Таблица по истории «Соседи восточных славян»
Таблица по истории «Соседи восточных славян»12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 | Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество | Бесплатные всероссийские конкурсы | Бесплатные сертификаты | Нужна помощь? Инструкции для новых участников | Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
▪Учебно-дидактические материалы
▪КИМ
Материал опубликовала
1
#6 класс #История #Учебно-дидактические материалы #КИМ #Учитель-предметник #Школьное образование
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*. DOC)
Размер файла: 12.36 Кбайт
Соседи восточных славян
№ п\п | Название племени |
| Емь |
| Корела |
| Водь |
| Весь |
| Чудь заволочская |
| Черемисы (мари) |
| Меря |
| Мурома |
| Мордва |
| Мещера |
| Печенеги |
| Половцы |
| Хазары |
| Касоги |
| Ясы |
| Болгары |
| Валахи |
| Венгры |
| Поляки |
| Пруссы |
| Аукштайты |
| Ятвяги |
| Жмудь |
Латы | |
| Ливы |
| Жемайты |
| Корсь |
| Земигола |
| Летьгола |
| Эсты |
| Варяги |
| Сумь |
Опубликовано в группе «В помощь учителю»
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Закрыть
Trojden | Восточные славяне и их соседи: Арсентьев Н. М. — 6 класс
Что позволило восточным славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?
Женщина-славянка. Реконструкция М. М. Герасимова
1. Происхождение восточных славян
Как вы знаете, значительные территории Европы и Азии издавна населяли народы, которые учёные называют индоевропейскими. Предполагается, что некогда предки этих народов говорили на одном языке, имели во внешнем облике много общих черт. Племена индоевропейцев находились в постоянном движении, осваивая новые территории, соприкасались и смешивались с другими народами. Отдельные группы индоевропейских племён всё больше отдалялись друг от друга. Они расселились на огромных просторах от Индии до запада Европы (отсюда и их название). Некогда общий язык распался на множество различных языков.
Примерно во II тыс. до н. э., по мнению некоторых учёных, из индоевропейских племён выделились балтославянские племена. Они заселили значительную часть Центральной и Восточной Европы. Примерно в V в. до н. э. эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от Днепра на востоке до Одера на западе. Славяне приняли участие в Великом переселении народов.
Какие племена участвовали в Великом переселении народов?
В V—VI вв. славянские племена мощными потоками устремились в разные стороны. На востоке они дошли до верхнего течения Волги и Дона, на севере — до Белого моря, на юге заселили почти весь Балканский полуостров, на западе продвинулись до Эльбы. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — восточную (предки русских, украинцев и белорусов), западную (поляки, чехи, словаки, поморские славяне) и южную (болгары, сербы, хорваты и др. ). Восточные славяне заселили в VI—VIII вв. обширную территорию Восточной Европы — значительную часть Восточно-Европейской равнины.
2. Хозяйство славян
Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.
Посёлок славян-земледельцев. По рисунку расскажите о занятиях славян
Расселение славян и их соседей в VI—IX вв
Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в среднем течении Днепра, в степной и лесостепной зонах, богатых плодородными землями. Славяне использовали участки в течение нескольких лет до полного истощения почвы, а затем переходили на новые. Истощённая земля не обрабатывалась примерно 20—30 лет, до восстановления плодородия.
Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заострёнными, раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепились деревянные или железные зубья. На сев земледельцы выходили в безветренный день, босиком. Из лукошка, висевшего на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета — начале осени созревшие колосья срезали железными серпами.
Охотник-славянин
Со временем, когда были освоены многие земли, всё чаще стали применять новые системы земледелия — двуполье и трёхполье. При двуполье половину пашни засевали, а другую половину (пар) только распахивали и оставляли отдыхать на год. Затем поля для посева меняли. При трёхполье \ треть полей засевали весной (яровые хлеба), треть — осенью (озимые хлеба), а треть оставляли под пар.
Славяне сеяли пшеницу, рожь, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был их главной пищей, поэтому зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах выращивали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок.
Славяне занимались также скотоводством: разводили коров, лошадей, коз, овец, свиней. Большую роль в их жизни играли бортничество (собирание в лесах мёда диких пчёл), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха шили верхнюю одежду. Шкурки пушных зверей, главным образом куницы, выполняли роль денег. У восточных славян развивались ремёсла — кузнечное, гончарное, ткачество.
3. Быт и нравы восточных славян
Согласно описаниям древних авторов, многие славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы и серые глаза. Поселения восточных славян располагались обычно по берегам озёр и рек. Обитатели этих поселений жили семьями, в домах-полуземлянках площадью 10—20 м2. Стены домов, скамьи, столы, домашнюю посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топилось жилище по-чёрному: из глинобитного или каменного очага дым уходил не через трубу, а в отверстие в крыше. В домах устраивали несколько выходов, а ценные вещи часто зарывали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть враги.
Полуземлянка восточных славян. Внешний вид
Полуземлянка восточных славян. Внутренний вид.
В чём преимущество такого жилища? В чём его неудобство?
Славяне отличались добродушием и гостеприимством. Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки.
Славяне были известны как храбрые воины. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой. Они дышали через тростниковую трубку, верхушка которой выходила на поверхность воды. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие первоначально были редкостью.
4. Духовный мир славян
Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, поклонявшихся многим богам. Разные виды язычества также иногда называют традиционными верованиями. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств.
Можно ли назвать религии древних египтян, греков, римлян языческими?
