«Холодной ночью я на полевом просторе…» / «Холодной ночью я на полевом просторе…»
(1947, стихотворение)
1950
Платон Воронько «Песня старого ветерана» / «Песня ветерана»
(1950, стихотворение)
Янка Купала «Моя молитва («Мгновением каждым, минутой любою. ..»)» / «Мая малітва («Ва ўсяку мінуту, ва ўсякай патрэбе…»)»
(1950, стихотворение)
Леся Украинка «…Так прожила зимой я долгой, долгой…» / «»…Так прожила я цілу довгу зиму…»»
[= «…Так прожила зимой я долгой…»; «…Так прожила зимой я долгой…»]
(1950, стихотворение)
Леся Украинка «Ой, как будто — не печалюсь, всё же я не рада…» / «»Ой, здається – не журюся…»»
[= «Ой, как будто — не печалюсь…»; «Ой, как будто не печалюсь, все же я не рада…»; «Ой, как будто не печалюсь…»; «Ой, как будто — не печалюсь…»]
(1950, стихотворение)
Леся Украинка «Ой, пойду я в бор дремучий в сумерки, под вечер…» / «»Ой піду я в бір темненький…»»
[= «Ой, пойду я в бор дремучий, где сосна сухая…»; «Ой, пойду я в бор дремучий…»]
(1950, стихотворение)
Леся Украинка «В пустыне» / «У пустині»
(1950, стихотворение)
Максим Танк «Окна старого дома» / «Шыбы старой камяніцы»
(1981, стихотворение)
Максим Танк «Поле» / «Поле»
(1981, стихотворение)
Максим Танк «Разлив» / «Разлив»
(1981, стихотворение)
Максим Танк «Реабилитация камня» / «Реабилитация камня»
(1981, стихотворение)
Максим Танк «Стол» / «Стол»
(1981, стихотворение)
Максим Танк «Товарищу» / «Товарищу»
(1981, стихотворение)
Максим Танк «Чтоб дойти до сказки» / «Чтоб дойти до сказки»
(1981, стихотворение)
1982
Максим Рыльский «Комната Ленина в Праге» / «Кімната Леніна у Празі»
(1982, стихотворение)
Нашло древнерусское настроение.
..Поэтому — Плач Ярославны в трех переводах 🙂Перевод Н. Заболоцкого (1938-1946)
Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землей Плачет, из Путивля долетая, Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой, По Дунаю-речке полечу И рукав с бобровою опушкой, Наклонясь, в Каяле омочу. Улетят, развеются туманы, Приоткроет очи Игорь-князь, И утру кровавые я раны, Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь, Что клубишь туманы у реки, Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки? Чем тебе не любо на просторе Высоко под облаком летать, Корабли лелеять в синем море, За кормою волны колыхать? Ты же, стрелы вражеские сея, Только смертью веешь с высоты. Ах, зачем, зачем мое веселье В ковылях навек развеял ты?»
На заре в Путивле причитая, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы В землях половецких ты пробил, Святослава в дальние просторы До полков Кобяковых носил. Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне, Чтоб забыла слезы я отныне, Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою Каждому приветно и тепло. Что ж ты войско князя удалое Жаркими лучами обожгло? И зачем в пустыне ты безводной Под ударом грозных половчан Жаждою стянуло лук походный, Горем переполнило колчан?»
Перевод (стихотворный пересказ) Н. Рыленкова
На заре, на зорьке рано-рано, Со своей тоской наедине, Плачет, причитает Ярославна На Путивльской городской стене: — Я взовьюсь кукушкой бесприютной, На Дунай далекий полечу, Где-нибудь в Каяль-реке попутной Свой рукав борбовый омочу.
Наяву ль, во сне ли в час туманный, В той ковыль-траве, в степном дыму, Оботру запекшиеся раны Милу другу, князю моему…
Так за всех, кто из чужого края Милых ждет, вздыхая в тишине, Плачет Ярославна, причитая На Путивльской городской стене. — Ветер, ветер, почему, могучий, Ты забыл старинное родство, Вражьих стрел зачем ты мечешь тучи На дружину князя моего!
Мало, что ль, за облаками мчаться, Гнать по синю морю корабли. Для чего ж мое ты отнял счастье, Разметал в глухой степной дали?
Так, горючих слез не утирая, В ранней рани далеко слышна, Плачет Ярославна горевая, Причитает на стене одна.
— Солнце, дважды светлое и трижды, Тает мгла перед тобой, как дым, Всем тепло отрадное даришь ты, Что же с милым сделало моим?
Ты жарой полки его спалило, Половецкой рати помогло, Луки храбрых русичей скрутило, Заперло колчаны, как назло.
Так, вплетая голос в шум дубравный, В камышиный шелест над рекой, Плачет, причитает Ярославна На стене Путивльской городской.
— Днепр Славутич! Горных кряжей камень Ты пробил и в степи путь открыл, Святослава с верными полками На полки Кобяковы носил.
