«Горе от ума» Очень краткое содержание и подробно по действиям
Краткий пересказ сюжета пьесы Грибоедова «Горе от ума»
Действие пьесы отражают события одного дня. Чацкий, молодой дворянин, после трёхлетнего отсутствия возвращается в дом Фамусовых, где воспитывался. Здесь у него оставалась девушка Софья Фамусова, в которую он влюблён. За время его отсутствия Софья начала тайно от отца встречаться с бедным писарем Молчалиным. Старший же Фамусов хочет выдать дочь за полковника Скалозуба, уже не молодого, но богатого жениха.
Новый возлюбленный Софьи на самом деле очарован служанкой Лизой, а с дочкой Фамусова крутит лишь в надежде на дальнейшее расположение её отца и взлёт по карьерной лестнице. Чацкий всё это видит и постоянно глумится над выбором бывшей возлюбленной. Не доволен герой и привычками здешнего общества — стремлением слепо подражать Западу и отсутствием желания заниматься самопросвещением. О своих наблюдениях он открыто высказывается на званном вечере Фамусовых.
Софья, возмущенная тем, что друг детства высмеивает её Молчалина и их отношения, пускает слух о его сумасшествии. Общество поддерживает эту догадку, так как не приемлет идей и высказываний Чацкого. К концу дня Фамусов узнаёт о тайных свиданиях дочери и понимает, что планы на выгодный брак разрушены. Софья осознав, что Молчалин её обманывал, прогоняет его. Чацкий произносит обличительную речь и покидает дом Фамусовых.
Смысл названия
Главный герой обладает умом, но получает от этого общепризнанного блага лишь страдания. Любимая женщина предпочитает глупого и покорного Молчалина, общество и вовсе признает его помешанным. Тот же ум не дает Чацкому найти свое место в обществе и на службе, что делает его одиноким. В этом и заключается смысл заглавия «Горе от ума».
Название венчает обличение двойных стандартов московского дворянства. Внешне люди стремятся создать впечатление ума, но внутренне они противятся разуму и считают его враждебной силой.
Краткое содержание комедийной пьесы Грибоедова «Горе от ума» по действиям
Москва. Начало XIX века. Дом богатого чиновника Фамусова.
Действие I. Возвращение Чацкого или «третий лишний»
За спиной хозяина дома, богатого чиновника Фамусова его дочь София и секретарь Молчалин тайно встречаются по ночам. Служанка Лиза сторожит за дверью, пока парочка общается. Фамусов начинает подозревать неладное, но подозрения откладываются с приездом Александра Андреевича Чацкого, воспитанника дома Фамусовых, который отсутствовал долгих три года. Александр Андреевич до своего отъезда был влюблён в Софью и она отвечала ему взаимностью. Не забыв свои чувства, Чацкий вновь надеется заполучить расположение девушки, которая совсем ему не рада. Софья влюблена в Молчалина, хоть и надеется, что их встречи остаются в тайне. Девушка не знает, как назвать имя своего возлюбленного Чацкому. Отец Софьи не рад этим двум ухажёрам дочери, по его мнению, лучшей партией для неё станет полковник Скалозуб.
Действие II. Чацкий узнаёт, кто стал его соперником
В доме Фамусовых появляется Чацкий и беседы с Фамусовым. По мнению Чацкого смешно и не правильно гоняться за чинами и богатством. Фамусов не доволен такими изречениями воспитанника и, когда к нему с визитом приходит Скалозуб, он уводит его в свой кабинет, подальше от «смутьяна». Софья наблюдает за Молчалиным в окно и видит, как тот падает с лошади. Переволновавшись, девушка теряет сознание. Чацкий всё видит и догадывается, кто является тайным возлюбленным Софьи. Выясняется, что Молчалин не пострадал, когда он остаётся наедине со служанкой Лизой, то признаётся девушке в любви. Лиза возмущена по этому поводу и осуждает секретаря за обман и лживые ухаживания за Софьей. Самой крепостной нравится слуга Петруша, Молчалин ей безразличен.
Действие III. Званый вечер в доме Фамусовых
Между Чацким и Софьей происходит объяснение. Понимая, что он отвергнут, Чацкий начинает упрекать Софью и не очень лестно отзывается о её новом возлюбленном. Софью задевают слова Чацкого, и она покидает его, торопясь на очередное тайное свидание.
К Фамусовым съезжаются гости. Во время беседы с одним из приглашённых Софья говорит, что Чацкий не в своём уме. Слух о его сумасшествии быстро распространяется среди остальных гостей. Когда приходит Чацкий, он замечает, что на него все смотрят как на сумасшедшего.
Действие IV. Разоблачение
После ухода гостей, к Фамусовым вбегает Репетилов. Старый товарищ приглашает Чацкого в Английский клуб, но тот решает остаться. Чацкий, спрятавшись за колонну, подслушивает, как Молчалин ухлёстывает за Лизой. Хитрец вновь признаётся служанке в любви, и этот разговор слышит Софья. В ярости девушка прогоняет обманщика из дома. Входит Чацкий и высказывает Софье свои возмущения по поводу роспуска слухов о его сумасшествии. Появляется Фамусов, ругает и стыдит дочь за непристойное поведение и обещает ей в воспитательных мерах «ссылку» в деревню. Он запрещает Чацкому ухаживать за своей дочерью, однако это лишнее — Александр Андреевич разочарован в Софье и в московском обществе. Он желает покинуть Москву навсегда и вызывает карету.
Композиция
Структура пьесы «Горе от ума» свойственна направлению классицизма. Сюжет делится на четыре действия.
- Первое действие отведено под экспозицию, представление и раскрытие основных действующих лиц.
- Во втором действии происходит завязка, когда противоречия начинают складываться осознанное противостояние между персонажами: любовный конфликт, спор отцов и детей и общественный конфликт консерваторов и реформаторов. Тут же происходит развитие конфликта.
- В третьем действии происходит кульминация, когда обозначенные ранее конфликты доходят до своей высшей точки и разрешаются в ту или иную сторону.
- Четвёртое действие – финал, подведение итогов произошедшего. Определение дальнейшей судьбы основных персонажей.
От классицизма «Горе от ума» получила и классический любовный треугольник, лежащий в основе конфликта.
Всего в пьесе присутствует два главных конфликта – любовный и социальный. Они взаимосвязаны друг с другом, развиваются и переплетаются между собой по мере развития сюжета. Главный конфликт — противостояние века нынешнего и века минувшего. Построение комедии «Горе от ума» позволяет читателю в полной мере проникнуть в позицию каждой из сторон.
Кратко о героях комедии «Горе от ума»
Для качественного восприятия краткого содержания комедии Грибоедова «Горе от ума», необходимо знакомство с характеристиками её главных и второстепенных персонажей.
Характеристика основных персонажей пьесы
- Фамусов Павел Афанасьевич — состоятельный помещик и чиновник, который служит управляющим в госструктуре. Павел Афанасьевич вдовец, воспитывающий дочь. Он слишком озадачен тем, что думают о нём окружающие. Основные его ценности: блат, богатство, высокие чины. Павел Афанасьевич настороженно относится к образованным «выскочкам» и просвещению масс. Для своей единственной дочки Софьи Фамусов выбрал достойного жениха — уже не юного, но уважаемого и материально обеспеченного офицера Скалозуба.
- Фамусова Софья Павловна — семнадцатилетняя дворянка, единственная дочь Фамусова.
Девушка росла без матери, но её воспитание от этого не пострадала. Она получилась сметливой, привлекательной и прогрессивной барышней. Как и другие девушки на выданье, Софья играет на музыкальных инструментах, поёт, танцует, свободно владеет французским языком. Влюбившись в небогатого Молчалина, девушка встречается с ним тайно, так как её отец, считает очень важным положение в обществе и вряд ли одобрит такой союз. Софья распускает слухи о сумасшествии Чацкого, желая, таким образом, ему отомстить за подтрунивания над Молчалиным.
- Молчалин Алексей Степанович — молодой неименитый мужчина, служащий секретарём при доме Фамусовых. Молчалин с детства приучен угождать окружающим ради получения выгоды. Из себя ничего особенного не представляет, мнение своё держит при себе и поддакивает тем, кто выше рангом, умом особым не обременён. В угоду своему господину ухаживает за его дочкой, которая ему совершенно безразлична, при этом тайно симпатизирует служанке Лизе.
- Чацкий Александр Андреевич — молодой дворянин, воспитанник дома Фамусовых.
Рано осиротел, рос рядом с Софьей и долгое время был влюблён в неё. Чацкий вырос человеком «нового поколения»: он горд, умён и отрицает ценности московского дворянства. Вернувшись из длительного путешествия заграницу, молодой человек узнаёт об отношениях Софьи и Молчалина. Его самолюбие оскорблено, он изводит соперника нападками и встречает неожиданно резкий отпор от бывшей возлюбленной.
Характеристика второстепенных персонажей пьесы
- Скалозуб Сергей Сергеевич — богатый холостяк, полковник, карьерист. Человек ограниченных взглядов, интересуется исключительно наградами и повышением по военной службе. Очень нравится Фамусову, который приглядел его в качестве супруга для дочери.
- Репетилов — товарищ Чацкого, дворянин. Забавный и неловкий человек, у которого не вышло с карьерой и семейной жизнью. Любитель кутежа и званых вечеров.
- Лиза — крепостная служанка в доме Фамусовых. Ветреная, но не глупая особа. Девушка нравится Фамусову и Молчалину, а сама неровно дышит в сторону буфетчика Петруши.
Другие персонажи пьесы «Горе от ума»
- Загорецкий Антон Антонович — дворянин, знакомый Фамусова.
- Хлестова Анфиса Ниловна — сестра покойной супруги Фамусова.
- Горич Платон Михайлович — отставной офицер, дворянин.
- Горич Наталья Дмитриевна — молодая дворянка, супруга Платона Михайловича.
- Тугоуховский Пётр Ильич — князь, глухой старик.
- Тугоуховская Марья Алексеевна — супруга Петра Ильича, мать шести дочерей на выданье.
- Графини Хрюмины — древняя бабушка и внучка, ищущая себе супруга.
- Петрушка — крепостной слуга Фамусовых.
Направление, жанр и размер
Жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что в этой комедии сочетаются элементы сразу трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.
- От классицизма пьеса получила единство действия, времени и места. Есть и говорящие фамилии.
- От романтизма в пьесе присутствует одинокий главный герой, который превосходит окружающих его людей в моральном плане, но обладает гораздо меньшим влиянием.
Он вступает в заведомо проигрышный конфликт с обществом и, терпя сокрушительное поражение, покидает людей, чтобы найти себе новое место в этом мире.
- Элементы реализма в произведении представлены большем количеством, по сравнению с классицистической традицией, персонажей. Автор стремился детально отобразить реальный мир, созданные им образы достаточно органичны и типичны. Образы персонажей углублены, и их нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.
Жанровая принадлежность книги тоже неоднозначна. Поэтому Многомудрый Литрекон перечислит признаки комедии в пьесе «Горе от ума» и художественные методы автора:
- Комические несоответствия. Например, Фамусов, который «монашеским известен поведением», волочится за служанкой, пока никто не видит. Он же о своей службе в казенном доме говорит: «Подписано и с плеч долой». Положение героев не соответствует их действиям и словам, чего они сами как будто не замечают.
- Язык комедии «Горе от ума» характерен для этого жанра: он легкий, народный, разговорный и наполнен крылатыми выражениями.
- Прием «разговор глухих». Например, беседа бабушки-графини с князем Тугоуховским.
- Комические амплуа героев, традиционные для театра того времени: хитрая служанка, герой-любовник, его неудачливый оппонент, обманутый отец и т.д.
Комедия нравов «Горе от ума» написана ямбом.
Кратко об истории создания комедии «Горе от ума»
В далёком 1816 году Александр Сергеевич Грибоедов вернулся на родину из длительного заграничного путешествия и был приглашён на светский вечер. Поражённый тем, как русская знать преклоняется перед всем заграничным, он возбуждённо произнёс обличительную речь на публику. Многие из знатных господ всерьёз задумались о психическом здоровье Грибоедова. Так родилась идея создания сатирической комедии «Горе от ума», которая обещала стать сладкой местью недалёкому аристократическому обществу.
Грибоедов работал над пьесой около четырёх лет. Точку в своей работе он поставил в 1824 году, но в публикации автору было отказано цензурой. Рукописные копии расходились по рукам, пока Грибоедов осуществлял новые правки, надеясь, что его работа всё же попадёт в печать. Но впервые полная версия «Горе от ума» была напечатано лишь в 1831 году, на немецком языке, уже после смерти автора. В России, претерпев сильнейшие цензурные правки, пьеса увидела свет в 1833 году, а авторский вариант получил свой «звёздный час» лишь в 1862 году.
История создания
Творческая история «Горе от ума» началась за пределами России. Писатель начал создавать своё произведение в Тифлисе после дипломатической миссии в Персии. Первым материалом для комедии послужили беседы Грибоедова со своей знакомой Евгенией Греховой о жизни московских дворян. Замысел комедии долго не давал покоя дипломату, карьера которого уже сложилась. Работа продолжилась уже в Москве, где драматург мог писать пьесу, основываясь уже на личном опыте общения с дворянским сословием.
Интересные факты о создании пьесы «Горе от ума» дополнят ее историю:
- При создании пьесы Грибоедов вдохновлялся творчеством французского драматурга Мольера, чьи пьесы обличали и высмеивали пороки французского общества.
- Значение пьесы «Горе от ума» для русской литературы так велико, что многие писатели после смерти Грибоедова делали отсылки на его произведение. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» ввел персонажа из комедии — вольнодумца князя Федора, которого так осуждало фамусовское общество. В романе именно к нему едет Пьер Безухов, который разделяет взгляды декабристов.
- При жизни автора пьесу не поставил ни один театр, так как цензура не пропустила ее в печать.
- После того, как комедию начали ставить на сцене, многие актрисы отказывались играть роль Софьи, так как считали ее неприличной. Ночное свидание с Молчалиным их очень смущало.
- Первым слушателем пьесы был Иван Крылов. Он сказал, что в его время автора такой книги ожидала бы неминуемая ссылка.
Но самое интересное, что можно вспомнить о комедии, случилось с самим автором. На одном из московских вечером Грибоедов слушал возмутительные речи приглашенных и вскипел — выговорил очень много неприятного приглашенным в длинной речи обличения. Один из присутствующих воскликнул: «Да этот умник сошел с ума!». Эта весть мгновенно разнеслась по Москве, и на следующий день к дипломату приехали многие друзья, чтобы узнать о его положении. Он в негодовании отчеканил:
– Я им докажу, что я в своем уме, – продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. – Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша.
Таково было отношение Грибоедова к пьесе «Горе от ума».
Основная идея
Грибоедов чётко отобразил конфликт между старой Россией Фамусова, задыхающейся от самодурства, невежества, пошлости, грубости, эгоизма и лицемерия, и новой России Чацкого, где ценятся, ум, благородство, честность и открытость. Смысл пьесы «Горе от ума» — обличить пороки, ставшие нормой в российском обществе, и указать путь перемен.
Писатель подчеркнул трудность этой борьбы, однако в то же время показал, что у «Чацких» всё-таки есть надежда на победу, и гибель старого мира неизбежна. Главная мысль автора — необходимость прогресса и важность его отстаивания.
Речь Чацкого отражает авторскую позицию в пьесе «Горе от ума». Поэтому А.С. Пушкин и сказал, что умен в комедии только автор, который прописал подобные монологи.
Двуплановость сюжета комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
Чистова Т.В. ©
Учитель русского зыка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области»,
Заслуженный учитель РФ
ДВУПЛАНОВОСТЬ СЮЖЕТА КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Аннотация
В статье представлен анализ сюжета известной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и выделена мысль о двупланоавом изображении основных событий и трактовке образов пьесы. Выделенный основной сюжетный лейтмотив обмана ведет за собой противоположный — мотив христианской искренности и правдивости в общении с Богом и людьми, мотив, полагающий прямую антитезу тому, что наблюдается в жизни. От противного евангельская схема сюжета определяет развитие событий в ««Горе от ума» и, связанная прежде всего с образом Чацкого, к кульминации приобретает важнейшее значение, проявляясь на различных уровнях текста.
Ключевые слова: сюжет, композиция, обман, ложь, искренность, христианство. Keywords: storyline, composition, deception, false, sincerity, Christianity.
Понять «Горе от ума» как цельный, непосредственный и сжатый синтез новых отношений мысли к жизни можно прежде всего через изучение сюжета.
«Горе от ума» поразило читателей той поры свободой от установленных во многом самим автором законов избранного жанра. Современники каждый по-своему, но чутко уловили сюжетно-композиционные, сюжетно-характерологические, сюжетно-жанровые особенности такого редкого литературного явления, как «Горе от ума». И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» подвел итог спора. Он впервые осмыслил и объяснил выявленную особенность пьесы как ее сюжетную двуплановость. Выдающийся русский писатель не захотел завершить светскую историю Чацкого и Софьи в узкой рамке драматургической интриги и любовных недоразумений и пытался объяснить это всем заинтересованным слушателям.
Прежде всего, Грибоедов отказывается от замедленной, описательной завязки. Главный предмет повествования — действие, движение, поступок, внутренний контраст, слом, вызывающий психологическое и сюжетное напряжение. Завязка сразу вводит в суть сюжета. Он стремится осмыслить жизнь в ее действии на сердце, душу, ум человека и все его существо. События пьесы определяются сложными сцеплениями интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, коллизий, рожденных «встречей» московского «света» и Чацкого.
Главное в сцене свидания Софьи и Молчалина — чтобы никто о нем не узнал, все прошло без лишних свидетелей. Вспомним в связи с этим, о чем главным образом тужит Фамусов в финале: что случившееся в его доме приобретет огласку, дойдет до самой «княгини Марьи Алексеевны» — и мы убедимся, чего больше всего боятся люди его круга, представители московского светского общества. Все стараются обмануть Фамусова, он сам ищет во всем обман.
Обман — это не только слово, постоянно повторяемое Фамусовым. Это центральный сюжетный мотив первой завязки и сквозной — всей комедии.
С его помощью Грибоедов ярко и наглядно раскрывает «внутренний портрет» светского общества, философию его отношений. Нравственный закон света — обман, воспринимаемый его участниками как некий неписаный договор светского общения. В отношениях Софьи, Молчалина и Фамусова нет искренности и правды.
© Чистова Т.В., 2016 г.
Выделенный сюжетный лейтмотив «тянет» за собой противоположный — мотив христианской искренности и правдивости в общении с Богом и людьми, мотив, полагающий прямую антитезу тому, что наблюдается в жизни. От противного евангельская схема сюжета определяет развитие событий в «Горе от ума» и, связанная прежде всего с образом Чацкого, к кульминации приобретает важнейшее значение, проявляясь на различных уровнях текста.
Фамусов выступает в роли «благородного отца», читающего нравоучительные монологи почтительным «детям». Однако «дети» не слушают его, а если и слушают (как Чацкий), то позволяют себе активно не соглашаться, противоречить по самым важным вопросам.
Герой не просто «выступает», он играет свою роль с увлечением, стремясь выдать себя не за того, кто он есть на самом деле. Грибоедов в каждом его слове разоблачает «игру», правила которой восходят к принципам светского общения. Вообще Фамусов наиболее органично и последовательно воплощает в себе способность скрыть, приличным образом объяснить истинные намерения, смысл своих и чужих действий. Это говорливый персонаж. Для Фамусова характерна «дистанция огромного размера» между словом и делом.
Скалозуб — один из персонажей фамусовского круга, который не просто говорит, а «режет» правду. Так он, нимало не смущаясь, откровенно рассказывает о тех путях, на которых можно сделать военную карьеру: «Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты».
Однако Фамусов тут же исправляет его «оплошность»: «Да, чем кого Господь поищет, вознесет». Он стремится придать сугубо практической, циничной точке зрения Скалозуба возвышенный христианский колорит. Солдафонская прямота, непонимание тонкостей смысловой игры (характерной для Фамусова) обнаруживают в Скалозубе не правдивость, а грубость души, умственную нищету, склонность к прямолинейным, деспотическим поступкам. В самой фамилии его слышится двойственность содержания: комического и драматического. Скалозуб — это претензия на остроумие, оборачивающаяся зубоскальством.
Молчалин в этом ряду самый «нетрадиционный» персонаж. Молчалин безмолвен (или немногословен) в гостиной Фамусова, но в общении с Лизой или с Чацким он преображается в говоруна. Как он хладнокровен вначале, застигнутый с Софьей Фамусовым. Он деловит и расчетливо лжив. Диалоги с Чацким в 3-м действии, с Лизой в 4-м действии удивительно точно раскрывают равнодушие Молчалина ко всему, кроме своей карьеры. Разговор с Лизой в конце 2-го действия, отзывы Чацкого обнаруживают пошлость Молчалина, духовную низость и непросвещенность. Молчалин бессердечен, душа его молчит, вероятно, потому и дана ему Грибоедовым такая фамилия. Это основное свойство персонажа усилено тем, что он занимает в комедии традиционное место первого любовника, привлекавшего читателей и зрителей именно силой своего чувства, «пылкостью души».
Будущее Молчалина, возможности этого типа личности осмыслены Грибоедовым оригинально. Чацкий пророчит: «Он дойдет до степеней известных …». Молчалины приходят на смену Фамусовым. Это один из путей изменения и вырождения русского общества.
Софья, с невольного плутовства которой и начинается пьеса, занимает в ней особое место. По тактическим соображениям она не всегда договаривает правду, однако ее поведение от сцены к сцене свидетельствует о неспособности ее души к сознательному, расчетливому обману. Но именно подобное сочетание в натуре героини неподдельной искренности, душевности и использование лжи как тактического приема, оружия делает ее опасной противницей Чацкого и позволяет Грибоедову вложить клевету именно в ее уста. Ведь отношения Софьи и Чацкого в 3-м действии — это поединок двух равных по возможности персонажей, воплощающих контрастные сочетания «морального сознания и социально-критического мышления».
Фамусовскому обществу свойственно глубокое невежество, но не глупость. Ум людей этого круга часто переходит в плутовство и хитрость. С этим связаны и ненависть к любому
проявлению вольномыслия к учению, культуре и просвещению.
Подобные черты намеренно нагнетаются Грибоедовым. Он доводит их до абсурда: (выдумка-клевета о сумасшествии Чацкого, сплетни о пристрастии его к горячительному. Гротескные образы, наполняющие финал 3-го действия, поэтически передают абсурдность нравственной и умственной жизни фамусовского общества — того мира, в который попал Чацкий. Абсурд — точка единения светского общества.
Вторая завязка сюжета — внезапное появление Чацкого в доме Фамусова вплетает в развитие сюжета новые мотивы и новые идеи. Чацкий первым делом по-свойски начинает перебирать светских знакомых, давая им полушутливые, но язвительные характеристики. Само по себе это уже отличается от светских принципов общения. Жизненное правило героя — говорить всегда правду, быть искренним, не выдавая видимое за сущее. Сюжетное напряжение достигается тем, что Чацкий считает своим долгом прямо высказывать свои мысли. Здесь поистине настигает его горе от ума. В финале пьесы совсем нет места смеху. Все герои прозревают, осознают то, что они безвозвратно потеряли. Для этого Грибоедову понадобилось переделать уже готовый текст. По замыслу или понятию Грибоедова герои должны узнать правду прежде обоюдных упреков. Соль нововведения заключена в том, что герои случайно узнают закономерную истину, именно таким образом для них раскрывается обман взаимоотношений, рассеивается чад иллюзий, созданный общепринятыми нормами общения.
Развитие сюжета как бы «уходит» вовнутрь героев, а в основу формы «Горя от ума» кладется диалектическое движение чувств и психологических состояний героев, которые проходят сложнейший путь душевного и духовного становления в житейских невзгодах и сердечных бурях: от надежд и упоения молодостью через сомнения и терзания к утрате юношеских грез и порогу умудряющей зрелости. Все герои прощаются с прежней жизнью. Чацкий теряет оптимизм, веру в любовь, чистоту и незыблемость человеческих отношений. Софья, обманутая в любви, теряет вместе с ней и уверенность в тех жизненных правилах, которые восприняла в обществе. Фамусов лишается спокойствия, уважения и авторитета. Самое главное, наступает крах тех жизненных правил, которыми герои до сих пор руководствовались, выявляется мнимая ценность нравственно-философских законов, установленных людьми.
Противостояние между Чацким и фамусовским миром Грибоедов доводит до высочайшего напряжения. Чего стоит сцена, завершающая 3-е действие, когда Чацкий, окруженный людьми, остается в странном одиночестве и прерывает речь на полуслове. Взаимный разрыв героя и общества приобретает новое содержание, не сводимое к простой антитезе. Грибоедов вводит в связи с Чацким сюжетный мотив изгоняемого пророка.
Духовная атмосфера пьесы настолько необычна для традиционной комедии, что сама наталкивает на поиски параллелей с книгами Священного Писания, и в первую очередь Евангелия.
Высокая, христианская учительность грибоедовской пьесы, ее ориентация на евангельский »образец» подтверждается настойчивым использованием библейских текстов, образов и мотивов, рассыпанных в его произведениях. Здесь и прямое цитирование Евангелия от Матфея в письмах автора: «я был меньший между братьями моими», и неоднократные уподобления русской миссии «Авраамову племени», а себя — Аврааму.» «Горе от ума» буквально рождается в недрах библейской топики, образности и сюжетики, и изначально вбирает в себя эту стихию.
Грибоедов подводит читателя к осмыслению отношений Чацкого и московского общества в «высшем значении», как противостояния идеальной личности и реального человеческого общества, закосневшего в грехах и духовной слепоте. Показательно, что наиболее близкие по духу, настроению и тону мотивы обнаруживаются в Евангелии от Матфея, в котором обличения Христа излагаются полнее, чем у других евангелистов. В нем Христос осуждает фарисеев не только в сознании своей безусловной правоты и своего достоинства, но и, что очень важно, с «напряжением сердца», страстно, гневно, как это
делает и Чацкий в фамусовской гостиной.
Несколько мотивов Евангелия от Матфея и «Горя от ума» поражают своей соотнесенностью и параллелизмом смысла. Прежде всего, это уличение фарисеями Христа в отступлении от обычаев предков, в непочтении к обрядовой, внешней стороне жизни; затем -их обращение к прошлому, к примерам отцов для оправдания своего существования. Со стороны Христа это обличение лицемерия фарисеев (в «Горе от ума» обмана) как главного их порока, основы всех других отступлений от истинной нравственности («вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»). И наконец, обнаружение неспособности фарисеев опровергнуть обвинения Христа словом и стремление расправиться с ним при помощи физической силы. Все эти евангельские мотивы живо тапоминают нам соответствующие эпизоды «Горя от ума», а весь сюжет активной проповеди Христа и спора с книжниками несомненно близок сюжету Грибоедова.
Чацкий приходит в гостиную Фамусова, в московский свет как проповедннк возвышенной, идеальной, по сути, божественной правды. Он обличает московских «фарисеев» и строит в душах людей новый храм высокой духовности, накала чувств и мыслей, формулируя правила отношений между людьми.
Однако они, утратив духовное зрение, истинную веру, «побивают» его клеветой, как когда-то обрекли Христа на страдания и оплевали его. Как бы метафорически воссоздается евангельская ситуация, передающая мысль о святости живой человеческой души, духовных стремлений к идеалу, и сознание того, что жизнь человеческая развивается по своим законам, часто несовместимым с представлениями об идеальной истине.
С евангельской точки зрения Чацкий провозглашает идею избранности, апостольского служения, но ведь в комедии нет апостолов. Где же их хочет найти автор? В зале Чацкий обращается к зрителям, а Грибоедов впервые создает открытую структуру драматургического произведения, разрушающую «четвертую стену». Эта же особенность «Горя от ума» объясняет, почему не оставляет гнетущего впечатления финал — поражение Чацкого: он весь направлен на грядущее и, главное, возможное спасение человека.
Объективное течение жизни и нравственный идеал так далеко разошлись, что столкнулись в непримиримом противодействии. В «Горе от ума» «комичность является средством трагического», а комедия — видом трагедии.
Сложность сюжета открывает и сложность жанра, которую вполне осознавал сам автор, как известно колебавшийся в его определении и в конце концов отдавший предпочтение понятию «сценическая поэма».
Литература
1. Степанов Л.А. Эстетическое и художественное мышление А.С. Грибоедова. — Краснодар, 2001. Электронные ресурсы:
2. http://lit-helper.com/p_Syujet_i_kompoziciya_komedii_Gore_ot_uma_Griboedova_A_S
3. http://www.rlspace .com/syuzhet-i-kompoziciya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/
4. http://www.bestreferat.ru/referat-213732.html
5. http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8289
Горе от ума Александра Грибоедова
Это очаровательная сатирическая пьеса в стихах, написанная уважаемым русским дипломатом начала XIX века, поэтом, композитором и, в конечном счете, мучеником, так как он был убит толпой во время службы послом в Иране (тогда Персия) с его трупом, впоследствии жестоко изуродованным, и т. д. Он должен был быть человеком большой социальной проницательности, судя по беспощадно язвительной критике русских высших классов, из которой фактически полностью состоит «Горе от ума».
Сюжет больше похож на прием, повод для одного сатирического портрета парада нелепых, напыщенных или глупых представителей высшего общества. Единственный персонаж — Чацкий, который догадывается об их глупости и поверхностности, в конце концов заклеймлен как сумасшедший в ограниченном и бессодержательном кругу. Впрочем, на самом деле это не фазирует Чацкого, так как он все равно проезжал только через Москву.
Действие спектакля происходит в течение дня в доме господина Фамусова — разные персонажи, один глупее и поверхностнее другого, бродят по спектаклю и выходят из спектакля, некоторые стремятся стать Софьей, дочерью Фамусова, невестой . В конце концов, но слишком поздно, Софья понимает, что человек, которого она ранее отвергла, Чацкий, в пользу секретаря ее отца Молчалина, который только использовал ее, вероятно, был бы лучшей парой.
Перевод рифмованного стиха на английский язык, должно быть, был написан несколько десятков лет назад, так как он кажется скрипучим и содержит много устаревших слов, но, возможно, подходит для пьесы, так как первоначально она была написана Грибоедовым в начале XIX в. курс сразу же запретили в России). В любом случае, было весело искать незнакомые, «старинные» слова!
К сожалению, Россия, похоже, обречена на социальный крах — до революции великие писатели писали о проблемах доходов и социального неравенства. Потом была революция и, наверное, надежда, что все сразу изменится. Все, конечно, изменилось, и по крайней мере на бумаге стало больше равенства, появилось бесплатное образование, медицина, дешевое жилье. Однако общество при коммунизме отупляло — и режим использовал террор, чтобы остаться у власти. Это было не то, на что рассчитывали массы, свергая монархию. Страна снова стала авторитарной… и даже при капитализме, после свержения коммунизма, она снова в основном авторитарна, несмотря на атрибуты демократии. Может быть, русские недостаточно заботятся о том, чтобы у них было право голоса и т. д., и поэтому пусть сильные люди снова и снова берут верх. Может быть, это пассивность, аполитичность или циничность. Жалобы на монархию/аристократию и коммунизм были вполне реальными — эта пьеса — очередная колкость в адрес «скучающей», «недалекой» аристократии. Но почему Россия сползает обратно к авторитаризму, даже когда ей предоставляется возможность наслаждаться демократией?
Во всяком случае, вот цитаты:
Из предисловия Семена Экстута:
«Социальный статус русского литературоведа в то время [начало XIX в.] был крайне низким и [Грибоедова] … авторитетным мать постоянно напоминала ему о необходимости думать о своем престиже».
«[Генерал Александр] Ермолов, герой Французской войны 1812 года, добивался тотального покорения кавказских народов, говоря непокорным чеченцам: «Либо покорность, либо ждёт страшное истребление!»»
«Герои пьесы демонстрируют все отрицательные черты эпохи: холопство, покорность, ограниченность и плохое образование. »
«…все таланты мира не могли издать или поставить пьесу. … тем временем его пьеса разошлась по России в сотнях рукописных и рукописных экземпляров. [Хотя завершена в 1824 году] Полный текст был опубликован только в 1862 году, через год после отмены крепостного права в России».
«[Грибоедов]… прекрасно осознавал пропасть, отделяющую эту группу высокообразованных интеллигентов и их благородные теории [декабристов] от огромной массы необразованного крестьянства. Его опыт в Персии и на Кавказе хорошо научил его, что в мире господствовал грубый деспотизм, в то время как остроумие, интеллект и справедливость не имели большого значения для пассивного большинства населения».
«16 мая 1828 года Грибоедов присутствовал на чтении Пушкиным его знаменитой поэмы «Борис Годунов». Он уехал, мечтая заняться своей литературной карьерой. «Моя голова полна планов, — писал он своему другу Бегичеву, — я чувствую внутреннюю потребность писать». 30 января (по старому стилю) многотысячная толпа, по наущению религиозных фанатиков, ворвалась в русское посольство. »
«Персидские правители испугались крови, пролитой в посольстве, и опасались возмездия русских войск. Но испугался и русский царь. Ему нужно было спокойствие на персидском фронте, чтобы добиться успеха в войне против турок».0003
«»Горе от ума» впервые была поставлена публично в русском театре через несколько лет после смерти [драматурга] …. Сегодня, 170 лет спустя, уникальный шедевр Грибоедова остается одной из самых популярных пьес в русском репертуаре. Почти все известные русские актеры прошлого века сыграли одну из главных ролей в пьесе.Отчасти благодаря умиротворению русско-персидских отношений после трагической гибели Грибоедова Россия выиграла войну 1828-1829 гг. Заморье (район, в который сегодня входит знаменитый город-курорт Сочи)».
«На протяжении девятнадцатого века Россия сохраняла значительное влияние в Персии. В 1907 году, когда «Большая игра» между Россией и Великобританией подошла к концу, две страны разделили Персию на две сферы влияния. Но к концу В 1930-х годах Германия начала проникать и влиять на Персию (название страны было изменено на Иран в 1935 году). Затем, в августе 1941 года, Советская Россия и Великобритания ввели войска в Иран, чтобы нейтрализовать нацистское влияние. Это не только защищало южный фланг России во время войны, но сухопутный мост через Иран служил вторым по величине трубопроводом для помощи союзников России во время войны».
Цитаты из пьесы:
«[София:] Широкий день! Как грустно! Как быстро проходят ночи.»
«[София:] Кто в счастье замечает, как летит время.»
«[Лиза, служанка Софии]: Важно не то, что они делают неправильно, а то, что они говорят.»
«[Чацкий:] Теперь скажи мне, что может Москва показать мне нового?
Вчера вечером был бал, завтра будет два.
Одному повезло, другому невезение,
Тот же старый разговор! Тот же старый альбом стихов
Примечание переводчика: Было принято иметь личный альбом, в который друзья делали записи.»
«[Чацкий:] Да, теперь мы дышим более свободно;
Мы все не спешим в бригаду клоунов.»
«[Чацкий:] Если целых три года будешь бродить,
Не рассчитывай на любовь, когда приедешь домой. »
«[Чацкий:] Улицы новые, а предрассудки старые как никогда.
«[Чацкий:] Кто наши судьи? Устарели, как совы,
На все, что в жизни вольготно, поднимают свой бессмысленный вой.
Из затертых газет ты черпаешь последние мысли,
Осада 88-го, Покорение Крыма;
Они всегда поют одну и ту же старую песню…»
«[Чацкий:] Да ведь это они, обогащенные награбленным,
Ушли от суда через своих друзей и родственников,
И строят великолепный дом, очень девять дней чудо,
В котором они переполнены в пиршествах и беспутствах;
Где иноземные дармоеды так и не смогли бы усвоить
Из того дорогого века, что ушел, Худшие излишества!
[Примечание переводчика:] Здесь Чацкий имеет в виду французских граждан, живущих в домах богатых русских. Среди них было много политических реакционеров, бежавших с родины во время Французской революции».
«[Чацкий:] Это наши судьи суровые, цензоры наших путей!
И теперь, когда один из нас,
Из нас, юношей, Найдется, что эти низкие маневры презирают,
Ни один претендент на место дерзкий, ранга не алчный,
Кто погружает в свои книги ум, жаждущий знаний,
Если сама божья благодать зажгла в нем желание
К высокому творчеству, ко всему честному и верному,
Все начинают кричать: Разбойники! Огонь!»
«[Молчалин:] Увы! Злой язык хуже пистолетного выстрела!»
«[Загорецкий:] . ..Ой, басни терпеть не могу!
Его вечные шутки над орлами и львами.
Что ни говори:
Хоть и звери, но государи все же.0045 Так как все было изменено на все, что было наоборот,
Наши манеры и наш язык и все, что мы когда-то почитали,
Наши грациозные струящиеся одежды на что-то новое и странное,
Настоящий клоунский костюм…»
«[Чацкий:] На что я надеялся? Что я думал найти?
Эти дома — приезды, как черствые! Ни одного настоящего друга! Не думай, что ты будешь возиться со своим обучением».0003
«[Чацкий, Софье:] Быстрее! В обморок падай! Как раз сейчас самое время.»
«[Чацкий:] …Я горжусь тем, что с тобой [Молчалиным] я наделал!
А ты, добрый синьор, папенька, поклоняющийся украшениям,
Счастливый невежа, Я оставлю тебя дремать на.»
«[Чацкий:] Друзей в дружбе лживых, в ненависти своей неослабевающих,
Сплетников не умилостивить;
Глупых бы — быть остроумных, кривых простаков,
Старых дев, злых всяк,
И старики бормочут какую-то чушь или какую-нибудь причуду —
Неудивительно, вся шайка объявила, что я сошел с ума.
Вы совершенно правы! Тот человек мог пройти через огонь невредимым
Кто прожил с тобой целый день
И в том же самом воздухе купался
И все же сохранил свой разум.» :
«[Парес:] Свой перевод Крылова (басни Крылова) я закончил с помощью солдат-крестьян еще будучи в армии, а в дороге закончил и другую свою давнюю задачу по переводу, классическую Грибоедову пьесу «Озорство быть умным»; этого я бы никогда не смог сделать, если бы не горечь, пришедшая с крахом столь многих надежд». конституционный курс, и поддерживать сотрудничество России с союзниками в военных действиях [Первой мировой]».0003
Сюжетно-композиционное своеобразие комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сюжет, действующие лица, новаторство в произведении 1. Сюжет и коллизия комедии. 2. Реалистический метод Грибоедова. 3. в жанре комедии. Комедия «Горе от ума» считается достижением русской реалистической драматургии. А. С. Грибоедов был близок к декабристам, в нем жила неприязнь к крепостному праву. Подобно декабристам и Пушкину, Грибоедов мечтает о развитии национальной русской литературы. Он критически относится к принципам классицизма. Классицизм, по его мнению, мешает воображению. Другое дело реализм. Были переведены первые пьесы Грибоедова, но вскоре он начал писать собственные произведения. «Горе от ума» он заканчивает в 1824 году, и оно сразу же запрещается цензурой. Комедия вышла в свет только в 1833 году, но до этого ее читали в рукописном варианте, тираж которого превысил сорок тысяч экземпляров. Сюжет комедии имеет общественно-историческое значение. Время действия пьесы – после 1812 года. Происходит столкновение «текущего века» и «прошедшего века». Конфликт двух лагерей изображен в традициях правды жизни. В пьесе прямо показано отношение автора к крепостному праву. Говоря о бесправии крестьян, Грибоедов наполняет свое произведение крепостными, делая народ фоном пьесы, противопоставляя его дворянскому обществу. Новаторство Грибоедова заключается в использовании реалистического приема образов, в простоте и ясности композиции пьесы.
Критики первыми поняли новизну комедии, но долго не признавали ее, и только разговорный стих, написанный свободным ямбом, стал единственным новшеством, положительно отмеченным критиками. Позднее стали говорить о соединении противоположного – сатиры и психологизма, комедии и трагедии. Все персонажи даны в их внутреннем развитии, в борьбе взглядов, их характеры показаны в тесной связи с окружающей средой, и это помогает нам понять, откуда взялись Молчалины, «не имеющие собственного суждения», как сформировалась незаурядная личность. Грибоедов показывает типичных персонажей в типичных обстоятельствах, в этом главная черта реализма. Роли персонажей выражены не так ярко, как в классической пьесе. Даже типичный образ Грибоедова имеет индивидуальные черты, он многогранен и интересен. Автор создает не карикатуры с явными пороками, а портреты живых актеров. Поэтому даже у отрицательных персонажей у него есть положительные черты. В этом произведении смешение разных жанров: благородная сатира (монолог Чацкого «Кто судьи?»), эпиграммы (монолог Чацкого «Что нового покажет мне Москва?»), разговоры героев комедии иногда напоминают басни.
Все эти жанры соединяются автором вопреки законам классицизма. В комедии Грибоедова соблюдается единство места, времени и действия, однако наличие большого количества несценических персонажей, о которых рассказывают, вспоминают герои на сцене, расширяет эти пределы. Единство действия нарушается еще и тем, что любовь и социальный конфликт Мы переплетаемся, что только углубляет их. «Две комедии как бы вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя — между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, бытовой мотив всех комедий. Когда первый прерывается, между ними неожиданно появляется другой, и действие начинается снова, частная комедия разыгрывается в генеральном сражении и завязывается в один узел», — писал И. А. Гончаров. Две сюжетные линии развиваются независимо друг от друга. но любовная линия получает развязку в финале, а социальная нет. Чацкий уходит, а все фамусовское общество остается при своем мнении, порок, в отличие от классической комедии, не подлежит наказанию.
Жанровое своеобразие пьесы состоит в том, что эта комедия не похожа на другие, она разрушает классическое представление о комедии. В нем сочетаются «комедия позиций» и «комедия характеров». Более того, в контексте пьесы смешиваются разные художественные приемы; как уже говорилось, в ней разгораются два конфликта. Раньше комедия и высокие идеи считались несовместимыми, но именно социальный конфликт становится главным в «Горе от ума». В финале трагическое воссоединяется с комическим. Грибоедов разрушал традиционные жанры, синтезируя их. Сначала он определял жанр «Горя от ума» как «сценическую поэму», «драматическую картину», позднее, придя к определению пьесы как комедии, Н.В. Гоголь определял творение Грибоедова как «публичную комедию». . Отступив от традиционной цели классической комедии высмеять пороки и развлечь зрителей, Грибоедов поднимает тему тр
волшебное одиночество умного, незаурядного человека. Смех в пьесе достигается комическими нестыковками, например, ум Чацкого не соответствует его нелепому поведению, когда он произносит страстную речь, и его никто не слушает, а также комическим переплетением любовных треугольников. Возникновение слуха о сумасшествии Чацкого — один из самых острых моментов пьесы. Предположение сначала было основано на его собственных словах, но потом все заговорили об этом и, соглашаясь друг с другом, назвали главного героя сумасшедшим. В центре пьесы комическая и трагическая ситуация Чацкого, которого никто не понимает, а также, по Пушкину, характеры и острая картина нравов. А. С. Пушкин называл Грибоедова «комическим гением», совершенно справедливо предсказывая, что половина его стихотворений из комедии войдет в историю. Такой успех догрибоедовской комедии был только у Недоросля. По словам Гончарова, комедия «отражала, как в чаше с водой, всю прежнюю жизнь Москвы, ее рисунок, ее тогдашний дух, исторический момент и нравы.
При анализе комедии «Горе от ума» жанр произведения и его определение вызывают много затруднений. Будучи новаторской, комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова разрушила и отвергла многие принципы классицизма. Как и традиционная классическая пьеса, «Горе от ума» основано на любовной истории. Однако параллельно с этим развивается общественный конфликт. Здесь поднимаются вопросы взяточничества, холопства, лицемерия, презрения к уму и образованности, карьеризма. Поэтому однозначно определить разновидность комедии «Горе от ума» не представляется возможным. В нем переплетаются черты и комизма характеров, и бытовой комедии, и социальной сатиры.
Часто возникают даже споры о том, является ли «Горе от ума» комедией. Как автор определяет жанр пьесы «Горе от ума»? Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. Но ее главная героиня совсем не комична. Тем не менее «Горе от ума» имеет все признаки комедии: есть и комические персонажи, и комические ситуации, в которых они оказываются. Например, Софья, застигнутая отцом в комнате с Молчалиным, говорит, что секретарша Фамусова оказалась там случайно: «Я зашла в комнату, попала в другую».
Глупые шутки Скалозуба демонстрируют его внутреннюю ограниченность, несмотря на внешнюю солидность: «Мы с ней не служили вместе». Комизм – это несоответствие между мнением героев о себе и тем, что они есть на самом деле. Например, уже в первом акте Софья называет Скалозуба глупым, заявляет, что в разговоре он не может связать двух слов. Сам Скалозуб так говорит о себе: «Да для того, чтобы получить чины, каналов много, я их сужу как истинный философ».
Современники называли пьесу «Горе от ума» высокой комедией, поскольку она поднимала серьезные нравственные и социальные проблемы.
Однако традиционные возможности этого жанра не смогли полностью решить творческий замысел писателя. Поэтому Грибоедов вносит существенные коррективы в традиционное понимание комедии.
Сначала Грибоедов нарушает единство действия. В его пьесе впервые появляются два равноправных конфликта: любовный и социальный. Кроме того, в классицизме в развязке порок должен быть побежден добродетелью. В спектакле «Горе от ума» этого не происходит. Чацкий, если не побежден, вынужден отступить, так как он в меньшинстве и не имеет шансов на победу.
Во-вторых, меняется и подход к комедийным персонажам. Грибоедов делает их более реалистичными, отказываясь от традиционного деления на положительных и плохих парней. Каждый персонаж здесь, как и в жизни, наделен как положительными, так и отрицательными качествами.
Также можно говорить о наличии в спектакле элементов драматического жанра. Чацкий не только не смешной, но и переживает душевную драму. Находясь за границей три года, он мечтал познакомиться с Софьей, строил в своих мечтах с ней счастливое будущее. Но Софья холодно встречает бывшего возлюбленного. Она увлечена Молчалиным. Мало того, что надежды Чацкого в любви не оправдались, он еще и чувствует себя лишним в фамусовом обществе, где ценятся только деньги и чины. Теперь он вынужден осознать, что навсегда отрезан от людей, среди которых воспитывался, от дома, в котором вырос.
София тоже переживает личную драму. Она была искренне влюблена в Молчалина, ревностно защищала его перед Чацким, находила в нем положительные черты, но оказалась безжалостно преданной своему возлюбленному. Молчалин был с ней только из уважения к отцу.
Таким образом, жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что спектакль представляет собой смешение нескольких жанров, ведущим из которых является жанр публичной комедии.
Работа пробная
Горе от ума написано Грибоедовым в 1825 году. Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, с его восприятием аристократического общества Петербурга, является отражением создателя произведения.
Александр Сергеевич Грибоедов, дворянин, представитель образованной молодежи, с ярким литературным и музыкальным талантом, владеющий несколькими европейскими и восточными языками.
Грибоедов, ведущий светский образ жизни, возмутившись на одном из аристократических приемов с восхищением присутствующих перед всем, что относится к иностранному, было сделано беспощадное предположение о его сумасшествии. Именно в этот период появилась сатирическая комедия в стихах, в которой была представлена стройная картина русского общества.
Знакомство с представителями своего поколения, членами аристократического общества, Грибоедов начинает со знакомства с семьей Фамусовых и его окружением.
Действие 1
Спектакль начинается со сцены, где проснувшаяся служанка Лизонька жалуется на бессонную ночь. Причиной тому была тайная встреча Софьи, дочери Фамусова, хозяина дома, со своим другом Молчалиным. Она стучит в комнату хозяйки, откуда доносятся звуки музыки, предупреждающие ее о наступившем новом дне.
Лизонька пытается ускорить расставание Софьи с Молчалиным, переводя стрелки часов вперед. Фамусов, появившийся в покоях, находит за этой сценой служанку и пытается с ней заигрывать, но, услышав голос дочери, зовущий Лизоньку, поспешно уходит. Под упреки горничной в небрежно затянувшейся встрече Софья прощается с Молчалиным.
Мнение горничной, что достойная пара Софье — полковник Скалозуб, у которого есть и деньги, и чин, в отличие от Молчалина, бедняка с периферии. Появление Фамусова и его заинтересованность в присутствии его секретаря в покоях дочери прерываются приездом Чацкого, с которым Софью связывает детская дружба. Уход Чацкого заставляет Фамусова задуматься, кому из молодых людей принадлежит сердце его дочери.
Действие 2
Следующее появление Чацкого начинается с вопроса Фамусову о его сватовстве с Софьей. Ответ отца возлюбленной, что для начала неплохо бы пройти госслужбу, заработать звания. Реакцию юноши на заявление Фамусова Грибоедов формулирует ставшей знаменитой фразой: «Служить бы рад, служить тошно».
На этот взгляд Чацкого Фамусов приводит в пример своего дядю Максима Петровича, разбогатевшего «на службе» при дворе. Это умение для Фамусова играет большую роль в достижении богатства и высокого чина при дворе, положения в обществе. Приезд Скалозуба продолжает суждение Фамусова о свободомыслии Чацкого, его нежелании служить.
Заявление Чацкого о том, что он не будет преклоняться перед обществом с устаревшими суждениями, презрение к свободе. Появление Софьи, напуганной падением Молчалина с лошади, ее упреки Чацкому в его равнодушии к жертве приводят Чацкого к пониманию того, кем занято сердце девушки.
Акция 3
Действие начинается с объяснения Чацкого своей любви к Софье и попытки выяснить, кто ей дороже: Скалозуб или Молчалин. Софья уклоняется от прямого ответа, упоминая в разговоре, что ценит в Молчалине мягкость и скромность. Вечером в доме Фамусова будет бал, слуги заняты встречами с высокопоставленными и влиятельными людьми Москвы. С одним из них Софья делится своими размышлениями о гордом характере Чацкого, ненароком высказывая мнение, что он «не в своем уме».
Новость моментально становится достоянием всех собравшихся в доме Фамусова. Появление Чацкого переключает внимание гостей на его персону, рождаются новые подробности о его безумии. Чацкий, беспокойно бродя среди гостей, пытается поговорить с Софьей о московском дворянстве, которое готово преклониться перед ничтожеством только потому, что оно имело честь родиться во Франции. Появление Репетилова и разговор с Загорецким о его сумасшествии Чацкий услышал в соседней комнате, не успев покинуть дом Фамусова.
Действие 4
Покидая квартиру Фамусова, Чацкий размышляет о том, за что его уличили в невменяемости, кто является источником этих злобных сплетен, дошли они до Софьи или нет. Спрятавшись в комнате швейцара, Чацкий становится свидетелем разборок между Софьей, Молчалиным и горничной Лизой.
Фамусов и его дочь решают судьбу предавших их горничной Лизы и секретаря Молчалина. В этой сцене раскрывается роль Софьи в появлении слуха о безумии Чацкого. Последний монолог Чацкого в этом действии передает крушение его надежд и чувств, которыми он жил все эти годы. Пережив предательство, он уже не жалеет о разрыве и решает навсегда покинуть Москву, так как не видит себя в обществе Фамусов.
Идея произведения
У каждого времени свои герои. Их судьбы проходят перед обществом, которое их превозносит или не понимает. Создатель комедии «Горе от ума» оставил неизгладимый след в свое время. Конфликт между представителями развивающихся и теряющих свои позиции социальных структур, непонимание старым веком новых движущих сил нашли отражение в произведении «Горе от ума». Грибоедов в своем творении обличает устои существующего светского общества, значит, вызывает слишком повышенное внимание цензуры.
Сюжет и композиционное построение комедии А. С. Грибоедова уже сами по себе достаточно оригинальны. На первый взгляд может показаться, что главное в сюжете — история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта линия очень важна: любовь побуждает к действию. Но все же главное в комедии — социальная драма Чацкого. На это указывает и название пьесы.
История несчастной любви Чацкого к Софье и его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, объединяются в единую сюжетную линию и развиваются одновременно. Первые сцены, утро в доме Фамусова – экспозиция спектакля. Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, готовится появление Чацкого и Скалозуба, узнаем о характерах и взаимоотношениях персонажей. Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. Софья сначала говорила о Чацком очень холодно, но теперь, когда он, оживленно перебирая своих московских знакомых, в то же время смеялся над Молчаливым, холодность Софьи переходила в раздражение и негодование: «Не человек, а змея!» Так Чацкий, сам того не подозревая, настроил героиню против себя.

В третьем акте действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно дает понять Чацкому, что не любит его, и открыто признается в любви к Молчалину, но о Скалозубе говорит, что это не герой ее романа. Вроде бы все получилось, но Чацкий не верит Софье. Еще больше его убеждает разговор с Молчалиным, в котором он демонстрирует свою безнравственность и ничтожество. Продолжая свои резкие нападки на Молчалина, Чацкий возбуждает к себе ненависть Софьи, и именно она сначала случайно, а потом намеренно распускает слух о сумасшествии героя. Сплетни подхватываются, распространяются молниеносно, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени.

Развязка наступает в четвертом акте. Чацкий узнает обо всем и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. «Вот, наконец, разгадка загадки! Вот кому я подарен! — приходит последнее прозрение. Раненый Чацкий произносит свой последний монолог и уезжает из Москвы. Оба конфликта доводятся до конца: становится очевидным крах любви, а столкновение с обществом завершается разрывом. Порок не наказывается, и добродетель не торжествует. Грибоедов отказался от хеппи-энда.
Говоря о ясности и простоте композиции пьесы, В. Кюхельбекер отмечал: «В «Горе от ума»… весь сюжет противопоставлен Чацкому другим лицам… здесь… нет ничего, что называется интригой в драматургии. Дэн Чацкий, даны другие персонажи, они сведены воедино, и показано, какой непременно должна быть встреча этих антиподов — и только.

Особенность композиции пьесы в том, что отдельные ее сцены, эпизоды связаны, казалось бы, произвольно. Но все соответствует замыслу драматурга С помощью композиции, например, Грибоедов подчеркивает одиночество Чацкого. Сначала герой с досадой видит, что его бывший друг Платон Михайлович за короткое время «стал не тем»; теперь Наталья Дмитриевна направляет каждое его движение и хвалит теми же словами, что позднее Молчалин — шпиц: «Мой муж — прекрасный муж». для Чацкого Далее, Чацкий посреди своего пламенного монолога, обращенного сначала к Софье, оглядывается и видит, что Софья ушла, не послушав его, и вообще «все кружатся в вальсе с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». И, наконец, особенно остро ощущается одиночество главного героя, когда Репетилов начинает навязываться ему как друг, заводя «разумный разговор… о водевиле». Сама возможность слов Репетилова о Чацком: «Мы с ним… у нас… вкусы одинаковые» и снисходительной оценки: «он не глуп» — показывает, как далек Чацкий от этого общества, если у него уже никого нет говорить, кроме восторженного болтуна Репетилова, которого он просто терпеть не может.

Настойчиво повторяется и мотив глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы не слышать крамольных речей Чацкого; всякий уважаемый князь Тугоуховский ничего не слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабка, сама совершенно глухая, ничего не слыша и все путая, назидательно говорит: «О! глухота есть великий порок». Чацкий и позже Репетилов никого и ничего не слышат, увлеченные своими монологами.
В «Горе от ума» нет ничего лишнего: ни одного лишнего персонажа, ни одной бессмысленной сцены, ни одной напрасной штрих.Все эпизодические лица введены автором с определенной целью.
