История рыцарей: варварские корни
Рыцари — это одна из самых популярных тем в истории: их статус и быт в средневековой Европе обсуждали всегда, а этические и моральные представления этого сословия часто идеализировались. С годами было развеяно огромное количество мифов и догадок, связанных с европейскими рыцарями. Однако до сих пор существует ряд спорных вопросов, которые имеют прямое отношение к знатным воинам. К примеру — генезис этого явления общественной жизни эпохи Средних веков.
Откуда же «растут ноги» у рыцарства как сословия? Да и как они сами относились к своему прошлому?
Качества рыцаря и идолы для поклонения
На пике расцвета рыцарства, в XII веке, знатные воины полагали, что их родословная восходит к графам Карла Великого. Также часто упоминались в семейной истории рыцарей франкские воины эпохи Меровингов. Особенно сильно это проявилось во времена крестовых походов: средневековые авторы проводили связь между суровостью и справедливостью в бою франкских дружинников и деяниями рыцарей креста в Святой земле.
Крестоносцы высаживаются. (Pinterest)
Обращение к античному наследию дало свои плоды — сочинения Тацита во многом помогли углубить «корни» рыцарства. Военная знать раннего Нового времени нашла себе других предков — древних германцев. Их традиционный уклад жизни, представления о войне, доблести и преданности делу оказал влияние на культуру конных воинов средневековой Европы. Скажем так, германцы немного не дотягивали до шевалье: им явно не хватало чувства меры и порядочности. Хотя и этот тезис по отношению к отдельным представителям рыцарского сословия можно оспорить.
Варварские традиции
Но мы никоим образом не должны замыкаться только на древних германцах. Был ещё и другой пласт культуры: в рыцарском эпосе прослеживаются также и кельтские традиции.
Гай Юлий Цезарь в своём сочинении «Записки о Галльской войне» отмечал особую храбрость галлов, которая превосходила лучшие боевые качества германцев. Страбон также писал об отваге и боевом задоре кельтов. Но, к 52 году до н. э. пальму первенства перенимают германцы как самые неистовые и смелые враги Рима и армии Юлия Цезаря.
Античные авторы зафиксировали характерную черту воинственных варваров: да, им безусловно свойственна отвага, но также в их действиях было много чванства и безрассудства. И, конечно же, тяга к роскоши и украшениям.
Знаменитый полководец выделял у галлов две уважаемые прослойки населения: друидов и всадников. Последние занимались только войной и выступали в походы со своими клиентами и подданными. Главным критерием их статуса была воинская доблесть и отвага.
Образ германцев в римских исторических сочинениях был более брутальным. Их жизнь состоит только из охоты или войны. Истинным показателем доблести и храбрости германцев является то, насколько далеко их соседи живут от германских поселений. Чем больше страха — тем дальше соседи. Хотя они гостеприимны и целомудренны, живут в гордом одиночестве. Их основной доход — набеги и войны. Ведение домашнего хозяйства и обработка земли — удел рабов, женщин и детей. Конечно, и Тацит, и Цезарь идеализируют германцев. Война не могла длиться вечно: охота сменялась широкими застольями с яствами, хмельными напитками и весельем. Постоянные попойки и чревоугодие — удел скорее верхушки племенной организации. Свободные члены общины жили в умеренности и вместе с зависимыми категориями населения германских деревень, пока не получали право носить оружие или же пока их авторитет в общине не возрастёт.
Возвращение из похода. (renegadetribune.com)
Поиск отличий
Оружие получено — потеря его равносильна смерти. Величайший позор для германских воинов. Следующий шаг — вступление в дружину. Состязание в силе и присяга, с последующим приобретением звания от вождя. Но всё же главные критерии в отборе — это знатность и доблесть. Положение в обществе, престиж семьи, репутация и заслуги отца воина — всё это сказывается на положении новоиспечённого дружинника. Нельзя не соответствовать уровню храбрости и доблести своего вождя. Выйти из боя с потерей главы дружины — позор и непростительная вещь.
Битва римлян с германцами. Источник: pinterest.comВопросы в плоскости кровнородственных отношений решались в обязательном порядке. Воин никогда не манкировал честью семьи. Подобные характеристики также можно отнести к рыцарским фамилиям Средневековья.
Кавалерия Карла Великого. (medievalmuseum.ru)
Итог
Жизненный уклад германцев не претерпел сильных перемен и к исходу античной эпохи. Усиливался лишь импульс: германские ватаги стремительно прошивали территорию Римской империи в III-IV веках. Романо-германский синтез набирал обороты. Христианство также наложило свой отпечаток на общественную жизнь германских племён и первых варварских королевств, но представления о войне и боевые традиции остались, по сути, незыблемыми. Эпоха Карла Великого и время становления Священной Римской империи явно показало преемственность конного ополчения от дохристианских предков. Влияние воинских порядков варваров на культуру средневекового рыцарства не поддается никаком сомнению.
Сборник: Перестройка
Изменения в политической и экономической структуре Советского Союза в 1987-1991 годах были нацелены на всестороннюю демократизацию.
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Единственный президент СССР Михаил Горбачёв
Единственный президент СССР Михаил Горбачёв
2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.
- Тесты
- Европа
- XX век
Перестройка
Перестройка
Какую карьеру построил бы ты?
- Статьи
- Европа
- XX век
Последний день Советского Союза
Последний день Советского Союза
Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Перемен требуют наши сердца»
«Перемен требуют наши сердца»
Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.
