Схема феодальная лестница 6 класс – Феодальная лестница – схема. Феодализм. Объяснение феодальной лестницы

Урок с элементами игры в 6 классе по теме “Феодальная раздробленность в Европе “

Открытый урок в 6а классе по теме:

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

Цели:

1.  Выяснить причины феодальной раздробленности.

2.  Показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти.

3.  Государства в период феодальной раздробленности.

♦ Основные понятия и термины: феодализм, феодал,
феодальное общество, феодальная лестница, междоусобные
войны, вассалы, сеньоры, герцог, граф, барон, виконт, рыцарь.

Оборудование: карта «Империя Карла Великого».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Материал прошлого урока позволяет сравнительно быстро и качественно проверить знания учащихся. Рекомендуется провести устный опрос по следующим вопросам:

=> Объяснить причины распространения христианства в Европе.

=> Причины возникновения Папской области.

=> На основе текста и иллюстрации описать устройство монастыря и жизнь монахов в нем.

Основные понятия темы проверяются письменно.

 

Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.   Причины распада империи Карла I.

2.   Междоусобные войны.

3.   Феодальная лестница.

4.   Слабость королевской власти во Франции.

5. Образование Священной Римской империи и Венгерского
королевства.

 1. Причины распада империи Карла I.

Переходя к изучению нового материала, очень важно рассмотреть факт распада империи Карла Великого как проявление начавшегося процесса феодальной раздробленности.

Вопрос о причинах феодальной раздробленности сложен для шестиклассников. Учащиеся лучше поймут причины распада империи, если вспомнят причины ее образования.

Рассказ учителя:

И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов: пока феодалы нуждались в захвате земель и закрепощении крестьян, они поддерживали центральную власть – власть императора. Но когда сложились крупные земельные владения и крестьяне попали в зависимость к феодалам, знать перестала поддерживать центральную власть.

Раннефеодальные государства, созданные силой оружия, были непрочными. Завоеванные Карлом Великим народы и племена продолжали жить по своим обычаям, говорить на разных языках. При натуральном хозяйстве между частями империи не было прочных хозяйственных связей. Поэтому начавшаяся борьба между наследниками Карла Великого привела к распаду империи. Феодалы поддерживали местных правителей в каждой части огромного государства. В условиях натурального хозяйства этот распад на отдельные государства должен был неминуемо продолжаться. Владелец земли не зависел в хозяйственном отношении от других феодалов: каждое владение было самостоятельным мирком. Чтобы принудить крестьян нести феодальные повинности, феодал нуждался в собственном аппарате принуждения: у него был свой поместный
суд, отряд воинов, приказчики и слуги. Власть феодала была основана на том, что он был не только владельцем земли, то и господином над живущими на ней крестьянами.

Учителю необходимо раскрыть полномочия власти феодалов над крестьянами; показать феодалов как носителей государственной власти (полномочия перечислены в учебнике, § 3).

Король передавал эти полномочия феодалам потому, что они уже фактически ими пользовались. Прежние племенные вожди (герцоги) и назначенные королем правители областей (графы) закрепили в наследственное владение свои области и стали там независимыми государями.

2.  Междоусобные войны.

Сущность и причины междоусобных войн ученики усваивают без особых затруднений. Нужно обратить внимание учащихся на то, что в условиях натурального хозяйства захват земли с крестьянами и грабеж чужих владений были для феодалов единственными способами увеличить
свои доходы, усилить власть и влияние.

Распространение в некоторых странах обычая передавать феод старшему сыну привело к появлению в Европе в XI веке множества безземельных странствующих рыцарей, грабивших путников на дорогах и готовых отправиться в поход хоть на край света в поисках славы и добычи. Рыцари без христианского сострадания относились к тем, кого грабили, не жалели чужой жизни.

[Т] Работа с учебником и иллюстрацией «Разорение деревни во время войны» (с. 33).

Знакомясь с последствиями междоусобных войн, учащиеся рассматривают иллюстрацию и рассказывают, какие бедствия при этом терпели крестьяне.

3.  Феодальная лестница. Далее учитель ставит вопрос:
=> Что такое феод и каковы его признаки?

После ответов учащиеся переходят к рассмотрению вопроса об организации класса феодалов в виде феодальной лестницы (схема № 6).

Схема № 6

Феодальная лестница

Король

Герцоги и графы

Бароны

Рыцари

Крестьяне
(не входят в феодальную лестницу)

 

Ребята с удовольствием выстраивают свою феодальную лестницу.

Игра помогает понять, что каждый крупный феодал был сеньором для более мелких феодалов, которые «держали» у него землю (феоды) и были его вассалами.

Учитель ставит вопрос:

=> Чьими вассалами были графы, а чьими – бароны; для кого они были сеньорами?

Выясняя назначение феодальной лестницы, характеризуем взаимные обязанности сеньоров и вассалов:

 

Обязанности

сеньоров

вассалов

1) давать вассалам в «держание»
землю;

2) оказывать им защиту и
покровительство.

1)   выступать по приказу в поход;

2)   участвовать в суде сеньора;

3)   выкупать его из плена;

4)   помогать ему советом и деньгами.

В жизни взаимные обязанности сеньоров и вассалов часто нарушались. Случалось, что вассалы предавали своих сеньоров и шли на них войной, а сеньоры порой взыскивали с вассалов чрезмерные поборы или, вопреки договору, заставляли вассалов слишком долго служить в своем войске. Противоречия между ними приводили к столкновениям.

4. Слабость королевской власти во Франции.

Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос:

=> Почему в условиях феодальной раздробленности сохранялась королевская власть?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу: король оставался главой феодалов в стране. Он был необходим феодалам для организации отпора при нападении на страну внешних врагов и как верховный судья в их спорах из-за земли и иных источников дохода.

На примере Франции рекомендуется объяснить учащимся, в чем проявлялась слабость королевской власти.

Французское королевство состояло из 14 крупных феодальных владений. Многие феодалы могли иметь намного больше земель, чем сам король. Герцоги и графы стали считать короля «первым среди равных», поэтому они могли не всегда подчиняться приказам короля. Во владения короля Франции на северо-востоке страны входили города Париж и Орлеан. Король не имел полноценной власти над всей страной.

Король не мог: издавать общие для всей страны законы; собирать налоги.

У короля не было: постоянного войска; оплачиваемых чиновников.

Жил король за счет доходов от своих имений. Военные силы королевской власти состояли из отрядов вассалов, которые получали феоды во владениях короля.

Власть королей из династии Каролингов ослабла. В конце X века крупные феодалы избрали королем графа Гуго Капета, и королевская династия стала именоваться Капетингами.

5. Образование Священной Римской империи.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом § 4, п. 2 «Образование Священной Римской империи и отвечают на вопрос 2(с. 44).

=> Как образовались Священная Римская империя и Венгерское королевство?

 

III. Закрепление изученного материала.

Составление схемы № 7 «Феодальная раздробленность» может
стать закреплением данной темы.

Схема № 7

Феодальная раздробленность

 843 г. – Верденский договор –
распад империи Карла Великого

Франция

Германия

Италия

Дальнейшее феодальное раздробление образовавшихся государств

Причины феодальной раздробленности

1.  Укрепление собственности феодалов на землю.

2. Феодалы перестали нуждаться в сильной центральной власти, и следовательно, перестали ее поддерживать.

3.  Господство натурального хозяйства.

4. Отсутствовали хозяйственные связи между областями и народами.

Особенности феодальной раздробленности в истории Европы

1.   Независимость феодалов.

2.   Слабость королевской власти.

3.   Междоусобные войны.

4.   Феодальная лестница: сеньоры и вассалы.

 

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 3, п. 5-7; § 4, п. 1-2; ответить письменно на вопросы 3, 4, 5, с. 36; контурная карта № 1.

infourok.ru

Феодальное общество. Видеоурок. Всеобщая история 6 Класс

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» – духовенство, «тех, кто воюет» – рыцарей и «тех, кто работает» – крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.
А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

Тема: Феодальная система Западной Европы

Урок: Феодальное общество

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» — духовенство, «тех, кто воюет» — рыцарей и «тех, кто работает» — крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.А еще вы узнаете, как должен выглядеть и как должен себя вести настоящий рыцарь.

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писаными законами и установлениями.

Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу, они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными). Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать сеньора из плена. Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждал их за службу, обязан был заботиться об их осиротевших детях. Случалось, что вассалы выступали против своих сеньоров, не выполняли их приказов или переходили к другому сеньору. И тогда только силой можно было заставить их подчиниться, особенно если сеньор вынуждал вассалов слишком долго участвовать в войне или плохо награждал за службу.

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьей в спорах между ними и во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати (аристократии) — герцогов и графов. Ниже стояли бароны и виконты — вассалы герцогов и графов. Бароны были сеньорами рыцарей, у которых уже не было своих вассалов. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Если они не были вассалами короля, то могли не выполнять его приказы. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Отношения между феодалами напоминали лестницу, на верхних ступеньках которой стояли самые крупные феодалы, на нижних — средние, еще ниже — мелкие. Такую организацию феодалов историки называют феодальной лестницей.

 

Рис. 1. Феодальная лестница (Источник)

Феодальное право регулировало также отношения между господами и их зависимыми крестьянами. Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больший, чем предусматривался обычаем этой общины или договором между крестьянами и господином земли. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое обычно называют рыцарским.

Начиная с VIII в. для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок в зависимости от возможностей — огромный или скромный. Замок — это жилище феодала и его крепость. Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях. Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Рис. 2. Средневековый замок в Испании (Источник)

Над всеми постройками возвышалась глав­ная башня — донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса­ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо­жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был во­оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей — тяжелой дубиной с металличес­ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетен­ная из железных колец (иногда в 2–3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени­ли латы — доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас­ности он опускал на лицо забрало — металли­ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра­жались рыцари на сильных, выносливых ко­нях, которые также были защищены доспеха­ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не­сколько вооруженных воинов, конных и пе­ших, — целая «боевая единица». Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто­вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета­нии копья, учились приемам и тактике боя.

Рис. 3. Рыцарь и оруженосец (Источник)

Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и девиз — краткое изречение, обычно объясняв­шее смысл герба. Рыцари не стеснялись грабить побежден­ных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли­вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа­емые от крестьян, и военную добычу чаще все­го тратили на подарки, пиры и угощения дру­зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов. Другим важным качеством рыцаря счита­лась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клей­мо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» — сказано в одной из поэм. В сказани­ях о рыцарях воспевались смелость, удаль, пре­зрение к смерти, благородство. В этот выработанный кодекс (законы) ры­царской чести входили и другие особые прави­ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным. Но эти правила рыцарской чести применя­лись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородны­ми», рыцари презирали, вели себя с ними вы­сокомерно и жестоко.

 

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Все учебники (Источник).

2. История Средних веков (Источник).

3. Medieval-age.ru (Источник).

4. Infbez.net (Источник).

5. Pochit.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Назовите три сословия средневекового общества

2. Почему крестьяне не входили в феодальную лестницу?

3. Какие права и обязанности связывали сеньоров и вассалов?

4. Опишите средневековый замок

5. Какое вооружение использовали рыцари?

6. Назовите основные положения кодекса рыцарской чести.

interneturok.ru

Феодальная лестница

В Средние века в Европе сложился феодализм – общественный строй, в котором имелись два класса: феодалы и зависимые крестьяне. Особая система взаимоотношений вассалов получила название вассальной. Отношения старшинства и подчинения между вассалами и сеньорами складывались наподобие лестницы.

Поэтому порядок взаимного подчинения феодалов, при котором король являлся сюзереном для крупных феодалов, в поте лица крупные для средних, а те в свою очередь для мелких, историки называют феодальной лестницей. Верхнюю ступень на этой лестнице занимал король, ниже располагались герцоги и графы, ещё ниже – бароны, а на самой нижней ступени находились простые, то есть нетитулованные, рыцари. Зависимые крестьяне не имели к этой лестнице никакого отношения. Для них все перечисленные лица были господами, или сеньорами, на которых крестьяне были обязаны гнуть спину от зари и до зари.

Дарование льгот горожанам

Отношения вассалитета сложились в VIII—IX вв. во Франкском королевстве и окончательно оформились, когда король Людовик I Благочестивый (814-840) повелел, чтобы каждый из его подданных был чьим-то «человеком». Король, считавшийся вассалом папы римского или даже самого Бога, жаловал землю своим вассалам – герцогам и графам, те – баронам, а бароны – простым рыцарям. За это вассал был обязан помогать своему сюзерену советом, служить в его войске (обычно 40 дней в году), а если сюзерен оказался в плену, то приложить все усилия для его выкупа. В свою очередь сеньору полагалось оказывать вассалу защиту и покровительство.

Герцоги и графы имели право чеканить собственную монету, собирать на подвластных землях налоги, вершить суд и принимать иные решения вне зависимости от воли короля, который в эпоху феодальной раздробленности был лишь «первым среди равных». Во многих странах континентальной Европы действовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал», по которому непрямой вассал короля не был обязан ему подчиняться.

В Англии утвердился иной порядок: король как верховный собственник всей земли принимал присягу на верность от всех феодалов, и все они были обязаны исполнять его волю. Отношения между сеньором и вассалом закреплялись принесением присяги на верность и совершением оммажа — символической церемонии, оформлявшей заключение вассального договора.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Феодальная раздробленность Западной Европы в IX­-XI веках

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДАВЫДОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Урок истории в 6 классе

«Феодальная раздробленность Западной Европы в IX- XI

Левадная Ирина Михайловна

Учитель истории и обществознания.

[email protected]

Краткое описание работы.

Разработка урока «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI в.в.» составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: формирование новых знаний в рамках модульной технологии. В разработке подробно представлены планируемые образовательные результаты. Для проведения данного урока необходимо наличие схемы »Феодальная лестница», иллюстраций учебника, компьютера и мультимедийного проектора. Урок состоит из микромодулей: микромодуля интригующего образа, микромодуля мышления на основе воспоминания, концентра, действенного закрепления, раскрытия интриги и рефлексии.  На уроке осуществляются различные виды групповой и индивидуальной работы, отрабатываются предметные и метапредметные умения и навыки.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

(Урок логического мышления)

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок логического мышления (комбинированный).

Планируемые  образовательные результаты:

Предметные:

 научатся овладевать целостными представлениями об историческом пути народов в IX-XI в.в; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя основные  и дополнительные источники информации; читать историческую карту; работать со схемами.

Метапредметные УУД:

Познавательные: работают с иллюстративным материалом, используют современные источники информации, выделяют существенную информацию из текста, формулируют и обосновывают выводы, осознанно строят речевое высказывание в письменной форме.

Регулятивные: выделяют учебные задачи, выбирают способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют пошаговый контроль и коррекцию своей деятельности, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, владеют диалогической формой речи, определяют способы взаимодействия в группе и паре.

Личностные: понимают необходимость учения, осознают ответственность за общее дело, проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации.

Оборудование: схема «Феодальная лестница»; иллюстрации учебника; компьютер, мультимедийный проектор.

Основное содержание темы, понятия и термины: причины феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры, междоусобные войны, герцог, граф, барон, виконт, рыцари.

I. Микромодуль интригующего образа.

Учитель: Ребята, какие вы знаете жесты руками? Что они обозначают? Какой  жест самый распространенный на уроках? (Дети показывают знакомые им жесты)

Давайте будем отвечать на уроке, используя только этот жест (поднятая рука).

Учитель читает отрывок из документа:

«Впредь от настоящего часа я, Раймонд, сын Гарсенды, не обману Раймонда виконта… ни в том, что касается его жизни, ни в том, что касается членов его тела, и не лишу его жизни, и не захвачу в плен, и ни один мужчина и ни одна женщина по моему совету и по моему умышлению (не сделает это). И не отниму у тебя ни городов твоих, ни замков, ни феодов твоих, какие имеешь и впредь с моею помощью приобрести сможешь… И если кто-либо из мужчин или женщин это сделает, я, Раймонд… буду твоим помощником по чести и без коварства в тот самый час, как ты призовешь меня сам или через своих уполномоченных».

(Запись о клятве, какую принес Раймонд Беренджер Раймонду Бернару).

Вы можете сказать, отрывок из какого документа я вам прочитала? Выскажите свои предположения. Ответ на него вы обязательно узнаете в ходе сегодняшнего урока.

II. Микромодуль мышления на основе воспоминания.

  1. Фронтальный опрос.

– Каковы причины образования империи Карла Великого?

– Сколько лет она просуществовала?

– Как Карл распорядился империей перед своей смертью?

– В чем суть военной реформы Карла Мартелла?

– Покажите на карте государства, образовавшиеся после раздела империи Карла Великого.

2. Индивидуальное задание.

«Напиши портрет» – описать письменно личность Карла Великого (по памятке).

  1. Творческая лаборатория.

Представьте себя участником одного из походов Карла Великого. Расскажите о нем.

III. Концентр.

Учитель (показывает феодальную лестницу):

Ребята, в средневековом обществе действовало правило: «Вассал моего вассала не мой вассал». Мы узнаем сегодня, что означало это правило и как складывались взаимоотношения между сеньорами и вассалами.

                                                   Логические части.

  1. Причины феодальной раздробленности.

Франкская империя была непрочной и существовала недолго. Многочисленные народы и племена, завоеванные франками, были объединены лишь силой оружия. Они продолжали жить по своим обычаям и говорили на разных языках. После смерти Карла Великого из частей бывшей империи образовались большие самостоятельные королевства: Франция, Германия, Италия. Но и они не были едиными. Каждое из них распалось на крупные владения, а те, в свою очередь, раздробились на множество мелких. Наступило время феодальной раздробленности (IV-XI в.в).

Вопросы:

– До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?

– Существовали ли прочные хозяйственные связи между различными частями империи?

– На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу?

– Кому принадлежала власть на местах?

       Заполнение схемы (учитель работает с доской, а ученики в тетрадях).

                                                               Причины

Укрепление собственности феодалов на землю. (Феодалы не нуждались в сильной власти короля и перестали ее поддерживать).                               Преобладание натурального хозяйства. (Хозяйственные связи между областями и народами, объединенными силой оружия были слабыми).

                                                 

                                                                  Повод:

                                                    Верденский раздел 843 г.

Учитель: что же такое феодальная  раздробленность?(период в истории Европы с IX по XI вв, когда государства дробились, а власть короля ослабевала и переходила феодалам). Давайте запишем термин в словарь.

Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междоусобные войны:

                           А граф пошел на недругов походом,

Стал выжигать и грабить их феоды,

Их замки брать и сравнивать с землею,

Во прах сметать их стены и донжоны.

«Нет войны без пожаров и крови»,- провозглашал поэт рыцарь Бертран де Борн. Такие войны называют междоусобными (ученики записывают в словарь).

– Как вы думаете, кто больше всех страдал от этих войн? (ответы учеников).

2.Сеньоры и вассалы.

Самый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу (феод), они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые, как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными).

          На слайде учитель показывает таблицу.

Обязанности сеньоров

Обязанности вассалов

Давать вассалам в «держание» землю. Оказывать покровительство:

-вызволять из плена

-не допускать разорения

-защищать от нападений других феодалов

-защищать от восставших крестьян

-заботиться об осиротевших детях.

Выступать по приказу в поход.

Участвовать в суде сеньора.

Выкупать его из плена.

Помогать ему советом и деньгами.

Актуальное: В книге Жана Ибелина «Как надлежит вступать в вассальную зависимость от верховного сеньора…» говорится о том, что сеньор должен на церемонии облобызать вассала в уста в ознаменование его верности. В самой клятве так же неоднократно повторяется слово «верность». А сейчас это слово актуально? Когда мы его употребляем?

Интересный факт. Центральным моментом вассальных отношений является обязанность верности и любви вассала по отношению к сеньору. В идеале вассал служит не во имя денег, но во имя любви к сеньору.

Один и тот же феодал был сеньором более мелкого феодала и вассалом более крупного. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Задание: в законах Германии первой половины XI в было сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил родственника сеньора.

– Сделайте выводы о том, какие отношения могли складываться между сеньорами и вассалами. (ученики выполняют задание).

3.Слабость королевской власти во Франции. 

Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела.

Интересный факт: Современники давали королям унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый.

Задание: работая с текстом п.4 §4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своем положении. (Ученики выполняют задание, презентируют работу).

4.Образование Священной Римской Империи.

Историческое. В Германии власть короля сначала была более сильной, чем во Франции. Единое государство необходимо было для защиты от внешних врагов. Очень частыми были нападения венгров с востока. В 955г немецкие и чешские войска во главе с германским королем Оттоном I наголову разгромили венгров в битве на юге Германии. В 962г, пользуясь раздробленностью Италии, Оттон  I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Кроме Германии под власть Оттона I попала часть Италии. Так Римская империя была восстановлена еще раз. До XIII в она была одним из наиболее сильных государств Европы.

Интересный факт. Император желал, чтобы его считали главой всех правителей Европы. Но реальная его власть была ограниченной. Даже германские герцоги постепенно добились независимости от него.

IV. Действенное закрепление.

Учитель предлагает задание:

Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы. Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор? Аргументируйте свой ответ. (Несколько пар у доски разыгрывают сценки диалога).

V. Раскрытие интриги. Давайте вспомним документ, который я прочитал вам в начале урока. Можете ли вы теперь дать ему название? (ответы учеников).

VI. Рефлексия.

– что нового узнали на уроке?

– с какими новыми терминами познакомились?

– какие выводы сделали?

– что понравилось и что не понравилось на уроке?

– хотелось бы подробнее узнать…

Домашнее задание: §4, записи в тетрадях, подготовить сообщения на одну из тем: «Корабли норманнов», «Географические открытия норманнов», «Быт и занятия норманнов в VIII-IX в.в». Сообщения могу быть устными или в виде презентации.

Используемые источники:

  1. «Уроки истории с применением информационных технологий. 6 класс. Средние века». Коллектив авторов, ООО «Планета», 2014г.
  2. Сорокина Е. Н. «Поурочные разработки по всеобщей истории. История средних веков. 6 класс». – М.:ВАКО, 2015г.
  3. Т. А. Галиуллина «История средних веков. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М. Донского». Волгоград, 2015г.
  4. Несмелова М. Л. «Конспекты уроков по истории средних веков: 6 – 7 кл: Метод. Пособие» – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001г.
  5. Шоган В. В. «Уроки истории Древнего мира в 5 классе» – Ростов-на-Дону: Феликс, 2013г.

nsportal.ru

У р о к 6. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ | Поурочные планы по истории средних веков 6 класс

У р о к 6. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