§ 23. Государства западных славян. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс
§ 23. Государства западных славян
Западные славяне
Славяне были одним из самых многочисленных народов средневековой Европы. Они населяли Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу. Западные славяне, жившие в Центральной Европе, поддерживали тесные связи с западноевропейскими народами. Они торговали, перенимали друг у друга достижения культуры, нередко – воевали.
Славянское серебряное ожерелье
Многие западные славяне приняли христианство от посланников римского папы и стали католиками, однако немало племен сохраняли древние языческие верования.
Вспомните, кто такие славяне, где они жили.
Одно из первых государств западных славян – Великая Моравия – образовалось в первой половине IX века. С момента своего рождения ему пришлось сражаться с грозным соседом – империей Карла Великого. После ее распада главным противником моравских князей стали правители Восточно-Франкского королевства (вскоре оно стало именоваться Германским).
Государства западных славян в X–XI веках
Назовите западнославянские племена и государства, созданные в их землях.
Чешское государство
В X веке началось возвышение другого государства западных славян – Чехии. Один из первых чешских князей Боривой сделал столицей своей страны Прагу. Крещенный Мефодием, он на месте прежних языческих жертвоприношений повелел построить церковь. Самым знаменитым князем Чехии был внук Боривоя Вацлав (921–935). Ему удалось объединить под своей властью все чешские земли. Одной из забот князя было распространение христианства. Чехия приняла крещение от немецких священников и в дальнейшем стала частью католического мира.
Каковы были результаты деятельности первых чешских князей?
Немецкий король Генрих Птицелов попытался подчинить себе Чехию и вторгся в страну с большим войском. Вацлаву пришлось признать его власть и выплатить немцам дань. Возмущенный этим брат князя убил Вацлава. После смерти Вацлав был объявлен святым, и его считают небесным покровителем Чешского государства.
После создания Священной Римской империи правители Чехии (получившие в XI веке титул королей) признали себя ее вассалами. В начале XIV века знать избрала на престол Чехии немецкого князя. В середине XIV века король Чехии Карл IV стал одновременно императором Священной Римской империи. В «Золотой булле» он закрепил особые права Чехии, сохранявшей ее самостоятельность внутри империи.
Панорама Праги. Рисунок XV века
Карл IV сделал Чехию центром державы, называя ее «величайшей частью и украшением империи». В годы его правления Чехия превратилась в процветающую и богатую страну с развитым хозяйством. Прага стала важным центром торговли. Сюда везли товары из многих европейских стран. Серебро, добывавшееся в Чехии, очень ценилось во всей Европе. Особенно заботился Карл IV о своей столице – Праге. Здесь строились великолепные здания. Император пригласил лучших мастеров, художников, строителей из разных концов своего государства, чтобы превратить Прагу в красивейший город Центральной Европы. Особенно знаменит один из самых длинных (520 м) мостов Средневековья – Карлов мост. Его украшают статуи самого Карла IV и святых покровителей Чехии.
Важным достижением было открытие в Праге университета, ставшего вскоре центром науки и образования всей Центральной Европы. Бурное развитие ремесла, торговли и культуры в Чехии привлекало сюда людей из разных частей империи. Издавна селившиеся здесь немцы к XV веку составляли значительную часть населения чешских городов.Карл IV, король Чехии и император Священной Римской империи. Средневековая миниатюра
Учение Яна Гуса
В начале XV века в Чехии усилилось недовольство простых прихожан положением дел в церкви. Всеобщее возмущение вызывали злоупотребления высших священников, их греховная тяга к наживе. Мысли и настроения многих горожан отразили проповеди преподавателя Пражского университета священника Яна Гуса (1371–1415). Он обличал продажное духовенство и общественную несправедливость. По его мнению, церковь должна вести бедную и высоконравственную жизнь, занимаясь спасением человеческих душ и не вмешиваясь в светские дела. Гус выступил против особого положения духовенства. Он считал, что все христиане равны – и священники, и миряне. Все они являются частью одной церкви и должны руководствоваться в делах веры только тем, что написано в Библии, а не указаниями римского папы.
Вспомните, почему среди христиан возникало недовольство церковью и священниками.
За его проповеди католическая церковь объявила Яна Гуса еретиком и отлучила от церкви, а его сочинения были сожжены на костре. Будучи человеком смелым и открытым, чешский проповедник решил отстаивать правоту своих взглядов перед всем высшим католическим духовенством, папой и императором. Для этого он отправился в город Констанц, где заседал церковный собор. Император Священной Римской империи дал ему грамоту, гарантировавшую Яну Гусу безопасность. Однако в Констанце еретика бросили в темницу. Только через семь месяцев собор согласился выслушать Гуса и потребовал от него отречься от своих взглядов. Но даже под угрозой смерти проповедник повторял: «Не отрекусь!» В 1415 году он был осужден на смерть. Император изменил своему слову и поддержал приговор. Ян Гус был сожжен на костре. Перед смертью он мужественно заявил своим палачам: «Главным смыслом моих проповедей и сочинений было защитить людей от греха».
Яна Гуса ведут на казнь. Средневековый рисунок
Каковы были взгляды Яна Гуса?
Гуситские войны
Казнь пользовавшегося большим уважением Яна Гуса была воспринята на его родине как «поругание Чешского королевства». В 1419 году вооруженная толпа гуситов ворвалась в городскую ратушу Праги и бросила на пики и копья руководителей города. Гнев восставших, среди которых были горожане, рыцари и крестьяне, был направлен против католического духовенства, монастырей и всех немцев, обосновавшихся в чешских городах. Император решил силой подавить восстание гуситов, но его рыцари потерпели поражение. Тогда император обратился к римскому папе, который объявил крестовый поход против Чехии. В нем приняли участие более ста тысяч человек, в основном немцев.
Сожжение Яна Гуса.
Средневековый рисунокВойсками гуситов командовал талантливый полководец Ян Жижка, не потерпевший ни одного поражения. Даже полностью потеряв зрение, он руководил своими армиями. Жижка и его решительные сторонники покинули Прагу и основали новый город – Табор. Поэтому их стали называть таборитами. Они мечтали о скором пришествии Иисуса Христа, который установит на земле счастливую и справедливую жизнь, когда не будет ни богатых, ни бедных.
Город Табор. Современный вид
Все попытки папы и императора разгромить гуситов терпели неудачу. Крестоносцы оказались бессильны противостоять войску таборитов, которые для отражения атак тяжеловооруженной конницы ставили в круг боевые повозки, соединив их цепями. Когда рыцари устремлялись к такой крепости на колесах, укрывшиеся за повозками чешские воины копьями и крючьями стаскивали противников с коней. После первых же поражений отряды рыцарей стали обращаться в бегство, едва заслышав грохот обозов и боевые песни гуситов.
Не сумев добиться своих целей силой, католическая церковь вынуждена была признать некоторые требования гуситов. Однако против мира с империей и папой решительно выступили табориты. Произошел раскол гуситского движения. В 1434 году табориты попытались захватить Прагу. Против них выступили горожане и чешские феодалы. Табориты были разбиты, а их победители заключили соглашение с императором и римским папой. Католической церкви и императору удалось сохранить свое влияние в Чехии. Однако борьба между католиками и сторонниками гуситских идей продолжилась и позже. Война нанесла стране большой вред. Прага потеряла свою первенствующую роль в Центральной Европе, пришло в упадок хозяйство Чехии.
Как вы думаете, почему табориты в 1434 году потерпели поражение?
Польша в X–XV веках
К северо-востоку от Чехии жили польские племена. В X веке поляки приняли христианство от посланников римского папы. Первым князем-христианином был Мешко I (960–992). Его сыну князю Болеславу Храброму (992—1025) удалось значительно расширить территорию Польши. Он подчинил себе многие соседние земли и племена, совершил несколько походов в Чехию. Болеслав вмешивался и в усобицы русских князей. В начале XI века он захватил Киев, но киевляне не пожелали терпеть иноземную власть и изгнали поляков из города. Чтобы подчеркнуть свое могущество, в 1025 году Болеслав провозгласил себя королем. После смерти Болеслава Храброго во всей Польше начались мятежи и восстания. Его потомки не сумели удержать власть, и страна распалась на враждующие княжества. Расколотой стране было труднее отражать натиск врагов. Немецкие князья захватили земли славян за рекой Эльбой. Возникший на северных рубежах Польши Тевтонский орден стремился к захватам польских земель. В начале XIV века польским престолом овладел король Чехии.
Король Болеслав Храбрый. Современный рисунок
Единое Польское государство возродилось в середине XIV века. Но власть короля в нем не была прочной. Знатные люди – магнаты, владевшие большими землями с зависимыми крестьянами, мало считались с королем. Большим влиянием в государстве пользовались шляхтичи. Они добились того, что без согласия сейма королевское правительство не могло принять ни одного важного решения.
В конце XIV века возросла угроза Польше со стороны Тевтонского ордена. Немцы-крестоносцы, приглашенные польским князем для борьбы с его противниками, подчинили себе земли по берегу Балтийского моря. Обосновавшись здесь, они стали вторгаться в пределы Польского королевства. Немцы совершали насилия, жгли, грабили и уводили в плен местное население. Для борьбы с грозным противником нужен был союзник. В 1385 году Польша и Великое княжество Литовское объединились под властью одного короля. Решающая битва с крестоносцами произошла в 1410 году при Грюнвальде. Войско, состоявшее из поляков, литовцев и русских, разгромило тяжеловооруженных рыцарей Тевтонского ордена. В битве пал сам великий магистр ордена и множество рыцарей. Захватнические походы немцев в земли славян и литовцев на побережье Балтийского моря были остановлены.
Подведем итоги
Государства, созданные западными славянами, стали частью католического мира и сыграли важную роль в жизни средневековой Европы. Чехия была одной из самых развитых стран Центральной Европы, а ее столица Прага – одним из самых значительных городов. В то же время Чехии и Польше приходилось выдерживать натиск со стороны германских феодалов.
Гуситы — сторонники Яна Гуса.
Шляхтич — польский феодал-рыцарь.
Сейм — собрание шляхтичей.
• 1385 Объединение Польши и Великого княжества Литовского.
• 1410 Битва при Грюнвальде.
• 1415 Сожжение Яна Гуса.
• 1419—1434 Гуситские войны.
«Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то какими глазами воззрю на небо?»
(Ян Гус)
Вопросы
1. Когда и где были созданы первые государства западных славян?
2. Расскажите о хозяйстве и культуре Чехии. Чем объясняется ее особое положение в составе Священной Римской империи?
3. Почему все чехи поддержали учение Яна Гуса? Почему его осудила католическая церковь?
4. К каким последствиям для Чехии привели гуситские войны?
5. Как возникло и развивалось Польское государство? С какими противниками ему пришлось столкнуться?
Задания
1. Заполните таблицу «Государства западных славян»:
2. Используя текст параграфа и иллюстрации, составьте рассказы: «Путешествие по средневековой Праге», «Один день в лагере гуситов».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 8 Алешка Попович и Лешко Попелюш: былины и эпические предания западных славян
Глава 8 Алешка Попович и Лешко Попелюш: былины и эпические предания западных славян Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр. В «Великой хронике» поляков
§ 21. Государства западных славян
§ 21. Государства западных славян Западные славянеСлавяне были одним из самых многочисленных народов средневековой Европы. Они населяли Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу. Западные славяне, жившие в Центральной Европе, поддерживали тесные связи с
Глава 6 Набеги морских дружин варягов: западных славян и шведов начиная с 850 г
Глава 6 Набеги морских дружин варягов: западных славян и шведов начиная с 850 г Эти набеги затрагивали лишь северную часть Руси, а на юге русских купцов притесняли греки.В 860 г., в ответ на притеснение русских купцов, Киевское войско осадило Константинополь. Город спас
Рюрик — из западных славян?
Рюрик — из западных славян? Есть и версия, что Рюрик — представитель княжеского рода западнославянского племени ободриов, а его имя восходит к слову «рарог» — то есть «сокол». По мнению некоторых историков, это подтверждается тем, что сокол был гербом ранних Рюриковичей,
Государства славян до Рюрика
Государства славян до Рюрика Еще в VIII веке арабы писали о трех государствах Руси — Куявии, Славии и Артании. «Русы состоят из трех племен, из коих одно, ближайшее к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее
Глава 8 Алешка Попович и Лешко Попелюш: былины и эпические предания западных славян
Глава 8 Алешка Попович и Лешко Попелюш: былины и эпические предания западных славян Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр.В «Великой хронике» поляков
СЛАВЯНСКИЙ МАРС — ЯРОВИТ И ДРУГИЕ БОЖЕСТВА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН.
РУЕВИТ, ПОРЕВИТ, ТУРУПИТ (ПОРЕНУТ), ПОРВАТАСЛАВЯНСКИЙ МАРС — ЯРОВИТ И ДРУГИЕ БОЖЕСТВА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН. РУЕВИТ, ПОРЕВИТ, ТУРУПИТ (ПОРЕНУТ), ПОРВАТА «Сага о Книтлингах» рассказывает, что даны разорили на острове Рюген три святилища: «122 (1168 г.). Датский король Вольдемар в Коренице… приказал сокрушить трёх идолов,
СУДЬБА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
СУДЬБА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН Славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки… Повесть временных лет. Венгры покорили славян, живших на Паннонской равнине, но племенам, обитавшим в лесах за Карпатами и Бескидами удалось отстоять свою
IX. События на славянском Поморье до совершенного уничтожения власти Германии над северо-западными славянами. — Начало проповеди Кирилла и Мефодия у северо-западных славян; ее окончание
IX. События на славянском Поморье до совершенного уничтожения власти Германии над северо-западными славянами. — Начало проповеди Кирилла и Мефодия у северо-западных славян; ее окончание Несмотря на мир, заключенный между датским и немецким королями, норманнские викинги
Образование государства у восточных славян
Образование государства у восточных славян Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.Первобытное общество могло
2. Организация охраны западных и северо-западных границ
2. Организация охраны западных и северо-западных границ На протяжении изучаемого периода пристальное внимание правительства привлекали не только южные, но также литовский и немецкий рубежи страны. Защиту пограничных уездов обеспечивали крепости, возводившиеся на
I.МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИКРАЙНЕ-ЗАПАДНЫХ (ГЕРМАНИЗИРОВАННЫХ) СЛАВЯНИ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН, СОХРАНИВШИХСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ К XX ВЕКУ.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯО НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИИ
I.МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИКРАЙНЕ-ЗАПАДНЫХ (ГЕРМАНИЗИРОВАННЫХ) СЛАВЯНИ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН, СОХРАНИВШИХСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ К XX ВЕКУ.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯО НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИИ Конечно, как и в русской истории, начальный период в польской истории разработан слабо,
Некоторые особенности развития западных и юго-западных земель древней Руси
Некоторые особенности развития западных и юго-западных земель древней Руси Наступление удельного периода с одной стороны дало возможность ускоренного развития самостоятельных земель и княжеств. С другой, – это привело к многочисленным усобицам, связанным, прежде
ГЛАВА II Восточные славяне в VI–IX веках н.
э. Образование государства у восточных славянГЛАВА II Восточные славяне в VI–IX веках н. э. Образование государства у восточных славян Этногенез славян был длительным и сложным процессом. Многие его вопросы по сию пору вызывают споры между историками, лингвистами, археологами, этнографами. Предки славян
Первое Болгарское царство
Первое Болгарское царство (681-1018) было первым раннефеодальным государством южных славян на Балканах. Оно образовалось в 681 г. после подчинения протоболгарами во главе с ханом Аспарухом (681-700) союза семи славянских племен. Довольно длительное время, вплоть до середины IX в., протоболгары и славяне жили обособленно и практически не вступали друг с другом в контакт. При хане Борисе I (852-889) необходимость консолидации населения страны и повышения ее престижа в христианской Европе привела в 864 г. к введению христианства в восточной (греческой) форме. Борис I принял титул князя, разрешил деятельность в Болгарии учеников Кирилла и Мефодия после их изгнания из Великой Моравии (886). Принятие христианства способствовало развитию письменности в Болгарии и появлению первых болгарских литературных памятников. При царе Симеоне I Великом (893-927) Первое Болгарское царство достигло расцвета и стало самым сильным государством на Балканах. В правление Петра I (927-970) и Бориса II (970-971) центральная власть в Болгарии ослабла. В 968-971 гг. под ударами войск византийских императоров Никифора II Фоки и Иоанна I Цимисхия и киевского князя Святослава Первое Болгарское царство фактически распалось, часть его территории была присоединена к Византии. Под властью царя Самуила (976-1014) образовалось Западно-Болгарское царство, считавшее себя наследником прежнего государства. Его преемники Гавриил Радомир (1014-1015) и Иван Владислав (1015-1018) вели ожесточенную борьбу с византийским императором Василием II Болгаробойцей. В 1018 г., после убийства Ивана Владислава, Болгария была окончательно завоевана Византией.
Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.
Первое Болгарское царство (первые два века — ханство)
Первые ханы были из династии Дуло. В 740 году династия Дуло пресеклась и далее власть оспаривали несколько могущественных родов (Вокиль, Угаин и др.). Только в середине IX века, с приходом к власти хана Бориса I, в Болгарии установилась власть новой правящей династии. Хан Борис I крестил Болгарию. В 913 году Византийская империя признала за князем Симеоном титул царя.
Аспарух (Дуло) 642/681-702
Тервель (Дуло) 702-718
неизвестный 718—725
Севар (Дуло) 725-740
Кормисош (Вокиль) 740—756
Винех (Вокиль) 756-762
Телец (Угаин) 762—765
Сабин (Угаин) 765-767
Умар (Вокиль) 767
Токту 767-772
Паган 772
Телериг 772—777
Кардам 777-803
Крум 803-814
Докум (Цоко), Дицевг 814
Омортаг (Омуртаг) 814—831
Маломир 831—836
Пресиан (возможно идентичен предыдущему). … 836—852
Борис I Михаил 852-889
Владимир-Расате 889-893
Симеон I 893-927
Пётр I 927-969
Роман 969-997
Борис II 969-972
Самуил 976/997-1014
Гавриил Радомир 1014-1015
Иван Владислав 1015-1018
Царство уничтожено войсками Византийской империи.
Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 160-161.
Далее читайте:
Второе Болгарское царство — в 1185-1382 гг. (справочная статья).
Болгары (самоназвание), народ, основное население Болгарии.
Исторические лица Болгарии (биографический справочник).
Болгария (справочная статья).
Болгарское государство в послеосманский период (справочная статья).
Болгария до XIX века (хронологическая таблица).
Болгария в XIX веке (хронологическая таблица).
Болгария в XX веке (хронологическая таблица).
Карты:
Государства Аспаруха и Омуртага
Международная энциклопедия Первой мировой войны (1МВ)
Начало панславизма ↑
Начиная с 16 -го -го века, и особенно с момента выхода в свет книги Мавро Орбини (1563-1614) Il regno degli Slavi (Царство славян, 1601), распространилось представление о том, что славяне являются единым людей и что их родные языки являются диалектами общего языка.
В первые десятилетия 19 -го -го века бурное развитие немецкого национализма спровоцировало появление современного панславизма. Многие славяноязычные интеллектуалы утверждали, что все славяноязычные принадлежат к единой нации. Однако большинство не отрицало существования отдельных литературных языков и «племенных» идентичностей и ожидало постепенного развития общеславянской культуры и языка. Их постепенность проявлялась в поддержке зарождавшихся славянских национальных движений.
Некоторые русские панславы понимали панславизм как продолжение русского национализма. Тем не менее, когда в июне 1848 года в Праге собрался Первый славянский конгресс, он отверг русский экспансионизм. Подавляющее большинство делегатов прибыло из Австрийской империи, и съезд принял австро-славянское направление; Предложение Михаила Бакунина (1814-1876) о создании панславской федерации под руководством России серьезно не рассматривалось.
Панславизм и реальная политика: до Первой мировой войны ↑
После поражения России в Крымской войне (1853-1856 гг.) страна начала использовать панславизм как политический инструмент в своей внешней политике. Акцент возрожденного русского панславизма сместился с культуры на политику, и идея о том, что Россия должна «освободить» османских и австрийских славян, приобрела популярность среди журналистов, армейских офицеров, политиков и даже среди правящей династии. Поддержали и предложения об использовании русского языка в качестве общеславянского.
Русофилы-панславы были хорошо представлены на Втором славянском съезде (Москва, 1867 г.), и их значение в России только возросло после объединения Германии в 1871 г. Однако поддержка русского правительства была в основном прагматичной; Панславизм использовался для поддержки российской политики на Балканах. Кроме того, большинство славянских политиков в Австро-Венгрии выступали против господства России и цеплялись за австрославизм в политике и славянскую взаимность в культуре. На рубеже веков так называемый неославизм развился в Австро-Венгрии и получил поддержку среди молодых славянских интеллектуалов и политиков. В 1908 и 1910 г. в Праге и Софии собрались соответственно третий и четвертый славянские съезды. Неославизм отвергал российскую гегемонию, но поощрял сотрудничество с Россией.
Когда в 1912 году разразилась Первая Балканская война, габсбургских славян захлестнула волна энтузиазма. Комитеты Панслава собирали деньги и медикаменты, а добровольцы присоединялись к армиям Балканской лиги. Австро-венгерские славянские солдаты и резервисты были неспокойны. Власти становились все более обеспокоенными и слишком остро реагировали. Генералы повсюду видели опасность панславизма и многие предполагали, что ликвидировать его можно только решительными действиями. Во время Второй Балканской войны они выступали за военную интервенцию против Сербии. В России победы балканских славян придали смелости панславам и усилили общественную поддержку панславизма. Панславы становились все более критически настроенными по отношению к Австро-Венгрии и настаивали на антиавстрийской внешней политике.
Несмотря на ограниченность, влияние усилий Панслава на российскую дипломатию не было незначительным. Русский посол в Сербии Николаус Хартвиг (1857-1914) был ярым панславистом и способствовал ухудшению отношений между Сербией и Австро-Венгрией перед войной.
Первая мировая война↑
После убийства в Сараево и во время июльского кризиса русские панславы оказали давление на свое правительство, чтобы оно безоговорочно поддержало Сербию. Влияние этих усилий было ограниченным; другие соображения определяли внешнюю политику России гораздо более решительно. Тем не менее манифест Николая II, императора России (1868-1919 гг.18) от 3 августа 1914 г. использовал идеи Панслава для обоснования российской поддержки Сербии. Когда разразилась война, явной целью войны стало «освобождение» братьев-славян, живших в Германии и Австро-Венгрии. В своем «Манифесте к польскому народу» (14 августа 1914 г.) Николай Николаевич, великий князь российский (1856–1929), даже обещал воссоединение Польши.
Во время войны панславская пропаганда широко использовалась для мотивации русских войск. Он также был нацелен на австро-венгерских славянских солдат. В русском плену славяноязычные австро-венгерские военнопленные были отделены от остальных и с ними обращались по-разному. Несколько раз сербские солдаты даже казнили неславянских военнопленных. Славянские военнопленные подвергались националистической и панславской пропаганде в попытке завербовать их в различные национальные легионы. Кроме того, к населению оккупированных Россией частей Германии и Австро-Венгрии часто относились по-разному: славяноязычные считались союзниками, другие — врагами и потенциальными шпионами.
В Германии преувеличенная угроза панславизма использовалась в пропаганде даже тогда, когда австро-венгерское руководство, зная о многочисленном славянском населении в своих границах, предостерегало от этого. Тем не менее, когда в австрийской части монархии был введен так называемый военный абсолютизм, страх перед панславизмом привел к неизбирательным преследованиям славян во многих частях страны, несмотря на ограниченное влияние русской панславистской пропаганды.
После войны ↑
После Октябрьской революции большевики отвергли панславизм как выражение «русского империализма». Только в 19В 30-е годы панславизм возродился как важный инструмент советской внешней политики и пропаганды. После немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году он приобрел значение и оставался важным до конца 1940-х годов, когда Югославия порвала с Советским Союзом.
В других славянских государствах панславизм был оттеснен в сторону в межвоенный период. Между ними было несколько конфликтов, а идеологическая пропасть между Советским Союзом и остальными еще больше препятствовала сотрудничеству. После Второй мировой войны, когда эти государства оказались в советской сфере, панславизм использовался для поддержки советской гегемонии, однако, как уже упоминалось, его значение уменьшилось после 1948.
Рок Стергар, Университет Любляны
Редактор раздела: Тамара Шеер
Домашняя страница — Украинский язык — LibGuides в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн
Под Литвой/Польшей, Московией/Россией и Австро-Венгрией
После падения Галицко-Волыни, в основном украинцы попал под власть Литвы, затем Польши. Местная автономия как правления, так и языка была заметной чертой литовского правления. Польское правление, пришедшее в основном позже, сопровождалось более ассимиляционистской политикой. Польский язык оказал сильное влияние на украинский (и на белорусский). По мере дальнейшего развития украинского языка происходили некоторые заимствования из татарского и турецкого языков. Украинская культура и язык процветали в шестнадцатом и первой половине XVII века, когда Украина была частью Речи Посполитой. Украинский также был официальным языком украинских провинций Короны Польского королевства. Среди многих школ, созданных в то время, Киево-Могилянская академия (Киево-Могилянская академия), основанная православным митрополитом Петром Могилой (Петро Могила), была самой важной.
В условиях анархии восстания Хмельницкого и последующих войн высокая украинская культура была отправлена в длительный период неуклонного упадка. После этого Киево-Могилянская академия перешла к Российской империи. Большинство оставшихся украинских школ также перешли на польский или русский язык на территориях, контролируемых этими странами, за чем последовала новая волна полонизации и русификации местной знати. Постепенно официальный язык украинских губерний под Польшей был изменен на польский, а высшие классы русской части Украины широко использовали русский язык.
Украинская нация в современном понимании мало что понимала. Восточные славяне называли себя руськами («русскими» мн.ч. прил.) на востоке и русинами («русинами» сущ.) на западе, говоря на руськой мова, или просто идентифицировали себя как православные (последнее имело особое значение). под властью католической Польши). Украина в составе Российской империи называлась Малороссией (Малороссия, или Малая Русь, или Малороссия, где жители говорили на «малороссийском или южнорусском языке», диалекте русского литературного языка 9 ).0009
Но в течение девятнадцатого века возрождение украинской самоидентификации проявилось в литературных классах как Русско-имперской Приднепровской Украины, так и австрийской Галиции. Братство святых Кирилла и Мефодия в Киеве применило старое слово для казацкой родины, Украину, как самоназвание для нации украинцев, и украинская мова для языка. Многие писатели публиковали произведения романтической европейской традиции, показывая, что украинский язык был не просто языком деревни, но и подходил для литературных занятий.0009
Однако в Российской Империи проявления украинской культуры и особенно языка неоднократно преследовались, опасаясь, что самосознающая украинская нация будет угрожать единству Империи. В 1847 году Тарас Шевченко был арестован и сослан, ему запретили писать и рисовать по политическим мотивам. В 1863 году царский министр внутренних дел Петр Валуев заявил, что «никогда не было, нет и не может быть отдельного малороссийского языка». Последующий запрет на украинские книги привел к секретному Эмскому указу Александра II, который запрещал публикацию и ввоз большинства украиноязычных книг, публичных выступлений и лекций и даже печать украинских текстов, сопровождающих партитуры. Снисходительный период после 19 лет05 последовал еще один строгий запрет в 1914 году, который также затронул оккупированную русскими Галицию. (Luckyj 1956:24–25)
На протяжении большей части девятнадцатого века австрийские власти отдавали предпочтение польской культуре, но украинцы могли относительно свободно участвовать в своих собственных культурных мероприятиях в Галиции и Буковине, где украинский язык широко использовался в образовании и в официальные документы.[1] Подавление со стороны России задержало литературное развитие украинского языка в Приднепровской Украине, но шел постоянный обмен с Галицией, и многие произведения издавались под Австрией и контрабандой вывозились на восток.
Название «Украинская мова» («украинский язык») было принято большей частью украинского литературного класса в конце девятнадцатого века в России и в начале двадцатого в Австро-Венгерской Галиции. Ко времени русской революции 1917 года и распада Австро-Венгрии в 1918 году бывшие «русины» или «малороссы» были готовы открыто развивать корпус национальной литературы, учредить украиноязычную систему образования и образовать независимое государство под названием Украина (Украинская Народная Республика, к которой вскоре присоединилась Западно-Украинская Народная Республика).
Украиноязычные жители Российской империи
В переписи населения Российской империи 1897 г. сложилась следующая картина: украинский язык является вторым по распространенности языком Российской империи. Согласно терминологии имперской переписи, русский язык (русский) подразделялся на украинский (малорусский, «малорусский»), то, что мы знаем сегодня как русский (великорусский, «великорусский»), и белорусский (белорусский, «белорусский»). ).
Советская эпоха
В течение семидесятилетней советской эпохи украинский язык официально занимал положение основного местного языка в Украинской ССР. Однако на практике часто было иначе: украинцам всегда приходилось конкурировать с русскими, а отношение советского руководства к украинцам варьировалось от поощрения и терпимости до разочарования, а иногда и подавления.
Официально в Советском Союзе не было государственного языка. Тем не менее в надеждах национальных меньшинств неявно понималось, что в Украинской ССР будет использоваться украинский язык, в Узбекской ССР — узбекский и так далее.