- Статьи
- Европа
- XX век
Перестройка: сценарий преобразования СССР
Перестройка: сценарий преобразования СССР
Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Единственный президент СССР Михаил Горбачёв
2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.
- Тесты
- Европа
- XX век
Перестройка
Какую карьеру построил бы ты?
- Статьи
- Европа
- XX век
Последний день Советского Союза
Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Перемен требуют наши сердца»
Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.
- Статьи
- Европа
- XX век
Перестройка: сценарий преобразования СССР
Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
- Статьи
- Европа
Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
- Статьи
- Америка
- XX век
«Свободу Анджеле Дэвис!»
- Статьи
- Америка
- XX век
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
- Статьи
- Европа
- XX век
Прекрасный СССР будущего: что предрекали футурологи
- Статьи
- Европа
- XVI век
Екатерина Говард, королева на 500 дней
- Статьи
- Европа
- XX век
Почему погиб «Титаник»?
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Что, если бы Берия пришёл к власти
- Статьи
- Европа
- I век
За столом у Калигулы
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Статьи
- Африка
- XIV век до н. э.
Короткая жизнь дочери Нефертити
- Статьи
- Америка
- XX век
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
- Статьи
- Африка
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
- Статьи
- Европа
- IX-XI вв.
Соседи Древней Руси
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 282683
- 📚 Статьи
- 👀 219013
- 📚 Статьи
- 👀 192400
- 📚 Статьи
- 👀 63091
- 📚 Статьи
- 👀 53779
- 📚 Статьи
- 👀 51867
- 📚 Статьи
- 👀 51353
- 📚 Статьи
- 👀 45174
- 📚 Статьи
- 👀 34613
- 📚 Статьи
- 👀 27201
- 📚 Статьи
- 👀 423133
- 📚 Статьи
- 👀 363682
- 📚 Статьи
- 👀 295419
- 📚 Статьи
- 👀 282683
- 📚 Статьи
- 👀 231861
- 📚 Статьи
- 👀 219013
- 📚 Статьи
- 👀 216906
- 📚 Статьи
- 👀 209139
- 📚 Статьи
- 👀 205203
- 📚 Статьи
- 👀 201125
Средневековье: о рыцарях и не только
- Рыцарский дневник. Записки Тобиаса Бургесса, пажа
- Рыцарь. Руководство для начинающих
- Рыцари. Загадочный мир прошлого
- Прятки с Тимкой и Тинкой. Средние века
Ричард Платт
«Рыцарский дневник. Записки Тобиаса Бургесса, пажа»
Художник Крис Ридделл
Перевод с английского Татьяны Мучник
Издательство «Качели», 2020
Книга написана как дневник мальчика, живущего в средневековом замке. Конечно, жанр дневника – это погрешность против историчности, но он позволяет описывать ежедневный быт персонажей, реконструировать действительность прошедших эпох. «Автор» дневника примерно того же возраста (7‒9 лет), что и читатель, в руки которого попадут книги. Этот прием обеспечивает герою мгновенную читательскую симпатию и понимание. И то, что читатель уже установил связь с героем книги, позволяет ему лучше прочувствовать условия жизни ребенка из прошлого. Но при этом с героем часто случается что-то трудно представимое: например, в одном из эпизодов в качестве наказания мальчишки его пальцы зажимают в колодках. Несмотря на драматичность многих описываемых ситуаций, книга эта очень детская – душевная, с относительно хорошим концом.
В книге много текста, поэтому изучать ее лучше всего вместе со взрослыми.
Подробнее о книге читайте в статье «История в детских книгах: серьезно или смешно?».
С. Тэплин
«Рыцарь. Руководство для начинающих»
Издательство «РОСМЭН», 2017
Эта книга и правда настоящее пособие по тому, как стать рыцарем. С большой долей юмора и иронии в ней рассказывается о том, как строить отношения с прекрасной дамой и сеньором, как выбрать замок и доспехи, как вести себя в бою и придумать фамильный герб. Несмотря на почти разговорный стиль изложения, в книге действительно много информации о том, как рыцари жили, тренировались, сражались, а также об отношениях между различными сословиями средневекового западноевропейского общества. Благодаря тому, что текст «несерьезный» и страницы им не перегружены – в книге очень много рисунков, в том числе комиксовых вставок с баблами-репликами, – это руководство наверняка очень понравится детям, которые не жалуют обычные «серьезные» энциклопедии.
«Рыцари. Загадочный мир прошлого»
Художник Сусанна Домбаян
Издательство «Лабиринт Пресс», 2017
Эту книгу ребенок может разглядывать часами: заглядывать под окошки, раскрывать клапаны, осматривать со всех сторон поп-апы. Каждый разворот книги представляет собой большую иллюстрацию с интерактивными элементами и посвящен какой-то одной стороне рыцарской жизни: обучению, обустройству замка, рыцарскому турниру. Текста в книге не очень много, он разбит на небольшие блоки и связан с иллюстрациями. При этом ребенок узнает все самое важное, что надо знать о рыцарях: кто такие сеньоры и вассалы, как проходила осада замков, куда и зачем ходили походами рыцари. Изучать книгу дети могут начиная лет с 5‒6, если они уже достаточно хорошо умеют читать. Правда, иногда может понадобиться помощь родителей, чтобы объяснить некоторые не самые простые слова: «дворянин», «измор», «тактика».
