Сюжет святогор и микула селянинович: «Святогор и Микула Селянинович» краткое содержание былины – читать пересказ онлайн

Святогор и Микула — stonecarving.ru

Песни о Святогоре относятся к наиболее ранним былинным сказаниям: они появились еще до принятия христианства на Руси. И сам Святогор, древнейший русский богатырь и житель гор, предстает в них воином огромной, внушающей восхищение величины и невероятной силы. Иногда даже возникает ситуация, когда эта сила, которая просится на волю, Святогору в тягость: сохранившиеся былины описывают богатыря, но почти не рассказывают о его истинных подвигах.

Имя героя подчеркивает, что он — обитатель гор, житель вершин. Представления о его облике сформировались еще в те времена, когда признаками настоящей героической силы считались огромный рост и нечеловеческая сила. Святогор превосходит по своей мощи все мыслимые пределы человеческих возможностей. И эта сила важна сама по себе: этот богатырь может совершить любой подвиг, но в былинах сами его деяния не находят отражения.

Микула Селянинович, на первый взгляд, выглядит полной противоположностью. Он — возделывающий землю крестьянин, путешествующий пешком с сумой переметной. И только в одном превосходит Микула Святогора — в той особой земледельческой силе, которая способна поднять эту суму с «тягой земной» и которая горному богатырю недоступна.

Эта «тяга земная» и есть ключ к пониманию образа Святогора и самого известного сюжета с его участием. Естественная среда обитания Святогора — горы, тогда как его собеседник — человек равнины. И то, что по силам возделывающему землю, совершенно непосильно архаичному богатырю-небожителю. В народном сознании прикладная сила Микулы выглядела такой знакомой по сравнению с неподвластной пониманию высшей мощью Святогора.

Мастера-камнерезы воплотили и обострили это скрытое противостояние двух героев. Помимо замечательного подбора материала для костюма Святогора и тончайшей резьбы по пириту в кольчуге, стоит обратить внимание на решение основания каменного произведения. Сказочная атмосфера создается во многом благодаря сочетанию роскошных травяных кочек из нефрита разных оттенков и блока халцедона с тончайшей корочкой кристаллов зеленоватых тонов.

Из сборника народных песен, собранных П. Н. Рыбниковым

Едет богатырь выше леса стоячего,

Головой упирается под облако ходячее.

Поехал Святогор путем-дорогою широкою

И по пути встретился ему прохожий.

Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему,

Никак не может догнать его.

Поедет во всю рысь — прохожий идет впереди,

Ступою едет — прохожий идет впереди.

Проговорит богатырь таковы слова:

«Ай же ты, прохожий человек, приостановись немножечко,

Не могу тебя догнать на добром коне!»

Приостановился прохожий,

Снимал с плеч сумочку

И клал сумочку на сыру землю.

Говорит Святогор-богатырь:

«Что у тебя в сумочке?» —

«А вот подыми с земли, так увидишь».

Сошел Святогор с добра коня,

Захватил сумочку рукою — не мог и пошевелить;

Стал вздымать обеими руками —

Только дух под сумочку мог пропустить,

А сам по колена в землю угряз.

Говорит богатырь таковы слова:

«Что это у тебя в сумочке накладено?

Силы мне не занимать стать,

А я и здынуть сумочку не могу!» — «В сумочке у меня тяга земная». — «Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут,

Величают как по изотчине?» — «Я есть Микулушка Селянинович!»

Святогор и Микула

Творческая мастерская Алексея Антонова

2011 год

Макетирование: Иван Голубев

Мастера: Фарис Хайрланамов, Николай Скрипин, Игорь Голохвастов

Бронза: Анастасия Миркурьева

Ювелир: Павел Ветров

Материалы: пирит, халцедон, яшма, лазурит, кварцит, нефрит, окаменелое дерево, хрусталь, шайтанский переливт, долерит, бронза, золото и серебро

Размеры: 62 × 60 × 40 см

Конспект урока литературы «Святогор и Микула Селянинович»

Конспект урока по теме: Былина «Святогор и Микула Селянинович».

