Как выглядели скифы? | SPQR | Древний Рим и Древний Мир
Сведения о внешности скифов в античных источниках весьма противоречивы. Геродот писал: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Но у Гиппократа, который был его современником (оба жили в V веке до н.э.), другая информация: «Скифы отличаются толстым, мясистым, нечленистым, сырым и немускулистым телом; живот у них в нижней части отличается чрезвычайным изобилием влаги… Благодаря тучности и отсутствию растительности на теле, они похожи друг на друга, мужчины на мужчин и женщины на женщин. Всё скифское племя — рыжее».
Изображение скифа на греческом блюде VI в. до н.э.Возможно, что несовпадения в описаниях скифской внешности связаны с тем, что имелись в виду разные племена кочевников. У Геродота, к примеру, говорится, что «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов — все вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами». Современные историки считают, что под «скифами» древние греки понимали целое сообщество народов. В одной из статей по антропогенезу кочевых племён написано: «Генетически скифы имели различное происхождение, состоящее из скотоводов позднего Бронзового века, европейских земледельцев и охотников-собирателей юга Сибири».
Кадр из фильма «Скиф», 2018 г.Скиф — это скорее обобщённый образ кочевника причерноморской степи, чем конкретный антропологический тип. В целом всё скифское сообщество традиционно делят на западных скифов и восточных (так называемых саков). Генетическое исследование останков из скифских курганных захоронений показало следующее:
- У западных скифов были обнаружены генные компоненты, характерные для европейских земледельцев. Не обнаружено генов из Внутренней Азии.
- У саков Внутренней Азии (центральной части Великой Степи) присутствуют генетические компоненты охотников-собирателей юга Сибири.
- У саков Тянь Шаня есть генные признаки, роднящие их с кочевниками иранского нагорья.
Эти данные были приведены в статье, опубликованной 9 мая 2018 г. в журнале Nature. Статья стала результатом труда 49 ученых из 14 стран, проектом руководили два датских генетика. Данное исследование показало, что культурно схожие скифы представляли собой несколько групп обитателей евразийской степи различного генетического происхождения. В частности, саки Тагарской культуры (жившие в Сибири), саки центральной степи и саки Тянь-Шаня появились благодаря смешению группы кочевых скотоводов позднего Бронзового века с охотниками-собирателями из Внутренней Азии. А западные (в исследовании они названы «венгерскими») скифы являются выходцами из европейских земледельческих племён.
Скифское изображение всадника. Золотая гривна IV в. до н.э.Отсюда можно сделать вывод, что западные скифы своей внешностью не отличались от других народов Восточной Европы. Даже мужские причёски и бороды, судя по фигуркам на скифской золотой гривне, вполне европейского типа. Известный скульптор М. Герасимов реконструировал по черепу лицо скифского правителя, жившего во II в. до н.э. и погибшего в возрасте 45 лет. Высказывалось предположение, что этим правителем был царь Скилур, о котором упоминают Плутарх и Страбон, но подтверждений этому нет. Судя по данной реконструкции, этот скиф также имел вполне европейский облик.
Голова скифского правителя, реконструкция М. ГерасимоваЧто касается скифской одежды, она также описана античными авторами, к тому же её можно реконструировать как по изображениям, так и по находкам в скифских могильниках. Мужчины носили кафтаны из выделанной кожи, мехом внутрь. На ноги обычно надевали кожаные штаны, заправленные в невысокие сапоги. Женщины — воительницы, которых среди скифов было немало, носили такую же одежду, а домохозяйки — длинное платье, к которому в праздничные дни добавлялась накидка.
Реконструкция одежды знатной скифской дамыСкифы любили украшать свои одежды яркой вышивкой, аппликациями и золотыми украшениями. Поверх кафтанов скифская знать надевала широкие пояса с металлическими бляхами. Женщины из богатых родов также украшали свою одежду золотыми пластинками. В обычное время на голову надевалась простая войлочная остроконечная шапка, которую перед боем меняли на металлический колпак, выполнявший функции шлема.
Скифский воин. Картина современного художникаНельзя не упомянуть о скифском золоте. Первые украшения из этого металла появляются уже в скифских захоронениях, относящихся к бронзовому веку. Золото у скифов почиталось божественным, изначально украшения из него носила лишь знать, простые скифы обходились бронзовыми изделиями. Скифы делали из золота широкие нагрудные пластинки с узором (пекторали), нашейные гривны и т.д.
Образцы скифских украшений «звериного стиля»Характерный скифский стиль, прозванный «звериным» из-за выразительных фигурок животных, встречается в захоронениях по всей Великой Степи, так что в ювелирном деле скифы ничуть не уступали оседлым народам.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе. Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
историяскифыописаниевнешностьпривычки
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Царские скифы имели европейскую внешность.
В результате двадцатипятилетних исследований доктор исторических наук, антрополог и скульптор Михаил Михайлович Герасимов установил, что существует закономерная зависимости между строением костей человеческого черепа и строением мягких тканей лица. Это открытие Герасимова открыло новые пути в изучении антропологии, этнографии и истории.
Появилась возможность изучения истории расселения человечества, перемещения племён и народностей по земному шару. Открытие М. М. Герасимова даёт возможность увидеть воочию портреты многих великих людей из исторического прошлого.
Применяя научную методику восстановления человеческого лица по черепу, Герасимов с большой точностью смог сделать документальное восстановление облика человека и создать скульптурный портрет, передающий облик некогда жившего исторического персонажа.
В VIII—II веках до н. э. в степях Причерноморья и Приазовья жили многочисленные племена скифов. Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Северному Причерноморью в в античную эпоху — в VI -V вв. до н. э., в своей «Истории» рассказал об жизни, обычаях, религии, языке скифов. Из рассказов Геродота о сколотах мы узнаём, что скифские «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов – все вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами» (IV, 6. )
Геродот, очерчивая «скифский квадрат» племён, сообщает о кочевниках, степняках, не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений. Геродот говорит о них, как о людях, говорящих на другом языке, отличающимся от скифского. Например сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским». Геродот пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов — сколоты (skolot, skolt… kelt)
«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на среднем Днепре праславян, Геродот выделял из общей массы племён, живших в Скифии, то называя их «борисфенитами» (по Борисфену – Днепру), то приводя их самоназвание: «Всем им в совокупности есть имя – сколоты по имени их царя. Скифами же их назвали эллины». (Геродот. История. Л., 1972, IV – 6.) Греки, покупавшие у сколотов-праславян хлеб, объединяли их со скифами под одним общим именем. (Борис Александрович Рыбаков. Книга «Язычество древних славян». Глава шестая. Земледельческие культы праславян)
Совершенно особый интерес представляет сохранившееся в русском былинном эпосе ироническое прозвище «Сколотник», данное степняками сыну русского богатыря Ильи Муромца.
Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы». Царские скифы-сколоты, называвшие себя царями
Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности», утверждал, что «скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами».
Любор Hидерле пишет: «Скифы-земледельцы, живущие между Бугом и Днепром (Herodot, IV. 17,18, 53, 54) над порогами и ведущие совершенно иной образ жизни по сравнению с подлинными скифами-кочевниками, не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян. Подолье и Волынь были славянскими уже в эпоху Геродота, судя по его сообщениям о жителях этих областей, которых он называет неврами (Neupoi) (Геродот IV. 100-118) и славянское происхождение которых вполне очевидно.» «Теppитоpия, населенная славянами до их расселения, пpостиpалась между Эльбой и средним Поднепровьем (с Десной, Пpипятью и Беpезиной).
Во время своего этнического и языкового единства славяне жили на теppитоpии современной восточной Польши, южной части Белоpyссии (в районе сpеднего течения Беpезины, а также по течению Сожа и Ипyти), в севеpной части Укpаины, Подолии, Волыни и Киевщины с Десной».
Этнический очаг русского народа возник 4500 лет назад на Среднерусской возвышенности, занимающей центральную часть Русской равнины – это место максимальной концентрации носителей гаплогруппы R1a1, являющегося генетическим маркером русского народа. Отсюда он вышел и распространился на территориях Восточной Европы и Сибири. Спорным остаётся и вопрос о той «области дpевней индоевpопейской теppитоpии, где славянство заpождалось.» (Любор Нидерле). Общие признаки европеоидной расы.
Фатьяновская археологическая культура 2 половина III — середина II тысячелетия до н. э. (бронзовый век)
По лингвистическим, археологическим, архаичным славянским гидронимам северная часть «скифского квадрата» Геродота абсолютно совпадает с последующей Чернолесской археологической культуры X -VIII вв. до н. э.
Царские курганы скифов указывают на иерархию скифского общества, артефакты, найденные в скифских курганах, свидетельствуют об искусном владении скифских мастеров технологиями обработки металлов, художественными ремёслами.
Исследуя сотни скифских курганов, учёные генетики пришли к выводу, что антропологический тип скифов был индоевропейский, а не иранский. Осетин по национальности, В.И. Абаев, знаток древних иранских наречий, составил «словарь скифских слов», включив в него слова из сарматских наречий, пришедших на территорию Скифии, когда самой Скифии уже не существовало. (Георгий Дремин «Скифо-сарматские» наречия и «скифский» словарь В.И. Абаева).
Скифы занимались скотоводством, охотой, земледелием, они были знакомы с добычей и обработкой таких металлов, как золото, бронза, железо, медь.
Геродот в Истории (II, 167) пишет, что более всего скифы-кочевники «почитают благородными тех, кто занимается военным делом…». Скифы были сильные и смелые войны, часто совершали они набеги на земли своих соседей.
В скифских племенах женщины были равноправны с мужчинами и наравне с мужчинами молодые женщины участвовали в военных походах. Скифские имена из античной литературы.
На берегу Куры, недалеко от небольшого грузинского городка Мцхета археологи обнаружили развалины древней столицы Грузии.
Упоминания об этом богатом и красивом городе есть в древнеримских историках, о нём пишут и путешественники, побывавшие в этих краях в первых веках до нашей эры.
На Северном Кавказе, близ Мцхета было найдено погребение скифской амазонки, похороненной с оружием в руках. Прекрасная амазонка погибла в расцвете лет в 66 году до н. э. Это произошло во время Понтийских войн, когда Римская империя воевала с понтийским царем Митридатом Евпатором, а скифские племена, жившие на кавказском побережье Чёрного моря, были союзниками Митридата.
Облик скифской амазонки был восстановлен Михаилом Герасимовым. Обнаружены при раскопках, останки молодой женщины с традиционной славянской косой, уложенной на голове высокой короной. Её одежда, воспроизведена на основании остатков ее костюма. Геродот пишет, что скифы хоронили с оружием женщин-воинов.
Древняя Мцхета была сожжёна и разрушена легионерами римского правителя Помпея, следы пожара были обнаружены во время археологических раскопок.
Герасимов создал несколько скульптурных портретов людей древней Мцхеты — женщин, воинов, жителей города, живших в разные времена.
Во II веке до нашей эры в Северном Крыму было образовано скифское рабовладельческое государство, со столицей в Неаполе-Скифском, близ современного города Симферополя.
Археологические раскопки столицы Скифского государства Неаполя-Скифского, проводил археолог Павел Николаевич Шульц. Археологи нашли стену и основание городской стены с крепостной башней, которая служила мавзолеем.
В центре мавзолея находился сложенный из массивных известняковых плит саркофаг, в котором был похоронен знатный скифский воин, возможно, скифский царь. В мавзолее было найдено около тысячи золотых украшений и царское оружие, бронзовый шлем с серебряной инкрустацией, мечи с богато украшенными золотыми и серебряными рукоятками, копья.
Когда Герасимову прислали череп, найденный во время археологических раскопок в мавзолее Неаполя Скифского, для восстановления лица, у него не было никаких исторических свидетельств о человеке похороненном в кургане. Кто он? Для какой цели восстанавливается его облик? Михаилу Герасимову ничего не сообщалось.
Руководитель раскопок Шульц прислал из Симферополя две посылки. В одной находился череп из каменной гробницы, в другой – все остальные сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского. Большая посылка, собственно, предназначалась не Герасимову, а антропологическому институту для определения расовых признаков сорока шести черепов из мавзолея Неаполя Скифского.
Все сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского были отнесены к европеоидному типу внешности. Это достаточно убедительно опровергало представления некоторых учёных о монгольском происхождении скифов. Герасимов выяснил ещё одно обстоятельство. Среди мужских черепов большинство принадлежало скифам европиодного вида, а среди женских – много было греческих типов. Это подтверждало мнение Шульца, что население города было скифским и что царские скифы охотно брали в наложницы гречанок. Показания вещей и черепов из мавзолея сходились. На этом Герасимов своё дело закончил и отослал сорок шесть черепов в антропологический институт.
Остался один череп, присланный ему в отдельной посылке для восстановления лица. Но почему из всех черепов выбран этот, а не какой-нибудь другой, почему он заинтересовал Шульца – оставалось неизвестным.
Проведя необходимые измерения и расчёты, Герасимов смог восстановить лицо скифа, оно оказалось красивым, с правильными чертами, с тонкими губами и круглым подбородком.
Герасимову уже приходилось восстанавливать лицо скифского воина. Правда, тот череп нашли не в Крыму, а в могильнике Нижнего Приднепровья. Воин из Приднепровья был ранен стрелой, пущенной снизу. Об этом свидетельствовала поврежденная челюсть. Такое повреждение кости могло произойти в том случае, если получивший ранение воин сидел на коне, а стрелял в него из лука пеший воин. Повреждения костей челюсти скифского воина восстанавливали картину боя, напоминавшую сцену боя пешего воина и всадника, изображённую на золотом гребне из кургана Солоха.
На черепе из мавзолея Неаполя не было следов ранений или других каких-либо отметин, оставленных судьбой. Обыкновенный череп с типичными скифскими признаками. В этом отношении он походил на череп из могильника Приднепровья. Возраст тоже сходился: тому и другому было лет сорок пять – пятьдесят, но у черепа из Неаполя Скифского, конечно, обнаружились и свои особенности. Голова удлиненная, нос тонкий и заостренный. Характерна посадка головы с наклоном вперёд.
Скифский царь Скилур реконструкция Михаила Герасимова
Герасимов установил череп на подставку и сделал воском обводку гребней. После этого рельеф черепа выступил более четко. Характерные черты стали виднее. Скульптор-антрополог начал наслаивать восковую массу по рельефу черепа. Стало вырисовываться лицо, но не всё, а только половина. Этот приём дает возможность сохранить асимметрию лица, потому что левая и правая сторона лица никогда не бывают одинаковыми, кроме того, так удобнее проверять себя в ходе работы. Ни один едва заметный изгиб или шероховатость кости не ускользают от внимания, мельчайшее изменение – и слой воска накладывается уже иначе, создавая новый штрих лица. Голова получилась своеобразной: высокий лоб и орлиный нос. Сняв с черепа восковую маску, Герасимов делает с неё гипсовый отливок, и вот голова скифа из каменной царской гробницы Неаполя готова.
Шульц посмотрел скульптуру и задумался, но что-то ему было неясно. Герасимов восстанавливал только формы лица и на этом считал свою работу законченной. По черепу нельзя узнать, какие волосы были у человека. А если нужно сделать бороду, приходилось с помощью историков разыскивать какие-нибудь письменные свидетельства или сохранившиеся изображения известного в истории деятеля, лицо которого восстанавливалось. Но череп из Неаполя принадлежал неизвестному человеку, и тут Герасимову не за что ухватиться, пришлось додумывать самому.
Герасимов изобразил скифа с бородой, так как многие скифы носили бороды, их бородатые лица можно увидеть на скифских монетах, греческий барельефах, на чеканных рельефах скифских ваз.
Помог серебряный сосуд из скифского кургана под Воронежем. На этом сосуде изображены скифы с непокрытой головой. У них длинные волосы и обычные бороды клинышком. Герасимов сделал такие же волосы в скульптуре скифа из Неаполя. Теперь волосы у него падали на плечи, была остроконечная борода, и небольшой рот прикрывали усы.
Скульптуру бородатого скифа пришли осматривать археологи. Увидев скульптурную голову, Шульц воскликнул: «Это – он».
Герасимов привык к тому, что восстановленное им лицо узнают те, кто знал человека ранее, но откуда Шульц мог знать скифа из гробницы в Неаполе Скифском?
Археологи обменивались своими замечаниями, а через минуту Герасимов понял, чем они были взволнованы. Восстановленный Герасимовым облик скифа сравнили с куском барельефа с изображением Скилура и его сына Палака, найденным над мавзолеем в Неаполе Скифском (близ г. Симферополя, Крым). Шульц показал изображение скифского царя Скилура на ольвийской монете и на мраморном рельефе — они были похожи.
Облик скифского царя Скилура из Неаполя Скифского, восстановленный Герасимовым, совпадал с этими изображениями: то же лицо с орлиным носом, тяжелыми веками и выступающими скулами, та же удлиненная голова с характерной посадкой вперёд. Теперь археологи узнали, кто был погребён в мавзолее царской гробницы Неаполя Скифского.
В восстановленном Герасимовым облике скифа сходство с изображением на древнем барельефе было очевидным – перед нами портрет скифского царя Скилура. На монетах, хранящихся в Историческом музее отчеканен портрет скифского царя Скилура, жившего во II век до н. э.
О скифском языке мы можем судить по названиям рек, городов, которые оставили скифы, по именам скифских царей, известных в истории личностей, о которых упоминали античные греческие авторы.
Скилур (греч. Σκιλουρος, лат. Skiluros) – царь Малой Скифии. В 108 г. до н. э. в Крыму основал Неаполь Скифский. По преданию, оставил после себя 80 детей. Передал власть старшему сыну Палаку.( Strabo, Geogr., VII, 4, 3.)
Палак (греч. Παλακος, лат. Palakos) – скифский царь, сын царя Скилура. Правил Крымской Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском. Палак воевал с Херсонесом в 107 г. до н. э., Палак был убит в сражении с полководцем царя Митридата VI Диофантом. (С.А. Жебелев, Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре, ВДИ, 1938, №3; О.Н. Трубачев, Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в северном Причерноморье, Вопросы языкознания, №6, 1977, с. 17.; Азовско-Черноморская Русь) Имя скифского царя Палак — означает «сильны, мощный». (в рус. яз.: полк (др.-русск. пълкъ, ст.-слав. плъкъ; в.-луж. роɫk — отряд; др.греч. φάλαγξ — фаланга; др.-герм. *fulkaz, др.-верх.-нем. folk, англосакс. folc — «войско, отряд») — вооруженное формирование (воинская часть), состоящее из 3-6 батальонов) (Полкан, Палкан, Полкановиц, Чудище-Полканище, Полкан-Богатырь — один из героев русского сказочного и былинного эпоса, пёс, богатырь, песиголовец; Полкан = пол(у) + саn(е) — «пёс»(итал.) с последующими народно-этимологическими сближениями с «конь»).
Палакион (Παλακιον) – так называлась римская крепость, ранее построенная скифами в Крыму во II веке до н.э., очевидна связь названия этой крепости с именем скифского царя Палака.( А. Андреев, История Крыма, М.-2002.)
Известно, что имя бога войны в древней Греции — Паллас (лат. Pallas), также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско».
От слова Палакион образовано название «Балаклава» — «Бала» -bala — «власть, мощь, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из ведического санскрита (Риг-веды — RV), который лежит в основе всех индоевропейских языков, в том числе греческого языка, латыни, русского языка и др. Возможно, название гавани «Бала+клава» — происходит от «Бала» — военная, «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть БалаКлава — Военная Крепость.
рождение Афины из головы Зевса, в руках Зевса ваджра. — 550 г до н.э.
Эпитет древнегреческой богини Афины — Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – «воинственная» Афина — богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы змееногой Гаргоны.
Имена Паллас, Палада, Палак, Балаклава происходят из корня ведического санскрита: «Бала» — bala — «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия».
Михаил Михайлович Герасимов воссоздал десятки скульптурных портретов и создал удивительную галерею скифских портретов и восстановил образы, внешний вид многих других исторических персонажей.
В большой серии портретов-реконструкций Герасимов показал, как выглядели скифские войны, жившие когда-то в Приднепровье, Приуралье, Средней Азии и Сибири — у них европеоидные лица.
Скифские реки из «Истории» Геродота
Скифские имена из античной литературы.
Читайте также:
Скилур — царь скифов.
Сказание о скифских царях.
археологиягаплогруппа R1a1европеоидная расаисторияРусьСкифияскифыславяне 2016-12-23
Таинственные древние скифы раскрываются по их ДНК
Провод SYFY
Syfy Insider Exclusive
Создайте бесплатный профиль, чтобы получить неограниченный доступ к эксклюзивным видео, лотереям и многому другому!
Зарегистрируйтесь бесплатно для просмотра
Автор Элизабет Рейн
Предоставлено Warner Bros. Хотя супергероиня с волшебным лассо предположительно родом с мифического греческого острова Темискира, считается, что амазонки были скифскими женщинами-воительницами, которые отправлялись в бой и были свирепыми лучницами, как и сама Диана.
Это не было нормой для древних (смертных) греческих женщин, несмотря на то, что две богини в их пантеоне были воинами. Но кем были легендарные скифы железного века и как они появились в евразийских степях?
Археогенетик Гвидо Альберто Гнекки-Русконе, который руководил исследованием, недавно опубликованным в Science Advances, , работал с междисциплинарной группой ученых над исследованием скифской ДНК 111 древних людей. Хотя многое в их происхождении окутано тайной, новое исследование обнаружило генетические доказательства того, откуда эти загадочные всадники, возможно, пришли и как они пали.
«Самые ранние скифские захоронения обнаружены на Алтае, за ними следует тасмолинская культура на северо-востоке Казахстана, а затем и другие более поздние группы», — сказал SYFY WIRE Гнеччи-Русконе. «Люди из этих культур в целом демонстрируют схожий профиль генетического происхождения, который мы определили как «восточный» генофонд и, следовательно, выдвинули гипотезу об алтайском происхождении, где мы впервые увидели его.
Считается, что скифские группы, такие как саки, пазырыки и тасмола, имеют предки от популяций, впервые появившихся в горах Алтая. Погребения в этом регионе подтверждают эту гипотезу. Замерзшая мумия ныне известной пазырыкской «ледяной девы» была найдена в кургане на Алтае. Вероятно, она была сказительницей или шаманкой высокого статуса, а не воином, поскольку ее похоронили не с каким-либо оружием, а с шестью ее лошадьми. Если бы она когда-нибудь поехала на них в бой, она могла бы погибнуть в могиле.
Что особенно поразительно, так это то, как быстро изменилось население степи бронзового века, в основном скотоводы, которые не путешествовали далеко, поскольку эти люди, которые никогда не вступали в контакт со скифами до того, как они были поглощены скифскими племенами посредством культурного обмена и смешанный брак. Именно скифы создали седла и другие приспособления для верховой езды. Были ли они теми, кто представил новые технологические достижения другим народам в этом районе, или наоборот, до сих пор неясно.
Древнее персидское искусство, изображающее скифа и его коня позади персидского царя. Предоставлено: Роджер Виоллет/Getty Images
«Возможно, мы никогда не узнаем, почему и в деталях, как происходил этот процесс, но какими бы ни были причины, нововведения и достижения, внесенные скифами, скорее всего, произошли также из-за этих встреч между разными людьми и, следовательно, разными культур», — сказал Гнекки-Русконе.
Что касается настоящих предков Чудо-женщины, древний летописец Геродот ошибся в нескольких вещах. Он думал, что их язык был иранским, и хотя у них не было письменности, есть аргументы в пользу другого происхождения. Он также утверждал, что женщины, готовящиеся к бою, отрезают одну грудь, чтобы иметь преимущество в стрельбе из лука. Фактических доказательств этому нет. Вполне возможно, что они связали одну грудь, чтобы дать им преимущество, и хотя никаких доказательств этого также не было найдено, кровотечение и возможная инфекция от того типа вещей, которые предполагал Геродот, вывели бы их из строя еще до того, как они смогли бы добраться до поля битвы.
Это не единственные области, где отчеты Геродота вызывают проблемы. Когда он наблюдал за похоронами павшего скифского царя, он поклялся, что провожающие хардкорно курили марихуану. Свидетельства из нескольких могил показали, что на самом деле они сжигали кориандр, чтобы замаскировать запах смерти.
Хотя скифы раскрывают все больше своих генетических секретов, многие остаются похороненными вместе с ними. Россия, во многом известная как Скифия в железном веке, не так открыта для предоставления ученым доступа к костям или мумиям с бесценной ДНК. «Ледяная дева» вызвала политические и этические потрясения по поводу того, принадлежит ли ее тело с замысловатыми татуировками кургану или музею. Нерешительность в разрешении раскопок вызвала разочарование из-за того, что удалось узнать больше об этих людях, о которых так мало известно. Гнекки-Русконе хочет услышать, как мертвые говорят сами за себя.
«Несмотря на эти захватывающие находки, генетическая сложность скифской эпохи далека от полного описания и анализа», — сказал он. «Многие вопросы о генетической структуре самых западных скифских групп, которые достигли Восточной Европы и Балкан, все еще остаются открытыми. Также генетические процессы связаны с их снижением».
Упадок скифов не был каким-то массовым захватом или кровопролитным сражением. В переходный период после железного века они были поглощены другими народами так же, как они поглотили более ранних скотоводов. С возникновением Персидской империи вместе с конфедерациями хунну и сяньби произошел приток кочевых империй с востока и юга в древнюю Скифию. Они также растворились в других европейских группах, таких как славяне. Некоторые считают, что они сами были протославянами.
Пока призраки скифов не расскажут нам больше, очень жаль, что невозможно взять образец ДНК у Чудо-женщины.
Это дело фанатов
Присоединяйтесь к SYFY Insider, чтобы получить доступ к эксклюзивным видео и интервью, последним новостям, лотереям и многому другому!
Бесплатная регистрация
Все сообщения о
Новости
Наука
История
Чудо-женщина
Похожие истории
Последние новости SYFY WIRE
Все новости
Выбор редакции
Настоящее лицо мумифицированного воина представлено в Британском музее | Британский музей
Поскольку настоящая голова очень похожа на нарисованную маску, куратор Сент-Джон Симпсон предполагает, что слегка улыбающаяся маска молодой женщины рядом с ним, которую еще предстоит отсканировать, также основана на ее внешности.
Ее тело было найдено рядом с его телом в обшитой деревом гробнице, и она почти наверняка не умерла естественной смертью.
Доктор Светлана Панкова с головой во время сканирования в Санкт-Петербурге. Фото: Британский музей Греческий историк Геродот оставил яркие свидетельства о кочевых скифских всадниках и лучниках, которые терроризировали своих соседей из империи, простиравшейся на протяжении веков от Черного моря до границ Китая. Его рассказы, которые часто подвергались сомнению, были подтверждены недавними археологическими находками, и он писал, что, когда умирал княжеский воин, часто выбирали наложницу, чтобы сопровождать его в могилу вместе со слугами и лошадьми.«Геродот говорит, что использовалось удушение, так что это было бы относительно быстро и милосердно», — сказал Симпсон. «Лошадей, которых мы находим в гробницах, обычно убивали одним ударом между глаз заостренным боевым топором — вполне гуманно, как болт для павшей скаковой лошади — так что это может быть еще одним соображением». Он с надеждой добавил: «Мы также должны помнить, что люди действительно умирают от разбитого сердца».
Сканы были завершены и обработаны так недавно, что впервые их увидели в Лондоне российские кураторы, которые сопровождали впечатляющие заимствования из Эрмитажа в Санкт-Петербурге, в том числе некоторые из первых великолепных золотых пряжек для ремней и украшения для одежды, собранные в XVII веке Петром I.
Выставка «Скифы: воины древней Сибири» также предоставлена новым Национальным музеем Республики Казахстан, Ашмоловской и Королевской коллекцией в Великобритании.
У кочевников не было письменности, и они не строили ничего постоянного, кроме своих гробниц, но, к счастью, хоронили все из своего мира, чтобы мертвые могли использовать его в следующем. Экспонаты включают в себя не только превосходные золотые украшения и изделия из металла, включая оружие и утварь, но и удивительно сохранившиеся в вечной мерзлоте Сибири меха, ткани, деревянную мебель и тару, татуированную человеческую кожу, конскую сбрую и седла, древнейшую пару палочек для еды. когда-либо найденных за пределами Китая, и два куска сыра.
Их роскошный импорт из Китая включал в себя красивые шелка, настолько ценные, что даже лоскутки бережно хранились и использовались повторно, в том числе кусок, которым был украшен детский колчан со стрелами, найденный вместе с мумиями в масках в могильнике Оклахты в Южной Сибири. Там же был и крохотный тулупчик, на котором подушкой была подложена голова мужчины.
В этой же гробнице находились еще два жутких предмета, которые Симпсон надеялся позаимствовать для выставки: буквально соломенные человечки, два чучела в натуральную величину, с глиняными масками, похожими на те, что на настоящих головах. Они были слишком хрупкими для путешествий и до сих пор изучаются, но первые рентгеновские снимки показывают, что они содержат тканевые мешки с кремированными человеческими останками, которые, предположительно, везут верхом через равнины, пока их не приложат к телам, лежащим в семейной гробнице.
«Когда я увидел их лежащими в тускло освещенной комнате в Санкт-Петербурге, и один из хранителей поднял голову, сбрасывая соломинки, чтобы посмотреть на меня, это было образ прямо из какого-то голливудского фильма ужасов», — вспоминал Симпсон.