Древний Вавилон
1.Причины появления зак Хаммурапи
-судебная реформа в ходе которой он заменил храмовые суды на храмы светские
2.Структура закона –это преамбула или введение, носит религиозный характер. Нормативная часть,заключение-это часть носит сакральный характер.
Содержание- это закон носит частноправовые отношения ,отсутствую нормы публичного права. В этих нормах не говорится о гос-во. Это документ о частных лицах.Отношения имущественного отношения,обязательственные отношения,брачно семейные отношения,деликтные отношения,нормы процессуальных отношений.
3. Законы Хаммурапи в отличии от других восточных кодификации не содержат религиозного и морализующего элемента.
4.Население
-Лично-свободные
1).авиум и мушкены- правовой статус разный. Авиум-полноправное население .Завоеватели , корянные жителивавилона
Мушкен-неполноправный, завоеванный, ограничены в имущественных отношениях(не могли преобретать в собственность недвиж имущ в отличии от авиумов) могли орендовать землю.
Деликтное право для мушкенов более строгое наказание чем бля авиумов.
2)Редум,бакрум –находились в военное службе у царя
3)Тамкар-кредитор,кредитовал вавилон и гос-во .Машанум-купец
-Зависимые
1)Вардум-рабство носило патриархальный характер.у рабов было свое имущество,могли распоряжаться и передавать по наследству, могли заключать мелкие бытовые сделки. Могли вступать в брачные отношения(лруг с другом и свободным населением) Рабы могли участвовать в суд процессе ,могли быть исцами.
5.виды договоров:
-Договор мены(купли продажи) существовал за наличный расчет им в кредит.Предметом могли быть движ и не движ имущества.
-Договор займа-это займ имущественный и денежный(процентный договор)
Долговое рабство-пожизненный характер со временем установлены сроки долгового рабства.
-Договор найма (имущественный найм(аренда),личный найм)
-Договор хранения или поклажи-безвозмездный характер т.е. даром
-договор тамкара и шамала
-Договор товарищества
-Договор дарения
6. документа. Причем заемный документ мог содержать в качестве условия возможность выплаты долга предъявителем. Появление такого договора в храмах и при дворце стало своеобразной предтечей векселя.
9.тяжкие преступления: против личности, имущественные и против семьи.
10.Имущественные преступления: кража скота,рабов.
11.Кровосмешение является преступление по зак Хаммурапи (например ,связь матери с сыном ,отца с дочерью и других близких родственников.
12.Виды наказаний: Смертная казнь,членовредительсвто,штрафы,изгнание.
13. В результате судебной реформы Хаммурапи судебная система Вавилонии приобрела следующий вид: каждая община (или общинное объединение) имела собственный общинный суд (коллегию) под председательством общинного старосты по назначению царя; во все крупные города назначались, кроме того, «царские судьи», решавшие прежде всего дела, касающиеся «царских людей», т.е. людей, обязанных царю повинностью или службой («ильком»). Наконец, существовали еще и храмовые суды, роль которых при Хаммурапи свелась к приведению сторон к клятве именем богов.
14.
15.субъекты брачных отношений, муж и отец невесты.
16. Допускались смешанные браки между рабами и свободными; в таких случаях рабыня возвышалась до свободной, а свободная сохраняла свое социальное положение; дети в обоих случаях были свободны.
17.Замужняя женщина не была бесправна. Она могла иметь своё имущество, сохраняла право на имущество ,имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.
18. Если муж попадал в плен, жена могла в его отсутствие выйти замуж только в том случае, если ей нечем жить; по возвращении из плена мужа она обязана была к нему вернуться, даже если успела вторично выйти замуж. Этого не было, если муж самовольно покидал дом и отечество, а также если муж отказывался жить с женой.
19. Дарение в Вавилоне стало своеобразным эквивалентом наследования по завещанию. Дар мог предназначаться дочери в качестве приданого, сыну — для женитьбы или для последующей передачи в качестве приданого сестре, а также жене, которая могла отдать дар мужа после его смерти любому из своих детей.
Внутренняя торговля. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья
Внутренняя торговля
Греческий путешественник Геродот, посетивший Вавилон в V в. до н. э., цитирует некую ремарку персидского царя Кира[33] и объясняет, что ее следует расценивать как критику греков, у которых «покупают и продают на рынках (ведь у самих персов вовсе нет базарной торговли и даже не существует рынков)». Профессор Полани считает это доказательством того, что у вавилонян не было рынков. Приравнивание персидской и вавилонской экономик полностью игнорирует различия между социальной и экономической структурой персов (которые еще были племенными кочевниками за два столетия до Кира) и вавилонян (которые имели за собой два тысячелетия городской цивилизации).
Поэтому утверждение Геродота не может быть отнесено к вопросу, имели или нет вавилоняне рынки. Профессор Оппенгейм говорит об отсутствии рыночных площадей в древних месопотамских городах, а Полани предполагает, что в этих городах не было открытых пространств, способных служить рыночными площадями. Последнее предположение определенно безосновательно: несомненно, по крайней мере в ассирийских городах были достаточно большие открытые пространства, чтобы мужчина мог изнасиловать отбивающуюся женщину и ему никто не помешал – ассирийское право учитывает такую возможность. В 1-м тысячелетии до н. э. в Ниневии существовало открытое место, достаточно большое для проведения парада победы, а в Эшнунне в 3-м тысячелетии до н. э., по утверждению археологов, «Северная дорога на большей части своей длины расширяется в площадь». Также были открытые пространства у городских ворот, где на Древнем Востоке часто заключались сделки (Втор., 22: 15 и др.). Ассирийские и вавилонские документы упоминают о «воротах покупки», bab, (љa) ma?iri, причем в одном случае, совершенно определенно, как о месте, где товары и серебро переходили из рук в руки.Уже говорилось, что больше 90 процентов уцелевших клинописных текстов являются экономическими по содержанию. Поэтому нет смысла даже пытаться на нескольких страницах описать, даже кратко, главные аспекты торговли и коммерческой деятельности во всех периодах. Приходится быть избирательным. Некоторые черты экономической системы в шумерских городах-государствах 3-го тысячелетия до н. э. уже были освещены, поэтому здесь мы ничего не будем говорить об этом периоде, хотя он и очень важен. Лучше уделим больше внимания другим.
В старовавилонском периоде торговлей по большей части занимался класс, имевший название тамкар. Этот термин обычно переводят как «купец», «торговый агент», хотя, как указывает голландский ученый У. Лиманс, слово включает и другие значения. Тамкар мог быть не только купцом, продающим товары, но также брокером, банкиром, финансистом и даже правительственным агентом. Профессор Полани попытался по-новому определить статус тамкара, считая, что последняя упомянутая функция подчиняет все остальные. Для профессора Полани тамкар был «государственным доверительным собственником». Согласно этой концепции, функция тамкара заключалась в том, чтобы предпринять соответствующие действия, когда ему приносили деловую табличку: передать средства, принять залог и облегчить перевозку, приняв ответственность за деньги и грузы, доверенные перевозчикам. Более того, профессор Полани категорически заявляет, что тамкар не получал доход от этого бизнеса, хотя, конечно, мог облагать торговцев небольшими сборами за свою работу, согласно некой фиксированной шкале. Его уровень жизни поддерживала земельная собственность, которую он получал при назначении на должность.
Определенно в каком-то отношении тамкар был правительственным агентом, но то, что он был «государственным доверительным собственником» в точном значении этого слова, как утверждает профессор Полани, представляется в высшей степени сомнительным. Да и то, что тамкар не получал доходов от этого бизнеса, вряд ли верно, поскольку процитированный далее параграф 101 законов Хаммурапи дает нам понять, что тамкар давал ссуды агентам, на которые ожидал как минимум 100-процентного дохода.
В законах Хаммурапи имеется ряд упоминаний о тамкарах, которые проливают свет на их деятельность. Торговля не ограничивалась своей страной, и определенно люди, принадлежавшие к этому классу, были заняты вывозом рабов в другие страны, поскольку в Кодексе Хаммурапи указан случай, когда коренной вавилонянин, взятый на царской службе, попадает в руки тамкара. Работорговля, конечно, велась не только с другими землями, и во многих табличках отмечается, что люди, принадлежавшие к классу тамкаров, покупали и продавали рабов в Вавилонии. Кроме торговли рабами, тамкар также организовывал торговлю продовольствием, шерстью, лесом, предметами одежды и текстилем, зерном, вином и элем, металлами, стройматериалами – тростником и кирпичом, скотом и лошадьми. Многие письма старовавилонского периода упоминают о внутренней торговле этими товарами и показывают, что торговля тогда, как и во всех прочих периодах вавилонской истории, в основном тяготела к реке.
«Син-идиннаму говорю, так говорит Хаммурапи: Илушу-иби, тамкар… уведомил меня о следующем: «Я доставил тридцать гур зерна губернатору Син-магиру, и у меня есть запись на табличке (об этом). Три года я прошу его, но он не поставляет [то есть не возвращает] зерно мне». Он уведомил меня об этом.
Я видел его табличку. Пусть Син-магир соберет зерно и проценты. Затем доставь это Илушу-иби».
Следующее письмо показывает, как тамкар отправил груз по реке: «Тамкар Тамлатум, сын Киш-нуну, нанял судно у судовладельца Иббатума и направил его вниз по реке в Вавилон. Это судно до сих пор возило кирпичи…»
Далее в письме речь идет о споре, возникшем между тамкаром и судовладельцем.
Сам тамкар был не только купцом, но и банкиром, дающим деньги другим для выполнения торговых перевозок для него. Отношения между тамкаром и его агентом регулировались Кодексом Хаммурапи. Судя по всему, давая обычную ссуду, тамкар мог рассчитывать как минимум на 100-процентный доход. В соответствующих параграфах Кодекса сказано:
«Если тамкар дал агенту серебро для продажи и покупки и послал его в торговое путешествие, то, если там, куда он отправился, он получил прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить своему тамкару.
Если там, куда он отправился, он не получил прибыли, то серебро, которое он взял, он должен удвоить и отдать тамкару».
Также упоминается другой вид займа (тадмиктум), при котором, если агент потерпел убытки, он просто возвращает тамкару первоначальную сумму. При этом, вероятно, любой доход распределялся между агентом и тамкаром в установленной пропорции.
Соглашения о займах были обычной чертой вавилонской экономики во все периоды. Пословица говорит о займах следующее: «Дать заем – все равно что заняться любовью, вернуть его – все равно что родить сына».
Ссылка явно на процент, добавляемый к платежу. Религиозное чувство против ростовщичества, сильное в иудейском и исламском праве, полностью отсутствовало в шумеро-вавилонском мире, где процент на заем считался нормальным явлением. Об этом говорится и в законах, и в самих контрактах. Однако слишком высокие проценты вызывали недовольство, и в Кодексе Хаммурапи сказано, что тамкар, требующий больше официальной ставки, лишится своего капитала: «Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя царскому уставу, тамкар должен взять в качестве процента зерно. Но если тамкар превысит процент в 100 ка зерна на 1 гур… то он теряет все, что дал в долг».
Процентные ставки на займы менялись в разные периоды вавилонской истории и в зависимости от товара. В старовавилонский период они составляли обычно 331/3 процента на ячмень и 20 процентов на серебро. В документах старовавилонского периода зачастую не ясно, каковы условия займа, и не сказано, как должны выплачиваться проценты – ежемесячно или ежегодно. Обычно ссуду брали до окончания сбора урожая или до завершения торгового путешествия, в связи с которым ее брали.
Самый обычный тип ссуды – хубуттату – часто считали беспроцентным. Однако турецкий ученый Билгик показал, что этот термин обозначает ссуду, в которой сумма, полученная заемщиком, была меньше внесенной в контракт, а разница представляла собой проценты. Если такая ссуда не возвращалась в течение договоренного периода, проценты на сумму, обозначенную в контракте, начислялись обычным способом. Следующий контракт дает пример подобной сделки: «Шамаш-назир, губернатор, сын Син-икишама, получил от Илушу-назира и Нанна-ибни 133 гура 1 пи 4 суту зерна, как заем хубуттату. В течение двух лет проценты добавляться не будут. Если он не вернет зерно к наступлению третьего года, тогда будет начислен процент. [Далее следуют имена свидетелей и дата.]»
Странное количество зерна, упомянутое в контракте, есть реальная ссуда в 100 гур плюс проценты – ровно 331/3 процента на два года, поскольку 1 гур = 5 пи = 30 суту.
Главное условие законности большинства коммерческих сделок, включая займы, – это присутствие свидетелей и наличие письменной записи в форме контракта. Выше было приведено письмо, в котором Хаммурапи изучил табличку кредитора, прежде чем вынести решение в его пользу. В Кодексе Хаммурапи сказано, что ссуды, выданные без контракта и свидетелей, не могут быть востребованы. Очевидное исключение из этого общего принципа имело место примерно в это время в ассирийской торговой колонии в Каппадокии, где был известен тип ссуд, называемых эбутту. Сделки могли заключаться без свидетелей и контракта и не предусматривали процентов. Однако это была очень особая ситуация, потому что договоренность о займе заключалась между членами одной и той же торговой колонии, которые хорошо знали и доверяли друг другу.
Таблички с записями коммерческих контрактов обычно запечатывались цилиндрическими печатями сторон, а в более поздний период – отметкой ногтя. Затем табличка (в ранний период) помещалась в глиняный конверт, содержащий дубликат текста (см. фото 37), тем самым делая невозможной подделку, потому что такой конверт не ломали, если не возникали споры, при которых защищенный текст в конверте считался официальной версией контракта. Практика использования конвертов с написанной копией текста исчезла в нововавилонский период.
Фальсификация или подделка табличек иногда имела место, но это было ужасное преступление. Даже если учесть, что таблички обычно делались из необожженной глины, было довольно сложно увлажнить глину точно в нужном месте, удалить старую запись, не повредив оставшуюся часть, и нанести новый текст. Иногда делались попытки подделать целую табличку, но для этого требовался высококлассный писец.
Еще одна дверь к нечестности открывалась отсутствием единой системы мер и весов, которые в одной и той же стране в разных местах могли слегка варьироваться. Это давало обширное поле деятельности для мошенников, поскольку неразборчивый в средствах делец мог давать в долг или покупать в одной системе, а продавать или получать возврат в другой. Об этом говорится в Ам., 8: 4 – 5: «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: «когда-то произойдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать невероятными весами».
Использование разных систем весов в свою пользу упоминается также во Втор., 25: 13 и ряде других библейских текстов. Мошенничество такого рода в Месопотамии часто предотвращалось вносимым в контракт условием о том, что возврат долга производится по тому же стандарту, к примеру, это может быть мина Шамаша, то есть система весов, используемая в храме Шамаша. Тем не менее в коммерческих сделках Вавилона мошенничество присутствовало, поскольку на него есть ссылки в самых разных текстах. К примеру, есть подобная ссылка в магическом тексте, призванном освободить человека от последствий
Поставки малой мерой, получения большой мерой,
Поставки малых сиклей, получения больших сиклей,
Поставки маленькой миной, получения большой миной.
Транспортировка грузов в пределах Вавилонии обычно осуществлялась на судах, и по Евфрату, особенно между крупными городами, велось напряженное судоходство. В среднем течении Евфрата располагалось царство Мари – важный судостроительный центр. До нас дошло несколько писем, в которых Ясмах-Адад получал приказы своего отца Шамши-Адада приступить к строительству судов. В одном говорится о шестидесяти судах, но нигде не упоминается их размер, в другом – о постройке больших и малых судов, причем больших должно быть тридцать. Лодочники или барочники, управлявшие такими судами, составляли тесную группу людей, с собственным – по крайней мере, так говорится в одном тексте – диалектом шумерского языка. Они также брали с собой жен, о чем мы узнаем из письма, в котором правитель Каркемиша жалуется наместнику Мари на то, что «задержали в Туттуле тридцать судов, пятьдесят кувшинов вина и жену моряка».
В путешествиях людей подстерегали разные опасности, помимо излишне ретивых чиновников. Иногда причиной задержки могла стать погода. Так, в ответе на жалобу мы читаем: «Эти суда вышли, но я задержал их все в Туттуле. С момента их прихода (сюда) небеса разверзлись, и шел непрерывный дождь».
В другом письме упоминается о некоем инциденте, случившемся с судном, которое везло зерно во дворец. Его пришлось вытащить на берег, и чиновник запрашивал инструкции, что делать с зерном, которое осталось на берегу реки. Не ясно, что именно случилось с судном в этом конкретном случае, но столкновения на реке были отнюдь не редкими, и параграф 240 Кодекса Хаммурапи устанавливал ответственность именно для такого случая.
Кроме текстов, касающихся продажи или транспортировки грузов, есть довольно много документов, в которых говорится о сделках с недвижимостью. Документы, касающиеся продажи земли и домов, многочисленны и типичны для всех периодов начиная с Третьей династии Ура и далее. При продаже недвижимости делалась запись и передавалась покупателю. Приведем простой пример.
«1 сара (земли) с домом, построенным на ней, рядом с домом Кунуну и рядом с домом Ирайя, Арад-Зугал купил у Арад-Нанны. Он заплатил ему 8 сиклей серебра – его полную стоимость.
Арад-Нанна поклялся, что в будущем никогда не скажет: «Это мой дом».
[Далее следуют имена свидетелей, дата.]»
Пункт относительно невозможности востребования покупки обратно был очень распространен в контрактах Древней Месопотамии, причем не только в контрактах, касающихся недвижимости. Иногда упоминалось о специальном наказании в случае востребования обратно. Например:
«1 сара (земли) с домом, построенным на ней, рядом с домом Шубиши и рядом с домом Бур-Сина, с одной длинной стороной вдоль канала Ишкун-Сина и второй длинной стороной вдоль старого дома Мишар-Гамиля, Илушу-назир, сын Бур-Сина, купил у Мишар-Гамиля, владельца дома. Он заплатил ему полную стоимость серебром. Его [Мишар-Гамиля] сердце довольно, дело закончено.
Они дали клятву перед Иштар и Ибалпиэлем, царем, что в будущем не будут выступать друг против друга. Тот, кто заявит претензию, заплатит две мины серебра, и его язык будет вырван.
[Далее следуют имена свидетелей, имя писца.]»
Продажа земли была далеко не во всех обстоятельствах простой и прямой процедурой. Следующий контракт из Мари, хотя и простой по форме, был, вероятно, составлен по-особому, чтобы обойти официальный запрет на продажу этого участка.
«Или-палахум даровал разделением (общей собственности) 5 сар земли с домом, построенным на них, Ярим-Ададу. Ярим-Адад по собственной воле даровал разделением (общей собственности) половину сикля серебра Или-палахуму… [Несколько строчек текста повреждено.]
В присутствии [десяти перечисленных свидетелей]. Они съели хлеб, они выпили из чаши, они помазали себя маслом».
Последняя часть контракта относится к некой церемониальной трапезе, возможно с участием свидетелей.
Выражение «даровал разделением (общей собственности)» не является синонимом слова «продал», но относится к распределению племенной собственности членам племени. Оно, по-видимому, идентично древнееврейскому выражению, которое переводится «делить вам землю» или «возьмите для раздела» в Числ., 34: 17, 18, и «разделение земли по пределам ее» в Иис. Нав., 19: 49. Сделка, описанная в контракте, очевидно, была продажей под прикрытием разделения общей собственности. Прикрытие, вероятно, было необходимо, потому что рассматриваемая земля была неотчуждаемой племенной собственностью. В другом документе из Мари тринадцать вождей племени авин (Аwin), в том числе представители племени, живущие в городе и пустыне, аналогичным способом выделили высокопоставленному чиновнику, названному для возможности осуществления сделки «братом», около 150 акров земли племени.
Все приведенные выше документы относятся к старовавилонскому периоду. В районе Нузи (возле Киркука) во 2-м тысячелетии до н. э. продажа недвижимости велась в совершенно иной форме. В этом обществе, где было очень сильно хурритское влияние, земля, судя по всему, считалась неотчуждаемой. Однако примерно в 1400 г. до н. э. в районе Нузи было несколько очень богатых людей, занятых строительством крупных поместий. Такой человек мог преодолеть официальные трудности, получив документ, в котором он «усыновлялся» человеком, потенциальным продавцом земли. Своему «усыновителю» он делал «подарок», по сути являвшийся ценой земли, и получал от него «наследство» в виде земли, которую хотел купить. Далее приводится сокращенный вариант подобного контракта.
«Табличка усыновления, которую Х, сын Y, сделал для усыновления (в связи с) М, сына N.
Х дал М в качестве его части наследства 8 авихари орошаемой земли в Нузи, на берегу канала. <…> В тот же день М дал Х 9 мин свинца в подарок».
Что касается 1-го тысячелетия до н. э., ясно, что в Новоассирийской империи торговля процветала, и развитая экономика, так же как успешные военные действия, были основой могущества Ассирии в это время. Ряд ассирийских царей заявляли об экономическом подъеме и благоприятном уровне цен в период их правления, хотя, как правило, это было связано скорее с подъемом сельского хозяйства, чем торговли. Так, например, Шамши-Адад I утверждал: «Когда я построил храм моего господина Энлиля, цены в моем городе Ашшуре были следующими: два гура зерна за сикль серебра, пятнадцать мин шерсти за сикль серебра…»
Иногда снижение цен вызывалось неожиданным притоком товара (например, верблюдов), последовавшим в результате успешной военной кампании. В одном случае связь экономического расцвета с торговлей указана более прямо. Саргон II, говоря об атаке на Египет во время кампании в Палестине, заявил: «Я открыл закрытую (границу) земли Египетской и смешал людей Ассирии и Египта вместе, положив начало подъему торговли».
Следует также напомнить, что основное обвинение пророка Наума в адрес Ассирии заключалось в том, что купцов у нее стало более, нежели звезд на небе (3: 16).
В Вавилонии в 1-м тысячелетии до н. э. внутренняя торговля, по-видимому, в основном находилась в руках крупных храмовых корпораций, таких как Эанна в Уруке. Очевидно, на этом основано большинство взглядов профессора Полани на природу античной экономики. Между тем Оппенгейм справедливо указал (см. ранее в этой главе), что в этот период внешняя торговля использовала механизмы отличные от характеризующих традиционную сконцентрировавшуюся вокруг храмов бюрократию. Вполне возможно, что вне громоздкой централизованной храмовой экономики того времени существовала и свободная торговля, основанная на рыночных началах, между отдельными лицами, сделки между которыми не требовали обязательного документирования. Конечно, в этот период были и записи о ссудах для торговых путешествий, имевшие следующую форму: «Три мины серебра Шумикина. .. под ответственность Забаба-шум-иддина для (торгового) путешествия. Забаба-шум-иддин будет иметь равную долю в прибыли, которая может быть получена в городе или деревне с Шумикином…»
Упоминания о ссудах широко распространены, хотя, поскольку во многих случаях их назначение не упоминается, они могли выдаваться для сельскохозяйственных, а не для торговых целей. Другой признак существования торговли за пределами храмовой системы в то время – часто встречающиеся контракты, в которых храмовые власти нанимают суда у частных лиц. Это подразумевает, что существовали частные суда, плававшие между городами Вавилонии, и они вряд ли занимались исключительно перевозкой храмовых грузов. Тогда они довольно скоро перешли бы под полный контроль храмов, что в конечном счете и произошло со многими другими сферами жизни Нового Вавилона.
Между тем, несмотря на вероятность существования частной торговли в нововавилонские времена, большинство информации, которой мы располагаем о коммерции Нового Вавилона, относится к торговле, осуществляемой храмами. Этот тип торговли был административным делом, урегулированным между официальными лицами разных храмов. Это ясно из следующего письма, написанного в 616 г. до н. э. шатамму Урука человеком, который называет шатамму Урука братом, а значит, должно быть, занимал аналогичную должность в храме, расположенном севернее.
«Письмо Шузубу, адресованное Мардук-шакин-шуму [известно, что он был шатамму храма Эанна в Уруке] и Надин, моим братьям. Пусть Бел и Набу даруют благополучие моим братьям.
Я послал Бел-наид-шу в Южную Вавилонию за лесом шибешу. Он не знает местности. Пусть мои братья пошлют человека с ним, который знает дорогу, дайте ему продовольствие.
Пусть мои братья отправят чернильных орешков на одну мину серебра, и пусть ваш гонец придет ко мне. Я отправлю белый кунжут, который понравится моим братьям, на одну мину серебра…»
Это письмо также дает пример использования серебра в качестве масштаба цен – при этом серебро не переходит из рук в руки. Такая практика, конечно, была широко распространена на Древнем Ближнем Востоке, и египетский документ, датированный после 1300 г. до н. э., представляет другой хороший пример ее использования. Согласно этому документу (судебный иск), купец ходил из дома в дом, предлагая сирийскую девушку-рабыню на продажу, пока жена одного из чиновников ее не купила. Цена была выражена в серебре, но в действительности была выплачена тканями, предметами одежды и бронзовыми сосудами, причем каждый предмет оценивался отдельно.
Перемещение товаров внутри Вавилона подтверждается многими письмами между храмовыми чиновниками. О том, что такие сделки в письмах рассматривались скорее как административные, чем коммерческие, говорилось в предыдущей главе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
§ 27.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Промышленность. Советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну. Перед ним встала сложнейшая задача – восстановление страны. Фашисты превратили в руины 1710 городов, более 70 тыс. сёл и деревень, тысячи заводов, шахт, больниц, школ.
§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Промышленность. Советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну. Перед ним встала сложнейшая задача – восстановление страны. Фашисты превратили в руины 1710 городов, более 70 тыс. сёл и деревень, тысячи заводов, шахт, больниц, школ.
§ 29. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
§ 29. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Экономическое развитие страны. Во второй половине XVIII в. в состав Российской империи вошли Правобережная Украина, Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, а также территория между Бугом и Днестром. За 1745 – 1795 гг. количество жителей страны
«Внутренняя жертва»
«Внутренняя жертва» «Извлечение» жертвы становилось обязанностью брахмана.Если ритуал не приводил к нужному ожидаемому результату, это трактовалось как недоработка жреца. Понятное дело, что жрецы стремились подстраховаться и увеличивали время ритуала. Чем пышнее были
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Внутренняя политика Екатерины по своим задачам не была проще внешней. В последней надобно было показать силу империи и удовлетворить национальное чувство; в первой предстояло проявить блеск власти, упрочить положение ее носительницы и согласить
57. Внутренняя жизнь
57. Внутренняя жизнь Давид поднял Израильское государство на высшую ступень могущества. Все соседние народы, которые раньше теснили израильтян, теперь трепетали перед ними. Имя великого царя израильского прославилось на весь Восток. Чтобы поддерживать это внешнее
§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Организационной и идеологической основой самодержавного государства являлся монарх. Политика определялась его собственными представлениями о значимости для страны очередной проблемы и ориентацией на те или иные способы ее решения. Эти
§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Монархи и бюрократия. Россия оставалась абсолютной монархией. Управление страной русские монархи осуществляли путем участия в заседаниях высших государственных органов и регулярного просмотра докладов министров и губернаторов.В практику
Внутренняя торговля
Внутренняя торговля Греческий путешественник Геродот, посетивший Вавилон в V в. до н. э., цитирует некую ремарку персидского царя Кира[33] и объясняет, что ее следует расценивать как критику греков, у которых «покупают и продают на рынках (ведь у самих персов вовсе нет
Торговля — международная и внутренняя
Торговля — международная и внутренняя В эпоху народовластия исландцы импортировали как обиходные товары, например ячмень, пшеницу, дерево и льняное полотно, так и разнообразные предметы роскоши. Ряд известных исландцев, например Гицур сын Ислейва (позднее избранный
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА После великого восстания основным достижением в управлении страной была поддерживаемая принцем Гуном практика ускоренного пополнения высшей бюрократии коренными китайцами. Конфуцианские ученые и маньчжурские кланы оставались закоснелыми
1.
Внутренняя политика1. Внутренняя политика 1.1. Основные направления политических и экономических реформ 1990-х гг Программа политических и экономических преобразований в России была выработана и уточнена еще до распада СССР. Она в какой-то мере повторяла общесоюзную программу реформ в эпоху
6. Внутренняя Церковь
6. Внутренняя Церковь Путь спасения человека и натуры раскрыт был в «Пастырском послании» — сочинении гр. Гаугвица, появившемся в 1785 году и тогда же переведенном на русский язык А. А. Петровым.«Пастырское послание» имело очень большое значение в духовной жизни московских
Внутренняя политика
Внутренняя политика Внутренняя политика Екатерины по своим задачам не была проще внешней, считал В.О. Ключевский. Надо было показать силу империи и удовлетворить национальное чувство; проявить блеск власти, упрочить положение ее носительницы и согласить враждующие
Внутренняя пустота
Внутренняя пустота У человека постепенно отнимают самое главное стремление к самоактуализации, способности раскрыть свое «Я». Человек не должен творить, – он должен только потреблять. Опять обратимся к образу исторического кумира.Все люди разделяются на две группы,
Прекрасный Вавилон: жемчужина древнего мира
Месопотамия — «земля между двумя реками» — породила множество первых великих городов мира. Великолепный город Вавилон, расположенный между водами Евфрата и Тигра примерно в 97 километрах (60 милях) к югу от Багдада, был одним из них. В отличие от многих городов, которые пали и исчезли, Вавилон был стойким, снова и снова возрождался из собственного пепла, даже когда новые завоеватели вторгались и захватывали его. Однако удовольствие, которым наслаждались его обитатели, имело свою цену, поскольку столь желанный Вавилон всегда считался наградой за взятие.
Вавилон веками находил отклик в иудео-христианской культуре. Книги Ветхого Завета повествуют об изгнании евреев в Вавилон после разграбления Иерусалима, у вод которого они «сели и плакали». Ко времени Нового Завета город стал мощным символом: порочный земной город-близнец чистого, небесного Нового Иерусалима.
Помимо библейской традиции, Вавилон интриговал греческих и римских писателей, которые пополнили богатую коллекцию легенд, дошедших до наших дней. Греческий историк Геродот писал о Вавилоне в пятом веке до н. э. Ряд несоответствий в его отчете заставил многих ученых поверить в то, что он никогда не путешествовал туда и что его текст может быть ближе к слухам, чем к историческим фактам. Популярные рассказы о фантастических сооружениях Вавилона, таких как Вавилонская башня и Висячие сады, также могут быть результатом легенд и путаницы. Тем не менее, для историков и археологов Вавилон — это реально существующее место в центре яркой месопотамской культуры, над которой он доминировал на протяжении многих столетий.
Хронология: передача власти
- 19–16 вв. до н. э.
Правление амореев, включая царя Хаммурапи. Позже хетты захватывают город. - 16-11 вв. до н.э.
Касситы захватывают Вавилон. Позже халдеи и арамеи борются за контроль над городом. - XI–VII вв. до н. э.
Период ассирийского правления закончился халдеями, которые будут процветать при Навуходоносоре II. - Седьмой–шестой века до н. э.
Золотой век Вавилона под властью халдеев заканчивается персидским царем Киром Великим в 539 г. до н. э. - До седьмого века н.э.
Македонцы, Селевкиды и Сасаниды контролируют Вавилон до прихода ислама.
Город городов
Местонахождение Вавилона было впервые обнаружено в 1800-х годах на территории современного Ирака. Более поздние раскопки, предпринятые немецким археологом Робертом Колдевеем в конце 19-го и начале 20-го веков, установили, что город несколько раз строился и перестраивался, в первую очередь в щедрых масштабах его царем Навуходоносором II (годы правления 605–561 до н. э.). . Находки Колдевея выявили древний очаг культуры и политической власти. В ходе этих раскопок было обнаружено то, что должно было стать одной из самых величественных вавилонских достопримечательностей, построенных Навуходоносором II: ослепительно голубые ворота Иштар, которые теперь реконструированы и выставлены в Пергамском музее в Берлине.
Вавилон впервые приобрел известность в конце бронзового века, примерно в начале второго тысячелетия до нашей эры, когда он был заселен людьми, известными как амореи. Череда сильных аморейских царей, включая царя Хаммурапи, прославившегося составлением первого в мире свода законов, позволила Вавилону затмить шумерскую столицу Ур и стать самым могущественным городом региона. Хотя Вавилон пришел в упадок после смерти Хаммурапи, его значение как столицы южной Месопотамии, ныне известной как Вавилония, сохранялось на протяжении тысячелетий.
Оставшуюся часть второго тысячелетия до н. э. за контроль над Вавилоном вспыхивала постоянная борьба. Его последовательно занимали хетты и касситы; позже халдейские племена боролись за господство с другим племенем, арамейцами из Сирии (племя, которое также вступало в ссору с Израилем). К 1000 г. до н. э. ассирийцы, основавшие могущественную империю в северной Месопотамии, одержали верх. Но, несмотря на периоды стабильного правления, Вавилон всегда переходил к кому-то другому. Учитывая этот образец постоянных завоеваний — Кир Великий в шестом веке до н. тысячи лет.
Сами вавилоняне прекрасно осознавали древность своей цивилизации. Один из преемников Навуходоносора, Набонид, теперь известен современным историкам как «царь-археолог». Ученый человек, он восстановил древние архитектурные и культурные традиции региона, особенно традиции Аккадской империи, господствовавшей в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. мимо.
Золотой век Вавилона
Вавилон пережил свой расцвет в седьмом и шестом веках до нашей эры, когда он считался самым большим городом в мире. Новая династия, основанная племенем, известным как халдеи, вырвала власть у ассирийцев в начале 600-х годов до н. э. Второй правитель халдейской линии прославился как жестокостью, так и богатством: Навуходоносор II, царь, который разграбил Иерусалим и отправил пленных евреев в столицу своей новой и все более могущественной региональной империи.
Успешный военный Навуходоносор использовал богатство, полученное в других землях, для восстановления и прославления Вавилона. Он завершил и укрепил оборону города, в том числе вырыл ров и построил новые городские стены. Не обошлось и без проектов благоустройства. Великий Путь процессий был вымощен известняком, храмы были отремонтированы и перестроены, а также возведены славные Ворота Иштар. Построенные из глазурованного кобальтово-голубого кирпича и украшенные быками и драконами, городские ворота украшены надписью, приписываемой Навуходоносору, которая гласит: «Я поместил диких быков и свирепых драконов в воротах и таким образом украсил их роскошным великолепием, чтобы люди могли смотреть на них в изумлении».
Граждане Вавилона считали свой город раем — центром мира и символом космической гармонии, возникшей, когда его верховное божество, бог Мардук, победил силы хаоса. Распространение культа Мардука в Месопотамии было доказательством престижа Вавилона. Ни один древний город не вызывал такого вожделения и страха, такого восхищения и позора.
Но в еврейской традиции Навуходоносор был тираном, а Вавилон мучением. Царь завоевал Иерусалим в начале шестого века до н. э. и сослал евреев в Вавилон. Библия говорит, что он также украл священные предметы из еврейского храма и увез их обратно в Вавилон, чтобы поместить в храме Мардука.
В наказание за его неуважение Библия повествует в Книге Даниила, как падет род Навуходоносора. По сюжету Валтасар, наследник престола, устроил пир на священных сосудах, украденных из Иерусалима. Во время празднеств появляется призрачная рука, а на стене появляются странные письмена, образующие загадочные слова: Мене, Мене, Текел, Уфарсин. Перепуганный царь приводит изгнанника Даниила, чтобы тот истолковал надпись на стене. Даниил читает это так: «Бог сосчитал дни царства твоего… [оно] дано мидянам и персам».
Предсказание Даниила сбылось: в 539 г. до н. э. Вавилон пал перед персидским царем Киром Великим, и евреи вернулись домой из изгнания. Через два века город будет завоеван Александром Македонским в 331 г. до н. э. Хотя Александр планировал сделать Вавилон столицей своей империи, он умер до того, как это произошло. Великий город в конце концов будет покинут его преемниками, а великолепие Вавилона перейдет в область легенд.
Заблуждения и правда
Одной из самых известных историй о Вавилоне является история о Вавилонской башне, история, которая, по мнению некоторых библеистов, может быть основана на неправильном переводе или искусном каламбуре. В Книге Бытия рассказывается, как выжившие во время Великого потопа хотели построить башню, которая достигала бы небес, но Бог поражает строителей за их высокомерие и рассеивает их по Земле, где они вынуждены говорить на множестве разных языков.
История берет свое начало от еврейской веры в то, что название Вавилон образовано от еврейского слова, означающего путаницу или смешение (от которого происходит английское слово «болтовня»). По иронии судьбы, эта интерпретация сама по себе была смешением языков. В аккадском языке корень слов Вавилон и Вавилон не означает смешение; оно означает «врата богов».
Археологи полагают, что башня, упомянутая в библейской истории, может быть Этеменанки, гигантским зиккуратом в Вавилоне, посвященным Мардуку. Его название, как ни странно, означает «храм основания неба и земли», что согласуется с именами, упомянутыми в рассказе. Когда ее обследовали в 1913 году, Этеменанки обнаружили, что башня, которая якобы доходила до небес, на самом деле была бы ближе к 61 метру (200 футов) в высоту.
Еще одна красочная история древнего города связана со сказочными Висячими садами Вавилона, одним из семи чудес древнего мира. Есть много теорий, связанных с садами, от их точного местоположения до личностей их строителей. Некоторые предполагают, что сады были частью царского дворца в самом Вавилоне, в то время как другие считают, что они были построены вообще в другом городе. Одна история происхождения утверждает, что Навуходоносор построил их для своей жены Амитиды.
В ходе раскопок древнего города Колдевея его команда обнаружила таинственное сооружение в одном из углов южного дворца Вавилона. Он состоял из 14 длинных комнат со сводчатыми потолками, выложенных в два ряда. На участке обнаружен комплекс колодцев и каналов. Даже среди академической атмосферы этого проекта сохранялась определенная готовность поверить в фантастические истории Вавилона. Была ли это та инфраструктура, которая снабжала легендарные Висячие сады Вавилона? У ученых есть более прозаическая теория относительно роли этого сооружения: склад, используемый для распределения кунжутного масла, зерна, фиников и специй.
Так где же в городе могли быть эти знаменитые сады? Возможно, вообще нигде. Нет ни одного текста времен Навуходоносора II, в котором упоминалось бы о строительстве подобных садов. Не упомянул о них и греческий историк Геродот. Единственные письменные упоминания появились намного позже, от таких ученых, как Диодор Сицилийский, Квинт Курций, Страбон и Флавий Иосиф Флавий, все они писали в то время, когда Вавилон был заброшен.
Возможно, неудивительно, что Вавилон окружает столько путаницы, когда тексты греческих и римских авторов часто путали ассирийцев с вавилонянами. Когда в первом веке до н. э. Писатель Диодор Сицилийский описывает стены Вавилона, но на самом деле он описывает стены Ниневии, столицы Ассирийской империи. Он описывает сцену охоты, которая не похожа ни на одно произведение искусства, найденное во дворцах Вавилона. Однако оно соответствует описаниям охотничьих рельефов, обнаруженных на ассирийских дворцах в Ниневии.
Эта путаница может быть частично связана с тем, что некоторые цари Ассирии, такие как Сеннахирим (годы правления 704–681 гг. до н. э.), носили титул царя Вавилона. Еще более интригующе то, что изображение этого ассирийского царя, найденное на барельефе в Ниневии, изображает лиственные сады, орошаемые акведуком. Могло ли быть так, что знаменитые сады все время находились в Ниневии?
Неудобные исторические реалии никогда не мешали правителям переделывать историю Вавилона по своему собственному подобию и попутно создавать новые мифы. Один из самых наглых примеров не из древности, а из 19 века.80-х годов, когда Саддам Хусейн — тогдашний диктатор Ирака — задался целью создать реконструкцию своего королевского дворца. Как и его предшественники, он оставил надписи на своих строительных проектах. На некоторых кирпичах Хусейн написал по-арабски: Построен Саддамом, сыном Навуходоносора, чтобы прославить Ирак.
Первоначально опубликовано журналом National Geographic Magazine и natgeo.com в январе 2017 г.
Древний Вавилон, культовый месопотамский город, просуществовавший 2000 лет
Вавилон, древняя месопотамская цивилизация, существовал примерно с 2000 г. до н.э. до 540 г. до н.э. (Изображение предоставлено Питером Хорри через Alamy Stock Photo)Древний Вавилон был влиятельным городом, который служил центром месопотамской цивилизации на протяжении почти двух тысячелетий, примерно с 2000 г. до н.э. до 540 г. до н.э. Он был расположен недалеко от реки Евфрат, примерно в 60 милях (100 км) к югу от Багдада на территории современного Ирака.
Вавилон оказал значительное влияние на Месопотамию. Один из его первых правителей, Хаммурапи, создал суровую систему законов, а в более поздние времена вавилонский язык использовался на Ближнем Востоке как способ общения через границы. Кодекс законов, хотя и не самый старый на Ближнем Востоке, является одним из самых известных. Город также известен строительством Висячих садов Вавилона (если древние легенды верны), чудом древнего мира, которое, по мнению некоторых людей, было построено библейским царем Навуходоносором II.
Древние ученые, жившие в Вавилоне, сделали важные открытия в математике, физике и астрономии. Среди их многочисленных достижений они разработали тригонометрию, использовали математические модели для отслеживания Юпитера и разработали методы отслеживания времени, которые используются до сих пор. Древние вавилонские записи до сих пор используются современными астрономами для изучения того, как изменилось вращение Земли .
Древний город и достижения его жителей влияли на людей на протяжении тысячелетий, и их влияние ощущается и сегодня.
«Вавилон, во всех его проявлениях, одновременно далек от нас и окружает нас. Как ни один другой город, его история стала связана с легендой. ..» исследователи Ирвинг Финкель и Майкл Сеймур написали в книге « Вавилон: Город чудес (открывается в новой вкладке)» (Oxford University Press, 2008).
Начало Вавилона
Археологически мало что известно о ранней истории Вавилона. Древние записи предполагают, что более 4000 лет назад, в то время, когда город Ур (на территории нынешнего южного Ирака) был центром империи, Вавилон был провинциальным административным центром и входил в состав империи Ура, как писал историк Гвендолин Лейк. в своей книге « The Babylonians: An Introduction » (Routledge, 2002). Сеймур, научный сотрудник Метрополитен-музея в Нью-Йорке, в своей книге «Вавилон: легенда, история и древний город» (I.B. Tauris, 2014) отметил, что ирригационная система, которая распределяла воду из Евфрата, Для выращивания сельскохозяйственных культур требовалось: «Однажды установленная такая система могла бы пожинать плоды богатых аллювиальных почв и поддерживать чрезвычайно продуктивное сельское хозяйство на дамбах каналов», — писал Сеймур 9. 0003
Положение Вавилона на реке Евфрат, а также системы каналов, которые правители Вавилона позже построили в этом регионе, способствовали торговле и путешествиям, пишет Стефани Далли, бывший преподаватель ассириологии в Оксфордском университете, в своей книге « Город». Вавилона: история около 2000 г. до н.э. — 116 г. н.э. (открывается в новой вкладке) »(Cambridge University Press, 2021). По словам Далли, пленных, захваченных во время войн, иногда заставляли помогать строить сеть каналов в регионе.
Лейк отметил, что в 1894 г. до н.э. после того, как империя, основанная на Уре, рухнула, Вавилон был завоеван человеком по имени Саму-абум (также пишется Суму-абум). Он был аморреем, представителем семитоязычного народа, проживающего на территории современной Сирии. Он превратил Вавилон в маленькое царство, состоящее из города и небольшого количества близлежащих территорий. Вавилон оставался таким до тех пор, пока спустя шесть царей на престол не взошел человек по имени Хаммурапи (1792 г. до н. э. – 1750 г. до н. э.). Он оказал большое влияние на судьбу города и превратил это когда-то маленькое королевство в великую империю.
Империя Хаммурапи
Карта Вавилонской империи. (Изображение предоставлено Niday Picture Library через Alamy Stock Photo)Хаммурапи пришлось набраться терпения, прежде чем он смог расшириться, отметил Лейк. Вавилон располагался между двумя большими городами, известными как Ларса и Ашур, и Хаммурапи должен был быть осторожен. Он мудро использовал свое время. «Дома он сосредоточился на улучшении экономической базы своего королевства, строя каналы и укрепляя укрепления», — писал Лейк.
Когда царь Ашура умер около 1776 г. до н.э., Хаммурапи воспользовался образовавшимся вакуумом власти и расширил территорию Вавилона, завоевав Ашшур. После этого он провел серию кампаний против Ларсы и победил ее правителя Рим-Сина, который правил большим королевством почти 60 лет. «Эта победа означала аннексию всех старых городских центров, таких как Ур, Урук, Исин и Ларса», — писал Лейк. Дальнейшие кампании против Ассирия и Мари еще больше расширили империю Хаммурапи.
Археологи мало что знают о том, как выглядел сам Вавилон во времена правления Хаммурапи. «Остатки собственного города Хаммурапи в Вавилоне, к сожалению, почти недоступны, поскольку уровень грунтовых вод поднялся слишком высоко, чтобы их можно было исследовать», — пишет исследователь-археолог Харриет Кроуфорд в статье, опубликованной в книге « Вавилонский мир ». открывается в новой вкладке)» (Routledge, 2007).
Хотя археологические находки в Вавилоне, относящиеся к этому периоду, немногочисленны, текстовые находки содержат больше информации. Лейк отметил, что Хаммурапи пользовался таким уважением, что стал считаться божеством. Она писала, что родители давали своим детям имена, которые означали «Хаммурапи — моя помощь» или «Хаммурапи — мой бог».
Сам Хаммурапи обсуждал природу своей божественности в своем знаменитом своде законов.
Кодекс Хаммурапи
Хаммурапи (стоит), царь Вавилона, изображен получающим свои королевские знаки отличия от Шамаша, бога справедливости. (Изображение предоставлено PRISMA ARCHIVO через Alamy Stock Photo)Кодекс Хаммурапи (сейчас находится в Луврском музее в Париже) хорошо известен своим стилем законотворчества «око за око», но он также излагает характер отношений между Хаммурапи, богами и людьми, которых он правил.
По мнению Хаммурапи, боги послали его править империей с некоторым уровнем сострадания. В преамбуле кодекса говорится, что «тогда Ану и Бел [оба бога] призвали по имени меня, Хаммурапи, великого царевича, боящегося Бога, чтобы установить правление праведности на земле, чтобы истребить нечестивых и злых — делающие, чтобы сильный не причинил вреда слабому». (перевод Л. У. Кинга).
В то время как Хаммурапи утверждал, что он сострадателен, его кодекс был суровым и допускал либеральное использование смертных приговоров (в некоторых случаях даже за кражу) и разрешал отрубание частей тела. Это изменение более раннего свода законов, созданного много веков назад правителем Ура по имени Ур-Намму, который был более склонен налагать штрафы.
Согласно кодексу Хаммурапи женщины не всегда получали равное обращение с мужчинами. Один закон гласит: «Если на жену мужчины указали пальцем из-за какого-то самца, но она не была поймана за совокуплением с другим самцом, она должна прыгнуть в реку ради своего мужа» (перевод Х. Дитера Виля). ).
Однако в кодексе есть правила, защищающие женщин. Например, если мужчина разводился со своей женой, он должен был вернуть ей ее приданое и часть своей земли. Другие правила предусматривали, что овдовевшая женщина должна получить наследство, а незамужняя женщина должна получить финансовую поддержку от своих братьев после смерти отца, чтобы она могла жить одна.
Касситский период
В конце концов империя Хаммурапи недолговечна; он пришел в упадок после его смерти в 1750 г. до н.э. В 1595 г. до н.э. Мурсили I, правитель хеттов, народа из Анатолии, разграбил Вавилон, положив конец правлению преемников Хаммурапи.
В дополнение к оскорблению, хетты захватили статую Мардука, который стал главным богом вавилонян, из его храма, отмечает историк Сюзанна Паулюс в статье 2011 года, опубликованной в Beihefte zur Zeitschrift für Altorientalische und Biblische Rechtsgeschichte (Дополнения к журнал древней ближневосточной и библейской истории права). Кража статуи Мардука из его собственного храма была воспринята вавилонянами как крайнее неуважение.
В последовавшем хаосе около 1550 г. до н.э. к власти в Вавилоне пришел народ, называемый касситами (также известный как галзу), вероятно, из гор Загрос к востоку от Вавилона. По словам Лейка, у них был доступ к хорошим лошадям, что давало им военное преимущество.
После завоевания касситы, кажется, предприняли попытку завоевать народ Вавилона. «Они вернули статую главного божества Мардука, украденную хеттами, и восстановили его культ в Вавилоне», — писал Паулюс. «Касситские цари восстанавливали храмы вавилонских богов, в то время как их собственный пантеон не имел большого влияния».
В течение этого периода вавилонское письмо, возможно, стало более профессиональным и эксклюзивным (Лейк отметил, что, похоже, было написано гораздо меньше личных писем), но сам язык стал широко использоваться на Ближнем Востоке.
Он превратился в «лингва-франка для всего Ближнего Востока с пятнадцатого до конца тринадцатого века», писал Лейк. Вавилонские произведения можно найти в Турции, Сирии, Леванте и Египте. «Вавилонские писцы пользовались большим спросом при иностранных дворах», — отмечает Лейк.
Войны с Ассирией и Эламом
Пограничный камень, на котором записаны заслуги командира колесницы Ритти-Мардука в кампании против Элама в Южном Иране. Он датируется правлением Навуходоносора I (приблизительно с 1126 г. до н.э. по 1105 г. до н.э.). (Изображение предоставлено Архивом всемирной истории через Alamy Stock Photo)Период примерно с 1200 г. до н.э. до 600 г. до н.э. был непростым для Вавилона, сопровождался многими войнами и некоторыми успехами. Около 1200 г. до н.э. восточное Средиземноморье столкнулось с бедствием, когда волна мигрантов, которых иногда называли «морскими людьми», прокатилась по большей части Ближнего Востока, разрушая города в Турции и Леванте и усугубляя проблемы, которые привели к распаду Древний Египет .
Хотя Вавилон не был атакован Народом Моря напрямую, он столкнулся с войнами с другими силами. Война с Ассирией привела к тому, что вавилонского царя привели в Ашур в цепях, а конфликт с Эламом привел к тому, что статуя Мардука снова была украдена. Новый вавилонский правитель по имени Навуходоносор I (1126–1105 гг. до н. э.) победил Элам и снова вернул статую. Лейк отметил, что его успех придал большее значение празднованию Нового года вавилонянами.
«Этому сложному ритуалу, который включал в себя собрание всех важных вавилонских божеств в Вавилоне, чтение эпоса о сотворении мира (энума элиш) и утверждение царской власти богом Мардуком, был дан новый импульс, если он вообще не был придуман в настоящее время», — написал Лейк.
Однако эти успехи были недолгими. Вавилон боролся в течение следующих столетий, и ассирийцев снова вторглись . Лейк отметил, что город находился под прямым ассирийским правлением с 729 г.ДО Н.Э. до 627 г. до н.э. а во время вавилонского восстания в 689 г. до н. э. город якобы был преднамеренно затоплен, а статуи его богов были захвачены или уничтожены ассирийцами. Вавилон в конце концов освободился от ассирийского правления после войны, которую вел царь по имени Набопаласар (в союзе с иранским народом, называемым мидийцами), и вавилоняне в конце концов завоевали Ниневию, ассирийскую столицу, в 612 г. до н.э.
Усилия Набопаласара привели Вавилон к новому золотому веку. В 605 г. до н. э. на престол взошел Навуходоносор II, прославившийся в Библии, и у него были сильные позиции для построения империи.
Вавилон Навуходоносора II
Раскрашенная вручную гравюра 1585 года, изображающая библейскую историю о Данииле, истолковывающем сон Навуходоносора II. (Изображение предоставлено IanDagnall Computing через Alamy Stock Photo)Благодаря военным завоеваниям Навуходоносор II стал править империей, которая простиралась от Персидского залива до границ Египта. Он дважды захватывал Иерусалим, в 597 г. до н.э. и 587 г. до н.э. — события, приведшие к разрушению Первого Храма, депортации многих евреев жителей в Вавилонию и захват Ковчега Завета .
В Вавилоне Навуходоносор II начал масштабную программу строительства и реконструкции. «Вавилон достиг наибольшей славы как город во время правления Навуходоносора II», — написал профессор Лондонского университета SOAS Эндрю Джордж в главе книги « Вавилон: Город чудес » (Oxford University Press). , 2008). Религия играла ключевую роль. «В его основе было четырнадцать различных святилищ, а еще двадцать девять были распределены по остальной части города. Это не считая сотен уличных часовен и святынь», — писал Джордж.
Одно из самых больших святилищ под названием Эсангил (также известное как Эсагила) было посвящено Мардуку. Джордж отметил, что он был расположен к югу от большого зиккурата (храмовой башни) и имел размеры 280 на 260 футов (86 на 79 метров) с воротами высотой 30 футов (9 м). «Навуходоносор уделял внимание культовым комнатам: повсюду было золота , серебра и драгоценных камней», — писал он.
До Навуходоносора II большая часть Вавилона была построена из необожженных кирпичей, но во время программы восстановления широко использовались «хорошие обожженные кирпичи», пишет в своей книге Олоф Педерсен, почетный профессор ассириологии Упсальского университета в Швеции. 0092 Вавилон: Великий город » (Zaphon, 2021). Эти обожженные кирпичи должны были казаться более прочными и иметь несколько иной вид.
Дворцы
В городе Навуходоносора II было три основных дворца. Южный дворец размером 1065 на 720 футов (325 на 220 м.) Он включал в себя тронный зал с застекленной кирпичной панелью с пальметтами, цветочными рельефами и львами . Плитки были застеклены синим и желтым цветом — обычная черта среди наиболее важных построек в «Вавилон» Навуходоносора II, — писал Джордж.0003
У короля также был северный дворец, длина которого составляла около 985 футов (300 м) с каждой стороны, писал Педерсен. У него был ряд террас с каналом рядом с ним. Эти террасы могли быть использованы для посадки деревьев и другой растительности — возможно, вдохновляющих историй о «Висячем саду Вавилона», — писал Педерсен.
На северной оконечности внешней стены города Навуходоносор II имел еще один дворец, известный сегодня как « летний дворец». Имея размеры 568 на 502 фута (173 на 153 м), он был «для использования летом, когда городской воздух был удушливым и его запахи были самыми ужасными», — писал Джордж.
Ворота Иштар
Реконструированные ворота Иштар из Вавилона в Пергамском музее в Берлине, Германия. (Изображение предоставлено Эшли Уитворт через Alamy Stock Photo)Построенные Навуходоносором II и названные в честь Иштар, богини любви и войны, ворота Иштар служили церемониальным входом во внутреннюю стену Вавилона — путь, который вел к зиккурату. и храм Эсангил. Проходящие мимо него в древности видели бы глазурованные голубые и желтые кирпичи с чередующимися изображениями драконы и быки высечены рельефно. Его реконструкция с использованием сохранившихся материалов в настоящее время находится в Переднеазиатском музее в Берлине.
«Удивительные ворота Иштар, состоящие из передних ворот во внешней стене и главных ворот в большей внутренней стене города, с проходом длиной 48 метров [157 футов], были украшены не менее чем 575 изображений животных (по подсчетам, сделанным археологами)», — писал в другой главе книги «Вавилон» Иоахим Марцан, куратор Переднеазиатского музея на пенсии. Он отметил, что эти «изображения быков и драконов, представляющие священных животных бога погоды Адада и имперского бога Мардука, были размещены чередующимися рядами».
Кроме того, Марцан писал, что через ворота Иштар проходила дорога для процессий, на которой на протяжении примерно 590 футов (180 м) были высечены рельефные изображения львов. Пасти львов были открыты, скаля зубы, а гривы существ были тщательно проработаны.
Каждую весну король, его придворные, жрецы и статуи богов отправлялись в храм Акиту, чтобы отпраздновать Новый год.
«Блестящая процессия богов и богинь, одетых в свои лучшие сезонные одежды, на украшенных драгоценностями колесницах, началась у Касикиллы, главных ворот Эсагилы (храма, посвященного Мардуку), и продолжилась на север по улице процессий Мардука. через ворота Иштар», — написала в своей книге Джули Бидмид, адъюнкт-профессор религиоведения в Университете Чепмена в Калифорнии, « Фестиваль Акиту: религиозная преемственность и королевская легитимация в Месопотамии » (Gorgias Press, 2004).
Вавилонская башня? Вавилон»), реконструированный здесь Чипьесом. Из-за разработки карьера на этом месте образовалась большая дыра. (Изображение предоставлено: Chronicle via Alamy Stock Photo) «Храм Основания Неба и Земли») возвышался над городом и располагался чуть севернее святилища Эсангиля. Как и святилище, зиккурат был посвящен богу Мардуку9.0003
Древнегреческий писатель Геродот , живший в пятом веке до н. это еще один, пока, наконец, не станет восемь…»
Геродот писал, что «в последней башне есть большое святилище; и в нем стоит большое и хорошо покрытое ложе, а рядом золотой стол. Но нет образ поставлен в святилище, и ни одно человеческое существо не лежит там на ночь, кроме одной туземной женщины, избранной богом из всех женщин, как говорят халдеи, являющиеся жрецами этого бога» (перевод А. Д. Годли). ).
Хотя башня изначально была построена в начале истории города, Набопаласар и Навуходоносор II приказали ее перестроить; когда это было завершено, сооружение было около 300 футов (91 м) в длину, ширину и высоту, писал Педерсен.
Восстановление структуры было бы впечатляющим подвигом, и было высказано предположение, что эта структура, возможно, вдохновила библейскую историю о Вавилонской башне. История башни «возможно, была вдохновлена широко разрекламированным ремонтом ассирийских царей в седьмом веке», — писал Далли, отмечая, что история башни также могла быть взята из вавилонского религиозного текста, известного как «Эпос». Творения».
В 2011 году была переведена и опубликована древняя стела, или камень с письменами, с изображением Навуходоносора II. На нем король изображен стоящим рядом с зиккуратом. Артефакт получил название « Стела Вавилонской башни ».
Висячие сады
Вот гравюра на дереве Висячих садов Вавилона в древние времена, которые являются одним из семи чудес древнего мира. (Изображение предоставлено: Архив фотографий Северного Ветра / Alamy )В Вавилоне также предположительно были впечатляющие сады, известные как Висячие сады. Ученые не знают, где находились Висячие сады в Вавилоне и существовали ли они на самом деле, но древние писатели подробно описали их. Сады считаются одним из семь чудес древнего мира .
Приблизительно в 250 году до н. в земле. Такова техника его строительства. Вся масса опирается на каменные колонны, так что все подстилающее пространство занято резными основаниями колонн» (перевод Дэвида Оутса).
Более поздний отчет был записан греческим историком Диодором Сицилийским в первом веке до нашей эры. Он писал, что Висячие сады были построены «более поздним сирийским царем, чтобы угодить одной из его наложниц; ибо она, говорят, будучи персиянкой расы и тоскующей по лугам своих гор, просила царя подражать через искусство посаженного сада, характерный пейзаж Персии».
Современные ученые отмечают, что Геродот, живший раньше Филона, не упоминает Висячие сады. Более того, нет никаких известных вавилонских записей об этом месте.
Потеря независимости и разорение
Цилиндр Кира, хранящийся в Британском музее, изготовлен персидским правителем Киром, завоевавшим Вавилон в 539 г. до н.э. (Изображение предоставлено Spencer Platt/Staff через Getty Images)В конце концов, империя Навуходоносора II просуществовала ненамного дольше, чем та, которую построил Хаммурапи. В шестом веке до нашей эры Ахеменидская империя, или Персидская империя , поднялась к востоку от Вавилона и стала настолько могущественной, что позже вторглась на территории на западе вплоть до Греции.
Падение Вавилонской империи было очень стремительным и произошло во времена правления Набонида, продолжавшегося с 556 г. до н.э. до 539 г. до н.э. В начале правления Набонида Вавилонская империя простиралась от Персидского залива до Средиземного моря, а Набонид еще больше расширил ее, захватив части территории, которая сейчас является Саудовской Аравией. В древних записях говорится, что он даже предпочитал жить в Тайме, городе на территории современной Саудовской Аравии, примерно до 543 г. до н.э. Гравюра с изображением Набонида была найдена в Эль-Хаите, в Саудовской Аравии, в 2021 году. Однако в последние годы его правления Вавилонская империя подверглась нападению персов и в конечном итоге была разрушена.
Лейк отметил, что 29 октября 539 г. до н.э. город Вавилон пал перед Киром Великим, легендарным персидским правителем. Набонида увезли на территорию нынешнего Ирана, где он провел остаток своей жизни в изгнании. В древней надписи под названием «Цилиндр Кира», которая сейчас хранится в Британском музее в Лондоне, Кир утверждал, что его войска не встретили сопротивления, когда он взял Вавилон. «Я пошел как предвестник мира в Вавилон», — сказал он. «Я основал свою суверенную резиденцию во дворце среди празднования и радости» (перевод Ирвинга Финкеля).
Если персов и встретили тепло, то ненадолго. С 528 г. до н.э. до 526 г. до н.э. Вавилон и его окрестности пострадали от голода, вызванного неурожаем ячменя, пишет Кристин Клебер, преподаватель Университета Врие в Амстердаме, в статье, опубликованной в 2012 г. в журнале Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische. Archäologie (открывается в новой вкладке). Рабочие, «восстанавливавшие городскую стену Вавилона в 528–526 годах до нашей эры, должно быть, чувствовали себя так, как будто они находились в преддверии ада», — писал Клебер, отмечая, что в древних текстах упоминается недовольство вавилонян.
Однако Вавилону уже никогда не стать независимым. В течение следующих тысячелетий город попал под власть нескольких империй, в том числе Александра Македонского (умершего в Вавилоне в 323 г. до н.э.), Селевкидов и парфян.
Когда Александр Македонский захватил Вавилон в 331 г. до н.э., зиккурат Этеменанки пришел в упадок. Александр планировал восстановить его вместе с другими объектами в городе силами 10 000 человек, писал Далли. Однако Александр умер, и его империя погрузилась в гражданскую войну, прежде чем план удалось воплотить в жизнь.
Спустя столетия Вавилон был заброшен. «Согласно свидетельствам классических писателей, место Вавилона было заброшено ко второму веку нашей эры», — писал Поль-Ален Болье, профессор ассириологии в Университете Торонто, в своей книге «. История Вавилона: 2200». до н.э. – 75 г. н.э. (открывается в новой вкладке)» (Wiley Blackwell, 2018). «Память о Вавилоне сохранилась в основном в Библии и трудах Бероса [писателя III века до н. вавилоняне перестали использовать в первом веке нашей эры, и память о том, как его читать, была утеряна. Сценарий не был расшифрован до 19век.
В Средние века руины Вавилона были известны в основном как хорошее место, где можно было добыть кирпичи, пишет Педерсен в своей книге. В руинах продолжали добывать кирпичи и в 19 веке.
Наши дни
Город был раскопан немецкой группой под руководством Роберта Колдевея примерно между 1899 и 1914 годами. Команда раскопала значительную часть города и привезла некоторые из своих находок в Германию. Их раскопки способствуют дальнейшему интересу общественности к археологии Вавилона и Ближнего Востока в целом.
В 1980-х годах лидер Ирака Саддам Хусейн заинтересовался древним городом. «Большая часть города была перестроена Саддамом в середине-конце 1980-х годов, чтобы воссоздать его таким, каким он был во времена царя Навуходоносора, 600 г. до н. э.», — написал фотожурналист Роберт Гэлбрейт в своей книге « Ирак: очевидец войны — дневник фотожурналиста». (открывается в новой вкладке)» (самопубликовано, 2004 г.). Гэлбрейт сообщил из Ирака после вторжения под руководством США в 2003 году и посетил Вавилон вскоре после начала американской оккупации Ирака. Гэлбрейт отметил, что город был разграблен примерно во время вторжения, и в конечном итоге для охраны этого места была назначена группа морских пехотинцев США.
До оккупации Хусейн построил в Вавилоне дворец, который «возвышается над городом», но «поразительно неуместен», писал Гэлбрейт. «Это красивый, искусно вырезанный замок из песчаника, похожий на арабский дворец. Но в том-то и проблема: он навязчивый, неуместный и безвкусный до предела. памятник с видом на древний город», — написал Гэлбрейт.
Вавилон позже был превращен в военную базу США. Хотя это предотвратило некоторые грабежи, оно нанесло ущерб древнему городу и оставило современные руины (включая баскетбольное кольцо), которые пришлось убирать. После ухода американских войск были проведены некоторые работы по очистке и консервации, и древний город был вновь открыт для туристов.
Совсем недавно силам группировки «Исламское государство» (также называемой ИГИЛ, ИГИЛ или ДАИШ) не удалось добраться до Вавилона во время их наступления в регионе в 2014 году, и, таким образом, город избежал разрушений, которые постигли другие древние памятники, оккупированные террористической группой .
Грунтовые воды также были проблемой в Вавилоне, и в 2015 году группа ученых из Вавилонского университета в Ираке опубликовала предложение об использовании подземных дамб для понижения уровня грунтовых вод и контроля над ними в Международном журнале гражданских исследований. Машиностроение и Технология.
Дополнительные ресурсы
Вавилон является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и его список можно увидеть на веб-сайте ЮНЕСКО (откроется в новой вкладке). В период с 2009 по 2015 год Всемирный фонд памятников поддержал проект по сохранению Вавилона.