Александра Литвина, Татьяна Долматова
«Прятки с Тимкой и Тинкой. Средние века»
Художник Софья Бестужева
Издательство «Пешком в историю», 2017
Исторические серии издательства «Пешком в историю» посвящены какой-то одной эпохе и строятся вокруг центральных книг-энциклопедий. Энциклопедия, входящая в средневековую серию – «Мир в XIII веке» – предназначена детям начиная с 11‒12 лет, ближе к тому возрасту, когда Средневековье начинают изучать в школе. А те, кто помладше, могут познакомиться с этой эпохой в виммельбухе «Прятки с Тимкой и Тинкой. Средние века». Каждый разворот посвящен какой-то одной стороне средневековой жизни: мышата Тимка и Тинка оказываются на городской площади, в мастерской ремесленника, в замке феодала, у викингов. Вокруг большой центральной иллюстрации расположены короткий текст об изображенном здании, месте или общественном устройстве и задания: на центральном рисунке нужно найти персонажа или предмет, о которых можно узнать подробнее из небольших познавательных рассказов. Играя, ребенок узнает, как работали средневековые кузнецы, как выглядела письменность викингов и откуда взялся слон при дворе императора Карла Великого. Продолжить знакомство со Средневековьем можно с помощью исторического задачника «Средневековый лабиринт» и познавательной игры «Средневековый переполох».
Все главное на Папмамбуке
Подпишитесь на материалы «Папмамбука» – и каждую неделю вы будете узнавать интересное о книгах, их создателях и читающих детях.
Эти средневековые рыцари были «супергероями» своего времени.
История
Эпические сказки, хвалебные стихи и фантастические легенды окружали знаменитых рыцарей Средневековья. Их храбрость в битвах и победы на турнирах вдохновили на невероятные рассказы как фактов, так и вымыслов.
Автор: Alberto Reche
Опубликовано 28 апр 2022, 18:27 BST
Рыцари — одни из самых знаковых персонажей Средневековья. Их происхождение восходит к падению Римской империи в Западной Европе, последний император которой, Ромул Августул, был свергнут германским военачальником в 476 г. н.э. между церковью и господствующими местными лордами.
Церковь поддерживала лордов, частично помазывая королей и лордов как избранных Богом правителей, но также контролировала их, опасаясь лишить Божьего одобрения интердиктом и отлучением от церкви. Союзы между папством и королем франков продлились 500 лет. Со временем это было воспроизведено по всей Европе и одновременно привело к росту феодализма и поддержало его, систему, зависящую от рыцарей для поддержки королевства и церкви, а также способ их вербовки обществом.
( Средневековая элита использовала мытье рук как искусную «игру силы». Вот как .)
На снимке герб Эдуарда III Английского, короля-воина, чье правление было отмечено культурой рыцарства.
Фотография Look and Learn/Bridgeman/ACI
Феодальная система была основана на сложной сети прав и обязанностей между правителями, дворянами, крепостными, крестьянами и свободными людьми. При незначительной торговле или ее полном отсутствии земля и ее продукты были единственными формами богатства, а вместе с ним и власти. Каждый феодал властвовал над своим земельным наделом и его народом. Со временем феодализм был построен на единообразии, ранее навязанном Римской империей.
Из-за существовавшей ранее культуры воинов рыцари стали возвышенными суперзвездами. Они были продуктом длительного обучения как воинским навыкам, так и духовным и социальным вопросам. То, что связывало рыцарей вместе как социальную группу, было подробным кодексом ценностей, поведения и достижений, включая вежливость, утонченность, честность, щедрость и галантность. Стать рыцарем, безусловно, означало развивать боевые навыки и владение оружием, но это также подразумевало охоту, обучение чтению и игры в такие игры, как шахматы.
Рыцарские идеалы можно разделить на три направления: благородное происхождение, христианские ценности и воинская доблесть. Литература о рыцарях, например о легендарном короле Артуре и его дворе, стала популярной и оказала глубокое влияние на истоки европейского романа. Важность рыцарской культуры в повествовании сохраняется и сегодня благодаря ее широкому использованию в фантастической фантастике и фэндомах, играх, анимации, телешоу и фильмах.
Один из способов по-настоящему понять природу рыцарства в этот период — встретиться с некоторыми из самих рыцарей, будь то исторические личности, такие как Ричард Львиное Сердце, или литературные личности. На самом деле грань между историческими записями и литературным изобретением часто размыта. Литературные модели влияли на поведение настоящих рыцарей, а настоящие рыцари давали обильный материал для авторов литературных рассказов.
просмотреть галерею
«Рыцарь-лебедь»
Одним из самых ранних и наиболее представительных примеров рыцарского рыцарства был Годфрид Бульонский (около 1060-1100 гг.). После 14 века он был включен в число так называемых Девяти достойных: девять мужчин на протяжении веков (некоторые исторические, другие легендарные), которые, как считается, воплощали идеалы рыцарства.
( Тамплиеры разбогатели, сражаясь за Бога, — затем потеряли все .)
Годфри был сыном графа Юстаса II Булонского и Иды Лотарингской, и вместе со своими братьями участвовал в Первом крестовом походе в 109 г. 6. Слава и престиж Готфрида среди разнообразной группы баронов, командовавших крестовым походом, выросли настолько, что, когда крестоносцам удалось вернуть Иерусалим из-под власти ислама в 1099 году, они предложили Годфри трон нового Иерусалимского королевства. Годфри жестом, отвечающим всем рыцарским требованиям, отказался и благочестиво заявил, что никто не должен носить золотую корону в городе, где Христос носил терновый венец. Вместо этого он согласился называться Защитником Гроба Господня.
Годфри был настолько образцовым рыцарем, что стал легендой. Были написаны приукрашенные рассказы о его путешествии в Святую Землю и установлено его благородное происхождение. Самая известная из этих историй — легенда о рыцаре-лебеде; Первоначально это был рассказ о безымянном рыцаре, который появляется в лодке, запряженной лебедем, чтобы спасти девушку, попавшую в беду. К концу XII века народные предания отождествляли главного героя с династией Бульонов и утверждали, что таинственный Рыцарь Лебедя был не кем иным, как дедом Годфри. Это была история, в которой факты и вымысел переплелись вокруг фигуры одного из самых известных рыцарей христианского мира. Эта смесь литературных воспоминаний, приукрашивания реальности и прославления рыцарских ценностей долгое время развивалась в средневековой Европе и особенно в англо-французском мире.
«Турнирный мастер»
Одним из рыцарей, хорошо известных как во Франции, так и в Англии, был Уильям Маршал (около 1146-1219). Он был королевским советником четырех английских королей: Генриха II, Ричарда I (известного в народе как Львиное Сердце), Иоанна и Генриха III. Даже члены французского двора нехотя признали его лучшим рыцарем в мире. Вильгельм мудро провел этих четырех королей через многочисленные кризисы и опасности, сделав свое имя синонимом образца рыцарских добродетелей своего времени.
Подробности жизни Маршала сохранились в литературном отчете, написанном по заказу одного из его сыновей, L’histoire de Guillaume le Maréchal , написанном старофранцузскими стихами. Его линии отображают стремительную карьеру Маршала, от ухода из отцовского дома, чтобы стать рыцарем (будучи вторым сыном, этот путь был ожидаем) до последних часов его жизни. Хотя Маршал не был обычным рыцарем, рассказ дает много информации о том, какой была жизнь рыцарей в целом в то время. Есть описание обучения маршала в доме могущественного нормандского дворянина Гийома де Танкарвилля, приходившегося дядей его матери; его посвящение в рыцари в 1166 году; и его первая военная кампания.
Вскоре юный Маршал найдет занятие, которое изменит его жизнь и станет настоящей страстью: турниры. Эти состязания были гораздо более жестокими, чем народные театрализованные представления, отмечаемые сегодня: они больше походили на сражения, чем на игры. Молодые рыцари принимали участие либо индивидуально, либо в командах, надеясь получить шанс продемонстрировать свое боевое мастерство и, возможно, завоевать себе славу и богатство.
В конце 1100-х турниры переживали свой расцвет, и Маршал преуспевал в рыцарских поединках. Говорят, что за более чем десятилетие он спешился и захватил более 500 бойцов, переходя от турнира к турниру. Побежденные рыцари должны были заплатить выкуп. Вместе с добычей от конфискации сбруи и седел маршал мог наслаждаться высоко ценимой рыцарской практикой: щедростью. Щедрость в распределении вознаграждения от его побед позволила ему создать ценную лояльность.
Маршал не только отличился на турнирах, но и был мастером вооружений и доверенным лицом принца Генриха, сына Генриха II Английского и наследника престола. Молодой принц умер, не успев надеть корону, и Вильгельм выполнил данное ему обещание отправиться в Святую Землю, где два года сражался вместе с тамплиерами. Когда маршал вернулся, король предложил ему руку Изабеллы де Клэр, графини Пемброк, одной из самых богатых наследниц королевства. Союз возвел маршала в высшие дворянские чины. Его дни в качестве странствующего рыцаря прошли.
Маршал продолжит блистать на полях сражений. Когда Ричард Львиное Сердце был в Третьем крестовом походе, Вильгельм защищал свой трон от маневров Джона Безземелья, брата короля и регента. После смерти Ричарда, когда право того же Джона на трон оспаривалось, Маршал был одним из немногих великих дворян, оставшихся на стороне Джона во время Первой войны баронов, в которой дворянство восстало и вынудило короля Иоанна издать хартию. прав, известных как Великая хартия вольностей.
( Детский крестовый поход отправился в Святую Землю в 1212 году. Он так и не прибыл .)
Эта бескомпромиссная верность короне закрепила за Уильямом Маршалом репутацию величайшего рыцаря своего времени. Он умер вскоре после своей последней крупной военной победы, битвы при Линкольне в 1217 году, где ему удалось изгнать французскую армию из Англии и вынудить французского короля отказаться от своих претензий на английский престол.
Этот форт был возведен в начале 1200-х годов Уильямом Маршалом в ирландском графстве Уэксфорд, одном из его владений как графа Пембрука.
Фотография Alamy/ACI
«Литературный рыцарь»
В то время как некоторые рыцари были увековечены в стихах о героических подвигах, написанных о них, другие сочинили эти стихи сами. Вокруг рыцарского образа жизни сложились богатые традиции литературы и иллюстрации. Наиболее примечательным, пожалуй, является случай с Ульрихом фон Лихтенштейном (1200–1278), рыцарем из Штирии (сегодня в Австрии), который был известен не только своими военными подвигами, но и своей ролью Minnesänger , или трубадур.
Он был посвящен в рыцари в 1223 году Леопольдом VI, герцогом Австрии, одним из самых видных политиков и меценатов своего времени. Леопольд продвигал рыцарские занятия при своем дворе и вскоре выбрал Ульриха из числа штирийской знати. Ульриху были предоставлены важные должности сенешаля и маршала, но именно за его писательство его запомнили.
Сохранились две работы Ульриха. В Frauenbuch или Книга дам , он сетует на то, что ухаживание за дамами, которое он считает краеугольным камнем рыцарства, приходит в упадок. Другой, Frauendienst, или Служба дам, представляет собой сборник стихов (очевидно, автобиографический), в котором Ульрих размышляет об условностях куртуазной любви и рыцарских занятиях.
Ульрих фон Лихтенштейн изображен в шлеме с изображением богини Венеры в произведении XIV века «Манесский кодекс».
Фотография AKG/Album
Он обрамляет эти размышления двумя приключениями в честь своей дамы. В первом рыцарь путешествует под видом богини Венеры и участвует в поединках и турнирах от Венеции до Вены. Во время своего путешествия он сталкивается с несколькими сотнями рыцарей и побеждает их. Во втором приключении, на этот раз под видом короля Артура, он отправляется с намерением испытать себя против каждого рыцаря, который встретится ему на пути, чтобы прославить свою даму.
Миниатюра Ульриха фон Лихтенштейна входит в число 137 таких иллюстраций, включенных в Codex Manesse. Кодекс объединяет баллады и стихи на верхне-средненемецком языке около 140 миннезенгеров и был составлен в начале 1300-х годов. Ульрих появляется на изображении в кольчуге и скачет на большом коне. В правой руке он держит затупленное рыцарское копье, а в левой — щит. Стихи и иллюстрации в Codex Manesse предлагают одни из лучших сохранившихся источников для понимания рыцарской жизни того времени.
«Последний рыцарь»?
Позже, в 14 веке, рыцарские идеалы героев на лошадях все больше расходились с военной реальностью, в которой солдаты сражались в пешем строю. В результате этого изменения военной стратегии рыцарская кавалерия на лошадях утратила ту важную роль, которую она играла в течение 200 лет. К тому времени, когда начался 15 век, он превратился в придворное зрелище. По мере того, как рыцари уходили с полей сражений и переходили на турниры, церемониальные формы боя становились все более изощренными. В этом переходе появились памятные фигуры, в том числе Жан II ле Менгр (1366-1421), также известный как Бусико.
Жан унаследовал свое прозвище от отца (Бусико означает либо «корзина для рыбы», что ассоциируется с хитростью и жадностью, либо, что более лестно, «осторожный бык», что ассоциируется с благоразумием и силой). Как и его отец, он также унаследовал должность маршала Франции, должность великой державы.
В детстве он был придворным пажем и участвовал в своей первой военной экспедиции, когда ему было всего 12 лет. Он оставил отчеты о своих изнурительных тренировках, чтобы набраться сил. Бусико бегал на большие расстояния, совершенствовал прыжки с земли в седло своей лошади и научился взбираться по лестнице, используя только руки. В возрасте 16 лет он был посвящен в рыцари и принял участие в битве при Русебеке, Фландрия, в которой французы одержали крупную победу. В течение двух десятилетий он был героем европейских полей сражений.
Фламандская миниатюра XV века, изображающая сцену рыцарского поединка, появляется в издании «Хроник» Жана Фруассара, написанном в предыдущем столетии.
Фотография Британской библиотеки/Bridgeman/ACI
А бои продолжались. В 1384 году Бусико сражался вместе с Тевтонским орденом в их крестовом походе против литовцев на Балтике. Затем он отправился в Испанию, где сражался на стороне Иоанна I Кастильского против английского захватчика Джона Гонта. На Балканах он поддерживал византийского императора против турок. На территории нынешнего Ливана он атаковал и разграбил города, включая Триполи, Сидон и Бейрут. Одна военная победа за другой, карьера Бусико пошла вверх, и в 139 г.1, он был назначен маршалом Франции, как и его отец до него. Некоторое время он также был губернатором Генуи.
( Ужасающие видения Апокалипсиса раскрыли страхи средневековой Испании .)
В конце 14-го и начале 15-го веков Бусико принимал участие в создании рыцарских орденов. Вместе с 12 другими рыцарями он основал Белую Леди Зеленого Щита, чтобы защищать женщин-родственниц рыцарей в битвах, в крестовых походах или тех, кто погиб. Этот приказ вызвал похвалу придворной писательницы Кристины де Пизан, которая открыто говорила о правах женщин.
Опасная жизнь рыцаря часто влекла за собой страдания, и Бусико действительно потерпел два крупных поражения. Во-первых, он был среди отряда христианских рыцарей, разбитых турками-османами в Никополе в 1396 году. Его второе и окончательное поражение произошло в битве при Азенкуре в 1415 году. Англичане захватили Бусико и увезли его в Англию, где он умер в 1421 году.
Конец рыцарства
Английские длинные луки и обученные лучники объединились, чтобы принести победу при Азенкуре, наряду с тактикой внезапных кавалерийских атак и оборонительными маневрами массированных пехотинцев, не посвященных в рыцари. Длинные луки и новая тактика позволили убить врага на расстоянии. Огнестрельное оружие с черным порохом — длинноствольные аркебузы, мушкеты и пистолеты — появилось на сцене в конце 1400-х годов, еще больше изменив боевые действия. Рыцари так долго сражались лицом к лицу со своими врагами и считали это почетным знаком, но эти изменения заставили их доспехи и методы боя казаться устаревшими.
Системные изменения также ускорили упадок рыцарей. Монархи стали сильнее и смогли создать более современные институты для сбора налогов, создания судов и финансирования постоянных армий. Расстояние между церковью и государством росло, поскольку оба боролись за власть и влияние в Западной Европе.
Рыцарский мир, созданный феодализмом, с его артикулированными ценностями дворянства, укоренившимся социальным и религиозным порядком и придворным кодексом поведения, был потрясен этими событиями до основания. Новый мировой порядок, основанный на могущественной монархии и ее администраторах, радикально изменил их систему поддержки, средства к существованию, убеждения и само общество, которое их создало. Эпоха рыцарства закончилась, но жизни и легенды этих средневековых людей будут жить веками.
Arthurian Legends
Churches
England
History
Medieval Period
Royalty
Violence
Earth
Europe
Правительства
Святое место
Легенды
Люди и культура
Великобритания
Подробнее
8 величайших и самых стойких средневековых рыцарей, о которых стоит знать
Когда мы вспоминаем Средневековье, на ум сразу же приходят образы укрепленных замков, могущественных королей и великих рыцарей в доспехах. В коллективном воображении рыцари, настоящие или вымышленные, представляют собой супергероев Средневековья. Они сражались в своих блестящих доспехах, надев знак любви своей девицы. Короли, лорды и папы даровали рыцарский титул мужчинам, назначенным служить конными воинами. Сначала простая функция, рыцарство стало титулом низшей знати в Средневековье. Вместе с развитием рыцарства в литературе средневековые рыцари стали больше, чем просто воинами. Рыцарский идеал подразумевал следование кодексу поведения, служение своему лорду и королю, проявление храбрости, благочестие, а иногда и спасение девицы в беде.
Рыцаря до сих пор очаровывают. Бесчисленные сказки, романы и фильмы превозносят этих бесстрашных воинов с безупречной моралью. Мы не будем вспоминать легендарных рыцарей, таких как знаменитый король Артур и его рыцари Круглого стола. Вместо этого читайте дальше, чтобы узнать больше о великих средневековых рыцарях, которые действительно существовали. Иногда история смешивается с легендой. О впечатляющих достижениях рыцаря рассказывали и писали веками, добавляя приукрашиваний. Тем не менее, это не умаляет их замечательных подвигов.
1. Родриго Диас Де Вивар: также известен как Эль Сид Кампеадор
Возможно, вы знаете этого знаменитого рыцаря не по имени при рождении Родриго Диас де Вивар, а по прозвищу Эль Сид или Эль Кампеадор. Диас отличился во время Реконкисты : христианского отвоевания земель, управляемых арабо-берберским населением на Пиренейском полуострове.
Родриго родился около 1043 года. Он вырос в деревне Вивар, недалеко от Бургоса, в Королевстве Кастилия, на территории современной Испании. Родриго был представителем низшей знати и рыцарем на службе у Санчо II, короля Кастилии. Храбрый и искусный боец, рыцарь стал одним из капитанов короля. Родриго получил прозвище Эль Кампеадор, что на староиспанском означает «Мастер поля боя». Несколько лет Родриго служил Санчо II, а позже брату короля и бывшему сопернику Альфонсо VI.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Жизнь Родриго приняла неожиданный оборот в 1081 году, когда он разозлил Альфонсо, который изгнал его из королевства. Рыцарь поставил свой меч по имени Тизона на службу аль-Му’таману Биллаху, правителю таифы Сарагосы (северо-восточные испанские территории), присоединившись к врагам Альфонсо. За это время с маврами Родриго получил еще одно прозвище, Эль Сид. Это адаптация слова سيد, означающего «Господь» на арабском языке. Эль Сид реинтегрировал армию Альфонсо VI несколько лет спустя, но король снова запретил его в 1088 г.
Эль Сид известен своими военными достижениями, а также легендарной трагической историей любви с Хименой Диас. Химена Диас действительно существовала; она была племянницей короля Альфонсо VI. Она вышла замуж за Эль Сида около 1074–1076 годов. Легенда о рыцаре вдохновила многих авторов, в том числе средневекового испанского священника Томаса Антонио Санчеса или французского трагика Пьера Корнеля. Последнее сыграло значительную роль в славе Эль Сида. В 1637 году Корнель создал знаменитую пьесу «9».0189 Ле Сид . Легенда об Эль Сиде натолкнула Корнеля на мысль о трагической истории любви дворянки и рыцаря, убившего ее отца.
После его смерти в 1099 году легенда об Эль Сиде росла, и вскоре средневековый рыцарь стал одним из героев испанской нации.
Годфри Буйонский представляет собой идеального средневекового рыцаря, защищающего интересы христианства. Он идеальное воплощение бесстрашного, благочестивого рыцаря. Несмотря на то, что это исторический персонаж, история, рассказанная о Готфриде Буйонском, усилила благородные качества рыцаря, сделав его архетипом крестоносцев. Крестоносцы должны были руководствоваться только верой, быть бесстрашными и доверять заслугам своей миссии.
Годфри (или Годфруа по-французски) из Буйона, вероятно, родился около 1058 года в дворянской семье. Его отец, Юстас II, граф Булонский, имел влиятельные связи и сражался вместе с Вильгельмом Завоевателем, первым норманнским королем Англии. Будучи вторым сыном, Готфриду Бульонскому не суждено было унаследовать титул и земли отца. Его дядя, Годфри VI, также известный как Горбун, курировал его военное образование. Поскольку он был герцогом Нижней Лотарингии и не имел наследников, Годфри VI завещал юному Годфри свои земли и титул. Он стал правителем обширного герцогства, состоящего из богатых земель и раскинувшегося на значительной части территории нынешней Бельгии. Годфри получил название в честь одного из своих поместий, замка Буйон (Южная Бельгия).
В 1095 году папа Урбан II призвал правителей и знать сражаться за Святую Землю, которой угрожала исламская империя сельджуков. Призыв папы привел к Первому крестовому походу. Немногие дворяне решились сражаться за Иерусалим, Святой город. Годфри Буйонский был одним из них. Он отказался от своих земель и замка, чтобы возглавить Первый крестовый поход.
После трехлетнего путешествия, полного опасностей, Годфри и его люди достигли Иерусалима в июне 109 г. 9. Благодаря боевым машинам и отважным рыцарям Священный город сопротивлялся недолго. Готфрид Буйонский первым поднялся на крепостные стены и вошел в город Иерусалим. Свидетели того времени, такие как Танкред, принц Галилеи, сообщили о его замечательном подвиге. Праведное поведение рыцаря и его боевые навыки произвели впечатление; он даже разрезал врага надвое. Как ведущая фигура первого крестового похода Годфри был избран первым королем Иерусалима. Выдвигая свою веру, Годфри отказался от короны и предпочел стать защитником Гроба Господня, гробницы Иисуса. Он считал Святую Землю частью Церкви, и только он мог быть ее наместником.
Готфрид Бульонский умер всего через год после завоевания Иерусалима. Причина смерти неясна; некоторые думают, что он съел отравленное яблоко или страдал лихорадкой. После его смерти Готфрид Бульонский сразу же вошел в легенду и запомнился как один из величайших средневековых рыцарей.
Уильям Маршал известен как величайший рыцарь Англии. Рожденный в семье низшего дворянства, Уильям стал великим и верным воином, служившим пяти королям Англии. Уильям Маршал — один из величайших героев Средневековья и британской истории.
Родившийся около 1146 года, Уильям Маршал начал свое обучение в качестве рыцаря в возрасте двенадцати лет. Он продолжил свою карьеру странствующего рыцаря, как описано в рыцарской литературе. Он путешествовал с места на место в поисках приключений или турниров. Маршал вскоре стал знаменитым рыцарем, и летописцы повествуют о его многочисленных победах, распространяя легенду о благородном средневековом рыцаре.
После нескольких лет странствующего рыцаря Вильгельм служил Генриху II и четырем последующим королям Англии. В благодарность за преданную службу королевству король устроил рыцарю свадьбу с Изабель де Клэр, одной из богатейших наследниц, подарив ему земли и большое состояние. В 1215 году маршал помог королю Иоанну заключить мир с мятежными баронами, что привело к установлению Великой хартии вольностей. Рыцарь даже одобрил роль защитника молодого короля Генриха III и регента нации. Уильям Маршал умер в возрасте 72 лет, невероятно стар для Средневековья.
4. Уильям Уоллес: знаменитый шотландский рыцарь
Вы наверняка уже слышали имя этого великого шотландского рыцаря: Уильям Уоллес. Его военные достижения и восстание против англичан вдохновили на создание многих литературных произведений и известного фильма 90-х годов.
Родившийся в Шотландии около 1270 года, мы мало что знаем о молодости Уильяма. В отличие от других рыцарей, он даже был объявлен вне закона за то, что убил Уильяма Хезелрига, английского шерифа Ланарка. Уоллес действовал, чтобы отомстить за убийство Марион Брейдфют, предполагаемой жены Уоллеса. Нападение на Ланарк в мае 129 г.7 ознаменовало начало участия Уильяма Уоллеса в Первой войне за независимость Шотландии.
Несколько лордов, в том числе Роберт Брюс, будущий король Шотландии, присоединились к восстанию Уоллеса. Всего три месяца спустя, в августе 1297 года, Уильям Уоллес и его союзники осадили город Данди на востоке Шотландии.
В Стерлинге суровый рыцарь продемонстрировал свои военные навыки. Уильям Уоллес и эсквайр Эндрю Морей выиграли битву при Стирлинг-Бридж 11 сентября 129 г.7. Несмотря на значительное превосходство в численности, Уоллес и его армия победили английские войска. Их тактика заключалась в том, чтобы позволить английским солдатам пересечь узкий мост Стерлинга, оставив шотландцам время сражаться с ними небольшими группами. Сегодня в Стерлинге есть несколько памятников, посвященных славе Уоллеса.
После этой великой победы Уоллеса утвердили на роль «Стража Королевства Шотландия». Однако эту функцию он занимал всего несколько лет. В 1305 году Джон де Ментейт, другой шотландский рыцарь, предал Уоллеса, передав его англичанам. Уильяма Уоллеса судили и пытали, возведя великого рыцаря на мученичество. Рыцарь представляет собой героя шотландской нации.
Другим великим шотландским рыцарем, соратником Уильяма Уоллеса, был Роберт Брюс. Сначала союзник Эдуарда I, короля Англии, Роберт перешел на другую сторону и воевал против англичан. В конце концов, Роберт Брюс стал королем Шотландии.
Брюс был внуком 5-го лорда Аннандейла. Дед Роберта был одним из претендентов на шотландскую корону в 1290-х годах. Эдуарду I, королю Англии, было предложено выступить в качестве арбитра в отношении предоставления Шотландии одному из претендентов. Тем не менее, Эдуард воспользовался возможностью получить контроль над Шотландией, провозгласив господство над Шотландией.
В 1297 году Роберт Брюс присоединился к восстанию Уильяма Уоллеса против короля Эдуарда и взял на себя роль «Стража Королевства Шотландии» после отставки Уоллеса. Он занимал эту должность вместе с Джоном Комином; соперник Роберт убит несколько лет спустя. После смерти отца Роберт заявил о своих правах на престол. Роберт Брюс был коронован королем Шотландии 25 марта 1306 года. Он правил Шотландией до своей смерти в 1329 году..
Хотя он и потерпел несколько поражений на полях сражений с английскими войсками, он никогда не сдавался. Согласно легенде, спрятавшись в пещере после убийства Джона Комина, Роберт заметил паука, плетущего паутину. Снова и снова насекомое пыталось прикрепить паутину к стенам пещеры, но безуспешно. В конце концов пауку это удалось, и Роберт Брюс увидел в этом предзнаменование и решил никогда не сдаваться в борьбе. Наряду с Уильямом Уоллесом Роберт Брюс является еще одним героем шотландской нации.
Ричард Львиное Сердце известен своей ролью в легенде о Робин Гуде. Хотя эта история выдумана, Ричард Львиное Сердце — историческая фигура Средневековья, жившая во второй половине XII века.
Сын Генриха II, Ричард I был королем Англии между 1189 и 1199 годами. Он получил прозвище «Львиное Сердце» ( Richard Cœur de Lion , как его называют норманны) из-за своих военных навыков и репутации великого рыцаря. . В шестнадцать лет он уже руководил собственной армией и добился военных успехов. Ричард Львиное Сердце был одним из лидеров Третьего крестового похода, выступавшего против христианских правителей, и Саладина, основателя династии Айюбидов.
Несмотря на то, что Ричард был королем Англии, большую часть своей жизни он провел за границей. Несколько лет он жил в герцогстве Аквитании во Франции, где, вероятно, научился говорить по-французски. Став королем, он посвятил свое время борьбе за славу Англии и христианства. Ричард Львиное Сердце погиб на поле боя во Франции, раненный арбалетом в плечо. Останки рыцаря были захоронены во Франции: его тело рядом с могилой его отца, в аббатстве Фонтевро в Анжу, его кишки в замке Шалю-Шаброль, а его сердце покоится в Руанском соборе в Нормандии. Обычай « dilaceratio corporis — разделение сердца, кишок и костей в разных местах захоронения было обычной практикой при погребении рыцарей или крестоносцев, погибших вдали от родины.
Военные достижения и храбрость Ричарда Львиное Сердце вдохновляли многих рассказчиков и трубадуров. Пока он был еще жив, хронисты воспевали бесстрашного средневекового рыцаря. Ричард поощрял трубадуров и художников и якобы сам был поэтом.
Бертран дю Гесклен, безусловно, является одним из величайших рыцарей Франции. Дю Гесклен сыграл значительную роль во время Столетней войны, выступая против правящих семей Англии и Франции более века. Этот период представляет собой пик рыцарства в средние века и начало его падения.
Бертран дю Геклен родился около 1320 года и был первым сыном бретонского дворянина Роберта II дю Геклена. Далекий от романтического образа красивого рыцаря, Бертран обладал непривлекательным телосложением. Иоганн Кувелье, трубадур второй половины 14 века, назвал де Геклена «самым уродливым ребенком» региона. Молодой Бертран, нелюбимый, доказал родителям свою ценность, когда гадалка предсказала сварливому ребенку славное будущее.
Грубая и сильная фигура Бертрана оказалась преимуществом в бою. Он быстро показал хорошие боевые навыки. Когда другой рыцарь, Алакрес де Марес, пожаловал Бертрану рыцарское звание, последний выбрал девиз: «Мужество дает то, что отрицает красота». После множества побед на турнирах дю Гесклен принял участие в Столетней войне, служа Карлу Блуа, союзнику французской короны. Карл Блуа сражался против Жана де Монфора, верного королю Англии.
Де Гесклен несколько лет сражался в лесу Пэмпон. Этот большой лес, расположенный в Бретани, также известен как Броселианд, заколдованный лес, упомянутый в легенде о короле Артуре. Англичане боялись де Геклена и прозвали его «Черным псом Броселианда». В 1370 году Карл V, король Франции, назначил рыцаря «коннетаблем Франции». Он занимал престижную должность главнокомандующего королевской армией. Бертран дю Гесклен руководил королевской армией до своей смерти в 1380 г.
Единственная женщина среди величайших и самых стойких средневековых рыцарей, Жанна д’Арк представляет собой одну из величайших героинь французской истории. Молодая женщина, которая носила доспехи, как и любой другой рыцарь, также принимала участие в Столетней войне. Она привела французскую армию к великой победе и позволила провести коронацию Карла VII в Реймсе.
Родившаяся в семье фермеров около 1412 года, Жанна утверждала, что слышала голоса и видела видения, в которых она идентифицировала нескольких святых: святую Маргариту, святую Екатерину и святого архангела Михаила. Эти голоса просили ее быть благочестивой, освободить французское королевство от захватчиков и помочь дофину, преемнику короля Франции, занять трон.
Руководствуясь этими святыми видениями, Жанна д’Арк покинула свой родной город Домреми. Попутно она помогла нескольким лордам и приобрела популярность благодаря своим талантам целителя. Харизматичная неграмотная девушка могла рассчитывать на Робера де Бодрикура, дворянина, который помог ей познакомиться с Карлом VII, дофином Франции.
Жанна д’Арк возглавляла армию будущего короля Франции, в то время как англичане контролировали большую часть французских территорий. Хотя она была очень короткой, ее служба будущему королю была эффективной. Благодаря своей решимости и вере она одержала несколько военных побед, включая освобождение Орлеана в 1429 году, когда она получила прозвище «Орлеанская дева».