Сын богини исиды властитель египта: Осирис | это… Что такое Осирис?

Пантеон богов Древнего Египта.

Религиозные представления древних египтян. Пантеон богов.

Египтяне – самые богобоязненные из всех людей.

Геродот

Карта Египта.

Политеизм – вера во многих богов.

Ра – бог Солнца, владыка Верхнего и Нижнего Египта.

Рождение бога Солнца Ра из лотоса.

Бог Амон

Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона — баран и гусь (оба — символы мудрости).

Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.

  • Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту.
  • Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду.
    Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер.

Шу – бог воздуха.

Тефнут – богиня власти.

Геб – бог земли.

Нут – богиня неба. Нут и Ра.

Нут – богиня неба. Космическая небесная корова.

Нут и Геб

  • Богиня неба и бог земли.

Осирис – владыка подземного мира.

Бог Осирис

  • Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
  • Осирис — бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших; изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.

Осирис.

  • Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.

Осирис лег в саркофаг.

Сет – бог пустыни.

Бог Сет

  • Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой.

Исида – богиня плодородия, материнства, ветра.

Богиня Исида

  • Исида (Изида) в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака.
  • По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь.

Исида с крыльями птицы коршуна.

Храм Исиды.

Нефтида – владычица дома.

Бог Анубис

Анубис, в египетской мифологии бог — покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

  • Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом
    бальзамирования.

Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).

Анубис – бог бальзамирования .

Анубис в образе собаки ( гробница Тутанхамона).

Анубис с мумией. (гробница Тутанхамона)

Бог Гор

Гор, Хор («высота», «небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.

Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом.

Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение — Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Гор (Хор) – бог неба и охоты. Его часто изображали в виде сокола.

Бог Тот

Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса.

  • Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых.

Тот – бог письма и счёта.

Богиня Сехмет

  • Сехмет («могучая»), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.
  • Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами.

Бог Птах

  • Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем». Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами.
  • Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

Птах и Муза

Хапи – бог Нила.

Себек – властелин всех вод (бог-крокодил).

Бастет – богиня веселья и домашнего очага.

Бастет – богиня веселья и домашнего очага (образ львицы или кошки).

Апис – священный бык Египта.

Исида, «украшение сокровенное». Часть I.

«Приди ко мне, приблизься ко мне, ибо мои уста владеют тайной возвращения к жизни. Я – дочь бога, известная в городе своем тем, что могу заставить отступить ядовитую змею. Меня научил этому заклинанию мой отец, ибо я его родная, любимая дочь».
Из текста «Стелы Меттерниха».

В 1735 году на развалинах древнего Коптоса Виталино Донати – итальянский коллекционер и профессор ботаники приобрел груду каменных обломков, среди которых было восхитительное лицо статуи неизвестной женщины. Почти два века безвестные обломки хранились в ящике, который волею судеб попал в подвал Египетского музея в Турине и был забыт. Лишь в 1930 году о старой покупке вспомнили, и с ящика была стерта пыль. Несмотря на то, что некоторые фрагменты были утеряны, статую удалось отреставрировать в том облике, какой был предусмотрен скульптором, поистине гениальным творцом.


Статуя изображала женщину, а вернее, богиню Исиду стоящей; в руках богиня держит скипетр могущества уас, на ней тонкое длинное платье с широкими полупрозрачными бретелями, закрывающими грудь, украшенную накладными цветами лотоса. На голове богини — высокий убор в виде коровьих рогов и солнечного диска. Лицо богини, с узкими миндалевидными глазами и едва заметной улыбкой поразительно красиво. В облике богини Исиды, «госпожи Коптоса», благодаря таланту мастера, была запечатлена знаменитая царица Тейе, супруга Аменхотепа III, которая корнями своей семьи восходила к этому региону, а потому относилась к нему с особым почтением и вниманием. Коптос входил в число городов, где праздновалась церемония Сед Аменхотепа III, предназначенная для обновления его жизненных сил и связей с миром божеств; здесь были сооружены новые святилища, украшенные специально изготовленными статуями божеств. Среди них и была удивительная по красоте статуя богини Исиды.
В зале Египетского музея в Турине она стоит среди других скульптур Нового царства, вновь забытая на фоне потрескавшихся стен, лишенная освещения, с запыленной табличкой у колен, словно погруженная в сон. Сквозь дымку серого, матового камня виден поразительный взгляд богини, царицы, женщины, некогда властвовавшей умами народов, бескровно завоевавшей мудростью Рим и на протяжении веков «говорившей» о благочестии и вечной жизни.
В 1997 Италию всколыхнула выставка «Исида. Миф. Мистерия, Магия», посвященная величайшей богине древности. О ней вновь заговорили, был издан превосходный каталог, в котором были собраны удивительные своим разнообразием образы «великой матери богов», ставшей для Запада не просто символом земли фараонов, но и величайшей святыней, вдохновившей более поздние культы богини-матери. Впрочем, хотя они и воспели богиню под иными именами, однако даже не приблизились к тому глубинному пониманию ее сути, которое родилось в Египте, позже было утеряно и вновь привлекает наших современников, пытающихся «приоткрыть покрывало».