Цель:  

выявить иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»;

развивать навыки составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, коммуникативных умений;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса по программе Г. С. Меркина, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

Ход урока.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

1.Беседа.

— Назовите литературные роды. Какие жанры соответствуют этим родам?

— Дайте понятие термину «фольклор».

— С какими произведениями устного народного творчества вы познакомились в 5-6 классах?

— Как вы думаете, к какому жанру относятся былины?

2.Обращение к домашнему заданию.

Рассказ о художественном мире былин по тезисному плану, предложенному в учебнике.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

1. Слово учителя. Беседа.

— Прочитайте определение былины в учебнике. (Былина — эпическое произведение русского фольклора; название русских эпических песен.)

Вывод: В рукописной литературной традиции XVII — начала XIX в. произведения типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями». Критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде». Настоящее знакомство с былинами началось в середине XIX в., когда выяснилось, что эти «гистории» и «древние стихотворения» в народном бытовании называются «старИнами» или «старинками», поются в своеобразной манере и составляют органическую часть фольклорного эпоса.

Сам термин «былина» был внедрен в литературный обиход только в 40-е гг. XIX в.

— Назовите героев былин. Какие былины вы прочитали самостоятельно? Какие подвиги совершали былинные богатыри? Расскажите о них.

2.Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».

— Какой термин использовали в середине XIX в. на севере России для обозначения эпических песен?

— Какие географические названия часто встречаются в былинах? Назовите имена былинных героев.

— Какой облик принимают в былинах обычные слова?

3. Индивидуальное задание. Сообщение учащегося о Т.Г. Рябинине.

Рябинин Трофим Григорьевич (1791—1885), народный сказитель. Родился в деревне Гарницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Как сказитель следовал традициям героической трактовки образов и сюжетов. П. Н. Рыбников записал от Рябинина в 1860 — 23 былины, А. Ф. Гильфердинг в 1871 — 18 былин. И среди них подлинные народные эпические поэмы, ставшие былинной классикой, вошедшие во все хрестоматии, — «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Вольга и Микула».

Большое значение в истории русской культуры имел приезд сказителя в Петербург в нояб.—дек. 1871 и его публичные выступления перед фольклористами, историками, писателями, музыкантами. Среди последних был Н. А. Римский-Корсаков, сделавший нотные записи двух былин: «Вольга и Микула» и «Добрыня и Василий Казимирович». Тогда же онежского сказителя слышал М. П. Мусоргский, использовавший рябининские речитативы в опере «Садко».

В 1894 голос И. Т. Рябинина (сына Трофима Ивановича) был записан на фонограф. Эта запись сохранилась. А в 1985 вышла уникальная пластинка «Былины Русского Севера. Сказители Рябинины», в которой представлены записи трех поколений династии сказителей Рябининых.

В 1902 Иван Трофимович Рябинин совершил 3-месячную зарубежную гастрольную поездку в Болгарию, Сербию, Австро-Венгрию, Чехию, Польшу. Его выступления в славянских странах имели общегосударственное значение. Они начались 24 мая 1902 в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии императорской фамилии. Сказитель был награжден императором Николаем II Золотой медалью.

4.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».

Лексическая работа: Поедет во всю рысь. Ступою едет. Стал здыматъ. Только дух под сумочку мог подпустить. Изотчество.

5. Анализ былины «Святогор и Микула Селянинович».

— Кто из героев былины вызывает вашу симпатию и почему?

-Слово учителя:

Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.

Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.

Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.

— Какие качества русского народа нашли отражение в былинах?

-. Обращение к иллюстрации учебника «Микула Селянинович». Художник Е.А.Кибрик.

— Каким изобразил художник Микулу Селяниновича?

-Сообщение учащихся об образе Микулы Селяниновича в живописи. Слайдовая презентация. Картины русских художников, посвященные Святогору и Микуле Селяниновичу. (А.Рябушкин «Микула Селянинович», Н.Рерих «Микула Селянинович», «Святогор», Врубель «Микула Селянинович», В.М.Васнецов «Микула Селянинович», А.Синякин «Святогор», К.Васильев «Дар Святогора Илье Муромцу»).

-Сообщение учащегося о Святогоре.

Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца. Забытый всеми могучий властелин гор гибнет как сила, противостоящая плодородию матери сырой земли.

В глубокой древности люди одушевляли явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре. Древние верования, древние божества и герои постепенно отходили прошлое. На смену прежним богатырям приходили новые. Вот почему во всех былинах Святогор обязательно погибает, исчезает, уходит в небытие.

— Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?

Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.

6. Обращение к статье учебника «Поговорим о прочитанном».

— Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко?

Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.

Для былин характерны определенные «формулы», т. е. устойчивые, повторяющиеся из текста в текст выражения, сочетания слов, обозначающих какой-либо предмет, какую-то ситуацию, какое-то событие (копьё острое, конь добрый).

— Найдите в тексте такие формулы.

Путем-дорогою широкою, на добром коне, на сыру землю.

— Былина «Святогор и Микула Селянинович» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией?

В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.

Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.

IV. Подведение итогов урока.

— В чём глубокий иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»?

Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.

Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.

Письменный ответ на вопросы:

— К какому роду литературы можно отнести былины?

-Чем былина отличается от сказки?

— Чем похожа на сказку?

— Почему Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича и поднять его сумочку?

— Какова роль гиперболы, какую мысль хотел передать народ?

V. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2. Прочитать статью учебника «В поэтическом мире былины».

3.Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины (задание 4, стр.25).

 

Былина «Святогор»

Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти.
Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава.
Там и волк не пробежит, орёл не пролетит — муравью и тому поживиться на голых скалах нечем.

Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне.
Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.

Ездит старый по Святым горам.

Тут колеблется мать сыра земля,

Осыпаются камни в пропасти,

Выливаются быстры реченьки.

Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам — горы под ним шатаются, в реку заедет — вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи — остановится, раскинет шатёр — ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт.

Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться.

Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.

Тяжко Святогору от своей силы, носит он её как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся — всё в крошки рассыплется, в блин расплющится.

Стал бы он леса корчевать, да для него леса — что луговая трава. Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно.

— Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал — поистратил бы немного силушки!

Да где её — тягу — найти!

Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг впереди живой человек идёт!

Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму

Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, — стал мужичка догонять.

Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть — всё прохожий впереди! Едет шагом — всё не догнать! Закричал ему Святогор:

— Эй, прохожий молодец, подожди меня!

Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.

Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:

— Что это у тебя за ноша в этой сумочке? — А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.

Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись: хотел сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать — не шелохнётся, пробовал пальцем поднять — не поднимается.

Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку — на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы — только до колен поднял. Глядь — а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло.

Бросил Святогор сумочку, на землю упал — по горам-долам гул пошёл.

Еле отдышался богатырь:

— Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!

— Почему не сказать? Скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.

Опустил Святогор голову:

— Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек?

— Пахарь я, Микула Селянинович.

— Вижу я, добрый человек, любит тебя мать сыра земля! Может, ты мне про судьбу мою расскажешь? Тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.

— Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу куёт, у него и про свою судьбу узнаешь.

Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.

А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.

Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился — доехал до Северных гор. Тут утёсы ещё голей, пропасти ещё черней, реки глубокие бурливее.

Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузни¬цы чёрный дым валит, звон-стук по всей округе идёт.

Зашёл Святогор в кузницу и видит: стоит у нако¬вальни седой старичок, одной рукой мехи раздувает, другой — молотом по наковальне бьёт, а на наковальне-то не видно ничего.

— Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куёшь?

— Подойди поближе, наклонись пониже!

Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: куёт кузнец два тонких волоса.

— Что это у тебя, кузнец?

— Вот два волоса скую, волос с волосом совью — два человека и женятся.

— А на ком мне жениться судьба велит?

— Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живёт.

Поехал Святогор на край гор, нашёл ветхую избушку. Вошёл в неё богатырь, положил на стол подарок — сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.

Жаль её стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идёт, и жизни нету.

Выхватил Святогор свой острый меч, хотел ударить девушку, да рука не поднялась. Упал меч на дубовый пол.

Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поскакал к Святым горам.

А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе — мешок золота, а с неё вся кора свалилась, и тело у неё чистое, и силы у неё прибыли.

Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на неё из озера девица-красавица — и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!

Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.

Куда бы ни приехала, весь народ бежит — товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идёт.

Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошёл. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть.

Взглянул он на неё, и полюбилась ему девушка.

— Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь!

Полюбился и Святогор девушке.

Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла.

Удивился Святогор, да ничего жене не сказал.

Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.

 

Русская Мифология – Богатыри – Жизнь на Руси

Русская Мифология – Богатыри

Опубликовано by archecotech

С распространением христианства на Руси появился новый легендариум – сказания о богатырях, богатырях-богатырях, защищавших землю от зверей, чудовищ и нашествий степных кочевников. Сказания о богатырях называются былины (почти непереводимое древнерусское слово, примерно означающее «былые рассказы»; их не путать с блины , вкуснейшие оладьи) примечание . Многие легендарные богатыри действительно были историческими личностями (самый известный — Илья Муромец, православный святой). Но более малоизвестные легенды рассказывают о вымышленных или даже нечеловеческих Богатырях, таких как великан Святогор или собачоголовый Полкан, чье имя является популярной собачьей кличкой в ​​современной России. Легенды часто помещают Богатырей при дворе князя Владимира I, как и рыцарей короля Артура, игнорируя тот факт, что исторические Богатыри жили в разное время и не могли встретиться (блин, они даже не могли назвать себя Богатырями, потому что жили задолго до первой встречи русских с тюркскими племенами половцев.Исходное славянское слово horobr ).Известные Богатыри включают:

Святогор
  •  Древний Богатырь огромного роста и силы, который оказывается слишком большим для Матери-Земли, поэтому ему приходится двигаться в горы. земля. Он часто играет роль наставника Старшего и Мудрого для младших Богатырей, особенно для Ильи Муромца.

Илья Муромец
  • («Илья Муромец»). Считающийся самым крутым среди Богатырей, Илья проводит первые 33 года своей жизни полупарализованным, пока однажды двое паломников не исцеляют его и не отправляют надрать задницу. Помимо Сверхсилы, которую он «наследует» от Святогора, Илья полагается на здравый смысл и боевую тактику, чтобы победить многих врагов.
    • Вероятно, это соединение нескольких исторических персонажей, таких как монах-воин и православный святой Илья Печерский (Илья Печерский), до сих пор погребенный в Киево-Печерском монастыре, но живший через пару столетий после времен Владимира I. , и Добрыню Маловича, дядю Владимира по материнской линии, воспитателя, генерала и обер-министра во время его царствования, который сам стал знаменитым богатырем .
    • Этот фильм был экранизирован в 50-х годах СССР. Хотя далеко не плохо,… несколько несовершенный перевод позже появится в MST3K.
    • Там это касается германо-скандинавской мифологии, где якобы тот самый Илья фигурирует как отец Хартнита (или Ортнита). Согласно одной саге, Ортнит правил в Хольмгарде (Новгороде) и победил в Engagement Challenge за Valkyrie . Что может быть отсылкой к тому времени, когда племя германского или скандинавского происхождения под названием «русь» наполовину завоевало, наполовину ассимилировало своих славянских соседей, превратившись во что-то новое.
      • Хартнит также упоминается в «Саге о Тидрексе»: Мимир отдал Сигурду (в качестве извинения за попытку убить его) доспехи, которые он сделал для Хартнита из Хольмгарда.

Добрыня Никитич
  •   Культурный воин из Рязани, зарекомендовавший себя как Достойный противник самому Илье Муромцу и обладающий почти таким же обширным «позорным листом», как у Ильи. Основан на одноименной исторической фигуре, несмотря на то, что тоже — один из прототипов Ильи, хотя его отца (и деда Владимира по материнской линии) в реальной жизни звали Мал (маленький), а не Никита. Вероятно, подвергался таким же гонениям, как и сам Владимир, потому что его сестра Малуша была любимой домработницей княгини Ольги, рабское положение в Киевской Руси, так что у него были все основания поддерживать племянника.
    • Отец его и Малуши, Мал (или Малк) Любечанин, по-видимому, был иностранцем при киевском дворе — то ли немцем (как предполагает его Любечанин — любекский — прозвище), то ли, как утверждает один историк, древлянским атаманом, древлянами являясь главными соперниками полян, славянского племени, проживающего вокруг Киева. Этим, а также тем фактом, что он, вероятно, был военнопленным (и, следовательно, рабом), можно объяснить снисходительное отношение киевлян к своей семье, которое вынудило Владимира и Добрыню стать Шахматистами, которыми они были.

Алеша Попович
  • Родившийся в Ростове в семье священнослужителя («Попович» дословно означает «сын священника»), Архетип Трикстер среди Богатырей, который окружает знаменитое Силовое Трио с Илья и Добрыня.

Ольга Всеславович
  • (в некоторых версиях Святославович). Магический рыцарь и оборотень, он наносит превентивный удар по индийскому королю, спасая Русь от его надвигающегося вторжения.

Микула Селянинович
  •  («Микула Сельский сын»). Он имеет общее происхождение, но, тем не менее, обладает чистой силой самой Матери-Земли, что делает его физически даже сильнее, чем Святогор. Есть еще баллада, в которой Вольха познакомился с ним и подружился с ним, и был весьма впечатлен, особенно когда несколько его людей не смогли поднять золотой плуг, который Микула поднял одной рукой. Однако, кроме этого, он не заработал большой славы. При всей своей силе он пахарь, а не воин.

Михайло Потык
  • Буйный Громила и Большой Парень, который, например, выигрывает Бухарское Королевство… в игре в шашки с его Ханом.

Княгиня Литовская Настасья
  • Одна из немногих женщин-богатырей, которых вы встретите (обычно в былинах женщины играют либо враждебные, либо верные роли советчиц), исключительная лучница, но случайно убита ею собственный муж.
  • Сокольник. Внебрачный сын Ильи, который пытается его убить, но терпит неудачу.
    • В некоторых версиях (и в вышеупомянутом фильме) он выжил. Также в другой истории его заменяет дочь Ильи, которая после момента «Люк, я твой отец» пытается убить Илью во сне… потому что, по его словам, она внебрачный ребенок.

Василиса Микулична
  • Василиса Микулична, еще одна женщина-воин. Она явилась, переодевшись мужчиной, ко двору князя Владимира, чтобы потребовать своего мужа Ставра из темницы Владимира, затем бросила вызов его лучшим воинам и победила их, затем прошла состязание в остроумии, а затем выиграла игру-загадку, наконец вернув своего мужа в рамках пари, сделанное принцем. Кроме того, ее загадка имела очень эротический оттенок; в ней рассказывалось об игре серебряного шипа и золотого кольца, так что неудивительно, что решить ее мог только Ставр. По отчеству ее можно считать дочерью Микулы Селяниновича.

Пересвет Александр
  • Пересвет Александр. Полуисторический, а не легендарный монах-воин, участник Куликовской битвы.

Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — самые известные богатыри, которых на современных изображениях часто изображают втроем. Ранние истории, однако, НЕ делили Богатырей на «знаменитую троицу» и «всех остальных», как это, вероятно, делают современные истории. Одна из возможных причин изменения — картина «Три богатыря» 9.0163 ◊ .

Источник:

  • http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Myth/RussianMythologyAndTales?from=Main.RussianMythologyAndTales

Нравится:

Нравится Загрузка…

Posted in ЖИЗНЬ в РоссииTagged Александр Пересвет, Алеша Попович, былины, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Михайло Потык, Микула Селянинович, княгиня Настасья Литовская, Россия, русская мифология, Святогор, Василиса Микулична, Ольга Всеславович
Что есть в моем блогеВыберите категориюЖИЗНЬ в России  (1,171)   Культура  (160)      Причина посетить Россию  (7)      Древняя Русь  (32)      Направления в России  (24)      Русский фольклор  (25)      Русские города-призраки (9)      Русский юмор 30)      Русские рецепты  (11)      простая жизнь  (14)      Чем заняться в Казани  (1)      Мы вместе  (2)   Гостевые блогеры   (18)   Зеркальные отражения  (205)      М.  Р. Африка  (33)       (14)      M.R. Европа  (54)      M.R. Ближний Восток  (9)      M.R. Северная Америка  (2)      M.R. Южная Америка  (16)      M.R. Юго-Восточная Азия  (7)      M.R. Южная часть Тихого океана  (9)      Reflections – Thoughts of an Expat   (21)      Кто сумасшедший  (14)    Русская пословица (14)    Русская «десятка» и поговорки  (89)   От восхода до заката  (8)   Простая жизнь  (1)Фотография  (193)   Болгар  (21)   Казань – Владимир – Суздаль  (32)   Картина дня  (110)   Юта (3)   Вашингтон – Орегон (24) Размышления – мысли эмигранта  (8)Три М о России  (7)   Тайны России  (1)Мысли о Боге  (11)

Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

Присоединяйтесь к 4679 другим подписчикам

Недавно я решил, что пора упростить навигацию по «Жизни в России». Когда вы войдете на любую страницу моего блога (перечисленную выше), у вас будет возможность найти все сообщения, связанные с этой страницей, внизу каждого раздела. В настоящее время на их странице есть ссылки на все сказки, а также пословицы, поговорки и идиомы. Остальные еще строятся, но, надеюсь, скоро будут готовы. Спасибо за ваше терпение, поскольку я продолжаю улучшать способ доступа к сообщениям.

  • K’ CLIPs
  • Rotimi Onayemi : For The God of Super Freaks
  • Plumber and Hardware
  • HORN PEACE PRESS DAILY NEWS
  • Bhutadarma
  • The Godly Chic Diaries
  • An Information Ecology
  • iceland experiment
  • VANESSA INSPIRZ
  • Доверяй и верь в невидимое
  • Creations for Concoctions
  • MPA Travels
  • Greatest Animals Ever
  • Mountains and Mustard Seeds
  • flashlight batteries — Ali Grimshaw
  • Robert Constructions
  • Ramani’s blog
  • स्पंदन
  • Sharlinie Subramaniam
  • naze16
Old Posts Выберите месяц Январь 2022 (1) Ноябрь 2017 (2) Сентябрь 2017 (1) Август 2017 (6) Июль 2017 (1) Май 2017 (5) Апрель 2017 (1) Март 2017 (2) Февраль 2017 (2) Декабрь 2016 ( 2) ноябрь 2016 г.  (5) октябрь 2016 г. (5) сентябрь 2016 г. (7) август 2016 г. (9)) июль 2016 (4) июнь 2016 (7) май 2016 (6) апрель 2016 (7) март 2016 (8) февраль 2016 (6) январь 2016 (9) декабрь 2015 (4) ноябрь 2015 (12) октябрь 2015 (14) ) Сентябрь 2015 г. (23) Август 2015 г. (41) Июль 2015 г. (4) Июнь 2015 г. (13) Май 2015 г. (17) Апрель 2015 г. (26) Март 2015 г. (27) Февраль 2015 г. (29) Январь 2015 г. (24) Декабрь 2014 г. (38) ) Ноябрь 2014 г. (27) Октябрь 2014 г. (24) Сентябрь 2014 г. (47) Август 2014 г. (31) Июль 2014 г. (18) Июнь 2014 г. (34) Май 2014 г. (40) Апрель 2014 г. (48) Март 2014 г. (32) Февраль 2014 г. (27) ) Январь 2014 г. (34) Декабрь 2013 г. (71) Ноябрь 2013 г. (61) Октябрь 2013 г. (70) Сентябрь 2013 г. (76) Август 2013 г. (81) Июль 2013 г. (84) Июнь 2013 г. (74) Май 2013 г. (9)6) апрель 2013 г. (21) февраль 2013 г. (2) ноябрь 2012 г. (1)

Пинтерест

  • HAGUE6185.FILES.WordPress…
  • HAGUE6185.FILES.WORDPRESS…
  • HAGUE6185.FILES.WORDPRES hague6185. files.wordpress…
  • englishrussia.com/2007/06…
  • hague6185.files.wordpress…
  • englishrussia.com/2014/08…
  • Регистрация
  • Вход в систему
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.com
  • Искусство в России
  • Блог Нации
  • Блог Surfer
  • Соборы Владимира, Россия
  • Блог экспатов
  • Лесная и коммерческая фотография Майка МакМюррея
Абхазия Административные районы Африка Горный Алтай Археология Архитектура Искусство Искусство Азия Черное море Болгар Бизнес Бизнес и экономика Канада Кавказ Китай христианство Рождество Церковь Ущелье реки Колумбия английские эквиваленты Франция Грузия Бог Правительство пеший туризм История Израиль Иван Грозный Казань Река Казанка озеро Байкал пейзаж жизнь в России Средний Восток зеркальные отражения Москва Природа Орегон на улице Картинка дня Отдых Религия и духовность Россия Русский Русские сказки русский фольклор русский язык Русская мафия русские поэты русские пословицы Русские Цитаты русские Санкт-Петербург Покупка Сибирь Сочи Социальные науки советский Советский Союз Санкт-Петербург Суздаль татарин Татарстан Путешествия и туризм Украина Соединенные Штаты Уральские горы Владимир Путин река Волга Вашингтон Кто сумасшедший Вордпресс Вторая Мировая Война Йети

    Исследуйте больше инфографики, подобной этой, в крупнейшем в Интернете сообществе по информационному дизайну — Visually.

    СВЯТОГОР

    Россия

    Также: Святогор

    Последний из великанов. Его имя состоит из двух корней: свят, или «святой»; и гор, или «гор». Есть два рассказа о том, как встретил свой конец Святогор. В первый испытал силу его Илья Муромец, который поскакал на Святые Горы искать великана, ибо слышал, что Святогор один из могучих людей.

    Подъезжая к Святым горам, Илья Муромец увидел скачущего ему навстречу огромного человека, крупнее всех, кого он когда-либо видел раньше. Поняв сразу, что это великан Святогор, Илья пришпорил коня и нанес великану могучий удар своей огромной булавой. Святогор даже не поморщился и лениво поехал дальше. Опять Илья ударил его, и опять великан даже не дрогнул. Однако, когда Илья ударил в третий раз, великан дернулся прямо в седле. Увидев, кто его ударил, он ловко схватил Илью за волосы и сунул в свою сумку.

    Через некоторое время лошадь Святогора споткнулась и пожаловалась, что нести двух рыцарей слишком тяжело даже для него. Святогор вынул Илью из мешка и увидев, что он рыцарь Святой Руси, предложил им ехать вдвоем, как братья. Так они делали много дней, пока не пришли к огромному каменному гробу, стоявшему у дерева.

    Илья соскочил с коня и лег в гроб. Он был ему великоват, но подошёл к Святогору идеально. Хотя Илья Муромец умолял его не надевать крышку, Святогор так и сделал. Однако когда он попросил Илью снять крышку, Илья нашел ее слишком тяжелой. Трижды он ударял по нему своей булавой, но каждый раз стальная полоса смыкалась вокруг гроба, закрывая крышку.

    Святогор вдул часть своей силы в Илью, чтобы тот мог использовать собственный меч великана; но это только ухудшило положение, так как две стальные полосы смыкались вокруг гроба каждый раз, когда по нему ударяли мечом. Смирившись со своей судьбой, Святогор велел Илье привязать коня к дереву, чтобы тот умер там рядом с хозяином. Илья так и сделал, как велели, и грустно поехал прочь от гроба, зная, что Святогора, последнего из великанов, скоро не станет.

    Второе сообщение о кончине Святогора, возможно, старше двух: Святогор часто хвастался своей великой силой, доходя до того, что говорил, что может даже поднять Мать-Землю. Однажды, когда он ехал верхом, он наткнулся на небольшую сумку, лежащую на его пути. Не в силах сдвинуть его кончиком посоха, Святогор спешился и с огромным усилием сумел поднять мешок до колен. При этом он так сильно потел, что его пот превратился в кровь. Увязнув глубоко в земле под тяжестью мешка, он не смог спастись.

    Интересно, что существует еще одна легенда о Святогоре и его попытке поднять Мать-Землю. В этой истории Святогор едет верхом, пытаясь найти средство, чтобы испытать свою великую силу. Во время поездки он замечает незнакомца с маленькой сумкой на плече; но как бы он ни пришпоривал своего коня, ему не догнать чужака. Наконец Святогор окликает незнакомца, который останавливается и ждет, пока великан догонит его.

    Когда они наконец встречаются, Святогор спрашивает незнакомца, куда он так торопится и что несет. Незнакомец ставит мешок на землю и говорит Святогору, что если он хочет посмотреть, что в мешке, пусть поднимет его и посмотрит. Святогор принимает вызов, слезает с коня и берется за мешок. Однако, как ни напрягается Святогор, он не может сдвинуть мешок ни на долю дюйма. Святогор признает поражение и спрашивает у незнакомца, что в мешке. Незнакомец отвечает, что в сумке вес мира.

    Святогор впечатлен и спрашивает незнакомца, как его зовут. Незнакомец отвечает, что его зовут Микулушка Селянинович, но большинство людей зовут его Микулой. Святогор слышал о Микуле и спрашивает его, как узнать его судьбу. Микула велит великану ехать в Северные горы, и там под самым высоким деревом он найдет кузницу, где кузнец расскажет ему все, что будет.

    Святогор благодарит Микулу и мчится изо всех сил к Северным горам. Добравшись до гор, он находит кузнеца, который усердно работает в своей кузнице, выковывая два тонких волоса. Святогор спрашивает его, что он делает, и кузнец отвечает, что он кует судьбы всех, кому суждено жениться. Заинтересовавшись, Святогор спрашивает, на ком ему суждено жениться; но ответ, который он получает, не соответствует его ожиданиям. Кузнец говорит ему, что его невеста живет в Королевстве у моря, в Городе Короля, где она пролежала последние тридцать лет на навозной куче.

    Несмотря на отвращение к этой мысли, Святогор быстро ищет женщину, на которой ему женится судьба. Когда он находит ее, это зрелище отталкивает его. Там, в бедной и убогой хижине, лежит женщина на навозной куче, кожа у нее черная и толстая, как кора ели. Не может Святогор жениться на девице; поэтому вместо этого он достает из кошелька пятьсот рублей и кладет их на стол, прежде чем обнажить шпагу и пронзить девице грудь.

    Когда Святогор уезжает, девица просыпается от глубокого сна; и когда она встает, кора, защищавшая ее в течение последних тридцати лет, отпадает, открывая ее истинную красоту, подобной которой никогда не видели ни до, ни после. Найдя деньги на столе, она быстро становится торговцем и накапливает большое состояние, путешествуя по всему тогда известному миру и торгуя на ходу. Наконец ее корабли причаливают к краю Святых гор, и Святогор приходит к женщине, о которой все говорят. Как только он видит ее, он поражен, и вскоре он убедил ее выйти за него замуж. В брачную ночь Святогор замечает у нее шрам на груди и спрашивает свою новую невесту, чем он вызван.

    Она отвечает, что тридцать лет спала на навозной куче в Городе Короля , который находился в Королевстве у Моря. Проснувшись от глубокого сна, она нашла на столе пятьсот рублей, шрам на груди и то, что она уже не покрыта еловой корой. Тогда-то Святогор и понимает, что это та самая женщина, на которой ему суждено жениться, и что нет никакой возможности избежать участи, назначенной Богом.

    Более поздние отчеты, кажется, путают отношения между Святогором и Ильей Муромцем, стремясь сделать их одним и тем же — Святогор является дохристианским олицетворением, а богатырь — постхристианским. Однако доказательства не подтверждают эти теории, которые, по-видимому, возникли из-за путаницы, вызванной течением времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *