Что скрывают русские летописи | Исторические сюжеты
Русские летописи — уникальный историографический феномен. Именно по ним мы знаем о раннем периоде нашей истории, но по сей день исследователи не могут прийти к единому мнению, как об их авторстве, так и об их объективности…
Главные загадки
«Повесть временных дел», какой мы ее знаем, или вернее не знаем, — это сплошная череда заковыристых загадок, которым посвящены сотни научных трактатов, в которых светлые исторические умы тщатся их разгадать.
А вот на поверхности – четыре загадки. И, собственно, на повестке дня они стоят века этак два (как минимум). И до сих пор не получили окончательного разрешения.
Что это за загадки? — Кто автор? Где Начальная летопись? Далее любимый русский вопрос – Кто виноват? Применительно к «Повести» — в фактологической путанице. И, наконец, подлежит ли сей древний Свод восстановлению? Но сначала, что такое летопись?
Что такое летопись?
Чисто русское явление. Мировых аналогов среди литературных жанров ей нет. Само слово происходит от древнерусского «лето», что означает «год». То есть летопись – это то, что создавалось «из года в год». Складывалась она не одним человеком и не в одно поколение. В ткань современных авторам событий вплетались древние сказания, легенды, предания и откровенные домыслы. Трудились над летописями монахи.
Кто автор?
Наиболее распространенное название «Повести» сложилось из начальной фразы: «Се повести временных лет…» В научной среде в ходу еще два названия — «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись».
Но некоторые историки всерьез сомневаются в том, что монах Киево-Печерской лавры вообще имеет хоть какое-нибудь отношение к летописному своду о колыбельном периоде русской нации. Академик А.А. Шахматов отводит Нестору роль переработчика Начального свода.
Что о нем известно? Имя вряд ли родовое, поскольку был он монахом, значит, в миру носил другое. Что приютила его Печерская обитель. В ее стенах и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI — начала XII веков. За что и был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т.е. угодивший Богу как раз монашеским подвигом). Прожил где-то 58 лет и по тем временам полагался глубоким старцем.
Историк Евгений Демин отмечает, что «точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти». Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056-1114. Но уже в 3-м издании Большой советской энциклопедии они исчезают.
«Повесть» считается одним из самых ранних из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Зачинает свое повествование Нестор сразу с послепотопных времен. И следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века – то есть до финала своих собственных лет. Однако на страницах самой «Повести» имени Нестора или не было, или не сохранилось.
Авторство устанавливали косвенным путем. С опорой на фрагменты ее текста в составе уже Ипатьевской летописи, что начинается как раз с безымянного упоминания ее автора — черноризца Печерского монастыря. Далее – в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком, прямо указывается на Нестора.
Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, что сопутствует вязи сказаний по ходу всей летописи – это смелые и обобщенные допущения. А манера несторовского изложения историкам известна. Так как авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печерского» доподлинно.
Сравнения
Последнее дает специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идет о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, что и основал древнейший православный монастырь на Руси — Печерскую обитель еще при Ярославле Мудром в 1051 году.
Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что даже не знатоку понятно – писал его человек, «ведавший» этот мир изнутри.
Что же до «Повести», так надо помнить, что впервые описанное в ней, к примеру, призвание варяга Рюрика, — что пришел на Русь со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы с вами вроде и живем, — написано через 200 лет после этого предполагаемого события.
Где начальная летопись?
Ее нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности — какой-то фантом. Все о нем слышали, вся русская история от него толкается, но никто его за последние лет 400 в руках не держал и даже не видел.
Еще В.О.Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?»
До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом ее продолжателей».
Кто повинен в путанице?
Ныне то, что мы зовем «Повестью временных лет», существует только внутри других источников и имеет хождение в трех редакциях. Лаврентьевской летописи от 1377 года. Ипатьевской, что относят к XV столетию. И Хлебниковском списке XVI века.
Но все эти списки – по большому счету, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Ученые связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.
Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печерского инока) рассматривал сей труд сугубо субъективно и в контексте своей эпохи. Вырывал из летописи только то, что его внимание привлекало. И вставлял в свой текст.
А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал.
Подлежит ли Начальная летопись восстановлению?
Нет. Поскольку давно и не нами заварена эта каша фальсификаций. Из которой эксперты вынуждены — буквально по крупицам — выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская…».
Поэтому даже такой непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов как Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» — не подлежит.
Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя или пороча.
link
Сюжеты будущей истории русской литературы ХХ века в «Летописи жизни и творчества С. А. Есенина»
- 686
Малыгина Н. М.
- Article:
DOI: 10.26170/FK20-01-21
Аннотация: В рецензии на: «Летопись жизни и творчества С.А. Есенина». Т.5. Книга 2…» анализируется хроника последних дней Есенина, его творческие связи с современниками: Маяковским, Клюевым, Казиным, Буданцевым, Воронским и др.; участие Есенина в литературной группе имажинистов в начале 1920-х гг. Устанавливается, что многие ценные материалы о жизни и творчестве поэта, а также о литературном процессе середины 1920-х годов, опубликованы впервые. Приведены зарубежные публикации о Есенине, подтверждающие признание поэта во всем мире. Летопись дает возможность определить основные сюжеты истории русской литературы ХХ в. Одним из сквозных сюжетов 2-й книги 5 тома «Летописи…» является история отношений А. К. Воронского и С. А. Есенина. Обнаружение неизвестного дневника И. В. Евдокимова позволило раскрыть его роль в издании собрания сочинений С. А. Есенина. «Летопись…» показала присутствие забытого писателя С.
Ключевые слова: БИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ; РУССКАЯ ПОЭЗИЯ; РУССКИЕ ПОЭТЫ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА; ИМАЖИНИСТЫ
Для цитирования:
Малыгина, Н. М. Сюжеты будущей истории русской литературы ХХ века в «Летописи жизни и творчества С. А. Есенина» / Н. М. Малыгина // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С. 209–213. DOI 10.26170/FK20-01-21.
For citation
Malygina, N. М. (2020). Plots of the Future History of 20th Century Russian Literature in “The Chronicle of the Life and Work of S. A. Esenin”. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №1. P. 209–213. DOI 10.26170/FK20-01-21.
Об авторе (авторах) :
Малыгина Н. М.
ИМЛИ им. А. М. Горького РАН
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3670-4398
Список литературы:
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. Ю. Л. Прокушев. – Москва: ИМЛИ РАН, 2003. – Том 1: 1895–1916. – 736 с.
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. А. Н. Захаров. – Москва: ИМЛИ РАН, 2005. – Том 2: 1917–1920. – 760 с.
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. А. Н. Захаров. – Москва: ИМЛИ РАН, 2005. – Том 3: 1921–1923. Книга 1: 1921–10 мая 1922. – 476 с.
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. А. Н. Захаров. – Москва: ИМЛИ РАН, 2008. – Том 3: 1921–1923. Книга 2: 10 мая 1922–2 авг. 1923. – 575 с.
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. – Москва: ИМЛИ РАН, 2010. – Том 4: 3 авг. 1923–1924. – 736 с.
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. – Москва: ИМЛИ РАН, 2013. – Том 5. Книга 1. Январь – 23 декабря 1925.
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина / составление Н. И. Шубниковой-Гусевой; авторы: Т. К. Савченко, С. А. Серегина, М. В. Скороходов [и др.]. – Москва: ИМЛИ РАН, 2018. – Том 5: 24 декабря 1925 – середина 1926. Книга 2. Справочные материалы. – 1160 с.
Малыгина, Н. Сергей Буданцев – друг Андрея Платонова / Н. Малыгина // Андрей Платонов и литературная Москва: А. К. Воронский, А. М. Горький, Б. А. Пильняк, Б. Л. Пастернак, Артем Веселый, С. Ф. Буданцев, В. С. Гроссман. – Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История. 2018. – С. 428–478.
Савченко, Т. К. Есенин и русская литература ХХ века. Влияния, взаимовлияния, литературные связи / Т. К. Савченко. – Москва: Русский Мiр, 2014. – 560 с.
Шубникова-Гусева, Н. Сергей Есенин и Галина Бениславская / Н. Шубникова-Гусева. – Санкт-Петербург: Росток, 2008. – 480 с.
- Назад
- Вперед
книг Хроник | Ветхий Завет
книги Хроник , также называемые (в раннем римско-католическом переводе на английский язык) Паралипоменон I и II , две книги Ветхого Завета, которые изначально были частью более крупного произведения, включавшего книги Ездры и Неемии. Эти три книги (Ездра и Неемия составляли одну книгу еврейского канона) были последними книгами еврейской Библии. Вместе они исследуют историю Израиля от Адама до деятельности Ездры и Неемии в период после вавилонского изгнания (6 век до н.э.). Единообразие языка, стиля и идей свидетельствует о том, что произведение принадлежит одному автору, известному как Летописец, который, вероятно, жил около 350–300 лет до н. э.
Материал Паралипоменон перечисляет родословные от Адама до царя Саула (1 Паралипоменон 1–2) и охватывает смерть Саула и правление царя Давида (1 Паралипоменон 10–29), правление царя Соломона (2 Паралипоменон 1 –9), и от разделения монархии на северное и южное царства до конца Вавилонского изгнания (2 Паралипоменон 10–36).
Подробнее по этой теме
библейская литература: Ездра, Неемия и Хроники
Заключительные книги еврейской Библии – это книги Паралипоменон и Ездры-Неемии, которые когда-то составляли единую историю Израиля от Адама…
Летописец использовал книги Самуила и Царств Ветхого Завета в качестве источников для своего исторического отчета, свободно измененного в соответствии с собственными интересами и точкой зрения Летописца. Не признается ничего, что умаляло бы славу Давида, но многое делается для ее увеличения. Например, ему приписывают (1 Паралипоменон 22) подготовку к строительству Иерусалимского храма, хотя, согласно 3 Царств 5–7, именно Соломон спланировал и построил Храм.
Соломон также прославлен, а неблагоприятные аспекты его правления (из 1 Царств 11) опущены. Целеустремленный интерес Летописца к Храму заставляет его не упоминать о дворце, построенном во времена правления Соломона (3 Цар. 7). История разделенной монархии особенно примечательна тем, что Летописец исключает почти все материалы из книг Царств, касающиеся северного Израильского царства.
Генеалогии в 1 Паралипоменон 1–9 также служат интересам Летописца, поскольку они предназначены для того, чтобы показать, что истинный Израиль осуществился в царстве Давида. В остальной части своего труда Летописец также показывает, что его интересовали институты, обеспечивающие преемственность истинного Израиля: Иерусалимский храм и династия Давидов. Таким образом, историк использует даже генеалогию для выполнения важной функции в представлении истории своего народа.
Беспокойство автора об истинном Израиле неудивительно, поскольку восстановление жизни Израиля после вавилонского изгнания потребовало переопределения идентичности Израиля. Это повторение было особенно важно, поскольку политика депортации Ассирии (для северного царства в 721 г. до н. э.) и Вавилонии (для южного царства в 59 г. до н. э.)7 и 586 г. до н.э.) привнес на израильскую сцену чужеземные народы и религиозные обычаи.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Обзор Книги Библии: Паралипоменон 1 и 2
Что, если бы вам поручили рассказать обо всей истории вашего народа — его правителях, войнах, религиозных событиях, экономических циклах — начиная с зарождения человечества? Первая и Вторая Паралипоменон — это история Израиля. Это история израильских царей и верности Бога Своим обещаниям.
Это длинная история, и многим читателям Библии она кажется скучной. Может быть, это потому, что повествование в Хрониках начинается со списка имен — буквально «Адам, Сиф, Енош, Кенан, Махалалел, Иаред… . ». (1 Паралипоменон 1:1–2). Родословные продолжаются девять глав. Но это еще не все, что есть в этом документе. Первая и Вторая Паралипоменон — это краткое изложение завета Бога с Давидом и того, как все развивалось после этого. Книги рассказывают эту историю в четырех основных актах:
- От Адама к Давиду. Первые девять глав охватывают все время от Бытие 2 до 15 Первой книги Царств (в основном через длинные генеалогии). Они прослеживают родословную Давида вместе с другими основными семьями в 12 коленах Израиля.
- Правление Давида. Давид был хорошим царем, который следовал за Богом, объединил племена Израиля и избавил народ от врагов. Бог заключает вечный завет с Давидом: престол его сына Соломона будет утвержден навеки (1 Паралипоменон 17). Давид составляет план строительства большого храма для Господа. Перед смертью он поручает Соломону и народу построить храм и быть верным Господу (1 Паралипоменон 28:8–9).).
- Царствование Соломона. Когда Соломон становится царем, он просит у Бога мудрости вместо богатства, долгой жизни или смерти своих противников. Бог доволен его просьбой и дарует ему мудрость, а также непомерное богатство и власть.
Соломон строит храм Божий в Иерусалиме: величественный дом во имя Его. Израиль процветал под властью Соломона, став самым выдающимся народом в своем регионе мира (2 Паралипоменон 9:13–30).
- Из Иерусалима в Вавилон. Царство распадается после смерти Соломона: 10 племен восстают и образуют новое царство на севере, в то время как колена Иуды и Вениамина остаются верными царской линии Давида. Этот акт дает нам основные моменты правления каждого короля. Однако последующие цари не служат Господу так, как это делал Давид. Они пренебрегают Божьим храмом, игнорируют Божий закон, преследуют Божьих пророков и ищут новых богов. Несколько хороших царей приносят пробуждение, но в конце концов Бог наказывает Свой народ за то, что он оставил Его — именно то, о чем предупреждал Давид, произойдет давным-давно. Вавилоняне разоряют Иерусалим, разрушают храм и уводят детей Израиля в плен на 70 лет. После этого персидский царь Кир издает указ о восстановлении храма.
Хроники посвящены двум важным темам: завету Бога с Давидом и храму. Когда вы читаете Первую и Вторую Паралипоменон, вы увидите, что храм Божий является главным интересным местом: Давид планирует его, Соломон строит, в нем коронуются цари, в нем убивают пророков, а закон вновь открывается в Это. Храм занимает центральное место в драме «Хроник».
Тематические стихи 1 и 2 Паралипоменон
«Он [Соломон] построит Мне дом, и Я утвержу престол его навеки». (1 Паралипоменон 17:12)
«Так говорит Господь: вот, Я наведу бедствие на место сие и на жителей его, все проклятия, написанные в книге, которую они читали пред лицем царя Иудейского. за то, что они оставили Меня и кадят иным богам, чтобы прогневлять Меня всеми делами рук своих; поэтому гнев Мой изольется на место сие и не угаснет» (2 Паралипоменон 34:24–25)
1 и 2 Паралипоменон в Библии0057
Хроники были написаны через некоторое время после того, как евреи вернулись в Иерусалим из Вавилона — возможно, Эзрой. Автор, или Летописец, исследует историю Израиля как суверенного государства. Давид и Соломон — ключевые персонажи, так как они были великими царями, правившими всем Израилем из Иерусалима. Хроники записывают историю царей через две линзы:
- Завет Моисея, который Бог заключил со всем Израилем после избавления их из Египта. В этом завете Бог отделяет Израиль как Свой особый народ. Условия: если Израиль подчиняется Божьим законам, Он благословляет их, но если Израиль отвергает Божьи законы, Он наказывает их. Документы этого соглашения известны как Закон Моисея или Пятикнижие: это первые пять книг Библии.
- Завет Давида, , который Бог заключил с Давидом. Давид планировал построить дом для Бога, но вместо этого Бог обещает навсегда утвердить семью Давида на престоле. Бог верен Своему обещанию: даже когда северные колена Израиля восстают, Бог сохраняет род Давида на престоле в Иерусалиме. Завет с Давидом позже реализуется в Иисусе Христе, Который назван и Сыном Давидовым, и Царем царей (Мф 1:1; Откр 17:14).