Притяжение Великой Матери

Образ Исиды, ставший краеугольным для истории египетской цивилизации, в особенности на заключительном этапе ее существования, впитал в себя всю образность и многопластовую символичность египетского мировоззрения. Древняя богиня-мать, изображавшаяся еще в додинастическую эпоху в облике танцующей женщины с птичьим лицом и поднятыми вверх руками, словно имитирующими форму рогов священной коровы, ипостась и дополнение Хатхор , она «обретает» свое имя в письменных источниках лишь при V династии в Текстах пирамид, где вместе с Осирисом она становится гарантом вечной и нескончаемой жизни для умершего. Позже, при VI династии мы встречаем имя ее жреца, Неферка по прозвищу Пепианх, жившего в районе среднеегипетского города Куса , в титулатуре которого имя Исиды теологически связывалось с именем Хатхор, богини, чье имя известно нам с глубочайшей древности. Вплоть до Нового царства ее изображения, если не считать росписи на саркофагах XI-XII династий, нам не известны, и тем не менее только в Текстах пирамид она упоминается более семидесяти раз, а в Текстах саркофагов еще чаще, что свидетельствует о ее значимости.
Символ богини, составляющий ее имя – это престол, символ царской власти, на котором восседает фараон, опускаясь, тем самым, на колени своей Предвечной матери, подобно тому, как сидел на коленях Исиды ее сын Хор, воплощением которого являлся каждый царь. Этот трон – магическая сила, дающая фараону царственность и магическую защиту, это то, что делает его фараоном. В египетском языке имя Исиды было связано с корнем, означающим «иметь власть», что позволяет интерпретировать и имя Осириса, в которое, как известно, также входил иероглиф трона. Еще одно важное значение имени богини – «место», которое в случае с миром божественным может также интерпретироваться как «место почитания» божества, место, в котором происходит воссоединение мира земного и мира небесного в момент культового действия, место, где возможен переход из существующей реальности в запредельные области, известные лишь богам, и наоборот.
Исида, богиня всеегипетская, происходила из Дельты из города, считавшегося одним из крупнейших мест ее культа, и называвшегося египтянами Хебет, греками – Исейоном, а римлянами – Исеумом. Сегодня развалины храма богини, возведенного Нектанебом II в Бехбейт эль-Хагар, как это место было названо арабами, все еще представляют собой величественное зрелище, и ждет своего исследователя. Время правления XXX династии стало эпохой особенного почитания богини. Храмы Исеума и обитель Исиды на острове Филе превзошли все остальные ее культовые центры. Тем не менее, хорошо известны другие места ее почитания: храм Исиды «владычицы пирамиды» в Гизе, у подножия пирамиды царицы Хенутсен, супруги Хуфу; святилище в грандиозном храме Сети I в Абидосе; небольшой храм Эвергета I и Береники, посвященный богине в пригороде Асуана; храм Августа, сооруженный в Дендере на месте, где, согласно легенде, Нут родила Исиду и, наконец, обитель богини в Дейр эль-Шелуит, к югу от Мединет Абу в Фивах.
Исида воплощала в себе египетскую мечту об идеале женственности и материнства. Верная и любящая супруга, жертвенная ради своего супруга, скитающаяся по всему Египту и иноземным страна в поисках тела своего горячо любимого мужа, убитого братом, всесильная волшебница, зачинающая от мертвого, оживленного лишь на мгновение, тела свое дитя и, наконец, мать, вырастившая в болотах Ах-бит сына Хора, обеспечившая ему жизнь и защиту, воскуряющая перед ним, согласно Текстам пирамид, благовония, дабы «он мог идти по земле в белых сандалиях своих и увидеть отца своего, Осириса», богиня одновременно поистине человеческим и сверхчеловеческим подвигом, незадолго до новой эры превзошла всех других египетских богинь и стала символом Египта, который, как известно, также воспринимался древними как существо женского пола, законная супруга фараона. Исида, вместившая в себя семя Осириса, тем самым беременна «будущим», наследником царства, который, одновременно, и есть ее супруг, перерождающийся в облике своего сына:
«Бьется пламя, в страхе боги, ибо зачала Исида от семени брата своего Осириса. Говорит она: «О вы, боги! Вот – я Исида, сестра Осириса, рыдавшая по отцу богов… Семя его в утробе моей, создала я облик бога в яйце как сына моего, того, кто во главе Эннеады. Будет он править страной этой, наследством отца своего Геба… Придите же, о вы, боги, защитите его в утробе моей для того, кого знаете вы в сердцах ваших. Он – господин ваш, бог, тот, кто в яйце своем, лазуритоволосый обликом, властитель богов… Я – Исида, более божественная и священная, чем все боги, ибо бог в этой утробе моей и он – семя Осириса».
История человечной богини, которая тем самым давала простому египтянину надежду на обретение бессмертия, невероятно жизненна и, в то же время, мистична. Облаченная в траурные одеяния плакальщица джерит – «соколица», всесильная чарами царица-колдунья, способная оживить мертвого и боящаяся за сына мать, «свившая» для своего ребенка «гнездо» из тростников, Исида – непревзойденная высота египетской веры в женственность, истинная «матерь бога» на протяжении тысячелетий существования египетской культуры, которая, в отличие от христианского понимания образа богоматери была не земной женщиной, получившей божественный дух, но богиней, снизошедшей до человека в своей милости. С небесной сферой Исиду связывают представления о ней как о богине горизонта, которая вместе с сестрой, Нефтидой, перекладывает солнечного бога с дневной ладьи на ночную, стоя у великих врат Запада, т.е. загробного мира. Как Сепедет или Сириус, ярчайшая звезда небосвода, провозглашающая нильское половодье во время своего гелиакического восхода, невидимая до этого в течение 70 дней – дней траура по Осирису, Исида изображается в золотой короне из перьев, стоящей в ладье позади ладьи своего супруга Ориона, которого египтяне понимали как ипостась Осириса. Исида-Сепедет – еще и властительница судеб, именуемая в поздних текстах «Год», так как в день появления на небосклоне Сириуса, считавшийся днем рождения Исиды, предсказывались судьбы грядущего года, причем не только судьбы живых людей и царя, но и, возможно, судьба самого Египта.
Исида – это и образ страдания, богиня, которой сам Ра перебивает ноги , которой собственный сын Хор в ярости отрезает голову , которая от него же, овладевшего собственной матерью, рождает четырех сыновей – духов Имсети, Хепи, Дуамутефа и Кебехсенуфа, защитников внутренностей умерших; все тот же Хор в другом мифе отрезает ей руку, заменив ее потом на конечность коровы. Многоликость и всепроявленность богини, свойственная крупнейшим божествам египетской религии, позволяет увидеть ее почти в каждом женском божестве. В Коптосе Исида становится матерью Мина, отождествленного с Хором и, одновременно, его супругой; в Ассиуте она предстает как мать Упуата, родившая его от Осириса. Более того, как «великая мать бога», т.е. Хора, она отождествляется с Хатхор, становясь в греко-римскую эпоху ее вторым лицом и принимая от нее еще в Новом царстве типичную иконографию: коровьи рога и солнечный диск промеж них, установленных на голове, в знак того, что богиня – великая корова, плотью которой стало небо, стоящая над земным миром.
Впрочем, сколько не была бы богатой иконография и символизм богини, главный аспект образа Исиды заключен именно в цикле осирических преданий. Именно в действиях Исиды, ее словах и ее заклинаниях заключена тайна возрождения и победы над смертью, тайна священного молока, которым она кормит умершего царя в Текстах пирамид , и которым она совершает возлияния каждые десять дней на запретном острове Биге, почитавшемся в качестве главной гробницы Осириса.
Саркофаг, в который заключено тело убитого Осириса, также отождествляется не только с телом Нут, матери бога, но и с Исидой, которая, склоняясь в облике птицы над мумией супруга, окутывает его своими божественными крыльями, дающими исцеление и защиту. Как Шентаит – «ткущая бесконечность», Исида предстает едва ли не главной фигурой церемониала возрождения Осириса в месяц Хойяк , великой подательницей жизни, древней богиней заупокойного культа, участие в котором навсегда останется одной из ее неотъемлемых функций. Имя богини-посредницы, связанной с загробным миром, не входит в Древнем царстве ни в одно из тефорных имен, как, впрочем, и имена других божеств, тесно связанных с заупокойным культом. Вместе с развитием представлений об отождествлении с Осирисом каждого умершего и демократизацией царского погребального ритуала, отдельные элементы которого становятся общедоступными, образ Исиды приобретает поистине грандиозный размах. Фигура богини появляется на изножьях саркофагов, в то время как изображение ее сестры Нефтиды – на изголовьях; богиня вместе с другими великими защитницами – Нейт, Нефтидой и Селкет охраняет внутренности умершего и его канопы, вместе с самой Нут еще с эпохи Текстов пирамид дает ему возрождение:
«Исида обратится к тебе и Нефтида будет говорить с тобой. Духи правогласные придут к тебе, склоненные, и будут целовать землю у стоп твоих, в трепете перед тобой… И выйдешь ты к небесной матери своей Нут; возьмет она руку твою и поведет тебя дорогой к горизонту, к месту, где пребывает Ра. Двойные двери небес будут открыты для тебя…»
Как богиня защитница мертвых Исида отождествлялась с Иментет, богиней Прекрасного Запада, ипостасью Хатхор, часто изображавшейся на дне саркофагов частных лиц и персонифицировавшей пески западной пустыни, пространство, где умирает солнце, где погребают умерших и где в то же время, начинается путь божества и человека к возрождению. От имени Исиды, распростершей руки в жесте защиты у ковчега с канопами Тутанхамона, найденными в его гробнице, царю дается то покровительство богини, каким был наделен Осирис:
«Я пришла. Я укрою сына в объятьях своих, Владыку Обеих земель Небхепрура, правогласного. Я буду его защитой в вечности, таковой, какая я для Осириса…»
Исида и Нефтида, богини горизонтов, приобщают умершего царя к странствию солнца на ладьях, отголоском представлений о которых были гигантские корабли из кедрового дерева, обнаруженные в тайниках у подножия пирамиды Хуфу:
«Будешь ты выходить и будешь ты опускаться, опускаясь с Нефтидой, и станешь ты темным с ладьей солнца ночной. Будешь ты выходить и будешь ты опускаться, выходя с Исидой, восходя с утренней ладьей солнца».
Именно пограничные владения, то, что она родила земного сына от отца, пребывающего в загробном мире и стала «путем», сквозь который произошло снисхождение в мир божества, а также могущество в царстве живых и в пространстве мертвых сделали позже Исиду объектом мистериального культа, величественного и проникновенного, ставшего одним из интереснейших явлений религиозной ойкумены греко-римского времени.
Как залог жизни и ее продолжения Исида доходит в египетском мировоззрении и, в частности, в ритуалах храма в Бехбейт эль-Хагар до степени андрогинного бога-творца, всетворящей сущности, которая провозглашает неделимость своего состояния словами:
«Я, ставшая мужчиной, пребывающая женщиной».
«Птица», свившая свое «гнездо» в болотах Дельты, Исида выступает как «женщина, знающая магические слова» , которая, несмотря на то, что «сердце ее отвернулось от миллионов людей и обратилось к миллионам богов», именно для людей находит спасение от яда змей и скорпионов, колдовства и порчи, пройдя сквозь все эти испытания с младенцем Хором на руках. Богиня здесь не просто благосклонна к просящему, но и прозорлива и всеведуща, наиболее близка к образу простой женщины, несущей мудрость. Заклинания, призывающие на помощь Исиду в случае опасности, использовались и ранними христианами, которым уничтожение лика богини в древних святилищ не мешало, тем не менее, пользоваться священным знанием предков. Богиня, предстающая как в облике женщины «прекрасноликой, совершенной очами» , так и как птица, корова, змея или самка гиппопотама, милостива как к людям, так и к богам: в шестой час ночи она вместе с Хека, богом магии, тащит волоком ладью Солнечного бога сквозь полное опасностей пространство Дуата.
Богиня, изображавшаяся с младенцем на коленях, с руками-крыльями, защищающими супруга или же коленопреклоненной с поднятой к лицу в жесте плача рукой, была для Египта, а позже и для всего Средиземноморья, подлинным воплощением надежды на спасение и помощи смертным в трудностях их земного существования. Впрочем, зачастую мы лишь догадываемся о функциях Исиды и сложность и многообразие ее облика «лишь доказывает тот факт, что древние божества не должны восприниматься как непосредственное отражение каких-либо функций или понятий, обладая порой всем богатством противоречий и многообразия, присущего живым и преисполненным этой жизнью существам». Именно в силу этой непреходящей жизненности Исида пережила и сам Египет, стала богиней иной цивилизации, наполнив новые образы силой своей легенды о защитнице любимого супруга, владычице «слов власти»:
«Сестра его дала ему защиту свою,
Увела прочь противников его,
Остановившая дела супостата силой уст своих,
Прекрасная речью, чьи слова никогда не будут повергнуты,
Действенная приказаниями,
Исида благая, защитившая своего брата,
Искавшая его неустанно,
Обошедшая эту землю с плачем,
Не знавшая отдыха до находки его,
Сотворившая тень перьями своими,
Создавшая ветер северный крыльями своими,
Ликующая, возродившая брата своего,
Поднявшая усталость утомленного,
Принявшая семя его, наследника давшая,
В тайне дитя грудью вскормившая,
В месте, где был он, никому не ведомый…»

(c) Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. — М., 2006, с. 350-365. Сноски опущены.

ИСИС Богиня плодородия

Исида — богиня плодородия

Исида была древнеегипетской богиней плодородия и была также известна как богиня материнства, магии, смерти, исцеления и возрождения. Исида была первой дочерью Геба и Нут, бога земли и богини неба. Исида была сестрой Осириса, который впоследствии стал и ее мужем. Сыном Исиды и Осириса был Гор.

 

Другие имена Исиды

Другими именами, под которыми Исида была известна в Египте, являются Аусет, Асет или Эсет, которые часто ассоциировались со словом, означающим «трон». После смерти своего мужа Осириса Исида стала богиней мертвых и похоронных обрядов, за которыми он ранее наблюдал. Она была и сестрой, и женой Осириса, но в Древнем Египте инцест считался нормальным явлением в жизни египетских богов, поскольку он поддерживал священную родословную богов. Исида также рекламировалась как мать и защитница фараонов.

 

Подробнее об Исиде

Основная функция Исиды была богиней магии, любви, материнства и плодородия. Она была членом Эннеады и частью девяти самых важных богов Древнего Египта. Символами, использованными для нее, были головной убор «трон», лунный диск с коровьими рогами, платан, коршун, распростертые крылья и трон.

 

Дополнительные символы для богини ИГИЛ 

Исида обычно изображалась в виде женщины в длинном платье-футляре с пустым троном в качестве головного убора. Пустой головной убор символизировал смерть ее мужа и ее роль средоточия власти фараона. В некоторых сценах она предстает как женщина в головном уборе из солнечного диска и рога. В некоторых редких сценах она женщина с головой коровы. Она также представлена ​​как богиня ветра в виде женщины с распростертыми крыльями. Ее также видят с Гором, ее сыном, короной и стервятником, или женщиной, держащей лотос. На небе ее символом является звезда Септ (Сириус). Испуганные животные Исиды — коровы, змеи и скорпионы. Она также является покровительницей ястребов, ласточек, голубей и грифов.