Так неужто ты, родной, допустишь, Чтоб текли мои в печали дни. Успокой мне сердце, Днепр Словутич, Сохрани мне друга и верни…
Т.Г. Шевченко. Плач Ярославни
В Путивлі-граді вранці-рано Співає, плаче Ярославна, Як та зозуленька кує, Словами жалю додає. «Полечу,— каже,— зигзицею , Тією чайкою-вдовицею, Та понад Доном полечу, Рукав бобровий омочу В ріці Каялі. І на тілі, На княжім білім, помарнілім, Омию кров суху, отру Глибокії, тяжкії рани…»
І квилить, плаче Ярославна В Путивлі рано на валу: «Вітрило-вітре мій єдиний, Легкий, крилатий господине! Нащо на дужому крилі На вої любії мої, На князя, ладо моє миле, Ти ханові метаєш стріли? Не мало неба, і землі, І моря синього. На морі Гойдай насади-кораблі. А ти, прелютий… Горе! Горе! Моє веселіє украв, В степу на тирсі розібгав».
Сумує, квилить, плаче рано В Путивлі-граді Ярославна. І каже: «Дужий і старий, Широкий Дніпре, не малий! Пробив єси високі скали, Текучи в землю половчана, Носив єси на байдаках На половчан, на Кобяка Дружину тую Святославлю!. . О мій Словутицю преславний! Моє ти ладо принеси, Щоб я постіль весела-слала, У море сліз не посилала,— Сльозами моря не долить».
І плаче, плаче Ярославна В Путивлі на валу на брамі, Святеє сонечко зійшло. І каже: «Сонце пресвятеє На землю радість принесло І людям, і землі, моєї Туги-нудьги не розвело. Святий, огненний господине! Спалив єси луги, степи, Спалив і князя, і дружину, Спали мене на самоті! Або не грій і не світи. Загинув ладо… Я загину!»
1860 4 іюня, СПБ Poezia.org — поэзия и авторская песня Украины http://poezia.org
Tags: история, литература, переводы, стихи
Голоса русской оперы EMI CLASSICS 9280342 [RB]: Обзоры классической музыки
Некоторые позиции рассмотреть
Текущий
отзывы
до 2023 отзывы
оплачено реклама
Все
Забытые отчеты Отзывы
ТРУБАДИСК
Все
Обзоры трубадисков
FOGHORN Classics
Brahms
Струнные квартеты
Все
Foghorn Отзывы
Все
Обзоры HDTT
Песни для
Арфа из Старый и Новый Свет
все
Нимбус отзывы
все
тюдор отзывы
Следите за нами в Твиттере
Редакционная коллегия MusicWeb International Редактор-основатель Роб Барнетт Главный редактор Джон Куинн Ответственный редактор Ральф Мур Веб-мастер Дэвид Баркер Почтмейстер Джонатан Вулф Основатель MusicWeb Лен Малленджер
ОБЗОР
Обычная
текст для смартфонов и принтеров
Поддержка
нас финансово, купив этот диск у
Голоса русской оперы CD 1: Глинка, Даргомыжский, Бородин CD 2: Бородин, Мусоргский CD 3: Мусоргский, Чайковский CD 4: Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович CD 5: Певцы Императорской России: Глинка, Серов, Рубинштейн, Кюи, Направник, Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов рек. 1901-2005, ДОБАВИТЬ/ДДД полный трек-лист в конце рецензии EMI CLASSICS 9280342 [5 компакт-дисков: 381:14]
Ветераны-коллекционеры, любители канареек или любители граммофонов узнают о замечательной серии коробок со старинными записями Pearl Singers of the Russian Imperial Опера . Обидно, что их нельзя переиздать… или можно? Возможно, Пристин могла бы встретиться с Перл, которая, к сожалению, бездействует в эти дни. Эти богатые имперские архивы были перепаханы также, в несколько более скромной степени, EMI Classics для линейки LP из 9 пластинок.0145 Запись пения . Это богатая жила, и наверняка ее снова будут добывать.
Настоящий набор не является расширенной историей Российской Императорской оперы; не в смысле жемчуга. Что у нас есть, так это один диск (CD5) с легкими семплами из удивительно амбициозного проекта Gaisberg. Они были зарегистрированы в России в 1901-1914 гг. На остальных четырех дисках в основном используются записи полных опер, сделанные EMI и ее сателлитами в период с 1921 по 2005 год. 20-е и 1930-е годы, ничего из 1940-х и значительный приток из каждого десятилетия, начиная с 1950-х годов. Хорошо используется также ряд сольных дисков: Попп в Мюнхене (1987) с Солтесом, Гедда также в Мюнхене с Белградским оркестром под управлением Гики Здравковича (1969) и Вишневская в Лондоне с ЛПО под управлением ее мужа в Kingsway. Холл (1976). Качество записи неизбежно меняется, а иногда довольно сильно, хотя у меня сложилось впечатление, что были приложены значительные усилия для того, чтобы самый старый материал звучал настолько хорошо, насколько это возможно с учетом используемой технологии.
Название набора тщательно выбрано, и вам следует помнить об этом, прежде чем формулировать какие-либо взгляды на то, что предлагается. Это певцы русской оперы. Певцы не все русские; даже не то, что мы могли бы условно назвать «Восточным блоком». Таким образом, у нас есть треки от Stich-Randall, Popp, Villazon, Lemalu, Gedda, Talvela, Haugland, Lear, Finnila и Tear. Среди «русских» мы находим Шаляпина, Вижневскую, Архипову, Петкова, Смирнова, Мокренко, Христова, Узунова и Бугаринович; ни Атлантов, ни Райзен, ни Иванов.
Принятая схема упорядочивает первые четыре диска по композиторам — в основном опера с небольшим количеством песен. Таким образом, мы получаем все фрагменты Глинки — здесь от Стича-Рэндалла, Гедды, Бугариновича, Кристоффа и Шаляпина — затем CD 1 переходит к Даргомыжскому и так далее по следующим трем дискам. Комплексы Бородина и Мусоргского охватывают каждый два диска.
Глинка Стич-Рэндалла напоминает Нетанию Даврат. Она настоящий соловей Доницетти. На самом деле Глинка что-то вроде бельканто вылазка но с черточкой или десяткой славянской драмы. После шести отрывков и четырех певцов из Жизнь за царя , в такт Шаляпину с его сумбуром 1931 Рондо Фарлафа из «другой» оперы Глинки, Руслан и Людмила .
Остаемся в милостивой хватке Шаляпина на пару отрывков из «Русалки » Даргомыжского . Эти треки гораздо более театральны и живо «русские».
Затем мы переходим от начала 1930-х годов одним квантовым скачком к 1950 году и к князю Игорю . Речь идет о потрясающе четкой записи Кристоффа в арии Галицкого . Следующие три трека взяты из набора Ежи Семкова 1966 года, сделанного в Софии. Пышная ария Кончаковны от Пеньковой – устойчивая как скала и вопреки всем этим вибрато-колебательным ожиданиям. CD 1 заканчивается волокнисто-тростниковым Тодором Тодоровым в Ария Владимира .
CD 2 продолжает отрывки Бородина суровой, хотя и немного неинтересной арией князя Игоря в исполнении баритона Константина Чекерлийского. У Кристоффа есть множество цветов в его голосе и исполнении в арии Хана Кончака , показывающей, почему мы помним его имя. Сопрано, пронзительно-пронзительное, богатое вибрато, Юлия Винер ведет нас через навязчивый Плач Ярославны , который знаменует собой конец Бородина и Князя Игоря 9последовательность 0146.
Далее: партии Мусоргского — в основном из Борис Годунов : 19 треков на самом деле. Выдающимся здесь является Жака Марса, звучащий по-фински О вы, верные , предполагающий беглеца из Куллерво Сибелиуса. Запишите это имя. Он произвел на меня большее впечатление, чем его басовые собратья Мроз и довольно унылый Талвела. Хоугланд впечатляет тем, как Семков играет со своим оркестром в сверхъестественном В городе Казань 9.0146 . Захватывающая дух песня Лидии Романовой «Песня комара » обладает необходимой атмосферой. «Часовая сцена » Шаляпина — классный номер в этой труппе — полный цвета и характера; Эвелин Лир также в Арии Марины . Зареска и Борг — сильный дуэт в дуэте Марина-Рангони из набора Добровен 1962 года. Пуччинианская постановка Дмитрия Узунова из Ария Дмитрия — восхитительное открытие, в котором Клюйтенс отдает все свои силы в дрожащем напряженном оркестровом сопровождении. Открытие — по крайней мере для меня.
След Мусоргского/ Годунов продолжается на CD 3 с грубыми носовыми железными опилками Хиольского Слушайте бояре благородные . Это еще один беженец из Польши Семков Борис 1976 года. Затем мы возвращаемся в 1962 год, когда Клейтенс дирижирует плавным тенором Кирилла Дульгерова в Песня простака . Затем снова 1976 Семков с слегка просительным Паулосом Раптисом Поток поток О горькие слезы . Мы заканчиваем Последовательность Бориса с Прощание и смерть Бориса из Кристофф-Клютенс 1962 года. Смерть сделана захватывающе — звонко и мрачно.
Остаемся у Мусоргского на Фельдмаршал с Вишневской и ЛПО под управлением Ростроповича в 1976 году. Ее сопрано все амбра и патока. Оркестровка принадлежит Шостаковичу.
Gedda’s Зачем плакать и оплакивать взят из акта II Сорочинская ярмарка . Саксофон Белградского Фила поет предисловие к сладкой серенаде Гедды. Это прекрасный трек, и чередование с саксофоном усиливает эффект. Время открытия еще раз.
Кристофф возвращается с еще одним очень глубоким basso cantante ‘plum’, на этот раз из Хованщина Act V. Запись 1950 года (Philharmonia/Dobrowen) противоречит ее 60-летнему происхождению.
Остальные треки на компакт-диске 3 представляют собой отрывки Чайковского. Ни в одном из них не участвуют российские войска: Мюнхен, Новая Зеландия, Белград и Лондон. Поппа можно услышать отчетливо, как звоночек, в косноязычной Сцене письма Татьяны . Ария Ленского 2005 года Вилласона и Ария Гремина Гремина 2004 года 2004 года одинаково прямолинейны, эмоциональны, прозрачны и томительно лиричны. Гедда в 1969 году показывает немного больше зернистости в голосе, чем в 19.57 ( cf CD 1), но он мудро использовал свои дары. В двух ариях Пиковой дамы , которые он записал в Мюнхене в 1969 году, есть многое, что может тронуть слушателя. Между ними мы приветствуем возвращение Лючии Попп, на этот раз в Уже близко к полуночи уже которая об этом гудящее ожидание ночного рейда. Вишневская машет компакт-диском 3 в конце с быстрым темпом и бодростью Песня Леля — более языкообразная, пламенная, в великой традиции Нины Кошец.
CD 4 преклоняется перед Римским-Корсаковым. Солнце садится низко Балконная серенада из народной оперы Майская ночь . Гедда отправляет его в безупречном стиле. О ты, темное маленькое дерево видит, как Гедда исследует более глубокие бардовские пределы своего диапазона. Вишневская Колыбельная Морской Царевны из Садко сладострастно поется, не нарушая произношения, и полностью соответствует сверхъестественным фантазиям Садко . Далее из той же оперы мы слышим Шаляпина в Песня гостя викинга . Это суровая бардовская пьеса, в которой Шаляпин звучит необъяснимо водянисто, когда его призывают держать ноту. Шаляпин был записан в 1927 году, и мы отступаем на три года назад, чтобы услышать благородного наполовину интонирующего, наполовину серенаду Дмитрия Смирнова в Nature Sacred Sweet ( Снегурочка , действие II). Звук мало чем скрывает свои девяносто лет. Вернуться к Вишневской для Сцена с Марфой и Ария из Царская невеста Акт II. Она воздушная и ясная, но в то же время виртуозно владеет характером и сюжетом. Ее чистый высокий регистр запоминается — попробуйте tr. 6, 1:20. Кристофф снова появляется для медленно интонируемого 19.52 Ария князя Юрия из акта III Невидимый град Китеж . Здесь он одновременно и бардовский криворукий, и романтик, поющий серенады.
В первом из двух треков оперы Рахманинова Алеко Гедда угощает нас податливым и обожающим Романсом о молодом цыгане . Шаляпина можно услышать в записи 1929 года Арии Алеко , пронизанной тьмой и принятием судьбы.
Прощание Чайковского и Града Прокофьева с плавно-мелодичной песней Поппа «На что они имеют право » из сцены 3 «Войны и мира» . Два отрывка из Иван Грозный дают нам яркую Песня о бобре от Ирины Архиповой — любимой певицы в моей книге, учитывая ее страстность и непостоянство. Мокренко неотразим в прорывной народной ритмике Песня Федора Басманова — ржание свистит на первый план. Он перекликается с более брутальными ритмическими страницами из 9-й книги Орфа.0145 Кармина Бурана . Кинетическая дикая штука.
Завершают пластинку семь композиций из оперы Шостаковича Леди Макбет Мценского уезда . Все они взяты с сессий Ростроповича в 1978 году на Abbey Road. Вишневская дымит и пылает своим обычным славным пылом. Другие голоса, встречающиеся здесь, — это могильный Петков, проворный и гнусавый Слеза, совершенно отчетливый даже на такой скорости, маслянистый Хаугланд с его баритональным басом, более светлый Финнила и интроспективно смирившийся Александр Мальта.
Последний компакт-диск до отказа набит 23 треками, семплирующими великие и ныне почти забытые имена дореволюционной Российской Императорской Оперы (1901-1914). Слушание может быть испытанием для некоторых нежных душ, но они настойчивы, поскольку от этого путешествия во времени можно отнять гораздо больше, чем просто увлечение. Мария Михайлова — соловей в стиле Доницетти в Я смотрю на голые поля — первый из четырех отрывков из оперы Глинки, указывающий на долг композитора Бельканто . Касторский несколько переигрывает мрачность, но сопрано Марианна Черкасская в О мой Ратмир напоминает нам, что Чайковский в своем Онегине был в долгу перед Глинкой. Наталья Южина, исполняющая редкую арию Серова, напротив, подает пример жизненной силы, впоследствии перенятой и еще более воспламененной Вишневской. Лабинский у Рубинштейна трагически скорбен. Нина Кошец, сделавшая культовые записи избранных трелей из песен Рахманинова, прекраснейших для В тишине ночи из романа Рубинштейна Демон . Баритон, Николай Шевелев очень сладкозвучно качается в Эпиталамиум из оперы Рубинштейна Нерон. Голос Дмитрия Смирнова в треке «Направник» звучит привлекательно, что выгодно отличается от голоса баритона Ивана Гризунова в отрывке из Кюи. Николай Фигнер, хотя и в сопровождении только фортепиано в отрывке из оперы Чайковского , Опричник также излучает характер и красочное воображение, и в еще большей степени пуччинский Дмитрий Смирнов и столь же прямой и увлекательный Леонид Собинов. Выразительно лучезарная Вера Петрова-Званцева звучит в Прощание с лесами из Орлеанская дева . В не менее хорошем грубом и неровном звучании мы сталкиваемся с властной Медеей Мей-Фигнер в Полночь из Пиковая дама — приятно иметь и слушать. Стойкий бас Лев Сибиряков записан в 1910 году в «Господи, если обидеться » из «Иоланта ».
Антонина Нежданова — имя из ранних оперных декораций «Мелодии» — так же знакома, как имена Собинова, Сибирякова и Смирнова. В Сбор ягод ( Снегурочка ) она звучит как смесь трели бельканто Марии Михайловой и летучей химии Вишневской. У нее также есть моменты, когда она, кажется, предвосхищает Нетанию Даврат, которая также записала основные моменты русской оперы для Vanguard. Жалко быстро тикающий и обезображивающий щелчок в правом канале ее Гимна Солнцу (тр. 22) и у Собинова Цветы цвели из Гречанинова Добрыня Никитич . Лидия Липковска не произвела на меня большого впечатления в своем отрывке Иоланта (тр. 17), но, безусловно, восстанавливает баланс в пронзительном Как это больно из Снегурочки Римского . Современное звучание Леонид Собинов уверенно ведет нас через Радостный день уходит , также от Римского Снегурочка . Он певец, чья концентрация и самообладание впечатляют.
Претензий к этому набору по времени проигрывания каждого диска нет. Все доведено до предела или близко к нему.
Эссе Талли Поттера на четырех с половиной страницах ( Great Russian Voices ) попадает в самую точку, учитывая широту его предмета. В давно минувшие дни у нас также могли бы быть биографические портреты каждого из певцов. Это было бы особенно ценно в случае CD 5 с его полетом бабочки через архивы записей, созданные братьями Фредом и Уиллом Гайсбергами. Эти двое отправились в имперскую Россию, нагруженные звукозаписывающим оборудованием, и решили увековечить и продать записи великих певцов России. Мы в большом культурном долгу перед ними.
Я упоминал, что буклет не дает нам спетых слов, не говоря уже о переводах. Кроме того, нет никаких ссылок на какие-либо веб-страницы, чтобы компенсировать пропуски бумаги.
Набор достигает того, что написано на банке: русская опера галопом по архивам EMI. Вы должны с чего-то начать, и здесь есть много того, что само по себе удовлетворяет и информирует. Это также служит для того, чтобы стимулировать любопытство к тому, что еще связано с EMI и другими компаниями, которые сделали записи великих голосов — многие из которых в значительной степени неизвестны большинству слушателей — которые взялись за русскую оперу.
Этот набор унифицирован с другими коробками для компакт-дисков EMI из 5 серий: Voices of Italian Opera (4405092) и Voices of French Opera (9280462).
Это полезная и увлекательная коллекция, несмотря на ограничения, ограничивающие ее источники. Он также служит для открытия дверей и раскрытия редко слышимых голосов, а в некоторых случаях игнорированной музыки.
Роб Барнетт
Полный трек-лист КД 1 [73:32] 1 Cavatine et rondo d’Antonida: La Vie pour le Tsar — Acte I — Игорь Маркевич 2 Брат во тьме: Жизнь для царя — Акт VI — Хор Белградской оперы — Николай Гедда — Игорь Маркевич 3 Моя бедная лошадь сдохла: Жизнь для царя — Акт IV — Хор Белградской оперы — Мела Бугаринович — Игорь Маркевич 4 Они начинают догадываться об истине! (Сусанин): Жизнь за царя — Акт IV — Борис Христов — Игорь Маркевич 5 Не так давно дома (Сусанин): Жизнь за царя — Акт IV — Хор Белградской оперы — Борис Христов — Игорь Маркевич 6 Смерть Сусанина: Жизнь за царя — Акт IV — Хор Белградской оперы — Борис Христов — Игорь Маркевич 7 Акт 2: Уже час торжества моего (Рондо Фарлафа): Руслан и Людмила (1987 — Remaster) — Федор Шаляпин/Лондонский симфонический оркестр 8 Акт 1: Вы все девушки похожи (ария Миллера): Русалка — Федор Шаляпин/Георгий Поземковский/Лондонский симфонический оркестр 9 Акт 3: Доброе утро, зять (Безумие и смерть мельника): Русалка — Федор Шаляпин/Георгий Поземковский/LSO 10 Ария князя Галицкого (Акт 1): Я ненавижу тоскливую жизнь: Князь Игорь — Борис Христов/Philharmonia Orchestra/Issay Dobrowen 11 Ария Кончаковны — Ежи Семков/Хор и Оркестр 12 Ария Владимира (Князь Игорь, действие II) — Тодор Тодоров/Ежи Семков/Оркестр
CD 2 [78:22] 1 Ария князя Игоря (Князь Игорь, действие II) — Константин Чекерлиский/Ежи Семков 2 Ария Хана Кончака (Князь Игорь) — Борис Христов/Ежи Семков/Филармония 3 Плач Ярославны (Князь Игорь, действие IV) — Юлия Винер/Ежи Семков 4 Православныел ны умолим боярин! (Щелкалов): Борис Годунов, ПРОЛОГ — Сцена первая — Жак Марс 5 Сцена коронации — Мартти Талвела / Хор Польского радио Кракова / Ежи Семков 6 Повествование Пимена (Борис Годунов, действие I) — Симфонический оркестр Польского национального радио/Ежи Семков 7 Как в городе было в Казане (Варлаам): Борис Годунов, Сцена вторая — Ааге Хаугланд/Хор Краковской филармонии 8 Песня Комара: Борис Годунов — Акт II — Исай Добровен 9 Эх, мама мамушка (Федор/Медсестра): Борис Годунов АКТ 2 — Ана Алексиева/Мела Бугаринович 10 Достиг я высшей власти (Борис): Борис Годунов, ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ — Мартти Талвела/Краковская филармония 11 Попинка наш сидит с мамками в светлице (Федор/Борис): Борис Годунов, ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ — Мартти Тальвела/Вера Баневич/Краковская филармония 12 В Ульгличском соборе — Богдан Папроцкий/Симфонический оркестр Польского радио 13 Акт 2: Ах! Я задыхаюсь (Сцена с часами): Борис Годунов — Федор Шаляпин / Лондонский симфонический оркестр 14 Ария Марины (Борис Годунов, действие III) — Эвелин Лир 15 Марина Рангони Дуэт: Борис Годунов — Акт III — Ким Борг — Иссей Добровен 16 V pólnoch . .. v sadú … u fontána (Дмитрий): Борис Годунов, сцена вторая — Димитр Узунов 17 Иезуит лукавы крепко жал: Борис Годунов, Акт II — Сцена 2 — Николай Гедда/Белградский филармонический оркестр/Гика 18 Свидетельства Шуйского: Борис Годунов — Акт IV — Андре Белецкий — Choeurs Russes de Paris
КД 3 [75:11] 1 Сановитые бояре! (Щелкалов): Борис Годунов, картина вторая — Анджей Хиольский / Краковский филармонический хор 2 Слава царевичу, Богу спасенному (Варлаам/Миссайл/Бродяги/Дмитрий/Хрущев/Лавицкий/Черниковский) Борис Годунов — Борис Христов/Жак Марс/Дмитрий Узунов 3 Лейте, лейте слезы горкие (Простак): Борис Годунов, картина третья! — Паулос Раптис/Хор Краковской филармонии 4 Прощай, мой сын, умираю! (Борис): Борис Годунов, сцена вторая — Борис Христов 5 Звон! Погребальный звон! (Борис/Народ/Федор/Хор/Бояре): Борис Годунов, картина вторая — Борис Христов/Ана Алексиева/Милен Паунов 6 Фельдмаршал (Vivo — alla guerra): Песни и пляски смерти (орк. Шостакович) — Галина Вишневская/Лондонский филармонический оркестр 7 Зачем ты, сердце, рысаешь и стоунешь? (Грицко, действие 1) (Der jahrmarkt von Sorotschinski: Mein Herz, mein armes Herz) — Николай Гедда / Белградский филармонический оркестр / Gika 8 Ария Досифея: ‘Здесь, на этом месте’ (Акт 5): Хованщина — Борис Христов/Оркестр Филармонии/Добровень 9 Pooskai pogibnoo ya (сцена с письмом Татьяны) (Акт 1): Евгений Онегин — Лючия Попп/Münchner Rundfunkorchester/Stefan Soltesz 10 Куда….Куда….: Евгений Онегин — Роландо Виллазон/Münchner Rundfunkorchester 11 Ария князя Гремина — «Любви фсе возрасти покорни» (Князь Гремин): Евгений Онегин, действие III — Джонатан Лемалу / Симфонический оркестр Новой Зеландии 12 Prosti, прекрасное создание (Hermann, Act 1) (Pique Dame: Verzeihe mir, du himmlisch Wesen) (1996 Digital Remaster): Николай Гедда/Белградский филармонический оркестр/Gika 13 Уж полночь близится (Уже близко к полуночи) (Акт 3): Пиковая Дама (Пиковая дама) — Лючия Попп/Münchner Rundfunkorchester/Стефан Солтес 14 Что наша жизнь? Игра! (Hermann, Act 3) (Pique Dame: Das Leben gleicht dem Spiel) (Цифровой ремастер, 1996 г. ): Пиковая да — Николай Гедда / Белградский филармонический оркестр / Gika 15 Первая песня Леля: Снегурочка — Случайная музыка, соч. 12 (цифровой ремастер 1995 г.) — Галина Вишневская / Лондонский филармонический оркестр
КД 4 [76:22] 1 Солнышко низко (Левко, Акт 1) (Mainacht: Sonne schon sinket) (1996 Digital Remaster): Майская ночь — Николай Гедда/Белградский филармонический оркестр/Гика 2 Ой ты, томная дубравушка! (Sadko, Tableau II) (Sadko: Ach, du dunkler, schattenreicher Wald) (цифровой ремастер 1996 г.) — Николай Гедда / Белградский филармонический оркестр / Gika 3-4 Колыбельная морской царевны: Сон шел по реке (Berceuse): Садко (1995 Digital Remaster) — Галина Вишневская / Лондонский филармонический оркестр 5 Каватина царя Берендея (Снегурочка, действие II) — Дмитрий Смирнов 6 Сцена и ария Марфы: В Новгороде: Царская невеста — Галина Вишневская/Лондонский филармонический оркестр 7 Ария князя Юрия: «О напрасная иллюзия славы и величия» (Акт 3): Легенда о невидимом граде Китеже — Борис Христов/Оркестр Филармонии 8 Durch die Ebenen — Romanze des jungen Zigeuners aus «Aleko» [Романс молодого цыгана] (2013 — Remaster) — Николай Гедда 9 Акт 2: Луна высоко в небе (каватина Алеко): Алеко — Федор Шаляпин/Оркестр/Лоуренс Коллингвуд 10 Какое доказательство они имйейет (Какое право они имеют?) (Сцена 3): Война и мир (Война и мир) — Лючия Попп/Стефан Солтес 11 №19. Песня про бобра (Andante assai): Иван Грозный соч. 116 — Ирина Архипова/Анатолий Мокренко/Борис Моргунов 12 No.23: Песня Федора Басманова (Allegro moderato): Иван Грозный, соч. 116 — Ирина Архипова/Анатолий Мокренко/Борис Моргунов 13 Ой, мне не хочется спать (Леди Макбет Мценского уезда, действие I) — Лондонский филармонический оркестр/Мстислав Ростропович 14 Вот что значит старость (Леди Макбет Мценского уезда, действие II) — Димитр Петков/Лондонский филармонический оркестр 15 Однажды моя подруга (Леди Макбет Мценск, действие III) — Роберт Тир/Лондонский филармонический оркестр 16 Полиция была сформирована (Леди Макбет Мценского уезда, действие III) — Оге Хоугланд/Мартин Хилл/Оливер Брум/ЛПО 17 В лесу, в самой чаще есть озеро (Катерина): Леди Макбет Мценского уезда, Акт IV, Картина 9- Мстислав Ростропович/Лондонский филармонический оркестр 18 Знаеш ли, Сонетка (Сергей, Сонетка): Леди Макбет Мценского уезда, Акт IV, Сцена 9 — Мстислав Ростропович/Лондонский филармонический оркестр 19 Мы бредем день за днем (Леди Макбет Мценского уезда, действие IV) — Александр Мальта/Хор Амброзианской оперы/Лондонский филармонический оркестр
КД 5 [77:47] 1 Гляжу на голые поля (Жизнь за царя, действие 1) — Мария Михайлова 2 Ах, не мне, бедняге (Жизнь за царя, действие IV) — Евгения Збруева/Оркестр 3 Правду угадывают (Жизнь за царя) — Владимир Касторский 4 Руслан и Людмила (Акт III) О мой Ратмир! — Марианна Черкасская 5 Я надену свое биссовое одеяние (Юдифь) — Наталья Южина 6 На мягком, быстротечном крыле желания (Демон) — Андрей Лабинский 7 В тишине ночи (Демон) — Нина Кошец 8 Проклятый мир (Демон) — Иоахим Тартаков 9 Эпиталамиум (Нерон) — Николай Шевелев 10 Ярко светило солнце (Кавказская пленница) — Иван Гризунов 11 Дай мне забвение (Дубровский) — Дмитрий Смирнов/Оркестр 12 Клянусь Богом и тобою (Опричник) — Николай Фигнер 13 В твоем доме (Евгений Онегин, действие II) — Дмитрий Смирнов 14 Ария Ленского («Евгений Онегин», действие II) — Леонид Собинов 15 Прощание с лесами («Орлеанская дева», действие I) — Вера Петрова-Званцева 16 Полночь (Пиковая дама, действие III) — Медея Мей-Фигнер 17 Почему я не знал этого раньше? (Иоланта, действие I) — Лидия Липковска 18 Господи, если обидеть (Иоланта) — Лев Сибиряков/Оркестр 19 Сбор ягод (Снегурочка, Пролог) — Антонина Нежданова 20 Как это больно (Снегурочка, действие I) — Лидия Липковская 21 Каватина царя Берендея (Снегурочка, действие III) — Леонид Собинов 22 Гимн солнцу («Золотой петушок», действие 2) — Антонина Нежданова/Оркестр 23 Цвета цвели (Добрыня Никитич) — Леонид Собинов/Оркестр
плач Ярославны | С русского на английский
Плач Ярославны
Пояснение: Пролог
Соборная площадь в Путивле
Князь Игорь готовится к посадке вышел в поход против половцев и их ханов, ранее напавших на русских земли. Народ поет хвалу ему и его сыну, другим вождям и войску (Припев: «Слава прекрасному Солнцу»). Солнечное затмение происходит ко всеобщему ужасу. Два солдата Скула и Ерошка дезертируют, уверенные, что Владимир Ярославич, князь Галицкий, предложит им работу по душе. Хотя Ярославна, жена Игоря, принимает затмение за дурное предзнаменование, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошел на войну. Он оставляет ее на попечение ее брата, князя Галицкого, который рассказывает о своей благодарности Игорю за то, что он приютил его после того, как отец и братья изгнали его из собственного дома. Народ поет великий хвалебный хор (Припев: «Слава множеству звезд»), когда войско отправляется в поход на половцев.
[править] Акт 1
Сцена 1: Суд Владимира Галицкого в Путивле
Соратники Галицкого поют ему хвалу. Скула и Ерошка сейчас работают гудокистами. Они развлекают последователей и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину и как она умоляла позволить ей вернуться к отцу, не опозорившись. Приходит князь и поет о том, как, будь он князем путивльским, весь день пил бы и пировал, суд творил, и всю ночь с девами хорошенькими был бы с собою (Песня Галицкого). Казна будет потрачена на себя и своих людей, пока его сестра будет молиться в монастыре. Группа молодых женщин умоляет принца вернуть их похищенного друга. Он угрожает им и прогоняет их, говоря, что она теперь живет в роскоши в его покоях и не должна работать. Принц возвращается в свои покои, послав за вином для своих последователей. Гудокисты и приближенные князя издеваются над женщинами. Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна узнает о том, что происходит, но затем понимают, что она будет беспомощна, когда все ее люди уйдут на войну. Они поют о том, что все пьяницы и поддерживают Галицкого. Мужчины решают пойти на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем путивльским, оставив только двух пьяных музыкантов.
Сцена 2: Комната во дворце Ярославны
Ярославна одна беспокоится о том, почему она не получает известий от Игоря и его спутников (Ариозо Ярославны). Она поет о своих слезливых ночах и кошмарах и вспоминает, как она была счастлива с Игорем рядом с ней. Медсестра приводит молодых женщин, которые рассказывают Ярославне о своем похищенном друге. Сначала они не хотят раскрывать виновного, но в конце концов называют имя Галицкого и рассказывают о том, как он и его пьяные последователи создают проблемы вокруг Путивля. Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна спрашивает его, правдива ли их история, и он издевается над ней, говоря, что она должна относиться к нему как к гостю в своем доме. Она угрожает ему тем, что Игорь сделает по возвращении, но Галицкий отвечает, что может захватить трон, когда захочет. Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил против их отца, но он отвечает, что только пошутил, и спрашивает, есть ли у нее любовник сейчас, когда ее муж в отъезде. Она угрожает ему отправить его обратно к отцу. Он отвечает, что вернет девушку, но потом возьмет другую и уходит. Прибывает совет бояр, чтобы сообщить Ярославне, что половцы под предводительством хана Гзака собираются напасть на Путивль. Войско Игоря разбито наголову, а сам он ранен и взят в плен вместе с сыном и братом. После минутного обморока Ярославна приказывает отправить гонцов к союзникам города, но бояре сообщают, что дороги перерезаны, некоторые города восстают, а их князья будут взяты в плен. Бояре говорят, что организуют оборону, но Галицкий возвращается со своими сторонниками, чтобы потребовать избрания нового князя. Его свита говорит, что это должен быть он, так как он брат Ярославны и шурин Игоря. Бояре отказываются. Спор прерывается видом пламени и звуками плача женщин. Некоторые из бояр бегут; одни присоединяются к битве, другие охраняют принцессу. Они называют нападение божьим судом.
[править] Акт 2
Вечер в половецком таборе
Половецкие девы поют, сравнивая любовь с цветком, который поникает в зной день и оживает ночью. Они танцуют вместе (Танец половецких девиц). Кончаковна присоединяется к пению в надежде, что вскоре сюда присоединится и ее возлюбленный (Каватина Кончаковны). Русские заключенные приходят с работы и выражают благодарность, когда их кормят. Их охранники уходят на ночь, оставляя во главе только Овлура, христианина. Кончаковна и девицы. Владимир, сын Игоря, поет о своей надежде, что его любовь скоро присоединится к нему теперь, когда день угасает (Каватина Владимира). Его любовь — Кончаковна. Она приходит, и они поют о своей любви и желании пожениться (Любовный дуэт). В то время как ее отец согласится на брак, они знают, что его не будет. Они расстаются, когда слышат приближение Игоря. Он поет о своем позоре и муках из-за того, что попал в плен вместе с мертвыми последователями (Ария князя Игоря). Он чувствует, что только его жена будет ему верна. Он надеется на шанс восстановить свою честь. Овлур призывает Ивана бежать, и князь соглашается подумать об этом. Хан Кончак спрашивает его, все ли в порядке (Ария Кончака), и тот отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что так как Игорь не просил пощады, то он не арестант, а почетный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает, что такое быть пленником. Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает больше не воевать с ним, но тот отказывается, говоря, что не может лгать. Кончак сожалеет, что они не рождены быть союзниками. Они бы тогда захватили всю Россию. Он вызывает половецких рабов, чтобы развлечь Ивана и себя, и предлагает Игорю их выбор. Пока холопы танцуют, половцы поют славу Кончака (Половецкие пляски). Эскиз костюма Константина Коровина для Кончаковны в спектакле «Князь Игорь» в Мариинском театре, 1909 Эскиз костюма Константина Коровина для Кончаковны в спектакле «Князь Игорь» в Мариинском театре, 1909
[править] Акт 3
Половецкий табор
Половецкое войско возвращается с триумфом, воспевая хвалу хану Гзаку (Половецкий поход). Кончак воспевает разгром Путивля и другие победы и уверенно предсказывает, что скоро они захватят всю Россию. Новые пленники подтверждают худшие опасения Игоря и его сына Владимира. Владимир и другие заключенные призывают Игоря бежать, но он сначала сопротивляется, воспевая свой позор и говоря, что долг других русских князей — спасти родину (только «Монолог Игоря», Мариинское издание). Теперь приходит Овлур, чтобы сказать, что он подготовил лошадей для Игоря и Владимира, и теперь Игорь соглашается бежать. Приходит огорченная Кончаковна, предлагая Владимиру проявить свою любовь, взяв ее с собой или оставшись. Игорь уговаривает сына приехать, но Владимир чувствует себя не в силах оставить Кончаковну, которая угрожает разбудить лагерь. В конце концов Игорь убегает один, и Кончаковна бьет тревогу. Она и ее отец отказываются позволить половцам убить Владимира. Вместо этого Кончак приказывает убить охранников и женит Владимира на своей дочери. Что касается Игоря, то Кончак больше думает о нем за его побег.
[править] Акт 4
Заря в Путивле
**** Ярославна плачет
***о ее побеге от Игоря и разгроме его войска, обвиняя в помощи врагу саму стихию (Плач Ярославны ). Крестьянки винят в опустошении не ветер, а хана Гзака. Когда Ярославна оглядывается, чтобы признать разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются Игорем и Овлуром.