Сын Марины Цветаевой Георгий Эфрон погиб, освобождая Беларусь
Отпрыск гения
Жора Эфрон прожил 19 лет и погиб смертью храбрых. «Мальчиков нужно баловать, — им, может быть, на войну придется», — пророчествовала Марина Цветаева, едва сыну исполнился… месяц.
Георгий Эфрон-младший родился в 1925 году в эмиграции, и отпрыска гения ждала короткая и очень драматичная судьба. Появился на свет в Чехии, детство и юность провел во Франции. В 14 лет впервые попал на свою историческую родину, в Москву. Потом была Елабуга, эвакуация в Ташкент, возращение в Москву и мобилизация на Белорусский фронт…
«…Я абсолютно уверен в том, что моя звезда меня вынесет невредимым из этой войны, и успех придет обязательно; я верю в свою судьбу…» — напишет Георгий своей сестре Ариадне 17 июня 1944 года — за месяц до гибели.
Нет, не вынесла.
Сегодня в Браславском районе Беларуси на погосте между двумя деревеньками — Друйкой и Струневщиной, что неподалеку от латвийской границы, — за скромной металлической оградкой одиноко стоит черный мраморный обелиск с солдатской звездой и надписью: «Эфрон Георгий Сергеевич, погиб в июле 1944 г. «. Могила ухожена — за ней присматривают школьники из соседнего села Чернево. Но исследователей до сих пор мучит вопрос: действительно ли под могильной плитой покоятся останки сына великого русского поэта?
«Мой сын не в меня…»
Эти слова у Марины Ивановны вырвались в письме к одной из своих подруг: «Мой сын ведет себя в моем чреве исключительно тихо, из чего заключаю, что опять не в меня!»
Цветаева, а за ней и все домашние стали называть мальчика Мур. Мать отслеживала едва ли не каждый день его жизни. О своем трехлетнем Гоше она пишет: «Удивительно взрослая речь, чудно владеет словом. Мужественен, любит говорить не как дети…» В восемь: «Очень зрел. Очень критичен…»
В шесть лет Мур уже читает и пишет. Французским владеет так же хорошо, как и русским. Учит немецкий. Мечтает посвятить жизнь, как он выразился, «пропагандированию» французской культуры в России и русской — во Франции.
Накануне войны репрессируют его отца, Сергея Эфрона, и сестру Ариадну. Отца расстреляют. Они с матерью остаются одни. Эвакуация в Елабугу. В августе 1941-го — самоубийство матери.
В архиве Елабужского ЗАГСа сохранился документ — письменная просьба пятнадцатилетнего Георгия. Юноша просит разрешить «похороны матери, Цветаевой Марины Ивановны, умершей тридцать первого августа 1941 года в результате асфиксии (суицид)».
Он страшно тоскует. В его дневнике от 19 сентября 1941 года есть такая запись: «Льет дождь. Думаю купить сапоги. Грязь страшная. Страшно все надоело. Что сейчас бы делал с мамой?.. Она совершенно правильно поступила, дальше было бы позорное существование…» Эфрон-младший будет смертельно ранен ровно через три года.
Из Москвы в Москву через Ташкент
Спустя пару месяцев Георгий из Елабуги возвращается в Москву. Его не прописывают. Не помог даже писатель Илья Эренбург, который в ответ на просьбу помочь, «успокаивает»: тебя отправят в Среднюю Азию. И, хотя подростка все же потом прописывают у тетки Анастасии, совсем скоро его вместе с тысячами других москвичей отправляют в Ташкент.
Как жил, он фиксирует в дневнике и письмах: «Добился пропуска в столовую Литфонда, теперь я включен на «спецснабжение»… Дали мыло и две пары носков, 1,5 литра хлопкового масла и еще обещают — и ни черта за это платить не приходится…» Он ходит в школу, знакомится с Ахматовой, которая, по его словам, «окружена неустанными заботами и почтением всех, особенно Алексея Толстого». Читает «Золя, Чехова и, конечно, любимого Малларме и компанию (Бодлер, Верлен, Валери, Готье)».
Окончив осенью 1943 года школу, Мур возвращается в Москву, где в ноябре поступает в Литературный институт.
А вскоре приходит повестка на фронт, ведь студентам Литинститута броня не полагается. Знакомые вспоминают: последний свой Новый год — 1944-й — Мур встречал в семье переводчиков Буровых, был весел, оживлен, много шутил…
На фронт он попадет не сразу: «26-го февраля меня призвали в армию, — пишет он весной 1944 года. — Три месяца пробыл в запасном полку под Москвой, причем ездил в Рязанскую область на лесозаготовки. В конце мая уехал с маршевой ротой на фронт, где и нахожусь сейчас. Боев еще не было; царит предгрозовое затишье в ожидании огромных сражений и битв…»
А вот запись спустя месяц: «Лишь здесь, на фронте, я увидел каких-то сверхъестественных здоровяков, каких-то румяных гигантов-молодцов из русских сказок, богатырей-силачей. Около нас живут разведчики, и они-то все, как на подбор, — получают особое питание и особые льготы, но зато и профессия их опасная — доставлять «языков». Вообще всех этих молодцов трудно отличить друг от друга; редко где я видел столько людей, как две капли воды схожих между собой…»
«Атмосфера, вообще говоря, грозовая, — пишет он в одном из последних писем, — чувствуется, что стоишь на пороге крупных сражений. Если мне доведется участвовать в наших ударах, то я пойду автоматчиком: я числюсь в автоматном отделении и ношу автомат. Роль автоматчиков почетна и несложна: они просто-напросто идут впереди и палят во врага из своего оружия на ближнем расстоянии. .. Я совершенно спокойно смотрю на перспективу идти в атаку с автоматом, хотя мне никогда до сих пор не приходилось иметь дела ни с автоматами, ни с атаками… Все чувствуют, что вот-вот «начнется…»
Видимо, в одной из первых своих атак где-то между Оршей и Витебском Мур и поймал фашистскую пулю. Далее никаких сведений о нем нет, он просто исчез. Вроде бы его после ранения отправили в медсанбат, но он туда так и не прибыл…
В списках не значится
Сестра Ариадна Эфрон и тетя Анастасия Цветаева примутся за поиски Мура. Отправят десятки запросов в Наркомат обороны. Им сообщат, что Эфрон не числится ни в списках раненых, ни в списках убитых, ни в списках пропавших без вести.
В 70-е годы прошлого века судьбой Георгия заинтересуется военный журналист полковник Станислав Грибанов. После продолжительных поисков в военных архивах ему удается установить,что 27 мая 1944 года Георгий Эфрон был зачислен в состав 7-й стрелковой роты 3-го стрелкового батальона 437-го стрелкового полка 154-й стрелковой дивизии. В книге учета Грибанов обнаружит запись: «Красноармеец Георгий Эфрон убыл в медсанбат по ранению 7.7.1944 г.» И все…
Тогда Грибанов начнет поиски людей, ходивших с Муром в атаки. И находит. Их отзыв о погибшем юноше был таков: «В бою Георгий был бесстрашен…» Но как и при каких обстоятельствах он погиб — не знал никто. Мясорубка войны уничтожила все следы.
Из белорусской деревни Друйки Грибанов однажды получает письмо, что на территории сельсовета была Могила Неизвестного Солдата, погибшего 7 июля 1944 года, и, возможно, именно в ней похоронен сын Цветаевой.
Свое расследование полковник опубликовал в журнале «Неман» в 1975 году. Он писал: «Деревня Друйка… Это ведь там в последнюю атаку поднялся Георгий! Умер солдат от ран, поставили ему санитары временный фанерный треугольник со звездой, и ушел полк на запад… А могилу люди сохранили…»
Однако Грибанов считает нужным добавить: «Может статься, что и не Георгий в ней — другой солдат».
Спустя три года после публикации автор получил письмо из Браславского военкомата: «Уважаемый товарищ Грибанов, — писал военком, — по Вашей просьбе высылаю фотографии памятника, установленного на месте захоронения советских воинов и в их числе Г. Эфрона. Имена остальных воинов нам неизвестны».
Одна из многочисленных версий обстоятельств гибели Эфрона принадлежит директору Браславского музея Александру Пантелейко. В своей книге «Память. Браславский район» Пантелейко высказал предположение: «Во время сбора материала для книги мне удалось глубже проникнуть в обстоятельства последних военных дней Георгия Эфрона. Обоз с ранеными могли разбомбить в пути и т.д. На основании архивных документов было установлено, что в 437-м полку восемь человек пропали без вести… Может, Эфрон в числе этих восьми?..»
Короткая жизнь и яркая судьба сына Марины Цветаевой
Георгий Эфрон – не просто «сын поэта Марины Цветаевой», а самостоятельное явление в отечественной культуре. Проживший ничтожно мало, не успевший оставить после себя запланированных произведений, не совершивший каких-либо иных подвигов, он тем не менее пользуется неизменным вниманием историков и литературоведов, а также обычных любителей книг – тех, кто любит хороший слог и нетривиальные суждения о жизни.
Георгий родился 1 февраля 1925 года, в полдень, в воскресенье. Для родителей – Марины Цветаевой и Сергея Эфрона – это был долгожданный, вымечтанный сын, третий ребенок супругов (младшая дочь Цветаевой Ирина умерла в Москве в 1920 году).
Цветаева с дочерью Ариадной (Алей)
Отец, Сергей Эфрон, отмечал:
К. Родзевич
Не обошлось без некоторых скандальных слухов – молва приписывала отцовство Константину Родзевичу, с которым Цветаева некоторое время находилась в близких отношениях. Тем не менее сам Родзевич никогда не признавал себя отцом Мура, а Цветаева однозначно давала понять, что Георгий – сын ее мужа Сергея.
Ко времени рождения младшего Эфрона семья жила в эмиграции в Чехии, куда переехала после гражданской войны на родине. Тем не менее уже осенью 1925 года Марина с детьми – Ариадной и маленьким Муром переезжает из Праги в Париж, где Мур проведет свое детство и сформируется как личность. Отец остался на некоторое время в Чехии, где работал в университете.
М. Цветаева с сыном
Мур рос белокурым «херувимчиком» — пухленьким мальчиком с высоким лбом и выразительными синими глазами. Цветаева обожала сына – это отмечали все, кому доводилось общаться с их семьей. В ее дневниках записям о сыне, о его занятиях, склонностях, привязанностях, уделено огромное количество страниц. «Острый, но трезвый ум», «Читает и рисует – неподвижно – часами». Мур рано начал читать и писать, в совершенстве знал оба языка – родной и французский. Его сестра Ариадна в воспоминаниях отмечала его одаренность, «критический и аналитический ум». По ее словам, Георгий был «прост и искренен, как мама».
Возможно, именно большое сходство между Цветаевой и ее сыном породило такую глубокую привязанность, доходящую до преклонения. Сам же мальчик держался с матерью скорее сдержанно, друзья отмечали порой холодность и резкость Мура по отношению к матери. Он обращался к ней по имени – «Марина Ивановна» и так же называл ее в разговоре – что не выглядело неестественно, в кругу знакомых признавали, что слово «мама» от него вызывало бы куда больший диссонанс.
Мур (Г.С. Эфрон)
Мур, как и его сестра Ариадна, с детства вел дневники, но большинство из них были утеряны. Сохранились записи, в которых 16-летний Георгий признается, что избегает общения, потому что хочет быть интересным людям не как «сын Марины Ивановны, а как сам «Георгий Сергеевич». Отец в жизни мальчика занимал мало места, они месяцами не виделись, из-за возникшей холодности в отношениях между Цветаевой и Ариадной сестра так же отдалилась, занятая своей жизнью, – поэтому настоящей семьей можно было назвать только их двоих – Марину и ее Мура.
Отец – С.Я. Эфрон
Когда Муру исполнилось 14, он впервые приехал на родину его родителей, которая теперь носила название СССР. Цветаева долго не могла принять это решение, но все же поехала – за мужем, который вел свои дела с советскими силовыми структурами, отчего в Париже, в эмигрантской среде, к Эфронам возникло неоднозначное, неопределенное отношение. Все это Мур чувствовал отчетливо, с проницательностью подростка и с восприятием умного, начитанного, думающего человека.
Мур в школе
В дневниках он упоминает о своей неспособности быстро устанавливать крепкие дружеские связи – держась отчужденно, не допуская к сокровенным мыслям и переживаниям никого, ни родных, ни приятелей. Мура постоянно преследовало состояние «распада, разлада», вызванное как переездами, так и внутрисемейными проблемами – отношения между Цветаевой и ее мужем все детство Георгия оставались сложными. Одним из немногих близких Муру друзей был Вадим Сикорский, «Валя», в будущем – поэт, прозаик и переводчик.
Вадим Сикорский, друг Мура
После похорон Цветаевой Мура отправили сначала в Чистопольский дом-интернат, а затем, после недолгого пребывания в Москве, в эвакуацию в Ташкент. Следующие годы оказались наполнены постоянным недоеданием, неустроенностью быта, неопределенностью дальнейшей судьбы. Отец был расстрелян, сестра находилась под арестом, родственники – далеко. Жизнь Георгия скрашивали знакомства с литераторами и поэтами – прежде всего с Ахматовой, с которой он на некоторое время сблизился и о которой с большим уважением отзывался в дневнике, – и редкие письма, которые наряду с деньгами присылали тетя Лили (Елизавета Яковлевна Эфрон) и гражданский муж сестры Муля (Самуил Давидович Гуревич).
С.Д. Гуревич и Е.Я. Эфрон
В 1943 году Муру удалось приехать в Москву, поступить в литературный институт. К сочинительству он испытывал стремление с детства – начиная писать романы на русском и французском языках. Но учеба в литинституте не предоставляла отсрочки от армии, и окончив первый курс, Георгий Эфрон был призван на службу. Как сын репрессированного, Мур служил сначала в штрафбатальоне, отмечая в письмах родным, что чувствует себя подавленно от среды, от вечной брани, от обсуждения тюремной жизни. В июле 1944 года, уже принимая участие в боевых действиях на первом Белорусском фронте, Георгий Эфрон получил тяжелое ранение под Оршей, после чего точных сведений о его судьбе нет. По всей видимости, он умер от полученных ранений и был похоронен в братской могиле – такая могила есть между деревнями Друйкой и Струневщиной, но место его смерти и захоронения считается неизвестным.
«На лоб вся надежда» – писала о сыне Марина Цветаева, и невозможно точно сказать, сбылась ли эта надежда или же ей помешал хаос и неопределенность сначала эмигрантской среды, потом возвращенческой неустроенности, репрессий, потом войны. На долю Георгия Эфрона за 19 лет его жизни выпало больше боли и трагедии, чем принимают на себя герои художественных произведений, бесчисленное количество которых прочитал и еще мог бы, возможно, написать он сам. Судьба Мура заслуживает звания «несложившейся», но тем не менее свое собственное место в русской культуре он успел заслужить – не просто как сын Марины Ивановны, а как отдельная личность, чей взгляд на свое время и свое окружение нельзя переоценить.
Источник: Культурология.РФ
Читайте также:
«…Зачем моему ребенку – такая судьбина?». Об Ариадне Эфрон
работ Марины Цветаевой. Биография Цветаевой
Марина Цветаева вписала свою новаторскую, полную высокого драматизма страницу в историю русской поэзии. Ее наследие огромно: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических произведений, более 1000 писем. Сегодня все это доходит до широкого круга читателей. И в то же время читателю открывается трагический путь великой поэтессы.
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, был человеком во многих отношениях замечательным: ученым, профессором, педагогом, директором московского Публичного музея Румянцева, создателем Музея изобразительных искусств на Волхонке, знатоком языков и литературы. Отец связывал Марину Цветаеву с мировым искусством, с историей, филологией, философией. Знание языков и любовь к ним Марины Цветаевой воспитала ее семья.
Мать — Мария Александровна — урожденная Мейн, происходила из обрусевшей немецко-польской семьи. Она была блестящей пианисткой, знала иностранные языки, занималась живописью. От мамы к Марине перешла музыкальность, и не просто умение блестяще выступать, а особый дар воспринимать мир через звук.
В 1902 году, когда Марине едва исполнилось 10 лет, Мария Александровна заболела чахоткой, и благополучие навсегда покинуло семью Цветаевых. Маме нужен был мягкий климат, и осенью 1902 семья Цветаевых уехала за границу: в Италию, Швейцарию, Германию. Марина и ее сестра Ася жили и учились в зарубежных частных школах-интернатах.
В Германии осенью 1904 года мать Цветаевой сильно простудилась, и они переехали в Крым. Год, проведенный в Ялте, сильно повлиял на Марину, она увлеклась революционным героизмом. Вскоре умерла Мария Александровна, которую летом 1908 года перевели в Тарусу. Она скончалась 5 июля. Марине тогда было всего 14 лет.
Осенью 1908 года Марина пошла в пансион при московской частной гимназии. В это время она много читает. Среди любимых книг — «Нибелунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве», а среди поэм — «К морю» Пушкина, «Свидание» Лермонтова, «Лесной царь» Гёте. Свободная романтическая стихия своеволия и упрямства близка Цветаевой с юных лет.
В возрасте 16 лет она уехала одна в Париж, чтобы пройти курс старой французской литературы в Сорбонне, в то же время начала публиковаться. Вообще стихи она начала писать рано: с 6 лет, и не только на русском языке, но и на немецком, и на французском.
В 1910 году Марина Цветаева на собственные средства издала свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Весной 1911 года, не окончив гимназии, уехала в Крым. В Коктебеле, в гостях у М. Волошина, она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Он был сыном революционера, сиротой. В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, верная спутница и подруга всей ее жизни, адресат многих стихов, к которым она будет обращаться через годы. 19 августа13 августа умер отец Иван Владимирович Цветаев.
Марина Цветаева соберет произведения 1913-1916 годов в книгу «Юношеские стихи», куда вошли стихотворения «Бабушка» (1913), «Генералам 12-го года» (1913), «Вы поленились платье» (1914), «Мне нравится, что ты со мной не болеешь» (1915) и многие другие. Эта книга никогда не была напечатана. Между тем дело было накануне Революции, и, скорее всего, повинуясь голосу интуиции, Цветаева начала писать стихи о России. В 1916 был составлен новый сборник вех, который выйдет только в 1922 году.
С весны 1917 года для Цветаевой начался тяжелый период. Она равнодушно отнеслась к Февральской революции. Происшедшие события не затронули душу, как человека она в них отсутствует. В апреле 1917 года Марина Цветаева родила вторую дочь Ирину. В разгар октябрьских событий Марина Ивановна в Москве, а затем с мужем уезжает в Коктебель к Волошину. Когда через какое-то время она вернулась в Москву за детьми, обратно в Крым дороги не было. Так, с поздней осени 1917 лет Марина Цветаева начала расставаться с мужем.
Осенью 1919 года, чтобы хоть как-то прокормить детей, она отдала их в Кунцевский детский дом, но Алю, заболевшую, пришлось взять домой и выкормить, а Ирина в это время умерла от голода. Но как много она написала в то время! С 1917 по 1920 год ей удалось создать более трехсот стихотворений, большую поэму — сказку «Царь-девица», шесть романтических пьес. А кроме того, делать много конспектов, сочинений. Цветаева находилась в удивительном расцвете своих творческих сил.
14 июля 1921 года Цветаева получила известие от мужа. Он писал, что находится в Чехословакии. 11 мая 1922 года Цветаева навсегда покидает родной дом в Москве и уезжает к мужу с дочерью. Начинается длительная эмиграция. Сначала два с половиной месяца в Берлине, где она успела написать около двадцати стихотворений, затем три с половиной года в Чехии, а с 1 ноября 1925 года во Франции, где прожила тринадцать лет. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. Жизнь за границей была бедной, неустроенной, тяжелой. Ей многое не нравилось во Франции, она чувствовала себя никому не нужной, Эфрора потянуло в Советский Союз и в начале тридцатых годов стало сотрудничать в Союзе Возвращения на Родину.
В 1930 году Цветаева написала поэтический реквием на шокирующую смерть Владимира Маяковского, цикл стихов «К Пушкину» (1931). В 1930-е годы основное место в творчестве Марины Цветаевой стала занимать проза. В прозе она отошла от воспоминаний, так родились «Отец и его музей», «Мать и музыка», «Жених».
Вся проза Цветаева носила автобиографический характер. Печальные события — смерть современников, которых она любила и чтила, послужили еще одним поводом для создания сочинений-реквиемов; «Живое о живом» (о М. Волошине), «Плененный дух» (об Андрее
Белый), «Потусторонний вечер» (о М. Кузьмине). Все это было написано между 1932 и 1937 годами. А ведь Цветаева писала в это время статьи о проблеме поэта, его дара, призвания; «Поэт и время», «Искусство в свете совести». «Эпос и лирика современной России», «Поэты с историей и поэты без истории». Но это еще не все. За границей она успела напечатать несколько отрывков из своих дневников разных лет: «0 любви», «0 благодарности». Стихи также появляются в это время. Так она создает оду своему неразлучному верному другу — письменному столу — цикл «Стол».
В «Стихах к сыну» Цветаева увещевает будущего мужчину, которому всего семь лет, в августе 1937 года Ариадна, а вслед за ней и Сергей Яковлевич уезжают в Москву. 12 июня 1939 года Марина Ивановна Цветаева возвращается в Советский Союз с сыном Георгием. Ей 46 лет.
Семья наконец-то воссоединилась. Вместе они поселились в подмосковном Волшево, но это последнее счастье было недолгим: 27 августа их дочь Ариадна была арестована, затем несправедливо осуждена и почти 18 лет провела в лагерях и ссылках. (только в
Я считаю, что Цветаева — первая
поэтесса ХХ века. Конечно, Цветаева.
И. Бродский
Красный цвет, праздничный, веселый и в то же время драматически насыщенный, выбирает Цветаев как знак своего рождения:
Красной кистью Рябина засветилась. Падали листья. Я был рожден.
Эта «красная кисть рябины» содержит в себе полноту проявления жизненных и творческих сил поэтессы, эмоционально-поэтический взрыв, максимализм ее поэзии, и — надлом, грядущую трагическую смерть.
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье: отец И.В. Цветаева — основательница Музея изобразительных искусств в Москве, мать М. А. Майна — пианистки, ученицы А. Г. Рубинштейна (умерла в 1906). Из-за болезни матери Цветаева в детстве подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии.
Первыми сборниками стихов были «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912).
В 1918-1922 годах Цветаева вместе с детьми находилась в революционной Москве, муж С. Эфрон воевал в белой армии (стихи 1917-1921, полные сочувствия к белому движению, составили цикл «Лебединый лагерь»). С 1922 по 1939 год Цветаева находилась в ссылке, куда отправилась вслед за мужем. Эти годы отмечены бытовой неустроенностью, трудными отношениями с русской эмиграцией, враждебным отношением критиков.
Летом 1939 года вслед за мужем и дочерью Ариадной Цветаева и ее сын Георгий вернулись на родину. В том же году арестованы муж и дочь (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна реабилитирована в 1955 г.). Стихи М. Цветаевой не издавались, не было ни работы, ни жилья. В начале войны (31 августа 1941 г.), находясь в эвакуации в Елабуге (ныне Татарстан), в состоянии депрессии М. Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Основные произведения Цветаевой: поэтические сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Вехи», «Разлука», «Стихи Блоку», «Ремесло», «Психея», «После России», «Лебединый стан». «; поэмы «Царь-девица», «Молодец», «Поэма о горе», «Поэма о конце», «Лестница», «Поэма о воздухе», сатирическая поэма «Крысолов» , «Перекоп»; трагедии «Ариадна», «Федра»; прозаические произведения «Мой Пушкин», воспоминания А. Белого, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Б.Л. Пастернака, «Сказка о Сонечке» и др.
Известная поэтесса Марина Цветаева известна практически во всех странах мира благодаря своим искренним стихам о таком вечном чувстве, как любовь. В лирике писателя присутствует безудержная стихия мятежной души, полная самоотдача и самозабвение, а также раскрепощение абсолютно всех страстей. Несмотря на трагическую судьбу Цветаевой, ушедшей из жизни 31 августа, ровно 75 лет назад, ее стихи полны веры в светлое будущее, оригинальны по своему стилю и воздушны.
Известная русская поэтесса, переводчица и прозаик родилась в Москве 8 октября 1892 года в интеллигентной и творческой семье. Мать Марины Цветаевой была пианисткой, а отец искусствоведом и филологом. Талант к поэзии проявился у будущей поэтессы уже в шестилетнем возрасте. При этом она стала писать не только по-русски, но и по-немецки, и по-французски. Детство Марины прошло в столице и в Тарусе, а из-за болезни матери долгое время жила за границей.
В 1906 году мать поэтессы умерла от чахотки, поэтому дети остались только на попечении отца, который привил им любовь к классической литературе. Первая публикация Марины Цветаевой состоялась на собственные средства в 1910 году. В сборник «Вечерний альбом» вошли ее школьные работы, а творчество писательницы привлекло внимание более опытных единомышленников.
В 1911 году Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном, с которым связала свою жизнь на следующий год. У пары родилась дочь Ариадна. В 1913 вышел сборник «Из двух книг», а через три года цикл стихов, который получил название «Александровское лето Марины Цветаевой». В 1914 году известная поэтесса познакомилась с переводчицей Софьей Парнок, с которой на протяжении двух лет состояла в романтических отношениях. В 1916 году Марина решила вернуться к мужу.
Во время гражданской войны Цветаева родила дочь Ирину, но девочка умерла в трехлетнем возрасте от голода в Кунцевском приюте. Ее муж Сергей Эфрон ушел служить в Белую армию, а Марина жила в это время в Москве. В те годы она написала цикл стихов «Лебединый стан» и ряд романтических пьес. Весной 19 г.22 года поэтесса с дочерью Ариадной эмигрировала к мужу за границу, а в 1925 году в Париже у них родился сын Георгий. За время, проведенное за пределами родной страны, Марина Цветаева активно переписывалась с Борисом Пастернаком, и многие ее произведения, созданные в этот период, остались неопубликованными.
В 1928 году вышел сборник «После России», ставший последним при жизни поэтессы. В 1930 году успехом стала пользоваться проза Цветаевой, о которой она говорила: «Эмиграция делает меня прозаиком…». Марина вернулась в СССР в 1939, вслед за мужем и дочерью, которые вскоре были арестованы. Сергей Эфрон был расстрелян по подозрению в политическом убийстве, а Ариадна провела в тюрьме 15 лет, после чего была реабилитирована в 1955 году. С началом войны Цветаева с сыном уехала в эвакуацию, после чего их определили на пребывание в Дом Бродельщиковых. 31 августа 1941 года поэт покончил с собой, оставив три предсмертные записки. Марина Цветаева была похоронена 2 сентября в Елабуге на Петропавловском кладбище, но точное местонахождение ее последнего упокоения неизвестно.
Многие любители творчества Марины Цветаевой уверяют, что ее стихи созданы для того, чтобы слиться с музыкой. Ниже представлен ТОП-5 лучших произведений поэтессы, увековеченных в фильмах разных времен и отличающихся особой музыкальностью. Такие известные композиторы, как Андрей Петров и Микаэл Таривердиев, пытались сделать так, чтобы стихи Цветаевой, ставшие романсами, были известны даже людям, никогда не державшим в руках ее сборников.
1. В фильме «Жестокий романс», который вышел в 1984 прозвучал романс «Под лаской плюшевого одеяла», созданный по мотивам стихотворения Цветаевой из цикла «Подружка». Это произведение поэтесса посвятила Софье Парнок, хотя в обществе связь двух женщин считалась лишь прихотью избалованных писателей. Романтические отношения давались всем тяжело: Марина страдала из-за того, что не могла уйти из семьи, Сергей не знал, что делать в этой ситуации, а Софья постоянно мучилась паранойей, что ее бросят. Стихотворение, ставшее романсом в исполнении Валентины Пономаревой, рассказывает, как «было», и расставляет все по своим местам.
2. Стихотворение «Белоснежный ландыш» Марина посвятила другой Сонечке, а композитор Микаэл Таривердиев превратил это произведение в романс, прозвучавший в фильме «Долгое прощание» (2004). Актриса Соня Холлидей была популярна в послереволюционной столице. Поэтесса была очарована миниатюрной актрисой, между ними завязалась дружба. Цветаева писала для Холлидея пьесы и посвящала трогательные стихи, хотя романтической связи между ними не было. Кроме того, подружки даже увлеклись одним и тем же мужчиной, но смогли из-за этого не поссориться.
3. В список лучших стихов Марины Цветаевой не может не войти «Мне нравится, что ты от меня не тошнишь». Романс на это произведение в исполнении Аллы Пугачевой в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» имеет свой парадоксальный шарм, отражающий внутреннюю свободу героини. На написание этого стихотворения поэтессу вдохновил ее близкий, но недоступный друг Маврикий Минц. По профессии он был инженером-химиком и встречался с сестрой Марины Анастасией, на которой вскоре женился. Но есть и другое предположение, согласно которому Маврикий познакомил Марину с другом, который ею заинтересовался. И именно благодаря поэтическим строкам она передала посыл, показывающий, что существует более объемная плоскость отношений, чем мужчина и женщина.
4. В фильме «Петербургские тайны» был романс, написанный на стихотворение «Всюду бегут дороги». В нем Марина Цветаева поднимает тему, которая пронизывает все ее творчество, а именно бесконечные дороги и вечный путь. Стих замечательно положен на музыку, повествующий о судьбе двух семей.
5. Романс Настеньки из к/ф «Замолвите слово о бедном гусаре» (1980) намного короче первоисточника стихотворения. История появления произведения «Генералам двенадцатого года» исключительно женская. В 21 год Марина Цветаева купила на барахолке в столице баночку из папье-маше с портретом Тучкова Четвертого. Поэтесса, будучи человеком очень романтичным, не смогла устоять перед красотой солдата, поэтому написала пронзительный и трогательный стих.
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) — известная русская поэтесса, прозаик, переводчица, оставившая своим творчеством яркий след в литературе ХХ века.
Ранние годы
Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был университетским профессором, а мать — пианисткой. Стоит вкратце отметить, что биография Цветаевой пополнилась первыми стихами в шестилетнем возрасте.
Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем училась в интернатах Швейцарии, Германии, Франции.
После смерти матери Марину с братом и двумя сестрами воспитывал отец, который старался дать детям хорошее образование.
Начало творческого пути
Первый сборник стихов Цветаевой вышел в свет в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание известные люди — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. Их творчество и творчество Николая Некрасова существенно повлияли на раннее творчество поэтессы.
В 1912 году она опубликовала свой второй сборник стихов «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли и стихи для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году вышел третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».
В годы Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой поэзия была средством выражения сочувствия. Помимо стихов, она пишет пьесы.
Личная жизнь
В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них рождается дочь Ариадна.
В 1914 году Цветаева познакомилась с поэтессой Софьей Парнок. Их роман продлился до 1916 года. Цветаева посвятила ей цикл своих стихов под названием «Подружка». Потом Марина вернулась к мужу.
Вторая дочь Марины, Ирина, умерла в возрасте трех лет. В 1925 году у них родился сын Джордж.
Жизнь в ссылке
В 1922 году Цветаева переехала в Берлин, затем в Чехию и в Париж. К творчеству Цветаевой тех лет относятся произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». стихи Цветаевой от 1922-1925 были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако популярности за границей стихи ей не принесли. Именно в период эмиграции большое признание в биографии Марины Цветаевой получила проза.
Цветаева пишет для нее цикл произведений, посвященных известным и значимым людям:
в 1930 году в честь известного Владимира Маяковского, самоубийство которого потрясло поэтессу, был написан поэтический цикл «Маяковский»;
в 1933 году — «Живое о живом», воспоминания Максимилиана Волошина
в 1934 г. — «Плененный дух» памяти Андрея Белого
в 1936 г. — «Неземной вечер» о Михаиле Кузьмине
в 1937 г. — «Мой Пушкин», посвященный Александру Сергеевичу Пушкину
Возвращение домой и смерть 1930-е, в 1939 году Цветаева вернулась в СССР. Ее дочь и муж арестованы. Сергея расстреляли в 1941 году, а дочь реабилитировали через 15 лет.
В этот период жизни Цветаева почти не пишет стихов, а только переводит.
31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуге на Петропавловском кладбище.
Музей Цветаевой находится на Сретенке в Москве, а также в Болшево, Александрове, Владимирской области, Феодосии, Башкортостане. Памятник поэтессе установлен на берегу Оки в городе Тарусе, а также в Одессе.
Первая посмертная книга стихов Марины Цветаевой «Избранное» вышла в СССР в 1961, через 20 лет после смерти автора и почти 40 лет после предыдущего издания на ее родине. К моменту выхода «Избранного» мало кто помнил юную Цветаеву и почти никто не представлял себе масштаба фигуры, в которую она превратилась, пройдя свой трагический путь.
Первые книги Марины Цветаевой
Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Ее отец Иван Цветаев — доктор римской словесности, искусствовед, почетный член многих университетов и научных обществ, директор Румянцевского музея, основатель Музея изобразительных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Мать Мария Майн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности заниматься сольной карьерой, она все силы отдавала воспитанию музыкантов из своих детей — Марины и Анастасии.
Иван Цветаев. Фото: Scientificrussia.ru
Анастасия и Марина Цветаевы. Фото: 1abzac.ru
Мария Майн. Фото: alexandrtrofimov.ru
Марина позже писала о матери: «Весь дух воспитания германский. Опьянение музыкой, огромный талант (я никогда не услышу такой игры на фортепиано и гитаре!), способности к языкам, блестящая память, великолепный стиль, поэзия на русском и немецком языках, занятия живописью» . После смерти матери — Марине Цветаевой на тот момент было 14 лет — занятия музыкой сошли на нет. Но мелодия осталась в стихах, которые Цветаева начала писать в шесть лет — сразу на русском, немецком и французском языках.
Когда потом, вынужденный необходимостью своего ритма, я стал ломать, рвать слова на слоги посредством необычного тире в стихах, и все ругали меня за это годами, я вдруг увидел своими глазами те, мое младенчество, романтические тексты сплошными юридическими тире — и я почувствовал себя омытым, поддержанным, утвержденным и узаконенным — как ребенок, тайным знаком семьи, оказался — родным, в праве на жизнь, наконец!
Марина Цветаева. «Мать и музыка»
В 1910 году Цветаева издала за свой счет первый сборник стихов «Вечерний альбом». Отправил на проверку мастеру — Валерию Брюсову. Поэт-символист упомянул юное дарование в своей статье для журнала «Русская мысль»: «Когда читаешь ее книгу, на минуты становится неловко, как будто нескромно заглянул в полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену что посторонние не должны видеть» .
Максимилиан Волошин и Николай Гумилев также откликнулись на «Вечерний альбом» в печати. В Коктебеле, в гостях у Волошина, Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, сыном революционеров-народников Якова Эфрона и Елизаветы Дурново. В январе 1912 года они поженились, и вскоре вышли в свет две книги с «говорящими» названиями: «Волшебный фонарь» Цветаевой и «Детство» Эфрона. Очередной сборник Цветаевой «Из двух книг» составлен из ранее опубликованных стихотворений. Он стал своеобразным водоразделом между мирной юностью и трагической зрелостью поэта.
«Безумный великий поэт»
Первую мировую войну встретила небольшая семья — в 1912 году родилась дочь Ариадна — познакомились в доме в Борисоглебском переулке. Сергей Эфрон готовился к поступлению в университет, Марина Цветаева писала стихи. С 1915 года Эфрон работал в санитарном поезде, в 1917 году был мобилизован. Позднее он оказался в рядах белогвардейцев, из Крыма с остатками разгромленной Белой армии перебрался в Турцию, затем в Европу. Марина Цветаева, не получавшая известий от мужа во время Гражданской войны, осталась в Москве — теперь уже с двумя детьми.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Фото: diwis.ru
Дочери Марины Цветаевой — Ариадна и Ирина Эфрон. Фото: alexandrtrofimov.ru
Сергей Эфрон, Марина Цветаева с Джорджем (Мур) и Ариадной Эфрон. Фото: alexandrtrofimov.ru
В это время она сблизилась с мастерскими Вахтангова (будущей Третьей студией МХТ), «прописанной» в Мансуровском переулке. Среди ближайших друзей Цветаевой были поэт Павел Антокольский, режиссер Юрий Завадский, актриса Софья Голлидей. Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» — Александра Блока — Цветаева писала «романтические драмы». Их легкий, изящный стиль уносил юную поэтессу в прекрасные дали, подальше от студеной военной Москвы.
В феврале 1920 года от голода умерла младшая дочь Марины Цветаевой. Через год из-за границы пришли известия от Эфрона, и Цветаева решила отправиться к нему. В мае 1922 года пара познакомилась в Берлине. Берлин в начале 1920-х годов был издательской Меккой русской эмиграции. В 1922-1923 годах Марина Цветаева издала здесь 5 книг. Чуть раньше в Москве вышли сборник «Вехи», драматический очерк «Конец Казановы» и поэма-сказка «Царь-девица» — это было прощание с Россией.
Сергей Эфрон учился в Пражском университете, который предоставил бесплатные места беженцам из России, Марина с дочерью последовали за ним в Чехию. Снять квартиру в Праге было не по карману, поэтому несколько лет они ютились в окрестных деревнях. Цветаева была напечатана. В Чехии родились «Поэма Горы» и «Поэма Конца», «русские» поэмы-сказки «Молодец», «Переулки», драма «Ариадна», запущен Крысолов. — переосмысление немецкой легенды о крысолове из города Хаммельн. В чешской эмиграции завязался эпистолярный роман Цветаевой и Бориса Пастернака, продлившийся почти 14 лет.
«Она была одна страдающая»
В 1925 году семья Цветаевых-Эфронов, уже с сыном Георгием, переехала в Париж. Столица русского зарубежья встретила их, на первый взгляд, радушно. Вечер поэзии Цветаевой прошел с успехом, ее стихи были опубликованы. В 1928 году в Париже вышла книга «После России» — последний сборник поэта, изданный при жизни.
Но различия между независимой Мариной Цветаевой и русской интеллигенцией старой закалки становились все более очевидными. Ее нравы слишком отличались от привычек царивших здесь мэтров: Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Владислава Ходасевича и Ивана Бунина. Цветаева перебивалась случайными заработками: читала лекции, писала статьи, делала переводы. Положение усугублялось тем, что эмигранты, в большинстве своем не принявшие революцию, косо смотрели на Сергея Эфрона. Он стал открытым сторонником большевизма, вступил в ряды «Союза возвращения на родину». Эфрон уверял, что попал в стан белых практически случайно. В 1932 года он подал заявление на получение советского паспорта и был завербован НКВД.
Марина Цветаева. 1930 г. Фото: alexandrtrofimov.ru
Марина Цветаева с дочерью Ариадной. 1924 год. Фото: alexandrtrofimov.ru
Джордж Эфрон. Париж. 1930-е Фото: alexandrtrofimov.ru
Ариадна Эфрон первой уехала в Москву в марте 1937 года. Выпускница Высшей школы Лувра, искусствовед и книжный график, она устроилась на работу в советский журнал, выходивший в Французский. Она много писала и переводила. Осенью 1937-го, после участия в ликвидации советского агента-перебежчика, Эфрон бежал в Москву. Его поселили на даче в Болшево, и жизнь вроде бы наладилась.
Марина Цветаева не разделяла энтузиазма и надежд своей семьи на счастливое будущее в Советском Союзе. И все же в июне 1939 года она прибыла в СССР. Через 2 месяца арестовали Ариадну, а еще через полтора — Сергея Эфрона. Для Марины и четырнадцатилетнего Джорджа — дома Мура — начались мытарства. Жили то ли у родственников в Москве, то ли на даче Дома творчества писателей в Голицыне. Они пытались назначить свидание родственникам или хотя бы что-то узнать о них.
С большим трудом и не сразу удалось снять комнату, где Цветаева продолжала работать. Она зарабатывала переводами. В 1940 году критик Зелинский опубликовал рецензию, заклеймив книгу Цветаевой, которую предполагалось издать, страшным словом «формализм». Для поэта это означало закрытие всех дверей. 8 августа 1941 года, в разгар наступления фашистов на Москву, Цветаева с сыном отправилась с группой писателей в эвакуацию в поволжский город Елабугу. Провожать их на вокзал пришли Борис Пастернак и молодой поэт Виктор Боков.
«Она совсем потеряла голову, совсем потеряла волю; она была одним страданием» , — рассказывал позже Мур в письме о последних днях своей матери. 31 августа Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. В предсмертных записках она просила позаботиться о сыне. Георгий Эфрон скончался в больнице. фронт в 1944 г. Отец был расстрелян в октябре 1941 г., а в 1956 г. реабилитирован посмертно.Ариадна Эфрон реабилитирована в 1955 г. После возвращения из ссылки занималась переводами, готовила к печати произведения Марины Цветаевой, писала мемуары о ней
Матери, Дочери, Матери | Стэнфордский гуманитарный центр
Через несколько недель я еду в Иллинойс, чтобы впервые увидеть свою племянницу Элли. Сегодня я сижу допоздна, пытаясь представить свою младшую сестру матерью. Это не просто. Для меня она по-прежнему остается девочкой, чьей самой большой мечтой в жизни было иметь новейшую куклу Strawberry Shortcake.
В поисках понимания я сняла с полки стихи русской модернистки Марины Цветаевой (1892-1941). В течение 19В 10-е годы она написала серию замечательных текстов о своей дочери Ариадне Эфрон (1912–1975) и для нее. Ей было за двадцать, и она была занята открытием мира и своей гениальности. Жизнь, литература и любовь были тесно переплетены: у нее были романы с поэтами Осипом Мандельштамом и Софьей Парнок, и об этих отношениях она писала головокружительные стихи. Само имя «Ариадна» дает представление о душевном состоянии Цветаевой в то время. Она назвала свою дочь в честь критской принцессы, которая научила Тесея, как сбежать из Лабиринта. Никакие препятствия, никакие лабиринты, а главное, никакие гендерные нормы не сковывают ни ее, ни ее ребенка.
Особенно запомнилось первое стихотворение в ее цикле « Стихи о Москве » [Стихи о Москве] (1916). Я даже не буду пытаться воспроизвести ее звуковую игру или размер. Это вне меня. Быстрыми точными шагами она танцует между двумя крайностями, грубыми рифмами и полным отсутствием рифм. Что я могу предложить в переводе, так это ее телеграфный синтаксис, ее быстрые скачки мысли, ее игру слов и силу ее страсти:
Облака—вокруг.
Куполы—округ.
Над всей Москвой—
Сколько хватит рук!—
Возношу тебя, бремия лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
В дивном сорте сем,
В мирном сорте сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно,—
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
Мой первенец!
Ты постом—говей,
Не сурьми бровей,
И все сорок—чти—
Сороков церковь.
Исходи пешком—молодым шазкком—
Все привольное
Семихолмье.
Будет твоей дорогой:
Тоже—дочери
Передашь в Москву
С Нижней Горечию.
Мне же—вольный сын, колокольный звонок,
Зори ранние
На Ваганькове.
* * * * * * *
Облака — вокруг.
Купола — ок.
Над всей Москвой—
Сколько рук схватишь!
Я поднимаю тебя, лучшая ноша,
Мой невесомый
Саженец!
В этом чудном городе
В этом мирном городе
Где даже мертвый я
Был бы рад—
Царю тебе, скорбеть о тебе,
Взять венок,
О мой первенец.
Поститесь перед причастием,
Не омрачайте чела,
И чтите все сорок
Раз сорок церквей.
Пройдись — молодыми шажками —
Все вольные
Семь холмов.
Теперь твоя очередь.
Еще — дочери
Ты Москву отдашь
Нежно-горько.
Для меня — сон желающий, колокольный звон,
Ранние зори
В Ваганькове.
Поэма открывается видом на Москву с высоты птичьего полета. Цветаева «поднимает» свою «лучшую ношу», она же Ариадна, жест, который одновременно знакомит ребенка с мегаполисом и позволяет ей осмотреть свое будущее наследство, «чудесный город», в котором живет и пишет ее мать. Глагол здесь, вознести , чаще используется в клише вознести молитву , чтобы «вознести молитву», и в этом моменте есть нечто большее, чем намек на священное. Этот тон сохраняется и за счет более позднего выбора слов, таких как использование старославянского град вместо русского город для «города» и архаичного местоимения сем вместо современного этим .
Мысли Цветаевой обращены в будущее. Во второй строфе она представляет себя проводницей и опекуном для своего уязвимого, похожего на саженец ребенка, что бы ни случилось. Даже смерть не помешает ей выполнить свой долг. Она защитит ее от зла («царь ты»), разделит горести («по тебе погорюет»), разделит самые счастливые минуты ( принять венец , «взять венок» — сокращенное обозначение православного обряда бракосочетания).
Конечно, она может только надеяться, но не гарантировать, что всегда будет рядом. В третьей строфе она напрямую обращается к Ариадне. Сначала она дает дельный совет («Пост перед причастием») и велит уважать авторитет («Чти все сорок / Раз сорок церквей», пресловутое количество церквей в Москве). Она как будто видит в Церкви возможного суррогатного родителя на случай, если с ней что-нибудь случится. Наконец, она осмеливается превратиться из инструктора и защитника в наставника. Она велит дочери исследовать, блуждать по семихолмье , семь холмов Москвы. Она должна быть «свободной», чтобы наслаждаться городом, открывать его чудеса и, по сути, занимать место своей матери в качестве городской празднующей. Такое блуждание рискованно — да и кому хочется подвергать риску собственного ребенка? — но дочери становятся взрослыми, и надо отпустить.
Это готовит почву для финальной строфы. Цветаева вновь встает перед вопросом о собственной смертности. Однако на этот раз она может позиционировать себя в женской линии. Ариадна когда-нибудь «нежно-горько» задумается о будущем собственной дочери. Цветаева будет похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве, где, как известно, похоронена ее собственная мать Мария Александровна Мейн, пианистка концертного уровня. Утешенный таким видением матриархальной традиции, поэт сможет «добровольно» пойти к ней вечный сын , ее «вечный сон». У каждой женщины в семье Цветаевой будет свой чред , свой «очередь», бродить ( исходить ‘) и радоваться, прежде чем передать ( передать ‘) новому поколению ключи от царства ( царевать ‘).
Жизнь моей сестры не похожа на жизнь Цветаевой, и у них мало общего, кроме честности, самоуверенности и сатирической жилки. Я бы и через тысячу лет не пожелал бы своей племяннице тех страшных лишений, которые пережила Ариадна Эфрон (голодная смерть, ссылка, политические преследования, преждевременная напрасная смерть обоих родителей и ее младшей сестры Ирины). Но стихотворение «Облака вокруг» помогает неуклюжему брату задуматься о том, чего он никогда не испытает, об отношениях между матерями и дочерьми и о тайне дочерей, которым затем предстоит стать матерью.