Князь Святополк Окаянный
Новгородский князь Владимир Святославич после убийства брата Ярополка в 978 г. взял себе в наложницы его беременную вдову — гречанку. В 979 г. она родила сына Святополка, которого усыновил теперь уже великий Киевский князь Владимир. Он воспитывал Святополка наравне с другими своими 11 сыновьями и дал ему удел в Турове. Летописцы называют Святополка сыном двух отцов.
В 1013 г. после заключения князем Владимиром мирного договора с Польшей Святополк женился на дочери польского князя Болеслава I Храброго. Есть версия, что для этого союза был выбран Святополк потому, что туровские земли граничили с Польшей.
Подстрекаемый женой и ее духовником, епископом Рейнберном, Святополк стал готовить восстание против своего отца, Киевского князя Владимира, с целью захватить власть. Свою поддержку оказывал и польский князь Болеслав. Но заговор был раскрыт, и князь Святополк Владимирович вместе с женой и епископом были отправлены в заточение.
Незадолго до смерти Владимира в 1015 г. Святополк был выпущен на свободу, получив в удел Вышгород. Узнав о смерти отчима, князь Святополк Владимирович поспешил в Киев и как старший сын занял престол. Чтобы расположить к себе киевлян, он стал щедро раздавать подарки. Не смотря на это, не лежала душа народа к Святополку, и он знал, что положение его непрочно.
Тогда князь Святополк замыслил истребить всех сыновей Владимира и завладеть их уделами. Сначала посланные им люди убили Бориса на реке Альте в то время, когда он молился, затем у Смоленска убийцы настигли Глеба. Борис и Глеб, любимые сыновья Владимира Святого, отличались необычайной добротой и христианским благочестием. Церковь признала их Святыми.
Затем был убит и Святослав Древлянский. После расправы над родственниками князь Святополк Владимирович получил прозвище «Окаянный».
Узнав об убийстве братьев, Ярослав (в будущем Мудрый) при поддержке новгородцев и варяжских воинов пошел войной на Святополка. Оба войска встретились на Днепре. Ярослав атаковал, когда Святополк пировал со своими воинами, оттеснил его войско к озеру, на котором был еще тонкий лед, и множество воинов Святополка утонуло. Святополк Окаянный бежал в Польшу за помощью тестя.
При поддержке польских и печенежских воинов в 1017 г. он отвоевал престол, а Ярослав бежал обратно в Новгород. Когда поляки ушли из Киева, Ярослав снова напал на Святополка. В битве на реке Альте Ярослав победил, а князь Святополк Окаянный, раненный, бежал в Польшу и по дороге, всеми покинутый, в 1019 г. умер.
По мнению некоторых исследователей, Святополк назван Окаянным незаслуженно, т.к. рассказ об убийстве Бориса и Глеба вставлен в летопись намного позднее. По некоторым данным Борис погибает в междоусобной войне с Ярославом. Варяги-наемники, убив Бориса, принесли его голову Ярославу.
О гибели Святослава Древлянского, как и о нем самом, нам ничего не известно, кроме того факта, что он был убит возле горы Угорской. А ведь у него была дружина, способная защитить своего князя, в то время как у Святополка ее не было.
Русские земли
Святополк (в крещении — Петр) Ярополкович, единственный сын князя Я. Святославича и неизвестной, по происхождению гречанки, ранее бывшей монахиней, привезенной в Киев дедом Святополка, князем Святославом Игоревичем. По порядку престолонаследия — шестой великий князь.О дате и месте рождения Святополка сведений нет. Но известно, что он появился на свет уже после смерти своего отца в 978 г. Его дядя, князь Владимир Святославич, вероломно убив своего брата Ярополка, взял себе в жены его вдову, бывшую, по выражению летописца, «непраздною», то есть беременной; по рождении Святополка князь Владимир усыновляет его. «От грѣховьнаго бо корени золъ плодъ бываеть, — замечает по этому поводу летописец, —…тѣмь и отець его не любяше, бъ бо от двою отцю».
В 989 г. принявший крещение Владимир крестит своих сыновей, и в их числе Святополка, который при рождении крещен не был. Княжич получает крестильное имя Петр («Петрос») известное из печати и монет, которые он чеканил в Киеве во время своего правления князем.
Согласно летописи, после этого Владимир распределяет между своими старшими сыновьями города; Святополку достаются города Туров и Пинск.
Около 1013 г. Святополк женится на дочери польского князя Болеслава I Храброго (из Пястов; умер 17 июля 1025 г.). Вскоре, однако, по подозрению в заговоре и покушении на его власть, Владимир заточает и самого Святополка, и его супругу, а также ее духовника, епископа Рейнберна (умер около 1015 г.) из польского г. Колобжега (на р. Парсента близ ее впадения в Балтийское море).
По смерти Владимира (15 июля 1015 г.) Святополк, как старший в роду, освобождается из тюрьмы (вероятно, в г. Вышгороде) и занимает киевский престол, пытаясь раздачей щедрых даров привлечь на свою сторону киевлян. Тогда же начинает борьбу против своих двоюродных братьев Владимировичей. 24 июля того же года по его приказу вышгородские «болярьцѣ» во главе с неким Путшей тайно убивают князя Бориса на р. Альте (правом притоке Трубежа) у г. Переяславля-Русского. Князь Борис возвращался там из похода против печенегов. Затем посланные им убийцы расправляются с князем Глебом (5 сентября) и убивают еще одного их брата, Святослава.
В конце того же года, собрав большую рать из варягов и новгородцев, против него выступает князь Ярослав Владимирович. Святополк, в свою очередь, привлекает на свою сторону печенегов. Войска встречаются у г. Любеча и в течение трех месяцев выжидают, разделенные Днепром, не решаясь начать битву. В ночь перед сражением Святополк бражничает со своей дружиной, а потому наступление Ярослава оказывается для него полной неожиданностью. Потерпев сокрушительное поражение, Святополк бежит в Польшу к тестю, причем его супруга попадает в плен к Ярославу.
Летом 1018 г. войско Болеслава, по свидетельству немецкого хрониста, мерзебургского епископа Титмара (умер 1 декабря 1018 г.), в «300 мужей с нашей стороны (немцы. — Д.В. Донской), 500 — от венгров, печенегов же — 1000», к которому присоединяется и Святополк, вторгается на Русь и 22 июля одерживает победу над Ярославом на р. Западный Буг (правом притоке Вислы). Ярослав бежит в Великий Новгород, а союзники 14 августа вступают в Киев, жители которого присягают на верность Святополку. Тогда же тесть и зять посылают в Великий Новгород к Ярославу митрополита Иоанна I (умер до 1039 г.) с предложением обменять пленную дочь Болеслава на жену, мачеху и сестер новгородского князя, но получают отказ.
Осенью того же года между Болеславом и Святополком происходит ссора. По свидетельству летописи, Святополк призывает киевлян избивать «едико же ляховъ по городу»; Болеслав покидает Киев с награбленным добром, забрав с собою бояр Ярослава и его сестер. Итогом его киевского похода, помимо прочего, становится присоединение к Польше так называемых «Червенских городов» (Перемышля, Червеня и других).
В начале 1019 г. Ярослав выступает из Великого Новгорода. Узнав о его приближении к Киеву, Святополк бежит к печенегам. В том же году вместе с большой печенежской ратью Святополк вновь идет на Русь. В решающей битве на р. Альте, именно на месте гибели Бориса и в «пятокъ» (день в день с трагедией 1015 г. — 24 июля — Д.В. Донской), он терпит поражение и бежит к Берестью. По рассказу летописи, во время бегства «раслабѣша кости его, не можаше сѣдѣти [на кони] и несяхуть и (его. — Д.В. Донской) на нocилѣхъ». Место смерти и погребения князя остались неизвестны; летописец определил это как некую «пустыню межю Чехы и Ляхы». По данным позднейшего источника, умер 22 марта, вероятно, уже 1020 г.
В русскую историю Святополк вошел с прозвищем Окаянный — прежде всего, как убийца своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Князь хотя и был женат, но детей, насколько известно из источников, у него не было.
СВЯТОПОЛК ВЛАДИМИРОВИЧ ОКАЯННЫЙ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
(в крещении Пётр).
Борьба за власть
Происхождение точно неизвестно, но Владимир Святославич признавал его своим сыном. С конца X в. был им поставлен на княжеский престол в Турове. Предположительно в 1013/1014 г. женился на дочери польского князя Болеслава I Храброго. Вскоре из-за подозрений отца был заточен в темницу в Вышгороде вместе с женой и её духовником, польским епископом Рейнберном, не выдержавшего заточения. Только благодаря многочисленным просьбам Болеслава I Храброго их выпустили из темницы, а Святополк стал княжить в Вышгороде. Одновременно против великого князя поднимается и другой сын Ярослав. В 1015 г. Владимир Святославич скончался. По иронии судьбы он оказался ближе всех к Киеву и при поддержке бояр и народа беспрепятственно занял престол отца. Сохранилось 78 серебряных монет из этой эпохи, а также печать, на которых было отпечатано его христианское имя «Петрос». Согласно «Повести временных лет», по его приказу были перебиты трое его братьев: Борис, Глеб и Святослав. Но в Новгороде оставался Ярослав Владимирович, привлекший на свою сторону варягов и выступивший с войском против Святополка, на стороне которого были печенеги.
Осенью 1016 г. Святополк потерпел поражение под Любечем и бежал в польские земли к своему тестю. Болеслав I Храбрый собрал войско и выдвинулся в поход в 1018 г. На р. Буг киевский князь Ярослав Владимирович потерпел поражение, а 14 августа Святополк вновь занял киевский престол. Польские войска покинули город со значительной добычей и пленными, что ослабило военные силы киевского князи. В сражении на р. Альта летом 1019 г. Ярослав взял реванш, а Святополк в свою очередь бежал к Берестью (нынешний Брест). Место его кончины неизвестно.- Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
- Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006.
- Михеев С. М. «Святополкъ сэде в Киевэ по отци». Усобица 1015–1019 годов в древнерусских источниках. М., 2009.
Ярослав Мудрый – убийца Бориса?
1015 год стал своеобразным рубежом в истории Древней Руси. После смерти Владимира Святого в государстве разразилась междоусобная война между князьями, претендовавшими на киевский престол. Вновь, как и несколько десятков лет назад, отпрыски рода Рюриковичей отправились с полками друг на друга. Поскольку Владимир не оставил после себя каких-то определённых указаний относительно наследования титулов, его сыновья принялись решать проблемы с помощью банальной физической силы.
Князь Борис — претендент на престол
На Киев претендовали почти все сыновья умершего князя. Однако основная борьба, как известно, развернулась между новгородским князем Ярославом, за год до кончины Владимира порвавшим отношения с центром, и Святополком, освободившимся в Вышгороде из темницы.
Святые Борис и Глеб. (wikipedia.org)
Князь Борис незадолго до смерти отца фактически стал вторым человеком в государстве. Владимир приблизил его к себе, что вызвало, видимо, возмущение старших сыновей Ярослава и Святополка. В результате после разрыва новгородского князя с Киевом и попытки государственного переворота со стороны Святополка Борис стал реальным претендентом на киевский престол.
Борис и Святополк: претенденты на княжеский стол
Итак, после смерти Владимира Святого Святополк, узнавший о произошедшем, освобождается из темницы в Вышгороде и возвращается в Киев. Местные жители, получив сведения о произошедшем, признают князя как самого старшего из сыновей умершего государя своим правителем. Он одарил жителей дорогими подарками, дабы завоевать их умы. Утверждение Святополка в Киеве, по всей видимости, связано и с тем, что в это время Борис вместе с киевским войском и личной дружиной только возвращался с восточных рубежей страны, где так и не встретил войско печенегов.
Святополк Окаянный. (wikimedia.org)
Святополк имел все мотивы опасаться Бориса. Ростовский князь стоял во главе значительного войска, по некоторым данным, составлявшего восемь тысяч человек. В последние годы правления Владимира он был по сути человеком № 2 в княжеской иерархии. Однако Борис, несмотря на то, что находился в более выигрышном, нежели старший брат, положении, добровольно отказался от борьбы за престол.
Агиографические произведения описывают Бориса, естественно, как набожного князя, для которого смерть отца была большой потерей, а начало вооружённой борьбы против брата — тяжким грехом. Однако если отмести христианскую мораль, можно в какой-то степени объяснить поступок ростовского князя. Дружина прямо предлагала ему идти на Киев и свергнуть Святополка, однако этого Борис не желал делать, не получив подтверждения, что жители города хотят, чтобы правил именно он.
Древний Киев, реконструкция. (ruskiezemli.ru)
Дружина ожидаемо покинула князя. Вот-вот должны были начаться переговоры между Святополком и Борисом. Ростовский князь, очевидно, принимал условия старшего брата и признавал его своим «отцом», то есть старшим князем на Руси. Однако, после ухода дружины, Борис оказался беззащитен перед убийцами. Житие и древнерусские летописи прямо указывают на то, что заказчиком убийства Бориса был именно Святополк. Так ли было на самом деле?
Был ли мотив?
Несмотря на то, что Святополк старался держать в тайне известие о смерти Владимира, Ярослав узнал о событиях в Киеве довольно быстро. Новгородскому князю стало ясно, что войны не избежать. Собранное в городе войско ещё во время прений Ярослава и Владимира, теперь предназначалось для борьбы против Святополка. Среди воинов был в том числе некий Эймунд, который стал героем исландской саги.
Ярослав Мудрый. (wikimedia.org)
В саге описывается эпизод, в котором викинги проникают в шатёр некоего «конунга Бурицлава» и убивают его, захватив с собой его голову. Показав трофей Ярицлейву-Ярославу, они подтверждают, что главный соперник новгородского князя ликвидирован. Некоторые исследователи отождествляют убитого князя с Борисом — на это якобы намекает его имя, не очень стыкующееся со Святополком. Да и обстоятельства гибели, описанные в саге, очень похожи на убийство ростовского князя.
Именно в связи с этой историей в среде специалистов по истории Древней Руси в последнее время возникли споры относительно вины Ярослава в смерти Бориса, а также, возможно, и Глеба. Действительно, новгородский князь был тоже заинтересован в ликвидации потенциальных претендентов на киевский престол. Косвенно это подтверждается данными из хроники Титмара Мерзебургского, который сообщал о бегстве Святополка в Польшу сразу после смерти Владимира.
Убийство Бориса. (liveinternet.ru)
Виновен ли Ярослав Мудрый?
Древнерусская житийная и летописная традиция была основана на простой парадигме: Святополк — окаянный братоубийца, а Ярослав — мудрый и справедливый правитель. Имя старшего брата новгородского и будущего киевского князя сознательно очернялось, память о нём либо вымарывалась из письменных источников, либо героя представляли в негативном ключе.
Однако европейские источники дали повод серьёзно усомниться в истории, рассказанной официальными идеологами княжеской власти. Убивал ли своих братьев Святополк (по крайней мере Бориса)? Есть ли в произошедшем вина Ярослава?
Несмотря на данные западных письменных источников, всё же прямых свидетельств тому, что убийство было совершено по приказу Ярослава, до сих пор не найдено. Главный аргумент сторонников вины новгородского князя — исландская «Сага об Эймунде» — тоже не может считаться достаточным доказательством. Современные исследователи установили, что герой этого произведения прибыл с дружиной на Русь в 1016 году, то есть уже после убийства Бориса и Глеба. Таким образом, конунг Бурицлав в саге — никто иной, как Святополк.
Печальный детектив
Памятник князю Ярославу Мудрому в Ярославле (Фото: RESIZEME.CLUB)
Один из наиболее известных древнерусских князей Ярослав Мудрый (около 978 – 1054) пришел к власти в результате кровопролитной схватки, развернувшейся между сыновьями Владимира Святославича. Потомки крестителя Руси, почившего летом 1015-го, сражались за наследство отца долгих четыре года. В ходе этой борьбы погибли братья Ярослава – Борис и Глеб, позже прославленные Церковью в качестве первых русских святых, Святослав (он правил в древлянской земле), а также Святополк, который, согласно летописной традиции, был убийцей Бориса и Глеба и получил уничижительное прозвище Окаянный. «Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русскою землею» – такие слова вложил в уста Святополка древнерусский книжник.
Впрочем, детектив не был бы детективом (а в том, что это и есть древнейший в русской истории детектив, сомневаться не приходится), если бы поиски настоящего убийцы были столь просты. На протяжении последнего полувека не раз звучали сомнения в отношении канонической версии братоубийственной войны. Прежде всего ученые обращают внимание на нестыковки, существующие в разных, независимых друг от друга источниках, причем как отечественных, так и зарубежных. И похоже, с течением времени ясности по поводу того, кто же был настоящим братоубийцей, не прибавляется. Скорее наоборот.
Завещание князя Владимира
– В свое время и сам Владимир Святославич, отец Ярослава Мудрого, оказался у власти при схожих обстоятельствах. Можно ли говорить о неких общих чертах «транзита власти» в Киевской Руси?
– В данном случае было и общее, и особенное. Закономерность заключалась в том, что когда после смерти того или иного князя у него оставалось несколько сыновей, то довольно часто это приводило к схватке за власть. Да, не только Ярослав, но и его отец Владимир пришли к власти в Киеве в результате кровавой замятни между братьями (напомню, что в той борьбе, из которой будущий креститель Руси вышел победителем, погибли два его брата – князья Ярополк и Олег).
Причина регулярности такого рода конфликтов понятна: политический строй не только Руси, но и других стран Европы того времени был организован так, что на династические отношения проецировалось обычное семейное право. Ведь что такое государство в глазах правителей той эпохи? Это в первую очередь возможность получать доходы с податных территорий. А коль скоро все это – семейное владение княжеского рода и у умершего князя насчитывается несколько наследников, значит, нужно между ними все поделить. Разумеется, на этой почве возникали споры. По понятиям семейного права старший – киевский – стол должен был доставаться старшему в роде. Но история прихода к власти князя Владимира показывает, что и соблюдение этого правила не гарантировало от столкновений. Что уж говорить, когда счесться родством бывало действительно непросто, когда в «деле» появлялись сыновья от разных жен, многочисленные дядья и племянники? Племянник мог оказаться старше дяди, и тут кровавая разборка была практически неизбежна.
Это об общей закономерности такого рода конфликтов…
– Но имелись еще и конкретные обстоятельства.
– Именно. Как раз в случае с Владимировичами почти запрограммированный конфликт приобрел особую остроту из-за того, что Владимир Святославич (вероятно, предвидя неблагоприятный сценарий и желая его избежать) пытался урегулировать вопрос о престолонаследии заранее. Похоже, он либо составил завещание, либо просто объявил престолонаследником одного из своих младших сыновей – князя Бориса. В сущности, речь шла о принципиальном сломе привычного порядка наследования по старшинству.
– Почему он выбрал именно Бориса?
– Для этого имелась особая причина. По матери Борис, судя по всему, был болгарского царского рода, а для Владимира это представлялось очень важным. Ведь, приняв крещение из Византии и взяв в жены сестру византийского императора, он стремился по возможности византинизировать и политическую жизнь Руси, да и сам видел себя, очевидно, кем-то вроде русского царя…
– Столь радикальный слом устоявшегося порядка наследования не мог не вызвать конфликта…
– Из-за попытки слишком крутой реформы возникло сразу несколько конфликтов: сначала – между старшими Владимировичами и их отцом, самим князем Владимиром, а потом, после его смерти, – между ними и князем Борисом. Ситуация оказалась настолько острой, что наша летописная традиция обходит стороной ее причину ‒ чересчур необычные династические планы Владимира. Видимо, чтобы не бросать тень на крестителя Руси. На самом деле оба старших Владимировича ‒ и Святополк, и Ярослав ‒ уже при жизни отца практически одновременно выступили против него.
Монета князя Святополка. На оборотной стороне (справа) – княжеский знак в виде двузубца
– Откуда же мы тогда знаем об этом конфликте?
– Про возмущение Святополка нам известно из иностранных источников, а про Ярослава не умолчал и русский летописец, упомянув, что в 1014 году Ярослав, княживший в то время в Новгороде, перестал платить дань Киеву. Иными словами, выступил против родного отца…
– И против нового порядка престолонаследия?
– Летопись ничего не говорит о причинах, указывая лишь на то, что Ярослав перестал платить дань Киеву, как платили новгородские князья до той поры. Но мы догадываемся почему. Мятеж Святополка, судя по немецким источникам, произошел в 1013 году, а в 1014-м – такой поступок Ярослава. Одновременность их действий свидетельствует о том, что был какой-то общий мотив, и я нахожу этот мотив именно в таком необычном, нарушающем традицию завещании князя Владимира.
Мятеж сводных братьев
– Расскажите про мятеж Святополка. О том, как он действовал после смерти Владимира, подробно говорит «Повесть временных лет». Но что происходило в 1013 году, когда отец был еще жив?
– Мы знаем об этом из иностранного источника, но источника очень информированного. Речь идет о «Хронике» Титмара, епископа Мерзебургского. Титмар – один из выдающихся писателей-историографов начала XI века, современник Владимира. Он умер через три года после кончины князя, в декабре 1018-го. А Мерзебург – город на востоке Саксонии, в сущности уже в славянских землях. Здесь немцами была создана одна из епископий, главная задача которых состояла в миссионерстве среди славян. Поэтому интерес Титмара к востоку Европы, к Польше прежде всего, а через нее и к русским землям, понятен.
Значительная часть информации о событиях на Руси последних лет жизни князя Владимира и вплоть до смерти самого Титмара была получена им из первых рук, от участников этих событий. Почему фигура Святополка оказалась в поле зрения саксонского хрониста? Дело в том, что Святополк был зятем польского князя Болеслава I, а персона Болеслава – одна из главных тем у Титмара. Мерзебургский епископ сильно недолюбливал поляков и лично их князя, чему были свои причины. Тогда шла почти непрерывная война между немцами и поляками, и поэтому Болеслав в «Хронике» Титмара выставлен главным злодеем, а кроме того, все, что касалось Болеслава, рассказано с величайшими подробностями. В том числе история со Святополком.
Святополк Окаянный, скрывающийся в Богемском лесу. Худ. В.В. Шереметев. 1867 год
Благодаря Титмару нам известно, что Святополк был женат на дочери Болеслава. Далее хронист пишет, что Святополк (а он к тому времени сидел на княжеском столе в Турове) начал злоумышлять против отца – «по наущению Болеславову», конечно. Владимир узнал об этом и посадил под замок и Святополка, и его жену-польку, и польского епископа Рейнберна, которого Болеслав отправил на Русь вместе с дочерью. Это 1013 год. А в 1014-м, как мы знаем уже из русской летописи, по неизвестной причине и Ярослав выступил против отца.
– Кто считался старшим из сыновей Владимира: Святополк, которого часто называют его приемным сыном, или Ярослав?
– На этот вопрос трудно ответить с определенностью именно потому, что Святополк, видимо, все-таки действительно не кровный сын Владимира. Многие историки сомневаются в летописном рассказе о том, что на самом деле отец Святополка – князь Ярополк Святославич, старший брат Владимира, усматривая здесь агиографическое преувеличение ради большей демонизации Святополка Окаянного – «сына двух отцов». Но я не сторонник такой версии. Я думаю, в данном случае летописец прав, что, кстати, подтверждается целым рядом косвенных свидетельств.
– Каких именно?
– Ну, например, у того же Титмара Мерзебургского рассказывается, как в 1018 году Святополк вместе со своим тестем Болеславом взял Киев. Что же русский князь предпринял сразу после этого? Он отправил посольство к Ярославу с целью вернуть Болеславну – захваченную тем в плен свою жену. А взамен предлагал, со своей стороны, передать Ярославу девять его сестер, которые были пленены в Киеве Святополком и Болеславом, а заодно и мачеху (очевидно, неизвестную нам по имени вторую христианскую супругу Владимира, который, оказывается, успел жениться после смерти в 1011 году византийской принцессы Анны). Обратите внимание, что, с точки зрения Святополка, дочери князя Владимира – Ярославу сестры, а самому Святополку, получается, вроде как бы и нет.
Перевозка на телеге раненого князя Бориса Владимировича и убийство его по приказу князя Святополка. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века
Я уж не говорю о знаменитом родовом знаке Святополка, известном очень хорошо и давно по его монетам и восходящем отнюдь не к трезубцу Владимирову, а к двузубцу, который был у его отца Святослава. Очевидно, этот двузубец перешел к старшему в роде ‒ Ярополку, после гибели которого был усвоен Святополком. Выходит, что, по признанию самого Святополка, он ‒ Ярополчич.
Вряд ли от Святополка можно было скрыть его происхождение, и у него имелись все основания пестовать и холить эту свою родословную. Ведь получалось, что он, в отличие от Владимировичей, происходил от старшего из сыновей Святослава, а значит, имел больше прав на стол в Киеве, чем они.
– В этом смысле вопрос о том, кто из них – Святополк или Ярослав ‒ родился раньше, отходил на второй план?
– Совершенно верно. Они могли даже появиться на свет одновременно, ведь у них разные матери. По всей вероятности, так оно примерно и было: все, что мы знаем о времени их рождения, подсказывает, что оба родились около 978 года. Один из них мог быть чуть старше, другой, соответственно, чуть моложе, но кто именно – нам судить трудно. Да это и не слишком важно. Важно другое: после смерти Владимира Святополк первым захватил власть в Киеве, потому что, судя по летописи, он в тот момент там уже находился. Ярослав же пребывал в Новгороде, ему до Киева было шагать и шагать…
«Печать Святополка»
– Как правильно трактовать историю гибели Бориса и Глеба? Есть традиционная версия, согласно которой Святополк Окаянный поступил подобно Каину, убив братьев, есть более модная трактовка, согласно которой смерть Бориса и Глеба на самом деле на совести Ярослава Мудрого. А как вы считаете?
– История не совсем проста. Если бы вы мне этот вопрос задали еще года два назад, я бы сказал с определенностью: та версия, которую вы совершенно справедливо назвали «модной», не заслуживает внимания, ведь и летописец, и агиографическая борисоглебская традиция прямо называют убийцей Святополка.
Основание для такой определенности простое: вот если бы житийное предание о святых Борисе и Глебе складывалось где-нибудь к концу XI века или еще позже, тогда фантазии на тему, кто подлинный убийца братьев, могли бы иметь место. Очевидцев на свете уже не было бы, современники трагедии перешли бы в мир иной, и потомкам можно было бы внушить любую «альтернативную» версию событий. Скажем, обелить подлинного убийцу, выставив преступником его политического противника. Но в том-то и дело, что официальная канонизация Бориса и Глеба, как теперь можно с достаточной уверенностью говорить, произошла еще при жизни Ярослава Мудрого, около 1050 года.
– А не в 1072 году, как долгое время считалось?
– В свете последних исследований эта поздняя датировка официального церковного постановления все-таки не выдерживает критики. А если прославление Бориса и Глеба в лике святых произошло около 1050 года, то очень трудно себе представить, как при жизни еще большого числа современников событий Ярослав мог бы решиться на столь откровенную и очевидную фальсификацию.
В принципе я и сейчас продолжаю считать, что это обстоятельство – почти непреодолимое препятствие для признания версии о причастности Ярослава к убийству братьев. Но почему я сделал оговорку, что еще два года назад мое отношение к проблеме было еще категоричнее?
– Почему?
– Связано это вот с чем. Часто приходится слышать, что в наши дни практически не случается открытий новых источников, которые способны были бы изменить представления о событиях далекого прошлого. К счастью, это не так.
Уже много лет благодаря публикациям нашего выдающегося ученого академика Валентина Лаврентьевича Янина хорошо известен замечательный артефакт – так называемая «печать Святополка». На лицевой стороне печати представлен князь (примерно так же, как князь Владимир на своих монетах: в княжеском венце, с крестом или державой в правой руке), а на обороте – плохо сохранившееся изображение какого-то святого, которого Янин принял за Петра. Именно поэтому он и приписал печать Святополку Окаянному, ведь в крещении тот был наречен, как мы знаем, Петром.
Однако Янин поначалу имел дело только с одним, потом ‒ с двумя экземплярами «печати Святополка». Позднее такие печати стали обнаруживаться друг за дружкой, в том числе и в лучшей сохранности, и оказалось, что там не святой Петр изображен, а… святой Роман. А кто у нас Роман?
– Это крестильное имя князя Бориса.
– Правильно! И о каком-то другом Романе думать трудно, поскольку сфрагистический тип здесь очень ранний, уже печати Ярослава 1030–1040-х годов совсем иначе выглядят. Возникает впечатление, что Борис, коль скоро он в таком «царском» виде был изображен, все-таки успел какое-то время покняжить. Может быть, в качестве соправителя отца? Это, кстати говоря, было обычной византийской практикой, когда император объявлял сына своим соправителем. Но для византийских монет и печатей подобного типа характерны изображения одновременно обоих суверенов – и отца и сына. Тут же ничего такого нет. На этих печатях князь Роман один. Значит, какое-то время, пусть и короткое, Борис успел побыть в роли единоличного правителя Киева?
Найдено, кажется, уже семь или более экземпляров этой печати. Правда, они до сих пор не опубликованы, и потому трудно пока делать далекоидущие радикальные выводы на этот счет. Но если Роман на печати ‒ это Борис, то, получается, именно Борис выступил поначалу в качестве преемника князя Владимира.
Версия епископа Титмара
– Что это меняет в трактовке событий тысячелетней давности?
– Если признать версию, что Борис (Роман) действительно успел покняжить после смерти Владимира хотя бы чуть-чуть, тогда открывается совсем другая картина. Совсем не та, что представлена в нашей летописи, где Борис на предложение дружины поддержать его в борьбе за киевский стол ответил категорическим отказом. Вспомним слова Нестора: «Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с одними своими отроками». После чего он и был убит по приказу Святополка. И что же, все было, мягко говоря, не совсем так?
Памятник епископу Титмару в Мерзебурге
Тогда выходит, что Титмар Мерзебургский все верно написал. Согласно Титмару, князь Владимир по смерти оставил свою державу двум сыновьям, тогда как третий, Святополк, все еще находился в темнице. (Титмар, к слову сказать, не знал, сколько всего было Владимировичей, для него существовали только те, которые участвовали в схватке за отцовское наследие.)
Кому же Владимир завещал державу? Первый сын – это, конечно, Ярослав, о котором Титмару было хорошо известно и которого впоследствии он прямо назвал по имени. Но в момент кончины отца Ярослав находился в Новгороде. Кто же второй? Точно не Святополк, ведь он сидел в темнице. Титмар не привел имени этого второго Владимировича, но им может быть только один человек ‒ князь Борис. Получается, что, согласно «Хронике», после смерти Владимира Борис действительно какое-то время правил в Киеве. Что в этот период происходило со Святополком? Он, как пишет Титмар, в связи с кончиной отца сумел освободиться из заключения и бежал к своему тестю – польскому князю.
Если верить хронисту, Святополка не было на Руси в первые годы замятни. Только в 1018 году он вместе с Болеславом пришел и захватил Киев. В Киеве же он застал уже Ярослава. Значит, за это время произошло что-то, в результате чего Ярослав занял Киев. А куда тогда делся Борис? Вопрос остается без ответа. Вот какая картина событий восстанавливается, если буквально следовать рассказу Титмара. И это как раз и есть главный аргумент тех, кто обвиняет Ярослава в убийстве Бориса.
– Но есть же еще скандинавский источник – так называемая «Эймундова сага», в которой говорится о том, как некий варяг Эймунд, вместе с дружиной служивший конунгу Ярислейфу, по приказу этого конунга убил главного конкурента в борьбе за власть ‒ конунга Бурислейфа. Под Ярислейфом и Бурислейфом некоторые исследователи видят князей Ярослава и Бориса…
– Такой источник есть, вы правы, но все-таки не будем забывать, что это сага, и потому как таковая, сама по себе она источник не слишком надежный. К тому же ее кодификация, то есть запись устной традиции, произошла довольно поздно, уже в XIV веке. Действительно, в повествовании «Эймундовой саги» угадывается ситуация на Руси, относящаяся к 1015–1019 годам, но представлена она очень сбивчиво. При этом данные саги не выглядели бы столь, скажем так, соблазнительно для исследователей, если бы мы не располагали «Хроникой» Титмара.
– Однако утверждать, что все именно так и было, как пишет епископ Мерзебургский, насколько я понимаю, все-таки нельзя. Это одна из версий, в отношении которой есть и контраргументы?
– Да, я в свое время и пытался поставить под сомнение эту версию, причем опираясь на другие данные того же Титмара.
– Каким образом?
– Понимаете, если допустить, что летом 1015 года Святополк сразу бежал к Болеславу, становится трудно объяснить поведение самого польского князя. В течение едва ли не трех лет – в 1015, 1016 и даже 1017 году – он продолжал упорно воевать с немцами, не обращая никакого внимания на то, что происходило на Руси. Святополк будто бы явился к нему с известием, что его дочь (она же, как мы помним, жена Святополка) осталась в тюрьме, что наступил наконец удобнейший момент вмешаться в киевские дела, а Болеслав почти три года вел себя как ни в чем не бывало. И вдруг внезапно польский князь начал настойчиво искать мира на западе, который и заключил в январе 1018 года. Затем последовал летний поход на Русь. Словом, Болеслав действовал так, как должен был бы, если бы Святополк прибыл к нему не летом 1015-го, а именно осенью 1016 года, как эти события и представляет наша летопись, а не Титмар.
– Сомнительно?
– На мой взгляд, да. При всей своей осведомленности Титмар мог и не быть посвящен во все детали происходившего на Руси. Зная, что Святополк сидел в заключении при Владимире, а теперь, после его смерти, пошел с польским войском на Киев, Титмар мог сделать самостоятельный, естественный в таких обстоятельствах вывод о бегстве Святополка из-под стражи.
Итак, все было бы вполне объяснимо, но с появлением печатей князя Романа (Бориса) в стройной картине событий возникает новое напряжение. Печати хорошо вписываются в гипотезу о Ярославе как виновнике убийства Бориса и не неудобны для традиционной версии. Вопрос требует дальнейших изысканий. Таково состояние наших знаний на этот счет в данный момент.
Борисоглебский культ
– Мы все время говорим о Ярославе, Святополке и Борисе, но еще ни разу не упомянули Глеба. А ведь Борис и Глеб – фактически парные святые. Что можно сказать про этого молодого князя?
– Глеб Владимирович – пассивная фигура во всей этой истории. С одной стороны, он был еще слишком юн. Обычно княжич считался достигшим династического полнолетия в 13–15 лет, то есть уже в 13 лет Глеб мог получить в управление город, согласно летописи ‒ Муром. Однако по-настоящему ввязаться в усобицу в 13 лет, конечно, немыслимо. Поэтому его неучастие в борьбе за власть совершенно понятно. С другой стороны, понятно и то, почему он все-таки погиб в этой схватке.
– Почему?
– Потому что Глеб – брат Бориса не только по отцу, но и по матери. Летопись называет их мать просто «болгарыней». Вполне допустимо, что в свое время она была захвачена в плен. Русь участвовала в долгой византийско-болгарской войне на стороне Византии, и князь Владимир многое получил тогда в качестве трофеев – церковные книги, священников… Вот, видно, и знатную пленницу из царского семейства. На происхождение сыновей от «болгарыни» указывают, между прочим, их имена: Борис, Глеб, а в крещении Роман и Давид – все это, кроме Глеба, династические имена болгарского царского рода. Я даже не исключаю, что потом, после смерти гречанки Анны, Владимир мог жениться вторым христианским браком именно на царевне-«болгарыне». Это было бы вполне в духе его замысла о престолонаследии. И если он избрал Бориса наследником из-за его болгарского царского происхождения, то Глеб также мог быть помехой для того, кто захотел бы воспротивиться завещанию князя.
Надо отметить, что и в самой ранней церковной службе святым Борису и Глебу, написанной митрополитом Иоанном I (как я полагаю, к канонизации, состоявшейся около 1050 года), Борис выделен особо. О нем сказано: «Царственным венцом от юности украшен». Такое многозначительное определение относится только к нему, а не к обоим братьям. О Глебе также говорится в панегирических тонах, но иначе. То есть даже в литургических текстах Борис отделен от Глеба не просто как старший, а еще именно как «царствующий». Видимо, это намек на его место в завещании Владимира.
– С чем связана их ранняя канонизация? Ведь к этому времени их отец, крестивший Русь, еще не был прославлен в лике святых…
– По всей вероятности, у Ярослава были планы канонизировать князя Владимира. По крайней мере, из «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона (как мы бы сейчас сказали, главного идеолога в годы правления Ярослава) четко следует, кто именно являлся тогда основным кандидатом на церковное прославление. Разумеется, это Владимир. Иларион величает его «пречестным и славным среди земных владык», «подобным великому Константину, равным ему умом, равно христолюбивым», «апостолом во владыках». Тогда как Борис и Глеб даже не упоминаются.
Но канонизации Владимира по каким-то причинам тогда не произошло. В то же самое время и внутри княжеского семейства, и вне его возникло стихийное почитание убиенных юных князей-братьев Бориса и Глеба. Интересно, что почитание это характерно было прежде всего для младших ветвей княжеского рода. Имена Борис, Роман, Глеб и Давид уже с 1040-х годов встречаются у полоцких князей, а также эти имена выбирает для своих сыновей черниговский князь Святослав, третий сын Ярослава Мудрого.
По всей вероятности, невинно убиенные младшие Владимировичи неспроста оказались очень желанными субъектами для почитания как раз в младших ветвях династии. Идеология борисоглебского культа в том виде, в каком она сформировалась уже в самых ранних агиографических текстах, и состояла в том, чтобы не только младшие покорялись старшим («не воздымая на них руки», по слову святого Бориса), но и старшие не притесняли младших (не уподоблялись Святополку Окаянному). То есть старейший должен был служить гарантом того, что династическая справедливость окажется соблюдена, что каждому достанется своя часть общего наследия, что эта сложная система будет стабильна.
Около 978 года
Рождение князя Ярослава Владимировича, впоследствии получившего прозвище Мудрый.
989 год
Крещение Ярослава в Киеве с именем Георгий.
1014 год
Отказ новгородского князя Ярослава платить ежегодную дань отцу в Киев.
15 июля 1015 года
Смерть князя Владимира, начало княжения в Киеве Святополка.
24 июля 1015 года
Гибель князя Бориса.
5 сентября 1015 года
Гибель князя Глеба.
Осень 1016 – начало 1017 года
Победа Ярослава над Святополком у Любеча, вступление Ярослава в Киев.
Июль 1018 года
Поражение Ярослава от польского князя Болеслава I у города Волынь на Западном Буге, бегство Ярослава в Новгород.
14 августа 1018 года
Вступление Болеслава I и Святополка в Киев.
Весна-лето 1019 года
Поход Ярослава к Киеву, бегство Святополка к печенегам, победа Ярослава над Святополком и печенегами на реке Альте.
1026 год
Раздел Руси между Ярославом и его братом Мстиславом по Городецкому миру.
1036 год
Смерть князя Мстислава Владимировича, начало единоличного правления Ярослава, окончательный разгром печенегов войском Ярослава близ Киева.
1037 год
Начало масштабного строительства в Киеве – новом «Ярославовом городе», возведение там Софийского собора.
1043 год
Последний поход Руси на Константинополь.
Между 1045 и 1052 годом
Женитьба князя Всеволода, сына Ярослава, на дочери византийского императора Константина IX Мономаха.
1046‒1050 годы
Строительство Софийского собора в Новгороде.
Конец 1040-х годов
Составление митрополитом Иларионом «Слова о законе и благодати».
Около 1050 года
Канонизация князей Бориса и Глеба.
1051 год
Свадьба дочери Ярослава Анны с королем Франции Генрихом I.
19 февраля 1054 года
Кончина князя Ярослава Владимировича.
Что почитать?
Успенский Б.А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. М., 2000
Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2010 (серия «ЖЗЛ»)
Ранчин А.М. Борис и Глеб. М., 2013 (серия «ЖЗЛ»)
Святополк Окаянный или Ярослав Мудрый — кто убил Бориса? | Историк Античности
Насколько вообще достоверна версия (или версии) русских источников, сообщающих об убийстве Бориса посланниками Святополка? Дело в том, что исследователи давно уже обратили внимание на некоторые черты сходства между летописным рассказом об убийстве Бориса и пространным и чрезвычайно подробным повествованием скандинавской «Пряди об Эймунде Хрингссоне», рассказывающей о гибели от рук Эймунда и его товарищей некоего «конунга Бурицлава». .. Отметим одно, в высшей степени существенное обстоятельство: Эймунд находился на службе у «конунга Ярицлейва из Хольмгарда» (то есть князя Ярослава Новгородского) и именно по его повелению расправился с «Бурицлавом». Помимо прочего, скандинавский источник интересен тем, что показывает, как именно много происходить тайное убийство русского князя наемниками-скандинавами. Даже если этот рассказ и не имеет прямого отношения к гибели Бориса (и вообще к русским политическим реалиям начала XI века), он содержит уникальные и ярчайшие подробности военного быта, так и способов ведения войны в то время. Потому обратимся к тексту «Пряди об Эймунде», точнее, к тому ее эпизоду, который связан с гибелью князя «Бурицлава».
Однажды, рассказывается в саге, Эймунд, находившийся на службе у «конунга Ярицлейва» (который уже в течение нескольких лет враждовал со своим братом «Бурицлавом»), позвал к себе своего родича Рагнара и десять других мужей, в числе которых названы исландец Бьёрн, Гарда-Кеттиль (то есть Кетиль из Гардов, получивший свое прозвище, вероятно, в связи с неоднократными поездками на Русь), некий Асткелль (Аскель) и «двое Тордов». Все двенадцать переоделись купцами (для того, чтобы скрыть цель своей поездки) и отправились в путь, взяв с собой запасного коня, на котором повезли боевое снаряжение и припасы. «Они въехали в лес и ехали весь тот день, пока не стала близка ночь». Эймунд нашел большой дуб, вокруг которого было «прекрасное поле и широкое открытое место». По некоторым, известным одному ему признакам он догадался, что именно здесь остановится на ночлег «Бурицлав конунг»; это место было, несомненно, лучшим для стоянки предводителя войска. С помощью веревки скандинавы сумели пригнуть дерево к земле, так что ветви опустились до самой земли. Они закрепили концы веревки и тут услышали, что приближается большое войско, впереди которого несли знамя конунга. Это было войско Бурицлава.
Шатер конунга был поставлен на том самом месте, которое предугадал Эймунд. «Шатер у конунга был роскошный и хорошо устроен: было в нем четыре части и высокий шест сверху, а на нем — золотой шар с флюгером». В лесу стемнело. Эймунд и его товарищи видели, как в шатрах зажглись огни, «они поняли, что там теперь готовят пищу». Далее рассказчик саги вводит еще один сюжет, кажется, не связанный с основным сюжетом повествования, но весьма характерный для саг: Эймунд, переодевшись нищим и привязав себе козлиную бороду, отправился с двумя посохами к шатру конунга и выпросил себе пищи. Заодно он «хорошо заметил… где лежит в шатре конунг». Лазутчики вдоволь наелись, после чего Эймунд разделил своих людей: шестерых он оставил в лесу, чтобы они стерегли коней «И были готовы, если скоро понадобится выступить», сам же с оставшимися отправился к шатрам.
Рагнвальд (Рёгнваьд), Бьёрн и остальные исландцы, умевшие хорошо орудовать тяжелым боевым топором и наносить крепкие удары, остались возле согнутого дерева, готовые обрубить ветви дерева и удерживающую его веревку, как только им будет подан сигнал. Сам же Эймунд и несколько его товарищей незаметно подкрались к шатру. Враги безмятежно спали, усыпленные тяжким походом и опьяневшие от выпитого накануне вина. Люди Эймунда «подходят… к шатру, и завязывают петлю на веревке, и надевают на древко копья, и накидывают на флюгер, который был наверху на шесте в шатре конунга, и поднялась она до шара, и было все сделано тихо». Они дали сигнал своим товарищам, дернув веревку, которую заранее протянули. Те принялись рубить дерево, «И оно быстро выпрямляется, и срывает весь шатер конунга, и закидывает его далеко в лес». Эймунд ворвался в шатер и тут же убил ничего не подозревающего князя, а также «многих других», находившихся там. «Он взял с собой голову Бурицлава конунга» и стремительно бежал со своими товарищами, так что их никто не успел заметить.
Рано утром следующего дня они были уже дома. «И идет Эймунд к Ярицлейва конунгу и рассказывает ему всю правду о гибели Бурицлава. «Теперь посмотрите на голову, господин, — узнаете ли ее?» Конунг краснеет, увидев голову. Эймунд сказал: «Это мы, норманны, сделали это смелое дело, господин; позаботьтесь теперь о том, чтобы тело вашего брата было хорошо, с почетом, похоронено»». «Конунг Ярицлейв» ощутил явное смущение, услыхав слова своего дружинника, и поручил им самим, как непосредственным виновникам гибели брата, позаботиться о его погребении. Норманны выехали из города и тем же путем добрались до стана Бурицлава. Как и ожидал Эймунд, все войско Бурицлава «разошлось в несогласии». Они обнаружили тело конунга брошенным, «И никого возле него не было. Они обрядили его и приложили голову к телу и повезли домой. О погребении его знали многие».
Рассказ скандинавского источника — при всех существенных его отличиях от летописного и житийного рассказов о гибели Бориса — имеет с последними некоторые очевидные совпадения. В обоих случаях сообщается о тайных убийцах, подосланных к русскому князю его братом; об уходе войска, оказавшегося в растерянности и «несогласии». В обоих случаях убийство происходит под утро, в шатре; тело убитого князя привозят к Киеву и предают погребению, причем место погребения становится известно многим (надо полагать, как предмет особого почитания). Если же учитывать сходство в звучании имен обоих князей — Борис и Бурислав, то невольно закрадывается предположение, что в скандинавском источнике отразилась одна из версий убийства князя Бориса Владимировича.
Но если так, то нет ли у нас оснований предпочесть версию скандинавского источника в самом главном и самом существенном? Не причастен ли к гибели князя Бориса (а заодно, может быть, и Глеба?) князь Ярослав Владимирович? Летопись и Жития Бориса и Глеба приписывают все мыслимые преступления окаянному Святополку, превознося Бориса и Глеба, а вместе с ними и их брата Ярослава, отмстившего за их смерть и увековечившего их память. Но может быть, это как раз и является очередным «агиографическим преувеличением»? Может быть, преступления Святополка на самом деле совершены совсем другим человеком, а именно Ярославом? Излишне говорить, насколько изменяет такое предположение наши представления о ходе русской смуты 1015- 1019 годов и, тем более, нашу оценку личности новгородского князя.
Надо сказать, Ярослава Владимировича совсем не любил и другой его брат, Мстислав Владимирович. Мстислав Тмутараканский (или Храбрый) — сын князя Владимира I Святого, в 988−1036 гг. князь Тмутараканский, в 1024−1036 гг. князь Черниговский. Мстислав не принимал участия в междоусобице, разгоревшейся после смерти Владимира. В 1024 г. Мстислав захватил Чернигов, жители которого признали его своим князем, и разбил войско Ярослава. В 1025 г. Ярослав и Мстислав заключили мир. Киевский князь признал за Мстиславом восточные от Днепра земли.
Литература:
Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый.
https://zen.yandex.ru/media/historyrus/kritskaia-jrica-v-bashlyke-migraciia-andronovcev-skify-na-krite-v-16-vdo-ne-5f36016e87dcf25d91ab8069 https://zen. yandex.ru/media/historyrus/obychai-beleniia-lic-prishedshii-iz-skifskoi-epohi-legenda-o-belosnejke-i-gnomah-i-o-snegurochke-5f2d5527a27ff753df0d97e7 https://zen.yandex.ru/media/historyrus/bereshskii-kurgan-tagarskoi-kultury-glinianye-maski-i-glinianye-liudi-5f0d3808a04d3b2748ee9c59
Подписывайтесь на мой канал https://zen.yandex.ru/profile/editor/historyrus Русь, сложение государства в IX веке. Венеды и северяне, часть гуннов, ставшие основой новой общности. https://ridero.ru/books/rus_slozhenie_gosudarstva_v_ix_veke_venedy_i_severyane_chast_gunnov_stavshie_osnovoi_novoi_obshnosti/ Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/ Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века https://ridero. ru/books/krito-mikenskaya_kultura_i_religiya_kak_chast_indoevropeiskoi_kultury_epokhi_bronzovogo_veka/ Царевна-Лебедь с Золотой Горы https://ridero.ru/books/carevna-lebed_s_zolotoi_gory/ Мертвая царевна и Семеро Грезящих https://ridero.ru/books/mertvaya_carevna_i_semero_grezyashikh/ Близнецы с Алатырь-острова. Дети Мертвой матери Легенды Севера https://ridero.ru/books/bliznecy_s_alatyr-ostrova_deti_mertvoi_materi/ Мертвая царевна с Запретного острова. Семь повестей о Эльге https://ridero.ru/books/mertvaya_carevna_s_zapretnogo_ostrova_sem_povestei_ob_elge/ Шереметев. Лабиринты Познания https://ridero.ru/books/sheremetev_labirinty_poznaniya/ Сын звезды, рожденный горой. Александр Великий https://ridero.ru/books/syn_zvezdy_rozhdennyi_goroi_aleksandr_velikii_1 Лабиринты и тайны познания https://ridero.ru/books/labirinty_i_tainy_poznaniya Белый колет и фригийский колпак https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/belyy-kolet-i-frigiyskiy-kolpak/ Лабиринты и тайны познания https://ridero.ru/books/labirinty_i_tainy_poznaniya/ Близнецы с Алатырь-острова. Сын Звезды, рожденный горой. Александр Великий. Романы. https://ridero.ru/books/bliznecy_s_alatyr-ostrova_syn_zvezdy_rozhdennyi_goroi_aleksandr_velikii_romany/ Мертвые Царевны. Стражи Приобья https://ridero.ru/books/mertvye_carevny_strazhi_priobya /Золотая цепь гомерова/ https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/zolotaya-cep-gomerova/
СВЯТОПОЛК ВЛАДИМИРОВИЧ • Большая российская энциклопедия
В книжной версии
Том 29. Москва, 2015, стр. 574-575
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: А. С. Щавелёв
СВЯТОПО́ЛК ВЛАДИ́МИРОВИЧ «Окаянный» (в крещении Пётр) (978 или начало 979 – 1019), князь туровский (кон. 10 в. – 1014), киевский (1015–16, 1018–1019). Из династии Рюриковичей, биологич. сын кн. Ярополка Святославича и неизвестной по имени монахини-гречанки (взята в плен киевским кн. Святославом Игоревичем), при рождении усыновлён отчимом – киевским кн. Владимиром Святославичем. В «Повести временных лет» (ПВЛ) содержится ремарка, что С. В. происходил от «двух отцов». С кон. 10 в. княжил в Турове. Ок. 1013 женился на неизвестной по имени дочери польск. кн. Болеслава I Храброго. В 1014 или несколько ранее был заподозрен Владимиром Святославичем в желании захватить власть и заключён в темницу в Вышгороде вместе с женой и, видимо, с её духовником – польск. еп. Рейнберном. Поскольку практически одновременно восстал против отца и новгородский кн. Ярослав Владимирович Мудрый, можно предполагать, что причиной мятежа старших сыновей была попытка отца передать киевский стол любимому сыну Борису (см. в ст. Борис и Глеб).
«Бегство Святополка Владимировича от Ярослава Владимировича Мудрого в 1019, его болезнь и смерть». Миниатюра из Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).
После смерти Владимира Святославича (15.7.1015) С. В. был освобождён и при поддержке вышгородских бояр занял киевский стол. После этого начал борьбу со своими братьями: 24 июля по приказу С. В. был убит Борис (ранее отказался от борьбы за киевский стол, его покинула «старшая дружина» отца), 5 сент. – Глеб, а затем – Святослав. Против С. В. из Новгорода выступил Ярослав Владимирович с войском из новгородцев и наёмников-варягов; С. В. привлёк на свою сторону печенегов. Поздней осенью 1016 С. В. потерпел поражение в бою под Любечем и бежал в Польшу (его супруга попала в плен). В 1017 воен. столкновения между братьями шли на зап. границах Др.-рус. гос-ва. Летом 1018 вместе со своим тестем – польским кн. Болеславом I Храбрым двинулся в поход на Киев, к которому были привлечены и наёмники (300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов). 22 июля союзники нанесли поражение киевскому кн. Ярославу Владимировичу на р. Буг (Зап. Буг), сам он бежал в Новгород. 14 авг. С. В. вновь занял киевский стол, после чего пытался избавиться от опеки тестя, войска которого в итоге покинули Киев с богатой добычей и пленными. Летом 1019 С. В. потерпел поражение от войск Ярослава Владимировича на р. Альта и бежал к Берестью (ныне Брест). Во время бегства у него развилась мания преследования, он скончался в каком-то пустынном месте к западу от границ Др.-рус. гос-ва. Несмотря на то что именно С. В. представлен в др.-рус. источниках как братоубийца (отсюда прозвище), часть исследователей выдвинула гипотезу, согласно которой организатором убийства Бориса и Глеба был князь Ярослав Владимирович.
В науч. оборот введено 78 серебряных монет, которые чеканил С. В. в Киеве, и одна его булла (печать). На монетах и печати обозначены варианты его крестильного имени: «Петрос» или «Петор». В качестве своей родовой тамги С. В. использовал двузубец (как его биологич. отец Ярополк Святославич и дед Святослав Игоревич).
Эпическая всемирная история: Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый |
Также называемый Ярославом, или Ярославом Мудрым по-русски, Ярослав Мудрый был великим князем Киева с 1019 по 1054 год, одним из самых ярких представителей династии Рюрикидов (Рюриковичей), который был наиболее известен в истории Восточной Европы как могущественный вождь раннее централизованное государство Киевская Русь. Он был сыном великого князя Владимира I (Владимира) (Владимира Великого).
Он также известен как искусный администратор, военачальник и дипломат, который поместил государство Киевская Русь на политическую карту средневековой Европы как одну из важных держав своей эпохи. В конце правления Ярослава в Ростове (ок. 988 — ок. 1010) в его честь был основан новый город Ярослав (примерно в 100 милях от Ростова). Затем его отправили управлять городом Новгородом в северной части Киевской Руси.
Ярослав предпочитал использовать в Новгороде наемников викингов (варягов) (династия Рюрикидов, по сути, была потомков викингов).Викинги, избранные и любимцы принца, были жестокими и жестокими по отношению к местным жителям. В 1014 году Ярослав решил не платить дань своему отцу, великому князю Владимиру. Разгневанный отец приготовился драться со своим сыном, но вскоре умер от болезни.
После смерти Владимира его старший сын Святополк решил завоевать киевский престол. Чтобы помешать своим братьям взойти на престол, Святополк убил Бориса, Глеба и Святослава и занял престол. Святополк, который стал известен как Проклятый (по-русски Окаянный) за убийство собственных братьев, был очень непопулярен среди простых горожан, солдат и знати Киева.
Ярослав, жизнь которого была спасена расстоянием между Киевом и Новгородом, бросил вызов Святополку. Он очень полагался на помощь наемников-викингов, а также на жителей Новгорода, которые были более чем счастливы помочь ему в битве со Святополком Проклятым. После долгой битвы со Святополком Ярослав победил его и захватил власть в 1016 году.
Святополк бежал в Польшу. Польский король Болеслас, заинтересованный в помощи Святополку в обмен на территориальные уступки, послал свои войска в Киев.Ярослав потерпел поражение в ожесточенном сражении в 1017 году и бежал в Новгород. К 1019 году он собрал больше войск из Новгорода.
В решающей битве он победил своего брата и стал великим князем Киевской Руси. Ему потребовалось около двух десятилетий, чтобы утвердить свою власть в некоторых отдаленных уголках своей страны, поскольку он воевал с другим братом, Мстиславом. С 1036 г. Ярослав был единоличным правителем Киевской Руси.
Ярослав правил Киевской Русью около 35 лет, укрепив политическую и экономическую власть и сделав Киев одним из крупнейших культурных центров Восточной Европы.Он был известен своими военными достижениями, когда он победил могущественных и разрушительных кочевых печенегов на южной границе Киева в 1036–1037 годах.
Памятник Ярославу |
В серии кампаний на западной границе в 1030-х и 1040-х годах он ослабил Польское государство, отвоевал у Польши провинцию Галицию и расширил свои владения в Балтийском регионе, покорив эстонцев, литовцев и другие племенные объединения.Он также пытался бросить вызов политическому господству Византийской империи в юго-восточной Европе, но потерпел поражение в Константинополе в 1043 году.
Культурное и религиозное развитие Киевской Руси было значительно продвинуто Ярославом во время его правления. Он способствовал распространению христианства, которое формально было введено его отцом Владимиром в 988 году. Значительное количество религиозных и некоторые светские книги были привезены из Византийской империи и были переведены с греческого на старославянский и старославянский языки.
Важно подчеркнуть, что тесные религиозные связи Ярослава с Византийской церковью способствовали будущей изоляции России от Римско-католической церкви и, следовательно, от латинской цивилизации. Ярослав понимал значение искусства. Он поощрял византийских художников и ремесленников, особенно архитекторов, селиться в его столице.
Были построены новые церкви, и первые русские монастыри были основаны во время правления Ярослава, чтобы обозначить центральную роль христианской церкви в государстве.Монументальный собор Святой Софии и Золотые ворота Киевской крепости стали самыми известными образцами киевской архитектуры. По указу Ярослава правовая система страны была систематизирована и дополнена опубликованием кодекса законов под названием «Правосудие Ярослава» («Правда Ярослава» по-славянски).
Ярослав постоянно заменял племенных вождей своими соратниками, энергично преследовал языческих вождей и подавлял язычество. Эти действия в дальнейшем способствовали преобразованию восточнославянских племенных конфедераций в динамичное феодальное государство и укрепили позиции религиозного духовенства в политических делах.В 1051 году Ярослав впервые назначил местного митрополита Иллариона без участия Константинополя.
Ярослав вел очень активную внешнюю политику; он поддерживал и продвигал международную торговлю. Русские купцы успешно торговали до Византии, Франции, Венгрии, Норвегии и Персии.
Он заключил союзы с несколькими центральноевропейскими и западными державами посредством династических браков, так как его дочь Елизавета была замужем за Харальдом III из Норвегии, дочерью Анной Генриха I из Франции и Анастасии за Андрея I из Венгрии.Ярослав был женат на шведской принцессе, а его сестра вышла замуж за византийского князя. Это закрепило высокий престиж государства Киевская Русь и династии Ярославов в Европе.
Ярослав умер в 1054 году. Его уважали как успешного строителя централизованного государства Киевская Русь. В своем завещании он разделил свои владения между пятью сыновьями, доверив Киевский престол своему старшему сыну Изаславу. Однако очень скоро после смерти Ярослава государство развалили его честолюбивые, но не дальновидные сыновья.
Битва Святополка Проклятого и Ярослава Мудрого (из Радзивилловской летописи) Аноним / Библиотека РАН, Санкт-Петербург / 15 век / Россия / Пергамент, акварель / История / 31,5×21 Stock Photo 4266-29338 : Superstock
Superstock предлагает миллионы фотографий, видео и стоковых ресурсов для креативщиков со всего мира.Это изображение года Битвы Святополка Проклятого и Ярослава Мудрого (из Радзивилловской летописи), сделанное анонимом / Библиотека РАН, Санкт-Петербург / 15 век / Россия / Пергамент, акварель / История / 31,5×21 автора А. Буркатовский / Fine Art Images уже сегодня доступен для лицензирования.
Детали
Номер изображения: 4266-29338
Права управляемого
Кредит: A.Burkatovski / Fine Art Images
Разрешение на выпуск модели: Нет
Разрешение на собственность: Нет
Детали: 2699 x 4134px | 9 дюймов x 13,78 дюймов | 33,47 МБ | 300 точек на дюйм
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ EASY RM
$ 250
Издательское дело / образование
400 долл. США
Прямой маркетинг — внутреннее использование
$ 1600
Продлить лицензию
Для индивидуальных тарифных планов со скидкой, без водяных знаков или пакетов изображений для частных лиц или корпораций нажмите кнопку
НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ ниже.
В поисках материалов для подписки посетите наш дочерний сайт PURESTOCK .
Добавить в корзину Нужны дополнительные параметры?
×
Свяжитесь с нами
Мы готовы помочь! Свяжитесь с нами, если вам нужны более гибкие варианты лицензирования.
Звоните нам по телефону 866-236-0087
Представители доступны с 9:00 до 18:00 EST.
Ключевые слова
Пожалуйста, свяжитесь с
Продажи и исследования SuperStock
Электронная почта: yourfriends @ superstock.com
Телефон: 1-866-236-0087
Ярослав I Мудрый — Откройте и исследуйте Украину
История Ярослава I Мудрого читается как сложный роман обмана и победы. Правление Ярослава было жизненно важным не только для Новгорода и Киева, но и оставило неизгладимый исторический след в стране. Его помнят и воздают ему дань уважения через памятники и он изображен на российской банкноте в 1000 рупий. Он был сыном Владимира Великого, и его приход к власти — эпическая история.
Ярослав I Мудрый родился c 978 г. и был одним из многих сыновей Владимира Великого. Его ранняя жизнь окружена множеством загадок, но после смерти отца его история действительно начинается. Владимир Великий умер в 1015 году, и Ярослав был одним из пяти оставшихся в живых сыновей. Его старший брат, Святополк Проклятый, так жаждал власти, что убил троих своих братьев, чтобы его мечты стать правителем сбылись, и он действительно захватил власть над Киевом. Последовавшие за этим кровопролитные сражения привели к великим войнам против Святополка, и предполагается, что убийство их брата Бориса действительно было совершено по приказу Ярослава.Новгородцы были против нахождения Святополка у власти и полностью поддерживали Ярослава. Ярослав был отправлен в Новгород в 1010 году и стал великим князем, в это время он основал новый город, который назвал Ярославлем. Варяжские наемники были призваны победить Святополка, и они преуспели в своей миссии, добившись того, что Ярослав I Мудрый пришел к власти и стал великим князем Киевским в 1019 году. основы российского правосудия.
За свою поддержку новгородцы были награждены привилегиями и свободой, которые привели к образованию Новгородской республики. Их уважение к Ярославу еще больше возросло, и в его честь был назван Ярославский суд. Сегодня в Ярославле стоит памятник Ярославу. Его военные успехи и мощь росли во время его правления, и он установил множество внешних политик. Три его дочери вышли замуж за князей и оставили наследство в разных странах, таких как города Юрьев (Эстония), Ярослав (Польша), Юрьев (ныне Белая Цексква) и Ярославль (Россия), названные в его честь. .В его память названы даже каски русских солдат — Шлем Ярослава Мудрого. Ярослав I Мудрый скончался в 1054 году. Он оказал большое влияние на повседневную жизнь людей, которыми правил, и заложил многие основы, которые сформировали Украину в ее нынешнем виде.
Ярославская область
Борис и Глеб
Есть и другие люди, известные как Святой Роман и Святой Давид.
Борис и Глеб, христианские имена Роман и Давид, были первыми русскими святыми.Согласно «Житиям Бориса и Глеба» XI века (приписываемым Нестору Летописцу и Иакову преподобному), они были детьми Владимира Великого, которые любили их больше, чем другие его дети. Оба были убиты во время междоусобных войн 1015-1019 годов и прославлены Русской Православной Церковью в 1071 году. Их похоронили в Вышгородском соборе, который был повторно освящен их именем; впоследствии их именами были названы многие другие русские церкви. Их праздник отмечается 23 июля (6 августа).
В Первой летописи говорится, что их мать была болгаркой. Однако большинство современных ученых утверждают, что у Бориса и Глеба были разные матери и разный возраст. Борис, который уже был женат и правил Ростовом, вероятно, считался наследником престола Киевской Руси. Глеб, еще несовершеннолетний, правил самым восточным городом Мурома.
Русские хроники обвинили Святополка Проклятого в заговоре с целью их убийства.Борис и его слуга были зарезаны, когда спали в палатке. Было обнаружено, что князь еще дышит, когда его тело в мешке везли в Киев, но варяги избавили его от страданий ударом копья.
Глеб был убит на пути к умирающему отцу собственным поваром, который перерезал ему горло кухонным ножом и спрятал его тело в хворосте. В «Житии» много красочных подробностей последних часов Бориса и Глеба, например, предупреждение их сестры об убийственных планах Святополка.
Нет смысла принимать данные Life за чистую монету. Этот шедевр агиографии объединяет многочисленные литературные традиции. Фактические обстоятельства жизни и смерти Бориса и Глеба могли быть разными. Возможно, решающее свидетельство исходит из нескольких непредвзятых зарубежных источников, в которых упоминается, что Борис наследовал своему отцу в Киеве, а не скрывался в Ростове, как, кажется, подразумевает Русская Первичная летопись.
Более того, сага норвежского Эймунда повествует о варяжских воинах, которых Ярослав I Мудрый нанял, чтобы убить своего брата Бориса.Некоторые историки доверяли саге больше, чем российским источникам, утверждая, что именно Ярослав (а не Святополк) был заинтересован в устранении своих политических соперников и, следовательно, виновен в убийстве своих братьев.
Икона Святых Бориса и Глеба XIV века из Государственного Русского музея.
БОРИС и ГЛЕБ, Святые (крещенные как Роман и Давид), князья, смиренно претерпели мученическую смерть, первые среди святых Русской Православной Церкви. Младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича.Согласно легенде, Борис, родившийся около 990 года, был старшим из двоих (что подчеркивается в иконографии, где Борис изображен с бородой, а Глеб — без нее). По наделу предков (ок. 994-996) Борису достались Ростов, а Глеб — Муром. Оба князя усердно обращали местных язычников в христианство и оба пали жертвами своего старшего брата Святополка (по прозвищу «Проклятый»), который ни в чем не гнушался в своих попытках занять киевский престол. Летописные тексты, рассказывающие об этих трагических событиях, читаются не как хроники междоусобных войн, а как жизни мучеников.
После смерти Владимира летом 1015 года свита уговорила Бориса отправиться в Киев для восхождения на престол, но князь отклонил этот призыв, потому что не хотел нарушать принцип родового старшинства. Он ясно понимал зловредные намерения своего брата и добровольно столкнулся с собственной смертью, оставив своих воинов и оставшись на берегу реки Альта с небольшим количеством слуг. В ночь на 24 июля тайно присланные убийцы, когда подошли к палатке Бориса, слышали, как он пел псалмы.Тело Бориса, пронзенного копьями, доставили Святополку. Увидев, что его брат еще дышит, он приказал прикончить его мечом. Святополк тайно закопал тело брата и послал за Глебом — как бы во имя их больного отца. Предчувствие неминуемой смерти Глеб смиренно ждал ее в молитвах отца и брата. Его убили 5 сентября, как жертвенного ягненка (символично, что его убийца был его поваром) в устье реки Смядынь.Похоронен в той же Вышгородской церкви Святого Василия, что и его брат Борис. Через некоторое время церковь сгорела, и на ее месте построили клетку, в которой хранятся нетленные останки обоих святых братьев.
В легенде о братьях их принято называть «небесными людьми и земными ангелами», молитвы к ним удержат «меч войны и междоусобной войны». Слухи о множественных чудесах у подножия могилы ускорили их канонизацию (не позднее 1039 г.).День памяти этих святых Церковь отмечает 2 (15) мая, в день перенесения их мощей в новый храм (в очередной раз перенесен в новый храм во имя Бориса и Глеба в Вышгороде, мощи утеряны во время Батийское нашествие), а 24 июля (6 августа) — день убийства Бориса.
История двух братьев-мучеников не раз вдохновляла летописцев. Наиболее древние и полные версии легенд, относящиеся к лучшим образцам древнерусской литературы, приписываются Нестору и иноку Якову (XI — начало XII вв.).
Пантеон
- Визуализации
- Рейтинги
- Люди
- Места
- Род занятий
- Профили
- Люди
- Места
- Страны
- Профессия 9019 Страна
- Данные
- Разрешения
- Скачать
- API
- Ежегодник
- Домашняя страница
- Визуализации
- Рейтинги
- Профили
- Люди Места
- Профессия
- Eras
- О
- Данные
- Разрешения
- API
- Ежегодник
- API
- Поиск
- Оставить отзыв
- Цитата об использовании
Вы можете попробовать новый поиск или эти страницы:
Isaac Newton
Physicist
United Kingdom
Rank 6
Walt Disney
Producer
United States
Rank 82
Роджер Федерер
Теннисист
Швейцария
Рейтинг 124
Гонщик
Занятие 16
665 Физические лица
Спортивная сфера
Agnez Mo
Актер
Индонезия
Рейтинг 63
Лаози
Философ
Китай
Рейтинг 157
Винсент Ван Гог
Художник
Нидерланды
Рейтинг 20
Модельер
Занятие Искусство Область 70
35 Физические лица
Васко да Гама
Explorer
Португалия
Рейтинг 99
Знаменитость
Занятие 40
142 Физические лица
Общественный деятель Домен
Мари Кюри
Физик
Польша
Рейтинг 64
- 2
- Визуализации
- Рейтинги
- Люди
- Места
- Страны
- Профессии
- Профессии / Страны
- Разрешения
- Загрузить
- API
- Ежегодник
- Дата рождения: 980
- Брак: Ингегьерд Олавсдаттер в 1019 году
- Умер: 20 февраля 1054 года в возрасте 74 лет
Киевского Ярослава I Владимировича МудрогоОбщие примечания: Дата рождения: 980 В 1019 году Ярослав женился на Ингегьерд Олавсдаттер, дочери Улофа Скотконунга Эрикссона из Швеции и Эстрид из Оботритов.(Ингегьерд Олавсдаттер родилась около 1001 года в Швеции и умерла 10 февраля 1050 года в Вышгороде (недалеко от Киева).) |
Русская игра престолов: кого подставил киевский князь Святополк, назвал проклятым
В 1015 году произошло убийство князей Бориса и Глеба, ставшее первыми в русской истории святыми мучениками. Братья не противятся злу, хотя знали, что их ждет. Таким образом, они стали примером христианского смирения. Древние записи называли убийцу старшего брата на русском языке Каином князя Святополка, имя которого уже тысячу лет проклято.Однако анализ материалов и логика показывают, что его подставили.
В июле 1015 года умирает Креститель Руси и великий князь Киевский Владимир. Несколько жен у него было 11 сыновей, семеро из которых на момент смерти отца были живы. Все они от его имени правят в разных городах России. Владимир был мудрым правителем, но не оставил указаний о том, кто будет на Киевском престоле после него. Эта ситуация привела к конфликту.
Власть в столице взял один из старших братьев — Святополк, который не был уроженцем Владимира, а был племянником-пасынком, считался и принимался.К моменту смерти князя Святополк сидел в киевской тюрьме, где был заточен Владимир. Возможно, он замышлял переход Руси от византийского обряда к римскому.
В тюрьме вместе с ним находились его жена, дочь польского короля Болеслава Храброго и латинского епископа Рейнберга. К моменту смерти Владимира Святополк был наиболее близок к престолу и при поддержке местных бояр взял власть в свои руки.
Святополк мирно правит, монеты чеканил, а религия не изменилась.Однако событие началось, ставшее одной из самых загадочных страниц древней истории. Один за другим погибли трое младших сыновей Владимира. В «Сказке давно минувших лет» было написано, что ростовский князь Борис был убит в палатке по дороге в Киев, а затем убил Глеба Муромца, убившего повара.
Убийство святого Бориса. Клэми на житии святых князей Бориса и Глеба
После этого расклада древлянский князь Святослав испугался за свою жизнь и убежал, но убийца настиг его.Запись ясна: убийца князь Святополк. Ярослав, правивший в далеком Новгороде, ведет братоубийственную войну. На 4 года окрестности Киева становятся полем битвы. Ярослав возглавляет викингов, а Святополк — сначала печенегов, а затем и польское войско царя Болеслава.
Убийство святого Глеба. Клэми на житии святых князей Бориса и Глеба
В конце концов, Ярослав побеждает, а убийца его брата убегает на Запад, где умирает в пустыне «между ляхами и Чачи».Сватоплук на Руси проклял, а его имя стало табу. Ярослав ведет киевский стол, собирает книги, издает первый старинный свод законов, Русскую правду, а дочерей князя дарит европейским монархам. В девятнадцатом веке Ярослав получил прозвище «Мудрый».
Святые Борис и Глеб
Летописцы писали, что Борис и Глеб знали о замысле брата, но отказались сопротивляться, и Ярослав сделал их первыми русскими святыми мучениками.
Борис и Глеб — младшие братья и древние традиции престолонаследия их не могли квалифицировать.Однако они единственные сыновья Владимира, рожденные христианами. В нем Борис Владимир увидел наследника, что не устраивало старшего брата Святополка и Ярослава, который при жизни отца начал воевать.
За попытку государственного переворота Владимир посадил Святополка в тюрьму. Волнения были на Севере. В Новгороде женатый на дочери могущественного шведского короля Ярослава отказался платить отцу ежегодную дань в 2 тысячи гривен и нанял дружины викингов. Владимир собирался наказать мятежников, но умер до выхода войск.
Когда Святополк завоевал Киев, Борис и Глеб, как смиренные христиане, отказались бороться за власть и заявили, что будут чтить нового князя как отца. На этот раз против него выступили другие братья — Брячислав и Мстислав. Оказывается, убивать Бориса и Глеба Святополку было невыгодно: они союзники, признавшие его старшинство.
Историки шахмат и Лихачев считают, что основная часть «Повести временных лет» была написана в 1037 году, то есть при жизни Ярослава Мудрого.А как известно, историю пишут победители. В летописи описывается предвзятая и кровожадная демоническая фигура Святополка, которая ради власти готова убить всех желающих.
Преподобный Нестор-летописец, автор «Повести временных лет»
Однако события прошлого зафиксированы не только в России, но и в Скандинавии. В XIX веке историк и профессор филологии Осип Сенковский перевел на русский язык исландскую «Сагу об Аманде».Рассказывали, что команду Аманды и его сестры Рагнара нанял король (князь) Ярослав (Ярослав) Холмгарда (Новгород).
Когда умер отец Ярославы, он начал войну со своим братом. По приказу нанимателя Амонд и его люди устроили засаду и убили врага. Описание убийства из засады в шатре князя подозрительно похоже на обстоятельства гибели князя Бориса, описанные в «Повести давно минувших лет».
В данном случае картина убийства следующая.Святополк — киевский стол, и его авторитет признают главные конкуренты, братья Борис и Глеб. Ярослава Новгородского, планировавшего борьбу за власть еще при жизни отца, такое положение не устраивало. Он посылает братьев-убийц, и вина перекладывается на «узурпатора». Это подтверждает версию о побеге братьев, выступавших против власти Святополка.
Нужна версия Ярослава зафиксирована «ручными» летописцами. И поэтому нет никаких сомнений в том, что в этой истории Глеб и Борис канонизированы и причислены к святым мученикам.Для подтверждения теории и последующих событий. После смерти Святополка, Бориса, Глеба и Святослава князя древлянская война между братьями заканчивается.
Реконструкцию облика Ярослава Мудрого сделали антропологи Герасимов череп князя
Уже киевский князь Ярослав посадил брата Судислава Пскова в тюрьму на всю жизнь. В тюрьме он провел 23 года и вернулся только после смерти великого князя. Впоследствии Судислав стал монахом.Ярослав давно воевал с другим братом, Мстиславом Тмутараканским. Он умер в охотничьем походе, и тогда Ярослав стал единственным князем и объединил под своей рукой все земли России: от Балтийского до Черного морей.
Итак, Ярослав действительно был мудр. Он затянул долгую аферистику и вероломством, интригами и военными силами уничтожил одного брата за другим. Интересно, что первый свод законов Ярослава «Русская правда» — чуть ли не прейскурант, где у каждого преступления была своя цена.За убийство Господа полагается штраф 80 грн, на ремесленника — 12, а на раба — 5.
Серебряная средневековая киевская гривна весом 157,2 г
Даже оторванный пучок бороды, который считался высоким для мужчин позором, полагался штраф 12 долларов США.