы храмостроительства или лунного ритуала). затмение). Как уже отмечалось, ничто не указывает на разрыв между культом нововавилонского и персидского периодов и эллинистическим и аршакидским периодами, но неясно, принимали ли македонские цари участие в поклонении так же активно, как их предшественники. Возникающий образ царя Селевкидов — это образ монарха, который был очень «активен» в поклонении. Возможно, участие эллинистической монархии в богослужении и очевидное участие царя в соответствии с традициями и обрядами предков указывают на политическое желание быть связанным с законным династическим прошлым Вавилонии.

Карта Вавилона Роберта Миньяна (1829 г.), изображения из Википедии.

 

В месопотамской религии боги представлялись в виде антропоморфных статуй, которые функционировали как божественные образы, но также представляли личность конкретного божества, которое появлялось в почти человеческом аспекте. Богов (то есть их статуи) нужно было кормить и пить, одевать и раздевать, мыть и укладывать отдыхать, причесывать, украшать драгоценностями и наносить макияж. Помимо прочего, их также нужно было готовить к праздникам и особым случаям и нести в процессии, чтобы посетить других богов в других храмах и городах.

Вавилонская богиня (AN388409001), © Trustees of the British Museum.

 

Религиозные церемонии, ритуалы и праздники были основой поклонения богам и служили элементами связи между божественным и человеческим царствами. Кроме того, церемонии выполняли функции вех в годовом календаре поклонения, каждая со своей целью и функцией. Конечной функцией всех церемоний была защита общества, а также забота и охрана отношений с божественным.

Цилиндрическая печать с ритуальной сценой (AN23388001), © Trustees of the British Museum.

 

Глиняная табличка с изображением дракона
mušhuššu (AN864693001), © Trustees of the British Museum.

 

Были основные ритуалы, которые нужно было выполнять ежедневно, другие — ежемесячно или ежегодно, и так далее. Кроме того, некоторые церемонии проводились по особым случаям, например, при строительстве храма или во время затмений Солнца или Луны. Периодичность церемоний была четко обозначена в вавилонском календаре в соответствии с астрономическими наблюдениями.

День начинался и заканчивался на закате, но с точки зрения богослужения день начинался утром, незадолго до восхода солнца, с церемонии, известной как «пробуждение храма», за которой следовал ритуал «открытия храма». ворота». В зависимости от того, был ли день посвящен особым праздникам, следовала определенная серия церемоний, таких как два утренних приема пищи и два послеобеденных приема пищи. Культурный день закончился после расчистки двух полдников с «закрытием ворот храма».

Ключевым элементом поклонения является подношение еды и питья, организованное в фиксированной последовательности, жертвенный стол, очищение водой, ароматизация воздуха ароматическими веществами и освящение. Предлагались все виды еды и напитков, особенно фрукты, мясо и молочные продукты. Божественные трапезы оживлялись музыкой и чтением молитв. Занавески, помещенные перед божественными фигурами или в их часовнях, играли важную роль в придании трапезе пространственной структуры, выделяя места подношений, и временной, поскольку открывание и закрывание занавесей перемежало акты поклонения.

Рельеф Берни (AN33323001), © Trustees of the British Museum.

 

Эти ритуальные тексты ясно свидетельствуют о преемственности вавилонской культуры в эллинистический и парфянский периоды. Эта культура сохранилась в храмах крупных городов, жизнеспособность которых можно изучить не только по тысячам документов об их хозяйственной и административной деятельности, но и по обрядам и церемониям, связанным с богослужением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *