«Преданья старины глубокой…»? (к изучению поэмы «Руслан и Людмила» на уроках литературы в 5-м классе)
К поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» школьники обращаются еще в начальных классах: на уроках литературного чтения они знакомятся с отрывками из этого великого произведения. Большинство учеников наизусть помнят отрывок «У лукоморья дуб зеленый…», не ведая, чаще всего, что такое лукоморье, почему именно дуб, кот на цепи… Сказка, да и только. Но только ли сказка? Этот вопрос хотелось бы обозначить как «сверхзадачу» прежде всего для учителя, который будет вместе с классом анализировать данное произведение.
Итак, в 5 классе, согласно современной программе, у школьников появляется уникальная возможность снова обратиться к поэме, и прочитать ее уже не в отрывках. Чаще всего учитель обращается к разбору сюжета произведения, очень зрелищного, яркого (неспроста так много экранизаций этой поэмы), к анализу образов (здесь тоже богатый материал для обсуждения и анализа, знакомый сказочный мотив антитезы – ведущий в построении образов).
Но начать следует все же не с языка, а с того, что станет «окошком» для разговора о языковой стороне текста, потому начнем с сюжета.
Кроме чтения, которое мы обычно даем на дом, одним из заданий может стать составление сюжетного плана поэмы, или, как часто говорят методисты, «раскадровка» сюжета.
Итак, домашнее задание к уроку:
1. Прочитать поэму «Руслан и Людмила».
2. Выписать основные сюжетные ходы.
Однако, чтобы заинтересовать ребят, следует начать читать первую песнь в классе (вслух!), и начать составлять этот сюжетный план. Ученики «вошли» в текст, заинтересовались, и поняли «фронт» своей работы. Теперь они делают домашнее задание не вслепую, а продолжая начатое.
Это домашнее задание ценно тем, что, вычленяя основные сюжетные ходы в произведении, фиксируя их в тетради, учащиеся, видят, что сюжет поэмы очень перекликается с сюжетами волшебных сказок, ранее изученных на уроках литературы. Школьник «готов» к знакомству с текстом, где фольклор тесно переплетен с авторским литературным творчеством. Пройдем мимо этого на уроках – потеряем цепочку связи изучаемого материала. Потому после анализа отмеченных учениками сюжетных ходов есть смысл спросить их: на какой фольклорный жанр они похожи? Так, мы выходим на выявление мотивов волшебной сказки на уровне сюжета.
А на каких еще уровнях вы увидели «перекличку» с волшебной сказкой? (композиция, система образов, лексика). Как показывает практика, дети с удовольствием и легкостью находят эти переклички, приводят примеры, именно потому что сказка – излюбленный жанр детей, самый знакомый им.
Далее поставим проблемный вопрос: почему же данное произведение не является сказкой, а названо поэмой? Здесь важно познакомить учащихся с особенностями жанра поэмы (лиро-эпическое произведение, двойственная художественная природа).
Черты эпоса мы нашли, говоря о сюжете, теперь найдем лирическое начало в произведении. Задание: отыщите «следы» автора в тексте? Прочитайте соответствующие фрагменты. Задание непростое, оно требует вдумчивого обращения к тексту, и постижения его на более глубоком уровне.
Это прямые обращения автора к читателю: («Ты догадался,мой читатель, с кем бился доблестный Руслан….», читатель подключается к повествованию: Друзья мои! А наша дева? Оставим витязей на час…», обращение к художнику Орловскому с просьбой нарисовать «ночь и сечу…», кроме того, выражение отношения к героям «Ах, как мила моя княжна! Мне нрав ее всего дороже»автор показывает движение своей мысли «но возвратимся же к герою»,»лира умолкла под моей рукой» прямой рассказ о себе самом (начало четвертой песни).
А где же впервые мы встречаемся а втором, с «Я»? Конечно в Прологе: «И там я был, и мед я пил… Сказку эту поведаю теперь я свету». Выходит, нам кто-то рассказывает всю эту историю. Есть рассказчик, и вот за ним и «прячется» автор, «следы» которого мы находим. Это не просто повествование о «делах давно минувших дней, свидетелем которых будто бы был рассказчик. Это еще и личные философские размышления о любви, о жизни, творчестве. А это уже лирика. И вот это вплетение в сюжет, в рассказ, в эпос личного начала и делает произведение поэмой, где эпос сочетается с лирикой. НО это еще и стиль А.С.Пушкина: легкая непринужденная беседа с читателем, самоирония – не зачаток ли лирических отступлений, которые станут важной составляющей романа в стихах «Евгений Онегин»?
Далее мы еще сузим наш фокус анализа текста и обратимся к лексическим его особенностям.
Предлагаем разделить класс на группы по заданиям
- Группа ищет в тексте устаревшие слова церковно-славянского происхождения и дает им перевод (чело – лоб,ланиты – щеки), историзмы (гридница…).
- 2 группа ищет устаревшие формы слов (роля – роль,самая любовь,приближилась, судьбам, скрыпя…).
- 3 группа ищет древнерусские варианты церковно-славянских слов, которые представлены в современном русском языке (градская, глас, брег, крылам, светлы),
- 4 Группа ищет описания природы, выписывает соответствующие словосочетания. Определяет олицетворения, метафоры, сравнения.
- 5 группа анализирует имена, определяет их происхождение, значение (в помощь словари, интернет=ресурсы). Обращаем внимание на сочетание славянского и тюркского, азиатского на уровне имен и смыслов. Постигаем и смысл названия (Руслан – «лев» с тюркского, Людмила «людям милая» славянское. Уже на уровне названия мы понимаем, что это поэма о борьбе, о чем-то хищническом, и о счастье любви).
Проведя данную работу с лексикой текста, пояснив многие непонятные школьникам слова, необходимо выйти на постижение языка этого произведения. Здесь преобладают церковнославянизмы, устаревшие слова, встречаются историзмы.
А о чем о великом «Руслан и Людмила»? О любви, которой движется вся жизнь, которая помогает преодолеть трудности, помогает услышать «правильный» совет, и сделать правильный выбор в жизни. О любви и влюбленности (кто влюблен, одержим страстью в поэме?), об испытаниях и победе (кто как испытан, кто победил и почему?, о лживости человеческой и силе прощать (кто лжет? кто прощен в финале поэмы?).
Обратимся к пожеланию-совету Финна, который он дает Руслану, выпишем его. Это рецепт победы, это кредо жизни самого Пушкина (Будь смел, храни честь, с верой иди вперед). Любимые герои Пушкина на протяжении всего его творчества соответствуют этому наставлению, завету.
А кто ведет себя в поэме иначе? Отметим здесь, что Рогдай, Ротмир и Фарлаф – это три жизненные пути человека.
Заметим, что по ходу занятия учитель может записывать на доске термины, отражающие логику работы над текстом произведения: сюжет, жанр, поэма, автор, язык, стиль, церковнославянизмы. Добавим сюда еще одно очень важное слово «СОЧЕТАНИЕ», которое следует написать. Ведь Пушкин удивительно легко сочетает: высокое и простое, сказочное и личное, шуточное и серьезное, лирическое и эпическое, азиатское и русское, любовь и борьбу за нее. Именно в этом сочетании уникальная особенность творчества А.С.Пушкина, с которым еще предстоит познакомиться школьникам. Поэтому, прочитав поэму, В.А.Жуковский увидел в ней не только пародию на свое произведение «Двенадцать спящих дев», но увидел и незаурядный талант, и художественное мастерство, и особенный стиль молодого, а в будущем великого художника слова. Жуковский, будучи очень талантливым поэтом начала 19 века, увидел в Пушкине новое слово, новый шаг в русской литературе. И потому на своем портрете, который он подарил Пушкину, записал такие слова: «Победителю ученику от побежденного учителя».
Вариант домашнего задания:
1. Письменно ответить на вопрос: «Руслан и Людмила» — только «преданья старины» или…? (продолжи в виде небольшого эссе.
2. Творческая работа: представь героя поэмы (ученик выбирает сам, о ком бы он хотел рассказать, с привлечением текста поэмы).
конспект урока литературы » Поэма А.С.Пушкина » Руслан и Людмила»»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тлогобская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект
урока литературы в 5 классе
«Поэма А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила»
Провел
учитель русского языка и литературы — Ахмедова Р. Д.
Тлогоб — 2019
План-конспект
урока литературы в 5 классе
Тема урока: «Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». «Там русский дух… там Русью пахнет!»
Цели урока: анализ поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» с целью показать нравственную красоту героев, их стремление к добру, патриотизм; выборочное комментированное чтение поэмы; формирование устойчивых нравственных ориентиров школьников.
Оборудование: портрет
А. С. Пушкина работы О. Кипренского, репродукция картины В. Васнецова
«Богатыри», портрет Г. Р. Державина, репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин
на лицейском акте», портрет
В. А. Жуковского, портрет М. И. Глинки, фронтиспис к первому изданию поэмы «Руслан и Людмила» М. И. Иванова по эскизу А. Н. Оленина, иллюстрации учащихся к поэме, аудиозапись увертюры к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Содержание урока:
Эпиграф к уроку: «Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой».
(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)
Основной метод обучения на этом уроке – беседа, которая поможет выявить знания текста учащимися, их понимание поэмы, дать оценку героям и охарактеризовать их. Для оживления чувственных представлений учащихся на уроке будем использовать музыку и репродукции к поэме, а также иллюстрации учащихся. Начать урок целесообразнее с повторения изученного на прошлых уроках по теме.
1. Вступительное слово учителя.
На прошлых уроках
мы с вами говорили о детских и юношеских годах Александра Сергеевича Пушкина,
читали его поэму «Руслан и Людмила». Ответьте на вопросы:
— Что вам известно о Пушкине?
— Какие произведения поэта вы читали?
— Назовите сказки Пушкина, с которыми вы знакомы?
— Какая сказка запомнилась вам более всего? Почему?
— Чем привлекает вас творчество Пушкина?
Обобщая ответы
учеников, учитель скажет: «Я вижу, что вам уже достаточно хорошо известно
творчество Пушкина. Вспомните, когда Пушкин начал работу над поэмой «Руслан и
Людмила»? (Пушкин начал работу над поэмой еще в Лицее.) Пушкину было 20 лет,
когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный. Это
очаровательная поэма, в которой в причудливой форме переплетаются нянины
сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделенный
добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных
приключений, похищений, превращений. Василий Андреевич Жуковский, считавшийся
учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю –
ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он
окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Так высоко
оценил Жуковский поэму, с которой сегодня будем знакомиться.
2. Беседа, нацеленная на выявление восприятия текста поэмы учениками.
— Поэму вы прочитали. Понравилась ли вам поэма?
— Попробуйте с помощью одного слова определить, о чем это произведение?
Мы будем правы, сказав, что эта поэма о любви, о победе добра над злом, о дружбе и ненависти, но это еще и патриотическое произведение.
— Кто из вас может сказать, что такое патриотизм? (Как правило, пятиклассники еще затрудняются ответить на этот вопрос, поэтому мы советуем провести лексическую работу.)
3. Лексическая работа.
Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
4. Продолжение беседы.
— Почему поэма так называется?
— Скажите, какой
эпизод в поэме говорит о патриотизме главного героя? (Ребята вспоминают осаду
Киева и битву Руслана с печенегами. )
5. Связь поэмы с музыкой.
Прошло 17 лет, и к этой юношеской поэме Пушкина обратился замечательный русский композитор Михаил Иванович Глинка. После «Ивана Сусанина» М. И. Глинка задумал новую оперу. Он обращается к Пушкину за помощью в создании либретто по поэме «Руслан и Людмила». Разговор этот происходит в одну из суббот на вечере у Жуковского. Пушкин, проявлявший к оперному искусству большой интерес, обещал Глинке сделать в своей поэме перемены. Какие? Это осталось неизвестным.
Дуэль и смерть
Пушкина потрясают Россию. Как и все русские люди, Глинка глубоко переживает
смерть Пушкина. Свое уважение к его памяти он выразил, прославив имя Пушкина
устами Баяна, а сама опера стала достойным памятником поэту. Имена Михаила
Ивановича Глинки и Александра Сергеевича Пушкина в русской культуре стоят
рядом. «Оба великие таланта, оба – родоначальники нового русского
художественного творчества… Оба создали новый русский язык – один в поэзии,
другой в музыке», — писал В. Стасов.
— Как вы думаете, что могло понравиться Глинке в поэме? (Сказочность, романтизм, богатырство.) А еще Глинка услышал большую напевность, мелодичность пушкинского стиха. Мы прослушаем «Пролог» и фрагмент увертюры к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
— Скажите, о какой необычной стране идет речь в «Прологе»?
— О каких сказочных существах и героях рассказывает Пушкин в «Прологе»?
Один из музыкальных критиков сказал: «Глинка на былинный лад «распел» пушкинскую поэму».
— Кто в старину «сказывал» или «распевал» былины? (Это сказители, певцы, гусляры, Боян.)
— Есть у Пушкина в поэме такой герой? (Да, это Баян.)
Баян в древнерусской литературе, да и в поэме Пушкина не просто «сладостный певец», прославляющий новобрачных. Он – «вещий поэт», он вещает, он рассказывает. Он хранит в своих сказках народную мудрость, он, прежде всего, обращается к народу. Гусляры поют о богатырях и их подвигах.
— Как вы думаете, уместно ли наше обращение на уроке к картине
В.
Васнецова «Богатыри» (1898)? Есть ли в поэме Пушкина подобные образы,
показанные на картине художника?
6. Аналитическая беседа.
— Кто из героев поэмы вам более симпатичен и почему?
— Каким вы представляете себе Руслана? Что говорит о нем поэт? (Ученики читают отрывки из поэмы, комментируют их.)
Это могут быть такие отрывки:
…Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана…
…Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?..
…Садись и выслушай меня,
Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы…
…Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит…
Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом;
…Пред ним живая голова…
Итак,
Руслан – храбрый, верный, твердый духом.
— Кроме Руслана на поиски прекрасной Людмилы отправились три его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Охарактеризуйте их, используя текст.
— Как вы думаете, почему ни одному из них не удалось найти Людмилы?
Говоря о соперниках Руслана, мы выяснили, что всем им помогали злые силы в образе ведьмы Наины. Но в любой сказке должны быть и добрые силы, которые противостоят злу и выступают на стороне главного героя.
— Расскажите, кто помогает Руслану?
— Опишите первую встречу Руслана с вещим Финном? Что мы узнаем из рассказа старца?
— Опишите второго помощника Руслана.
— Что мы узнаем о судьбах героев из рассказа головы?
— Почему Руслану удалось победить Черномора?
— Мы еще ничего не сказали о Людмиле. Когда мы впервые встречаемся с ней? Как вы представляете себе внешность героини? Найдите в поэме строки, которые помогли бы вам создать ее портрет.
—
Расскажите о странствиях Людмилы по сказочному замку Черномора.
— Как удалось Людмиле обмануть злого волшебника?
— Найдите строки, описывающие встречу Людмилы с Черномором (работа с иллюстрацией И. Пчелко в учебнике-хрестоматии).
— Итак, мы с вами вспомнили обо всех героях поэмы. Попробуйте ответить на вопрос, что же помогло Руслану найти свою Людмилу, только ли его волшебные помощники?
7. Работа с детскими иллюстрациями.
Каждый «художник» рассказывает о создании своего рисунка, об эпизоде, который изображен, обосновывает свой выбор.
8. Связь поэмы с живописью.
А. С. Пушкин был горячим сторонником иллюстрирования своих произведений. В поэме «Руслан и Людмила», рисуя поединок храброго Руслана с «воителем смелым» Рогдаем, он обращается к известному художнику Александру Соколовскому:
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!
Но художник не
откликнулся на призыв поэта. В письме от 4 декабря 1820 года, адресованном Н.
И. Гнедичу, Пушкин, находившийся в южной ссылке, сетует, что Орловский «кисти в
руки не берет и рисует только почтовые тройки да киргизских лошадей». Но в том
же письме поэт с удовольствием отмечает: «В газетах читал я, что Руслан,
напечатанный для приятного препровождения скучного времени, продается с
превосходною картинкою – кого мне за нее благодарить?»
По просьбе Н. И.
Гнедича «картинку» сочинил «друг науки и художеств» Алексей Николаевич Оленин,
который в пушкинскую эпоху был директором Публичной библиотеки и президентом
Академии художеств. Он по-новому оценил роль рисунков в книге, которые должны
не столько украшать ее, сколько пояснять содержание поэтических произведений.
Получив экземпляр поэмы, изданной в Санкт-Петербурге, Пушкин писал Гнедичу из
Кишинева: «Платье, сшитое по заказу вашему на «Руслана и Людмилу», прекрасно; и
вот уже четыре дни как печатные стихи и переплет детски утешают меня.
Чувствительно благодарю почтенного Алексея Оленина». Рассмотрите фронтиспис к
первому изданию поэмы «Руслан и Людмила». (Фронтиспис – иллюстрация в книге,
помещаемая обычно на левой стороне разворота титульного листа.)
— Какие эпизоды поэмы нашли отражение в рисунках к пушкинской поэме? Подберите слова из текста, наиболее емко передающие содержание каждого эпизода, воссозданного на иллюстрации?
9. Подведение итогов урока. Слово учителя.
Мы познакомились с поэмой «Руслан и Людмила». Это замечательное произведение, в основе которого лежат «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», но оно интересно нам и сейчас, потому что воспевает торжество верной любви, чувства, которые непобедимы никаким злом на свете; воспевает добро и красоту, дружбу и верность; воспевает любовь к своей стране, к своему народу. В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются белые облака…»
— Как вы думаете, о чем должны были возвестить эти белые облака? (О победе добра над злом.)
10. Домашнее
задание: написать
творческую работу на тему «Мой любимый пушкинский герой» (по поэме «Руслан и Людмила»).
(Учащимся предлагается выбрать «жанр» творческой работы: сказка-поэма о новых приключениях пушкинского героя; письмо другу о встрече с любимым героем поэмы; портретная зарисовка героя; интервью у пушкинского героя; сравнительная характеристика героя пушкинской поэмы и сказочного героя и др.)
DVD года 2017 года — IMZ International Music + Media CenterРеклама Автор: Bel Air Media Glinka ‘Ruslan и Lymada Awards . в постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре, удостоенный премии «Золотой диапазон» «DVD года 2017»!
Открытие исторической сцены Большого театра Владимиром Юровским и Дмитрием Черняковым. Особое отношение к Большому театру имеет опера Михаила Глинки «Руслан и Людмила». За всю историю было проведено более 700 представлений и девять различных постановок. Это было свидетельством того, что басня о Михаиле Глинке (из поэмы Пушкина), символе русской оперы, должна открыть сезон 2011-2012 годов величественной московской оперы после ее долгой реконструкции. Это открытие вдохновило режиссера Дмитрия Чернякова, который подписал режиссуру новой постановки. Новые устройства Большого театра и два его гигантских экрана полностью задействованы в эффектной постановке. Черняков переносит оперу Глинки в 21 век с современными амбициями из-за «современности сюжета», стараясь выдвинуть «глубокие чувства героев», подвергая героев весьма современным соблазнам: «гарем» для Руслана, тайский массаж для Людмилы… Владимир Юровский дирижирует Оркестром Большого театра и великолепной дистрибьюцией с Альбиной Шагимуратовой, Михаилом Петренко, Александриной Пендатчанской, Чарльзом Уоркманом и Еленой Зарембой. Спектакль, известный своим музыкальным качеством и постановкой.
Жанр Опера РЕКЛАМА ВАС ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТ…Восемь номинаций ICMA для Accentus MusicAccentus Music 9004 CD номинированы в 5 различных категориях.ПОДРОБНЕЕ Django MemoriesParamax Films Концерт Сточело Розенберга в честь выпуска DJANGO, для которого он написал оригинальную музыку. |