Наиболее почитаемыми были Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии (одновременно войны и оружия), Стрибог — повелитель ветра, Волос (Велес) — покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) — богиня плодородия.
Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (щур, домовой) оставались, по их мнению, в доме и охраняли потомков от бед. В реках и озёрах, считали они, водились русалки, в которых превращались утопленницы.
В глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще тёмного леса обитал лесной дух — леший.
Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, реже каменные статуи божеств — идолы. Чтобы задобрить сердитого бога или заручиться его милостью, ему приносили в жертву животных, а в особо важных случаях даже людей.
Языческий идол восточных славян, найденный на реке Збруч в земле племени волынян
Каждая грань Збручского идола изображает разных богов
5. Общины земледельцев
Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Родовую общину сменила соседская (территориальная) — вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяйствами. На общий совет — вече — сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).
Чем отличается родовая община от соседской (территориальной)?
Как управляется каждая из них? Чем вызваны эти различия?
Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь, составляли союзы племён. Существовало 12 (по другим данным 15) восточнославянских племенных союзов. В летописи они называются племенами. Наиболее многочисленными из них были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. По легенде, сохранившейся в летописи, вождь полян князь Кий стал основателем города Киева — центра полян. Центром ильменских словен позже стал Новгород.
6. Восточные славяне и их соседи
Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы и их освоение носили в основном характер мирной колонизации. Переселенцы жили по соседству с местными племенами. У финно-угорских племён славяне заимствовали названия многих рек, озёр, селений.
Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного населения (скифы, сарматы). Многие древние иранские слова прочно вошли в славянский язык и сохранились в современном русском (бог, хата, собака, топор и др.). Некоторые славянские боги — Хоре, Стрибог — носили иранские имена, а Перун имел балтское происхождение.
Однако не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. Сохранилось предание о нападении тюркоязычных кочевников-аваров (обров) на славянское племя дулебов, жившее в районе Карпатских гор. Перебив почти всех мужчин, авары впрягали в телеги вместо коней дулебских женщин. Авары создали на территории современной Венгрии своё государство — каганат. Позже он был разгромлен войсками Карла Великого, действовавшими в союзе со славянскими племенами.
В летописи сохранилась пословица «погибли яко обры». Объясните её смысл.
В VIII в. восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей, живших близко к степям, попали в зависимость от Хазарского каганата и платили ему дань — «по горностаю и белке от дыма», т. е. с каждого дома.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
В ходе расселения славян по Восточно-Европейской равнине в VI—VIII вв., являвшего собой завершающий этап Великого переселения народов — грандиозного движения, охватившего всю Евразию, сложилась восточная ветвь славянства.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Когда славянские племена выделились из индоевропейских? 2. Перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались. 3. В чём преимущество двуполья и трёхполья перед перелогом и подсечно-огневой системой? 4. Опишите внешний облик восточных славян и их образ жизни. 5. Какими были религиозные верования восточных славян? 6. Как была организована жизнь в славянском племени?
Работаем с картой
1. Покажите на карте территории, на которых в VI—VIII вв. расселились восточные славяне. 2. Перечислите названия союзов племён восточных славян. 3. Какие крупные реки впадают в Чёрное море? 4. Какие из них протекают по территории современной России? других государств? 5. На берегах каких рек жили восточные славяне?
Изучаем документ
ИЗ СОЧИНЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО О СЛАВЯНАХ
Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… Они очень высокого роста и огромной силы.
1. Пользуясь текстом параграфа и сведениями документа, составьте рассказ о жизни в славянском поселении. 2. Оцените, как относится автор к славянам — уважительно, со страхом, пренебрежительно или как-то по-другому. 3. Сопоставьте текст документа с текстом учебника и определите, как назывался верховный бог у славян.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Каким образом история восточных славян связана с Великим переселением народов?
2. Какое влияние на развитие восточных славян оказали их соседи?
3. Сравните сложившуюся систему управления у восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Что в них общего, а в чём различие? Представьте материал в виде таблицы в тетради.
Запоминаем, новые слова
Вече — народное собрание, решавшее важнейшие вопросы. Колонизация — заселение, освоение пустующих земель. Народное ополчение — военное формирование, создаваемое на добровольных началах в случае военных действий. Традиционные верования — древние верования, для которых характерно, как правило, почитание многих богов.
ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
1. Назовите наиболее известные стоянки древних людей на территории современной России. Каковы были занятия этих людей?
2. Что такое неолитическая революция? К каким изменениям в жизни человечества она привела?
3. Где и когда на территории современной России возникли первые государства?
4. Что вам известно о происхождении, расселении, занятиях и верованиях восточных славян?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Смелая смесь новостей и идей
Девушки танцуют на улицах Москвы. Генетически люди, проживающие на довольно большой территории от Польши на западе до реки Волги на востоке, очень похожи. Фото Борис С.В. / Flickr Creative Commons
Каждый третий европеец говорит на славянском языке. По площади почти половина Европы говорит на славянском языке. Но кто такие славяноязычные люди по происхождению?
Инга Кюльмоя
Создатель контента и старший специалист по коммуникациям
Тартуский университет
Мы довольно много знаем о славянах от лингвистов, археологов и историков. Однако развитие популяционной генетики в последние десятилетия добавляет к этой картине совершенно новое измерение. Детальный анализ генома современных популяций позволяет многое узнать об их предках и родственных связях.
Великое переселение народов – славяне в движении
На карте показано географическое распределение прибалтийско-славянского населения на территории современной Европы. 6079В ходе исследования были изучены образцы данных Y-хромосомы, 6876 образцов данных митохондриальной ДНК и аутосомные данные 1297 человек. Изображение Кушниаревича и др.В первом тысячелетии большая часть Европы находилась в движении. Внутренний кризис и нашествия варваров бросили вызов Западной Римской империи. Между 300 и 500 годами нашей эры германские племена, такие как готы, вандалы, англы, саксы и другие, получили контроль над большей частью территорий империи. Между 500 и 700 годами другие племена, в том числе славяне, вытеснили германцев на запад.
Исторические записи свидетельствуют о том, что крупная славянская экспансия по Европе произошла примерно в 500–1000 годах нашей эры. Как уже упоминалось, в Центральной и Западной Европе это затронуло группы, говорящие на германских языках. В Восточной Европе он затронул территории, ранее занятые балтийским, финно-угорским и тюркоязычным населением; а на Балканах население разной языковой принадлежности.
Лингвистическая реконструкция подтверждает предполагаемое историками время миграции. А именно, диверсификация славянских языков на восточные, западные и южнославянские произошли около 100 г. н.э. Интенсивное дальнейшее разнообразие и развитие отдельных славянских диалектов началось около 500 г. н.э.
Как «расходятся» языки?
Это филогенетическое древо балто-славянских языков показывает, как развивались разные ветви славянских и балтийских языков. Дерево основано на лексикостатистическом анализе, в ходе которого сравнивались списки из 110 основных слов в каждом из балтийских и славянских языков. Изображение Кушниаревича и др. Как происходит языковое разнообразие? Представим, что молодые, активные люди уезжают из родного села и оседают где-то поблизости. Образуется новая деревня, и люди оттуда снова переселяются в близлежащие места. С течением времени язык, на котором говорят люди в этих разных деревнях, развивается несколько по-разному, и можно сказать, что люди говорят на разных диалектах или разновидностях одного и того же языка. В тот момент, когда люди из далеких деревень, говорящие на разных диалектах, перестают понимать друг друга, можно говорить о том, что языки разошлись или разделились.
Если мы посмотрим на самые основные слова в различных языках (например, «собака», «кровь»; личные местоимения, такие как «я», «ты», названия частей тела, глаголы «умереть», «умереть»). выпить’ и т. д.), то чем меньше эти слова совпадают, тем старше раскол между языками.
Неожиданно для многих славян самыми близкими к славянским языкам оказались балтийские языки – литовский и латышский. Среди лингвистов существует почти консенсус в отношении того, что балтийские и славянские языки происходят от одного общего корня, который разделился на отдельные славянские и балтийские ветви около 1500 г. до н.э. Этот балто-славянский язык, в свою очередь, происходит от индоевропейского праязыка, который также породил к современному английскому, французскому, немецкому и т. д.
Исследование в масштабе генома балто-славянских популяций
«Славянизация» Европы – рассредоточение славянских языков – поставила вопрос о том, в какой степени эта недавняя культурная трансформация в Европе повлияла на ее генетический ландшафт.
Многочисленные исследования рассматривали этот вопрос в меньшем масштабе; однако это было первое исследование в масштабе генома , в котором основное внимание уделялось прибалтийско-славянским популяциям и вариациям их трех генетических систем: патрилинейной (Y-хромосома), матрилинейной (митохондриальная ДНК) и аутосомной.
Интернациональную исследовательскую группу генетиков и лингвистов возглавили академик, профессор археогенетики Тартуского университета Ричард Виллемс и Олег Балановский из Института общей генетики имени Вавилова в России.
Исследование показывает, что большинство западных и восточных славян, населяющих довольно большую территорию, простирающуюся от Польши на западе до реки Волги на востоке, генетически достаточно однородны. На самом деле также оказывается, что генетический состав славян существенно не отличается от состава соседнего неславянского населения.
Генетическая карта мира и Европы
В целях исследования ученые смоделировали генетическое наследие прибалтийско-славянских популяций. В своей модели они приняли шесть наследственных популяций (K = 6) для всех живущих людей. Эта модель (нажмите на изображение, чтобы увеличить) чрезвычайно полезна для предоставления контекста относительно того, насколько генетически близки или сильно различаются популяции мира.
С помощью алгоритма ADMIXTURE создана модель предковых генетических компонентов в мировых и балто-славянских популяциях. Изображение Кушниаревича и др. Например, когда вы читаете, что русские из северных районов европейской части России генетически отличаются от жителей центральной и южной России, то беглый взгляд на генетическую карту подскажет, что действительно у северных русских больше компонент k5, общий для их финноязычных географических соседей. Однако в их геномах, как и у остальных славян, по-прежнему преобладают два других предковых компонента: темно-синий (k3) и светло-голубой (k2), хотя и в иных пропорциях.
Желтый компонент k5 в генофонде русских северной Европы происходит от местного праславянского населения и показывает, что расселяющиеся славяне смешались с коренным населением. Исследователи предполагают, что славянская экспансия на север была преимущественно культурным проникновением, когда коренное финно-угорское население перешло на славянский язык.
Что касается балтоязычных популяций, которые в настоящее время ограничены Литвой и Латвией, то существуют генетические и лингвистические данные, показывающие, что зона их расселения раньше достигала более восточных частей Восточно-Европейской равнины. Генетически это подтверждается близостью волжско-финской мордвы к двум балтоязычным популяциям. В лингвистическом отношении реки и озера к востоку от Латвии и Литвы носят названия балтийского происхождения.
Опять же, похоже, что распространение славян на балтийские земли произошло скорее за счет культурной ассимиляции и языкового перехода, чем за счет физического вытеснения большого количества коренного населения. Генетическое сходство между славянами и балтами подтверждает эту точку зрения.
Интересно, что оранжевый компонент k6, преобладающий у ханьцев и обильный у монголов и алтайцев, у русских практически отсутствует. Это говорит о том, что азиатская доля в северо- и среднерусском происхождении обусловлена контактами с северно-среднесибирскими, а не с южными сибиряками и монголами.
Восточные, западные и южные славяне
Хотя в глобальном контексте славяноязычные популяции генетически относительно близки друг к другу, мы все же можем видеть некоторые различия между ветвями. А именно, восточные славяне генетически наиболее однородны, западные славяне несколько более дифференцированы, но восточные и западные славяне гораздо больше похожи друг на друга, чем на южных славян.
Более того, восточные и западные славяне также генетически ближе к своим соседям, включая балтоязычных и эстонцев, чем к южным славянам. Генофонд южных славян, проживающих на географически меньшем Балканском полуострове, также демонстрирует большую внутреннюю дифференциацию.
Генетические сигналы миграции
Один из методов, использованных генетиками в этом исследовании, называется ВЗК, идентичным по происхождению. Исследователи сравнивают ДНК людей из двух разных популяций, которые они хотят сравнить (скажем, русского и эстонца), и ищут сегменты генома, идентичные по происхождению, то есть сегменты, унаследованные от общего предшественника.
Чем больше количество общих сегментов, тем ближе сравниваемые совокупности. Если общий предшественник жил много поколений назад, общие сегменты будут очень короткими (т. е. разбиты множеством рекомбинаций). Точно так же общие сегменты генома для братьев и сестер будут очень длинными, составляя почти четверть длины хромосомы.
Используя этот метод, исследователи обнаружили, что у южных славян одинаковое количество сегментов генома с восточными и западными славянами, как и у их неславянских соседей. Опять же, это указывает на то, что основным механизмом распространения славянских языков была культурная диффузия, а не физическая замена коренного населения.
Как насчет «славизации» Европы?
Один из основных авторов статьи Алена Кушниаревич из Эстонского биоцентра резюмировала результаты исследования: «Мы не видим в геномах современных славянских носителей сильного генетического сигнала, который поддерживал бы массовые движения славян в сторону Балканский полуостров в 700–800 гг. Н.э. Похоже, что основным механизмом распространения славянских языков была культурная передача, а не физическая замена коренных жителей славянами. С другой стороны, выловить генетические следы исторических миграций в пределах Центральной и Восточной Европы — достаточно однородного и густонаселенного региона — задача нетривиальная».
Кроме того, мы склонны считать, что люди, говорящие на одном или похожем языке, также имеют общую культуру; однако некоторые археологические данные свидетельствуют о том, что материальная культура разных славяноязычных племен существенно различалась.
Учитывая «славянизацию» Европы, становится очевидным, что речь идет об обширном языковом сдвиге, а не о генетической трансформации. Насколько глубокий культурный сдвиг сопровождал массовое изменение языка и насколько оно было единообразным, остается в значительной степени неясным из-за скудных археологических и исторических свидетельств.
Первоначально опубликовано блогом Тартуского университета под лицензией Creative Commons.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Комментарии
комментариев
Теги: Древняя балканская история Славяне
История
История Карпато-русины живут в самом сердце Европы, вдоль северных и южных склонов Карпатских гор. Их родина, известная как Карпатская Русь, расположена на перекрестке дорог, где сходятся границы Украины, Словакии и Польши. Помимо этих стран, меньшее количество карпато-русинов проживает в Румынии, Венгрии, Югославии и Чехии. Ни в одной стране карпато-русины не имеют административно обособленной территории.
Информация на этой странице взята из брошюры «Карпато-русины» , изданной Карпато-русинским исследовательским центром. Текст в брошюре был составлен, изучен и защищен авторским правом © 1995 by Dr. Paul Robert Magocsi. Оригинал брошюры составлен и выложен Анатолием Богданом Ткаченко . Содержание этой страницы защищено авторским правом © 1995. И используется здесь с разрешения автора. Никакая часть этого текста не может быть использована каким-либо лицом или организацией без явного согласия автора.
Из-за ограничения возможности отображать только один набор символов в документе в Интернете — текст отличается от оригинала тем, что в некоторых словах не появляются диакритические знаки и ударения — это будет исправлено, как только технология становится нам доступным.
Содержание
Три четверти карпато-русинов Европы проживает в пределах Украины, а именно в Закарпатье (историческая Подкарпатская Русь). В Словакии карпато-русины живут в северо-восточной части страны, известной в народе как Прешовский край. На северных склонах Карпат они традиционно жили на юго-востоке Польши, в районе, известном как Лемковский край (ныне известный как Бескиды Ниски). После Великой Отечественной войны лемковские русины были депортированы с карпатской родины. Из тех, кто остался в Польше, нескольким тысячам удалось вернуться в Карпаты, хотя большинство из них проживает в разбросанных поселениях в западных (Силезия) и северных районах Польши. Наконец, есть несколько карпато-русинских деревень к югу от реки Тиса в районе Марамуреш на севере центральной Румынии и несколько разбросанных поселений на северо-востоке Венгрии.
За карпатской родиной русины живут переселенцами в соседних странах. Самая старая община иммигрантов, восходящая к середине восемнадцатого века, — это регионы Воеводина (историческая Бачка) и Срем в бывшей Югославии, то есть современная северная Сербия и дальневосточная Хорватия. В Чешской Республике карпато-русины проживают в основном в северной Моравии и в столице Праге, куда большинство иммигрировало сразу после Второй мировой войны. Самая большая община за пределами родины находится в Соединенных Штатах, где между 1880-ми и 1914 иммигрировало около 225 000 карпато-русинов. Они поселились в основном в промышленных районах северо-восточных и северо-восточных штатов, где и по сей день живет большинство их потомков. Меньшее количество карпато-русинов иммигрировало в Канаду и Аргентину в 1920-х годах и в Австралию в 1970-х и 1980-х годах.
Карпато-русины не имеют своего государства. В лучшем случае они функционируют как юридически признанное национальное меньшинство в некоторых, но не во всех европейских странах, где они проживают. Как исторически сложилось в случае с меньшинствами без гражданства, карпато-русины не желали идентифицировать себя как таковые или просто не регистрировались правительствами в странах, где они жили. Поэтому невозможно точно знать количество карпато-русинов в какой-либо стране. По разумной оценке их число составляет 1,5 миллиона человек во всем мире.
До 1945 года подавляющее большинство русинов на Карпатской родине проживало около 1000 небольших деревень, в которых проживало в среднем от 600 до 800 жителей. Помимо карпато-русинов, в каждой деревне также был небольшой процент (обычно от 5% до 15%) людей, принадлежащих к другим национальным группам. Обычно в их число входили несколько еврейских семей (владельцы небольших магазинов и таверн, а также фермеры), цыгане / цыгане, которые часто жили на окраинах деревни, и венгерский, польский, словацкий или чешский чиновник (жандарм, нотариус, школьный учитель). .
Карпато-русины в основном занимались земледелием, скотоводством (особенно овцеводством) и лесными промыслами. Горный ландшафт, характерный для Карпатской Руси, никогда не позволял вести обширное сельскохозяйственное производство. В результате карпато-русины обычно были бедны и часто были вынуждены выживать, работая в соседних странах или постоянно эмигрируя за границу, особенно в Соединенные Штаты.
После Второй мировой войны на родине Карпат или рядом с ней были созданы промышленные предприятия, и многие русины-сельчане перебрались в близлежащие города. Эти города (Ужгород, Мукачево, Прешов, Гумменне, Кошице, Михаловце, Санок, Новы-Сонч, Горлице, Нови-Сад) чаще всего находились за пределами карпато-русинской этноязыковой территории. В результате многие русины, мигрировавшие в города, вступали в смешанные браки, посещали школы с использованием государственного языка и в конечном итоге отказались от своей принадлежности к карпато-русинам.
Содержание
Язык, идентичность и культура
Карпато-русины относятся к славянской ветви индоевропейских народов. Их диалекты относятся к восточнославянским и тесно связаны с украинским. Поскольку карпато-русинские диалекты живут в приграничных районах, они находятся под сильным влиянием польской, словацкой и венгерской лексики. Эти влияния как с востока, так и с запада, вместе с многочисленными терминами из церковнославянского литургического языка и диалектными словами, уникальными для карпато-русинов, отличают их разговорный язык от других восточнославянских языков, таких как украинский.
В отличие от своих западнославянских (польских и словацких), мадьярских и румынских соседей, карпато-русины используют кириллицу. Их национальное название, Русин (также пишется как Русин ), связывает их с востоком, поскольку Русью называли жителей и территорию большого средневекового государства с центром в Киеве. Множество имен, которыми карпато-русины называли себя или назывались другими — карпато-русский, карпато-украинский, руснак, рутен, русин, уро-русин — все относятся к их традиционной ассоциации с восточнославянским миром Руси.
Несмотря на кажущуюся путаницу в названиях, наиболее подходящим обозначением будет Карпато-русин , или просто Русин . Это имя национальный пробудитель девятнадцатого века Александр Духнович использовал в поэтических строках, ставших национальным кредо: «Я был, есть и останусь русином» — и это тема, которую он использовал в первой строке государственного гимна. — «Подкарпатские русины, встань от своего глубокого сна». Карпато-русины и Русины — это также названия, используемые большинством новых культурных организаций и изданий, созданных на европейской родине после революции 1989 года. В Польше карпато-русины называют себя лемками. Это новое имя. До ХХ века лемки тоже называли себя русинами или руснаками. Зная об их происхождении, последние публикации и организации в Польше часто используют термин лемков, русинов для описания своего народа.
Когда в семнадцатом веке карпато-русины начали издавать книги, они были написаны либо на народном русинском языке, либо на церковнославянском богослужебном языке (функционально похожем на латынь), которым пользовались восточные славяне и южные славяне, принадлежавшие к Восточно-христианская религиозная направленность. В девятнадцатом и двадцатом веках карпато-русинские писатели продолжали использовать русинский народный язык, а также стали использовать русский и украинский языки для своего литературного языка. Так называемый «языковой вопрос» всегда был тесно связан с проблемой национального самосознания.
Еще с девятнадцатого века карпато-русинские вожди спорили о своей национальной идентичности. Одни считали русинов ветвью русских, другие — ветвью украинцев, третьи — что они составляют особую центральноевропейскую карпато-русинскую национальность. Каждая ориентация использовала язык, будь то русский, украинский или карпато-русинский, как средство самоидентификации. На сегодняшний день существует только два национальных направления — русинское и украинское. Украинская ориентация утверждает, что русины являются ветвью украинцев и что отдельной карпато-русинской национальности не может и не должно существовать.
После революции 1989 года во всех странах, где они живут, произошло национальное возрождение карпато-русинов, и были предприняты усилия, особенно в Словакии и Польше, для создания стандартного карпато-русинского литературного языка для использования в школах и изданиях. . У русинов в югославской Воеводине был литературный язык, который непрерывно использовался в публикациях и школах с первых десятилетий двадцатого века.
Карпато-русины имеют особую литературную традицию, восходящую к XVII веку. Каким бы языком ни пользовались писатели — русинским, церковнославянским, русским, украинским, — в их литературных произведениях воплотилась суть русинского быта и менталитета его народа. Среди наиболее доминирующих тем была любовь к тому, что считается первозданной красотой Карпатских гор, и характеристика карпато-русинов как богобоязненного и стоического народа, которому, по-видимому, суждено находиться под контролем сил природы и иностранных правительств, над которыми человек имеет мало власти или влияния. У каждой карпато-русинской области есть свой литературный отец-основатель: Александр Духнович (1803-1865) для Прешовщины и Подкарпатской Руси; Владимир Чиляк (1843-189)3) по Лемковскому району; и Габор Костельник (1886-1948) от Воеводины.
Сегодня газеты, журналы и книги на русинском языке есть практически в каждой европейской стране, где проживают карпато-русины. Произведения драматургов исполняет профессиональный Театр Александра Духновича в Прешове, Словакия; полупрофессиональный театр Джаджа в Руски Керестуре и Нови-Саде, Югославия; и любительский театр Лемковской ассоциации в Легнице, Польша. Наиболее известны современные русиноязычные писатели: в Украине — Владимир Федынинец, Димитро Кеселя, Иван Петровций, Василий Петровой; в Словакии — Анна Халгасова, Николай Ксеняк, Мария Мальковска и Стефан Сухий; в Польше — Елена Дюк Файфер, Владимир Грабань, Стефания Трохановска и Петр Трохановский; в Югославии — Наталия Дудаш, Ирина Харди-Ковачевич и Джура Пафархаджи; а в Венгрии — Габриэль Хаттингер-Клебаско.
Помимо различных форм народной культуры, таких как вышивка, расписные пасхальные яйца, народная музыка и танцы в исполнении профессиональных ансамблей в Прешове и Ужгороде и многочисленных самодеятельных ансамблей в других местах, карпато-русины наиболее известны выдающейся формой местной архитектуры. в виде деревянных церквей. Расположенные на вершинах холмов, большинство церквей были построены в восемнадцатом и начале девятнадцатого веков.
В первой половине ХХ века карпато-русины также создали уникальную школу живописи, так называемый «Подкарпатский Барбизон», ведущими деятелями которой были Иосиф Боксай, Адельберт Эрдели, Федор Манайло и Эрнест Кондратович. Примерно в это же время жизнь русинов в Лемковском крае запечатлел на холсте всемирно известный отечественный художник Никифор Дровняк. В более поздние времена такие художники, как Антон Кассай, Владимир Микита, Иван Сутьев и скульптор Михайло Белень на Закарпатье, а также художники Орест Дубай, Стефан Хапак, Дезидерий Миллый и политический сатирик Федор Вико в Словакии создали тело. творчества, в котором преобладают сюжеты карпато-русинского быта и окружающей его среды.
Существует несколько музеев с постоянными экспонатами карпато-русинского народного творчества, икон и живописи. Наиболее важные и обширные коллекции находятся в Свиднике и Ужгороде, с более специализированными музеями в Бардейове (иконы), Медзилаборце (современное искусство), Новом Сонче (иконы) и Зындранове (на Лемкосе). Этнографические музеи под открытым небом ( сканцена ) с традиционной карпато-русинской бытовой архитектурой находятся в Свиднике и Ужгороде. Подобные музеи в Бардейове, Гуменне и Саноке также содержат образцы карпато-русинской материальной культуры.
Многочисленные ученые занимаются изучением истории, языка, литературы, этнографии, искусства и музыки карпато-русинов. Многие из них связаны с научными учреждениями, такими как Институт карпатоведения Ужгородского государственного университета (Украина), Институт русинского языка и культуры (Словакия), кафедра украинской и русинской филологии Бессенейского педагогического института (Венгрия), Кафедра русинского языка и литературы Нови-Садского университета (Югославия), Общества русинского языка и литературы (Югославия) и Карпато-русинского исследовательского центра (США). За границей также есть несколько ученых, специализирующихся на карпато-русинской тематике, в том числе Александр Дуличенко (Эстония), Свен Густавссон (Швеция) и Пол Роберт Магочи (Канада)
Содержание
Религия
Как и их язык и культура, карпато-русинские церкви разделяют элементы как восточного (Славия Православия), так и западного (Слава Романа) христианских миров. Религия оставалась для карпато-русинов, где бы они ни жили, важнейшей стороной их жизни. Дело в том, что в массовом сознании карпато-русинская культура и идентичность часто воспринимались как синонимы одной из традиционных карпато-русинских восточно-христианских церквей.
Древнейшие предки карпато-русинов верили, как и другие славяне, в нескольких богов, связанных с силами природы. Самым могущественным из этих языческих богов был Перун, имя которого до сих пор сохранилось в карпато-русинском языке как проклятие. Христианство впервые было принесено в Карпаты во второй половине девятого века. Народные легенды, подкрепленные научными трудами, предполагают, что карпато-русины приняли христианство в начале 860-х годов от «апостолов славян» Кирилла и Мефодия, двух монахов из Византийской империи. Как и во всем славянском мире, некоторые языческие обычаи русинов были легко адаптированы к христианским святым дням. Таким образом, праздник середины зимы коляда была объединена с Рождеством и Крещением; праздник весны с Пасхой; и праздник урожая и летнего солнцестояния Купало с праздником Иоанна Предтечи.
Кирилл и Мефодий, а также их ученики были выходцами из Византийской империи. Поэтому, когда после 1054 года христианская церковь была разделена, карпато-русины остались в пределах восточно-православной сферы номинально под властью Вселенского Константинопольского патриарха. Религиозная принадлежность помогла отличить карпато-русинов от их словацких, венгерских и польских соседей, которые были католиками или протестантами. Будучи восточными христианами, карпато-русины использовали церковнославянский язык вместо латыни в качестве языка богослужения; следовал за литургией св. Иоанна Златоуста; получал оба вида (дрожжевой хлеб и вино) при Причастии; вышла замуж за священников; и следовали старому юлианскому календарю, так что фиксированные праздники, такие как Рождество, в конечном итоге выпадали на две недели позже, чем по западному григорианскому календарю, 7 января. ритуалы, заимствованные у их соседей по латинскому обряду, но, в частности, их литургическая музыка. Эта музыка, которая используется до сих пор, состоит в основном из коллективного и канторального пения (запрещено использование органа или другого инструмента). Основанный на местных традиционных восточнославянских распевах и навеянный местными народными мелодиями, он известен как карпатский равнинный распев (9).0118 простопинье ).
После протестантской Реформации (затронувшей соседние мадьяры и словаки) и католической Контрреформации правительства и местная аристократия в конце шестнадцатого века начали попытки приблизить православных карпато-русинов к официальной римско-католической государственной религии. двух государств, в которых они проживали в то время — Венгерского королевства и Речи Посполитой. Результатом стало создание между 1596 и 1646 г. униатской церкви, то есть восточно-христианской церкви в союзе с Римом. Униатам было позволено сохранить свой восточный обряд и традиции, но они должны были признать папу римского, а не Вселенского патриарха Константинополя окончательным главой своей церкви. Следовательно, с XVII века карпато-русины были либо православными, либо униатами. В 1772 году униаты были переименованы в греко-католиков. В конце концов, в Соединенных Штатах они стали известны как византийские католики.
Хотя на практике между православным и греко-католическим религиозным богослужением (Божественной литургией) нет большой разницы, тем не менее между приверженцами двух церквей с семнадцатого века и по настоящее время как на европейской родине, так и в Соединенных Штатах существуют постоянные трения. . Положение усугублялось вмешательством европейских светских властей, которые в определенные периоды преследовали и даже полностью запрещали либо православную, либо греко-католическую церковь.
Сегодня во многих карпато-русинских селах и городах есть как греко-католическая, так и православная церкви. Также в каждой стране, где проживают русины, есть как минимум один греко-католический и один православный епископ. В целом среди карпато-русинов всего мира сегодня равное количество греко-католиков и православных. В Закарпатье Украины, где проживает наибольшее количество карпато-русинов, ситуация более сложная. Из 1210 приходов, зарегистрированных в 1993 г., 38% православные, 17% греко-католические. Остальные — католики (5%) и реформатские кальвинисты (7,5%) — в первую очередь мадьяры, а также растущее число Свидетелей Иеговы (17%), евангелистских сект (6,6%) и баптистов (4%). все они получили широкое распространение среди карпато-русинов, особенно в последнее десятилетие.
Что касается церковной юрисдикции, то греко-католические епархии Мукачево (Украина), Прешова (Словакия), Хайдудорога (Венгрия) и Крижевцы (бывшая Югославия), а также Архиепископия/митрополичьей провинции Питтсбург (США) являются самостоятельными — под управлением и под непосредственным руководством Ватикана. Православная Мукачево-Ужгородская епархия входит в состав Украинской Православной (не Автокефальной) Церкви; Прешовская епархия входит в состав Чехословацкой Автокефальной Православной Церкви; а Санок-Перемсильская епархия входит в состав Польской Автокефальной Православной Церкви. В США православные входят либо в самоуправляемую (автокефальную) Православную Церковь в Америке, либо в Американскую Карпатско-Русскую Православную Греко-Католическую Церковь при Вселенском Константинопольском Патриархе.
Содержание
Политика
Карпато-русины никогда не имели своего независимого государства. С XI века до 1918 года русинские земли к югу от Карпат — Подкарпатская Русь и Прешовский край — входили в состав Венгерского королевства. Лемковская область к северу от Карпат до середины четырнадцатого века была разделена между русским княжеством / королевством Галиции и королевством Польским. С 1340-х по 1772 г. полностью находилась в пределах Польши, затем с 1772 по 1919 гг.18 в австрийской половине того, что позже стало известно как Австро-Венгерская империя.
После окончания Первой мировой войны в конце 1918 года карпато-русинская территория была разделена между несколькими государствами. Прешовский край и Подкарпатская Русь к югу от гор вошли в состав Чехословакии, за исключением около двадцати деревень к югу от реки Тиса, включенных в состав Румынии. Лемковская область была присоединена к Польше. Несколько русинских поселений в районе Бачки/Воеводины на бывшем крайнем юге Венгерского королевства стали частью Югославии.
Границы снова изменились во время Второй мировой войны, но после конфликта они в основном были восстановлены в том виде, в каком они были до войны. Единственным исключением была Подкарпатская Русь, которая в 1945 году была присоединена к Советскому Союзу как Закарпатская область (область) Советской Украины. В течение следующих четырех десятилетий все карпато-русины, независимо от того, где они жили в Европе, были частью коммунистического мира, будь то непосредственная часть Советского Союза или соседних с ним государств-сателлитов. После революции 1989 г. и падение коммунизма карпато-русины стали гражданами нескольких новых государств; Подкарпатская Русь/Закарпатье входит в состав независимой Украины; Прешовский край является частью независимой Словакии; Лемковская область осталась в составе Польши; а небольшая община в бывшей Югославии была разделена между сокращенной Югославией (Воеводина на севере Сербии) и независимой Хорватией.
Несмотря на то, что на протяжении всей своей истории карпато-русины находились под властью нескольких разных государств, они изо всех сил пытались добиться хотя бы капельки самоуправления. Уже во время революции 1848 года лидеры Адольфа Добрянского настаивали на том, чтобы империя Габсбургов создала автономную русинскую провинцию, которая объединила бы всех русинов в Австро-Венгрии или, по крайней мере, в пределах бывшего Венгерского королевства. Хотя эти первоначальные требования не увенчались успехом, после окончания Первой мировой войны идея о том, что карпато-русины заслуживают какой-то политической автономии, была принята многими политическими кругами в восточно-центральной Европе.
Первое венгерское правительство, сформированное после падения империи Габсбургов, создало в самом конце 1918 г. Русскую Краину, в то же время лемковские русины к северу от гор создали самоуправляющуюся республику, просуществовавшую шестнадцать месяцев до начала 1920. Однако это были недолговечные эксперименты. Более значительным было провозглашенное 8 мая 1919 года добровольное объединение «русинов, живущих южнее Карпат» с новым государством Чехословакия. Парижская мирная конференция в Сен-Жерменском договоре (1919) признал союз с Чехословакией при том понимании, что русинам будет предоставлена автономия. Чехословацкое правительство действительно создало провинцию под названием Подкарпатская Русь, которая функционировала с 1919 по 1938 год со своим собственным русинским губернатором и ограниченной степенью автономии. И русины, жившие в Прешовском крае под словацкой администрацией, и лемковские русины в Польше хотели войти в состав Подкарпатской Руси, но их усилия были заблокированы как чехословацким, так и польским правительствами.
Когда Чехословакия была предана своими союзниками по Мюнхенскому договору и преобразована в федеративное государство в октябре 1938 года, Подкарпатская Русь получила полный статус самоуправления. Его правительство сначала возглавил Андрей Бродий, а затем монс. Августин Волосин. При котором провинция сменила название на Карпато-Украина. Автономия просуществовала почти шесть месяцев до 15 марта 1939 года, когда гитлеровская Германия уничтожила то, что осталось от Чехословакии, а Венгрия начала оккупацию Подкарпатской Руси. В тот же день была провозглашена независимая Карпатская Украина. Но из-за венгерского вторжения это оказалось не более чем символической «республикой на день».
Другой период самоуправления начался в последние месяцы Великой Отечественной войны, когда Подкарпатская Русь, на этот раз переименованная в Закарпатье, с октября 1944 г. до конца 1945 г. управлялась собственным национальным советом. Изгнав венгров, Закарпатский национальный совет призвал к объединению с Советской Украиной. После объединения в июне 1945 г. Закарпатье утратило статус самоуправления и в начале 1946 г. стало просто еще одной областью в составе Советской Украины. В соседнем Прешовском крае карпато-русины обосновались в 1945 Украинский национальный совет, который, как они надеялись, будет функционировать как автономный руководящий орган, но эти усилия были заблокированы восстановленным чехословацким правительством, которое в 1949 году полностью упразднило этот совет.
Одним из непосредственных результатов советской власти в Закарпатье и ее воздействия на соседние коммунистические Польшу и Чехословакию стало проведение украинизации. Это означало, что идея отдельной русинской национальности была объявлена вне закона и признавалась только украинская идентичность. Такая ситуация должна была длиться до падения коммунизма и советской власти в 1989-1991.
Однако идея автономии не умерла. Когда распался Советский Союз и Украина стала независимой страной. Карпато-русины Закарпатья призвали вернуться к своему «историческому статусу» автономной земли. На референдуме о независимости Украины, проведенном 1 декабря 1991 года, более 78 процентов жителей Закарпатья проголосовали за «статус самоуправления» в составе Украины. Когда украинское правительство не выполнило обязательства от 19 декабря91 референдума карпато-русинские лидеры сформировали Временное правительство Республики Подкарпатская Русь в мае 1993 г. С лета 1994 г. борьба за автономию ведется в палатах Закарпатского национального совета (парламента) в составе 51 члена. Среди них глава Временного правительства Иван Туряница, а также несколько сторонников автономии.
Карпато-русины в соседних странах также были активны, особенно после революции 1989 и падение коммунизма в Словакии, Польше и Венгрии. Однако требования карпато-русинов в этих странах носят не политический, а скорее культурный характер. В 1990-1991 годах в каждой из стран, где русины проживают как меньшинство, была создана новая культурная организация — Общество русинского возрождения в Словакии; Ассоциация лемков в Польше; Организация русинов в Венгрии; русинская матка в Югославии; и Друзья Подкарпатской Руси в Чехии.
Основной целью этих организаций является признание русинов отдельной национальностью и систематизация русинского литературного языка для обучения в школах и использования в прессе, на радио, в театре и на других культурных мероприятиях. Вместе с Обществом карпато-русинов в Украине и Карпато-русинским исследовательским центром в США эти организации образуют Всемирный конгресс русинов, который с марта 1991 года периодически собирается для формулирования общих целей сохранения карпато-русинов как отдельный народ.