Сюжет бедной лизы карамзина: Краткий сюжет повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (Бедная Лиза Карамзин)

Анализ повести «Бедная Лиза» Карамзина Н.М.

История создания

Николай Михайлович Карамзин — один из самых образованных людей своего времени. Он проповедовал передовые просветительские взгляды, широко пропагандировал западноевропейскую культуру в России. Личность писателя, многогранно одаренного в самых разных направлениях, сыграла значительную роль в культурной жизни России конца 18 — начала 19 веков. Карамзин много путешествовал, переводил, писал оригинальные художественные произведения, занимался издательской деятельностью. С его именем связано становление профессиональной литературной деятельности.    <

В 1789-1790 гг. Карамзин предпринял поездку за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию). По возвращении Н.М. Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), «Письма русского путешественника» (1791—92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям.

В 1890-е годы возрастает интерес писателя к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т.п. В 1803 году Карамзин начал работу над «Историей государства Российского», которая стала главным делом всей его жизни.

По воспоминаниям современников, в 1790-х годах писатель жил на даче у Бекетова под Симоновым монастырем. Окружающая обстановка сыграла определяющую роль в замысле повести «Бедная Лиза». Литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил исследователь В.Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».

«Бедная Лиза» — самая популярная и лучшая повесть принесла Карамзину, которому было тогда 25 лет, настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью.,

Род, жанр, творческий метод

В русской литературе XVIII в. широкое распространение получили многотомные классические романы. Карамзин впервые ввел жанр короткой новеллы — «чувствительной повести», которая пользовалась особенным успехом среди современников. Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза» принадлежит автору. Малый объем делает сюжет повести более четким и динамичным. Имя Карамзина неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм».

Сентиментализм — течение в европейской литературе и культуре второй половины XVII в., выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум. Сентименталисты основное внимание уделяли человеческим отношениям, противостоянию добра и зла.

В повести Карамзина жизнь героев изображается через призму сентиментальной идеализации. Образы повести приукрашены. Умерший отец Лизы, образцовый семьянин, потому, что он любит работу, пахал хорошо землю и был довольно зажиточным, его все любили. Мать Лизы, «чувствительная, добрая старушка», слабеет от непрестанных слез по своему мужу, ибо и крестьянки чувствовать умеют. Она трогательно любит свою дочь и с религиозным умилением любуется природой.

Само имя Лиза до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе XVII-XVIII вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (Lizette) был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой. Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа. Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы. При всей условности образа Лизы ее имя связано именно с характером, а не с амплуа героини. Установление зависимости между «внутренним» характером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

Тематика

В повести Карамзина обозначено несколько тем. Одна из них — обращение к крестьянской среде. Писатель изобразил в качестве главной героини крестьянскую девушку, сохранившую пагриархальные представления о нравственных ценностях.

Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. С образом Эраста неразрывно связан образ города, с «ужасной громадой домов» и сияющим «златом куполов». Образ Лизы сопряжен с жизнью прекрасной естественной природы. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Лизы говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

Автор в повести поднимает не только тему «маленького человека» и социального неравенства, но и такую тему, как рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье.

С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества. Сопоставление исторического и частного делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого впоследствии возникнет русский социально-психологический роман.

Идея

Повесть привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести — это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит — миг любви — прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.

«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности.

Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления.

В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Характер конфликта

В произведении Карамзина есть сложный конфликт. Прежде всего это конфликт социальный: пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика. Но, как известно, и «крестьянки любить умеют». Чувствительность —-высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятия друг к другу, даёт им миг счастья, а затем приводит Лизу к гибели (она «забывает душу свою» —- кончает с собой). Эраст тоже наказан за своё решение оставить Лизу и жениться на другой: он будет вечно корить себя её смертью.

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным».

И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини.

Основные герои

Лиза — главная героиня повести Карамзина. Писатель впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «…и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горячность приводят Лизу к гибели, но нравственно она оправдана.

Лиза на крестьянку не похожа. «Прекрасная телом и душой поселенка», «нежная и чувствительная Лиза», горячо любя своих родителей, не может забыть об отце, но скрывает свою печаль и слезы, чтобы не тревожить мать. Нежно заботится она о своей матери, достает ей лекарства, трудится день и ночь («ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве»). Автор уверен, что такие занятия вполне обеспечивают жизнь старушки и ее дочери. По его замыслу, Лиза совершенно незнакома с книгой, однако после встречи с Эрастом она мечтает о том, как хорошо было бы, если бы возлюбленный «рожден был простым крестьянином пастухом…» — эти слова совсем в духе Лизы.

По-книжному Лиза не только говорит, но и думает. Тем не менее, психология Лизы, впервые полюбившей девушки, раскрыта подробно и в естественной последовательности. Прежде чем кинуться в пруд, Лиза помнит о матери, она позаботилась о старушке, как могла, оставила ей деньги, но на этот раз мысль о ней была уже не в силах удержать Лизу от решительного шага. В итоге характер героини — идеализированный, но внутренне цельный.

Характер Эраста намного отличается от характера Лизы. Эраст обрисован в большем соответствии с воспитавшей его социальной средой, чем Лиза. Это «довольно богатый дворянин», офицер, который вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою. Наделенный «изрядным умом и добрым сердцем», будучи «добрым от природы, но слабым и ветреным», Эраст представлял новый тип героя в русской литературе. В нем впервые намечен тип разочарованного русского аристократа.

Эраст безрассудно влюбляется в Лизу, не думая о том, что она девушка не его круга. Однако герой не выдерживает испытания любовью.

До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя. В «Бедной Лизе» образ Эраста значительно сложнее того литературного типа, к которому принадлежит герой.

Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Эраст столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Эрастом. Он стоит наравне со своим героем — ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. Ведь именно автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Эраст: «…Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке…».

Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык «лишнего человека».

Сюжет, композиция

По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» — «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах». С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь. Чувственность — высшая ценность сентиментализма —: толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, — говорит Лиза Эрасту, — что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…» Эраст тоже восхищается своей «пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове. А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросается в пруд около Симонова монастыря.

Художественное своеобразие

Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя.

Автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать…», «читатель легко может вообразить себе…». Эти формулы обращения, подчеркивающие интимность эмоционального контакта между автором, героями и читателем, весьма напоминают приемы организации повествования в эпических жанрах русской поэзии. Карамзин, перенося эти формулы в повествовательную прозу, добился того, что проза приобрела проникновенное лирическое звучание и начала восприниматься так же эмоционально, как поэзия. Для повести «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кро-вию…», «слеза катится по лицу моему».

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сенти-менталистскую концепцию личности, ценной своими внесо-словными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

Карамзин первый стал писать гладко. В его прозе слова сплетались таким правильным, ритмическим образом, что у читателя оставалось впечатление риторической музыки. Гладкость в прозе — то же, что метр и рифма в поэзии.
Карамзин вводит в традицию деревенский литературный пейзаж.

Значение произведения

Карамзин положил начало огромному циклу литературы о «маленьких людях», открыл дорогу классикам русской литературы. Повестью «Богатая Лиза» по существу открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах. Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведениях А.С. Пушкина. Когда он писал «Барышню-крестьянку», то совершенно определенно ориентировался на «Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в «роман» со счастливым концом. В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает. В «Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Н. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жить, но жизнь ее полна грязи и унижений. Образ героини Карамзина продолжился и в произведениях других писателей.

Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Тут Карамзин, открывая галерею «лишних людей», стоит у истока еще одной мощной традиции — изображения умных бездельников, которым праздность помогает сохранить дистанцию между собой и государством. Благодаря благословенной лени лишние люди всегда в оппозиции. Служи они честно отечеству, у них бы не оставалось времени на совращение Лиз и остроумные отступления. К тому же, если народ всегда беден, то лишние люди всегда со средствами, даже если они промотались, как это случилось с Эрастом. У него в повести нет дел, кроме любви.

История создания повести бедная лиза карамзина. Анализ «Бедная Лиза» Карамзин

карамзин лиза повесть литература

Николай Михайлович Карамзин — один из самых образованных людей своего времени. Он проповедовал передовые просветительские взгляды, широко пропагандировал западноевропейскую культуру в России. Личность писателя, многогранно одаренного в самых разных направлениях, сыграла значительную роль в культурной жизни России конца 18 — начала 19 веков. Карамзин много путешествовал, переводил, писал оригинальные художественные произведения, занимался издательской деятельностью. С его именем связано становление профессиональной литературной деятельности.

В 1789-1790 гг. Карамзин выезжал за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию). По возвращении Н.М. Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), «Письма русского путешественника» (1791—92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает интерес писателя к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т.п.

По воспоминаниям современников, в 1790-х годах писатель жил на даче у Бекетова под Симоновым монастырем. Окружающая обстановка сыграла определяющую роль в замысле повести «Бедная Лиза». Литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как жизненно достоверный и реальный, а герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и впоследствии получивший название «Лизина пруда». Как точно заметил исследователь В.Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы: «Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».

«Бедная Лиза» двадцатипятилетнему Карамзину принесла настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью.

Лиза – главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», бедная молодая крестьянка из деревни под Москвой. Лиза рано осталась без отца, который был кормильцем семьи. После его смерти они с матерью быстро обеднели. Мать Лизы была доброй, чувствительной старушкой, но уже неспособной на работу. Поэтому Лиза бралась за любую работу и трудилась, не щадя себя. Она и холсты ткала, и чулки вязала, собирала ягоды и цветы, а затем продавала в городе. Основные черты характера Лизы – это чувствительность, наивность, непорочность и умение преданно любить. В людях она видит только хорошее, хотя мать ее предупреждала, что встречаются и «злые» люди, которые могут и обидеть.

Однажды, продавая цветы в Москве, она познакомилась с молодым богатым дворянином, который просил впредь продавать свою продукцию только ему. Мать Лизы такая новость обрадовала, ведь дочери не придется больше так часто ездить в город. Новоиспеченный знакомый Лизы по имени Эраст начинает часто навещать девушку и молодые люди влюбляются. Они часто встречаются и гуляют у пруда. Однако Эраст впоследствии предает Лизу. Сказав, что уходит на службу, он больше не возвращается к ней. Во время службы он много играл в карты и проиграл все состояние. В результате ему пришлось жениться на богатой вдове. Сердце Лизы не выдержало такой новости, и девушка утопилась в глубоком пруду.

После ее смерти к могиле девушки стали приходить и другие несчастные в любви девушки. Эраст до конца жизни был несчастен и считал себя виновным в смерти Лизы.

Карамзин не случайно отнёс действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый ещё Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюблённых пар, его переименовали в Лизин пруд.

Литературное направление

Карамзин – писатель-новатор. Он по праву считается основателем русского сентиментализма. Читатели приняли повесть восторженно, потому что общество давно жаждало чего-то подобного. Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, в основе которого было рациональное, утомило читателей поучениями. Сентиментализм (от слова чувства ) отражал мир чувств, сердечную жизнь. Появилось множество подражаний «Бедной Лизе», своеобразная массовая литература, которая была востребована читателями.

Жанр

«Бедная Лиза» — первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже изобрёл новое слово – чувствительность. Чувства Лизы ясны и понятны: она живёт своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает. Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.

Проблематика

Социальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.

Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.

Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.

Главные герои

Эраст — молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.

Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой — покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждёт бесчестье, если он не отправится на войну.

Мать Лизы – старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».

Сюжет и композиция

Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.

Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.

Стиль

В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.

Как и почему появилась «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина?
В конце 18 века в русской литературе намечаются заметные изменения – она становится доступнее для широкого круга лиц, благодаря упрощению языка и отказу от старославянского. В ней появляются более реалистичные, простые в слоге, но более близкие к душе человека произведения без назидательного, жестокого характера классицизма. В них можно было сопереживать всем героям, не боясь наткнуться на нравоучение или очевидный моральный урок. К таким работам можно отнести и «Бедную Лизу», автором которой был Николай Михайлович Карамзин.

Суть и публикация повести

«Бедная Лиза» относится к классическому сентиментализму. Это первое произведение такого характера в России. Н. М. Карамзин после написания, в 1792 году опубликовал его в одном из изданий «Московского Журнала». К слову он и был его редактором. Повесть имела такой ошеломляющий успех, что через четыре года, в 1976 году, ее выпустили отдельной книгой.
Сам сюжет повести довольно просто для современного искушенного зрителя – крестьянская девушка, дочь умершего зажиточного крестьянина, едва сводила концы с концами. Чтобы заработать хоть немного денег она продавала цветы и ягоды в городе. Она была наивна и чиста от злых помыслов как «дитя природы». В одном из своих походов она познакомилась с молодым дворянином Эрастом.
Мужчина был красив, умен и образован, поэтому Лиза в него влюбляется. Он тоже не обходит девушку стороной и между ними вспыхивает чистая и искренняя любовь, в порыве которой Эраст лишает главную героиню невинности. Впоследствии он проигрывает свое состояние в карты и, чтобы не потерять своего статуса, женится на богатой вдове. Лиза, желавшая только одного, быть вместе с любимым, даже если он будет пастухом, решает покончить жизнь самоубийством. На этом и заканчивается повесть – девушка топится в пруду, Эраст страдает от этого всю жизнь, а главный рассказчик, от лица которого читатель и узнает всю историю, тоскует по горькой судьбе чистой и доброй девушки.

Как идея «Бедной Лизы» пришла к Н.М. Карамзину

Идею этой повести Николай Михайлович не придумывает сам. Писатель частенько сталкивается с ней, путешествуя по Европе. Там литература начала активнее уходить от старых мотивов классицизма, приближаясь к нежности и чувственности сентиментализма. Многочисленные поездки Карамзина приводят его к выводу, что русскому читателю тоже будет не чужда история любви разных по сословию молодых людей.
При этом автор не оставляет иностранную историю в первозданном виде. С первых строк понятно, что главные герои русские и живут в Москве и около нее. Характер персонажей также является достаточно типичным. При этом в лучших традициях сентиментализма, все гротескно преувеличено – Лиза настолько чиста и наивна благодаря своему единению с природой, что в ее голове просто не могут возникнуть плохие мысли. В противовес влиянию сельской жизни Карамзин рисует город чудовищем, готовым поглотить невинные души, испортить и исковеркать их. Все это чувственно приближает сюжет и главных героев повести к читателю, заставляет им сопереживать.
Новым для русской литературы был и плохой конец произведения – рядовой читатель того времени привык, что в конце всегда побеждает добро. Смерть главной героини породила волну сочувствия, особенно среди слабого пола. Более того, образованные и чувственные женщины начали ей подражать.
Можно сделать вывод, что Н.М. Карамзин взял основной сюжет из европейских сентиментальных повестей. При этом он его во многом переработал, взяв по-настоящему русских персонажей и местные пейзажи. Все это сделало «Бедную Лизу» одной из самых популярных повестей своего времени.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» впервые была напечатана в июньском выпуске «Московского журнала» за 1792 г. Она положила начало не только оригинальной карамзинской прозе, но и всей русской классической литературе. До появления первых повестей и рассказов Пушкина и Гоголя «Бедная Лиза» оставалась самым совершенным художественным произведением.

Повесть имела огромную популярность у русских читателей. Гораздо позже критики будут упрекать автора в чрезмерной «сентиментальности» и «слащавости», забывая о том, в какую историческую эпоху жил Карамзин.

«Бедная Лиза» стала необходимым переходным этапом в формировании современного русского языка. Повесть разительно отличается от тяжеловесного стиля XVIII века и предвосхищает лучшие образцы золотого века русской литературы.

Смысл названия

«Бедная Лиза» — имя и одновременно образная характеристика главной героини. Определение «бедная» относится не только к материальному положению девушки, но и к ее несчастной судьбе.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическая любовь.

Лиза — обычная крестьянская девушка, которая после смерти отца вынуждена содержать себя и мать. Для ведения крестьянского хозяйства нужна мужская сила, поэтому пока Лиза не вышла замуж, она берется за любую посильную женскую работу: ткачество, вязание, сбор и продажа цветов и ягод. Старая мать бесконечно благодарна своей единственной кормилице и мечтает, чтобы бог послал ей хорошего человека.

Переломным моментом в жизни Лизы становится встреча с молодым дворянином Эрастом, который начинает оказывать ей знаки внимания. Для простой крестьянки изящный и воспитанный юноша представляется полубогом, разительно отличающимся от односельчан. Лиза все-таки не дурочка, она не позволяет новому знакомому ничего лишнего и предосудительного.

Эраст — ветреный и беспечный молодой человек. Ему уже давно приелись развлечения высшего общества. Лиза становится для него воплощением несбывшейся мечты о патриархальной любовной идиллии. Поначалу Эраст действительно не имеет в отношении девушки никаких низких мыслей. Он счастлив от невинных встреч с наивной крестьянкой. В силу своей беспечности Эраст даже не задумывается о будущем, о той непреодолимой пропасти, которая разделяет дворянина и простолюдинку.

Скромное поведение и уважительное отношение Эраста к Лизе покоряют мать девушки. Она относится к юноше, как к хорошему другу семьи, и даже не догадывается о возникшем между молодыми людьми романе, считая это невозможным.

Чисто платонические отношения между Лизой и Эрастом не могли длиться вечно. Поводом для физической близости стало желание матери выдать дочь замуж. Для влюбленных это было тяжелым ударом судьбы. Объятия, поцелуи и страстные клятвы в верности привели к тому, что Лиза потеряла невинность.

После случившегося характер отношений между влюбленными резко меняется. Для Лизы Эраст становится самым близким человеком, без которого она не представляет себе дальнейшей жизни. Дворянин же «спустился с небес на землю». Лиза утратила в его глазах прежнее волшебное очарование. Эраст стал относиться к ней, как к привычному источнику чувственного наслаждения. Он еще не готов резко оборвать отношения с Лизой, но начинает видеться с ней все реже и реже.

Дальнейший ход событий предугадать нетрудно. Эраст не обманывает Лизу в том, что отправляется на войну. Однако возвращается он довольно скоро и, забыв возлюбленную, находит богатую невесту, равную ему по социальному положению.

Лиза продолжает верить и ждать любимого человека. Случайная встреча с Эрастом, известие о его помолвке и скорой свадьбе, наконец, унизительное денежное подаяние за любовь наносят девушке огромную душевную травму. Не в силах пережить ее, Лиза совершает самоубийство.

Так заканчивается недолгий роман между дворянином и крестьянкой, который с самого начала был обречен на трагический финал.

Проблематика

Карамзин стал одним из первых писателей, поднявшим проблему любви между представителями разных сословий. В дальнейшем эта тема получила большое развитие в русской литературе.

Любовь, как известно, не знает границ. Однако в дореволюционной России такие границы существовали и строго охранялись законом и общественным мнением. Физическая связь дворянина с крестьянкой не возбранялась, но участь соблазненной женщины была незавидной. В лучшем случае она становилась содержанкой и могла надеяться только на усыновление барином совместно нажитых детей.

В начале любовного романа Эраст ведет себя просто глупо, мечтая о том, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою», возьмет ее к себе в деревню и т. д. В финале он забывает об обещаниях и поступает так, как велит ему дворянское происхождение.

Обманутая и обесчещенная Лиза предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь и позорную тайну.

Композиция

Повесть имеет четкую классическую структуру: экспозиция (авторское лирическое отступление, плавно переходящее в историю Лизы), завязка (встреча Лизы с Эрастом), кульминация (физическая близость между влюбленными) и развязка (предательство Эраста и самоубийство Лизы).

Чему учит автор

История Лизы вызывает огромную жалость к несчастной девушке. Главным виновником трагедии, безусловно, является беспечный Эраст, который должен был серьезно задуматься о последствиях своего любовного увлечения.

История создания повести Бедная Лиза Карамзина. Анализ «Бедной Лизы» Карамзин

карамзин лиза рассказ литература

Николай Михайлович Карамзин — один из образованнейших людей своего времени. Он проповедовал передовые просветительские взгляды, широко пропагандировал западноевропейскую культуру в России. Личность писателя, многогранно одаренная в различных областях, сыграла значительную роль в культурной жизни России конца 18 — начала 19 веков. Карамзин много путешествовал, переводил, писал оригинальные художественные произведения, занимался издательской деятельностью. С его именем связано становление профессиональной литературной деятельности.

В 1789-1790 гг. Карамзин ездил за границу (в Германию, Швейцарию, Францию, Англию). По возвращении Н. М. Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повести «Бедная Лиза» (1792), «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие Карамзина в число первых русских писателей. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку вне зависимости от сословия, его чувствам и переживаниям. В 1890-х годов усилился интерес писателя к истории России; знакомится с историческими трудами, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и др.

По воспоминаниям современников, в 1790-х годах писатель жил на даче у Бекетова близ Симонова монастыря. Окружение сыграло решающую роль в замысле повести «Бедная Лиза». Литературный сюжет повести воспринимался русским читателем как жизненный и реальный, а персонажи — как реальные люди. После выхода повести в моду вошли прогулки по окрестностям Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она устремлялась и впоследствии получила название «Лизин пруд». Как отмечает исследователь В.Н. Топоров, определяя место повести Карамзина в эволюционном ряду русской литературы: «Впервые в русской литературе художественная литература создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался сильнее, острее и убедительнее самой жизни».

«Бедная Лиза» двадцатипятилетнему Карамзину принесла настоящую известность. Молодой и ранее никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» была первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью.

Лиза — главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», бедная молодая крестьянка из подмосковной деревни. Лиза рано осталась без отца, который был кормильцем семьи. После его смерти он и его мать быстро обеднели. Мать Лизы была доброй, чуткой старухой, но уже неспособной к работе. Поэтому Лиза бралась за любую работу и работала, не жалея себя. Она плела холсты и вязала чулки, собирала ягоды и цветы, а потом продавала их в городе. Главные черты характера Лизы – чувствительность, наивность, чистота и умение преданно любить. Она видит в людях только хорошее, хотя мама предупреждала ее, что есть и «злые» люди, которые могут обидеть.

Однажды, продавая цветы в Москве, она встретила молодого богатого дворянина, который попросил впредь продавать ее продукцию только ему. Мать Лизы обрадовалась этой новости, ведь ее дочери больше не придется так часто ездить в город. Новый знакомый Лизы по имени Эраст начинает часто навещать девушку, и молодые люди влюбляются друг в друга. Они часто встречаются и гуляют у пруда. Однако впоследствии Эраст предает Лизу. Сказав, что уходит на службу, больше к ней не возвращается. Во время службы он много играл в карты и проиграл все свое состояние. В результате ему пришлось жениться на богатой вдове. Сердце Лизы не выдержало такой новости, и девушка утопилась в глубоком пруду.

После ее смерти на могилу девушки стали приходить другие девушки, несчастные в любви. Эраст был несчастен до конца жизни и считал себя виновным в смерти Лизы.

Карамзин не случайно отнес действие рассказа к окрестностям Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюбленных пар, его переименовали в Лизин пруд.

Литературное направление

Карамзин — писатель-новатор. Его по праву считают основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли рассказ с энтузиазмом, ведь общество давно жаждало чего-то подобного. Классическое течение, предшествовавшее сентиментализму, в основе которого лежал рационализм, утомляло читателей проповедями. Сентиментализм (от слова чувства ) отражал мир чувств, сердечную жизнь. Появилось множество подражаний «Бедной Лизе», своеобразной массовой литературе, которая была востребована читателями.

Жанр

«Бедная Лиза» — первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже придумал новое слово — чуткость. Чувства Лизы ясны и понятны: она живет своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста сложнее, он сам их не понимает. Сначала он хочет влюбиться просто и непринужденно, как он читал в романах, затем обнаруживает физическое влечение, разрушающее платоническую любовь.

Выпуски

Социальные: классовое неравенство влюбленных приводит не к хеппи-энду, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека вне зависимости от сословия.

Мораль: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «непреднамеренное зло», способное привести к трагедии.

Философский: самоуверенный ум попирает естественные чувства, о чем говорило французское Просвещение в начале XVIII века.

главные герои

Эраст — молодой дворянин. Его характер прописан во многих отношениях. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто безвольный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за свое счастье.

Лиза — крестьянская девушка. Ее образ не так подробно и противоречиво прописан, остается в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбивая, любящая дочь, целомудренная и простодушная. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой стороны, подчиняется Эрасту, который просит ее не рассказывать матери об их отношениях. В первую очередь Лиза думает не о себе, а о судьбе Эраста, который будет обесчещен, если не пойдет на войну.

Мать Лизы — пожилая женщина, живущая любовью к дочери и памятью о погибшем муже. Именно о ней, а не о Лизе, сказал Карамзин: «Любить умеют и бабы».

Сюжет и композиция

Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии персонажей, для сюжета важны и внешние события, приводящие героиню к гибели. Сюжет повести прост и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблен в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за классового неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты. Единственный способ улучшить положение — жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает в городе Эраста и думает, что он влюбился в другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встретила любимого. Эраст осознает свою вину и страдает до конца жизни.

Основные события истории происходят около трех месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале рассказа рассказчик сообщает, что события, описываемые озером, произошли 30 лет назад. В конце рассказа рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает о несчастной судьбе Эраста на могиле Лизы.

Стиль

В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос рассказчика. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современной языковой прозы, близкой к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и ее мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупать розовую воду. Целью Карамзина было показать равные для всех сословий чувства, которыми не всегда может управлять гордый ум.

Как и почему появилась «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина?
В конце XVIII века в русской литературе намечаются заметные изменения — она ​​становится более доступной широкому кругу лиц, благодаря упрощению языка и отказу от старославянского. В нем появляются более реалистические произведения, простые по стилю, но более близкие человеческой душе, без назидательного, жестокого характера классицизма. В них можно было сопереживать всем героям, не боясь наткнуться на мораль или очевидный нравственный урок. К таким произведениям относится «Бедная Лиза», автором которой был Николай Михайлович Карамзин.

Суть и публикация рассказа

«Бедная Лиза» относится к классическому сентиментализму. Это первая работа такого рода в России. Н. М. Карамзин после написания, в 1792 гг. опубликовал его в одном из номеров Московского журнала. Кстати, он был ее редактором. История имела такой ошеломляющий успех, что четыре года спустя, в 1976 г. года она вышла отдельной книгой.
Сам сюжет повести для современного искушенного зрителя достаточно прост – крестьянская девушка, дочь умершего зажиточного крестьянина, еле сводила концы с концами. Чтобы заработать хоть какие-то деньги, она торговала в городе цветами и ягодами. Она была наивна и чиста от злых помыслов, как «дитя природы». В одном из своих походов она познакомилась с молодым дворянином Эрастом.
Мужчина был красив, умен и образован, поэтому Лиза влюбляется в него. Он тоже не обходит стороной девушку, и между ними вспыхивает чистая и искренняя любовь, в порыве которой Эраст лишает главного героя невинности. Впоследствии он проигрывает свое состояние в карты и, чтобы не потерять свой статус, женится на богатой вдове. Лиза, желавшая только одного, быть с любимым, пусть даже и пастухом, решает покончить жизнь самоубийством. На этом повесть заканчивается – девушка тонет в пруду, Эраст страдает от этого всю жизнь, а главный рассказчик, от лица которого читатель узнает всю историю, тоскует по горькой судьбе чистой и доброй девушки.

Как идея «Бедной Лизы» пришла к Н.М. Карамзину

Сам Николай Михайлович не придумывает идею этого рассказа. Писатель часто сталкивается с ней, путешествуя по Европе. Там литература стала активно отходить от старых мотивов классицизма, приближаясь к нежности и чувственности сентиментализма. Многочисленные поездки Карамзина приводят его к выводу, что русскому читателю также не будет чужда история любви молодых людей разных сословий.
В то же время автор не оставляет зарубежную историю в ее первозданном виде. С первых строк понятно, что главные герои русские и живут в Москве и ее окрестностях. Характер персонажей также достаточно типичен. При этом в лучших традициях сентиментализма все гротескно преувеличено — Лиза настолько чиста и наивна благодаря своему единению с природой, что дурные мысли просто не могут возникнуть в ее голове. Вопреки влиянию сельской жизни Карамзин рисует город чудовищем, готовым поглотить невинные души, испортить и исказить их. Все это чувственно сближает сюжет и главных героев повести с читателем, заставляет сопереживать.
Новым для русской литературы был и плохой конец произведения — средний читатель того времени привык к тому, что в конце всегда побеждает добро. Смерть главного героя вызвала волну сочувствия, особенно у слабого пола. Более того, ей стали подражать образованные и чувственные женщины.
Можно сделать вывод, что Н.М. Карамзин взял основной сюжет из европейских сентиментальных рассказов. При этом он во многом переработал его, взяв истинно русские характеры и местные пейзажи. Все это сделало «Бедную Лизу» одним из самых популярных рассказов своего времени.

Рассказ Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» впервые напечатан в июньском номере «Московского журнала» за 1792 год. Он положил начало не только оригинальной карамзинской прозе, но и всей русской классической литературе. До появления первых романов и рассказов Пушкина и Гоголя «Бедная Лиза» оставалась совершеннейшим произведением искусства.

Повесть очень понравилась российским читателям. Гораздо позже критики будут упрекать автора в излишней «сентиментальности» и «слащавости», забывая об исторической эпохе, в которой жил Карамзин.

«Бедная Лиза» стала необходимым переходным этапом в становлении современного русского языка. Повесть разительно отличается от тяжеловесного стиля XVIII века и предвосхищает лучшие образцы золотого века русской литературы.

Значение имени

«Бедная Лиза» — имя и одновременно образная характеристика главной героини. Определение «бедная» относится не только к материальному положению девушки, но и к ее несчастливой судьбе.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — трагическая любовь.

Лиза — обычная крестьянская девушка, которая после смерти отца вынуждена содержать себя и мать. Для ведения крестьянского хозяйства нужна рабочая сила, поэтому, пока Лиза не выйдет замуж, она берется за любую посильную женскую работу: ткачество, вязание, сбор и продажу цветов и ягод. Старая мать бесконечно благодарна своей единственной няне и мечтает, чтобы Бог послал ей хорошего человека.

Переломным моментом в жизни Лизы становится встреча с молодым дворянином Эрастом, который начинает оказывать ей знаки внимания. Для простой крестьянки элегантный и воспитанный юноша кажется полубогом, разительно отличающимся от своих односельчан. Лиза ведь не дура, ничего лишнего и предосудительного новой знакомой не позволяет.

Эраст — ветреный и беспечный юноша. Ему давно надоели развлечения высшего общества. Лиза становится для него воплощением несбывшейся мечты о патриархальной любовной идиллии. Поначалу у Эраста действительно не было никаких низких мыслей о девушке. Он счастлив от невинных встреч с наивной крестьянкой. Из-за своей беспечности Эраст даже не думает о будущем, о той непреодолимой пропасти, которая разделяет дворянина и простолюдина.

Скромное поведение и уважительное отношение Эраста к Лизе покоряют мать девушки. Она относится к мальчику, как к хорошему другу семьи, и даже не догадывается о возникшем между молодыми людьми романе, считая его невозможным.

Чисто платонические отношения между Лизой и Эрастом не могли длиться вечно. Причиной физической близости было желание матери выдать дочь замуж. Для влюбленных это был тяжелый удар судьбы. Объятия, поцелуи и страстные клятвы верности привели к тому, что Лиза потеряла невинность.

После инцидента характер отношений между влюбленными резко меняется. Для Лизы Эраст становится самым близким человеком, без которого она не мыслит своей дальнейшей жизни. Дворянин «спустился с небес на землю». Лиза потеряла в его глазах былое волшебное очарование. Эраст стал относиться к ней как к привычному источнику чувственных наслаждений. Он еще не готов резко разорвать отношения с Лизой, но начинает видеться с ней все реже.

Нетрудно предсказать дальнейший ход событий. Эраст не обманывает Лизу, что идет на войну. Однако достаточно скоро он возвращается и, забыв возлюбленную, находит богатую невесту, равную ему по социальному положению.

Лиза продолжает верить и ждать своего любимого. Случайная встреча с Эрастом, известие о его помолвке и скорой свадьбе, наконец, унизительная денежная милостыня на любовь наносят девушке огромную душевную травму. Не в силах пережить ее, Лиза совершает самоубийство.

Так заканчивается короткий роман между дворянином и крестьянкой, с самого начала обреченный на трагический финал.

Выпуски

Карамзин одним из первых писателей поднял проблему любви между представителями разных сословий. В дальнейшем эта тема получила большое развитие в русской литературе.

Любовь, как известно, не знает границ. Однако в дореволюционной России такие границы существовали и строго охранялись законом и общественным мнением. Физическая связь дворянина с крестьянкой не возбранялась, но судьба соблазненной женщины была незавидна. В лучшем случае она становилась содержанкой и могла надеяться только на усыновление барином совместно нажитых детей.

В начале любовной истории Эраст ведет себя просто глупо, мечтая о том, что он будет «жить с Лизой как брат и сестра», заберет ее в свою деревню и т. д. В финале он забывает об обещаниях и делает то, что хочет говорит, что он дворянского происхождения.

Обманутая и обесчещенная, Лиза предпочитает умереть и унести с собой в могилу свою любовь и позорную тайну.

Композиция

Рассказ имеет четкую классическую структуру: завязка (авторское лирическое отступление, плавно переходящее в рассказ Лизы), сюжет (встреча Лизы с Эрастом), кульминация (физическая близость между влюбленными) и развязка (измена Эраста и самоубийство Лизы). ).

Чему учит автор

История Лизы вызывает огромную жалость к несчастной девушке. Главный виновник трагедии, конечно же, беспечный Эраст, которому следовало всерьез задуматься о последствиях своего любовного увлечения.

Образец текста контрольного номера Библиотеки Конгресса 2003102527


Библиографическая запись и ссылки на соответствующую информацию из каталога Библиотеки Конгресса

Образец текста, защищенный авторским правом, предоставлен издателем и используется с разрешения. Может быть неполным или содержать другую кодировку.

Из предисловия Эми Манделькер к Анне Карениной

Литературные фрагменты Пушкина, вдохновившие Толстого сесть и начать писать Анна Каренина — наброски к роману о прелюбодейке, от которой в конце концов отвержен возлюбленный и общество. Сюжет адюльтерной любви, история обреченной невозможной страсти распространен в западноевропейской литературе и обычно создает повествование, связывающее любовь и смерть. Действительно, в библиотеке Толстого была самая известная кульминация литературной традиции прелюбодейной любви и смерти XIX века — « мадам Бовари » Гюстава Флобера. Однако в русской литературной истории не было родной традиции, сравнимой с трубадорской любовной поэзией, культом куртуазной любви, идеей лжибестода или романами о адюльтерной страсти, завершающими поэтическую традицию. Несмотря на ранние сентиментальные прозаические рассказы о молодых девушках, топящихся из-за безответной любви, вроде «9» Николая Карамзина. 0023 Бедная Лиза , русская литература, сложившаяся в девятнадцатом веке, была склонна к переворачиванию и карикатуре европейских прозаических форм, а не прямому подражанию им. Действительно, в своей статье «Несколько слов о войне и мире» Толстой настаивал на том, что его произведение не является романом, заявляя с присущей ему национальной гордостью и чудачеством, что русские даже не умеют писать романов в европейском смысле этого слова.

Такое заявление о пренебрежении условной формой в искусстве могло бы показаться самонадеянным, если бы оно было преднамеренным и если бы этому не было прецедентов. Но история русской литературы со времен Пушкина не только дает множество примеров таких отступлений от европейских форм, но и не дает ни одного примера обратного. Из Гоголя Мертвые души к Достоевскому Мертвый дом , в новейший период русской литературы нет ни одного художественно-прозаического произведения, вообще возвышающегося над бездарностью, которое вполне укладывалось бы в форму романа, эпоса или повести ( Бейли, Толстой и Роман , стр. 64).

Весьма показательно поэтому, что, когда Толстой начал работу над «Анной Карениной» , он описал ее как «первый роман, за который я взялся».

Толстой охарактеризовал русскую литературу как устойчивую к европейским литературным формам и повествовательным траекториям, безусловно, уместно. Основополагающим произведением русской романистической традиции XIX века был роман Александра Пушкина в стихе 9.0023 Евгений Онегин . Идея романа в стихах сама по себе необычна, и экспериментальная форма Пушкина включает в себя изобретение нового стихотворного образца, онегинской строфы. Кроме того, он инсценирует нарративную инверсию лжи, удаляя свою любовную историю желания и тем самым устраняя топливо, которое поджигает западноевропейский роман. В случае классических европейских несчастных влюбленных, от Тристана и Изольды до Ромео и Джульетты, невозможность их союза порождает горячее желание, которое только усиливается в ответ на препятствия. Влюбленные ничего так не желают, как увековечить свою тоску друг по другу, тоску, которая выдает свое метафизическое измерение и превращается в смерть — смерть тела, которая высвобождает пылкий дух.

В самых ранних набросках «Анна Каренина» героиня названа в честь пушкинской героини Татьяны, наивной деревенской девушки, которая, пристрастившись к французским романам и увлеченная литературным изображением пагубной любви, проецирует романтический силуэт на одноименный роман. Главный герой Евгений. Он не только отказывается, довольно невежливо, сексуально изнасиловать и разорить героиню, но и, по-видимому, не имеет к этому никакого желания; вместо этого он обращает свои беспорядочные импульсы против своего друга-поэта Ленского, которого он устраняет на дуэли перед отъездом в Западную Европу. В отсутствие Онегина Татьяна просматривает стопки его личной библиотеки и обнаруживает, что ее возлюбленный — пустой плащ, простая пародия, «бумажная пуля мозга». Спустя годы, вернувшись в Россию, Евгений обнаруживает ту самую молодую девушку, которая когда-то занималась с ним любовью в лице светской дамы, жены военного вельможи. Но Татьяна потеряла влечение к Евгению в тот момент, когда он обнаруживает свое влечение к ней; отвергнутый, он бросается со страниц романа на поиски смерти.

Совершенно очевидно, что, берясь за часто используемый сюжет об адюльтерной любви в ответ на очерки Пушкина, Толстой намеревался подвергнуть сомнению этос любви и смерти, одухотворивший в трагедии любовные адюльтеры западноевропейской литературы. Сначала он рисует свою героиню сатирически: Она толста, вульгарна и очевидна; она грызет свое жемчужное ожерелье и открыто флиртует со своим любовником в лицо мужу. Но эти предзнаменования чрезмерной телесности исчезают в последних характеристиках 9.0023 Анна Каренина , чья грация, жизненная сила, материнское тепло и красота вместо этого медленно и мучительно угасают в неумолимом течении романа. Огрубеет ее возлюбленный: артистичный, чувствительный мужчина в ранних набросках, в окончательной версии он дилетант и плохой спортсмен, до смерти мчащийся на своей любимой скаковой лошади из-за собственной тучности и неуклюжести. Он становится телесным «куском бифштекса», который толстеет и теряет волосы и зубы. Точно так же муж, более симпатичный тип в первых версиях романа, становится физически гротескным в романе, когда мы его читаем, с его огромными ушами, заиканием и неприятной привычкой хрустеть костяшками пальцев.

Сатирические порывы обращены ко всем остальным персонажам романа: к весельчаку (брат Анны, Стива), к ханжеской религиозной лицемерке (графиня Лидия Ивановна), к светской кокетке (графиня Бетси Тверская), к карьеристке (Каренин). Героиня Анна защищена от широкого мазка социальной критики, но должна ли она быть изображена жертвой или участницей деструктивной социальной машины книги — вот вопрос, который ставит перед нами широко обсуждаемый вопрос.

Нравственные проступки прелюбодеяния и нарушения общественных приличий в понимании русского высшего общества XIX века едва ли могут быть подвергнуты порицанию нынешним читателем: Анна Каренина остается такой же сочувствующей и неотразимой, как любая литературная героиня. Такие писатели, как Д. Х. Лоуренс, приписывают Анне и ее возлюбленному роль сочувствующих мучеников, раздавленных колесами неумолимо условного и лицемерного общества; но Толстой должен был быть осужден за то, что он «положил руку на чашу весов», чтобы довести роман до моралистического завершения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *