Энеолит и Бронзовый век на территории Казахстана
Энеолит («медный камень») — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.
Орудия из меди были непрочными и могли быстро ломаться. Такие орудия не годились для тяжелых работ и из-за этого не смогли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Поэтому авторы термина Энеолит назвали эту эпоху не Медный век, а Энеолит, так как на протяжении этой эпохи «одновременно применялись каменные и медные орудия труда». Но сам переход на медь позволил в следующем этапе усилить качество металлов.
Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. Медь в то время была самым доступным металлом из всех, которая могла быть подвержена холодной ковке. Изначально люди познакомились с медью через самородки, которые могли путать с камнями. В регионах, где медь была распространена, она быстро заменила камень. В других регионах, из-за нехватки меди, Энеолита фактически не было.
В Казахстане Энеолит был на довольно высоком уровне. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане в итоге было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.). Причем главным регионом здесь выступил Жезказган.
Стоит отметить, что в Центральной Азии произошло приручение верблюда, горного барана, некоторых пород собак. Одомашнивание лошади произошло на территории Северного Казахстана.
В эпохе энеолита в Северном Казахстане происходило развитие Ботайской культуры. Ботайская культура включает в себя такие стоянки как: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Она также была близка Терсекской культуре, которая была расположена географически рядом. Ботайская культура свое наименование получила по названию разъезда Ботай, возле которого было откопано первое характерное поселение Ботайской культуры, которое датировалось 3-2 тысячелетиями до н.э.
Автор открытия В. В. Зайберт. Было открыто более 20 поселений, относящихся к данной культуре. Поселение Ботай располагало богатым материалом и информацией. Оно просуществовало до XIV-XII вв. до н.э. Сохранились жилища позднего типа, но жилищ старого типа почти не осталось. На данный момент считается, что Ботай – это «археологическая культура энеолита, которая существовала в 3700-3100 годах до н. э. на северо-западе Казахстана (Акмолинская область, возле города Кокшетау)». Археологи и эксперты по одомашниванию лошади считают, что Ботай стал той точкой где началось одомашнивание лошади. По их оценкам это произошло около 5,5 тысяч лет назад. Причем, изначально лошадь одомашнивалась как мясное животное, которое можно было только употреблять в пищу. Позже лошадь стали использовать как вьючное животное и «под седло».
Несмотря на энеолит, основными материалами в Ботае была не медь, а камень, кость и глина. Основные занятия для жителей Ботая были коневодство, охота и рыболовство. Доказано, что ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и спустя некоторое время после одомашнивания как мясного животного, около 6700-6000 лет назад ботайцы придумали и стали использовать сбрую.
Антропологически население Казахстана эпохи Неолита и Энеолита было протоевропиоидным. В Ботае доминировали кремнивые орудия труда, по большей части отщепы.
Бронзовый век назван таким образом в силу того, что произошел качественно новый поворот в технологическом укладе народов Евразии. Если эпоха меди и камня (Энеолит) характеризировалась параллельным функционированием меди и камня, причем в случае если меди было мало, то камень продолжал доминировать, то бронзовый век фактически положил конец эпохе камня.
Бронза представляет собой сплав меди и олова, причем гораздо более крепкий, чем сама медь. Улучшение обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, привело к тотальному исчезновению камня как материала для орудий труда и военного оружия. Как писал известный классик: «Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33-13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются».
Бронзовая эпоха на территории Казахстана в основном представлена Андроновской культурой, которая датируется XVIII-XII вв. до н.э. Памятники
Андроновцы также были также производили металлы. Их металлурги изготавливали как орудия труда (серпы, топоры, мотыги и т.д.), так и военное оружие (кинжалы, наконечники, копья). Причем данные продукты в рамках торговли поставлялись за пределы андроновской культуры. Помимо «оседлания лошади» андроновцы первыми изобрели колесницы. На сегодняшний момент самые ранние колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культурой (захоронение Кривое озеро, 2026 г. до н.э.). Данные колесницы – это легкие повозки с двумя спицевыми колесами, которые запрягались конями и управляли при помощи кольцевых удил, для быстрой езды.
Также стоит отметить, что одним из вариантов Андроновской культуры была Синташтинская культура. На данный момент найдено более 20 укрепленных поселения Синташтинской культуры (Аркаим, Берсуат, Каменный Амбар, Куйсак, Синташта, Устье, Степное, Кизильское, Аландское, Синташта II и др.). Большинство поселений Синташтинской культуры расположены у рек Уральского и Тобольского бассейнов. Площадь синташтинских крепостей-поселений как правило до 2 га в среднем. Стены таких поселений-крепостей были толщиной до 5,5 метров и высотой до 3,5 м.
Наследниками андроновцев стали саки (скифы), жившие уже в железном веке.
Жаксылык САБИТОВ,
доктор PhD
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». 8 (7172) 57 14 08 (вн — 1164)
Тема 2. Энеолит и бронзовый век
Энеолит (медно-каменный век) начинается на Украине в середине IV тыс.
до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. Это было время полного перехода к земледелию и скотоводству. Производящие формы экономики вытеснили охоту и собирательство и оставили им место вспомогательных способов добычи продуктов питания. В юго-западных районах Украины и в Молдавии в энеолите формируется знаменитая трипольская земледельческая культура. К востоку от Днепра в степи и южной лесостепи в энеолите обитали племена, экономика которых основывалась на скотоводстве, в первую очередь на коневодстве. На немногочисленных энеолитических поселениях между Днепром и Доном находят кости животных, из которых более 50% принадлежат лошади. Это самая древняя прирученная лошадь в Европе. Судя по найденным деталям узды (узда — приспособление для управления лошадью), лошади уже использовались для верховой езды.ЭНЕОЛИТ Немногочисленные еще медные изделия
(топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Медь поступала из Балкан через племена трипольской культуры или из Северного Кавказа.
23
маторска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района. Здесь производились при зматические нуклеусы, от которых отжимали крупные — до 20 см — ножи-пластины, треугольные топо ры, наконечники стрел и дротиков. Изделия из мастерских употребля лись местными племенами и посту пали к соседям. Клады энеолити- В. А. Городцов ческих изделий из донецкого крем-
(1860-1945) ня доходят до Днепра. В балке
Широкой Амвросиевского района в меловой горе располагалась горная выработка по добыче кремня. Она имела вид нескольких соединенных вместе горизонтальных камер, идущих вглубь горы по кремневой жиле.
В конце энеолита впервые появляется обычай возводить над погребением большую земляную насыпь. Такая насыпь называется курганом. Как правило, курганные могильники воздвигались на высоких местах и всегда видны издалека. Редко курганы содержат одно погребение, чаще их несколько — иногда до 25-30. Первые подкурган-ные энеолитические захоронения совершены в больших ямах и перекрыты сверху деревянным настилом. Погребенные густо посыпаны охрой. Таких погребений известно пока 20.
В последующие периоды бронзового века (XXV-X вв. до н.э.) в донецких степях были насыпаны тысячи курганов. Сейчас сохранилось около 6 000
курганных насыпей, а
Энеолитическии каменный топор,
с. Стыла, Старобешевский р-н раньше их было еще боль-
Цонецкойобл. ше. Донецкие курганы
24
!
всегда привлекали внимание ученых. Научное исследование их началось более 100 лет назад. Особо заметный вклад внесли
исследования
Схема устройства ямных (1), катакомб- выдающегося рос-
ных (2) и срубных (З)погребений курганах
сийского археолога В. А. Городцова, который в начале нашего века провел раскопки в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (часть современного Артемовского и Славянского районов). В. А. Городцов заметил разницу в типах погребений и на этом основании выделил три археологические культуры бронзового века юга России. По конструкции погребальных сооружений он назвал их древнеямной, катакомбной и срубной. Такое деление культур сохраняет свое значение и по сей день.
Древнеямные захоронения совершались в обычных ямах, катакомбные могилы имеют глубокий входной колодец и боковую камеру — подбой (она называется катакомбой), в срубных могилах сооружался невысокий прямоугольный бревенчатый сруб (часто он заменялся каменным ящиком).
ДРЕВНЕЯМНАЯ Древнеямная культура Донбасса КУЛЬТУРА сформировалась на основе местных энео-
литических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямники занимались в основном скотоводством. К этому времени в степной зоне Украины закончился процесс формирования стада домашних животных. В него входили бык, лошадь, коза, овца и свинья. На древнеямных поселениях в Подонье, Поднепровье
25
и в Приазовье (у села Раздольное в Старобешевском районе) преобладают кость быка, овцы и лошади. Древнеям-ным пастухам были известны большие деревянные повозки, в которые впрягались быки. Основная масса населения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок.
Древнеямная культура Донбасса известна в основном по погребениям. Всего их раскопано около 100. Все они совершены в простых прямоугольных или овальных ямах и перекрыты деревянным настилом или каменными плитами. Возле погребенных находят глиняные сосуды яйцевидной формы. Орнамент на таких сосудах выполнен оттиском шнура. Погребальный инвентарь включает кремневые наконечники копий, костяные гарпуны и крупные булавки, бронзовые бусы и украшения. Антропологически (антропология — наука о происхождении и строении человека) древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они являлись индоевропейцами. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков многих современных народов Евразии.
КАТАКОМБНАЯ К индоевропейцам относятся и племе- КУЛЬТУРА на катакомбной культуры. Племена этой
культуры сменили древнеямников и существовали на обширных просторах Левобережной Украины в ХХП-ХVП вв. до н.э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хозяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пастушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения.
26
Изображение из пещеры у с. Стыла близ г. Докучаевска Донецкой обл.
Погребальный обряд катакомбных племен резко отличается от всех остальных. Своих умерших эти племена хоронили в могилах, имеющих входную яму•(она называется дромос) и боковую камеру. Погребенный помещался в камере, вход в нее перекрывался деревянными плахами или каменной плитой. Умершего клали в скорченном положении (как в утробе матери до рождения) на камышовую подстилку или коврик, рядом помещали несколько красивых орнаментированных оттиском шнура сосудов с плоским дном, кусочки охры, глиняные курильницы (чаша для благовония), бронзовые ножи и тесла, бронзовые и костяные украшения, другой погребальный инвентарь. Иногда в череп погребенного вставляли глиняные модели глаз, носа, рта и ушей. По поверьям тех времен, душа из такого «запечатанного» со всех сторон черепа не могла вернуться в мир живых. Сверху насыпали большой земляной курган. В целом погребальный обряд катакомбных племен отличался большой пышностью и требовал больших затрат. Тем не менее, наши предки не считались с такими затратами. Достаточно вспомнить, какое место погребальный культ занимал в жизни египетского общества. У катакомбников, как и у египтян, существовал обычай деформации черепов у представителей наиболее знатных родов. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах.
Древнеямные и катакомбные племена находились на том уровне общественного развития, когда из массы рядовых общинников выделяются наиболее авторитетные воины и сосредотачивают в своих руках власть. Военные
27
стычки между родами и племенами из-за скота и пастбищ становятся обычной практикой в жизни пастушеских народов. Социальная и имущественная дифференциация (т.е. расслоение общества на богатых и бедных) хорошо видна по погребальным сооружениям и инвентарю, особенно у ка-такомбников. У некоторых воинов, погребенных в катакомбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скорняков и др.
В XVI в. до н.э. в Донбассе кочевали племена так называемой культуры многоваликовой керамики. Их памятников известно совсем немного.
СРУБНАЯ В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесосте-КУЛЬТУРА пи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью осво-или донецкие земли.
Экономика срубного общества была основана на комп-лексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. В неко-торых районах, возможно, применялась простая соха. Ос-новной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Он требовал простых агротехнических приемов. Для выращи-вания зерновых культур обрабатывались небольшие уча-стки в поймах рек и балок с толстым плодородным слоем земли. В лесостепных районах Подонцовья участки для посевов часто приходилось отвоевывать у леса. Кустарни-ки и деревья вырубались, а затем сжигались. Посев зер-новых культур производился, как правило, не отдельными зернами россыпью, а колосками. Вырастав-ший из колоса кустик легче было срезать при помощи сер-
28
па. Серпы отливались из бронзы. Это были обычные изогнутые серпы с крюком для рукоятки, а также тяжелые широкие слабоизогнутые серпы-секачи, которыми легко можно было подсечь любой куст. Металл экономили, поэтому часто употребляли серпы из деревянной или костяной оправы и острого кремневого вкладыша. Собранное зерно хранили в больших глиняных сосудах емкостью до 10-12 литров. Зерно растиралось на каменных зернотерках либо дробилось в ступках. Зернотерки имели вид двух больших скрещенных каменных плит. Растереть зерно в муку при помощи таких приспособлений было довольно трудно, поэтому варились в основном каши из толченного зерна (т. е. из крупы). Из муки выпекались простые лепешки. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасался вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жилищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших поселках, расположенных на берегах рек и балок. Иногда поселки образуют небольшие скопления. Их населяли близкие между собой роды. В Донецкой области найдено несколько сотен срубных поселков, более десятка из них раскопаны археологами. Благодаря раскопкам мы хорошо знаем устройство жилищ и многие бытовые детали.
Приемы домостроительства были разными в разных географических регионах Донбасса. В Подонцовье на поселениях у Усова Озера, Лиманского Озера, села Ильичев-ки Краснолиманского района найдены жилища, возведенные с использованием дерева. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра. Размеры котлованов — 4 на 8-10 м. В донецкой лесостепи котлованы облицовывались деревянными плахами. Такими же делались наземные стены. Двускатную крышу поддер-
29
Реконструкция посулка срубной культуры
живали тяжелые опорные бревна. Деревянные столбы поддерживали также стены. Внутри жилищ вдоль стен оставлялась земляная ступенька. Она покрывалась деревянным настилом и служила нарами или лежаком. Иногда жилище делилось перегородкой на несколько камер. В центре сооружались открытые очаги, различные хозяйственные приспособления. В зимнее время на них готовили пищу, плавили бронзу.
В южных районах области в бронзовом веке, как и сейчас, господствовала степь, деревьев было мало. В качестве
30
Раскопки поселения срубной культуры у п. Безыменное, Новоазовский р-н Донецкой обл.
31
основного строительного материала использовался ка-мень. Культура приазовских срубников хорошо изучена по раскопкам поселения у поселка Безыменное Новоазов-ского района. Здесь возводились обычные по размеру полу- землянки. В отличие от подонцовских жилищ, кот-лованы южных полуземлянок облицовывались большими поставленными на ребро каменными плитами или клад-кой из более мелких камней. Наземные стены возводились из земляных (дерновых) кирпичей. Крыша была тростни-ковой и поддерживалась несколькими бревнами. Как вид-но, дерево использовалось только при устройстве кровли. Срубные мастера были прекрасными гончарами. Посу-ду лепили из местной глины и обжигали ее на костре. Вся срубная посуда плоскодонная. Прочерченные зигзаги, тре-угольники, налепные валики украшали верхнюю часть столовых сосудов. Больших успехов достигла обработка ко-сти. Из рога и кости делались наконечники стрел и гарпу-ны, пряжки, спицы, украшения, различные орудия дляБронзовые изделия срубной культуры (кинжалы, копья, топоры-кельты.). Донецкая обл.
обработки шкур животных. Судя по этим инструментам, срубники умели производить кожи разных сортов, замшу. Особое значение в жизни срубных племен занимала металлургия бронзы. Донецкие срубники не только использовали изделия из привозного металла, но и научились выплавлять свою медь. Карьеры по добыче медной руды располагались у сел Выскривка, Пилипчатино, Клиновое в Артемовском районе. В этом месте на поверхность выходят содержащие медь залежи малахита и азурита. Карьеры достигали 100-1200 метров в длину и несколько метров в глубину. Глыбы руды дробились в карьерах тяжелыми каменными молотами весом 5-8 кг. Добытую руду перетирали на каменных плитах терчниками и пестами, освобождали от пустой породы. Рядом с карьерами располагались временные поселки горняков- металлургов. Здесь руда нагревалась в специальных горнах-плавильнях и из нее выплавлялась медь. После добавления в медь олова получался прекрасный прочный и легкоплавкий металл — бронза. На долговременных поселках металлургов в Подонцовье (Усово Озеро и др.) из бронзы отливали разнообразные изделия: топоры, тесла, долота, ножи и кинжалы, украшения. Эта продукция распространялась не только в Подонцовье, но поступала в Приазовье и к северным племенам.
32
Погребение в каменном ящике
Своих умерших сруб-ники хоронили в основном в курганах. В простой неглубокой могиле археологи находят, как правило, лежащий на боку скорченный костяк и один сосуд. Иногда могила сделана в виде невысокого деревянного сруба или каменного ящика из больших плит. Редко встречаются грунтовые погребения без курганов. Один из таких могильников раскопан в Дружковке. Над каменным ящиком с погребением подростка найден срубный сосуд с загадочными письменами и изображением стилизованной головы быка. Письмена и бык иллюстрируют древнеиндийские мифы о строении мира. Известно, что срубные племена были индоевропейцами.На рубеже ХП-ХI вв. до н.э. в Подонцовье проникают племена так называемой бондарихинской археологической культуры. Эта культура сформирована выходцами из более северных районов лесостепи. Происходит смешение населения, двух традиций домостроения, изготовления керамики, бронзовых изделий.
В ХI-Х вв. до н.э. климат Украины заметно меняется, становится более сухим и жарким. Климатические изменения существенно повлияли на расселение людей в Донецком крае.
33
Вопросы и задания:
Составьте хронологическую таблицу культур энеолита и бронзового века нашего края.
Охарактеризуйте экономику пастушеских племен Донбас-са.
Что вы можете сказать об экономике срубной культуры?
Какие приемы домостроения использовали срубники Подон-цовья и Приазовья?
Расскажите о металлургии срубных племен Донбасса.
Искусство эпохи энеолита
ПОИСК В ПУБЛИКАЦИЯХ GETTY
Поиск
Выходные данные/ПрограммаGetty Conservation InstituteGetty Research InstituteJ. Музей Пола ГеттиGetty Publications
Тип публикацииО GettyКаталог выставкиКоллекции GettyЖурналОткрытый доступНедавно добавленныеСтатьи симпозиумаПереведенный том
Предметная категорияДревностиАрхеологияАрхитектураХудожественное образованиеИстория искусства и критикаСправочник по искусствуАзиатское искусствоКалифорнияКонсервацияКонсервация: СайтыКонсервация: МатериалыКонсервация: НаукаДекоративное искусствоРисункиЕвропейское искусствоСадыGetty Center and VillaИсторияЛатиноамериканское искусствоЛитератураЛос-АнджелесРукописиСовременное искусствоМузейные исследованияКартиныФотографияПроисхождение и коллекционированиеРелигия СкульптураСправочник по технологиям Серия
Библиографии и досьеСохранение и культурное наследиеCorpus Vasorum AntiquorumGCI ProceedingsGetty Museum Studies in ArtПроблемы и дебатыJ. Периодические публикации Paul Getty Trust в области политики в области культурного наследия0007
УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
MARC-записи
Описание
Последние находки — архитектурные останки, погребальные предметы, каменные артефакты, керамика и медные предметы — из недавних раскопок указывают на то, что Кипр играл более ключевую роль в социально-экономическом развитии до бронзового века, чем считалось ранее. В этой книге описываются результаты раскопок в Лембе, месте, где была обнаружена самая важная новая информация об этом периоде. Включены иллюстрации многих ранее не публиковавшихся или выставленных материалов как из Музея Кипра, так и из Музея Дж. Пола Гетти. Это название служит каталогом к 19 февраля.90 выставка проходила в музее Дж. Пола Гетти.
Содержание
- Предисловие директора
Джон Уолш и Уолтер Хоппс - Введение
Вассос Карагеоргис - Энеолитический Кипр
Эдгар Дж. Пелтенбург - Каталог выставки
Павлос Флуренцос
Таблица — PMC
Распространение зооархеологических данных из Южного Леванта * .
Археологический период | Дата | Количество зооархеологических комплексов |
Натуфийский | 12 500–10 200 г. до н.э. | 19 |
Докерамический неолит | 10 300–7 500 г. до н.э. | 26 |
Керамика эпохи неолита | 7 500–∼5 200 до н.э. | |
Энеолит | 4 500–3 500 до н. э. | 29 |
Ранний бронзовый век | 3500–2000 г. до н.э. | 62 |
Средний бронзовый век | 2000–1550 | 34 |
Поздний бронзовый век | 1550–1200 до н.э. | 23 |
Железный век | 9 0060 1200–586 до н.э.86 | |
персидский | 586–332 г. до н.э. | 16 |
Эллинистический, римский, | 332 г. |