Сравнительная таблица «Западники и славянофилы»
Задание для студентов 2 курса по теме «Общественное движение во второй половине XIX в.»
Задание: Закончите составление и заполните сравнительную таблицу «Западники и славянофилы»
Линии сравнения | (1840-1850-е гг.) Славянофилы | Западники | |
Указать персоналии | Указать персоналии | ||
Различия | |||
Происхождение или значение названия | |||
Видение путей развития России | |||
Отношение к реформам Петра I | |||
Отношение к самодержавию | |||
Отношение к существующей государственной системе | |||
Отношение к прошлому России | |||
Отношение к личности | |||
Отношение к русскому языку, русской культуре | |||
Общее | |||
Линии сравнения | (1840-1850-е гг. Славянофилы | Западники | |
Хомяков А.С. – «Илья Муромец славянофильства», братья Киреевские И.В. и П. В., братья Аксаковы И.С. и К.С., Самарин Ю.Ф., Кошелев А.И., Даль В.И. – создатель словаря великорусского языка | Грановский Т.Н., Чичерин Б.Н., Кавелин К.Д., Боткин В.П., Тургенев И.С. – писатель, Гончаров И.А. – писатель, Соловьев С.М. — историк | ||
Различия | |||
Происхождение или значение названия | Буквально – «славянолюбы»; название дано запаниками в ходе полемики; сами называли себя «русолюбами» или «русофилами» | Так называли всех, кто противостоял славянофилам, то есть тех, кто ориентировался на пример Запада в общественном развитии | |
Видение путей развития России | Россия должна вернуться к самобытному пути развития, с которого она свернула в результате петровских преобразований. Идеал и основа самобытности России: крестьянская община (мир) — «союз людей, основанный на нравственном начале». Цель: отказ от следования западному примеру, обращение к истокам. | Россия как часть мировой цивилизации идет тем же путем, что и западные страны, хотя и «запаздывает» в развитии. История России – часть общемирового исторического процесса. Задача: догнать Запад, создать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью». Идеал, пример для подражания – Англия и Франция. Цель: европеизация России | |
Отношение к реформам Петра I | Резко отрицательное. Петр расколол страну, противопоставил Русскому миру Антирусский мир в лице бюрократии, дворянства, интеллигенции. Петр создал условия для возможных в будущем революционных потрясений, отказавшись от истинного русского пути развития. Петр I – зло для России. | Абсолютно положительное, восторженное. Возвеличивали Петра, считали, что он «спас Россию», поведя по пути реформ по западному образцу. Петр I вел Россию из состояния дикости и приобщил к культурным достижениям всего человечества. | |
Отношение к самодержавию | Видели в нем единственно возможное государственное устройство; власть должна оставаться самодержавной, но опираться при этом на мнение народа. Главный тезис: «народу — мнение, царю – решение». Идея: возрождение Земских соборов. | Выступали за ограничение самодержавия и установление конституционной монархии по западно-европейскому образцу. | |
Отношение к существующей государственной системе | Отрицательное. Считали, что в России при засилии чиновничества проводится политика, чуждая народу; необходимы осторожные постепенные реформы при сохранении самодержавия. | Отрицательное. Призывали к изменению государственного строя по западно-европейскому образцу путем постепенных реформ | |
Отношение к прошлому России | Идеализировали его, видели в нем пример, ориентир для дальнейшего развития страны. | Не находили в нем ничего достойного, считали, что «все там темно и элементарно», а «свет прогресса» идет в Россию исключительно из Европы. | |
Отношение к личности | Проводили идею «соборности», коллективизма. Ставили веру выше разума. | Проводили идею свободной личности, утверждали самоценность человеческой личности как носителя разума. Ставили разум выше веры. | |
Отношение к русскому языку, русской культуре | Выступали за чистоту русского языка, за отказ от иностранных слов, уже заимствованных, и за отказ от дальнейшего неоправданного заимствования в пользу исконно русских слов. Приветствовали все русское, носили не только европейское, но и русское платье, бороды. | Считали заимствования из иностранных языков оправданными, и отвечающими требованиям прогресса. Приветствовали все западное, отношение к русскому могло быть пренебрежительным. | |
Общее | |||
Отношение к крепостному праву, всесилию бюрократии, подавлению прав и свобод личности | Отрицательное. | ||
Отношение к коренным преобразованиям в России | Убеждены в их необходимости. Преобразования должны быть проведены «сверху», то есть по инициативе верховной власти и опоре ее на передовую общественность. | ||
Взгляды на характер проведения реформ | Они должны носить эволюционный, то есть постепенный и осторожный характер. Они должны проводиться мирным путем. | ||
Отношение к России | Вера в ее возможности, в ее будущее процветание. |
Сравнение взглядов западников и славянофилов
Персоналии | Боткин, Катков, Кетчер, Грановский, Герцен, Огарёв, Белинский | Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Самарин, Кошелев |
Концепция истории России | Всё человечество развивается по одним и тем же законам, идёт по одному пути.![]() | В основе русской истории лежит община – организация, приучавшая подчинять свои эгоистические интересы коллективным. Государственная власть опекала народ, защищала от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь. Хотя власть имела самодержавный характер, но чутко прислушивалась к мнению народа через земские соборы |
Ключевые исторические события | Петровские преобразования, которые, по их мнению, дали мощный толчок вперёд для России | Петровские преобразования, которые, по их мнению, нарушили идеальный строй жизни России |
Отношение к самодержавию, крепостничеству | Отрицательно. Они призывали к отмене крепостного труда и превращению его в свободный, и преобразованию деспотического самодержавного строя в конституционный | Отрицательно.![]() |
Методы воздействия на общество | Распространяли свои идеи в салонных беседах, журнальных публикациях, университетских лекциях |
Западники и славянофилы (либеральное движение при Николае I)
Представители | И. С. Аксаков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин | К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв – историки, П. В. Анненков, И. С. Тургенев – литераторы |
Взгляды на историческое развитие России | Россия должна развиваться самостоятельно, традиционно, особый путь развития, Пётр I нарушил | Единый путь развития с западом, заслуга Петра I |
Взгляды на государственный строй | Идеальный государственный строй – самодержавие с представительными органами (Земские соборы) | Идеалом является конституционная монархия, схожая с европейской |
Реформы сверху, мирный путь преобразования | Реформы снизу, мирный путь преобразования | |
Отношение к крепостному праву | Должно быть отменено | Ликвидация крепостного права |
Философское безумие | 1837: Тихая революция в России
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic1837: Тихая революция в РоссииЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford Academic1837: Тихая революция в РоссииЕвропейская историяСовременная история (1700–1919 гг. )45)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Werth, Paul W.,
‘Philosophical Madness’
,
1837: Russia’s Quiet Revolution
(
Oxford,
2021;
online edn,
Oxford Academic
, 18 февраля 2021 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780198826354.003.0004,
по состоянию на 27 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic1837: Тихая революция в РоссииЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic1837: Тихая революция в РоссииЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Среди странных литературных произведений 1837 года было эссе под названием Апология сумасшедшего
. Вместе с компаньоном Философские письма , этот текст представляет собой фундаментальный момент в истории русской мысли и делает его автора, Петра Чаадаева, центральной фигурой в русской интеллектуальной истории.
Ключевые слова: Петр Чаадаев, отсталость, цензура, Николай I, Европа, католицизм, цивилизация, маркиз де Кюстин
Предмет
Европейская историяНовая история (с 1700 по 1945)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Славянофильская мысль и политика культурного национализма
Сюзанна Рабоу-Эдлинг
Темы:
Политология 9Серия 0179:
Серия SUNY в National Identities
Мягкая обложка
: 9780791466940,
192 страницы,
июнь 2007 г.
Твердый переплет
: 9780791466933,
192 страницы,
Июль 2006 г.
Альтернативные форматы доступны по адресу:
Прочитать отрывок Посмотреть оглавление
Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ
Содержание
Признание
Введение
1. Двойной кризис идентичности
2. Проблема подражания
3. Концепции нации
4. Русское Просвещение и западники
5. Славянофильское представление о русском Просвещении
6. Культурное Национализм как проект социальных изменений
7. Славянофильский проект социальных изменений
Заключение
Примечания
Библиография
Алфавитный указатель
Исследует истоки русского национализма и его отношение к Западу.
Сюзанна Рабоу-Эдлинг рассматривает первую теорию русской нации, сформулированную славянофилами во второй четверти XIX века, и ее отношение к Западу. Используя культурный национализм как инструмент для понимания славянофильского мышления, она утверждает, что русская национальная идентичность формировалась не в противовес Европе, чтобы отделить Россию от Запада. Скорее, оно возникло как попытка противостоять чувству культурной отсталости среди русской интеллигенции, позволив русской культуре взять на себя ведущую роль во всеобщем прогрессе человечества.