 

Исида как богиня материнства и плодородия

Исида упоминалась как богиня-мать, где она представляла материнский дух в самой чистой форме. Она была божественной подательницей жизни и почиталась как мать одного из самых могущественных богов, Гора. Говорят, что она была матерью всех фараонов и всего Египта. Вместе с Хатор она сыграла роль кормилицы Гора. Исида также известна тем, что предлагает египтянам знания о выращивании и преимуществах выращивания вдоль реки Нил. Считается, что ежегодный разлив Нила — это слезы Исиды, вышедшие из-за смерти ее мужа, которым предшествовало появление на небе звезды Септ (Сириус). Эта легенда известна и сегодня как ежегодное празднование «Ночи капли».

 

Египетская богиня женщин и плодородия

Исида была древнеегипетской богиней брака, плодородия, материнства, магии и медицины. Об Исиде в Египте существует множество мифов и легенд, и египетская литература использует несколько имен и титулов для этой богини. Поклонение Исиде, ее храмам и ее культу распространилось по Египту и некоторым частям Европы.

Имена, Титулы и Роли

Исида — «Богиня с десятью тысячами имен»

Хотя это утверждение является преувеличением, у нее действительно много имен Некоторые из них: Асет, Ауст, Эенохебис, Эсет, Эсу, Хесат, Яху , Унт, Уретекау и Веретекау.

Исида также была связана с другими египетскими богинями, Сехмет и Хатхор. Греки поклонялись Исиде и связывали ее со своими богинями; Персефона, Тефия и Афина.

 

© Рис Дэвенпорт — Статуя Исиды

Исида также известна под разными именами, например, :

  • Божественная
  • Королева всех богов
  • Царица Небесная
  • Создатель рассвета
  • Богородица

Наиболее важными ролями Исиды были :

  • Ее положение жены Осириса и матери Гора.
  • Роль Исиды как богини плодородия также была важна и заставляла многих женщин поклоняться ей.
  • Ее положение богини магии: люди обращались к ней и ее культу за заклинаниями для решения проблем. Говорят, что ей удалось обманом заставить Ра раскрыть ей свое тайное имя, и при этом Исида получила множество магических сил.

В некоторых других своих ролях у Исиды были имена, связанные с каждой ролью :

  • Кхут: податель света в начале нового года
  • Усерт: богиня земли
  • Тененет: богиня Туата (подземного мира)
  • Сатис: сила разлива Нила
  • Анхет: обеспечивает плодородие вод и обнимает землю
  • Кехет: богиня полей и возделываемых земель
  • Рененет: богиня урожая
  • Чефт: богиня еды, предлагаемой богам людьми
  • Амент: госпожа подземного мира, которая восстанавливала тела мертвых, чтобы они могли жить с Осирисом в его царстве.

© Darla Hueske — Богиня Исида — друг ремесленников

Как чествовали Исиду?

У Исиды был культ, который распространился по всему Египту и некоторым частям Европы. Люди поклонялись Исиде как идеальной плодородной матери . Женщины поклонялись в ее культе и временами были ее основными поклонницами. Еще одним способом, которым египтяне чтили Исиду, были изображения и статуи, помещенные в ее храмы. Она была частью триады божеств наряду с Осирисом и Гором.

Исида часто изображается кормящей Гора или фараона. Некоторые аспекты ее материнства могли повлиять на раннехристианские представления о Дева Мария . Люди верили, что ее священники могут лечить болезни, и устраивали праздники для нее и ее четырех братьев и сестер. Они происходили пять дней подряд в конце года.

 

© Walwyn — Изображения в храме Филе

 

Храмы

Два основных храма, посвященных Изиде (в Египте), находились по адресу Бехбейт-эль-Хагар и Филе. Строительство Бехбейт-эль-Хагара началось в Поздний период и использовалось в период Птолемеев. Строителями этого храма были цари Тридцатой династии, преданно поклонявшиеся Исиде. Бехбейт эль-Хагар служила под стать храму Исиды в Филе, в Верхнем Египте.

Строительство храма на острове Филе началось во времена Двадцать пятой династии. Но до греко-римского периода он не был выдающимся храмом. Ученые перенесли храм Исиды в Филе в 1960-х годах, чтобы спасти его от наводнения после строительства Асуанской плотины. Этот храм уцелел, потому что люди не убрали его камни для строительства других зданий.

Генеалогическое древо

© Hornet Arts — Isis and Osiris

  • Отец : Геб, бог земли
  • Мать : Орех, бог неба
  • Брат/Муж : Осирис, бог мертвых и воскрешений
  • Брат : Сет, бог зла и тьмы
  • Сестра : Нептис, богиня тьмы, разложения и смерти
  • Брат/Сын : Гор, бог неба, бог царствования
  • Племянник/Сын : Анубис, бог бальзамирования. Анубис был сыном Нептиды от Осириса или Сета. Его мать бросила его в младенчестве, но Исида нашла его и вырастила как своего сына.
  • Племянник/Сын : Мести, охранял печень мертвых в канопическом кувшине, хранитель Юга
  • Племянник/Сын : Хапи, охранял легкие мертвых в канопическом кувшине, хранитель Севера
  • Племянник/Сын : Кеф-Сеннуф, охранял внутренности мертвых в канопическом кувшине, хранитель Запада
  • Племянник/Сын : Туамутеф, охранял желудок умершего в канопическом кувшине, хранитель Востока

 

Символы

Несколько символов связаны с Исидой:

  • Сентябрь : звезда, ознаменовавшая начало нового года и начало разлива Нила.
  • Thet : пряжка или узел Исиды. Они могли представлять собой стилизованную матку с ее лигатурами и влагалищем. Обычно он был сделан из красного вещества и олицетворял кровь и жизнь.
  • Священные животные : корова, скорпион и змея.
  • Священные птицы : голубь, ястреб, ласточка и гриф.

Изображения

© Don McCrady — Изображение Исиды

Изображения Исиды изображают ее как богиню и человеческую женщину. Как богиня, она носит головной убор стервятника . Это напоминало птицу, лежащую животом на макушке Исиды, с головой, прижатой ко лбу, и крыльями, свисающими по обеим сторонам головы. Исида носит украшенный драгоценностями воротник и платье в пол. В руках она держит папирусный скипетр и анкх и часто изображается с длинными крыльями.

Иногда Исида носит корону вместо головного убора. Одна корона имеет рога, окружающие солнечный диск. Другая корона имеет рога барана под двойной короной, чтобы связать Исиду с Осирисом. Изображения, изображающие Исиду в образе человеческой женщины, показывают, что она носит более простую одежду, но на ее головном уборе есть символ урея.

 

Миф о рождении Гора и Скорпиона

Одна из самых важных легенд об Исиде касается рождения Гора и миф о скорпионе . Эта история начинается с того, что Сет запечатывает Осириса в гробу и бросает его в Нил. Это опустошило Исиду, поэтому она искала его и нашла гроб внутри кедровой колонны в другой стране. Она вернула Осириса в Египет и оплакивала его. Сет нашел гроб, вытащил тело Осириса и разорвал его на четырнадцать частей.

Исида плакала, ища осколки, и Нефтис услышала ее. Нефтис помогла Исиде найти тринадцать осколков, но последний кусок съел нильское существо. Тот научил Исиду заклинанию, которое позволило ей собрать Осириса, и она использовала воск, чтобы заменить недостающую часть. Заклинание также вернуло Осириса к жизни на одну ночь, он и Исида вступили в половую связь, и она зачала Гора.

© walter sedriks — Исида кормит Гора

На следующее утро Осирис отправился в Туат. Сет заточил Исиду, но Тот помог ей сбежать. Исида путешествовала в окружении своих семи богинь-скорпионов; Тефен, Бефен, Местет, Местетеф, Петет, Тетет и Маатет. Они путешествовали, пока не пришли в деревню возле папирусного болота. Исида постучала в дверь богатой женщины в поисках помощи, но женщина отослала ее. Потом она пришла в дом крестьянки, которая взяла Исиду в свой дом.

Семь богинь-скорпионов разозлились, поэтому Тефен вернулась в дом богатой женщины, ужалила ее сына и подожгла дом. Исида услышала горе женщины и вернула сыну жизнь. Она родила Гора на ложе из папируса и спрятала его от Сета. Однажды Сет послал скорпиона, чтобы ужалить Гора, но Исида смогла его спасти.

 

Получение силы Ра

Другая легенда рассказывает, как Исида взяла силу Ра для Гора. Ра был стариком, и изо рта у него текла слюна. Исида взяла немного слюны и смешала ее с землей, чтобы создать змею, которая ужалила Ра. Она пообещала исцелить Ра в обмен на его секретное имя, которое она могла бы использовать, чтобы контролировать его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *